Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Библейское учение о всемирном потопе. Всемирный потоп: миф или реальность? В каком году был потоп по библии

Вскоре начался страшный потоп. 40 дней и 40 ночей шли беспрестанные дожди. Вода залила всю землю, но ковчег Ноя уцелел, плавая по волнам. Все живое на земле погибло от всемирного потопа, кроме тех, кто был в ковчеге.

Затем дожди прекратились, вода стала спадать, и ковчег остановился на высокой горе Арарат. Ной открыл окно ковчега и выпустил оттуда сначала ворона, а потом голубя. Птицы улетали и прилетали назад, так как им негде было сесть из-за воды. Но однажды выпущенный на волю голубь не возвратился в ковчег, и Ной понял, что наводнение прекратилось и где-то поднялась из моря суша.

Ной выпускает голубя из ковчега. Мозаика собора в Монреале, Италия, 1180-е гг.

Он вышел с семьёй из ковчега, вывел оттуда зверей, построил жертвенник и принес на нем в жертву Богу некоторых животных, в знак благодарности за спасение. Богу обещал Ною, что больше уже не пошлёт на землю потоп и в знак своего примирения с людьми поднял меж облаков радугу. Благословив Ноя и его детей, Всевышний сказал им: «Плодитесь и множитесь и наполняйте землю. Пусть подчиняются вам все звери земные, птицы небесные и рыбы морские; вы можете употреблять их мясо в пищу наравне со всякой зеленью и травами. Не проливайте только крови человеческой, ибо человек создан по образу и подобию Божию».

Всемирный потоп. Часть 1. Библия и другие сказания.

Основным источником знаний о Всемирном потопе для большинства является Библия. При этом отсылки к ней со стороны верующих выглядят более менее нормально. Отсылки же к Библии со стороны альтернативно одаренных личностей выглядят уже смешными - ведь те же личности утверждают что Библия является фикцией, но уверенно подгоняют свои "факты" именно под нее.

Предлагаю расширить кругозор, и показать еще немного существующих мифов о Великом потопе у разных народов мира. В данной статье речь будет идти только про мифы, без данных археологии и других наук.

Всемирный потоп. Библейская версия.
«…Спустя семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей… И было наводнение сорок дней на земле, и умножилась вода, и подняла ковчег и он возвысился над землей. И усиливалась вода и весьма умножилась на земле, и плавал ковчег на поверхности вод. И вода усилилась чрезвычайно на земле, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся на земле: и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, все, что на суше, умерло. И истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных, истребились они на земле: остался только Ной и что с ним в ковчеге. И усиливалась вода на земле сто пятьдесят дней. И вспомнил бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. И возвращалась вода с земли постепенно, и стала убывать вода по прошествии ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. И вода постепенно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.»

Так рассказывает о всемирном потопе священная книга христиан и иудеев. И, если переводить ее свидетельства на язык современных наук о Земле, мы получим следующую картину.

Первое: причина катастрофы. Согласно Библии причиной был гнев божий, обрушившийся на окончательно развратившееся человечество. История религии, мифоведение, фольклористика дают нам множество примеров того, как стихийные бедствия, вроде засухи, извержения вулкана, землетрясения, наводнения, трактовались как «кара божья». Стало быть, речь идет о природном явлении, истолкованном создателями Библии в полном соответствии со своим мировоззрением.

Второе: механизм потопа. Вероятно, понятно, что причиною потопов нашего столетия были различные явления природы. Это и землетрясения, порождающие гигантские волны цунами, и весенние паводки, связанные с таяньем снега, и ураганы, и штормы, нагоняющие воды моря в устья рек и на низменные берега, и проливные дожди, и прорывы плотин. Согласно Библии «разверзлись все источники великой бездны» и «окна небесные отворились». Трактовку «отворенных небесных окон» дать нетрудно: речь идет, очевидно, о ливневых дождях. Как понимать разверзшиеся «источники великой бездны» - вопрос спорный. Это могут быть и волны цунами, и нагнанные ураганом воды, и штормовая волна.

Третье: темпы потопа. В Библии говорится, что «было наводнение сорок дней». Однако через шесть фраз утверждается, будто вода «усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Возможно, здесь мы имеем дело с какой-то ошибкой или опиской, ибо еще дальше, через две фразы, говорится о том, что «возвращалась вода с земли постепенно, и стала убывать вода по прошествии ста пятидесяти дней». Так что, вероятнее всего, «сорок дней» - это время нарастания потопа, прибывания вод, а «сто пятьдесят дней» - время продолжительности его, время высокого стояния воды.

Четвертое: прекращение потопа. Причиной того, что потоп прекратился, Библия считает то обстоятельство, что бог «вспомнил о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге». Технология описывается более реалистично: «закрылись окна небесные», так же как и «источники бездны», воды остановились, ибо «навел бог ветер на землю» и «перестал дождь». Вода потопа «постепенно убывала до десятого месяца» (по другому же варианту; вода спала всего лишь за три недели).

Пятое: уровень воды при потопе. Тут Библия сообщает буквально следующее: водой «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом», причем вода над ними поднялась «на пятнадцать локтей», то есть семь с половиною метров.

Шестое: масштаб потопа. Затоплению подверглась вся земля, включая «все высокие горы». Суша осталась только «на горах Араратских», где и остановился со своим ковчегом благочестивый Ной.

Седьмое: причиненный ущерб. «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных». Погибли все, «остался только Ной и что с ним в ковчеге».
А в ковчеге, помимо Ноя, были «сыновья его и жена его и жены сынов его… и (из птиц чистых и птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей) и из всех пресмыкающихся по земле» по одной паре (по другому варианту, по одной паре было взято живых существ нечистых, а чистых - по семи пар).

Восьмое: датировка потопа. В Библии говорится, что потоп начался «в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца». Как соотнести эту дату с той хронологией, которой пользуемся мы? Из Библии известна дата «сотворения мира», там приведена генеалогия различных персонажей и названы сроки их жизни. И в средние века, и в Новое время, и по сей день верующие христиане и иудеи, так же как и неверующие ученые, спорят о «точке отсчета», благодаря которой можно было бы сопоставить библейскую шкалу времени с современной. Вот почему мы имеем несколько разных датировок времени всемирного потопа, о котором повествует Библия.

Некоторые авторы называют 2501 год до н. э. Другие, опираясь на хронологическую систему, разработанную английским архиепископом Ушером, датируют потоп 2349 годом до н. э. 3553 год до н. э. называет православный богослов, скрывшийся под псевдонимом Ф. Р. Согласно же выкладкам, опирающимся на хронологические данные греческого перевода Библии - Септуагинты («Семьдесят толковников»), всемирный потоп имел место в 3213 году до н. э. Таким образом, разброс датировок, несмотря на то, что он довольно-таки велик (от 3553 до 2349 года до н. э.), ограничивает время катастрофы IV–III тысячелетиями до н. э.

Всемирный потоп. Эпос о Гильгамеше.
Ради справедливости, стоит отметить, что некоторые фольк-хисторики знакомы и с этим эпосом.

Человеческая цивилизация заново открыла для себя "Эпос о Гильгамеше" в 1872 году, когда Джордж Смит, разбирая привезенный материал с раскопок Ниневии, столицы Ассирии, обнаружил табличку на которой было написано следующее:
У горы Ницир корабль остановился,
Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
Один день, два дня гора Ницир держит корабль,
не дает качаться.
Пять и шесть гора Ницир держит корабль,
не дает качаться.
При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.

Возраст глиняной таблички явно превосходил возраст Библии, поэтому Смит приложил все усилия, чтобы разыскать остальные таблички, относящиеся к данному тексту. Что-то он нашел среди привезенного материала...
И тайну богов расскажу тебе я.
Шуруппак - город, который ты знаешь,
Что лежит на берегу Евфрата;
Этот город древен, близки к нему боги.
Задумало сердце богов великих потоп устроить…

А за чем-то пришлось и организовывать еще одну экспедицию к месту раскопок. В итоге набралось еще 384 глиняных таблички с другими частями текста.

Во главе с грозным Энлилем держат совет боги: они решают наслать потоп на род людской. Благоволящий к людям бог Эа посылает Утнапиштиму вещий сон, в котором повелевает:
Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь.
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною.
Как Океан, покрой его кровлей!

Утнапиштим созывает «весь край», и по его приказу строят корабль, размерами соперничающий с Ноевым ковчегом: «треть десятины площадь, борт сто двадцать локтей высотою, по сто двадцать локтей края его верха». Когда же корабль был готов, то, как говорит Утнапиштим Гильгамешу:
Нагрузил его всем, что имел я.
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.

В назначенное богами время утром хлынул ливень, ночью - «хлебный дождь», и страшно было глядеть «на лицо погоды»:
Что было светлым - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы.
Словно войною людей настигая.

Когда же потоп прекратился (длился он, в отличие от библейского, «шесть дней, семь ночей» и прекратился «при наступлении дня седьмого»), Утнапиштим увидел, что «все человечество стало глиной». Подобно праведному Ною, старец Утнапиштим высылает птиц-гонцов: сначала голубя, затем ласточку и, наконец, ворона, который не возвращается, «спад воды увидев». Утнапиштим покидает гору Ницир и возвращается к себе, принеся жертвоприношения богам. И боги делают его бессмертным.

Всемирный потоп. Шумерская версия - шумерская ли?
После открытия «Эпоса о Гильгамеше» стало ясно, что история потопа, изложенная в Библии, является лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье. Джордж Смит извлек одиннадцатую песню эпоса из 20 тысяч табличек, составлявших библиотеку повелителя Ассирии Ашшурбанипала. Ассирийцы заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. В XX столетии в земле Двуречья были открыты памятники еще более древнего народа - шумеров. И чем больше изучали ученые шумерскую культуру, мифологию, литературу, тем ясней становилось им, что Библия обязана шумерам большим числом своих «богодухновенных истин».

Здесь я не буду показывать параллели между шумерской мифологией и библейскими сюжетами. Из всего этого интересен лишь один текст. При раскопках шумерского города Ниппур была найдена табличка, вернее, фрагмент таблички, на котором сохранилось шесть столбцов. «Содержание этого фрагмента в основном посвящено потопу. До сих пор он остается уникальным, несмотря на то, что ученые сделали все от них зависящее, чтобы отыскать еще хотя бы одну аналогичную табличку, - пишет С. Крамер. - Ни в одном музее, ни при новых раскопках, ни в частных коллекциях не было обнаружено даже обломка с надписью, посвященной потопу.» Фрагмент, повествующий о «шумерском потопе», хранится в Филадельфии в Музее Пенсильванского университета. Он был опубликован в 1914 году известным ассириологом и шумерологом Арне Пёбелем.

В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, затем о ниспослании свыше царской власти и основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком «уничтожить семя рода человеческого».

Потоп, обрушившийся «на страну», продолжался семь дней и семь ночей, а на восьмой день явился бог солнца Уту:
Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно.
И в тот же миг потоп залил главные святилища.
Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю,
И огромный корабль ветры носили по бурным водам.
Потом вышел Уту, тот, кто дает свет небесам и земле.
Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле,
И Уту, герой, проник своими лучами в огромный корабль.
Зиусудра, царь. Простерся перед Уту,
Царь убил для него быка, зарезал овцу.

В конце поэмы Зиусудра получает «жизнь, подобно богу», и «вечное дыхание», которое дают ему всемогущие божества Ан и Энлиль.
Потом Зиусудру, царя,
Спасителя имени всех растений и семени рода человеческого,
В страну перехода, в страну Дилмун,
где восходит солнце, они поместили.

Очевидно, что богобоязненный царь Зиусудра, бессмертный старец Утнапиштим и благочестивый патриарх Ной - одно и то же лицо, тот же самый персонаж, лишь по-разному названный шумерами, вавилонянами и древними авторами Библии. И столь же очевидно, что библейская история потопа восходит к шумерской мифологии, создававшейся за несколько тысяч лет до того, как была написана священная книга иудеев и христиан. Творцы Библии жили в стране, не знавшей ни губительных ураганов, ни грандиозных наводнений, ни мощных разливов рек. Всем этим стихийным бедствиям подвергалась земля Двуречья, страна шумеров.

Позже была обнаружена табличка с текстом, в котором потоп упоминается вскользь.
После того, как буря принесла дожди,
После того, как все постройки были разрушены,
После того, как яростная буря принесла дожди,
После того, как люди поднялись, как враги, друг на друга;
После того, как семя было насаждено, - да, насаждено,
После того, как зерно было порождено, - да, порождено.
После бури он сказал: «Я принесу дожди»,
После он сказал: «Я пролью в них дожди»,
После Потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все».
Небеса повелевают. Земля даст рождение,
дает рождение растению «нумун»,
Земля дает рождение, небеса повелевают,
дают рождение растению «нумун».

Помимо вышеуказанного, был обнаружен и "список царей", сделанный шумерскими жрецами, в котором говорится следующее:
Всего 8 царей, 5 городов… Затем был потоп. После него была вновь ниспослана свыше царская власть.

Были и другие глиняные таблички с разнообразными текстами, упоминавшими потоп и/или его последствия, подтверждающие смену власти после потопа и т.д.

Археологи называют иногда землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Ибо нынешней арабской цивилизации, имеющей возраст более тысячи лет, предшествовали другие, корни которых уходят в глубочайшую древность. И, словно в многослойном пироге, археологи обнаруживают под очередным слоем, считавшимся древнейшим, новый культурный слой, следы еще более древней цивилизации. Ассирийцы, завоевавшие всю долину Тигра и Евфрата, а затем распространившие свое господство и на другие земли Ближнего Востока вплоть до Египта, были «варварами» по сравнению с вавилонянами, чья история была на тысячи лет древней, чем история ассирийцев, появившихся на исторической арене в VIII столетии до н. э. В эпоху, отдаленную от нас четырьмя - пятью тысячелетиями, уходит время появления в Двуречье аккадцев, народа, говорившего на семитском языке. Однако семитам-аккадцам предшествовал еще более древний народ - шумеры.

Леонард Вулли, проводя раскопки Ура, обнаружил, что классической культуре шумеров предшествовала другая, более древняя. По холму, где впервые были найдены ее следы, культура эта стала именоваться «Эль-Обейдской», или «Эль-Убейдской». Поначалу она показалась археологам типичной культурой позднего каменного века: люди жили в примитивных хижинах с глиняной обмазкой, металлы употреблялись для изготовления предметов роскоши. Однако дальнейшие раскопки в Уре, а затем в городе Эриду, где согласно списку правителей Шумера царская власть впервые «спустилась с неба», представили культуру Эль-Убейда в новом свете. Именно тогда был совершен стремительный скачок из первобытного общества в раннеклассовое, от «дикости» к цивилизации. Именно тогда был одомашнен крупный рогатый скот, изобретены колесо и плуг. Именно тогда начали возводиться первые дворцы и храмы. Именно тогда возникли древнейшие города Двуречья - Эриду, Ур, Урук. Именно тогда орудия из камня начинают заменяться орудиями из металла… Словом, у истоков культуры шумеров, которые были учителями вавилонян, стоит культура Эль-Убейда (или Эль-Обейда).

«До сих пор неясно, можно ли называть людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно очевидно: созданная ими культура не была бесплодной, она пережила потоп и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации, позднее достигшей пышного расцвета. Среди прочих ценностей они передали шумерийцам и легенду о всемирном потопе. Это не вызывает сомнений, так как именно они пережили это бедствие и никто другой не мог бы создать подобной легенды», - так писал Леонард Вулли, подводя итоги своих раскопок в Уре. В настоящее время мы можем с большой уверенностью сказать, что люди, пережившие потоп, создатели культуры Эль-Убейда, шумерами не были.

Шумеры были в долине Тигра и Евфрата пришельцами, хотя и очень древними. А до шумеров в Двуречье жил народ, создавший цивилизацию Эль-Убейда. По отношению к нему шумеры были такими же кочевниками-варварами, пришедшими извне, а затем усвоившими достижения культуры оседлого народа, какими были по отношению к шумерам вавилоняне.

Сэмюэл Н. Крамер, лучший знаток шумерского языка и литературы, проанализировав названия древнейших шумерских городов, таких, как Эриду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др., пришел к выводу, что они не являются шумерскими. А это говорит о том, что язык создателей городов, бывших в эпоху Эль-Убейда еще поселками, не шумерский, а иной. Точно так же нельзя объяснить исходя из законов шумерского языка названия двух великих рек Двуречья - Тигра и Евфрата (в клинописных текстах они читаются как «Идиглат» и «Буранун»). Названия рекам также дали первые поселенцы на их берегах - убаидцы, если называть предшественников шумеров, как предлагают С. Крамер и другие исследователи, по названию Эль-Убейда, где впервые открыта была дошумерская культура. Убаидскими, а не шумерскими оказываются слова, обозначающие различные профессии в древнем Шумере; крестьянин, плотник, купец и т. д. Это опять-таки говорит о том, что профессии крестьянина, плотника, купца и многие другие возникли до появления шумеров в Двуречье и «творцами» этих профессий были люди, говорящие на другом языке.

На каком? Список убаидских слов, дошедших до нас, невелик. Это названия рек, городов, богов, профессий. Анализ же их показывает, что в убаидском языке есть ряд черт, сближающих его с языками дравидов, населяющих Южную Индию. У дравидийских народов имеется предание о потопе, поглотившем много тысяч лет назад Южный материк, который был их прародиной. Легенды о потопе фигурируют в священных книгах Индии. Но только спасителем рода людского является не праведный патриарх Ной, не вавилонский старец Утнапиштим, не шумерский царь Зиусудра, а законодатель и пророк Ману…

Теперь мы можем покинуть долину Двуречья, и совершить путешествие в поисках потопа на восток, обращаясь к мифам и преданиям народов, живущих в самых различных уголках планеты.

Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)


Представьте: ровная поверхность земли... 40 суток не прекращающегося ливня... сотни вулканов извергаются одновременно... тысячи новорожденных мощных источников выбрасывают колоссальное количество воды... Таков был потоп в дни Ноя. Таков был всемирный катастрофический потоп, посланный Богом, чтобы уничтожить все живое, кроме восьми человек, спасшихся в ковчеге. Помимо Библии, потоп описывается и другими древними историческими документами Однако существуют значительные разногласия по двум вопросам: дата потопа, а также был потоп местным или всемирным. Критически настроенные к повествованию о потопе считают его мифом или историей о локальном наводнении В вопросе датировки Всемирного Потопа современные выводы некоторых областей науки явно противоречат Библии. Однако следует более серьезно отнестись как библейской, так и дополнительной исторической литературе, основанной на свидетельстве очевидцев событий, ставя на второй план научные мнения и сложные методы радиометрического датирования.

Еврейское слово mabbowl (маббул), означающее в Бытие 6-9 "потоп", уникально. Оно используется лишь для этого грандиозного события. Для описания местных наводнений используются девять других слов еврейского языка. Но ни одно из них нельзя сравнить с длительностью глобального потопа. Греческое слово kataklysmo, используемое как в Септуагинте, так и в Новом Завете, вряд ли нуждается в пояснении. Катаклизм означает сильное разрушение. Мы встречаем его в Евангелии от Матфея 24:38-39; Евангелии от Луки 17:27. Во втором послании Петра 3:5-6 говорится о том, что человечество просто жаждет забыть: Бог сформировал небо и землю из воды и водою, и посредством этой воды мир подвергся катаклизму, уничтожившему поверхность земли и всех дышащих живых существ на ней.

Потоп произошел из-за повсеместного и полного развращения человека, который проявлял ужасную жестокость по отношению к другим, и тем заслужил жестокой расплаты.

Приготовления к Потопу

Была ли на самом деле необходимость в ковчеге? Все время, усилия и расходы на постройку такого огромного корабля были бы напрасны, если бы потоп был локальным. Ной и его семья, взяв с собой скот и множество других существ, смогли бы мигрировать на возвышенность и переждать, пока сойдут воды местного наводнения.

Был ли ковчег достаточно большим? Он соответствовал объему более чем пятисот железнодорожных товарных вагонов. Эксперты утверждают, что хватило бы и третьей части этого объема.

Как Ной собирал животных в ковчег? Очевидно, они собрались к ковчегу, ведомые инстинктом. Возможно также, что все время плавания они находились в спячке, сводя, таким образом, к минимуму проблемы корма и уборки.

Литературные параллели к Библейскому описанию

Что появилось первым - библейское описание потопа или месопотамское поэтическое повествование о нем? Существуют три варианта ответа:

А) сначала был написан месопотамский текст, и авторы Писания, затем, использовали его;

Б) Библия была создана первой, а поэтическое повествование использовало ее рассказ;

В) как Библия, так и месопотамское сказание передают содержание более древнего оригинала.

Большинство ученых настаивают, что писатели Бытия использовали элементы местной поэзии - но это невозможно доказать. С другой стороны, теория примитивного происхождения вообще не имеет никаких свидетельств и является лишь мнением ее сторонников. Несмотря на трудности доказательства, преимущественным представляется мнение о том, что библейские записи появились первыми и стали источником для других текстов.

Шумерская история о всемирном потопе

Одна из старейших внебиблейских версий описывает, как человек по имени Зиусудра пережил потоп. Текст этот был найден при раскопках Ниппура в начале двадцатого века, и его можно отнести к 1600 году до р.Х.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Эпос "Гильгамеш" на табличке XI
Это - очень известный текст, принадлежащий к шумерской, вавилонской, ассирийской, хеттской и уррийской литературе. Даже в Святой Земле была найдена глиняная табличка (датируется примерно 1200 г. до р.Х.) с начертанным на ней именем этого человека. Он был наиболее популярным из древних персонажей Ближнего Востока. Используя версию из библиотеки Ашурбанипала, Джордж Смитт в 1872 году опубликовал одиннадцатую табличку вавилонского эпоса о Гильгамеше под названием "Халдейское повествование о Потопе". Имя Гильгамеш появляется среди царей, поименованных в шумерских династических списках (см. ниже). Оно относится к первой династии Урука, наиболее раннему периоду месопотамской истории. Эпос "Гильгамеш" указывает на близкую связь с событиями, произошедшими сразу после потопа. Еще был в живых некто, кто пережил потоп (возможно - Хам), и Гильгамеш посещал его в поисках бессмертия.

Эпос "Атрахас"

Существует поразительное сходство с библейским описанием - но, в то же время, и значительные отличия.
Перечень шумерских царей: потоп и установление городов-государств
Шумерский перечень царей принадлежит к очень старым документам. Он упоминает и об установлении городов и царств до потопа. Возраст царей либо преднамеренно преувеличен, либо мы еще не нашли правильного толкования их системы счисления - шумерский язык и сегодня не понят до конца.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Шумерский список царей. Часть 1 (До потопа)
"Когда царствование было спущено с небес, цари (в начале) были в Эриду... Это были пять городов и восемь царей управляли ими 241 000 лет. После на землю обрушился потоп". Это, по видимому, был потоп времен Ноя, при котором погибли все, кроме спасшихся в ковчеге. Поскольку деяния божественных царей были по крайней мере одной из причин, навлекших потоп, прервавший божественную династию, божественное царство должно было "опуститься с небес" после потопа снова (см. ниже).

Шумерский список царей. Часть 2 (После потопа).
"После того, как потоп обрушился на землю, и когда царствование снова было спущено с небес, оно сперва было в Киш... В Уруке (библейский Эрех), божественный Гильгамеш... правил 126 лет...". Обратите внимание, что Киш был первым городом, основанным после потопа. Проведенные там раскопки показывают, что он был основан около 3000 года до р.Х. Вышеупомянутый "божественный" Гильгамеш действительно посетил человека, пережившего потоп, - кого-то из семьи Ноя, как говорится в XI табличке эпоса о Гильгамеше, независимом от списка царей свидетельстве того, что правление Гильгамеша относится ко времени вскоре после потопа.

Существует много других записей истории потопа по всему миру: Самарянское Пятикнижие, Еврейские Таргумы, Беросс, труды Иосифа Флавия, Пророчества Сивиллы, Коран, и др.

Масштабы потопа и геологические последствия

Во 2-м послании Петра 3:3-6 апостол предсказывает, что "явятся наглые ругатели", которые будут отрицать разрушение мира потопом, пренебрегая этим колоссальным событием. Далее, в стихах 10 и 11 приводится пророчество о всеобщем разрушении, аналогичном потопу. Может ли локальное наводнение служить аналогией столь ужасного события?

Да, не все сложные геологические вопросы мы можем согласовать с Потопом. Но несомненно, что всемирная катастрофа не могла не оказать огромного влияния на поверхность планеты.

Сегодня континенты, включая самые высокие горы, покрыты морскими окаменелостями. Половина континентальных осадочных отложений имеет океаническое происхождение. Геологи объясняют это тем, что в определенные периоды времени континенты находились под водой, а это - подтверждение всемирному потоп. Поскольку даже на самых больших вершинах (включая Эверест) обнаружены осадочные породы водного происхождения, очевидно, что эти горы какое-то время находились под водой. Однако, это не значит, что воды должны были быть столь глубокими, чтобы покрыть современный Эверест и другие высокие горы. Напротив, горы возвысились в результате напряжений в земной мантии, к которым привел потоп.

Огорчает то, что большинство геологов не принимает во внимание Всемирный потоп при толковании геологических данных.

Теории местного наводнения

Многие ученые, если они вообще верят в потоп, полагают, что он был событием местного масштаба, произошедшим 100 тысяч лет назад. Они основывают эту точку зрения на научных данных, которые, как кажется, представляют непреодолимые проблемы для всемирного потопа. Вот основные их утверждения.

1. "Всемирный" означает: включающий все, что мог видеть Ной. Лишь мир его личного обитания был затоплен. Существующие ныне высокие горы оставались на своем месте миллионы лет и были столь же высокими до потопа, как и сейчас. Никакой воды попросту не хватило бы, чтобы покрыть их полностью (например, высота Эвереста 8848 метров - таким образом, воды потопа должны были быть глубиной в девять километров). Кроме того, если вода покрывала всю землю, куда она могла уйти после потопа?

2. Под "днями" в первой главе книги Бытия подразумеваются гигантские промежутки времени. Большинство сторонников идеи местного наводнения верят в огромный возраст Земли - порядка 4,5 миллиардов лет; верят они и в то, что человек существует не менее миллиона лет, причем этот срок включает в себя линтельные доисторические периоды палео-, мезо- и неолита.

Всемирный потоп

Обратим, однако, внимание, что библейское повествование 16 раз использует в книге Бытия (с 6 по 9 главы) слова "все" и "каждый" для описания обширности потопа.

Предания о потопе ("Гильгамеш", "Атрахас" и др.), хоть и не так точны, как рассказ Библии, тем не менее подтверждают, что ковчег остановился на гора - что невозможно в случае локального наводнения.

Мир до потопа значительно отличался от нынешнего. Дождя не было (Бытие 2:5), и в тоже время текли реки (2:10). Судя по всему, существовали также большие подземные объемы воды. В определенный момент разверзлись все "источники великой бездны" (Бытие 7:11), извергая водные и вулканические составляющие; одновременно "окна небесные отворились", породив атмосферные осадки. Примем во внимание, что и сегодня 70% земной поверхности находится под водой, которой достаточно, чтобы покрыть выровненную землю слоем до 2500 метров. При этом современные горные цепи состоят в основном из осадочных пород потопного или вулканического происхождения. Они могли образоваться во время потопа или закончить формирование сразу после него. Таким образом, можно сделать вывод, что библейская история Потопа на самом деле реалистична.

Катастрофы, сопровождавшие потоп, сказались и на климате. Если до потопа совсем не было дождя, то теперь дождь стал привычным событием. при При выпадении водяного тумана наблюдается радуга, которая стала Божьим знамением, что Господь никогда снова не погубит землю водой. Если же потоп был местным явлением - получается, что обещание Бога нарушалось при каждом местном наводнении значительных масштабов.

"Доисторический человек"

Доисторического человека определяют как человека, жившего в "каменном веке". Однако "каменный век" - сам по себе нелпределенный термин. С самого начала времен, в каждом поколении, включая наше, некоторые группы людей жили в условиях "каменного века", в то время как живущие рядом с ними были высоко цивилизованными. Из этого следует, что возраст культуры не может быть определен на основании использования каменных орудий. Мнение Брайдвуда - типичное для многих исследователей доисторического периода - совершенно умозрительно:

"Доисторический период" означает время до начала письменной истории. То есть, более чем 99 процентов человеческой истории является доисторической. Человеку, по-видимому, миллион лет, но он начал записывать историю или вообще что-либо не ранее, чем 5 тыс. лет назад" (1967,1).

Но если у человека в доисторическое время не было письменности, мы никак не можем быть уверены в его возрасте (предполагаемом миллионе лет), несмотря на все сложные методы датировок. Поскольку методы радиоактивного датирования не могут быть калиброваны по известным датам более чем на 5000 лет в прошлое, невозможно датировать культуры каменного века (которые, как обычно предполагается, старше 3000 лет до р.Х.)

Все семьи на земле произошли от Ноя и его сыновей

Уильям Генри Грин, богослов девятнадцатого века из Принстона, занимавшийся генеалогией, изложенной в книге Бытия, оказал на обсуждение рассматриваемого вопроса немалое влияние. Он убедил многих в своей точке зрения о больших пробелах в генеалогических записях. Согласно его мнению, "…мы приходим к выводу, что Писание не оставляет никаких данных для хронологических вычислений до времен Авраама, и что записи Моисея ничего не говорят, и не предназначались для того, чтобы говорить о точной дате потопа, равно как и сотворения мира" (1890, 303). Грин предположил существование в генеалогии Бытия больших пробелов, пытаясь согласовать ее с научной информацией, которая, по его мнению, указывала на очень большой возраст земли (1890, 286).

Древние цивилизации

"Уровни потопа" в месопотамских городах.
Ранние археологические раскопки в долинах рек Месопотамии обнаружили глубокие потопные отложения возле оснований города. Сначала это толковалось как свидетельства потопа, бывшего во дни Ноя. Однако более поздние раскопки показали, что эти слои являлись результатом сильных местных наводнений, а не библейского катаклизма.

Шумерский список царей упоминает город Киш как существовавший сразу после потопа. Джордж Роу (Georges Roux) утверждает, что царство Киш возникло около 2700 лет до р.Х. (1966:120). Саггз (H.W.F. Saggs); он доказывает это тем, что при раскопках города Киш самый ранний уровень относился к периоду Джемдет Насер (Jemdet Nasr) (1962:51,60 2800-2400 до р.Х.)

Эпический герой Гильгамеш был царем в Уруке около 2700 года до р.Х., и, как говорит легенда, непосредственно общался с человеком, пережившим потоп. Это было бы невозможно, если бы потоп соответствовал более ранней дате, 10000 лет до р.Х.) Эта встреча Гильгамеша, как и шумерский список царей (в котором он также упомянут) свидетельствует, что потоп был приблизительно в 3000 году до р.Х.

Египетские свидетельства. В египетской литературе нет преданий, связанных с потопом. Важно отметить, что хроники Египта начинаются около 3000 г. до р.Х. Доисторический период в Египте (с момента окончания всемирного потопа) был очень коротким. Впрочем, многие египетские историки считают, что доисторический период здесь был довольно долгим. Но, как уже говорилось выше, датирование по углероду-14 не является пригодным для событий, происходивших раньше, чем за 3000 лет до р.Х.

Методы радиоактивного датирования: Как они калибруются?

Несмотря на то, что оборудование, используемое для датирования радиоактивных материалов, со временем становится все более сложным, основные проблемы, обнаруженные Уиллардом Лыбби (Willard Libby), изобретателем метода датирования по углероду-14, существуют до сих пор. Калибровка с использованием данных художественных изделий из египетских гробниц, является в какой-то степени достоверной только до 2000 лет до р.Х.

Более ранние даты не могут быть калиброваны, поскольку не существует исторических датировок старше этого уровня. Лыбби сам говорил: "Первый шок, который был у меня и д-ра Арнольда, состоял в том, что мы поняли: история имеет протяженность вспять только на 5000 лет. В начале мы думали, что нам удастся достать образцы за последние 30.000 лет, нанести точки на график, и тогда, наша работа была бы закончена… Довольно внезапно мы поняли, что эти цифры, эти древние годы не известны. Установление первой династии в Египте - это самое раннее событие, чья историческая дата известна с более или менее реальной точностью" (Libby 1958,531). Как далее отмечает Лыбби в своей работе, все "даты" старше, чем 5000 лет, - это не реальная датировка, а лишь оценка оставшегося количества углерода-14. Дендрохронология также мало чем помогает - поскольку при определенных условиях у деревьев могут появляться два, а иногда и три кольца в год.

Формирование дельт рек

Формирование дельт рек по всему миру началось около 3000 года до р.Х. Только всемирный потоп мог явиться той колоссальной катастрофой, которая привела к образованию по всему миру рек приблизительно в одно время. По мере того, как вода с поверхности земли сходила в глубокие океаны, начался дождь и в устьях рек стали собираться осадочные породы формирующие дельту. Исследования дельт по всему миру показали, что им всего лишь несколько тысяч лет.

Дельты Тигра и Евфрата сформированы в Персидском заливе. Многие древние карты изображают береговую линию гораздо севернее, вплоть до Ура. Это значит, что дельта отложилась в течение прошедшего времени по крайней мере на 150 миль. Геродот, греческий историк, сообщает, что египетские священники ничего не говорили ему о земле севернее озера Моэрис, которая была выше уровня воды в начале первой династии.

Дельту реки Миссисипи исследовали в 1850 году и обнаружили, что ее глубина составляла всего лишь 40 футов. Наполнялась она не так уж долго.

Еще один пример "водяных часов": Ниагарский водопад начал "падать" и отходить от озера Онтарио к озеру Эри менее, чем 10 000 лет назад.

Есть ли другое объяснение тому, что ни одна из этих рек не могла наполняться в течение более чем нескольких тысяч лет?

Проблемы с ранними сроками датировки потопа (100 000 - 10 000 лет до р.Х.)

1. Ни в Писании, ни в другой любой древней литературе Ближнего Востока не упоминается временной пропуск в 7000 или более лет между потопом и началом исторических записей (3000 лет до р.Х.).

2. Также ранние сроки противоречат объяснению происхождения народов, упомянутых в книге Бытия 10-11.

3. Куш был внуком Ноя. Потомки "Куша" построили города, чьи основания почти во всех случаях датируются не ранее, чем 3000 лет до р.Х. (Бытие 10). Возраст городов, претендующих на более старший возраст - Иерихон (7000 до р.Х.), Иармо (6000 до р.Х.) и др. - был определен по методу С-14, который не может быть калиброван по абсолютным данным далее чем на 5000 лет в прошлое. При рассмотрении этих ранних дат необходимо быть весьма осторожными.

4. Если бы существовали более ранние цивилизации, почему нет никаких следов чего-либо, подобного зиккуратам и пирамидам того времени? Ни один из этих памятников не датируется ранее 3000 года до р.Х. - что свидетельствует о довольно коротком времени между потопом и их возведением. Но куда могло подеваться построенное за 7 000 лет? Это - больший срок, чем вся история человека со времен потопа!

5. Генеалогии в Бытие 5 и 10 могут быть немного растянуты, но они перестанут быть генеалогиями при существовании больших промежутков. Пропуски в 7 000 лет делают их бессмысленными для генеалогических целей.

Проблемы с поздней датировкой потопа.

Дату всемирного потопа по отношению к местным наводнениям в районе речных бассейнов Месопотамии в настоящее время определить невозможно, поскольку всемирный потоп полностью изменил поверхность земли. Однако весомые доказательства, приведенные выше, предполагают дату не раньше, чем 5000 лет назад.

Вывод: Потоп произошел 5000 лет назад.
1. Датирование по углероду-14 не подходит для возраста более 5000 лет, как о том свидетельствовал и изобретатель этого метода.

2. Дельты рек предполагают недавний (3000 лет до р.Х.) потоп.

3. Вся записанная история начинается 3000 лет до р.Х.

4. Тогда начали возводиться города.

5. Тогда начали возникать родословные, что подтверждается генеалогиями.

6. Датирование потопа более ранними сроками (10 000 лет до р.Х. или ранее) вносит в генеалогии беспорядок.

7. Не существует записей в какой-либо литературе о потопе, произошедшем 10 000 лет до р.Х.

8. Эпос о Гильгамеше (как и другие эпосы) хорошо вписывается в дату 3000 лет до р.Х.

9. Библейское описание не заимствовано из других источников. Это - свидетельство очевидцев.

10. Из библейского описания ясно, что всемирный потоп был около 3000 лет до р.Х.

Всемирный потоп - прежде всего, библейская история, описанная в – первой из книг и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – . Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Всемирный потоп - чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

В Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после . На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны” , и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в , например, в (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник - ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам - семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров - потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдской культурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса - установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000-5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э .

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры .

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

А был ли Всемирный потоп на самом деле?

В шумерских и вавилонских легендах, в мифах южно-американских и североамериканских индейцев, в преданиях жителей древних цивилизаций Индии и Китая почти одними и теми же словами рассказывается о величайшей катастрофе, постигшей нашу планету на заре человечества, – Всемирном потопе. И все эти легенды и мифы упоминают о человеке, который спас жизнь на Земле, построив корабль и собрав на нем людей и животных.

В Библии, где посвящено Всемирному потопу 4 главы, этого человека зовут Ной, а его спасательный корабль – Ноев ковчег. Что же это за глобальная катастрофа, потрясшая сознание человечества в незапамятные времена? Был ли Всемирный потоп на самом деле или это досужие выдумки? Если был, то каковы причины и масштабы? У исследователей во всем мире по сей день нет однозначных ответов на эти непростые вопросы.

В разные времена выдвигали множество гипотез относительно причины самой глобальной из катастроф, когда-то происходивших на планете – Всемирного потопа, – от солидно обоснованных научных теоретизаций до просто откровенных фантазий. К примеру, ученые предполагали, что потоп был вызван падением метеорита-гиганта в воды Мирового океана и поднявшаяся после этого огромнейшая волна прокатилась по всему земному шару. Еще говорили, что великое наводнение произошло из-за «встречи» нашей планеты с кометой и это столкновение нарушило водный баланс Земли.

Выдвигали и такую гипотезу: произошел сверхмощный вулканический процесс планетарного масштаба, следствием которого стало титаническое цунами, затопившее всю сушу. Довольно интересной является гипотеза геолога из Америки Г.Рискина. По его словам, причиной Всемирного потопа могла быть «метановая катастрофа» – колоссальный взрыв больших количеств метана, который выделился из вод Мирового океана около 250 миллионов лет назад. Надо заметить, что автор теории и сам признает, что она «довольно гипотетична», но считает ее «слишком весомой, чтобы пренебречь».

Гипотеза «метанового катаклизма», отстаиваемая Рискиным, заключена в следующем. Вначале на определенном историческом этапе по каким-то геолого-климатическим или другим причинам из донных осадков стал выделяться метан, источником которого могли стать отложения органики или замерзшие гидраты. Под давлением толщи воды газ растворялся, и его концентрация с течением времени возрастала. Дальше хватило довольно незначительного внешнего вмешательства, чтобы придонные водные массы, насыщенные метаном, переместились к поверхности.

Таким толчком, по предположению Рискина, могло быть падение небольшого метеорита, землетрясение или даже – что довольно интересно – движение крупного животного (к примеру кита). Вода, перемещаясь к поверхности, более не испытывала сильного давления и буквально «вскипела», высвобождая в атмосферу метан который в ней содержался. Далее процесс стал необратимым: к поверхности перемещались все новые водные массы, которые, шипя и пенясь, будто газировка в открытой бутылке, выделяли в атмосферу все большие объемы горючего газа. Вот и все, осталось ждать, пока концентрация не до критического значения и пока не появится какая-либо «искра», чтобы все это поджечь.


Теоретически, по утверждению ученого, воды Мирового океана могли содержать достаточно метана, для обеспечения взрыва, по мощности превосходящего эффект детонации мирового запаса ядерного вооружения в 10 тыс. (!) раз. Это составляет больше 100 миллионов мегатонн (!) в тротиловом эквиваленте. Если описываемое явление на самом деле имело место, катаклизм такого масштаба, мощностью даже на один, два порядка ниже, вполне «тянет» на .

Эта гипотеза в действительности, на первый взгляд, кажется довольно нереальна. И, все-же у нее, как и у любой другой, имеются свои сторонники. Некоторые из специалистов считают, что «хоть она и эксцентрична, но не до такой степени и безумна, чтобы не воспринимать ее всерьез».

Как бы там ни было, но Всемирный потоп – это не выдумки. Многие из ученых стараются научно доказать этот довод. И.Яновский, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических прогнозов, в книге «Тайна Всемирного потопа» написал: «Исторический факт Всемирного потопа сомнений не вызывает. Очень много о нем есть схожей информации в самых разных источниках – археологических исследованиях, сказаниях народов мира, теологической литературе. Все это, вместе взятое, дает возможность воспроизвести общие контуры того произошедшего, самого грозного природного явления.

Несогласованность описаний – лишь в деталях. И если ранее говорили о давности события в 12 500 лет, то не так давно исследователи из Америки заявили о том, что Всемирный потоп произошел всего 7 500 лет назад». Но все таки не это самое главное, считает автор. Исследователям в первую очередь важно понять «физический механизм, при котором возникали, перемещались и сохранялись некоторое время огромные массы воды».

Именно непонимание механизма вызывало у ученых полное недоверие к самому факту Всемирного потопа. Причем, как считает И.Яновский, библейский дождь, который «лил как из ведра 40 дней и ночей», ничего не объясняет, – ведь был же в недавней истории, в начале хорошо известного Годуновского лихолетья (1 600 год), непрерывный дождь на протяжении 10 недель (с 23-го мая по 16 августа, всего 70 суток), и ничего тогда в Государстве Московском не затопило – погиб только на корню весь урожай (Н.Карамзин. «История государства Российского»).

Описание Всемирного потопа как природного явления дает в своем фундаментальном труде «Следы богов» Г.Хэнкок. Как он считает, крупномасштабный Потоп сопровождался сильнейшими землетрясениями и извержениями вулканов. Как написал автор, характеристики динамики водных масс этого грозного природного явления самые различные – «от относительно медленного подъема воды как результат таяния снеговых и ледовых покровов „предшествовавшего ледникового периода“ (отчего звери и люди успевали уходить в горы, скапливались в пещерах и т. п.) до моментального, с высотой волн-цунами в 500–700 метров!

Последние расшвыривали местами даже мегалитические постройки „атлантов“, вес монолитов в которых доходил сотен тонн». Эта и многая другая информация, как следует из работы Г.Хэнкока, прошла тщательную экспертизу в Американском географическом обществе; в составе экспертов были многие известные ученые, в том числе А.Эйнштейн. Заключение однозначное: эта информация – не миф, а научная реальность.

Но если на основной вопрос – был ли Потоп вообще – в большинстве своем ученые отвечают положительно, то о масштабах этой катастрофы существуют абсолютно разные мнения. Некоторые из исследователей считают, что они сильно преувеличены и потоп вовсе не был Всемирным, как это говорится в Библии. Свои доводы антибиблейские критики поясняют так. В Ветхий Завет, уверяют они, легенда о Ное и его ковчеге попала из древних шумерских и вавилонских преданий.

В частности, рассказ об этой катастрофе сохранился на глиняных халдейских табличках XXI столетия до н. э. Тогда, 4 000 лет назад, население древних Шумера и Вавилонии жило в Месопотамии между двумя реками – Тигром и Евфратом. Климат в то время был более влажный, дожди – более продолжительные. Может быть, после какого-то очень уж затяжного дождя (в предании шумеров сказано, что тот самый дождь шел 7 дней и 7 ночей), вода в Тигре и Евфрате поднялась и затопила все Междуречье. А древние жители Месопотамии считали, что их родина – это весь мир. Потому, приходят к выводу ученые, в легендах и появились рассказы о Всемирном потопе.

Но противники этой версии уверяют, что схожие с библейским изложением черты были найдены не только в древнешумерских и вавилонских повествованиях, но и в легендах многих других народов. К примеру, те же самые элементы описания глобального наводнения имеются в фольклоре североамериканских племен и у обитателей Центральной и Южной Америки, в Африке и на Ближнем Востоке, в Азии и в Австралии, а также в фольклоре этнических групп древних обитателей Европы. После того как это выяснилось, мало у кого осталось сомнений, что бытописатель Моисей вряд ли мог предпринимать столь дальние фольклорные экспедиции. Потому Библии не следует отводить роль сборника мифов и легенд, заимствованных у соседних народов.

Сторонники так называемой библейской версии Всемирного потопа считают – гораздо вероятней, что память всего человечества хранит рассказ об одном и том же событии. В действительности, практически все народы нашей планеты, имеющие традицию эпического фольклора или почитаемые в этом народе священные тексты, хранят память о гигантском всемирном наводнении.

И все дошедшие до нас предания сохраняют общие основные черты изложения: всю первоначальную жизнь на земле уничтожил грандиозный, ни с чем не сравнимый катаклизм; вся нынешняя жизнь пошла от одного человека, который, будучи сверхъестественным образом предупрежден о надвигающейся катастрофе, соорудил специальное судно и пережил Потоп на нем вместе со своей семьей. Не удивительно, что в устных преданиях различных народов этот рассказ в разной мере подвергся искажению, оброс характерными фольклорными элементами. И все-же, письменное библейское свидетельство сохранило его в предельной полноте.

В Библии повествование о Всемирном потопе занимает ключевое место. Не случайно описанию потопа уделено четыре главы в книге Бытие, открывающей ветхозаветную часть священной книги. И не случайно сам Иисус Христос сказал о Потопе не как о мифе, а как о реальном событии. Какие же процессы могли реально иметь место во время катастрофического события, известного нам под названием «Всемирный потоп»? Вот как описано начало катастрофы в Писании: «В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в 17-й день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей» (Бытие 7:11,12).

Вот как описали бы это же явление геофизики. Непрерывный разогрев недр Земли привел земную кору в напряженное состояние, близкое к критическому. Даже незначительное внешнее воздействие, каковым могло быть как падение крупного метеорита, так и обычная приливная деформация, неизбежно вызывало раскол земной коры. Этому расколу, распространяющемуся со скоростью звука в породе, потребовалось всего 2 часа, чтобы обогнуть всю Землю.

Под воздействием давления в образовавшиеся разломы – источники великой бездны – устремились извергаемые породы вместе с перегретой подземной водой (даже в наше время около 90% продуктов вулканического извержения составляет вода). Согласно расчетам, суммарная энергия этого извержения в 10 тыс. раз превышала энергию извержения вулкана Кракатау. Высота выброса пород составила около 20 км, а поднявшийся в верхние слои атмосферы пепел привел к активной конденсации и разрушению водно-парового защитного слоя, выпавшего на землю обильным дождем.

Все же большую часть всех вод Потопа, как считают некоторые из исследователей, составили подземные воды. Общее количество изверженной из недр воды равняется приблизительно половине водного запаса современных морей и океанов. В Библии сказано, что источники великой бездны заливали поверхность земли водой на протяжении 150 дней (Бытие 7:24), в то время как дождь лил только 40 дней и 40 ночей, заливая землю, согласно произведенным вычислениям, с интенсивностью 12,5 миллиметра в час.

Исчезновение естественного парникового покрытия привело к практически моментальному похолоданию в полярных областях планеты и появлению там мощного оледенения. Вмерзшими в приполярные ледники оказались многие представители тропической флоры и фауны. Палеонтологи довольно часто находят прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте останки древних животных и растений – мамонтов, саблезубых тигров, пальмовых деревьев с зелеными листьями и спелыми плодами и т. п.

Но в результате Потопа полного уничтожения жизни не произошло. По Библии, спасаясь «от вод потопа», на борт ковчега вошли Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет, а также жены всех четверых. Как известно, на борт спасительного судна Ной взял и животных – «каждой твари по паре». Можно сказать, что это популярное сегодня выражение досталось нам в наследство от Потопа. А еще в нашем языке имеется слово «допотопный» (то есть буквально: произошедшее до Потопа). Мы употребляем его, когда говорим о чем-то смехотворно устаревшем.

В наши дни ученые всего мира озабочены угрозой нового всемирного потопа. Впервые за 12000 лет ледники Антарктиды стали стремительно таять. Самый крупный из океанских странников достигает площади 5,5 000 км 2 , что в два раза больше размеров Люксембурга. Подобные процессы происходят и в Арктике. Наша голубая планета в скором времени может остаться без ледяной шапки.

Еще недавно ученые с беспокойством заговорили о том, что гигантские шельфовые ледники раскалываются под воздействием глобального потепления. В результате часть одного из крупнейших в Антарктике айсбергов ВМ-14 сократилась на 3 235 км за 41 день. Руководитель лаборатории British Antarktic Survey, доктор гляциологии Д.Воган заявил тогда, что «изумлен скоростью процесса. Попросту невозможно поверить, что ледяная глыба весом почти в 500 миллиардов тонн распалась всего за месяц».

Ученые выражают опасение, что со временем процесс может ускориться, и тогда угроза нового всемирного потопа станет для человечества вполне реальной. Они оказались правы. Уже спустя два месяца их коллеги из Национального гляциологического центра в Сьютленде сообщили о том, что глыбы дают все новые трещины и многокилометровые айсберги отлетают от них, как щепки. К примеру, не сравнительно недавно от одного из ледников оторвался айсберг, по площади в 9 раз превышающий Сингапур.

«Глобальное потепление не слишком полезный и приятный для человечества процесс, – говорит профессор МГУ М.Сокольский. – Это может в значительной мере изменить климат планеты, грозит различными катаклизмами и в конечном итоге ставит под угрозу выживание биосферы нашей планеты. Уже сейчас из-за раскола ледников появляются трудности с навигацией, погибают десятки тысяч животных, многие из которых относятся к редким и вымирающим видам.

Прошлогодний дрейф поставил на грань выживания целую колонию императорских пингвинов на мысе Круазье. Для выведения потомства этим животным необходим толстый, прочный ледяной покров. Но вместо этого бедолаги оказались на снежном крошеве, которое не выдерживало их массы. Больше половины из них погибли. Естественно, возникает тревога – что же дальше?»

Жаль но никаких мер борьбы с разрушительным процессом, кроме более пристального наблюдения и точного прогнозирования, ученые пока предложить не могут. Правда, временами появляются экзотические гипотезы, как преодолеть парниковый эффект. Американец Д.Крауф предложил «выведение» на полюсах огромных масс искусственного льда, а австралиец Ч.Капуччи разработал теорию нагнетания холода на определенных участках Земли, накрывая их морозильным колпаком, наполненным фреоном.

Создание таких гигантских холодильных камер обошлось бы человечеству в немыслимую сумму, но это еще не предел фантазий. Ученые из Мэрилендского университета не так давно сообщили о своем проекте принудительного отклонения курса планеты от привычного вращения, что якобы должно позволить изменить климат на ней в лучшую сторону.

Пока что все эти проекты серьезно никто не рассматривает. Наиболее дешевым кажется «ноу-хау» уже упомянутого московского геофизика И.Яновского. Как считает ученый, разрушительные процессы, которые происходят в недрах Земли, в том числе невероятно быстрое таяние ледников, имеют прямую связь с нашими мыслями и чувствами (кстати, наместника императора в провинции, в которой происходили разрушительные землетрясения, казнили!).

По утверждению профессора Яновского, наши дурные поступки и мысли рождают соответствующую реакцию со стороны природы. Он считает, что именно неправильное поведение человечества когда-то спровоцировало Всемирный потоп. Если люди изменят ход мыслей, будут добрей и терпимей, то беды еще можно избежать.

Конечно, Всемирный потоп, постигший некогда Землю, – далеко не единственная глобальная катастрофа, которая когда-то происходила. История, археология, геология и Писание донесли до нас множество свидетельств о различных бедствиях, так сказать, «местного масштаба» – землетрясениях, извержениях вулканов, цунами, ливневых и паводковых наводнениях, селях и оползнях. Естественно, все эти бедствия в различной степени оставили свой след на облике нашей планеты. Однако крупнейшим глобальным катаклизмом в истории Земли остается Всемирный потоп.

В.Скляренко

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!