Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Отсутствие моральных принципов. Нравственные принципы, или законы этики

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03

Лекция 1. Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали.

Моральные принципы.

Этика (от греческого «ethos» – нрав, обычай) – философское исследование морали и нравственности. Первоначально слово «ethos» означало правила совместного общежития людей, нормы поведения, сплачивающие общество, помогающие преодолеть агрессию и индивидуализм.

Второе значение слова этика – система моральных и нравственных норм определенной социальной группы людей.

Впервые термин этика использовалАристотель (384 – 322 г.г. до н.э.), он трактовал ее как практическую философию, которая ищет ответ на вопрос: - «Что мы должны делать?».

Золотое правило этики (нравственности) – «не делай другим того, чего не желаешь себе» - встречается еще у Конфуция (551 – 479 г.г. до н.э.).

Основные проблемы этики:

Проблема добра и зла,

Проблема справедливости,

Проблема должного,

Смысл жизни и назначение человека.

Мораль – это форма общественного сознания, которая устанавливает общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от права мораль в основном носит неписаный характер и фиксируется в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

Нравственность – это практическое воплощение моральных идеалов, целей и установок в различных областях социальной жизни, в поведении людей и отношениях между ними.

Мораль состоит из следующих компонентов.

    Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков человека дает представление о его моральности. «…Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г.Гегель).

Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:

- мотив поступка;

- результат поступка;

- оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.

2. Моральные (нравственные) отношения – это отношения, в которые вступают

люди, совершая поступки (моральные или аморальные). Вступая в эти отношения,

люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем

приобретают определенные моральные права . Установившаяся система моральных

отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной

социальной группы людей (служебного коллектива).

    Моральное сознание выступает в виде:

Общеобязательных форм моральных требований (описываются с помощью понятий моральные принципы ,моральные нормы иморальные категории );

Личностных форм моральных требований (описываются с помощью близких понятий самооценка, самосознание );

Общественных моральных требований (описываются с помощью понятий общественный идеал, справедливость ).

Моральное сознание порождается потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии и обыденного сознания. Моральные принципы, нормы и категории непосредственно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. Моральное сознание носит обязательный характер, каждый человек обладает своей системой нравственных ценностей, испытывает моральные побуждения, знает об этических нормах и принципах. Иммануил Кант (1724 – 1804 г.г.) писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением –

это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Основные функции морали.

    Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Отметим, что все правовые нормы также утверждают справедливость, служат добру и благу общества и граждан и носят безусловно моральный характер.

    Оценочная функция. Предметом оценки с позиции «морально – аморально» или «нравственно – безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы личностные качества и т.д.

    Ориентирующая функция. На практике, прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную моральную норму в поступке или в поведении, человеку приходится учитывать значительное число обстоятельств, каждое из которых может побуждать к применению различных (иногда взаимоисключающих) моральных норм. Высокий уровень нравственной культуры помогает выбрать из множества моральных норм единственно правильную, таким образом ориентируя человека в системе моральных приоритетов.

    Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы и мотивации могут быть моральными и аморальными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

    Познавательная (информационная) функция. Эта функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов поведения и пр.

    Воспитательная функция. Посредством воспитания нравственный опыт передается из поколения в поколение, формируя нравственный тип личности и обеспечивая сохранение культурной традиции.

    Мировоззренческая функция. Эта функция очень близка к оценочной функции с той лишь разницей, что мировоззренческая функция охватывает основные, базовые понятия и представления человека об окружающей его действительности.

    Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

Гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

Пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

Фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит всознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

Единство цели и воли;

Сотрудничество и взаимопомощь;

Демократизм;

Дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

От них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

Доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe - нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

Дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

Кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo - пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

    право вырабатывается государством, мораль - обществом;

    право закреплено в государственных актах, мораль - нет;

    за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали - общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства.

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообусловленных, образуют так называемую систему моральной регуляции. В систему моральной регуляции обычно включают: нормы, высшие ценности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждый из элементов.

> Нормы - это повеления, предписания, определенные правила поведения, мышления и переживания, которые должны быть присущи человеку.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка, а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле, должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта, сотрудника о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что и определяет характер нравственных санкций.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - десять заповедей в Ветхом завете: не убий, не укради и т. д.) так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду).

Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным (когда человек или не знаком с нормами, или игнорирует известные нормы).

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрицательные оценки и осуждение поведения сотрудника. Например, если сотрудник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов последует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказание, предусмотренное нормами общественных организаций.

Позитивные нормы поведения, как правило, требуют наказания: во-первых, активности со стороны субъекта нравственности - сотрудника ОВД; во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благоразумным, быть порядочным, быть милосердным. Диапазон понимания этих призывов может быть очень широк и разнообразен. Поэтому моральные нормы - в первую очередь запреты, а лишь потом - позитивные призывы.

> Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.

Когда говорят «будь честен», имеют виду, что честность - ценность, очень важная и значимая для людей, общества, социальных групп, в том числе и для коллективов сотрудников ОВД.

Именно поэтому ценности - не просто образцы поведения и мироотношения, а образцы, вычлененные как самостоятельные явления природы и общественных отношений.



В этом плане справедливость, свобода, равенство, любовь, смысл жизни, счастье - это ценности высшего порядка. Возможны и другие прикладные ценности - вежливость, точность, трудолюбие, исполнительность.

Между нормами и ценностями, которые тесно связаны между собой, есть существенные отличия.

Во-первых, выполнение норм одобряется, в то время как служение ценностям вызывает восхищение. Ценности заставляют человека не просто следовать эталону, а стремиться к высшему, они наделяют действительность смыслом.

Во-вторых, нормы составляют такую систему, где они могут выполняться сразу, иначе система окажется противоречивой, не работающей.

Ценности же выстраиваются в некую иерархию, и люди жертвуют одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы или достоинством ради справедливости).

В-третьих, нормы довольно жестко задают границы поведения, поэтому о норме можно говорить, что она либо выполняется, либо нет.

Служение ценностям может быть более или менее ревностным, оно подвержено градации. Ценности не полностью переходят в норму. Они всегда больше ее, так как сохраняют момент желательности, а не только долга.

С этих позиций моральной ценностью может выступать обладание различными личностными качествами (храбростью, чуткостью, терпением, великодушием), причастность к определенным социальным группам и институтам (семье, клану, партии), признание таких качеств со стороны других людей и т. д.

При этом высшими ценностями являются те ценности, ради которых люди жертвуют собой или в нелегких условиях вырабатывают такие качества высочайшей ценности, как патриотизм, мужество и бескорыстие, благородство и самопожертвование, верность долгу, мастерство, профессионализм, личная ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

> Идеал - это высшие ценности, обращенные к индивиду и выступающие как высшие цели развития личности.

Моральный идеал - это важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление. В самых различных, порой даже в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в нравственном идеале, который представляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений о добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях морали.

Мало того, в качестве идеала может выступать живая историческая личность или герой какого-либо художественного произведения, сакральные полумифические фигуры, нравственные учителя человечества (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон).

В современных условиях у молодых людей существует острая потребность в достойном и авторитетном идеале, который в значительной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому можно заметить: каков у человека идеал, таков он и сам. Разве не достоин, например, чести, уважения и идеала героический поступок старшего лейтенанта А. В. Соломатина в современных условиях. В декабре 1999 г. разведгруппа из 7 человек в Чечне обнаружила засаду, 600 боевиков, группа приняла бой, Александр потерял в бою руку, но продолжал стрелять. А когда боевики решили взять его живым, он встал во весь рост и пошел на них, не выпуская из руки пулемета, а потом дотянулся до гранаты и взорвал себя вместе с бандитами.

Маленькая разведгруппа спасла полк. Так поступают воины, постигшие сущность идеала в процессе формирования себя как высоконравственной личности. Об этом свидетельствует дневник А. В. Соломатина, в котором есть такие строки: «Я клянусь, я сделаю все, чтобы русская нация воспряла и стала достойна своих героических поступков. Все остается людям, прекрасные слова. Ничего нельзя взять с собой туда. Надо оставить след в жизни. Оглянись назад: что ты сделал для людей, Родины, земли? Будут ли помнить? Вот ради чего надо жить».

Идеал по своей природе есть не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же теряет свои функции «маяка», ориентира. И в то же время он не должен быть совершенно недосягаемым.

Сегодня в обществе часто раздаются голоса о потере нравственного идеала. Но вытекает ли отсюда, будто наше государство, несмотря на сложность криминогенной ситуации, утратило нравственные ориентиры? Скорее речь может идти о нахождении способов, средств воплощения нравственных ценностей в новой социальной обстановке, что предполагает серьезное нравственное очищение российского общества снизу доверху. При этом следует всегда учитывать, что со времен Платона предпринимались попытки создания схемы идеального общества (государства), конструирования различных утопий (и антиутопий). Но социальные идеалы могут рассчитывать на истинное, а не временное воплощение, если они базируются на вечных ценностях (истины, добра, красоты, человечности), согласующихся с нравственными идеалами.

Принципы. Моральные принципы - одна из сторон выражения нравственных требований.

> Принцип - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил.

В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, высшие идеалы - явления эмоционально-образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы - феномен рационального сознания. Они четко осознаются и отливаются в точные словесные характеристики. К числу моральных принципов относятся такие нравственные начала, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма (противопоставление индивида обществу), и эгоизма (предпочтения собственных интересов интересам других).

Законом РФ «О полиции» определены также принципы ее деятельности: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность. Неукоснительное соблюдение этих принципов является непременным условием успешной практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.

«Золотое правило нравственности», сформировавшееся в обществе с древнейших времен

В системе моральных норм человеческого общества постепенно выделилось правило, ставшее обобщенным критерием нравственности поведения и действий людей. Оно получило название «золотого правила нравственности». Его суть можно сформулировать следующим образом: не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Исходя из этого правила, человек учился отождествлять себя с другими людьми, развивалось его умение адекватно оценивать ситуацию, формировались представления о добре и зле.

«Золотое правило» - это одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности, его гуманистическую сущность.

«Золотое правило» встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «Чего в других не любят, того и сам не делай».

Данное правило, сложившееся в отношениях между людьми в обществе, явилось основой возникновения правовых норм формирующегося общества в условиях государственности. Так, нормы уголовного права, охраняющие жизнь, здоровье, честь и достоинство личности, воплощают в себе принципы «золотого правила нравственности», гуманного отношения и взаимоуважения.

Это правило имеет огромное значение особенно в следственной, оперативной работе, поскольку выдвигает на первый план нормы уголовно-процессуального права, запрещающие добиваться показаний путем насилия, угроз и незаконных мер. Такой путь ведет только к снижению престижа правоохранительных органов.

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ - основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона,Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта - эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения - эстетический идеал.

В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского - прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического (см. Эстетическое). Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное - категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое - категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного,низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.

Нравственные принципы.

Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность.

Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневного альтруизма, из таких качеств, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевой акт человека, основанный на глубоком понимании и принятии присущих ему качеств.

Почтительность – это уважительное и благоговейное отношение к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару. Этот принцип предписывает с благодарностью относиться к людям, вещам и природным явлениям этого мира. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, учтивость, благожелательность.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны – это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких качествах, как долг, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нормы поведения.

"Поведение человека, которое (1) не выпадает из общепринятой системы поведения в данном коллективе и (2) не вызывает эмоциональной реакции (отрицательной / положительной) у других членов коллектива, является нормой поведения в данном социуме. ...

Норма поведения имеет многоступенчатый характер (иерархична) и в связи с этим встает вопрос о самооценке индивидом своей доминанты: он должен определить, на основании какого аспекта или факта своей личности (или шире - биографии) он регулирует свое поведение в данной ситуации. ... Степень облигаторности нормы и, соответственно, системы запретов в его поведении будет зависеть от того, что он считает в данной ситуации определяющим. ... Часто субъективный выбор правил поведения определяет и субъективный характер нормы.

Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически входит и сама возможность отступления от нее. Отступление от нормы, однако связано с принципом "можно, но не следует". ...

Норма поведения поддерживается системой ЗАПРЕТОВ налагаемых как на весь коллектив, так и на отдельных его членов традициями, соображениями "здравого смысла" и специальными договорами, соглашениями, кодексами, правилами и т.д. Большинство из них настроено по негативному принципу, т. е. дает перечень запретов объясняет это тем, что норма поведения в целом трудно и не экономно описать позитивно, т.е. в виде предписаний: для этого потребовался бы чрезвычайно громоздкий список правил."

Любое общество имеет свой нравственный кодекс, а каждый отдельный человек живет по своим внутренним убеждениям. А также каждый социально-сформированный человек имеет собственные морально-нравственные устои. Таким образом, у каждого имеется сформированный ряд моральных и этических принципов, которых он придерживается в повседневной жизни. В этой статье пойдет речь о том, что такое моральный устой. Как он складывается в сознании человека и как отражается на повседневной жизни?

Понятие морального (нравственного) устоя

Для начала следует дать понятие, что такое моральный или, как его еще называют, нравственный устой.

Моральный устой - это нравственные рамки каждого человека или социальной группы. Формирование таких устоев происходит под влиянием каких-либо духовных учений, религии, воспитания, образования или государственной пропаганды и культуры.

Моральные устои, как правило, подвержены изменениям, и связано это с тем, что в ходе жизни меняется мировоззрение, а порой те вещи, которые когда-либо казались нормой, со временем становятся недопустимыми, или же наоборот.

Что такое высокие моральные принципы

Помимо нравственных устоев, следует выделить и высокие моральные принципы.

Высокие моральные принципы - это нравственный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку.

Моральные устои играют очень важную роль в жизни любого человека, так как благодаря им человеческое общество продолжает существовать и развиваться. Они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня животного, которым исключительно владеют инстинкты. Следует помнить, что неважно, будет человек в окружении семьи, врагов, друзей или же на работе, нужно всегда оставаться человеком и не только не нарушать личные моральные устои, но и стремиться преодолевать негативные эмоции, страх, боль для того, чтобы сохранять высокие моральные принципы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!