Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Отрицательное влияние человека на природу и окружающей среды на человека.

1.2 Общество и природа.

Представление об обществе как об отделившейся от природы части

материального мира, не потерявшей, однако, связи с природой;

формы и направления взаимодействия природы и общества.

Говоря о соотношении общества и природы, следует подчеркнуть, что общество – это обособившаяся от природы часть мира. Под природой в данном случае понимается совокупность естественных условий существования человека. В чем проявляется обособленность общества от природы?

1) В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. (Под природой подразумевается совокупность естественных условий существования человека.)

2) В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам.

3) Общество является организованной системой. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное производство, действуют социальные и политические организации и институты.

4) Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры. Культура – это сотворенная человеком «вторая» искусственная природа, которая как бы надстроена над природой естественной.

Все это порождает отношение к природе как к чему-то более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя. Экологические проблемы сегодня – это расплата человечества за свое невежество. Однако общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Природа была и остается фундаментом, на котором основывается общество. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй.

Влияние человека на окружающую природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т. п., от уровня развития самого человека и общества. Казалось бы, что современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т. п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т. п.), появлением ранее неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т. п.).

Природа – это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т. д.), окружающая человеческое общество, не созданная им, но выступающая обязательным условием его существования.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях: во-первых, воздействие природы на общество, во-вторых, воздействие общества на природу. В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т. п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т. п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт – все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию. Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется:

    в загрязнении атмосферы, воды, почвы; в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности (например, заканчиваются запасы нефти в месторождениях); в разрушении окружающей природной среды (примером может служить постепенное разрушение озонового слоя Земли).

Каковы же причины негативного воздействия на окружающую природную среду?

    Человеческая деятельность ограничена рамками одной планеты. Производство в природе носит безотходный характер, а в результате человеческой деятельности образуются отходы. Природа может перерабатывать только часть отходов, производимых человеком в результате его деятельности, и поэтому природа не может полностью самоочищаться. Познание и использование человеком законов развития природы. Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды . Недостатки экологического воспитания и образования.

Взаимодействие природы и общества противоречиво. Противоречия зависят как от особенностей природы и характера ее преобразования, так и от особенностей общества и характера его воздействия на природу. Качественно новый этап взаимодействия общества и природы привел к появлению экологического кризиса. Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН («Всемирная хартия защиты природы», 1982 г.), ЮНЕСКО (программа «Человек и биосфера», 1970 г.) и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.).

Зная причины, которые приводят к загрязнению, истощению и разрушению природы, мы можем определить пути решения проблем, стоящих перед человечеством:

    экологизация технологии и производства, т. е. создание таких технологий и оборудования, которые наносили бы минимальный вред природе либо не наносили его вообще; административно-правовое воздействие: совершенствование законов и деятельности государственных органов в области охраны природы; экологическое просвещение, например, издание специальной литературы, подготовка теле - и радиопрограмм, посвященных проблемам охраны окружающей природной среды, преподавание курса экологических дисциплин в школах и ВУЗах; международно-правовая охрана окружающей среды: подготовка, заключение и контроль за выполнением международных соглашений, направленных на решение задач охраны природы.

Тесты ЕГЭ по теме: « Общество и природа».

Часть А.

А1. Примером взаимодействия общества и природы является:

А2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;

2) природа полностью определяет развитие общества;

3) общество не оказывает существенного влияния на природу;

4) природа и общество воздействуют друг на друга.

А3.

1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;

2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;

3) строительство пирамид в Древнем Египте;

4) распад империи Карла Великого.

А4. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи:

1) цивилизации и религии;

2) общества и природы;

4) экономики и политики.

А5. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»;

2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;

3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;

4) деление дружины на старшую и младшую.

А6. Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно:

1) не зависит от природы;

2) не оказывает влияния на природу;

3) отличается от природы, обладает качественной спецификой;

4) отделено от природы.

А7. Примером отрицательного воздействия общества на природу является:

2) заболачивание почв в результате вырубки лесов;

3) расширение посевных площадей в результате строительства дамб и плотин;

А8.

А. Исторически общество «старше» природы.

Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А9. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А10. Отношения общества и природы характеризуются:

1) полным доминированием общества над природой;

2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;

3) зависимостью общественных процессов от природной среды;

4) поглощением природой общественных отношений.

А11. Как соотносятся между собой природа и общество:

1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;

2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;

3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;

4) общество развивается, а природа неизменна, статична.

А12. Общество, в отличие от природы:

1) является развивающейся системой;

2) подчиняется объективным законам развития;

3) обладает способностью к самопознанию;

4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.

А13. Верны ли следующие суждения?

А. Природная среда оказывает значительное воздействие на современное общественное развитие.

Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А14. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Развитие ресурсосберегающих технологий уменьшает вредные выбросы в атмосферу.

Б. Ежегодные разливы Нила способствовали образованию илистых плодородных почв.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А15. Верны ли следующие суждения?

А. История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее.

Б. История различных стран и народов показывает, что природные факторы оказывают на общественное развитие значительное влияние.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А16. Какой из приведенных примеров отражает взаимосвязь общества и природы:

1) изменение климата под воздействием вулканической деятельности;

2) влияние солнечной активности на физическое состояние человека;

3) рост производительности труда в результате усовершенствования средств производства;

4) улучшение агротехнических приемов возделывания почвы.

А17. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди на основе познанных законов направляют и контролируют ход природных процессов в соответствии со своими потребностями и возможностями природы – это:

1) биосфера;

2) ноосфера;

3) религия;

4) экономика.

Часть В.

В1. Соотнесите понятия и их характерные признаки.

Признаки

Понятия

1) подчиняется только объективным законам развития;

А) общество;

2) является формой совместной жизнедеятельности людей;

Б) природа.

3) является естественной средой обитания людей;

4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.

В2. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

1) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;

2) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;

3) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;

4) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

5) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;

6) общество и природа никак не связаны между собой.

Часть С.

С1. Известный публицист заметил, что отношение общества к природе – зеркало отношения к отдельному человеку. Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свой вывод тремя примерами.

Ответы к тестам ЕГЭ

Прочитаем информацию.

Природа - естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы :

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества :

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы :

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • способность дарить вдохновение творческим людям
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

Взаимодействие общества и природы

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Природа является источником вдохновения для людей, особенно творческих.

1.Художники-пейзажисты и их произведения: Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», Исаак Левитан «Озеро. Русь», Илья Репин «Какой простор», Казимир Малевич «Пейзаж. Зима»

2.Луис Кастаньеда – известный современный кубинский фотограф в своих работах отображает гармонию окружающей его природы.

3.Русские писатели-натуралисты:

Виталий Бианки – черпал вдохновение из природных красот его дачи в Лебяжьем под Петербургом («Анютина утка», «Зеленый пруд», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше» и др.)

Михаил Пришвин – рассказы, поэмы, романы и дневники писателя были результатом впечатлений от путешествий по природным местам России и зарубежных стран («В краю непуганых птиц» («Очерки Выговского края» - 1907 г., «У стен града невидимого» -1908 г.).

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.
Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на
планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

Выполним онлайн-задания.


Тесты по теме " "

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. Например, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; длительное и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т.д.

Разрушительное (деструктивное) воздействие человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления.Косвенное (опосредованное) воздействие – изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Вырубка леса в бассейне реки (отмечено крестами) приводит к усыханию малых рек – притоков, снижению уровня грунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере. Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, развитию цианей (сине-зеленых водорослей и других водных организмов) в связи с усиливающейся эвтрофикацией водоемов. Строительство плотины и ирригационной системы в целях накопления воды в реке и нормального режима увлажнения на полях не решает проблемы поддержания уровня грунтовых вод и прекращения усыхания озера. Напротив, расход воды на испарение в оросительных системах и с поверхности водохранилища усугубляет недостаток речного стока в озеро, задерживает твердый сток, а подпор вод плотиной вызывает подтопление местности, в том числе по городам, ее заболачивание. Ирригация вызывает дополнительное засоление почв, требующих промывки, а значит, большего расхода поливных вод, с которыми в водоем смываются органика и удобрения, что усиливает эвтрофикацию.

Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уровень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от истощения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу. Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Чем больше численность населения и выше стиль жизни, тем сильнее истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. И, наоборот, чем выше экологическое сознание населения, тем менее выражены эти негативные процессы.

При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к отсутствию вредного воздействия на природу. Пример тому – вырубка леса под посевы и ради заготовки дров.

Таким образом, важнейшее условие дальнейшего прогресса человечества – прекращение роста его численности, изменение стиля жизни и повышение экологического сознания. Только добившись популяционного равновесия, можно и дальше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом.

32. Понятие об экологическом аспекте. Примеры.

Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять.

Идентификация экологических аспектов включает не только определение степени воздействия на ОС тех или иных видов деятельности, но и оценку значимости для предприятия выделенных экологических аспектов. К значимым относятся такие экологические аспекты, которые оказывают существенное воздействие на ОС и требуют соответствующих мероприятий по их, снижению или поддержанию на оптимальном уровне там, где снижение невозможно.

Основными факторами, определяющими значимость экологических аспектов, являются:

* Степень воздействия на ОС;

* Состояние ОС в зоне воздействия;

* Соответствие требованиям действующего законодательства и установленным нормативам; Приоритеты заинтересованных сторон.

Примеры

Экологический аспект, соответствующий аспектам хозяйствующей деятельности:

· Выбросы в атмосферный воздух;

· Выбросы парниковых газов;

· Физическое воздействие на атмосферный воздух;

· Пользование водными объектами;

· Сброс загрязняющих веществ в системы канализации;

· Сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· Использование недр;

· Использование земель для строительства;

· Использование земель в пределах полос отвода;

· Земляные работы;

· Нарушенные земли;

· Обращение с отходами производства и потребления;

· Обращение с различными видами отходов.

33. Классификация загрязнителей окружающей среды по их природе и по происхождению

Загрязнение ОС - это поступление в природную среду веществ в твёрдом, жидком и газообразном состояниях, различных видов энергии в количествах и концентрациях, превышающих естественный для живых организмов уровень.

Существует ряд подходов классификации загрязнений.

По происхождению:

1. Природные загрязнения представляют собой загрязнения ОС, возникающие в результате естественных природных процессов. (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, сели, космическая пыль и т.д.)

2. Антропогенные загрязнения - это загрязнения вызванные деятельностью человека (заводы, фабрики, автомобили и т.д.)

По объектам загрязнения различают:

3. атмосфера

4. ландшафт.

По масштабу распространения:

1. локальные загрязнения - это загрязнения на небольшой территории (завод, город).

2. региональные загрязнения - это загрязнения в масштабах области или нескольких областей.

3. трансграничные загрязнения - это загрязнения в масштабах нескольких государств (реки, воздух).

4. глобальные загрязнения - это загрязнения в масштабе планеты.

По видам загрязнений

1. химическое загрязнение ОС (формируется в результате изменения естественных свойств ОС при поступлении в неё химических веществ несвойственных ОС или же в концентрациях, превышающих естественные нормы).

2. биологическое загрязнение (это появление в экосистеме не характерных для неё видов живых организмов, негативно влияющих на здоровье человека и его хозяйственную деятельность).

3. физическое загрязнение (это проявления в отклонениях от норм в температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств).

4. механическое (это загрязнение относительно инертными в физико-химическом отношении бытовыми и производственными отходами-например древесина, бумага).

ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ

Растения могут накапливать тяжелые металлы, являясь промежуточным звеном в цепи почва -> растение -> животное -> человек (или минуя животных). Однако растения не повторяют химических состав почвы, так как способны к избирательному поглощению. Главным показателем здесь является коэффициент биологического поглощения - отношение содержания элемента в золе растения к концентрации в почве. Медь накапливают растения семейства гвоздичные, кобальт - перцы, цинк поглощают карликовые березы и лишайники и т.д.

Тяжелые металлы являются ядами. Механизмы их токсического действия различны. Многие металлы при определенных концентрациях ингибируют действие ферментов (медь, ртуть). Некоторые металлы образуют хелатоподобные комплексы с обычными метаболитами, нарушая обмен веществ (железо). Другие металлы повреждают клеточные мембраны, изменяя их проницаемость и другие свойства. Некоторые металлы конкурируют с необходимыми организму элементами (Sr-90 может замещать в организме Ca, Cs-137 - калий, кадмий может замещать цигк.).

ПЕСТИЦИДЫ

Пестициды поступают в биосферу путем непосредственного внесения, с протравленными семенами, отмирающими частями растений, трупами насекомых, мигрируют в почве и водах. Особую опасность представляют стойкие и кумулятивные (т.е. накапливающиеся в экосистемах) пестициды, которые обнаруживаются спустя десятки лет после применения.

В результате накопления пестицидов уменьшается численность популяций некоторых видов рыб. Отмечены многочисленные случаи массовой гибели птиц и насекомых в местах интенсивного использования пестицидов. Выявлены такие негативные аспекты воздействия пестицидов на биологические объекты как мутагенный, канцерогенный, аллергенный


Похожая информация.


Влияние человека на природу является результатом его взаимодействия с окружающей средой, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Взаимодействие общества с природой не может быть только положительным или только отрицательным. Все мы прекрасно осведомлены о негативном воздействии человеческой деятельности на окружающую среду. Поэтому, более подробно мы рассмотрим именно положительное влияние общества на природу.

Положительное влияние человека на природу

  1. Создание заповедников и заказников началось еще давно. Однако сегодня мировые организации защиты животных активнее решают проблему исчезновения различных видов животных и птиц. Редкие виды животных заносятся в Красную книгу. Много законов, запрещающих браконьерство и охоту, охраняют животных многих стран.
  2. В связи с ростом населения Земли, человечеству необходимо обеспечивать себя большим количеством потребляемых ресурсов. Следовательно, необходимо заботиться о расширении сельскохозяйственных угодий. Но ведь невозможно перепахать всю Землю для сельскохозяйственных работ. Поэтому люди придумали положительное решение данной проблемы – интенсификация сельского хозяйства, а также более рациональное и эффективное использование сельхозугодий . Для этого были выведены новые сорта растений, которые обладают высоким уровнем продуктивности.
  3. Потребление энергоресурсов Земли растет с каждым годом в десятки раз вследствие усиленной модернизации современного мира. Человек берет из природы фактически все ресурсы. Однако они тоже имеют свой предел. И здесь деятельность общества стала направляться в положительном русле. Человечество пытается создавать замену природным источникам ресурсов, совершенствует способы добычи полезных ископаемых , дабы не разрушать естественную среду залежей. Ископаемые стали более экономно расходоваться и использоваться лишь строго по назначению. На сегодняшний день общество создает новые способы добычи энергии от ветра, солнца и водных приливов и отливов.
  4. Вследствие огромного количества выбросов производственных отходов в окружающую среду, стали создаваться мощные самоочищающиеся сооружения , которые перерабатывают отходы фабрик и заводов, не оставляя возможности всем вредным выбросам оставаться и разлагаться.

Отрицательное влияние человека на природу

  1. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства.
  2. Браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны, и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных.
  3. Опустошение ресурсов Земли. Человечество черпает все ресурсы из недр Земли, поэтому наступает истощение природных источников. Прирост населения наблюдается каждый год, и человечество нуждается в большем количестве ресурсов.

Вывод

Сегодняшняя задача человечества – сохранение природного баланса на Земле для дальнейшего положительного взаимодействия с природой.

Начнем с того исходного факта, что географическая среда есть и всегда будет одним из необходимых условий жизни общества в целом. Географическая среда включает в себя:

1. Территорию, на которое обитает данное этническое или социально- политическое образование. В понятие территории входят следующие компоненты:

а) Географическое положение (отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на том или ином материке, острове). Ряд особенностей страны (климат, флора, фауна, почва) во многом зависит от ее географического положения.

б) Устройство поверхности, рельеф. Степень пересеченности местности, наличие горных возвышенностей и хребтов, их направление и высота, наличие равнин и низменностей, тип и характер береговой линии (если местность на берегу моря) – все это характеризует особенности рельефа.

в) Характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземы, пески, кора выветривания и др.

г) Недра земли – особенности ее геологического строения, а также ископаемые богатства.

2. Климатические условия . Количество и качество лучистой энергии, получаемой данной территорией от Солнца, температура воздуха, ее суточный и сезонный ход, влажность воздуха, количество и характер атмосферных осадков и их распределение по сезонам, снеговая линия и ее высота, наличие вечной мерзлоты в почве, степень облачности, направление и сила ветров, типичность погод – основные элементы климата.

3. Водные ресурсы – моря, реки, озера, болота, минеральные источники, подземные воды. Для многих сторон жизни человека важен гидрографический режим воды: температура, соленость, замерзаемость, характер дна, направление и скорость течения, количество воды, водный баланс, количество и качество минеральных источников, тип болот и др.

4. Растительный и животный мир . Сюда относятся как организмы, постоянно живущие на данной территории (все растения, большинство животных, птиц, микроорганизмов), так и те, которые периодически мигрируют (птицы, рыбы, животные).

Таким образом, под географической средой понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на некоторой территории Земли, на которой живет и развивается определенное человеческое общество.

Единство общества и природы реализуется в двухотношениях:

1. генетическом (историческом). Человеческое общество,социальнаяформа движения материи возникло на базе развивающейся природы.

2. функциональном - существование общества невозможно вне постоянной связи с природой.

Выделяют 4 основные влияния природы на жизнь общества :

1) Биологическое

2) Производственное

3) Научное

4) Эстетическое

1) Биологическое влияние.

Необходимые предпосылки существования общества - природные условия (гео­графическая среда) и народонаселение. Причем полноценная жизнедеятельность людей возможна только в адекватных природных условиях. В реальности влияния погодных условий и магнитного поля Земли и Солнца на обострение ряда физических и психических недомоганий человека (общества) теперь уже никто не сомневается. И сообщения о температуре, давлении атмосферы, влажности и геомагнитной ситуации стали обязательными в сводках о прогнозе погоды.

Человек может существовать лишь в достаточно определенных рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Конечно, человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям природной среды. Однако при всей мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей.

На протяжении всей предшествующей истории люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. В связи с этим, возникает потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу.

2) Производственное влияние.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие естественным предпосылкам существования общества определяющую роль в истории. Уже в античности были заложены основы учения, получившего позднее название географический детерминизм . Так, Гиппократ полагал, что характер людей определяется особенностями климата. Аристотель утверждал: "Народы холодных стран Севера Европы обладает большим мужеством, но имеют мало разума и остроумия; поэтому они, хотя и остаются независимыми, но не имеют по­литической жизни и не сумеют господствовать над соседними народами. Народы жарких стран Южной Азии, хотя довольно умны, но не имеют му­жества и поэтому вечно остаются в подчиненном положении и в неволе. Эллины же, живя в умеренном климате, обладают достоинством тех и других: мужеством и сильным умом, поэтому они независимы, охотно за­нимаются политической жизнью и в состоянии господствовать над други­ми”.

Географическое направление широкое распространение получает с начала ХУШ века. Эпоха географических открытий, развитие капитализма, необходимость использова­ния природных ресурсов для развития экономики – все это обусловило интерес к географической среде.

Одним из крупных представителей географического детерминизма ХУШ века был Ш. Монтескье . В своей книге "О духе законов" он говорит о том, что географические факторы: климат, почва, рельеф местности влияют на нравы и склонности людей, а от них зависят общест­венный строй народа, его образ жизни, законы. Народы жарких стран робки, как старики, народы же холодных климатов отважны, как юноши. Там, где климат жаркий, там народ предается лени и изнеженности. Плодородная почва порождает изнеженность и нежелание рисковать жизнью, парализует энергию. Чтобы заставить народ работать, необходим страх наказания, поэтому деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Бесплодная почва, напротив, благоприятствует свободе, так как живущие на ней люди должны сами добывать себе все, в чем отказы­вает им почва. Условия бесплодной почвы делают людей закаленными, воинственными, склонными отстаивать свою свободу. Монтескье полагал, что горы и острова - благоприятные условия для свободы, так как они преграждают завоевателям доступ в страну. Извест­ную роль играет также величина государства. Малая республика может погибнуть от внешнего натиска; монархия, обладающая обычно большой территорией, наоборот, гораздо лучше сопротивляется внешнему врагу. Однако, Монтес­кье считал, что законы народа должны соответствовать не только гео­графическим факторам, но и экономическому положению, религии народа и его политическим убеждениям.

Географическое направление в социологии таило в себе возможность вывода о неравноценности и неравенстве рас и народов, о порабощенности народов жарких стран как естественном следствии климатических, природных условий. Сторонники географического детерминизма обычно выводят различия в хозяйстве, быту, нравах, религиозных верованиях из различия природных условий, в которых обитают народы. Говорилось, что народы, которые жили в жарком климате, не развили культуры до уровня, кото­рый есть в странах умеренного климата, так как им не надо много тру­диться, им не надо теплых построек, они обходятся несложной одеждой. В этих странах не развита промышленность. У людей - непостоянный характер, с переходами из одной крайности в другую. Наоборот, мол, у северян, которым приходится в суровом климате вести свою жизнь, напряжен­но делать и совершенствовать орудия труда - у них вырабатывается твердый характер, свойство неуклонно идти к намеченной цели. В уме­ренном климате, где тоже нужно постоянно трудиться, но где природа легче поддается усилиям общества, формируется сложная техника, раз­вивается культура. У народов этих стран - особый характер, отличаю­щийся и от южан, и от северян. Говорилось, что климат Северной Афри­ки или Центральной Азии создал жителей-кочевников, а климат Греции привел к скотоводству и земледелию.

Неоднократно встречались утверждения о том, что различия в гео­графических условиях порождают различия в искусстве народов. Так, итальянцы создали веселые, жизнерадостные мелодии, германцы - ров­ную, сосредоточенную песню, норвежцы - угрюмую, сильную. У русских на Севере - заунывные и протяжные песни, на Юге поют залихватски, просторно.

Географическое направление получило продолжение в работах Л.И.Мечникова (1838-1888). Ученый стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчеркивая при этом особую роль вод­ных путей сообщения. "С нашей точки зрения, основной причиной зарож­дения и развития цивилизации являются реки. Река, во всяком случае, является как бы выражением живого синтеза всей совокупности физико-географических условий и климата, и почв, и рельефа земной поверх­ности, и геологического строения данной области." (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1924, - с.159). Нужно заметить, что наши ученые не делали из географического детерминизмакрайнихвыводов. Л.И.Мечников, в частности, говорил, что все люди, независи­мо от того, где находятся, способны создавать культурные ценности.

Географический детерминизм в целом подвергается критике. Основ­ные недостатки его в следующем:

· Он подходит к проблеме развития общества односторонне,видитдвижущие силы развития общества во внешних факторах, фактически преуменьшая или оставляя в стороне внутренние детерминанты общест­венного развития.

· Естественные темпы изменения природных условий значительно мед­леннее, чем темпы эволюции общества. Утверждение факта, что почти не изменяющиеся явление - причина изменения другого явления, противо­речит самому понятию причинности. К тому же, если согласиться с ге­ографическим детерминизмом, то, как объяснить, что практи­чески одна и та же географическая среда в Англии вызвала кжизниремесленный, затем мануфактурный, затем промышленный, затем постин­дустриальный периоды её жизни? Можно обратить внимание и на то, что США, Англия и Япония - развитые капиталистические страны с разной географической средой.

· Географический детерминизм степень влияния природной среды на развитие общества рассматривает как нечто неизменное.

· Географический детерминизм слабо учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всесто­роннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

3) Научное влияние.

Компоненты географической среды в естественных условиях изменяются медленно. Их изменения происходят в значительно более быстром темпе в результате воздействия на них человеком.

Интерес к изучению природы усилился с развитием естествознания в эпоху Возрождения и начала Нового времени. Ф.Бэкон считал, что познание природы необходимо для благополучия общества. Складывается убеждение, что цель науки - познание природы и обеспечение господства над ней. Изменения в природе, которые являются результатом деятельности человека, все возрастают. Вырублены леса на больших пространствах и созданы пашни, построены плотины, каналы, горы прорыты туннелями, в недрах земли – шахты, построены сотни миллионов километров дорог и т.д. Каждое новое поколение вносит все новые изменения в географическую среду. Открытия в науке и технические новинки, так или иначе, отражаются на том или ином элементе географической среды или на всей географической среде в целом. Сегодня невозможно найти на Земле такое место, где природа осталась без изменений, внесенных в нее благодаря деятельности человека. Человек открывает все новые и новые возможности использования географической среды в своих целях.

Прогресс системы "общество - природа" определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества. Все знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства (в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе).

4) Эстетическое влияние.

Географическая среда определенным образом влияет и на духовную жизнь общества. Как пример этому можно указать на фольклор, пейзажную живопись, танцы и т.д. различных народов различных стран.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Билан О.А. Философские аспекты взаимоотношений общества и пpиpоды

Философские аспекты взаимоотношений общества и пpиpоды общество открытая система оно обменивается с..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!