Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Современные ученые называют процесс формирования единого. Методические рекомендации по подготовке к вступительному испытанию в алтайский государственный университет по общеобразовательному предмету

5 отметок

В закладки

29.05.2014, 20:12

31. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

32. К глобальным экологическим проблемам относится

1) бедность некоторых регионов планеты

2) угроза ядерной войны

3) сокращение разнообразия биологических видов

4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения

33. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

___ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___ (3). Глобализация - ___ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___ (5) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ___ (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) диалог культур

Б) разделение труда

В) общество

Г) глобализация

Д) противоречивый

Е) массовая культура

Ж) сельское хозяйство

З) информационное

И) компьютер

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

34. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилизации. (3)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

35. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

36. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

37. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.








Толерантность Глобализация Общество Гражданственность Патриотизм Исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Процесс усиления интеграционных связей между отдельными людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними. Терпимое отношение народов, государств друг к другу. Эмоциональное отношение к родине – чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать её от врагов. Активная и сознательная включённость в дела политического сообщества. Терминологическая разминка


Глобализацией современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы разделения труда, внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется массовая культура. Глобализация – противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление информационного общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема диалога культур. А) диалог культур Б) разделение труда В) общество Г) глобализация Д) противоречивый Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютерЕ) массовая культура


I группа Докажите, что глобализация играет положительную роль в современном обществе. II группа Покажите негативные последствия глобализации для современного общества. III группа IV группа Докажите, что в современном мире необходимо толерантное отношение народов к друг другу. Почему при сегодняшней глобализации необходимо помнить о том, что мы граждане России.


Положительная роль глобализациив современном обществе Положительная роль глобализации в современном обществе Действие программ «интернетизации», предполагающей создание разветвлённой инфраструктуры доступа в Интернет. Это возможность для взаимопроникновения политических культур. Совместное решение глобальных проблем.


Негативные последствия глобализации для современного общества Рост выбросов углекислого газа, отсутствие контроля за этими действиями ведёт к последующему таянию ледников. Невозможность малым народам жить в глобальном мире. Постоянное увеличение государств обладающих ядерным оружием, что может привести мир к войне.


Необходимость толерантного отношения народов к друг другу в современном обществе Необходимость толерантного отношения народов к друг другу в современном обществе Возможность каждого народа решать свою судьбу свободным волеизъявлением. В условиях глобализации сохранение своей самобытности.



Тест по теме "Общество" с ответами (вариант 1, 2) рассчитан на учащихся 10- 11 кл. Он состаит из части А (25 вопросов) и части В (7 заданий). Тест соотвествует структуре ЕГЭ. Его можно использовать как для проверки знаний учащихся, так и для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Общество» В 1

A1 . Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности

A2 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество. Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством

A4 . . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз вития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере ворот, формируется массовое производство.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A5 . . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A6 . . Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер ждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран ностью окружающей среды.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A8 .

А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и

Коммунистический».

Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:

  1. высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
  1. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,

Наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4)в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду

A12. . Верны ли следующие суждения?

А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».

Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

1)является системой 2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам

A14 . Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности

3)сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A16 . Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью

А17 . А. Тойнби сформулировал закон:

1)единства и борьбы противоположностей 2)смены общественно-экономических формаций

  1. классовой борьбы 4)«вызов - ответ»

1)А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер 4)Г. Плеханов

A19 . Какой признак присущ нации как этнической общности?

1)национальное самосознание 2)федеративное государственное устройство

3)наличие национальной армии 4)разделение властей

A20 . Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности

3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия

A22 . Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A23 . Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию

A24 . К глобальным проблемам современного мира относится

1)возникновение новых межгосударственных объединений 2)завершение промышленного переворота

3)существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4)интенсивное развитие науки

A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Часть В.

Общество

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

традиционное

информационное

……….

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Ответ________________

В 3 . Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Ответ__________

В4. черты восточной цивилизации

  1. Уход во внутреннюю духовную жизнь
  2. Приоритет экономики в решении общественных проблем
  3. Созерцательное отношение к природе
  4. Ускоренный темп жизни
  5. Строгость поведенческих регуляторов
  6. Разнообразие и быстрая смена художественных стилей

Ответ____________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений

(А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что это арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Ответ__________

«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация - _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »

Ответ____________

В 7. Найдите в приведенном списке общественные явления . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Возникновение государства
  2. Генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
  3. Создание новых лекарственных препаратов
  4. Формирование наций
  5. Способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ_______________

Тема Общество

Ответы:

Вариант 1

Индустриальное

Стагнация

22121

2112

ГБЕДЗА

Предварительный просмотр:

Тест «Общество» В 2

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2 . Человек воздействует на природу:

  1. Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий

3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем

3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и внутри них

А4 . Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1)экономического развития страны 2)политического развития страны

3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений

А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А6 . Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществ ляется в:

1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере

А7 . Характерной чертой западной цивилизации является:

  1. низкая социальная мобильность
  2. длительное сохранение традиционных правовых норм
  3. активное внедрение новых технологий
  4. слабость и неразвитость демократических ценностей

А8 . Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

  1. революционный характер перемен
  2. скачкообразность
  3. насильственные методы
  4. постепенность

А9 . К числу глобальных проблем не относится:

  1. угроза ядерной войны
  2. распространение наркомании
  3. дефицит природных ресурсов
  4. атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

  1. гонкой вооружения
  2. соперничеством СССР и США
  3. быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
  4. загрязнением окружающей среды

А11 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма териальный мир.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А12 . Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состо ит в:

  1. эволюции человека как гармонично развитой личности
  2. улучшении нравов
  3. развитии науки и разума
  4. росте идеалов истины и справедливости

А13 . Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

  1. любая последовательность событий
  2. живая память общества, народа, социальной группы
  3. прошлое, давно минувшее
  4. сущностная динамика общественного развития

А14 . Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - куль тура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабиль ности и развития человеческого общества, сколь генетическое разно образие - для природы.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А16 . Вопросы власти, государства решаются в:

1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере

А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об щество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18 . Примером влияния природных факторов на развитие общества явля ется:

  1. возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
  2. строительство египетских пирамид
  3. распад империи Карла Великого
  4. объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

  1. были благоприятны для занятия земледелием
  2. позволяли тщательно обрабатывать землю
  3. требовали крайнего напряжения сил
  4. слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики

3)экономики и социальных отношений 4)экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 2)«непрерывность», плавность исторического процесса

3)высокая социальная мобильность 4)стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1)личность подчинилась обществу 2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3)усилилось внеэкономическое принуждение 4)возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономиче скому развитию страны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А 25 . Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

  1. модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации

Часть В.

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

Ответ: _____________________________________________

В2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».

Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.

Ответ___________

В 3 . Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ___________

В 4 . Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Преимущественное развитие тяжелой промышленности
  2. Медленные темпы социального развития
  3. Жесткая, иерархическая структура общества
  4. Развития система общественного разделения труда
  5. Высокая социальная мобильность населения
  6. Преобладание в экономике аграрного сектора

Ответ____________

В5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором - индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Ответ__________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»

Ответ________________

В 7 .Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Потребительское отношение к природе
  2. Уважение к традициям и законам
  3. Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
  4. Разнообразие норм социального поведения
  5. Разработка фундаментальных научных теорий
  6. Консерватизм

Ответ___________________

Ответы:

Естественная или окружающая

Автоматизация

21121

2212

БДАЗГИ


Охватывает все стороны нашей жизни.

Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими рычагами. Информационная революция , в основе которой лежит соединение компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. И если раньше связь с людьми из других стран была возможна только с помощью телефонов, писем, телеграмм и т.д., то теперь благодаря интернету общение стало возможным и в режиме “реального времени”. Все это стало возможным благодаря процессу глобализации, т.е. в современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всём своём многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Появление термина “” связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию ““.

Что же такое ?

причины глобализации

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказывается по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Точки зрения о становлении единого человечества:

глобализация, точки зрения.

Глобализация . Основные факторы единства современного человечества.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ч а с т ь А
А1. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на
деятельность, поведение людей:
1) политика;
2) политическая власть;
А2. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм,
ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая
власть и осуществляется политическое влияние – это:
3) власть;
4) диктатура.
1) политический режим;
2) политическая система; 3) государство.
А3. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии принимают законы страны.
Б. Политические партии предлагают решения социально­экономических
вопросов.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А4. Политическая партия – это:
1) добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
либо участие во власти на государственном уровне;
2) непрерывно действующая организация,
существующая как на
национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и
отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке;
3) общественное движение.
А5. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести:
1) углубление международного разделения труда;
2) распространение технических достижений;
3) ослабление национальных культур;
4) расширение международного сотрудничества.
А6. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире
выступает проявлением:
1) глобализации;
3) информатизации;

4) демократизации.
2) модернизации;
А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. В правовом государстве право выше власти.
Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А8. В структуру политической системы входят:
1) политические отношения и политические организации;
2) политические отношения, политические организации и политические
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
нормы;
3) политические отношения, политические организации, политические нормы,
политические идеи, взгляды и политическая культура.
А9. Гражданин К. решил подарить автомобиль своему сыну. Чтобы оформить
соответствующие документы, он доложен обратиться…
3) …в суд;
4) …в адвокатуру.
1) …в прокуратуру;
2) …в нотариат;
А10. Высшей юридической силой в нашей стране обладает…
1) …указ президента;
2) …федеральный закон;
3) …Конституция;
4) …постановление правительства.
А11. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения граждан?
1) Гражданское;
2) административное;
А12. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример
ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни
человека и общества говорят эти стихотворные строки?
3) трудовое;
4) конституционное.
1) Организация совместного досуга;
2) укрепление родственных связей;
3) совместное ведение домашнего хозяйства;
4) воспитание детей.

А13. В стране М. правительство формируется на основе результатов
парламентских выборов. При этом существует должность президента, который
избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?
1) Конституционная республика;
2) президентская республика;
А14. Верны ли суждения об уровне жизни?
А. Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового
3) парламентская республика;
4) ограниченная монархия.
национального продукта будет выше, чем прирост населения.
Б. Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение
осуществляется централизованно.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А15. К формальным позитивным санкциям относят...
1) …доброжелательное расположение;
2) …государственные награды;
3) …лестные отзывы коллег;
4) …дружеское признание лучших качеств.
А16. Что из перечисленного характеризует религию?
1) Достоверно прогнозирует последствия социальных действий;
2) направлена на установление законов развития природы и общества;
3) связана с верой в наличие сверхъестественного;
4) способствует созданию новых отраслей производства.
А17. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется...
1) …милитаризацией общественной жизни;
2) …политическим плюрализмом;
3) …всесторонним контролем над жизнью общества;
4) …верховенством исполнительной власти.
А18. Какое действие является примером нарушения демократической
процедуры голосования?
1) Доставка инвалидам урны голосования на дом;
2) проведение предвыборной агитации в день голосования;
3) привлечение к участию в выборах находящихся под следствием;
4) установка кабин для тайного голосования.

А19. Какой институт политической системы обладает суверенитетом?
1) Средства массовой информации;
2) политические партии;
3) государство;
4) лоббистские группы.
Ч а с т ь В
В1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
«(1) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый
Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель
которой – изучение проблем современного мира. (2) Обострение глобальных
проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной
цивилизации. (3) Другие же считают, что попытки разрешить глобальные
проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В работе Римского клуба
принимают участие специалисты из разных стран».
Определите, какие положения текста носят:
А. Фактический характер.
Б. Характер оценочных суждений.
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«_____________(1) современные ученые называют процесс формирования
единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и
мировой системы ___________(2), внедряются единые представления об
оптимальном социально­политическом устройстве,
распространяется
______________(3). Глобализация – ______________(4) процесс, оказывающий
как позитивное, так и негативное
влияние на развитие современного
человечества. С одной стороны, происходит становление _______________(5)
общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со
странами «третьего мира», обостряется проблема ______________(6)».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить
в пропуски. Слова даны в именительном падеже единственного числа. Слов в
списке больше, чем вам необходимо.
А. Диалог культур.
Б. Разделение труда.
В. Общество.
Г. Глобализация.
Д. Противоречивый.

Е. Массовая культура.
Ж. Сельское хозяйство.
З. Информационное.
И. Компьютер.
В3. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными
ситуациями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из
второго столбца.
С о ц и а л ь н ы е с и т у а ц и и
А. Организация предпраздничной торговли.

Б. Проведение референдума о доверии президенту.
В. Принятие закона об общественных организациях.
Г. Написание приключенческого романа.
Д. Производство товаров массового спроса.
Е. Проведение научного исследования.
П о д с и с т е м ы о б щ е с т в а
1) Экономическая.
2) Политическая.
3) Духовная.
В4. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами
социальной мобильности: к каждой позиции первого столбца подберите позицию
из второго столбца.
События
Виды мобильности
А. Ученый­историк начал преподавать в университете.
Б. Научный работник получил ученую степень кандидата наук. 2) Горизонтальная.
В. Офицер получил внеочередное звание.
Г. Девушка­католичка накануне бракосочетания перешла в
протестантскую веру.
1) Вертикальная.
А – Б – В – Г –
В5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «искусство».
Образность,
субъективность.

эмоциональность,
фантазия,

обоснованность,

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
О т в е т: _____________________________________
Ч а с т ь С
Прочитайте текст и выполните задания к нему С1–С3.
Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на
очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти
«подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда –
отвергаются. Эти гипотезы полезны, необходимы и драгоценны; без них
исследование мира не могло бы совершаться, и наука стала бы невозможною. Но
они совсем не суть «доказанные истины», даже и те из них, которые доселе
подтверждались при наблюдениях. Чем дальше человек стоит от научной
лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность
научных предположений и объяснений. Только настоящие ученые знают границы
своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а
совсем не легкая, ежедневная добыча. Настоящий ученый прекрасно понимает,
что «научная» картина мироздания все время меняется, все осложняясь,
углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства.
Достаточно вспомнить, как изменилась вся картина мира после того, как
астрономическая система Птолемея была вытеснена системой Коперника; или –
что дало науке и народам открытие электричества или радио, или
беспроволочной передачи, или раскопки
доисторических городищ, или
спектральный анализ.
<…> все его
«определения», «объяснения» и «теории» – попытки приблизиться к живой тайне
материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за
нее свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но что касается ее
теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям
проблематичного и таинственного.
Настоящий ученый знает,
что
C1. Как философ оценивает значение гипотез в научном познании мира?
(Приведите две авторские оценки.)
С2. Почему автор берет в кавычки слово «доказанные», говоря об истинах?
Какой известный вам термин использует для обозначения данного вида истин
современная теория познания?
C3.
Какие особенности, по мнению автора, характеризуют взгляды
настоящего ученого на научное познание? Укажите три такие особенности.

С4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои
мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса
обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт.
Философия
Социальная
психология
Социология
Политология
Правоведение
Экономика
«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы»
(Д. Адамс)
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
«Одна и та же социальная роль по­разному переживается,
оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон)
«При демократии человек не только наслаждается предельно
возможной властью, но и несет предельно огромную
ответственность» (Н. Казинс)
«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто
ему повинуется» (Демокрит)
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей:
плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость
передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон)

К л ю ч к т е с т у:
А1. 3). А2. 2). А3. 2). А4. 1). А5. 3). А6. 1). А7. 1). А8. 3).
А9. 2). А10. 3). А11. 1). А12. 4). А13. 3). А14. 1). А15. 2).
А16. 3). А17. 2). А18. 2). А19. 3).
В1. 1) – А; 2) – Б; 3) – Б; 4) –А.
В2. ГБЕДЗА.
В3. 1) – А, Д; 2) – Б, В; 3) – Г, Е.
В4. А – 1); Б – 2); В – 2); Г – 1).
В5 – обоснованность.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!