Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Животные водоемов различных типов. «Растения и животные водоёмов

Экология

Пресные воды – уязвимая, но богатая жизнью экосистема. В сравнении с объемом соленой воды на планете, пресной воды во много раз меньше. Пресная вода жизненно важна для человека, поэтому исторически он старался селиться ближе к озерам и рекам, чтобы свободно пользоваться водой. В пресных водах живут не только рыбы, но и большое количество млекопитающих, которые дышат воздухом, но не могут жить без водной среды. Узнайте о самых крупных и интересных обитателях озер и рек со всего света.


1) Гиппопотам


Эти крупные млекопитающие охлаждаются, погружая свои массивные тела в прохладные Африканские пруды, реки и озера на долгое время – до 16 часов ежедневно. Хотя они могут задерживать дыхание на полчаса, если это необходимо, гиппопотамы обычно высовывают голову из воды. Ночью гиппопотамы перестают принимать ванны и отправляются щипать траву. Если животные будут оставаться на солнцепеке долгое время, они быстро обезвоживаются.

Гиппопотам, или как его еще называют бегемот, обладает острыми клыками, которые могут достигать до полуметра в длину. Они демонстрируют клыки друг другу, чтобы определить, какой зверь является доминантным. Иногда демонстрации мощных зубов недостаточно, поэтому животные вступают в кровавые драки. Бегемоты довольно опасны для человека.

2) Ламантин


Ламантины обитают в мелких теплых водах рек, а также могут жить в соленой воде. Эти крупные млекопитающие достигают веса 600 килограммов. Они рождаются под водой и никогда не покидают родные водоемы до самой смерти, однако они вынуждены каждые несколько минут подплывать к поверхности воды, чтобы вдохнуть воздух. Известные, как морские коровы, ламантины травоядные животные, которые питаются различными видами морских растений, включая водоросли и другие. Несколько видов ламантинов обитает вдоль атлантического побережья Америки, в западной Африке и в реке Амазонка.

3) Ондатра


Ондатра – житель влажных районов, болот и прудов, где она строит туннели по берегам. Длина тела этого крупного грызуна составляет около 30 сантиметров, а плоский хвост длиннее тела в два раза. Ондатры, или мускусные крысы, хорошо адаптировались для жизни в воде и начинают плавать уже в возрасте 10 дней. Они хорошо известны своими коммуникационными способностями, умеют обмениваться информацией друг с другом, предостерегает о приближении врагов с помощью отличительного запаха - мускуса.

4) Байкальская нерпа


В мире существует множество тюленей, однако только один их вид является по-настоящему пресноводным – байкальская нерпа. Животные обитают на озере Байкал, Россия, самом глубоком озере мира. Хотя новые поколения байкальских тюленей рождаются каждый год на берегу озера, этим животным угрожает серьезная опасность исчезновения. Одной из причин является незаконная охота, а также загрязнение окружающей среды бумажными и целлюлозными предприятиями и другими промышленными объектами, расположенными вокруг озера.

5) Амазонский дельфин


Харизматичный амазонский дельфин использует эхолокацию, чтобы выслеживать рыбу и ракообразных в мутных водах реки Амазонки. Во время ежегодных наводнений дельфины плавают в затопленных лесах, охотясь за добычей между деревьями. Дельфинов довольно легко заметить благодаря розовой или очень бледной расцветке. Цвет дельфинов и их природная любопытность делает их легкой добычей для охотников, которые незаконно отлавливают этих животных. За последние годы численность популяции сильно сократилась. Местные жители Амазонки – народы боуто долгое время считали, что животные обладают сверхспособностями и могут превращаться в человека.

6) Капибара


Самый крупный в мире грызун, капибара или водосвинка, может вырастать до 130 сантиметров в длину и весить около 66 килограммов. Эти млекопитающие-любители воды достигают такого веса, питаясь травой и водными растениями.

Физически капибары очень хорошо приспособились к жизни в водной среде. У них имеются перепонки между пальцами на лапах, которые помогают хорошо плавать. Животные могут нырять и оставаться под водой от 5 минут и больше. Водосвинки водятся в Центральной и Южной Америке в озерах, реках и влажных районах от Панамы до Бразилии и северной Аргентины.

Комитет по охране природы работает с партнерами над тем, чтобы сохранить естественную среду обитания для капибар, включая влажные пастбища Льяноса. Группа работает с местными землевладельцами для создания частных резервов в критических местах обитания, а также общественных защищаемых территорий в провинции Насанаре в северо-восточной Колумбии.

Глаза, уши и ноздри капибар расположены в верхней части головы, поэтому они остаются на поверхности, когда животные плавают. Эти социальные млекопитающие путешествуют и живут группами, где доминирует крупный самец. Вместе они охраняют свои территории, где живут и питаются. Люди охотятся на водосвинок и выращивают их на фермах из-за их мяса и шкур. Некоторые католики Южной Америки приравнивают водосвинок к рыбе, поэтому разрешают есть мясо этих животных в Пост.

7) Бобер


Бобры являются отличными инженерами, уступая разве что человеку в вопросах перестройки ландшафта в свою пользу. Используя мощные челюсти и зубы, они валят деревья для производства деревянных и грязевых плотин высотой от 1 до 3 метров и длиной более 30 метров. Бобровые плотины преграждают путь речкам и ручейкам и не позволяют им затапливать поля и леса. В результате образуются озера, которые могут быть достаточно большими. На озерах бобры строят из веток и грязи хатки, в которые попадают через подводные туннели. Хатки нужны для того, чтобы скрываться от врагов и хранить запасы пищи.

Хотя бобры довольно неуклюжи на суше, они прекрасно плавают благодаря перепончатым лапам и длинному плоскому хвосту-рулю, что позволяет им достигать скорости под водой до 8 километров в час. Животные могут похвастаться своим натуральным плавательным костюмом из маслянистого водоотталкивающего меха.

Бобры питаются водными растениями, корнями, листьями, корой и ветками. Зубы у бобров растут всю жизнь, поэтому, когда они грызут древесину, это позволяет не вырастать зубам слишком длинными и загнутыми. Один бобер способен повалить сотни деревьев в год. За 15 минут бобер может повалить дерево диаметром 15 сантиметров.

8) Речная выдра


Эти водолюбивые млекопитающие находят большое удовольствие в плавании и нырянии. С помощью перепончатых лап они могут быстро плавать. У них имеются особенные ноздри и уши, которые закрываются в воде, а также водоотталкивающий мех. Молодые выдры начинают плавать уже в 2-х месячном возрасте. Речные выдры живут в норах вдоль берегов рек и озер, где могут охотиться на рыбу.

9) Утконос


Утконос представляет собой невероятную смесь: у него пушистое, как у выдры, тело, клюв, как у утки, перепончатые лапы и плоский хвост, как у бобра. Как и все эти животные, утконос хорошо плавает и проводит большую часть своей жизни, находясь в воде. В отличие от выдр и бобров, утконосы откладывают яйца: всего пару млекопитающих животных на планете делают это. Самцы утконоса имеют ядовитые жала на задних ногах. Животные роют норы возле берега и питаются вырытыми червями, моллюсками и насекомыми.

На первый взгляд пруд кажется пустынным и безжизненными местом. В действительности же он населен невероятным количеством всевозможных живых существ: рыбами, моллюсками, червями, лягушками и другими животными. В пруду произрастает много различных водорослей, часто микроскопических, которыми питаются его обитатели, являющиеся в свою очередь кормом для хищных животных.

Лягушка — это бесхвостая амфибия. которую далеко от воды никогда не встретишь. Обычно она прячется на берегу в траве или сидит на большом плавающем листе. При малейшей тревоге лягушка ныряет в воды и скрывается на дне водоема, где долго отсиживается, прежде чем в новь вынырнуть. Ей даже не нужно задерживать дыхание, потому что под водой она дышит кожей.

Лягушка бывает активной и днем, и ночью, но летом, охотясь на насекомых, червей и моллюсков, которыми она питается, предпочитает ночные часы. Летающих насекомых она ловит, высунув наружу длинный, клейкий язык.

Лягушка питается

На самом деле у лягушки есть зубы. Они крошечные и конусообразные и их основная функция это держать добычу на месте, пока она ее не проглотит.

Зубы у лягушки

Осенью лягушки впадают в зимнюю спячку. Одни виды лягушек зимуют в иле на дне водоема, другие забираются в ямки на берегу.

Раз в год, поздней весной, лягушки спариваются. В это время слышно настойчивое кваканье самцов. Оплодотворенную икру самки оставляют на дне водоема. Через несколько дней икринка лопается, и из нее выходит похожая на маленькую рыбку хвостатая личинка длиною чуть меньше сантиметра. По бокам головы у нее находятся жабры, через которые в ее организм поступает растворенный в воде кислород. На голове у личинки появляются начатки глаз и бороздка на месте будущего рта.

Через несколько дней в строении головастика происходят крупные изменения. Развившийся ротовой аппарат его уже приспособлен к соскабливанию пищи, с водорослей. Над отверстиями, которые соответствуют ноздрям, появляются два округлых глаза. Наружные жабры исчезают, их заменяют внутренние жабры. Хвост удлиняется и расширяется за счет развития вокруг него плавника.

Через некоторое время появляются передние и задние конечности. Задние конечности хорошо заметны сразу, а передние долгое время скрыты под жаберной крышкой. Как только все конечности полностью разовьются, лягушка выходит из воды. У нее больше нет жабр, она уже дышит легкими. А с исчезновением хвоста заканчивается формирование ее скелета.

Стадии развития лягушки. Из икринки вылупляется хвостатая личинка — головастик. Развиваясь, головастик постепенно превращается в лягушку. У него появляется конечности и отпадает хвост.

Виды лягушек:

Маленький древолаз всего 18 мм. Он очень ядовит. Его токсин вызывает отек и жжение.

Обыкновенная квакша с помощью своих пальцев-присосок может передвигаться по вертикальным поверхностям.

Лягушка — бык очень большая. Ее кваканье напоминает мычания быка.

Изменчивая листовая лягушка сливается с листьями, в которых она прячется.

Интересное о лягушках:

  • В отличие от лягушки, жаба не живет в воде, а возвращается туда только для того, чтобы отложить икру.

Гребенчатый тритон , как и лягушка питается насекомыми и их личинками, а также головастиками и моллюсками в воде. Тело этой хвостатой амфибии чем-то напоминает тело ящерицы. Длина вместе с хвостом 16 сантиметров, на спине красивый зубчатый гребешок. Окраска самки темно-коричневая, брюхо оранжевое с черными пятнами.

В период спаривания самцы «надевают» брачный наряд: по бокам хвоста появляется голубовато-белая полоска, а желтизна на брюшке становится более яркой. У самки, у которой нет гребешка, на спине образуется желтая полоса.

Тритоны могут достаточно долго находится на суше, скрываясь в трухлявых пнях или норах грызунов. Однако вода — их естественная среда обитания. Они в основном активны в ночное время, день проводят на дне водоемов или прячутся в растительности. По земле тритоны передвигаются медленно и неуклюже, а в пруду они легко плавают и ныряют.

Эти тритоны проводят значительную часть своей жизни в спящем режиме, как правило, с октября по март. Зимуют тритоны в норах кротов, различных ящериц и в пнях.

В дождливую ночь в марте, они просыпаются и направляются обратно к пруду, где готовы к спариванию.

  • Класс : амфибия
  • Питание : плотоядное животное
  • Средняя продолжительность жизни в дикой природе : До 25 лет
  • Размер : до 16 см
  • Вес : от 6,3 до 10,6 г

Интересное о тритонах:

  • Маленьким тритонам нужно три месяца, чтобы стать взрослыми. Питаются тритоны жуками, личинками комаров, а также икрой земноводных рыб.
  • Популяция тритонов находится в состоянии упадка, и они считаются вымирающим видом. Они и места их обитания охраняются в соответствии с европейским законодательством.

Предмет: Познание мира

Класс: 4

Тема: « Растения и животные водоёмов.»

Учитель начального класса: Паншаева Роза Рахмантуллаевна

Средняя школа № 10 города Тараз

Тема урока : « Растения и животные водоёмов.»

Цель урока : формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.

Задачи урока:

1. выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока : урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий.

Оборудование : наглядность, ТСО, тетрадь, дневник наблюдения.

Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.

Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Встань–ка, ровненько, дружок,
Начинается вот-вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.

2. Проверка домашнего задания. Пересказ прочитанного.

Какие леса растут на территории Казахстана?

Какие растения растут в них?

Какие животные обитают в лесах?

Чем тугаи отличаются от обычного леса?

Почему лес нужно беречь и охранять?

О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство. Лес - «легкие нашей планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)

Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

3. Постановка задач:
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова паровоз , корень в слове подъём и окончание из слова слоны. Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

Что такое водоём?

1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. (водоем )

2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.

3. Это хранилище воды.

Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные )

4. Постановка целей урока.

Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах? Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?

Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;

Познакомимся с условиями существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;

Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана.

5.Знакомство с новой темой.

Работа с картой Казахстана.

Назовите озёра и реки Казахстана?

Озёра Казахстана - Балхаш, Арал, Каспий, реки - Иртыш, Сырдарья, Или. . С помощью учителя они узнают об обитающих в этих озерах и реках промысловых рыбах, ценных животных (каспийский тюлень, бобр).

Какой цвет преобладает на планете Земля?
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).

Заполнить таблицу в Дневнике наблюдения стр.57 задание 1

Реки Казахстана

Озёра Казахстана

Также к водоемам относят и речки, котлованы, болота, каналы, и в каждом из них имеются различные растения и животные.

а) Растительный мир водоёма

В соответствии с местом обитания растения водоемов можно разделить на три группы:

    прибрежные растения;

    растения, корнями прикрепляющиеся ко дну, листья и цветы которых находятся на поверхности воды;

    растения, корни которых свободно разветвляются в воде, листья находятся на поверхности воды.

Дети знакомятся с прибрежными растениями - камышом, рогозом.

Камыш - это высокое гибкое растение. Он вырастает до 3 метров высотой, на макушке его находится метёлка. Камыш используют в изготовлении плетеных изделий, в качестве строительного теплоизоляционнго упаковочного материала. Листья длинные, узкие, на конце стебля находятся колоски.

Рогоз - отличается длинными кожистыми листьями. Цветки собраны в початки. Его часто называют камышом. Из плотно пригнанных друг к другу стеблей издавна делали крыши, а иногда и стены домов. Они и до сих пор считаются очень прочными, служат несколькими поколениям хозяев. Семена камыша и рогоза разносятся ветром.

(лилии, кувшинки)

Белая кувшинка или водяная лилия-имеет цветок невероятной красоты. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод». Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды. Это растение внесено в Красную книгу Республики. У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.

Желтая кубышка - это многолетнее травянистое растение. Корневище горизонтальное, толстое, толщиной 3-7 см, покрыто рубцами от опавших листьев.

Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу )

Ряска - крохотное многолетнее растение плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Его корни, не достигая дна, разветвляются в воде.

Водоросли - это наиболее многочисленная группа морских растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они похожи на длинные нити или ленты. Они распространены в водоемах всего мира.

Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных )

б) Животный мир водоема.

    Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

Плавники

Перепонки на лапах

Длинные ноги, клюв

Защитную окраску

Обтекаемую форму тела

- Догадайся по описанию, о ком идет речь?

По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка )

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка )

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак )

Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.

6.Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.

Какую пользу приносят лягушки?(уничтожают вредных насекомых)

Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.

Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?

Стрекоза – очень красивое насекомое с тонким прямыми прозрачными крыльями, Она хищник, питается насекомыми, которых хватает на лету.

У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми

Водоёмы богаты рыбой: карп, лещ, судак, карась, сом, щука, окунь и т.д. Они питаются водорослями, насекомыми, личинками.

Водоплавающие птицы- гуси, утки, лебеди. Они строят свои гнезда в прибрежных зарослях. Цапли, пеликаны, розовые фламинго кормят своих детенышей рыбой. В Красную книгу занесены розовые фламинго.

У берегов водоёма живут млекопитающие ондатры, бобры, выдры.

Почему их называют млекопитающими?

Чтение текста стр.79-82

Закрепление материала

Игра «Кто быстрее?» Правильно составить слова, вы узнаете названия растений и животных водоёмов.

Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям.
- Что бы вы могли поведать?
Чтение стихотворения (хором с доски).
Дерево, трава и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни.

Итог урока
Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
Напишите на листочках, какие открытия вы сделали.
Что больше всего понравилось?
Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Домашнее задание: стр.79-82 пересказ

Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.

Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.

Растения водоемов

Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.

Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).

Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.

Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.

Растения и животные

Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.

Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).

Без кого река жить не может

Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).

Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.

Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.

Моллюски

Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).

Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.

Жизнь рака

Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).

Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.

Стрекоза

У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).

Одноклеточные

Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).

Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.

Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.

Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).

Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).

Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).

Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.

В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).

Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.

В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.

Подведение итогов

Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html

источник видео:

Животное, которое живет в воде в течение определенного времени или всей своей жизни. Многие насекомые, такие как комары, поденки, стрекозы и ручейники, начинают свой жизненный цикл, как водные личинки, прежде чем превратится в крылатых взрослых особей. Водные животные могут дышать воздухом или получать растворенный в воде кислород при помощи специализированных органов, называемых жабрами, или непосредственно через кожу. Природные условия и , которые обитают в них, можно разделить на две основные категории: водные или .

Группы водных животных

Большинство людей думают только о рыбах, когда их спрашивают о водных животных. Однако есть и другие группы животных, обитающих в воде:

  • млекопитающие, например, (киты), сирены (дюгони, ламантины) и ластоногие (настоящие тюлени, ушастые тюлени и моржи). Понятие «водное млекопитающее» также применяется к животным с , таким как речная выдра или бобры, ведущих полуводный образ жизни;
  • моллюски (например, морские улитки, устрицы);
  • (например, кораллы);
  • (например, крабы, креветки).

Термин "водный" может применяться к животным, которые живут, как в пресной воде (пресноводные животные), так и в соленой воде (морские животные). Тем не менее, понятие морские организмы чаще всего используется для животных, обитающих в морской воде, то есть в океанах и морях.

Водная фауна (особенно пресноводные животные) часто вызывает особую озабоченность у защитников природы из-за хрупкости их . Они подвергаются воздействию чрезмерного промысла, браконьерства, загрязнения и .

Головастики лягушки

Для большинства характерна водная личиночная стадия, например, головастики у лягушек, но взрослые особи ведут наземный образ жизни вблизи водоемов. Некоторые рыбы, к примеру, арапаима и ходячий сом, также , чтобы дышать воздухом для выживания в бедной на кислород воде.

Знаете, почему герой известного мультфильма "Губка Боб Квадратные Штаны" (или "Спанч Боб Сквэр Пэнтс"), изображен в виде губки? Потому что есть водные животные, которые называются морскими . Однако морские губки не похожи на квадратную кухонную губку, как персонаж из мультфильма, а имеют более округлую форму тела.

Рыбы и Млекопитающие

Косяк рыб возле кораллового рифа

Знаете ли вы, что существует большее количество видов рыб, чем амфибий, птиц, млекопитающих и рептилий вместе взятых? Рыбы являются водными животными, так как вся их жизни проходит в воде. Рыбы хладнокровны, и у них есть жабры, которые получают кислород из воды для дыхания. Кроме того, рыбы относятся к позвоночным животным. Большинство видов рыб могут жить либо в пресной, либо в морской воде, но некоторые рыбы, такие как лосось, обитают в обоих средах.

Дюгонь - водное млекопитающее из отряда сирен

В то время как рыбы живут только в воде, млекопитающих можно встретить на суше и в воде. Все млекопитающие являются позвоночными; имеют легкие; они теплокровные и рожают живых детенышей, вместо откладывания яиц. Однако водные млекопитающие зависят от воды, чтобы выжить. Некоторые млекопитающие, такие как киты и дельфины, живут только в воде. Другие, такие как бобры, ведут полуводный образ жизни. У водных млекопитающих есть легкие, но нет жабр и они не способны дышать под водой. Им необходимо всплывать на поверхность через определенные промежутки времени, чтобы вдохнуть воздух. Если вы когда-либо видели, как выглядит фонтан воды, выходящий из дыхала кита, то знайте - это его выдох, после которого следует вдох, прежде чем животное погрузится обратно под воду.

Моллюски, книдарии, ракообразные

Гигантская тридакна - крупнейший представитель двустворчатых моллюсков

Моллюски - беспозвоночные животные, которые имеют мягкие мускульные тела без ног. По этой причине многие моллюски обладают твердой оболочкой, чтобы защитить свое уязвимое тело от хищников. Морские улитки и устрицы являются примерами моллюсков с раковинами. Кальмары и также относятся к моллюсками, но у них нет раковин.

Рой медуз

Что объединяет медуз, актиний и кораллов? Все они относятся к книдариям - группе водных , которые являются беспозвоночными, имеют специальный рот и стрекательные клетки. Стрекательные клетки вокруг рта используются для ловли пищи. Медузы могут передвигаться, чтобы поймать свою добычу, но морские анемоны и кораллы прикреплены к камням, и ждут, пока еда приблизится к ним.

Красный краб

Ракообразные - водные беспозвоночные животные с твердой хитиновой наружной оболочкой (экзоскелетом). Некоторые примеры включают крабов, лобстеров, креветок и раков. У ракообразных есть две пары усиков (антенн), которые помогают получать информацию об окружающей их среде. Большинство ракообразных питаются плавающими остатками мертвых растений и животных.

Заключение

Водные животные обитают в воде и зависят от нее для выживания. Существуют различные группы водных животных, в том числе рыбы, млекопитающие, моллюски, книдарии и ракообразные. Они живут либо в пресноводных водоемах (ручьи, реки, озера и пруды), либо в соленой воде (моря, океаны и др.), и могут быть как позвоночными, так и беспозвоночными.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!