Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как называют жителя берлоги. Медвежье воспитание: бурая медведица и ее потомство

Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
В сказках всех народов мира довольно часто можно встретить истории, связанные с кошками. Будь то маленькие домашние зверьки или их дикие собратья. Они играли все роли – от спутников ведьм и колдунов, до разумных и добрых существ.

Наш славянский фольклор тоже содержит немало подобных сказаний. Обычно кошка представляется хранительницей домашнего очага и уюта, помощницей домового и оберегом семьи. Кота считали мудрым существом, способным общаться с потусторонними силами. Сам бог Велес покровительствовал этим животным. Мохнатый кот являлся его священным тотемом и спутником.

Однако существовала и другая, тёмная, сторона роли кошек в культуре. Знаменитый сказочный персонаж Кот Баюн прославился не только, как обладатель волшебного и исцеляющего голоса. В некоторых сказках он появляется перед нами огромным и сильным, коварным и злым существом, готовым расправиться со всяким, кто не справится с его колдовством. Герои многих былин отправляются на поиски страшного кота. Но только самым отважным и хитрым удаётся изловить кота-колдуна.

Можно ли сказать, что мифический Кот Баюн существовал на самом деле? Был ли у него реальный прототип и о каком «исцеляющем» животном повествуют наши предки? А, может, он – собирательный образ нескольких животных?

В поисках реального прототипа

Поиск прототипа сказочного персонажа похож на игру в загадки. Все описания героя – это вопросы, на которые нужно найти ответы. Чтобы вычислить животное или животных, претендующих на роль кота-людоеда, рассмотрим созданный в сказках образ Баюна.

Этот персонаж обитал в мёртвом лесу, где кроме него нет никакой другой живности. Иногда его помещали в Тридевятое царство, находившееся за тридесять земель, и называли хозяином этой территории.

Увидеть его можно было сидящим на высоком, иногда, железном столбе.

Баюн обладал огромными размерами и волшебным голосом, который можно было далеко слышать. Побороть его мог только молодец не из слабого десятка. Это говорит о недюжинной силе зверя.

Сказки Кота Баюна считались целебными, обладающими способностью избавить человека от любых болезней.

Но самым поразительным свойством Баюна, пожалуй, было людоедство.

«Тридевятым царством за тридесять земель» в русских сказках называли края, попасть в которые можно было, миновав три десятка земель. То есть это очень далёкие, почти недосягаемые территории. Что это за места? Страны, окружавшие русские владения с севера, юга и запада, были знакомы русичам. С ними они давно имели торговые, политические и культурные отношения. Неизведанными были только земли, лежащие за владениями печенегов. Тогда, может, это были Сибирь и Дальний Восток?

Вполне возможно. Русские впервые стали проникать в Сибирь ещё в первой половине XI века. Так свидетельствуют летописи, а на самом деле наши предки могли оказаться там и раньше. Новгородцы совершали в Сибирские земли плавания на ладьях из Белого моря в Карское, а далее – вниз по рекам Обь, Енисей и другим. Они плавали за ценными мехами, которые покупали у местных жителей – кетов, якутов, тувинцев, эвенков, бурятов и других.

От этих же народов русские купцы могли слышать о сибирском или дальневосточном звере, который в народных сказках трансформировался в Кота-Баюна. Сказание о том, что он сидит на высоком столбе сразу наводит на мысль о рыси. В таёжных рассказах писателей-охотников эта хищница нападает на жертву с дерева. Там же она подолгу сидит в засаде. Но никогда не было известно случая нападения рыси на человека – она слишком мала, чтобы справиться с ним. Людоедом быть она не может. Значит, огромные размеры, сильный голос и недюжинную силу Баюн заимствовал у другого хищника.

Животное, которое вероятнее всего положило начало таким сказкам и преданиям – это амурский или уссурийский тигр. В его пользу говорят следующие факты. Во-первых, в те далёкие времена ареал обитания тигров был куда обширнее нынешнего. Этого грозного хищника можно было встретить на востоке Центральной Азии до Аляски, на юге Сибирского края и даже на побережьях Каспийского моря.

Во-вторых, тигр является самым крупным из кошачьих. В холке он достигает метровой высоты, а масса его тела доходит до 350 кг. Тигр настолько силён, что не терпит никаких конкурентов в местах своего обитания. Его владения покидают все другие хищные звери – волки и даже медведи. Путешественник и географ В. К. Арсеньев не раз писал об этом в своих книгах, посвящённых диким краям Дальнего Востока. Вот тебе и настоящий владыка далёких земель «Тридевятого царства»! А выследить и победить самого грозного и крупного таёжного хищника, действительно, было большим подвигом, достойным сказания!


В-третьих, амурский тигр обладает сильным и громким рыком, который слышен на километры вокруг. Так этот хищник предупреждает конкурентов о своём присутствии. Также он, как представитель семейства кошачьих, от удовольствия умеет мурлыкать. У славян издревле кошачье мурлыканье считалось целебным. Возможно, это свойство по аналогии приписали и амурскому тигру.

В-четвёртых, что касается людоедства. Этим качеством чаще славится бенгальский тигр. И то, на людей нападают лишь старые и больные хищники, не способные выследить и убить крупную и сильную добычу.

Тоже самое относится и к амурскому тигру. Обладая огромными силой и размером, он, даже больной и ослабший, легко победит человека, вооружённого копьем или ножом. Ведь полосатый хищник охотится на самых крупных копытных: кабанов, оленей и даже на гигантов-лосей. А в тяжёлое зимнее время он может вынуть из берлоги и медведя. А когда с пищей становится совсем туго, тигр не боится приближаться к людским селениям и нападать на домашних животных.

Но как рысь и грозный тигр могли превратиться в русских сказаниях в домашнего кота?

Представьте, вернулся из далёкой Сибири новгородский купец с пушниной и начал рассказывать про чудеса, увиденные и услышанные там. Рассказывая истории о тигре-людоеде, он мог сравнить его с европейской рысью. А тем, кто не видал рыси, мог пояснить, что тигр как домашний рыжий Кузька, только размером с лошадь. Так и объединил Кот-Баюн в себе три разных зверя.

Имена русского медведя

В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться.

От имени медведя-бер сохранилось в русском языке слово - берлога — логово бера.

У народов северных стран имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.

Кроме того, на многих старинных европейских картах северо - западная территория Руси носит название Биармия:
Bjarmaland — в скандинавских сагах.
Bjar (медведь) — ma (земля) — land (страна).
Beormas — у англосаксонских писателей.
Beor (медведь) — ma (земля) — s.

То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».

Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.

То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.

У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.

Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.

Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.

Слово медведь означает - мед ведающий. Южные славяне называют зверя - ведмедь - ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.

У наших близких родственников (по языку) литовцев сохранилось имя медведя- мешкас .

Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.

Если Бер это не просто медведь как зверь, но ещё и дух - Хозяин Леса, связанный со славянским богом Велесом, то Ком - это ещё и ДУХ ДЕРЕВА, живущий внизу в утолщении ствола. Именно поэтому низ ствола называется КОМель. Дерево всегда спиливали только под КОМель, чтобы не потревожить сам дух.

Поэтому и первым масленичным блином угощали именно кома: «первый блин - комам». Первые блины несли в лес и клали на пни-комели возле медвежьей берлоги.

Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по - хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.

Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.

Кроме имени Михаил,Мишка, древние славяне давали своим детям и имя Медведь. От которого, в свою очередь, образовалась фамилия Медведев.

В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. В Древней Греции слово медведь звучит как аркос ,а слово Арктур означает «медвежья звезда». Слова Аркадия и Арктика означают «страны, где живут медведи».

Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.

В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Берсерк - «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры - это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия,отбирая его у противника. По описанию, берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров.

Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам мог оборачиваться в него, получая силу от Леса и его Духа, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе - рыкари , кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» - всадник. Наиболее известные славянские берсерки - Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы.

Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе:

10.94.Царь Леса.
В северном Лесу хозяин полновластный-Медведь.
Если Лев жрет лишь мясо, то Медведь -всеяден.
Любит малинку, мед, копает корешки, ловит на протоках рыбу,
и лишь когда нужда, будет свирепый хищник и опасный враг, Б-ЕР в своей Бер-логе.
Медведь-труженик, делает всё сам, а не лежит в тени, ожидая мяса…
Лев-Левый, но Медведь-Правый. И ближе к Праву, к истинной Вершине.

10.95.Сар
Север зовётся Арктикой, Арктидой, по имени Медведя-Аркос.
Здесь нам важны два первых Знака: АР.
Знаешь ли ты, что правильно говорить не царь, но с-АР, отсюда кесарь?
Вот тот, кто с Медведем на Севере, -законный Сар!
Как ты заметил, Сар-отражение Рас!

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.

В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.

Медведь в русских народных сказках

Образы медведя из народных сказок

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.

  • Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.
  • Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.
  • Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.
  • Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.

Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.

В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.

Доверчивый, глупый медведь, которого с легкостью обманывают другие, в сказках «Звери в яме», «Лиса и медведь», «Медведь и комар» и даже всем известная с детства «Колобок». Мало того, что в них сказочный герой лишается нажитого, после чего признает свою вину, хоть это не так, но и лишается жизни из-за малограмотности. Такая черта характера зверя описана и в сказке «Теремок» - здесь медведь вдобавок демонстрирует свою не дюжую силу и неуклюжесть.

Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.

Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.

Медведь - очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.

Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью. Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед. Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.

Версии происхождения названия

Почему медведя назвали медведем? Есть несколько вариантов, объясняющих название. И некоторые из них указывают на очевидный состав слова. Его первая часть - "мед" - не требует расшифровки, а вторая - "ведь" - происходит от слова "ведать", то есть "знать". Это сочетание встречается у разных народах и в различных вариациях. Например, у украинцев, у них мишка называется «ведмидь».

В народе долго бытовало поверье, будто медведь в лесу всегда идет по следу человека. Люди в лесу очень часто находят дупла с медом диких пчел, такие находки, как правило, случайны, поэтому люди их оставляют, чтобы вернуться завтра с нужными инструментами. Но, вернувшись на следующий день, они уже ничего не обнаруживают, так как следовавший за ними мишка сразу же разорил улей и полакомился медом. Отсюда и пошло название, что это зверь, который ведает, где мед.

Согласно второй версии, "медведь" - это искажение более раннего названия животного - "медоед". Его так называли, чтобы не произносить настоящего прозвища, которое для многих народов являлось табу и его не разрешалось даже упоминать. Например, у славян было поверье, что звери, если их назвать по имени, услышат и обязательно придут, именно поэтому имена опасных животных запрещалось произносить вслух. Из-за этого, кстати, многие животные утратили свои первоначальные имена, и сейчас мы их знаем только те, которые были заменителями настоящих.

Есть предположение, что самое древнее имя мишки - «орктос», которое было заимствовано у греков. Но насколько это правдивая версия, мы вряд ли сможем уже узнать.

В иностранных языках его называют «бар» или «бер», и в русском языке жилище животного называют берлога, логово бера. По всей видимости, его именно так и называли наши предки, но в разговорной речи использовали слово заменитель «медведь». Из-за суеверий и сейчас в лесу охотники не произносят его имя, а называют хозяином леса.

В поисках истины, почему медведя назвали медведем

Само слово появилось на Руси примерно в XI веке, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ косолапого. Многие народы, которые проживают в районах обитания этого хищника, относятся к нему очень уважительно, порой даже как к божеству. Запрет на название вслух этого животного имел место еще в ведической традиции и передавался через поколение к поколению, поэтому «медведь» имеет очень много слов замещений.

Например, в словаре Даля их 37: ломака, лесник, костоправ, лохматый, Топтыгин, мишка косолапый, микуш, Потапыч и многие другие. Интересно, что в народе медведицу именовали матухой, маткой или нарекали ее человеческими именами Аксинья, Матрена.

Лингвисты до сих пор пытаются выяснить настоящее название медведя. Они обращаются к латыни и санскриту. Так, на санскрите медведь назвался «бхрука», где «бхр» означает «браниться или ворчать». В иностранных языках название не сильно видоизменилось и сохранился корень «бер». Следует отметить, что в русском языке некоторые исследователи рассматривают связь слова "берлога" с прогерманским "беро", что значит "бурый".

Ученый Афанасьев А. Н. в результате своих исследований пришел к выводу, что название этого животного связано с отношением к нему. Например, в латыни есть слово «урсус», от которого образовалось французское «оурс», и итальянское «орсо», а в древнерусском языке есть «урс». Все эти корни означают «разрушительные способности».

Многие лингвисты уверены, что самым древним названием медведя было - «рус», которое возникло при перестановке и замены слогов «урс», то есть оно было видоизменено на «рус», такое явление можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка, например, медведь - ведмедь. От «рус» пошло и название страны - Русь, в которой поклонялись медведю. Но, это все лишь гипотеза, одна из многих.

Национальный символ

Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, - это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как "шаман" или "дух", а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.

До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.

Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника - Масленицы.

Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.

Как на Руси называли медведя?

Испокон веков медведь на Руси имел множество имен: бер, берсек, хозяин, рыкарь, Михаил Потапыч, мишка, ведмедь, Кам. А на многих старинных европейских картах северная часть Руси называется Биармия. «Биар» - медведь, «ма» - земля, следовательно, Биармия - Медвежья земля.

Медведь был символом силы, он был тотемным животным многих славянских племен, являлся героем многих сказок и народных былин. Его изображение встречается на многих гербах древних русских городов.

Антропологи считают, что культ медведя был распространен от Урала и до Эльбы. В североевропейской культуре именно он является царем зверей.

Именем его называют детей, например, Михаил. В древности также нарекали детей именем Медведь (отсюда происхождение фамилии Медведев).

Имена белого медведя

Как называют белого медведя на севере? Местные народы нарекли его очень необычным именем - ошкуй. На Чукотке было распространено его называть - умкой, и известный мультик имеет вполне этнографические корни.

Вместо заключения

Итак, почему медведя назвали медведем? Существует огромное количество названий этого удивительного и величественного животного, которого очень почитали в древности славянские племена, и который до сих пор остается символом нации. Медведь ведает, где мед. Именно с таким образом сластены и сладкоежки ассоциируется это животное у всех нас с детства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!