Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

O Региональные конфликты в современном мире. Региональные конфликты современного мира

Региональные конфликты – такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Особенности региональных конфликтов:

1. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной сторон, они выступают, как одна их форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов;

2. Поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений;

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты;

4. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей;

5. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда – средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.

Основными причинами региональных конфликтов являются 1) несовпадение административно-политических границ с этническими; 2) территориальные притязания; 3) религиозная. Наибольшую опасность для международного мира представляют вооружённые конфликты (наиболее проблемный регион – Африка), а также одними из самых известных конфликтов является «тройной» кризис на Ближнем Востоке, Балканская проблема и проблема Западной Сахары.

Турецко-курдский конфликт - вооружённый конфликт между правительством Турции и бойцами Рабочей партии Курдистана, ведущими борьбу за создание курдской автономии в составе Турции, продолжающийся с 1984 года до настоящего времени.

На начало XXI века курды остаются крупнейшим из народов без собственной государственности. Севрский мирный договор между Турцией и Антантой (1920) предусматривал создание независимого Курдистана. Однако этот договор так и не вступил в силу и был аннулирован после подписания Лозаннского договора (1923). В 1920-1930-е годы курды несколько раз безуспешно восставали против турецких властей.



Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) -этнополитический конфликтв Грузиимежду центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия(с конца 1980-х гг.по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССРи стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства (развитием сепаратизмав Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавшийраспад СССР.

Арабо-израильский конфликт -противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населенияподконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреевза собственное государство.

Современные региональные конфликты приобретают и определенную политико-географическую направленность. Они возникают в регионах, которые относятся к развивающимся или находящимся в процессе перехода от авторитарных режимов правления к демократическим.

Еще одной характеристикой региональных конфликтов является локализованность. Большинство конфликтов являются географически замкнутыми, т. е не выходящими за пределы установленных конфликтом границ. В качестве примера можно привести конфликт в Демократической республике Конго – длившее на протяжении десятилетий насилие происходило в основном на востоке страны.



И, наконец, последней характеристикой региональных конфликтов является влияние процессов глобализации на их возникновение. Нередко причиной региональных конфликтов становится борьба за контроль нефтяных или водных источников (Ближний Восток) или месторождений полезных ископаемых (алмазные месторождения в Африке), обеспечение безопасности газо- и нефтепроводов.и т.д.

Региональные конфликты часто являются затяжными по своему характеру, возникают в регионах с преобладанием развивающихся стран, являются локализованным в пределах определенной территории. Высокая степень насилия и борьба за обладание ресурсами также являются характерными особенностями современных региональных конфликтов.

Не существует единого мнения по критериям (основаниям) классификации конфликтов. Наиболее часто используется типология, в основу которых положены критерии субъектности (межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные, расовые), количества участников (двусторонние, многосторонние), объекта (предмета) спора, сферы конфликта (экономической, политической, национальной, религиозной), его географии (локальные, региональные, глобальные конфликты), степени опасности для всеобщего мира, а также критерии причинности. Однопричинных (моноказуальных) конфликтов значительно меньше тех, в которых переплетается множество причин.

Когда речь идет о региональном конфликте, имеется в виду конфликт между двумя или более государствами, затрагивающий обстановку в конкретном регионе и зачастую проходящий с прямым или косвенным участием великих держав, или с вовлечением воен- но-политических объединений международного характера.

Причиной современных региональных конфликтов нередко становится несовпадение административно-политических границ с этническими. Фактор территориальных притязаний сегодня еще достаточно силён, хотя современное международное право предлагает человечеству норму цивилизованных отношений: принцип нерушимости границ и отказ от территориальных претензий.

ГлавнаяНовоеПопулярноеКарта сайтаПоискКонтакты Региональный конфликт: понятие и особенностиМатериалы » Региональный конфликт (на примере Грузино-Абхазского конфликта) » Региональный конфликт: понятие и особенности

В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».

Что такое региональный вооруженный конфликт - война? Региональная война - это ограниченный конфликт, причина которого - неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.

Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации

В эпоху двухполюсного мира и «холодной войны» одним из главных источников нестабильности на планете были многочисленные региональные и локальные конфликты, которые и социалистическая, и капиталистическая системы старались использовать в своих интересах. Эти конфликты наносили огромный ущерб экономике, социальному и политическому развитию многих стран, приводили к гибели миллионов людей - в первую очередь в развивающихся странах. Изучением таких конфликтов стал заниматься специальный раздел

политологии - конфликтология, а в системе политической географии возникла геоконфликтология.
После окончания конфронтации двух систем и «холодной войны» число конфликтов несколько уменьшилось. Например, путем переговоров удалось найти решение конфликтов в Юго- Восточной Азии (Камбоджа), в Африке (Намибия, Ангола), в Латинской Америке (Никарагуа, Сальвадор), в зарубежной Европе, в странах СНГ. Тем не менее региональные и локальные конфликты и в начале XXI в. продолжают угрожать международной безопасности. К тому же многие из них обладают способностью порождать своего рода террористическую волну и выплескивать ее подчас далеко за пределы самих конфликтных зон. Словом, без понимания природы конфликтов нельзя, до конца понять и современную политическую карту мира. Поэтому мы последовательно рассмотрим несколько связанных с ними вопросов.
Вопрос первый - о количестве конфликтов. Такие цифры встречаются в литературе, но зачастую сильно не совпадают. Если довериться наиболее авторитетным данным специального института по изучению конфликтов, который находится в Гейдельберге (Германия), то в 2005 г. общее их число достигало 249! По подсчетам международных организаций в подобных конфликтах со времени окончания Второй мировой войны до середины 90-х гг. погибло около 40 млн человек, что сравнимо со всем населением Польши или Испании.
Вопрос второй - о масштабах конфликтов. В конфликтологии он не разработан достаточно четко, но в принципе, очевидно, все конфликты можно подразделить на более крупные - региональные, и менее крупные - локальные.
Региональные конфликты, которых и ныне в мире довольно много, естественно, представляют наибольшую угрозу международной безопасности. Не имея возможности рассмотреть их все, мы ограничимся отдельными примерами таких конфликтов. Наверное, вы уже и сами подумали о регионе Ближнего Востока, который на протяжении всего послевоенного периода играет роль «пороховой бочки», готовой в любой момент подорвать устои всей системы международной безопасности. В самом деле, это - чувствительный нервный узел планеты, где исторически сформировалось очень сложное переплетение культур и религий и сталкиваются интересы не только стран этого региона, но и многих других стран Европы, Азии, Америки.

В основе этого регионального конфликта лежат, как вы знаете, израильско-палестинские (и шире - израильско-арабские) противоречия, которые имеют уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание всего мира, проблемой. Уже не одно поколение израильтян и арабов выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций, включая шесть войн Израиля с соседними арабскими странами, продолжавшуюся несколько лет интифаду (по-арабски - восстание). Некоторый перелом к лучшему наступил только в начале 90-х гг., когда на части территории государства Израиль была создана Палестинская автономия (рис. 31).
Но многие спорные вопросы еще остаются, так что суверенного Палестинского государства на политической карте мира нет.
Этот конфликт еще более осложнился в начале 2006 г. после победы на парламентских выборах в атономии радикально-исламистской группировки ХАМАС.
Помимо этого основного конфликта в данном регионе существуют и другие: между Ираком и Ираном, который привел к кровопролитной продолжительной войне между ними в 80-х гг., между Ираком и Кувейтом, который вызвал агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. В остальной части Азии к числу региональных конфликтов можно отнести также долговременный конфликт в Афганистане, противостояние Индии и Пакистана в Кашмире, а в зарубежной Европе -
конфликты, связанные с политическим переустройством бывшей Югославии.
Локальных конфликтов, т. е. конфликтов относительно меньшего масштаба, в современном мире большинство. Но вы должны принимать во внимание и то, что зачастую четкую грань между региональными и локальными конфликтами бывает довольно трудно провести.
Вопрос третий - о политическом статусе конфликтов, которые принято подразделять на внешние (международные) и внутренние (внутригосударственные).
Яркими примерами крупных международных конфликтов могут служить уже упоминавшиеся израильско-арабский конфликт, конфликт Индии и Пакистана в Кашмире, конфликты в Афганистане и Ираке, на территории бывшей Югославии. А вот конфликты на национальной почве, например, в Бельгии или Канаде, а также в СНГ можно отнести к числу внутригосударственных. Из упомянутых выше 249 конфликтов в 2005 г. межгосударственными были 71, внутригосударственными - 178.
Вопрос четвертый - о подразделении конфликтов по характеру. При таком подходе обычно выделяют насильственные (вооруженные) и ненасильственные конфликты. Вы понимаете, что первые из них представляют наибольшую угрозу и международные организации следят за ними особенно тщательно.
Рассмотрим сначала насильственные (вооруженные) конфликты, т. е. собственно «горячие точки» нашей планеты. Хотя официально крупномасштабным считается вооруженный конфликт, в котором потери превышают 1 тыс. человек, во время конфликтов в Афганистане, в Руанде счет жертвам шел на миллионы, во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине (1992-1996 гг.) - на сотни тысяч. В Африке уже в постколониальный период было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в которых погибло в общей сложности около 10 млн человек.
По данным института в Гейдельберге, в 2005 г. в мире было 24 насильственных конфликта, которые подразделялись на две категории (рис. 32). К первой из них фактически были отнесены войны в основном внутригосударственные, за исключением Ирака. Очаги серьезных кризисов с применением силы конфликтующими сторонами или по крайней мере угрозами ее применения были отнесены ко второй категории и в том числе один международный (между Индией и Пакистаном),

alt="" />

а остальные внутригосударственные. Из 24 вооруженных конфликтов большинство происходило в Африке и в Азии, включая Ближний и Средний Восток.
Важнейшую роль в предотвращении и мирном урегулировании вооруженных конфликтов играет Организация Объединенных Наций, главная цель которой и заключается в поддержании мира на нашей планете. Операции ООН по поддержанию мира включает и дипломатические меры, и прямое вмешательство миротворческих сил этой организации в ход военных конфликтов. За время существования ООН такое «принуждение к миру» было осуществлено в нескольких десятках стран. Однако опыт 90-х гг. показал, что само по себе присутствие «голубых касок» в зоне конфликта не способно прекратить военные действия. Тем не менее, в 2005 г. число таких миротворческих операций составило 18 (в Судане и Руанде, в Израиле и Палестине, в Индии и Пакистане, на Кипре, в Сьерра-Леоне и т. д.). Одновременно были сокращены и военно-полицейские контингенты, причем теперь в их составе 90% составляют солдаты и офицеры не западных стран, а Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала. Но одновременно Совет Безопасности ООН утвердил понятие активные миротворческие действия, разрешив миротворцам применять даже тяжелую военную технику. Самая масштабная и жесткая из таких операций в последнее время проводится ими против мятежников в ДР Конго.
Вы должны учитывать и то, что с некоторых пор миротворческими операциями стал заниматься и блок НАТО. В качестве примеров такого рода можно привести прямое вмешательство НАТО в вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии в 1989 г., в конфликт между Ираком и Кувейтом в 1990- 1991 гг. (операция «Буря в пустыне»), организацию свержения правящего афганского движения «Талибан» в 2001-2002 гг. Но, конечно, самая большая военная акция США и их союзников по НАТО, хотя и не только их, была предпринята в 2003 г. в Ираке для свержения диктаторского режима Хусейна. Добавим, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также имеет несколько своих миссий в зонах европейских, да и внеевропейских конфликтов, где военные действия велись еще сравнительно недавно.
Ненасильственных конфликтов в мире теперь подавляющее большинство, но эта ситуация в известной мере обманчива. Ведь многие из этих конфликтов еще не так давно
тоже были «горячими точками», служили ареной гражданских войн и терроризма. Вот почему их иногда называют скрытыми, или тлеющими, конфликтами, которые опасны тем, что здесь в любой момент от случайной искры снова может возгореться пламя войны.
Яркие примеры такого рода - те самые самопровозглашенные, но непризнанные государства (квазигосударства), о которых мы кратко уже говорили. По некоторым оценкам их общее число превышает 120 и даже 160, но эти цифры представляются все же сильно завышенными. Образование таких государств часто бывает сопряжено с военными конфликтами, гражданскими войнами и оккупациями, где затем было достигнуто временное, но не окончательное политическое урегулирование.
К числу подобных самопровозглашенных, но не признанных государств на постсоветском пространстве относятся Нагорно-Карабахская Республика (НКР), провозглашение которой привело фактически к полному разрыву политических и экономических отношений между Арменией и Азербайджаном, Республики Абхазия и Южная Осетия, из-за которых обострились отношения между Россией и Грузией, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). А самопровозглашение Чеченской Республики Ичкерия, как вы знаете, привело Россию к двум чеченским войнам и очень большим усилиям по восстановлению конституционного порядка в зоне этого конфликта. В качестве других примеров самопровозглашенных государств, где конфликты вроде бы улажены, но продолжают «тлеть», можно привести территорию бывшей Югославии, Кипр, Сахарскую Арабскую Демократическую Республику на северо-западе Африки, непризнанные государства в Нигерии и др. Особо следует отметить, что во многих непризнанных государствах развивающихся стран господствуют авторитарные, клановые правящие режимы, а их экономика является не только отсталой, но и криминальной (контрабанда, наркобизнес). Поэтому они оказывают на политическую карту мира особенно отрицательное воздействие.
Вопрос пятый - о причинах возникновения конфликтов.
По существу это вопрос об их типологии, который с позиций социально-экономической географии, пожалуй, наиболее интересен. В литературе вы можете встретить различные суждения по этому вопросу. Но если подойти к нему с самых генерализованных позиций, то правильнее всего вести речь о трех главных причинах возникновения конфликтов: во-первых, о территориальных спорах, во-вторых, о разного рода внутриполитических разногласиях и, p-третьих, о конфликтах этнорелигиозного характера.
Конфликты, связанные с территориальными спорами, существуют во всех частях света. В Европе примером такого рода может служить Гибралтар - единственное из оставшихся в этом регионе колониальных владений, спор из-за которого уже давно ведут Великобритания и Испания. В Азии таких споров более 30. Это давние территориальные споры Израиля с Палестиной, Турции с Грецией (из-за Кипра и островов в Эгейском море), Ирака с Кувейтом и Ираном, Саудовской Аравии с несколькими соседними странами, Индии и Пакистана из-за Кашмира, Китая с Индией, Вьетнамом, КНДР, Японией, а до недавнего времени и с Россией, России с Японией из-за южных Курильских островов и т. д.
Не меньше территориальных споров и в Африке, где в колониальную эпоху метрополии проводили границы своих колоний без всякого учета этнических границ. Подсчитано, что на современной политической карте Африки 44% всей длины государственных границ проходит по меридианам и параллелям, 30% - по геометрически правильным линиям. В особенности это относится к Западной Африке, где народ фульбе, например, еще в XIX в. оказался разделенным между 12 английскими и французскими колониями. Но территориальные споры, уже не раз приводившие к военным конфликтам, существуют и в Северной Африке (например, между Марокко и Западной Сахарой, Мавританией), и в Восточной Африке (например, между Сомали, Эфиопией и Эритреей), и в Южной Африке (например, между Намибией и ЮАР).
В Латинской Америке территориальных споров насчитывается около 20, и они также неоднократно приводили к военным действиям. Достаточно вспомнить хотя бы конфликт Великобритании с Аргентиной из-за спорных Фолклендских островов, которые Аргентина в 1982 г. попыталась присоединить к себе. Территориальные споры есть также в Австралии и Океании.
Обратимся теперь к внутриполитическим конфликтам, связанным с острым противоборством враждующих политических партий и группировок, которые вносят разлад не только в политическую, но также в экономическую и социальную сферы жизни. На современной политической карте мира к числу стран с подобной политической нестабильностью, чреватой вооруженными конфликтами, можно отнести прежде всего многие африканские страны - такие как Алжир, где местные исламисты ведут борьбу со светским государством, Либерию, Берег Слоновой Кости, Центральноафриканскую Республику, ДР Конго, Сомали, Уганду. На политической карте Азии в эту группу стран входят раздираемый внутренними противоречиями Афганистан, Непал, Лаос, а в Латинской Америке - Колумбия, Гватемала.
И все-таки большинство конфликтов на современной политической карте мира происходит на этно-религиозной почве. В их основе лежит, как правило, воинствующий национализму который находит выражение в усилении тенденций к суверенизации большие и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, t растущей нетерпимости к национальным меньшинствам. Эти же центробежные тенденции можно выразить и с помощью понятия сепаратизм (от лат. separatus - отдельный), означающего стремление к обособлению, отделению, т. е. завоеванию какой-то частью страны полной политической независимости или, по крайней мере, автономии. Представляется, что подобные конфликты правильнее всего было бы называть сепаратистскими на национально-этническо-религиозной основе.
В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее влияние на весь мировой геополитический порядок. И это не удивительно. В первой книге «Географической картины мира» вы можете увидеть карту основных очагов сепаратизма, которых всего 53 и которые в совокупности занимают территорию в 12,7 млн км2 с населением 220 млн человек. Некоторые ученые не без основания связывают возникновение этих очагов с так называемыми «геополитическими разломами» или «буферными зонами», которые характерны для пограничья между мировыми этнокультурными цивилизациями.
Если же говорить об отдельных странах, то вы, очевидно, уже догадались, что очагами воинствующего национализма, сепаратизма и, соответственно, этно-религиозных конфликтов в первую очередь становятся многонациональные государства, которых всего в мире порядка 60, и государства с более или менее значительными национальными меньшинствами, которых примерно столько же. Конфликты в этих странах имеют большей частью сложный, противоречивый и долговременный характер, а в их основе могут лежать и территориальные споры, и исторически накапливавшиеся обиды, связанные с национальным угнетением, длительная взаимная отчужденность и вражда.
Как это ни странно на первый взгляд, но сепаратистские конфликты на национальной и религиозной основе имеют место и во многих экономически высокоразвитых и демократических по режиму государствах Запада. Яркйй пример тому - зарубежная Европа, где уже в течение многих десятилетий, несмотря на все усилия, не удается добиться полной ликвидации конфликтов ни в Северной Ирландии (Ольстер), где по крайней мере до середины 2005 г. сохранялось противостояние католиков и протестантов, ни в Стране Басков, где крайние националисты и сепаратисты ведут борьбу за создание независимого государства басков за счет территории Испании и Франции, ни в Бельгии между фламандцами и валлонами.
Но, конечно, особое место в этом регионе занимают сепаратистские конфликты на национально-религиозной почве, возникшие при распаде бывшей Югославии. К главным из них следует отнести два. Во-первых, это уже упоминавшийся нами конфликт в Боснии и Герцеговине, население которой составляют сербы, хорваты и мусульмане, не пожелавшие жить в одном государстве и после кровопролитной войны провозгласившие Мусульмано-Хорватскую федерацию и Республику Сербскую, которые пока не признаны ни одним государством мира. По мандатту ООН в стране размещены силы стабилизации ООН - 36 тыс. человек, с ядром из военнослужащих НАТО. Во-вторых, это автономный край Косово и Метохия на юге Сербии, где 90% населения составляют албанцы-мусульмане. Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы провозгласили создание независимой Республики Косово, что привело к гражданской войне между ними и сербами, а затем к оккупации самопровозглашенной республики военными миротворческими силами НАТО - KFOR (рис. 33). Можно сказать, что в Боснии и Косово установился «холодный мир». Еще один яркий пример подобного рода конфликта в странах Запада являет собой канадская провинция Квебек с преимущественно франкоязычным населением. Это тоже застарелый конфликт, в котором наиболее радикальные франкоязычные силы выступают за выход Квебека из состава федеративной Канады.
Но главная арена таких конфликтов - развивающиеся страны с их зачастую особенно сложным этническим и религиозным составом. В первую очередь это относится к зарубежной Азии и к Африке.
В зарубежной Азии подобного рода конфликты характерны для всех четырех ее субрегионов. В Юго-Западной Азии это конфликт вокруг Курдистана, разделенного политическими границами между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном, вокруг


Рис. 33. Автономный край Косово и Метохия (по В.Н. Холи ной, А. С. Наумову)
Кипра, вокруг Афганистана. В Южной Азии - это целая серия конфликтов в самой многонациональной стране мира - Индии. О конфликте Индии с Пакистаном из-за Кашмира мы уже говорили в связи с территориальными спорами, но это в равной мере и сепаратистский конфликт на этно-религиозной основе с давним противостоянием индуистов и мусульман. А по соседству с Кашмиром расположен еще один «конфликтный» штат Индии - Пенджаб, населенный сикхами.
Культурно-религиозное, а затем и политическое обособление сикхской общины от индуизма началось еще в первой половине XX в. Когда же в середине столетия возникли самостоятельные Индия и Пакистан, Пенджаб вошел в состав Индии, но тогда же выдвинул идею создания суверенного государства Халистан, которое могло бы стать своего рода буфером между Индией и Пакистаном. И хотя этот план осуществить не удалось, сикхские сепаратисты продолжают на нем настаивать, что вносит разлад в их отношения с государством. Не лишне вспомнить в этой связи, что в 1984 г. два сикхских телохранителя убили премьер-министра Индии Индиру Ганди.
Вооруженные сепаратистские конфликты на этно-религи- озной основе характерны и для многих других районов Индии, а также для Шри-Ланки. Из стран Юго-Восточной Азии в этот же список попадают Индонезия, Камбоджа, Мьянма, Филиппины, из стран Восточной Азии - Китай (Синьцзян-Уйгур- ский автономный район, Тибет).
На политической карте Африки тоже нет ни одного субрегиона, где бы не происходили подобные конфликты.
В Северной Африке опасным очагом таких конфликтов давно уже стал Судан, где его основу составляют противоречия между нилотскими народами юга этой страны, исповедующими христианство, и народами северной части Судана, которые приняли ислам. В Западной Африке, отличающейся особой этнической пестротой, конфликты на этно-религиозной основе характерны для многих стран, но в особенности для Нигерии, отличающейся к тому же очень нестабильной внутриполитической обстановкой. В Восточной Африке в данный перечень попадают Эфиопия, Эритрея, Сомали, Уганда, Кения, Руанда, Бурунди, в Центральной Африке - ДР Конго, Ангола, в Южной Африке - ЮАР. Но особого выделения безусловно заслуживает межэтнический конфликт в Руанде, вспыхнувший в 1994 г. и приведший к такому геноциду, который сравним с геноцидом армян со стороны Турции в 1915 г., с действиями фашистской Германии в оккупированных странах или «красных кхмеров» в Камбодже.
Бывшая бельгийская колония Руанда получила независимость в 1962 г. Однако это не привело к примирению двух населяющих ее и издавна враждующих этнических групп - скотоводов тутси и земледельцев хуту. Хотя тутси составляют всего 15% населения страны, они заняли в ней фактически все руководящие позиции. Эта давняя вражда переросла в гражданскую войну, в завершение которой тутси уничтожили в 1994 г. 500 тыс. хуту и заставили бежать из страны еще 2 млн человек. Весь цивилизованный мир буквально содрогнулся от жестокости, которой сопровождался этот конфликт.
В итоге можно сказать, что именно за Африкой в первую очередь утвердилось наименование «континента конфликтов». Что же касается наиболее радикального пути решения этой сложной проблемы, то не раз уже выдвигалось предложение перекроить доставшуюся в наследство от колониальной эпохи политическую карту Африки, создав на этом континенте по возможности одноэтнические государства. Но практически это осуществить совершенно невозможно. Этнографы подсчитали, что в таком случае число государств на континенте должно было бы возрасти до 200-300!
В заключение можно добавить, что большинство конфликтов на территории стран СНГ, которые мы уже упоминали, также относятся к категории сепаратистских на национально-религиозной основе. Что касается России, то в ней главной зоной подобных конфликтов был и остается Северный Кавказ.
Хотелось бы надеяться, что теперь вы обладаете основными подходами к такой сложной проблеме, как региональные и локальные конфликты на современной политической карте мира. Хотя мы использовали также отдельные, что называется, крупномасштабные примеры таких конфликтов, все же в основном вы встретитесь с их характеристикой в региональной части курса социально-экономической географии.
Контрольные вопросы Объясните, как подразделяются конфликты по их масштабу и характеру. Что вы знаете об основных причинах возникновения конфликтов? Приведите примеры конфликтов на политической карте зарубежной Европы и стран СНГ. Приведите примеры конфликтов на политической карте зарубежной Азии. Объясните, почему Африку часто называют «континентом конфликтов».
Литература к теме 3
Основная Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - 14-е изд. - М., 2006 г. Максаковский В.П. Географическая картина мира: учебник для вузов. - М., 2006. Кн. 1. Общая характеристика мира. Тема 1. Холина В.Н., Наумов А.С. География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира. Пособие для учащихся. - М., 2004.
Дополнительная Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс. - М., 2003. ГаджиевК.С. Введение в геополитику. 2-е изд. - М., 2003. География: пособие для поступающих в вузы. - М., 2003. - Гл. 28. Гпадкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для вузов. - М., 2006. - Ч. 3. Голубчик М.М. Политическая география мира: учебное пособие для вузов. - Смоленск, 1996. Колосов В.А, Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник ля вузов. М., 2001. Лобжанидзе А А, Горохов С. А, Заяц Д. В. Этногеография и география религий. - М., 2005. - Гл. 5. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты: дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. - М., 2006. - Раздел 1. Нартов Н.И. Геополитика: учебник для вузов. 3-е изд. - М., 2004. Пугачев В.П., Соловьев АИ. Введение в политологию. - М., 2005. Родионова И.А. Политическая карта мира: учебно-справочное, пособие по географии. - М., 2000. Родионова И.А. Экономическая география: полный курс для поступающих в вузы. - М., 2003. - Гл. 8. Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира: пособие для поступающих в вузы. - М., 1998. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник для вузов / Под ред. В.В. Вольского. - М., 2001.- Гл. 4. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 2-е изд. - М., 2001. - Раздел 1. Холина В.Н., Бунакова Т.М. География: пособие для поступающих в вузы. - М., 2004. - Темы 1, 2, 3.

Проблема глобальных и региональных конфликтов является одной из сложных и недостаточно разработанных в конфликтологии. Она выходит за рамки социологии конфликта и непосредственно связа­на с глобальными проблемами современности, которые по своей сути являются философскими. В настоящей теме мы рассмотрим сущность и некоторые особенности глобальных и региональных конфликтов.

Материал для самостоятельного изучения

Понятие глобальных конфликтов

Слово «глобальный» означает охватывающий весь земной шар, все­мирный, планетарный. Стало быть, говоря о глобальном конфликте, мы подразумеваем такой конфликт, который по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.

Глобальные конфликты несут угрозу существования человечества или отдельных цивилизаций. Примеры подобных конфликтов мож­но найти в библейских сюжетах, мифах и преданиях. Например, ши­роко известен Всемирный потоп как катастрофа, ставшая проявле­ния конфликта между людьми и Богом. Вот как представлен Всемир­ный потоп в книге Андре Парро «Всемирный потоп и Ноев ковчег» (перевод С. Апта): «...И вот, увидев, как много на земле зла челове­ческого и что все помыслы человеческие - одно лишь каждодневное зло, Господь пожалел, что сотворил на земле человека, и опечалился в сердце своем и сказал:

Сотру я с лица земли человека, которого сотворил, всех сотру, от людей до скотов, до гадов ползучих и птиц небесных, потому что жаль, что я сотворил их...

И был на земле ливень сорок дней и сорок ночей... И сорок дней был потоп на земле... Умерло все, в чем было на суше дыхание жизни. Так стер он все сущее на земле. От человека до скота, до гадов ползу­чих, до птиц небесных - все было стерто с лица земли, и остался лишь Ной и те, что с ним были в ковчеге»*.

Еще в начале XX века проблема глобальных конфликтов была до­статочно абстрактной и находила отражение в работах ряда ученых (В. И. Вернадский, Э. Леруа, А. Швейцер и др.) лишь как постановоч­ная в науке. Сегодня же человечество вплотную столкнулось с воз­можностью возникновения глобальных конфликтов, которые могут перейти, например, в мировую ракетно-ядерную войну или экологи­ческую катастрофу. Возможны и иные формы таких конфликтов. Все они связаны с проблемами особого рода, которые в философской трактовке получили название глобальных проблем современности.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение рассматриваемого феномена.

Под глобальными конфликтами мы будем понимать конфлик­ты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации.

Приведенное определение позволяет выделить ряд особенностей глобальных конфликтов.

1. Глобальные конфликты - это конфликты цивилизационного, планетарного масштаба. Они затрагивают интересы и судьбы всех людей планеты. В рамках таких конфликтов противобор­ствующие субъекты неотделимы от человечества как единого, целостного социального организма.

2. Опасность возникновения глобальных конфликтов появляется на определенном этапе развития человечества - в середине XX столетия, когда развитие науки и техники существенно рас­ширило границы вмешательства человека в природу и корен­ным образом изменило принципы социального взаимодействия людей, их потребности и духовную культуру. В этот период со всей очевидностью стали проявляться проблемы, которые не­сут угрозу существованию самих основ жизнедеятельности ра­зумной цивилизации, естественному развитию живой и нежи­вой природы. В связи с этим важно отметить, что сам термин «глобальные проблемы» впервые появился в конце 60-х годов на Западе и получил широкое распространение благодаря дея­тельности Римского клуба*.

* Цит. по: Хлопин И. Н. А что было до потопа? - Л.: Лениздат, 1990. - С. 109-110.

3. Глобальные конфликты дисфункциональны, они несут угрозу существованию человечества. Поэтому главная задача, которая стоит перед мировым сообществом - не допустить возникнове­ния и развития таких конфликтов.

4. Глобальные конфликты имеют симптомы, которые не менее опас­ны для человечества, чем сами конфликты. Такие симптомы вы­ступают в форме обострения противоречий в системах «чело­век-природа», «человек-техника», а также в межгосударствен­ных отношениях. Более ощутимые и серьезные симптомы глобальных конфликтов проявляются в авариях и катастрофах с большим числом человеческих жертв. Примером тому могут служить авария на Чернобыльской АЭС, авария на крупном хи­мическом предприятии в Словакии, которая привела к чрезвы­чайно опасному заражению вод Дуная, и др.

Одной из существенных особенностей глобальных конфликтов является то, что образ конфликтных ситуаций, как один из структур­ных элементов любого конфликта, находит свое отражение в обще­ственном сознании людей. Особая роль в формировании такого обра­за принадлежит средствам массовой информации.

Связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современ­ности представлена в табл. 15.1.

Управление глобальными конфликтами

Процесс управления глобальными конфликтами сводится к их про­гнозированию и своевременному предотвращению. Субъектами та­кого управления являются отдельные государства, союзы государств, международные организации и общественные движения. Но следует заметить, что отсутствие единого субъекта управления глобальными конфликтами в мировом сообществе не позволяет эффективно ре­шать многие проблемы планетарного характера. В связи с этим ка­жется разумной идея создания всемирного координационного цент­ра по глобальным проблемам современности, который объединял бы усилия всех государств и мировой общественности в борьбе за безо­пасность нашей цивилизации.

* Римский клуб - международная общественная организация. Основана в 1968 году с целью развития человечества в эпоху научно-технической революции. Сыграла важ­ную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам.

Таблица 15.1

Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов в современном мире

№ п/п Глобальные проблемы Глобальные конфликты (реальные и возможные) Социальные последствия
Проблема войны и мира Военно-политическое противостояние между Востоком и Западом («холодная война» в 1950-1980-е годы) Мировая термоядерная война «Ядерная зима»; гибель цивилизации; истощение энергетических ресурсов в ходе гонки вооружений
Дисбаланс в развитии государств Конфликты между развивающимися и развитыми странами Обострение духовных проблем, нарушение прав человека; геноцид народов; нарушение экологи-ческого баланса
Противоречия в системе «об­щество-приро­да» (экологиче­ские проблемы) Экологический кризис Энергетический кризис Экологическая катастрофа; гибель цивилизации
Демографиче­ские проблемы Демографические кризисы Обострение социально-экономической ситуации в результате перенаселения развивающихся стран; депопуляция населения в развитых странах

Объективную основу прогнозирования глобальных конфликтов составляют жизненно важные противоречия, с которыми столкну­лось человечество в процессе своего социально-культурного развития в середине XX века. Наиболее значимыми из них являются: а) противоречия в системе «общество-природа» или «человек-природа»; б) противоречия между развитыми и развивающими­ся странами; в) противоречия между ядерными державами в сфере военно-политических отношений; г) демографические противоре­чия.

Предотвращение глобальных конфликтов сводится к адекватному разрешению противоречий планетарного характера. В данном случае речь идет о разрешении глобальных проблем современности.

Прежде всего следует отметить, что разрешение таких проблем возможно лишь на основе объединения всего человечества перед ли­цом надвигающейся катастрофы. В этом смысле объединенные уси­лия людей всего мира должны быть направлены на решение целого ряда проблем, которые сами по себе носят философский характер. Наиболее значимыми из них являются:

Обеспечение мирных условий сосуществования всех народов планеты, сокращение военных расходов, ликвидация оружия массового поражения.

Преодоление социально-экономической и культурной отста­лости развивающихся стран и создание для них равных усло­вий и возможностей в едином цивилизационном процессе раз­вития.

Изменение характера экологической деятельности человека, формирование новой экологической культуры у широких сло­ев общества.

Разработка взаимосогласованной международной политики по обеспечению демографической безопасности.

Управление процессом развития науки и техники, образования и культуры на основе всестороннего предвидения социальных последствий этого процесса.

Региональные конфликты

Под региональными конфликтами мы будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, скла­дывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами соци­ального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства.

Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные админи­стративно-территориальные образования со своими экономи­ческими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями.

Особенности региональных конфликтов

1. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. С одной стороны, они выступают как одна из форм назревающих гло­бальных конфликтов, а с другой - могут ускорять процесс созревания таких конфликтов. Например, локальные войны как региональные конфликты несут угрозу возникновения мировой ракетно-ядерной войны, которая по своим масштабам явится глобальной катастрофой. Кроме того, локальные войны существенно обостряют экологическую ситуацию в районах боевых действий, они создают угрозу аварий и ка­тастроф на химических предприятиях, атомных электростанций и дру­гих объектах повышенной опасности.

2. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, про­текают в русле национально-этнических и религиозных столкнове­ний. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непо­средственное воздействие на систему международных отношений.

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в ка­честве которых выступают административно-территориальные обра­зования или этнические группы внутри государства, а также государ­ства или коалиции государств. При этом важно иметь в виду, что ос­новную роль среди субъектов региональных конфликтов выполняют политические, экономические и национально-этнические элиты.

4. Региональные конфликты отличаются также зонами распро­странения и влияния. Территориально такие конфликты охватывают большие географические пространства (регионы) и вовлекают в свою орбиту большие массы людей, существенным образом влияя на судь­бы этих людей Как правило, такое влияние негативно.

5. Региональные конфликты отличаются и своей динамикой. Кор­ни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое про­шлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием. Формирование образа конфликтной ситу­ации у народа направляется политической элитой с активным ис­пользованием в этом процессе СМИ, а также средств и методов ин­формационной войны.

Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфлик­тах может протекать в различных формах: идеологическом противо­борстве; экономических санкциях; войне и вооруженных конфликтах.

Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и но­сит поэтапный характер. Нередко в их разрешении активно участву­ют международные организации (ООН, ОБСЕ и др.). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием до­говоров, соглашений и других документов.

Классификация региональных конфликтов

О многообразии региональных конфликтов можно получить пред­ставление из табл. 15.2.

Особый интерес для нас представляют межнациональные конф­ликты, возникшие после распада СССР, которые по сути своей явля­ются региональными (Карапетян, 1996, с. 73-74). Это прежде всего конфликты:

Связанные с требованием воссоединения раздробленных в прош­лом единых кровнородственных этносов (Нагорный Карабах, Юж­ная Осетия, Северо-Восточные регионы, Южный Дагестан и др.);

Порожденные стремлением этнического меньшинства реализо­вать свое право на самоопределение и создание независимого государства (Абхазия, Приднестровье, Гагаузия);

Связанные с восстановлением территориальных прав депорти­рованных народов (между осетинами и ингушами; крымскими татарами и другими народами Крыма);

Связанные с притязанием того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Лат­вии присоединить ряд районов Псковской области);

Возникшие в результате произвольных территориальных изме­нений, произведенных в советский период (Закавказье, Сред­няя Азия и др.);

Порожденные многолетним пребыванием депортированных на­родов на территории других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане; чеченцы в Казахстане и др.);

Вызванные дискриминацией русскоязычного населения в ряде стран, возникших на постсоветском пространстве (страны Бал­тии и др.).

Таблица 15.2 Типы региональных конфликтов

Основания классификации Типы региональных конфликтов Причины
Масштаб Конфликты между государствами, коалициями государств, охватывающие огромные регионы и целые континенты (Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и др.) Противоречия в различных сферах социальной действительности (экономика, политика и т. д.), часто территориальные претензии
Конфликты между различными субъектами социального взаимодействия, охватывающие отдельные регионы страны, в том числе и конфликты между центром и регионом (Россия, Великобритания, Югославия и др.) Противоречия между притязаниями этнических групп или других субъектов конфликта и реальными возможностями государства по удовлетворению этих притязаний
Особенности географического положения, а также типа и уровня развития общества Конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке и др. Конфликты на постсоциалистическом пространстве Противоречия в сфере национально-этнических традиций, а также противоречия, в основе которых лежат различия цивилизационных моделей развития
Сфера проявления Экономические Политические Духовно-идеологические Военные Противоречия в соответствующих сферах социальной действительности
Национально-этнические особенности Этнические конфликты Религиозные конфликты Этнополитические конфликты Межрегиональные противоречия Национализм Религиозный экспансионизм

Управление региональными конфликтами

Управление региональными конфликтами сводится к основным эта­пам управленческой деятельности такого рода - прогнозированию, предупреждению, регулированию и разрешению.

При этом важно отметить, что управление осуществляется на го­сударственном или международном уровне. Правовую базу управле­ния региональными конфликтами составляют конституционные нор­мы, а также нормы Международного права. Основное содержание управления региональными конфликтами представлено в табл. 15.3.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ,

1999. - Гл. 30.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-хч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. XVIII.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс,

4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 170-241, 276-327.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 1999. - Гл. IX-XI.

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В. М. Лавринен-ко. - М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

Контрольные вопросы

1. Приведите определение глобального конфликта.

2. Перечислите особенности глобальных конфликтов.

3. Перечислите основные типы глобальных конфликтов.

4. Каковы предпосылки возникновения глобальных конфликтов.

5. Раскройте объективные основы прогнозирования глобальных конфликтов.

6. Перечислите пути предотвращения глобальных конфликтов.

7. Приведите определение региональных конфликтов.

8. Перечислите особенности региональных конфликтов.

9. Назовите наиболее острые современные региональные конф­ликты.

10. Раскройте содержание управления региональными конфлик­тами.

Таблица 15.3 Управление региональными конфликтами

Этапы управления Основное содержание управленческих действий
Прогнози­рование конфликта Изучение и анализ правовых основ взаимоотношений между региональными субъектами социального взаимодействия. Изучение и анализ заявлений политических лидеров, политических партий. Изучение и анализ общественного мнения в регионах. Изучение истории, культуры, традиций народов, входящих в состав региональных субъектов социального взаимодействия. Анализ экономических, политических и других интересов самих региональных субъектов, а также тех государств, интересы которых проявляются в данном регионе
Предупреж­дение конфликта Формирование компетентных органов на государственном или международном уровне по предупреждению назревающего конфликта. На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта и принять меры по их нейтрализации. Активизация встреч, консультаций с политическими лидерами, представляющими потенциальные противоборствующие стороны. Заключение соглашений между потенциальными противоборствующими сторонами по смягчению назревающих противоречий. Расширение информационных связей, исключение из информационного поля ложной информации. Расширение мер доверия между субъектами социального взаимодействия. Разработка средств и методов по регулированию назревающего конфликта
Регулирование конфликта Создание компетентных органов по регулированию конфликта. Достижение признания реальности конфликта конфликтующими сторонами. Легитимизация конфликта. Усиление информационного обмена между конфликтующими сторонами.
Обеспечение коммуникативного взаимодействия между политическими лидерами (переговоры, консультации и т. п.). Использование организационных технологий по регулированию возникшего конфликта (военное присутствие, усиление пограничного режима, экономические и правовые санкции и др.)
Разрешение конфликта Региональные конфликты в зависимости от их содержания, условий и факторов могут быть разрешены в форме консенсуса, подавления одной из сторон, взаимного примирения или в форме перевода борьбы в русло сотрудничества. Чаще всего такие конфликты разрешаются достижением консенсуса или полным подавлением (уничтожением) одной из сторон. В первом случае консенсус оформляется в виде договора, протокола, соглашения или иного документа. Во втором случае подавляются непримиримая правящая элита и те силы, которые оказывают активное сопротивление. При этом следует иметь в виду, что такое подавление может быть справедливым, законным, а может быть и несправедливым, противоречащим закону (Конституции или Международному праву)

Занятие 15.1. Семинар-игра по теме: «Глобальные и региональные конфликты» (семинар проводится в форме защиты рефератов)

Цель игры. Углубление и закрепление знаний студентов по основ­ным проблемам глобальных и региональных конфликтов, развитие у них навыков и формирование умений по подготовке рефератов, ре­цензий и отзывов, а также по ведению теоретических дискуссий на обсуждаемую тему в игровой форме.

Игровая ситуация. На заседании «Экспертного совета» проходит защита реферата. Действующие лица: автор реферата, оппоненты, чле­ны «Экспертного совета», председатель «Экспертного совета». Члена­ми «Экспертного совета» являются все присутствующие на занятии, а его председателем может быть преподаватель или кто-то из студентов. На каждый реферат необходимо назначить двух-трех оппонентов. На двухчасовом занятии можно обсудить два реферата.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За две-три недели студенты получают уста­новку на проведение семинара в форме защиты рефератов. Им должен быть выдан перечень вопросов для самостоятельного изучения и спи­сок литературы, а также темы рефератов, выносимых на защиту. Так­же необходимо распределить роли для игровой ситуации и провести инструктаж действующих лиц.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие глобальных проблем современности, их философско-социологический смысл.

2. Глобальные конфликты и глобальные проблемы современности: соотношение и взаимосвязь.

3. Особенности глобальных конфликтов и их классификация.

4. Прогнозирование и предупреждение глобальных конфликтов.

5. Понятие региональных конфликтов и их особенности.

6. Соотношение глобальных и региональных конфликтов.

7. Классификация региональных конфликтов.

8. Управление региональными конфликтами.

Литература к семинару

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. 18.

2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

3. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С. 170-241;276-327.

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 1999. -

5. Мир философии: Книга для чтения.- М., Политиздат, 1991. - Ч. 2: Человек. Общество. Культура. - С. 497-584 (Фрагменты работ В. И. Вернадского, С. Л. Франка, X. Ортеги-и-Гассета, П. Тейяра де Шардена, Б. Рассела, К. Ясперса).

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

Примерные темы рефератов

1. Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов.

2. Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения.

3. Региональные конфликты на постсоветском пространстве.

4. Проблема войны и мира в истории и современности.

5. Международное сотрудничество по проблеме предупреждения экологической катастрофы.

В ходе игры

Работа по игровому сценарию.

Председатель «Экспертного совета» открывает заседание и объяв­ляет порядок работы.

Автор реферата в течение 10 минут докладывает об основном со­держании реферата. После доклада члены «Экспертного совета» за­дают вопросы по теме реферата, на которые автор дает краткие и ис­черпывающие ответы (члены «Экспертного совета» вопросы готовят как заранее, на основе знакомства с темой реферата и соответствую­щей литературой, так и экспромтом - по ходу доклада).

Затем выступают оппоненты с отзывами на реферат (отзывы оп­понентов готовятся заранее на основе знакомства с текстом реферата и изучения соответствующей литературы). Наряду с оценкой поло­жительных сторон реферата, они должны содержать и конструктив­но-критические замечания, альтернативные варианты решения зада­чи, стоявшей перед автором реферата. Выступления оппонентов не должны превышать 7-10 минут.

После этого автор отвечает на замечания оппонентов. Ответы так­же готовятся заранее, на основе изучения отзывов. Ответы должны быть емкими, обстоятельными, конкретными и вместе с тем кратки­ми, не превышающими по времени 3-5 минут.

Обсуждение завершается краткими выступлениями членов «Экс­пертного совета» по содержанию реферата, доклада автора, его отве­тов и выступлений оппонентов.

Подведение итогов занятия

При подведении итогов защиты преподаватель оценивает работу авторов рефератов, оппонентов и всех членов «Экспертного сове­та».

Оценка оппонентам дается за содержание отзыва и выступление с ним.

Работа членов «Экспертного совета» оценивается по их участию в постановке вопросов, а также по выступлениям в ходе защиты.

Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты». Деловая игра

«Международная координация»*

Цель игры. Показать участникам взаимосвязь промышленного производства с уровнем благосостояния населения и состоянием ок­ружающей среды; закрепить навыки коллективной деятельности и владения финансовой документацией в условиях ограниченного вре­мени.

Подготовительный этап. Перед началом игры следует подгото­вить и размножить в необходимом количестве основную информа­цию для каждой группы участников. Если такой возможности нет, то основную информацию можно оформить на классной доске, чтобы она была доступна в любой момент игры всем ее участникам. Заранее готовится И деловая документация, которая требуется для осуществ­ления финансовых и других расчетов. Основной документ каждой группы - экологический бюллетень, в котором отражаются все изме­нения, происходящие в экологии страны.

Экологический бюллетень

Поряд­ковый номер года Исход­ное экологи­ческое состоя­ние Экологический ущерб (в %) Итоговое экологи­ческое состояние
Черная металлургия Машино­строение Энергетическая пром. Химическая пром. Строительная пром. Деревообраба­тывающая пром Легкая пром. Пищевая пром
Первый
Второй
Третий
И т. д.

Другим важным документом является ведомость учета продукции.

* См.: Прутченков А. С, Самков В. А Деловая игра «Международная координация». // Социально-политический журнал. - 1995. № 4 - С. 176-185

Ведомость учета продукции

Экологический бюллетень делается по одному экземпляру на группу, а ведомость учета продукции - по восемь (на каждый вид продукции).

Подготовительный этап. Педагог-координатор игры предлагает участникам объединиться в небольшие группы, каждая из которых представляет государство. Затем каждая группа решает организатор­ские вопросы: определяет название государства (можно любое вы­мышленное или реально существующее название), выбирает (назна­чает) премьер-министра, министров черной металлургии и машино­строения, энергетики и химической промышленности, строительства и деревообработки, легкой и пищевой промышленности.

Премьер-министр организует работу правительства, ведет заседа­ния, контролирует ситуацию и помогает министрам в их деятельности.

Министры следят за тем, чтобы предприятия возглавляемой ими от­расли обеспечивали страну производимой продукцией. Для этого каж­дый министр ведет ведомость учета продукции по своим отраслям про­мышленности. Остальные участники являются членами правительства, которые совместно с премьер-министром и министрами должны прини­мать решения о деятельности государства на предстоящий год.

Примечание. Если в группе меньше участников, чем требуется для назначения на все руководящие должности государства, то есть менее четырех человек, они могут совмещать две должности.

После решения организационных вопросов координатор предла­гает группам необходимую для игры информацию (информационный лист, который выдается каждой группе, приводится в приложении к игре), образцы деловой документации и сообщает основную инфор­мацию для всех групп.

«Ваши группы представляют собой правительства различных госу­дарств. Вы заинтересованы в повышении уровня благосостояния свое­го народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных выше отраслей промышленности, так как населе­нию необходимы продукты (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышлен­ность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продук­ты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование без металла (черная металлургия), строительные матери­алы без дерева (деревообрабатывающая промышленность). Многие ма­териалы и для одежды, и для машин, и для строительства изготавлива­ются из искусственных химических веществ (химическая промышлен­ность). Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и они должны функционировать. Но где их размещать? Где строить метал­лургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро-и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатыва­ющие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны - участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (см. табл. 15.4).

В течение очередного года (один год длится пять минут игрового времени) ваше правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благососто­яния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, бу­дет ли оно размещать отрасли промышленности на своей территории или воспользуется существующими у соседей и т. д. При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения стра­ны (в условных единицах) (см. табл. 15.5).

Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населе­ния страны, члены правительства должны принимать решения о раз­мещении на своей территории отраслей промышленности или заклю­чать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.

Таблица 15.4

Степень экологической вредности

№ п/п Название отрасли промышленности Ущерб (в % за 1 год)
Черная металлургия
Машиностроение
Энергетическая промышленность
Химическая промышленность
Строительная промышленность
Деревообрабатывающая промышленность
Легкая промышленность
Пищевая промышленность
Ежегодные Таблица 15.5 потребности населения страны (в условных единицах)
Уровень благо­состояния Продукция отраслей промышленности Итого
Черная металлургия Машино­строение Энергетиче­ская пром Химическая пром Строительная пром Деревообраба­тывающая пром Легкая пром Пищевая пром
Высокий з,
Средний
Низкий

Если страна решает разместить на своей территории какую-то от­расль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукции этой отрасли в три раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.

Например, страна Муравия решила разместить на своей террито­рии черную металлургию и машиностроение. Это означает, что еже­годный выпуск продукции этих двух отраслей в Муравии составит по девять единиц. Министр черной металлургии и машиностроения дол­жен эти данные записать в своей ведомости учета продукции. Его за­пись должна выглядеть следующим образом:

Ведомость учета продукции

Черная металлургия_________________

(наименование отрасли промышленности)

Ведомость учета продукции

Машиностроительная промышленность

(наименование отрасли промышленности)

В графе «Произведено (приобретено)» министр записывает то ко­личество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промыш­ленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.

В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записы­вается то количество продукции этой отрасли промышленности, ко­торое потребовалось для обмена с другими странами на необходимую продукцию и пошло на нужды населения в соответствии с нормати­вом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).

В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной про­мышленности после каждого случая приобретения или расходования. Министру целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности, за которые он отвечает в правительстве).

Таким образом, Муравия полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в соответствии с таблицей вредности экологическая обста­новка в этой стране ухудшается на 17 % (на 10 % ухудшает экологи­ческое состояние черная металлургия и на 7 % - машиностроение). Соответствующую запись в экологическом бюллетене делает лично премьер-министр.

Примечание. Возможно введение должности министра экологии, который будет вести экологический бюллетень, освободив премьер-министра для общего руководства делами государства.

Экологический бюллетень Муравии после размещения черной ме­таллургии и машиностроения будет выглядеть следующим образом.

Одна из важнейших причин войн и вооруженных конфликтов – отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами.

С точки зрения исторической практики конфликты, если они не носят антагонистический, а тем более вооруженный характер, в принципе, – нормальное явление общественной жизни. Бесконфликтная жизнь невозможна. Любой грамотный человек понимает, что всеобщая гармония интересов – это миф. В то же время вооруженные конфликты не могут считаться нормой цивилизованного общества. Государство, общество и отдельные граждане должны следовать определенным правилам, направленным на их регулирование. Смысл этих правил, как отмечает известный российский социолог А. Г. Здравомыслов, состоит в том, чтобы не допускать насилия как способа разрешения конфликтов; найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов; добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Тем, кто предметно занимается вопросами социальной безопасности, следует четко представлять сущность и содержание современных региональных вооруженных конфликтов, причины их возникновения и возможные последствия, предпосылки перерастания в локальные войны, пути их локализации и прекращения, а также знать стратегию поведения человека и основные способы его защиты в зоне вооруженного конфликта. Это будет способствовать осознанному отношению к военным конфликтам различных уровней и проявлений и поможет выработать навыки защиты от их деструктивных последствий.

Сущность и характерные черты

С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям – анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т. е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район.

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты, безусловно, имеют свои особенности. Они различаются по причинам возникновения, политическим и стратегическим целям, масштабам, интенсивности, длительности, средствам вооруженной борьбы, формам и методам ведения боевых действий и т. д. Однако они имеют и общие черты, среди которых выделяются следующие:

  • ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;
  • зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т. д.);
  • зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
  • задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;
  • очаговый характер боевых действий войск;
  • неопределенность продолжительности военных действий;
  • массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Как уже отмечалось, локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями. Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями. Следовательно, различия между ними становятся все более условными, хотя существующая классификация войн и военных конфликтов по социально-политическим и военно-техническим признакам сохраняет в целом свое принципиальное значение.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора – люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира. Однако после эйфории конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого столетия, связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм в лице мусульманского фундаментализма, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток – непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

Современная общественно-политическая практика свидетельствует, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках – на Кавказе (Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия, Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер.

Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов – события недавнего прошлого в Югославии. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане.

Как показывает опыт многих стран и регионов бывшего СССР (Закавказье, Приднестровье), наибольшую опасность представляют этнотерриториальные конфликты. Главная предпосылка их возникновения – наличие компактно расселенных национальных меньшинств. Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве и автономия может послужить ступенью к «воссоединению». По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу их неотъемлемых прав, в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны с национальным уклоном.

Остановимся более подробно на вооруженных конфликтах, происходивших на территории России и в ближнем зарубежье, так как именно они затрагивают интересы миллионов наших сограждан, настоящих и бывших. Начало вооруженным конфликтам в СССР было положено в конце 1980-х годов. Тогда было зафиксировано 76 территориально-этнических споров, разгоревшихся и еще разгоравшихся, кроме того, 80 были на грани перехода в активную стадию. Затем не стало СССР, но разногласия еще более усилились, в результате вооруженных столкновений погибли тысячи людей. Одна треть бывшего СССР с населением 30 млн человек оказалась вовлеченной в территориальный передел, сопровождавшийся то разгорающимися, то затухающими конфликтами.

Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Чтобы представить себе этапы его нарастания, проанализируем, как шло развитие событий в «горячих точках» на территории СССР, а после его развала – и СНГ.

Обычно они начинались на территории какого-либо территориально-этнического образования. Русские и русскоязычное население подвергались дискриминации: ущемлялись права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обострялись социальные противоречия, создавались национальные вооруженные формирования, осуществлялось силовое и моральное давление на государственные органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов. В органы государственной власти и управления пытались проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникали перестрелки, причем каждая из сторон обвиняла друг друга в нападении. Резко обострялась криминогенная обстановка, увеличивалось количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижалась.

Несмотря на пока еще мирные отношения двух противоборствующих сторон или новообразованных государств, дороги становились все опаснее. Небывалых размеров достигали убийства и грабежи. На границах бывших республик обыскивали всех без исключения в поисках оружия. В вооруженный конфликт активно втягивалось гражданское население.

В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее его достать. По вечерам становится опасно выходить на улицу. Противоборство все отчетливее приобретает характер настоящей войны.

Каждому гражданину, прежде всего, следует знать, что война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Нормы международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968). Все эти документы признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России – чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые «зачистки». Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий. Не применялся в этом конфликте и режим интернирования гражданских лиц, предполагающий выполнение обеими сторонами прав и обязанностей, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки и т. д. Но, несмотря на указанные издержки, нормы международного права, связанные с ведением военных действий, существуют, и ответственность за их нарушение никто не отменял.

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности – достаточно распространенное явление в современном мире, однако наибольшую опасность представляют вооруженные конфликты. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий. Эти конфликты перерастают в локальные войны, которые, как свидетельствует история, могут предшествовать мировой войне. Специалисты в области безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы выживания населения в районе боевых действий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!