Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Перечень технических комитетов по стандартизации. В работе технических комитетов по стандартизации

2. В состав технического комитета по стандартизации могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей.

3. Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

4. Создание технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом следующих принципов:

1) добровольное участие;

2) равное представительство сторон;

4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.

5. Заявка на создание технического комитета по стандартизации в письменной или электронной форме подается заявителем в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6. Заявителями могут быть лица, указанные в части 2 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заявку на создание технического комитета по стандартизации и в течение пятнадцати дней со дня подачи этой заявки принимает решение о возможности создания технического комитета по стандартизации или об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации.

7. В случае, если предложение о создании технического комитета по стандартизации, содержащееся в заявке на создание технического комитета по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на создание технического комитета по стандартизации.

8. Решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации доводится до сведения заявителя федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия такого решения.

9. Уведомление о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия решения о возможности создания технического комитета.

10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации срока направляют заявки на участие в техническом комитете по стандартизации заявителю. Срок приема этих заявок устанавливается в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации и не может быть менее чем шестьдесят дней и более чем девяносто дней со дня размещения уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена комитета.

11. После окончания срока приема заявок на участие в техническом комитете по стандартизации заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки и следующий комплект документов:

1) проект положения о создаваемом техническом комитете по стандартизации на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

2) проект перспективной программы работы создаваемого технического комитета по стандартизации;

3) перечень национальных стандартов и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации;

4) перечень международных стандартов и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации.

12. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов от заявителя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень лиц, подавших заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

13. В случае, если предложение об участии в техническом комитете по стандартизации, содержащееся в заявке на участие в техническом комитете по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

14. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления от заявителя заявок и документов, указанных в части 11 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решение о создании технического комитета по стандартизации. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании технического комитета по стандартизации должно содержать информацию о составе технического комитета по стандартизации, наименовании технического комитета по стандартизации, об объектах стандартизации, о структуре технического комитета по стандартизации, председателе технического комитета по стандартизации, его заместителе или заместителях, об ответственном секретаре технического комитета по стандартизации, об организации, выполняющей функции по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации. Назначение председателя технического комитета по стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.

15. Решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

16. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о ликвидации технического комитета по стандартизации, если в течение одного года им не были внесены в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации относящиеся к компетенции данного технического комитета по стандартизации предложения по разработке, пересмотру национальных стандартов, предварительных национальных стандартов или внесению изменений в них.

17. Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Постоянными рабо­чими органами по стандартизации являются технические комите­ты (ТК), но это не исключает разработку нормативных докумен­тов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по догово­рам на выполнение такого задания в соответствии с программа­ми ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стан­дартизации.

Основные функции ТК:

Определение концепций развития стандартизации в своей области;

Подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

Составление проектов новых стандартов и обновление дей­ствующих;

Оказание научно-методической помощи организациям, уча­ствующим в разработке стандартов и применяющим норма­тивные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

Привлечение потребителей через союзы и общества потре­бителей.

По линии международной стандартизации ТК занимаются во­просами гармонизации отечественных стандартов с международ­ными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях; участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандар­тизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в Рос­сии заседаний международных организаций по стандартизации и др.

Закон РФ «О стандартизации» допускает участие в работе ТК представителей организаций зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России). В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласо­ванной политики в области стандартизации, метрологии и серти­фикации», принятого странами - членами СНГ в 1992 г.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых со­ответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные пред­приятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов. Гос­стандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработ­чиков продукции, производственных предприятий (фирм), пред­приятий - основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку через предста­вителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребите­лем, что дает возможность получать актуальную информацию, не­обходимую для выполнения одной из основных целей стандартиза­ции - обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочте­ниям потребителя. Общества потребителей имеют право участво­вать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтере­сованных сторон добровольное.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйствен­ной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стан­дарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре спе­циальные службы, которые координируют работу по созданию стан­дартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и техно­логические отделы, лаборатории выполняют исследования, связан­ные со стандартизацией, а участие других подразделений определя­ется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализи-рующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее вы-сокий научно-технический потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано 351 технических комите-тов.

Любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого сто-ла» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих Технических комитетов включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Технические комитеты несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Для примера укажу структуру и состав некоторых Технических комитетов.

В Техническом комитете 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе Технического комитета 347 «Услуги торговли и общественного питания» два под-комитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Ростехрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.



В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации - «некоммерческому партнерству».

В промышленно развитых странах - членах Европейского Союза (ЕС), прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные

органы по стандартизации, как Британский институт стандартов - BSI; Немецкий институт стандартов - DIN; Французская ассоциация по стандартизации - AFNOR.

Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR - более 3 тыс., DIN - около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором). Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходи-мость установления жесткой государственной политики в «определенных областях стандартиза-ции», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам.

Одним из составных элементов подобных договоров являются следующие обязательства пра-вительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку продукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхования и пр.)

Бюджет большинства национальных органов по стандартизации складывается из правитель-ственных субсидий (например, во Франции - более 20% от требуемого объема, в Германии - 15%); различных статей доходов - членских взносов, реализации стандартов, организации плат-ного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия).

В 13% стран - членов ИСО национальные организации по стандартизации находятся на пол-ном самофинансировании.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ныне Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации - ЕАСС). Его основными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение и принятие стандартов. Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

Членами ЕАСС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников Соглашения всех 12 государств Содружества. Руководство работами по стандартизации, метрологии и сертификации в государствах - участниках Соглашения осуществляют соответствующие органы: например, в Республике Армения - Армгосстандарт; на Украине - Госстандарт Украины; в Республике Молдова - Госдепартамент Молдовастандарт; в Туркменистане - Туркменглавгосинспекция и т.д.

Основной рабочий орган ЕАСС - Бюро стандартов, метрологии и сертификации с местом пребывания в Минске. По установившейся традиции заседания проводятся поочередно в государствах - участниках Соглашения. В результате деятельности ЕАСС сохранены существовавшие в СССР фонды Нормативной документации и эталонная база (около 25 тыс. государственных, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов единиц физических величин).

К настоящему времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ. Рабочими органами ЕАСС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации.

Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТов ведется в соответствии с годовыми планами. Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению ЕАСС, заседания которого проходят два раза в год. Общие положения по правилам проведения работ в области межгосударственной стандартизации установлены в основополагающем стандарте - ГОСТ 1.0-92. Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух государств.

В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства - участника Соглашения. Так, значительную долю принятых ГОСТов в последнее время составляют государственные стандарты России -- ГОСТ Р (около 70%).

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением агентства Ростехрегулирование. Отдавая должное большой работе, проводимой Советом в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации - ИСО признала в свое время МГС (новое наименование-ЕАСС) в качестве международной региональной организации по стандартизации.

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) функционирует с 1947 г. ISO - не аббревиатура. Официальное название организации - International Organisation for Standartisation.

Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. По состоянию на 1 июля2009 г. в работе ИСО участвовало свыше 150 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносовстран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО - Генеральная Ассамблея (рис. 2.7.1).

Рис. 2.7.1.

Так как в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было решено представителями стран - инициаторов создания ИСО использовать производное от греческого isos - «равный».

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В рамках ИСО функционирует 188 технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические Технические комитеты решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные Технические комитеты действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого Технического комитета. Членство может

быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов Технического комитета.

К началу 2009 г. действовало примерно 14,5 тыс. Международных стандартов ИСО. 75% Международных стандартов ИСО - основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

35. Руководящий комитет системы сертификации.

Общее руководство Системой возложено на Руководящий комитет по сертификации, подотчетный Совету МЭК; в его состав входят делегации стран-участниц. В Системе может участвовать любая страна - член МЭК при выполнении ряда условий: наличие национальной организации по стандартизации и сертификации; согласие выполнять все правила Системы и издание соответствующих национальных документов; признание сертификатов и протоколов испытаний изделий электронной техники, выпускаемых в других странах-участницах, если они соответствуют требованиям Системы; выполнение финансовых обязательств члена Системы.

Предусмотрено два вида участия страны в Системе МЭК:

Участие в Руководящем комитете по сертификации с правом голоса и консультативное членство в Координационном комитете по надзору;

Участие в Руководящем комитете с правом голоса и полноправное членство в Координационном комитете по надзору.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!