Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Царь рыба проблема взаимосвязи человека и природы. Cочинение «Природа (по произведению В.Астафьева "Царь-рыба")

Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба»

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.

“Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход.

Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима.

Экологические и нравственные проблемы

Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему - проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострилось настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или, погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев.

Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как к «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек - царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.

Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в лес Гога Герцев и погиб, и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.

Всего через десятилетие после того, как была написана «Царь-рыба», случилась Чернобыльская катастрофа. И время разделилось на то, что было до и после Чернобыля. Воздействие человека на живую природу по губительной силе сравнялось с планетарными стихийными бедствиями. Местные катастрофы перестали быть местными. За тысячи и тысячи километров от Чернобыля в костях животных, птиц и рыб находят радиоактивный стронций. Зараженные воды уже давно влились в Мировой океан. В Антарктиде погибают пингвины, питающиеся зараженной рыбой. То, о чем писал Астафьев, стало страшной реальностью: планета мала, она слишком хрупка для бравых экспериментов. Нельзя вернуться в прошлое, но можно попытаться спасти то, что еще осталось.

Конец 20-ого и начало 21-ого века дали еще одному понятие - экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные ценности.

1 Сочинение

Виктор Петрович Астафьев в статье "Вечно живи, речка Виви" писал: "Осталась одна Сибирь. И если мы ее доконаем — стране не подняться. Ведь обкрадываем уже не себя, а внуков наших и правнуков". "Человек и природа" — вот главная тема, пронизывающая книгу Астафьева "Царь-рыба". Сам автор назвал ее повествованием в рассказах (1972-1975). Состоит она из двенадцати прекрасно написанных новелл, скрепленных единым рассказчиком.

К книге Астафьев предпослал два эпиграфа: один — из стихов русского поэта Николая Рубцова, другой взят из высказываний американского ученого Халдора Шепли, что подчеркивает важность проблемы защиты природных ресурсов для всей планеты, так как природа представляет единый мировой организм и разрушение ее в какой-либо части может вызвать всеобщую катастрофу. "Если мы будем вести себя как следует, — пишет Халдор Шепли, — то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется". Рассказы в сборнике как бы продолжают и дополняют друг друга, предлагая читателю разные типы персонажей. Открывает книгу рассказ о верном друге человека — собаке ("Бойе"), застреленной конвоиром, когда преданный человеку пес бросился на грудь хозяину (заключенному), отплывающему к месту предстоящей ссылки.

Следующий рассказ "Капля", лишенный драматического конфликта, представляет собой философские размышления автора о смысле человеческой жизни после законченной рыбалки: "Тайга на земле и звезда на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали или разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. Тайга все также величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься, только тогда поймешь ее могущество, почувствуешь ее космическую пространность и величие". Человек, наделенный разумом, должен быть, по мнению Астафьева, ответственным за продолжение жизни на земле. Но об этой ответственности забывают браконьеры, герои последующих рассказов "Дамка", "У золотой карги", "Рыбак Грохотало".

Перед читателем проходит целая вереница типов браконьеров, талантливых хищников сибирских рек и тайги — Гоги, Командора, Дамки, Зиновия, Грохотало ("Рыбак Грохотало", "Уха из Боганиды", "Сон о белых горах"). Писатель не сгущает краски при описании этих образов. Это не законченные герои-злодеи, нарисованные от начала до конца черной краской. Не лишены они хозяйской смекалки и даже чести и совести в некоторых случаях. Неумеренная жадность вот только выдает их с головой. Показателен в этом отношении Зиновий Игнатьевич Утробин ("Царь-рыба").

Вспомним центральный эпизод рассказа: ловля царя рыб — огромного осетра. Два брата, два браконьера, Зиновий и Командор, давно не ладят друг с другом и на "охоту" ходят поодиночке. В один из походов Зиновий повстречался с "царем" рыб (о такой встрече, мечтал всякий заядлый рыбак) — попался он на самолично изготовленных самоловы. Увидев "черный, лаково отблескивающий сутунок со вкось обломанными сучьями", ошарашенный видением Зиновий даже испугался. Попробовал рыбак перекинуть его через борт в лодку, да не тут-то было, силенок не хватило. Отпустить бы улов назад, в глубины ангарских вод, по добру по здорову, и беды никакой бы не было, тем более вспомнил он дедушкин наказ: "Лучше отпустить ее, клятую незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее ". Доброе, мудрое наставление осталось от предков, да только Утробин не внял голосу разума, пожадничал. С удвоенным азартом снова принялся за осетра, но, случайно поскользнувшись в лодке, сбитый рыбиной, очутился в холодной воде и зацепился за крючок самолова.

Ночь, темень. Браконьер переживает сильное нравственное потрясение и чувствует, зацепившись за борт лодки, как покидают его силы. Между барахтаньем в холоднющей воде, во время отдыха, припоминая свою жизнь, решил, что это наказание ему выпало за Глашу Куклину, над которой когда-то надругался он. Спустя некоторое время просил он у нее прощения, но Глафира не простила его. И вот приходится расплачиваться за прошлые грехи. "Гла-а-ша-а, прости-и-и ", — молит он из последних сил. Мысленное раскаяние перед Глафирой и покаяние за содеянное с "царем-рыбой" возымело действие, в конце концов было учтено природой. Набравшись сил, рыбина сорвалась с крючков, а незадачливого рыбака неожиданно спасает брат его, Командор.

Однако на этом не заканчиваются мытарства Игнатьича. Холодная вода дала о себе знать — ампутировали ему ногу. Продает Утробин свой дом в деревне и покидает насовсем насиженные места, побывав перед отъездом у Глафиры Куклиной. Так проучен был за свои грехи перед женщиной и природой рыбак-браконьер.

Мудрое авторское слово Астафьева обращено не только к рыбаку Зиновию Утробину а ко всем людям: «Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а богу - богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости».

Сочинение 2. На реке жизни.

В «Царь-рыбе» есть единое и цельное художественное пространство — действие каждого из рассказов происходит на одном из многочисленных притоков Енисея. А Енисей — «река жизни», так об этом сказано в книге. «Река жизни» — емкий образ, уходящий корнями в мифологическое сознание: у некоторых древних людей образ «река жизни», подобно «древу жизни» был наглядно-зримым воплощением всего устройства бытия, всех начал и концов, всего земного, небесного и подземного, то есть целой «космографией».

Астафьев выстраивает целую цепь рассказов о браконьерах, причем браконьерах разного порядка: на первом плане здесь браконьеры из поселка Чуш, «чушанцы», которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят ее; но есть и Гога Герцев — браконьер, который вытаптывает души встречающихся ему на пути одиноких женщин; наконец, браконьерами автор считает и тех чиновников государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку.

Каждый рассказ о попрании человеком природы завершается нравственным наказанием браконьера. Жестокого, злобного Командора постигает трагический удар судьбы: его любимицу-дочку Тайку задавил шофер — «сухопутный браконьер», «нажравшись бормотухи» («У Золотой Карги»). А Грохотало, «мякинное брюхо» и неудержимый рвач, наказывается в чисто гротескном, буффонадном виде: ослепленный удачей, он хвастает пойманным осетром перед человеком, который оказывается… инспектором рыбнадзора («Рыбак Грохотало»). Наказание неминуемо настигает человека даже за давние злодеяния — таков смысл кульминационного рассказа из первой части цикла, давшего название всей книге. Сюжет о том, как наиболее осмотрительный и вроде бы самый порядочный из браконьеров Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой, приобретает некий мистико-символический смысл: оказавшись в пучине, превратившись в пленника собственной добычи, почти прощаясь с жизнью, Игнатьич вспоминает давнее свое преступление — как он еще безусым парнем, «молокососом», пакостно отомстил своей «изменщице», Глашке Куклиной, и навсегда опустошил ее душу. И то, что с ним сейчас произошло, сам Игнатьич воспринимает как божью кару: «Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи…».

Природа не прощает обиды, и за причиненное ей зло придется заплатить сполна и Командору, и Дамке, и Грохотало, и другим браконьерам. Потому что, убежденно и открыто заявляет писатель, «бесследно никакое злодейство не проходит». Физические, а особенно нравственные страдания, — вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.

Авторская дидактика (поучение) выражается и в расположении рассказов, входящих в цикл. Не случайно по контрасту с первой частью, которую целиком заняли браконьеры из поселка Чуш, зверствующие на родной реке, во второй части книги на центральное место вышел Акимка, который духовно сращен с природой-матушкой. Его образ дается в параллели с «красногубым северным цветком».

«Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Сочинение 3. Новелла (рассказ) «Царь-рыба». Трагедия человека и природы.

В первой половине семидесятых годов XX века в в нашей стране впервые были остро подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах «Царь-рыба». Произведение посвящено взаимодействию человека с природой. Речь в повествовании идет и о трагедии человека, который связан с природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу» . Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход.

Зиновий Утробин, Игнатьич, — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе».

Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. И наказан природой за это.

Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной». Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так, значит, не человек царь природы, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь, вспомнил он и деда, поучавшего молодых: «Если есть за душой тяжкий грех — не вяжитесь с царь-рыбой». И вот Игнатьич отчитывается перед своей совестью за грехи, особенно за тот, который считает самым тяжелым. Меняется его настроение: от радости обладания рыбой — к ненависти и отвращения к ней, затем — к желанию избавиться от нее. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти.

Рассказ В. П. Астафьева - это обращение к человеку, отчаянный призыв, обращенный к каждому, — одуматься, осознать свою ответственность за все, что совершается в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия. «Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках? Каков путь спасения?» — вот вопросы, звучащие в произведениях современных писателей. Ответ В.П. Астафьев дает своим произведением: путь спасения мира и человеческих ценностей — через совесть, раскаяние, жертву, смелость каждого быть в поле воином.

Рассказ «Бойе »

Небольшой рассказ о преданной и умной собаке, верно служившей своему хозяину, человеку никчемному, и в финале убитой конвоиром, сопровождающим ее арестованного хозяина. Чувствуется жесткость и бескомпромиссность позиции Астафьева: его непримиримость к «пустобрехам» и рвачам, а также к человеческой жадности, корысти и злобе.

Бойе с эвенкийского - «друг». Таким именем звали собаку Кольки, одного из героев произведения, брата рассказчика. Бойе не раз спасал жизнь Кольке: и в детстве в тайге, и десять лет спустя, на Дудыпте.

Бойе из породы северных лаек, но автор рассказывает о собаке как о человеке: «…Бойе был труженик, и труженик бескорыстный», «… без работы Бойе жить не мог», «…Бойе умел все и даже больше, чем полагается уметь собаке», красота и ум были в глазах, мудро-спокойных, о чем-то постоянно вопрошающих».

Бойе незаменимый помощник людям. Он кормит семью, любит своего непутевого хозяина, доверяет всем людям без исключения. Даже когда пытались его украсть, он чувствовал себя виноватым в том, что произошло.

Он спас Кольку от медведя, к нему же привел людей, когда Колька заблудился в тайге и чуть не замерз в снегу. Собаке Бойе обязан жизнью Колька и на Дудыпте, когда обезумивший от долгого пребывания на зимовье, Колька, сняв лыжи, погнался за пришедшей к нему в грезах шаманкой и едва не погиб. «Снег все накатывался, накатывался сверху, перемерзлый, сыпучий. …. Забарахтался, забился человек, потерявший желание думать и бороться, когда наконец увидел над собой, на урезе Дудыпты собаку, все ту же, белую, с серым крапом на лапах и голове, родную, верную собаку». Колька пополз к Бойе, собака «поскуливая и руля хвостом ползла встречь ему, и вместе с нею полз, двигался снег, из которого выметнулась вдруг и ткнулась острием в лицо лыжина» . Не в силах даже снять ружье, Колька все-таки выстрелил. И к нему на помощь пришли зимовщики. И в бреду и во сне Колька еще долго будет произносить имя своего самого верного друга Бойе.

Убил Бойе конвоир лишь за то, что собака признала среди арестантов своего хозяина — отца Кольки. Пес «не понимал, что происходит и зачем уводят хозяина, завыл на всю пристань да как рванется! Уронил Кольку, не пускает хозяина на баржу, препятствует ходу. Молодой чернявый конвоир приостановился, отбросил собаку пинком в сторону и, не снимая автомата с шеи, мимоходом, в упор прошил ее короткой очередью».

В рассказе Астафьев приводит поверье о происхождении собаки: «Повторю лишь северное поверье: собака, прежде чем стать собакой, побыла человеком, само собою, хорошим». Ссылка на эту народную мудрость перед повествованием о верном друге, неприхотливом и незаменимом помощнике героев собаке Бойе, позволяет рассказчику с большей убедительностью заявить о единстве всего живого на земле и недопустимости жестокого обращения с братьями нашими меньшими. «Родившийся для совместного труда и жизни с человеком, так и не поняв, за что его убили, пес проскулил сипло и, по-человечьи скорбно вздохнув, умер, ровно бы жалея иль осуждая кого».

Это рассказ не только о собаке. Это произведение и о людях, среди которых, по верному замечанию автора, встречаются «дармоеды, кусучие злодеи, пустобрехи, рвачи».

Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей

Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог Гога Герцев.

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль!.. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть!.. Бог тебя и накажет…»

В ответ Герцев произносит фразу, поражающую своим эгоизмом и кощунством: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу — за оскорбление».

Но наказать Акима Герцев собирается в тайге, а не сейчас, он не привык к честному и открытому поединку. Аким же способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога — «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости. Он жалеет Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански.

Моральный спор между Гогой Герцевым и Акимом — это не просто спор двух слишком разных людей, он отражает столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле». Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу. Симпатии автора, несомненно, на стороне таких людей, как Аким, Именно за Акимом остается победа в споре с Герцевым, именно ему, а не Гоге, удается добыть Царь-рыбу. Удача становится наградой за то, что он сохраняет верность общечеловеческим, христианским моральным ценностям, готов, не задумываясь, помочь ближнему и пожалеть даже врага.

В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели.

В рассказах Виктора Петровича Астафьева тема отношений природы и человека – главная, его рассказы проникнуты глубокой любовью и уважением к Родине, к ее дремучим таежным лесам, великим и могучим рекам, животным и столетним деревьям. Герои этих рассказов — простые деревенские жители, у каждого из них за спиной особая жизненная история, свои проблемы и огорчения, правила и жизненные принципы. Это описание как нельзя лучше иллюстрирует рассказ «Царь-Рыба». В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно. Зиновий Игнатьич – главный герой рассказа, предстаёт перед нами в образе хорошего и честного человека, ведь он никогда не отказывает в помощи окружающим. Но есть несколько проблем, о которых главный герой забыл – это бережное отношение к хрупкой природе вокруг и старые неразрешённые конфликты. Зиновий Игнатьич – опытный и бывалый рыбак, он удачливый браконьер, его улов всегда настолько богат, что даже его родного брата одолевает чёрная зависть. Царь-Рыба стала для героя посланницей судьбы, она напомнила о важности справедливой и честной жизни, о необходимости ответа за свои не очень хорошие поступки. Борьба Игнатьича и огромной, сильной Рыбы – олицетворение противоборства природы и человека, ее защиты от пагубного отношения людей к ее богатствам, от их слепой жадности. Зиновий Игнатьич в итоге борьбы с Рыбой понимает, что нет ничего сильнее природы, ничто не может сломить ее превосходства, красоты и мощи.

Итак, рассказ «Царь-Рыба», отмеченный многими критиками как невероятно талантливо написанное произведение, — это история о том, что бывает, когда забываешь об уважении к жизни животных и растений вокруг. Она несёт в себе глубочайший смысл, рассказывает о необходимости жизни в единении с природой, в гармонии и с ней, и с ее обитателями. Каждый должен понять, какую важную роль она играет в их жизни, ведь без богатств и ресурсов, которые она нам даёт, человек будет несчастен и беден. Редкие животные, самые разные виды птиц, каждая травинка в лесу, — все это нуждается в нашем внимании, защите и чутком наблюдении. Именно этим важным ценностям нас учит произведение Астафьева «Царь-Рыба».

    • Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, […]
    • Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев. Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
    • Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
    • В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – […]
    • Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Я хочу рассказать о картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. И.Э. Грабарь – русский художник, пейзажист 20-го века. На полотне изображен солнечный зимний день в березовой роще. Солнце не изображено здесь, но мы видим его присутствие. От берез падают фиолетовые тени. Небо ясное, синее, без облаков. Всю поляну покрывает снег. Он на полотне разных оттенков: синего, белого, голубого. На переднем плане холста стоит большая, красивая береза. Она старая. На это указывает толстый ствол и большие ветки. Рядом с […]
    • Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна […]
    • Соединение музыки и поэзии породило в Средние века такой жанр, как баллада. Возникший в первой половине XIX века русский романтизм обратился к этому жанру и внес в него много нового. Крупными поэтами-романтиками в русской литературе стали Батюшков и Жуковский. В своем творчестве они обращались к опыту европейских поэтов, у которых романтизм переживал пору расцвета. Выдающийся человек своей эпохи, В. А. Жуковский придал своим романтическим стихотворениям глубоко личный характер. Он считал, что «жизнь и поэзия – […]
    • Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться ещё на полтысячи лет, если бы... Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем "Петром I". А за границей величают государя нашего не иначе как "Великим". По поводу "или". Мне кажется, в […]
  • Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

    К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

    Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

    Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

    Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

    Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

    Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

    Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

    С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

    Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

    К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

    Тот, кто живет в обнимку с природой, - добры душой и лучше.
    В. Астафьев
    Никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Это проблема не только экологическая, но и нравственная. В современном мире наблюдается несоответствие между гигантскими возможностями, которые получает человек, вооруженный техникой, и нравственностью этого человека.
    Человек и природа, их единство и противоборство - основные темы произведения Астафьева «Царь-рыба», которое сам писатель обозначил как «повествование в рассказах». Эта книга была написана под впечатлением поездки автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов, - экологическая. Но Астафьев говорит в ней и об экологии души, когда «забылся в человеке человек». Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже... - говорит Астафьев. - Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только... почувствуешь ее космическую пространственность и величие».
    Писатель призывает к восстановлению природных богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации охотничьего и рыбного хозяйства страны: «Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать - миллионы, тонны, кубометры, киловатты, - но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?»
    Писатель обеспокоен масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек уже начинает утрачивать свое человеческое достоинство. Нарушение законов об охоте приводит к нарушению нравственных законов, к деградации личности. «Оттого и страшусь, - замечает писатель, - когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови... незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и... глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».
    Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми - вот главная проблема, которая рассматривается в «Царь-рыбе». Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям - детям, женщинам, старикам, животным, природе, - наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты. Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев - Акима и Гоги Герцева. Их спор - это столкновение потребительского, бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа - кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он «сам по себе и для себя жил», то Акиму любой встреченный в тайге человек - свой. Между Герце- вым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего. Герцев отвечает ему: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!» На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему. А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой.
    Герой рассказа «Царь-рыба», давшего название всей повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное - надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью «избыть вину, отмолить прощение». И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. «Прощенья, пощады ждешь? - спрашивает себя Игнатьич. - От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!.. Прими... все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.
    Виктор Астафьев всем своим творчеством утверждает, что только сильные нравственно, цельные духовно люди способны «удержать на своих плечах мир, устоять против его распада, разложения».

    С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся порою принося жертвы ей. В наш техногенный век, время прогресса отношение к ней кардинальным образом поменялось. Люди считают себя выше природы.
    Не пора ли ответить на вопрос и решить поставленную жизнью задачу: природа - храм или мастерская? Нравственные проблемы. бытия, по мнению Астафьева. сконцентрированы сейчас во взаимоотношениях человека и природы. Это - главное содержание его зрелого творчества.
    В одном из лучших произведений, в романе "Царь-рыба" вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Писателя интересуют не идеальные персонажи и не театральные злодеи, а реальные люди. Лучшим из его героев свойственна душевная тонкость, умение чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько естественное. Отличает астафьевских персонажей желание и, главное, умение делать добро. Это не подвиги, а обычные, непримечательные поступки, но они служат поддержанию и утверждению общечеловеческих нравственных законов.
    Повествование в романе "Царь-рыба" целиком посвящено современности: проблема охраны природы тесно связана в нем с вопросами войны и мира, нравственного состояния человека. Стремительное развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно породило в человеке "козявочное" чувство своей ничтожности, которое, по мнению писателя, рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще, безнравственное отношение к миру. Люди настолько свыклись с пропастью, отделяющей их от природы и, следовательно, друг от друга, что просто перестали принимать ее во внимание. Спасение, по Астафьеву, в преодолении этой пропасти, в духовном слиянии с природой.
    Так, в "Царь-рыбе" в главе "Капля" прекрасно выражено это благотворное воздействие природы.
    Как контрастно звучат после этого гимна земной красоте последующие рассказы. По-гоголевски колоритно сатирическое описание поселка Чуш.
    По признанию автора, "дремучеством" веяло от жителей поселка, "болотным духом за версту несло". Главная их забота - урвать себе кусок поболе да пожирнее. Как символ чушанской веры и надежды стоит местный магазин. Но разве хлебом единым жив человек? Хочется чушанцам и другой, "красивой", "культурной" жизни. Но вся беда их в том, что представления об этой "культурной" жизни у них крайне убоги. Неудивительно, что в такой среде процветает браконьерство - страшная болезнь нашего времени. Истоки ее - в бездуховности, порождающей неуемную жажду наживы. Так почему же "забылся в человеке человек", почему "жадность его обуяла"? - тревожится автор. Всех его персонажей можно условно разделить на уходящих от мира и старающихся жить с ним в гармонии. Люди злоупотребляющие неминуемо становятся разрушителями.
    В центральной главе повествования "Царь-рыбы" браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не но не смогс ним справитьс ним справиться. Рыба утащила его в воду, и долго, бесконечно долго находились реки "царь" и всей природы "царь" в одной ловушке. Но удивительное дело: в момент возмездия, когда страх смерти и угрызения совести терзают браконьера, происходит вдруг слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика - человека и природы. Но не возвышенно-легкое, когда, как в главе "Капля", душа природы внятна человеку. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки. Израненные, человек и "царица" рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь "царь" природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: "Господи, отпусти эту рыбу!" Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
    Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. После прочтения "Царь рыбы" , мы можем сделать вывод что природа храм, а не мастерская.

    Сейчас смотрят:

    Нам задали написать рассказ о своем самом любимом и родном человеке - маме. Сначала я подумала, что это очень легко – села, написала и готово, но оказалось, что это очень трудно. После некоторых размышлений я поняла, что не знаю, как ей бывает тяжело. Мы привыкли думать, что мама – это как должное, приложение к детям. Я решила сделать заметки о ней: какая она в быту, на работе, со мной. И вот что у меня вышло: Моя мама работает реаним

    Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин привнес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях

    В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы и сим­волику.В первую очередь, обращают на себя внима­ние эпиграфы, не только ко всему произведению, но и к отдельным главам. В лаконичной форме они раскрывают главную мысль, свеобразный нравственный урок, который читатели могут из­влечь из прочитанного. Так, например, эпиграф к повести представляет собой сокращенный ва­риант русской народной пословицы «Бере

    Своё сочинение-рассуждение я хотела бы начать с понятия человека. Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Выяснив, кто такой человек, можно сделать вывод – ребёнок в момент рождения не человек. П

    1. Идея свободы в более ранних поэмах. 2. Исповедь Мцыри. 3. Бой с барсом - кульминация поэмы. 4. Тщетность попыток вырваться на свободу. Увы! - за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял. М. Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри» - это последняя романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым. Ее замысел («написать записки молодого монаха 17-ти лет»), поэт вынашивал десять лет. Но попыт

    Россия - главный образ лирики Есенина. Мотив дороги как объединяющее начало в развитии темы России. Есенин так говорит об этом: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине. Чувство к родине основное в моем творчестве». Мир России в его стихах - это мир русской природы. Вера Есенина во всеобщую одушевленность природы (он беседует с кленом, с любовью обращается к березке, как о живых говорит о различных природных явлениях).

    Любовь это самое прекрасное чувство, которое может испытывать человек. Любовь к своей Родине, к своему дому, к своим родителям, к окружающему миру. Без любви человеку сложно жить, без нее он становиться жестоким.Любовь делает этот мир добрее и светлее. Все люди на земле должны любить и уважать друг друга. Но, к сожалению, этого не происходит. Очень часто такое светлое чувство как любовь затмевают другие чувства: гнев, зависть, ненависть

    Именно в этом контексте следует воспринимать “Утиную охоту” (1971), центральный персонаж которой, Виктор Зилов, в полной мере отвечает характеристике “герой нашего времени”, представляя собой “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. К нему подходят и классические характеристики “лишнего человека” (на это впервые обратил внимание критик Вик. Топоров). Так же, как Печорин, “бешено гоняется он за жиз

    Начинается балада с того как в крещенский вечер гадали девушки:кидали башмаки,снег пололи,курицу счётным зерном кормили,ярый воск топили,в чашу с чистою водой клали перстень золотой и т.д. Но толька милая Светлана была молчалива. Подружки спрашивали её что с ней случилось,почему не гадаешь с нами? А Светлана ответила,что как ей с ними песни петь и веселиться,если её милый друг далеко от неё. Она уже не слышала о нём целый год.И боиться

    Русского художника Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа. Перед нами фрагмент его картины " Русская зима. Лигачёво ". На картине изображена зима и сплошное царство снега. Мы видим покрытые жемчужным инеем деревья. Две ёлочки-сестрёнки одеты в нарядные белые шубки. Берёзы тоже щеголяют в прекрасных зимних нарядах. На заднем плане изображена толпа ёлочек, тоже в белом. Переливающимся снегом покрыта земля. З

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!