Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Страны участницы естр. Страны организации экономического сотрудничества и развития

Ряда развитых стран с целью реконструкции общеевропейской политики под эгидой внедрения так называемого плана Маршалла. Рассмотрим в общих чертах ее основной состав и деятельность.

План Маршалла

Итак, начало было положено еще в далеком 1948 году в рамках плана, изложенного годом ранее американским госсекретарем Как известно, результатом Второй мировой войны стал серьезный экономический упадок на территории всей Европы. И если Советский Союз справлялся собственными силами, сплотив ряды железной рукой своего диктатора, то Европа лежала в руинах, и при этом была достаточно разрозненной структурой.

По большому счету, история железного занавеса начинается здесь. сотрудничества и развития задумана была в США как панацея от послевоенных бед, навалившихся на Европу. В 1948 году в Париже состоялось собрание представителей 16 западноевропейских государств. Интересным фактом является то, что на него были приглашены руководители стран Восточной Европы. Однако советское правительство усмотрело в этом угрозу собственным интересам и не позволило им посетить данное собрание.

Железный занавес

Первые члены организации экономического сотрудничества и развития — это, конечно же, США и несколько западноевропейских государств, которым и была оказана финансовая помощь с американской стороны согласно плану Маршалла. В их число вошли Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Голландия. Именно эти страны получили максимальные денежные вливания, причем в порядке уменьшения количества финансов, вложенных США в них. Однако главным условием направления денежных потоков американцы выставили устранение в партийных порядках этих стран любых коммунистических течений. Таким образом, США начали прибирать к рукам политику Западной Европы. Еще одним немаловажным фактом является усиление политической конфронтации стран этого блока по отношению к Советскому Союзу и странам, попавшим в результате послевоенного раздела под влияние последнего.

Выгода США

Естественно, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) являлась прямым корыстным интересом Соединенных Штатов, поскольку таким образом они не только смогли грамотно инвестировать огромное количество денег — более десяти миллиардов долларов, но и выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию, жизненно необходимую странам, находившимся в руинах, особенно с точки зрения производства продовольствия. На требования стран-участников альянса предоставить средства производства им направлялись предметы потребления, поскольку за годы войны США смогли создать большие объемы излишков подобной продукции. В итоге эта помощь выразилась в еще большей организации экономического сотрудничества и развития от США.

Развитие и состав ОЭСР

В 60-е годы состав участников значительно расширился и продолжает увеличиваться и по сей день. Организация экономического сотрудничества и развития насчитывает на данный момент 34 члена. Штаб-квартира располагается в Париже, а руководящим органом является совет представителей стран-участников. Все действия ее членов координируются, и выработка любых решений осуществляется на основании консенсуса. Перечислим страны Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме упомянутых ранее участников на 2015 год числятся следующие: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Канада, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония.

Деятельность

Основная деятельность Организации экономического сотрудничества и развития заключается в координации и аналитической деятельности по следующим вопросам: отмывание денег, а точнее, борьба с этим явлением, кроме того, пресечение ухода от налогов, взяточничества, коррупции и других проблем денежных взаимоотношений разнообразных социальных структур.

По сути, это платформа для осуществления многосторонних переговоров между странами-участницами по вышеозначенным вопросам. Она вырабатывает рекомендации для членов организации в решении разнообразных экономических проблем, с которыми те сталкиваются в рамках хозяйственной деятельности на своей территории.

Современная история

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) постоянно рассматривает предложения о вступлении от различных государств со всей планеты. Например, в 1996 году такие заявления подали страны Прибалтики и Россия, однако все они были отклонены. И лишь в 2010 году Эстонии было позволено присоединиться к коалиции.

В 2005 году рассматривался вопрос о принятии Китая в альянс. Началось все с предложения генерального секретаря ОЭСР, заявившего, что в свое время такие страны, как Португалия и Испания, в которых процветали собственные диктатуры, были приняты в члены организации. Кроме того, политические предпосылки не должны вмешиваться в вопросы экономические. По его мнению, Китай представляет собой самую многообещающую экономику в масштабах всей планеты. Он поставляет самые большие объемы стали на мировой рынок. И еще множество преимуществ привел генеральный секретарь ОЭСР в поддержку своей идеи. Однако вопрос пока не решен. Тем не менее есть определенный прогресс в отношении КНДР, поскольку Организации экономического сотрудничества и развития была предоставлена возможность проверки состояния страны. Что обычно является предвестником вступления государства в ряды ОЭСР.

Россия и ОЭСР

Непростые отношения связывают нашу страну и ОЭСР. Вопрос был поднят Россией еще в 1996 году, как уже упоминалось. Однако сначала был твердый отказ по причинам огромного несоответствия страны стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Это не мешает руководству Российской Федерации продолжать лоббировать данный вопрос.

Эти действия привели к тому, что в 2007 году было принято решение о начале переговоров по членству руководством ОЭСР. Важным шагом на этом пути стало вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Следующей вехой было объявление главы ОЭСР о том, что в 2015 году Россия примет членство Организации экономического сотрудничества и развития при выполнении всех необходимых для этого условий. Однако этого так и не произошло. Мало того, недавно было объявлено, что решение по данному вопросу откладывается на неопределенный срок. Так что ждем и мы, представители культуры, еще тридцать лет назад отрицавшие любое влияние Запада на нас.

Заключение

Организация, созданная как механизм помощи разрушенной после Второй мировой войны Европе, построенная на самоуверенности политических руководителей Соединенных Штатов Америки, в итоге приобрела черты саморазвивающегося и саморегулирующегося союза крупнейших экономических систем планеты, действующего на благо мира. Действительно, вопросы устранения уклонения от налогов, взяточничества и коррупции требуют решения. И хотя сами эти явления человеческих взаимоотношений имеют корни в глубинах сознания людей, тем не менее даже такая попытка вызывает уважение. В целом позиция организации внушает надежду, что человечество справится с экономическими проблемами за счет объединения усилий всех стран на этой планете в направлении их решения.

В разные времена Организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ей приходилось быть научным центром и контролирующим органом, а также клубом, в число участников которого входят только богатые страны. Каждая ипостась по-своему верна, но не в состоянии отобразить полноту сути организации. Страны ОЭСР – это интернациональная организация, в которой происходит формирование политики ее членов.

Краткая характеристика

ОЭСР – это организация экономического сотрудничества и развития, в составе которой 35 государств. Этот союз напоминает некий форум, в пределах которого представителями стран участниц обсуждается экономическая и социальная политика, происходит обмен международным опытом, занимаются поиском вариантов решений актуальных , разрабатывают совместную стратегию по их решению.

Фактически происходит обобщение единых национальных взглядов и подходов к разрешению всевозможных межнациональных проблем и заключение сделок о возможных действиях на основании единых совместно разработанных методов.

Движущая сила организации


Часто результатом подобных встреч становится более обширный спектр направлений в отношении публичной политики, в т. ч. и прояснение результативности оказанного влияния на межнациональное сообщество. Подобные мероприятия очень значимы, потому как предоставляется возможность обмениваться мнениями в отношении перспектив, что открываются перед странами, которые находятся в подобных экономических и политических обстоятельствах. Если сказать, одним словом, то это клуб по интересам.

Базовым условием для членства является преданность государства рыночной экономике, а также глубокие убеждения в том, что группа выступает в качестве движущей силы политики. Расшифровка ОЭСР полностью соответствует духу самой организации.

Обособленность или открытость

Организация поддерживает контакты с разными странами, к тому же из числа тех, которые не входят в ее состав. Схема взаимодействия базируется на разнообразных совместных программах. При этом иногда подобное сотрудничество приводит в будущем к увеличению количества участников ОЭСР.

Предметом обсуждений, которые проводятся представителями стран участниц, нередко бывают аналитические обозрения, что исходят от Секретариата ОЭСР. Расшифровка профильных отделов включает в себя сбор сведений, отслеживание настроений, обзор экономических течений, изучение общественных смещений, технологический прогресс, систему налогообложения.


Перечисленная работа разбита по сферам, за которые несут ответственность структурные подразделения ведомств. Кроме того, профильные отделы сотрудничают с лицами, которые в дальнейшем используют собранную информацию для принятия ключевых судьбоносных решений. Значительная часть аналитических материалов выходит в открытую публикацию.

Страны ОЭСР в процессе обмена мнениями среди участников нередко приходят к созданию общеобязательных кодексов, которые регулируют беспрепятственное перемещение капиталов и договоренностям касательно борьбы с .

Страны ОЭСР: масштабы влияния

Доля ОЭСР в мировом составляет 60%. Организация проводит широкую аналитическую работу, формируя платформу для стран участниц по проведения многогранных переговоров в отношении экономических проблем. К тому же страны ОЭСР активно противодействуют отмыванию денег, уклонению от налогообложения и . Участие организации позволило выработать определенные механизмы, направленные на прекращение созданных отдельными странами налоговых оазисов.

Наряду с этим, страны ОЭСР ведут собственные черные списки государств, что занимаются нечестной налоговой конкуренцией. По состоянию на 2007 год этот перечень составляли следующие страны – Монако, Андорра и Лихтенштейн.

При этом профиль работы направлен не только на географическое расширение ОЭСР. Расшифровка и область интересов организации включает воздействие на экономику обособленных стран текущих процессов глобализации, что в состоянии открыть возможные перспективы роста или вызвать защитную реакцию.

Расширение контактов пропорционально влияет на рост сферы интересов ОЭСР. Основным отличием от МВФ или Всемирного банка является то, что организация не проводит размещение денег. Ее основная задача генерировать свежие идеи на основании научных исследований и политического обзора.

Страны ОЭСР

Как говорилось выше, список оэср включает тридцать пять участников, среди которых: Австралия Австрия Бельгия Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Италия Испания Канада Люксембург Мексика Норвегия Нидерланды Новая Зеландия Португалия Польша Словакия США Турция Франция Финляндия Чехия Швейцария Швеция Южная Корея Япония и др.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизация валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношения с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официально-провозглашенные цели ОЭСР:

  • 1. Содействие устойчивому социальному и экономическому развитию как участвующих так и не участвующих в организации стран, разработка эффективных методов координации их торговой и общественной политики;
  • 2. Содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
  • 3. Содействие развитию мировой торговли и многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
  • 4. Стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам;

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

  • 1. Оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
  • 2. Содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
  • 3. Содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
  • 4. Содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
  • 5. Поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
  • 6. Содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
  • 7. Осуществление сношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
  • 8. Поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
  • 9. Обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
  • 10. Проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК, кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющих обоюдный интерес, и приходить к согласию, в вопросах требующих совместных действий.

Деятельность

ОЭСР активно занимается различными вопросами, вязанными с глобализацией. Деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (например, услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по контролю над соблюдением условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты налоговой конкуренции между отдельными странами (речь идет о практике создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала, расширяет доступ стран, не входящих в организацию к «Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию».

Быстрое развитие международной торговли требует создания соответствующей конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников широко используется торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, и это искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок». Конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Однако ОЭСР делает здесь акцент, прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - это экономическая организация стран мирового масштаба (своеобразный глобальный экономический клуб), учрежденная с целью осуществлять и координировать единую экономическую политику и экономические программы по оказанию всесторонней помощи, с целью осуществления свободной торговли и развития мирового экономического и промышленного потенциала.

ОЭСР: определение и понятие

ОЭСР на глобальном уровне осуществляет научные исследования экономических процессов мирового масштаба, изучает возможности международного взаимодействия и сотрудничества между странами в области технологического и экономического развития, разрабатывает планы по обмену опытом между странами, выявляет основные направления внешней и внутренней политики различных государств в области финансовых, экономических, торговых и деловых отношений.

ОЭСР - это международная экономическая организация развитых стран, созданная с целью научных исследований экономических процессов в мировой экономике и отдельных стран в частности, консультаций по ряду экономических и финансовых вопросов. ОЭСР осуществляет тесное сотрудничество с ВТО, ВМФ и другими организациями.

Организации экономического сотрудничества и развития

Организации экономического сотрудничества и развития принято подразделять на региональные и международные:

ОЭСР - это объединение промышленно - развитых стран по ряду экономических вопросов. К промышленно-развитым странам относят:

  • страны «Большой семерки» (Германия, США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада);
  • менее высокоразвитые страны Европы;
  • страны переселенческого капитала: Израиль, ЮАР, Новая Зеландия, Австралия.

На долю промышленно развитых стран приходится примерно 60 % всего ВВП.

История образования ОЭСР

Война с Германией нанесла огромный ущерб экономике всех стран Европы. Были разрушены тысячи предприятий, остановлены производства на десятках тысяч заводов и фабрик, в упадке находилось сельское хозяйство. На восстановление экономики, выплату пособий населению, на инвестиции в производство и сельское хозяйство у стран Европы не было финансовых возможностей.

Финансовый и продовольственный кризис, инфляция, бедность, безработица, нехватка жилищного фонда приводили к обострению экономической нестабильности в европейском обществе. Для стабилизации экономики требовались огромные денежные средства, которых у европейских стран не было.

План Маршалла

США за время Второй мировой войны преумножило свой финансовый потенциал, обладая 2/3 всего мирового запаса золота. В нелегкое время для стран Европы США предлагает безвозмездно финансовую помощь «План Маршалла» или «Европейская программа реконструкции» (предложен Дж. Маршаллом в 1947 году). Для осуществления этой программы и контроля над ее исполнением США настаивает на создании специальной организации.

12 июля 1947 году на конференции 16 стран создается Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству. Он должен был разработать план на 4 года по восстановлению экономик европейских стран, рассчитать размеры финансовой помощи США, необходимой для преодоления экономического кризиса в Европе.

Конгресс США в апреле 1948 года принял закон «О помощи иностранным государствам» (так называемый План Маршалла), на реализацию ее было выделено 29 млрд долларов. План Маршалла предусматривал в течение 5 лет реализацию следующих пунктов:

  • оказание материальной помощи;
  • обеспечение поставок одежды, питания, топлива;
  • поставки продовольственного сырья;
  • предоставление финансовых займов на приобретение промышленного оборудования;
  • размещение на территории стран, получающих помощь, американских военных баз.

16 государств Европы получили материальную помощь по Плану Маршалла. Фактически объем помощи оказался 17 млрд долларов (вместо запланированных 29 млрд долл.), причем 2/3 от этой суммы получили Франция, Великобритания, ФРГ, Италия.

В 1948 году создана Организация европейского экономического сотрудничества для координации Плана Маршалла.

Между европейскими странами, США и Канадой после организации ОЕЭС возникла необходимость более тесного сотрудничества. США и Канада вступают в ОЕЭС, и подписывают Конвенцию, согласно которой ОЕЭС реорганизовано в Организацию экономического сотрудничества. Таким образом, в 1960 году было учреждено ОЭСР. Штаб-квартира ОЭСР расположена в Париже.

Руководство ОЭСР

Руководителем ОЭСР является Генеральный секретарь, избирается на 5 лет, и имеет возможность быть переизбранным на новый срок. В настоящее время Генеральный секретарь ОЭСР является Хосе Анхель Гурриа (переизбран на третий срок в 2015 году).

Структура ОЭСР

Органы управления ОЭСР:

  1. Совет ОЭСР состоит из делегатов от всех стран-участниц, осуществляет общий контроль. Председатель Совета - Генеральный секретарь ОЭСР. Совету подчиняются постоянные комитеты.
  2. Комитеты изучают конкретные проблемы и руководят вспомогательными подразделениями, обсуждают предложения и занимаются реализацией проектов. В ОЭСР работает около 200 комитетов и контактных групп.
  3. Секретариат ОЭСР обеспечивает работу организации, оказывает помощь комитетам и рабочим группам, координирует их деятельность. Анализирует приоритеты и разрабатывает конкретные предложения. Секретариатом руководит Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития, которому помогают 3 заместителя. Секретариат подразделен на департаменты и директораты.

Цели ОЭСР

Выделяются следующие цели:

  • анализ и прогноз направлений экономического и промышленного развития стран;
  • разработка методов и подходов решения мировых экономических проблем, внедрение разумных методов развития экономики в странах-членах ОЭСР;
  • достижение высокого экономического роста стран-участниц;
  • достижение уровня финансовой стабильности стран-участниц;
  • повышение уровня и качества жизни населения стран-участниц.

Задачи ОЭСР

Основными задачами Организации экономического сотрудничества и развития являются:

  • экономический рост и финансовая стабильность стран-участниц ОЭСР;
  • помощь развивающимся странам ;
  • расширение международной торговли;
  • уменьшение уровня безработицы;
  • обеспечение социального равенства для каждого.

Деятельность ОЭСР

Организация решает широкий спектр проблем, разрабатывает методы реализации реформ в сферах налогообложения, финансов, социальных выплат, образования, медицинского обслуживания. Разрабатывает способы борьбы с коррупцией в глобальном масштабе. ОЭСР планирует создание Единого всемирного хозяйства.

Организация экономического содействия и развития осуществляет сбор соответствующей информации для оказания помощи правительствам стран в борьбе с наиболее актуальными экономическими, финансовыми, социальными и другими проблемами данных государств. ОЭСР анализирует данные, осуществляет постоянное наблюдение за событиями в странах-членах ОЭСР, публикует экономические прогнозы и анализы экономического развития той или иной страны.

Секретариат занимается сбором, обобщением и анализом информации, которую передает в соответствующие комитеты.

Организация тесно сотрудничает с Индией, Китаем, ЮАР, Бразилией с более чем 40 странами, осуществляющими 2/3 мировой торговли.

Основные направления деятельности ОЭСР

Выделяют такие:

  • исследование развития мировой экономики и национальных экономик отдельных стран;
  • налоговая и бюджетная политика;
  • сельское хозяйство и продовольственная политика;
  • предпринимательство и торговля;
  • финансы;
  • образование и здравоохранение;
  • социальная и трудовая политика;
  • территориальное развитие муниципальных образований;
  • охрана окружающей среды;
  • информация, компьютеризация;
  • борьба с киберпреступностью;
  • наука и технологии.

Приоритетные направления деятельности ОЭСР формируются в зависимости от остроты возникающих в обществе проблем (старение населения, борьба с радикальным терроризмом и киберпреступностью, борьба с бедностью, борьба с коррупцией, повышение уровня занятости населения и другие).

Страны ОЭСР

В настоящее время в состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 35 стран, 20 из них - это страны-основатели ОЭСР: Великобритания, Германия, Италия, Испания, Франция, Португалия, Греция, Бельгия, Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия, США, Канада, Турция, Швейцария, Исландия, Люксембург, Ирландия, Швеция.

Присоединившиеся к ОЭСР страны: Финляндия (1969), Польша (1996), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Япония (1964), Чехия (1995), Эстония (2010), Венгрия (1996), Южная Корея (1996), Словакия (2000), Австралия (1971), Словения (2010) , Израиль (2010), Чили (2010), Латвия (2016).

14. Роль ОЭСР

ОЭСР - международная экономико политическая организация, созданная в 1961 г.; является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 г. в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы («план Маршалла»). В настоящее время ОЭСР объединяет развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Азии. Список государств- членов ОЭСР имеется, в частности, в Приложении 1 к Инструкции Центрального банка РФ от 29 августа 2001 г. № 100 И «О счетах физических лиц резидентов в банках за пределами Российской Федерации».

К настоящему времени ОЭСР превратилась фактически в орган координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.

Центральной задачей ОЭСР является проведение анализа состояния экономики государств-членов и государств-партнеров и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях.

На сегодняшний день ОЭСР призвана решать экономические проблемы уже не только одного континента - Европы, как ее предшественница (ОЕЭС) но и всего мира, что придает ей Организации глобальный характер.

Кроме того, сфера деятельности ОЭСР не ограничивается только экономическими вопросами (хотя задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей деятельности ОЭСР в различных социально-экономических областях), приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер.

Направления деятельности ОЭСР (соответствующие деятельности основных директоратов):

    Макроэкономика

    Бюджетная и налоговая политика

    Продовольственная политика, сельское хозяйство и рыболовство

    Финансы и вопросы предпринимательства

    Торговля

    Образование

    Труд, занятость и социальные вопросы, включая здравоохранение

    Охрана окружающей среды

    Государственное управление и территориальное развитие

    Наука, технологии (включая ИКТ, биотехнологии) и промышленность

    Информация, коммуникация и компьютеризация

    Содействие развитию.

1. Как результат унификации и гармонизации норм МНП под эгидой ОЭСР одобрены модели конвенций –

    типовые конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения доходов и капитала 1963г, 1977г с послед. изменениями 92, 94, 95, 97, 2000гг;

    типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на состояния и наследства 1966г;

    типовая модель ОЭСР конвенции об оказании помощи в налоговых вопросах 1981г;

    типовая модель конвенции ОЭСР по недвижимому имуществу, наследствам и дарениям 1982г;

    об административной помощи по вопросам налогообложения; о помощи в сборе налогов.

Эти конвенции послужили началом сотрудничества гос-в в налоговой сфере. Гос-ва стали заключать различные соглашения, большое значения среди которых приобрели соглашения об избежании двойного налогообложения (например между РФ и странами-членами ЕС).

2. 12 декабря 1961 г. ОЭСР были утверждены Кодекс либерализации текущих невидимых операций (code on the Liberalization of Current Invisible Operations) и Кодекс либерализации движения капиталов (code on the Liberalization of Capital Movements). В последующем в эти документы неоднократно вносились изменения. Кодексы имеют статус решений ОЭСР и являются обязательными для стран- членов данной организации. Основной принцип, который заложен в документах ОЭСР и с помощью которого достигается либерализация в данной сфере, - взаимный запрет на введение на национальном уровне ограничений в отношении сделок и операций, охватываемых содержанием рассматриваемых Кодексов.

3. Следующим документом ОЭСР, относящимся к теме настоящей работы, является Руководство по многонациональным предприятиям (oecd guidelines on Multinational Enterprises), которое было одобрено 21 июня 1976 г. в качестве приложения к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Помимо Руководства в тот же день были приняты еще три решения Совета ОЭСР, которые касались следующих вопросов:

Принцип национального режима;

Инвестиционные поощрительные и ограничительные меры;

Межгосударственные консультационные процедуры в отношении Руководства по многонациональным предприятиям (МНП).

4. Наконец, необходимо упомянуть о том, что в 1995 г. в рамках ОЭСР начались переговоры по подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям.

5. по Петровой:

Декларации и резолюции ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях . В частности, акты ОЭСР от 21 июня 1976 года включают такую декларацию и 3 взаимосвязанных документа: «Руководящие принципы для многонациональных предприятий», «Национальный режим», «Стимулы и препятствия для международных инвестиций».

Регулируются важнейшие моменты касательно транснациональных корпораций: три основных признака ТНК (существование нескольких предприятий в разных странах, наличие определенной связи между этими предприятиями, способность одного оказывать существенное влияние на другие).

Резолюции ОЭСР представляют собой взаимосвязанные акты в том смысле, что регулирование ТНК требует применения их все вместе взятых; принятие одного документа влечет за собой принятие остальных.

«Руководящие принципы для многонациональных предприятий» определяют обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству.

«Национальный режим» определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства.

«Стимулы и препятствия для международных инвестиций» предусматривают устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.

Декларация и резолюции ОЭСР играют ограниченную роль , поскольку действуют только в отношениях между развитыми странами, но! Декларация предусматривает, что государства-члены будут стремиться к распространению нац режима на те предприятия, которые прямо или косвенно контролируются лицами из государств-членов.

Таким образом, декларация и резолюции 1976 г. содержат в себе большие возможности для развития, поскольку нац режим в отношении и национального, и многонационального предприятия, заложенный в декларации и резолюции, должен ориентироваться на нормы МП. ?

Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом пообмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

В настоящее время членами ОЭСР являются29 стран. Более 20 лет (с 1973 года, когда в ОЭСР вошла Новая Зеландия, до 1994 года) состав ОЭСР не менялся и насчитывал 24 страны. В девяностые годы XX века к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея.

Каких‑либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!