Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Главная трагедия произведения над пропастью во ржи. Над пропастью во ржи

У нас нет философии, но философствуют все, даже мелюзга…
Чехов.

Я словно читал про маленького кустарникового Генри Чинаски (т.е. Буковски). Правда, этот вольнодум не мучился от подростковых угрей и не сопел в обнимку с бутылкой виски под лавкой в парке. Да и что касается мании к женским губам – также мимо. Тем не менее всю время меня держала мысль, что я это уже видел в книгах, которые на двадцать - тридцать лет младше этой. Соседство было заметно не только из-за стиля письма, в которой живет матерная брань, но и в честности 17-летнего Холдена по отношению к себе. Здесь также пахнет остальным парфюмом Буковски - романтичностью, бессмыслием, поиском себя и… неудовлетворенностью. Ведь у всех есть свои слабости, моя – книги Буковски. У Холдена – остервенение. Будь он девчонкой, с него вышла бы неплохая стерва Холи, которая любила бы поворчать на парней. Но у нас есть только Холден – подросток в штанах, который переживает пубертатный период. И вот в его буднях все как-то не так, что-то не складывается. Его раздражают школы, глупые преподаватели, прыщавые лица одноклассников и даже стены в комнате. Да вообще все, просто бесит. А почему? Да хрен его знает.

Так и складывается история: Холдена отчисляют за неуспеваемость из школы. Причем эта уже третья (или какая там?) школа по счету, с которой его выставляют. Это и есть весь сюжет. Другого не будет, к счастью. Иначе бы, это все затянулось еще на 200 прыщавых листов. А ведь мне нравилось читать книгу. В начале. Я тогда думал, ну вот же юный бунтарь, который собирается идти против системы. Любит читать книги, ненавидит фильмы, спорит с преподавателями. Любит девушек. Но закончились поиски, чем-то непонятным.

Сейчас, оглядываясь на финал, я вижу здесь воспитательную нотку. Сэлинджер умеючи тасует колоду. Персонаж не ходит в отрицательных тонах. Он честно признается, что постоянно врет, что испытывает страх, что пускает слезы. При этом автор не делает его ублюдком в глазах читателя. Холден уважительно разговаривает с женщинами (эстетика, уважение), интересуется утками (вопросы о природе), любит сестренку и задумывается о матери (семейные ценности), читает книги (пассивная тяга к знанию) и т.д. Рисуется исключительность мышления – особенность взгляда. Ленивый умник. Холден на страницах не хочет быть особенным – он и есть особенный. Все его недостатки простительны. Но он ведь мог быть более…настоящим? Мочиться на могилы, стебаться над Иисусом и… любить мастурбировать.

Для меня, вся эта книга одно сплошное ЛИЦЕМЕРИЕ. Пока я встретил только одного писателя без самоцензуры – Селина.
Да, возможно, для 1951 года эта книга и была каким-то прорывом. Ведь кто в меня только ей не кидался, даже преподаватель. Но читалось скучно. Сцена с проституткой поставила точку в оценке книги. Она никакая, как сцена, так и проститутка.

Правда, один абзац все же понравился…
Холден рассказывает о том, как ходил в кино с Джейн.
Что может быть лучше, прийти в кино с девушкой, в которую влюблен. Взять ее руку и не выпускать до титров. Чувствовать ее пульс…

Книга, название которой отличается от оригинала.

Родился в еврейской семье. Отец - преуспевающий торговец колбасными изделиями, дав ему блестящее образование, ожидал, что сын продолжит семейный бизнес. Но настоящим увлечением того была литература. Что характеризовало творческую манеру писателя? Наверное, острый взгляд, умение рассмотреть за официально кажущейся благопристойностью вопиющую несправедливость. Рассмотреть, как складываются обстоятельства, при которых молодой человек в цивилизованной стране становится несчастным. Слава Сэлинджера была скорой и головокружительной: в тридцать два года стал знаменит на всю страну, написав роман «Над пропастью во ржи».

Странным был его духовный мир. Ему, остро ощущавшему острый дефицит духовности социума, он представлялся искусственным и надуманным.

Устами своего персонажа автор произносит, что скорее бы он выбрал лошадь, чем автомобиль, ведь с ней хоть поговорить возможно. Книга «Над пропастью во ржи» - это роман-беспокойство, роман-проблема. Сэлинджер рассказывает в нем читателям, что в то время, когда взрослые «заигрались», бесконечно перестраивая свой надуманный, а потому несовершенный мир, дети недоумевают, видя его таким, каким он дан: с ярким солнцем и зеленой травой, рекой, товарищами по двору. Но постепенно их ясный и чистый взгляд меркнет по мере погружения в пустыню жизни. Они оставят свои детские мечты и порывы. Они, конечно же, повзрослеют.

Книга представляет собой рассказ уже не ребенка, но еще не взрослого - семнадцатилетнего Холдена Колфилда, заканчивающего курс лечения от туберкулеза в санатории. Юноша повествует о событиях прошлого года. После конфликта и драки с одноклассником Стрэдлером, гуляющим с девушкой, нравившейся ему, он бросает закрытую школу в Эгерстауне так же, как и предыдущую. Настоящей же причиной является неуспеваемость: Холден не оценен по половине предметов курса обучения. Юноша считает, что все вокруг него - ненастоящее, притворное, «липа». Таков герой книги «Над пропастью во ржи». Содержание романа в дальнейшем отслеживает похождения школьника-беглеца. Он уезжает в родной Нью-Йорк, однако опасается возвращаться домой из-за реакции родителей на то, что он бросил учебу. Он останавливается в отеле.

Конечно же, он считает себя взрослым. Поэтому решает «оттянуться» сначала в отельном ночном клубе, что не удается, затем - отправившись в любимый ночной бар своего старшего брата Д. Б. По дороге задает таксистам один и тот же вопрос, совершенно бестолковый, ответ на который его не интересует. Юноша, с одной стороны, тянется к людям, ему хочется с ними контактировать, а с другой, он отталкивается от них, усматривая фальшь в их словах и делах. Это главная психологическая проблема главного героя романа «Над пропастью во ржи». Отзывы американской литературной подтверждают. В отеле молодой человек соблазняется на предложение лифтера - купить на время проститутку. Но когда та пришла, передумывает. Девушка вместе с лифтером требуют и забирают удвоенную против оговоренной сумму. Затем он оставляет отель и ведет жизнь бродяги. Он приглашает Салли Хейс в театр, потом отправляется с ней на каток. Девушка не разделяет с Холденом Колфилдом его раздражения окружающим, не поддерживает его идею на пару неделек уйти из дому, чтоб покататься с ним на автомашине. В ответ юноша оскорбляет ее, и они расстаются. Холдена мучают противоречия: напившись, он по телефону пытается извиниться перед Салли. Затем решает повидать сестренку Фаби, покупает ей пластинку, но нечаянно разбивает ее. Нелогичные, импульсивные действия главного героя определяют содержание романа «Над пропастью во ржи». Отзывы литературных критиков поэтому - диаметрально противоположны: от восхищения до неприятия. Придя домой в отсутствие родителей, он ощущает со стороны сестры полное понимание, она одалживает ему свои отложенные деньги. Именно в этот момент, при первой встрече с Фаби, Холден Колдфилд рассказывает ей, кем он желает стать в этом мире - ловцом беззащитных и наивных детей, блуждающих вслепую во ржи и рискующих нечаянно свалиться в пропасть.

Он решает пожить у своего прежнего учителя мистера Антолини, однако его подозрительность и импульсивность опять играют с ним злую шутку. Возникает вопрос: кто же, собственно говоря, главный герой? Или же гипотетические дети оказываются в опасной ситуации, т. е. «над пропастью во ржи»? Отзывы самих американцев единодушны - в беде главный герой романа. В его сознании срабатывает чисто американский шаблон - «ехать на Запад и там начинать с чистого листа». Холден сообщает об этом замысле сестренке. Та является с чемоданом и заявляет, что пойдет вместе с братом. Теперь уже очередь Колфилда ее удерживать. На сцене кружения Фабии на карусели под дождем и любования этим зрелищем ее брата сюжет романа завершается. Этого было достаточно, чтоб купить недвижимость и поселиться в провинциальном Корнише (штат Нью-Гэмпшир). Здесь писатель и прожил затворником отмеренные ему Богом следующие шестьдесят лет жизни после написания «Над пропастью во ржи». Отзывы литературоведов на последующие произведения становятся все сдержанней. Почему так получилось? Возможно, Джером Сэлинджер замкнулся, поскольку изначально ожидал другой реакции на роман, более практической. Ведь он вскрыл реальные язвы системы образования и воспитания, почему же, признав роман, общество не повернулось лицом к их устранению? К сожалению, его произведения, написанные позже, так и не смогли достигнуть успеха, уготованного «Ловцу во ржи» (американское название романа). Возможно, триумф его настиг потому, что в романе он писал о своей молодости, вплетая пережитые эмоции, воспоминания, впечатления.

«Над пропастью во ржи» (англ. «The Catcher in the Rye» , 1951) - книга американского писателя Джерома Сэлинджера . В ней рассказывается о подростке 17 лет, по имени Холден . Описывается его обострённое восприятие действительности, неприятие общих канонов и в какой-то мере их презрение. Произведение имело огромную популярность и оказало существенное влияние на мировую культуру XX века . Это песня обреченного, предвестник социальной трагедии, воспетой позднее писателями-«битниками», а также, вероятно, историей хиппи .

Переводы на русский язык

Долгие годы существовал один единственный перевод с английского, ставший классическим, выполнен он был известной переводчицей Ритой Райт-Ковалёвой . В 2008 году вышел новый перевод книги, выполненный Максимом Немцовым , при этом книга получила другое название - «Ловец на хлебном поле ».

Краткое содержание

Семнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся в санатории, вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре надеется вернуться домой.

Его воспоминания начинаются с того самого дня, когда он ушёл из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Собственно ушёл он не по своей воле - его отчислили за академическую неуспеваемость - из пяти предметов в ту четверть он завалил четыре. Положение осложняется тем, что Пэнси - не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» - фальшь, притворство и показуха, - не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нём раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.

Последний день в школе изобилует конфликтами. Он возвращается в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в качестве капитана фехтовальной команды на матч, который не состоялся по его вине - он забыл в вагоне метро спортивное снаряжение. Сосед по комнате Стрэдлейтер просит его написать за него сочинение - описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать всё по-своему, повествует о бейсбольной перчатке своего покойного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэдлейтер, прочитав текст, обижается на отклонившегося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с девушкой, которая нравилась и ему самому, не остается в долгу. Дело кончается потасовкой и разбитым носом Колфилда.

Оказавшись в Нью-Йорке, он понимает, что не может явиться домой и сообщить родителям о том, что его исключили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задает свой излюбленный вопрос, который не дает ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?». Таксист, разумеется, удивлен вопросом и интересуется, не смеется ли над ним пассажир. Но тот и не думает издеваться, впрочем, вопрос насчет уток, скорее, проявление растерянности Холдена Колфилда перед сложностью окружающего мира, нежели интерес к зоологии.

Этот мир и гнетет его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них - невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задает вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель.

Лифтер отеля интересуется, не желает ли он девочку - пять долларов на время, пятнадцать на ночь. Холден договаривается «на время», но когда девица появляется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невинностью. Ему хочется поболтать с ней, но она пришла работать, а коль скоро клиент не готов соответствовать, требует с него десять долларов. Тот напоминает, что договор был насчет пятерки. Та удаляется и вскоре возвращается с лифтером. Очередная стычка заканчивается очередным поражением героя.

Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает негостеприимный отель, сдает чемоданы в камеру хранения и начинает жизнь бездомного. В красной охотничьей шапке задом наперед, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехтовальное снаряжение, Холден Колфилд слоняется по холодным улицам большого города. Посещение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхищающаяся знаменитыми актерами Лантами, кошмарной. Спутница тоже раздражает его все больше и больше.

Вскоре, как и следовало ожидать, случается ссора. После спектакля Холден и Салли отправляются покататься на коньках, и потом, в баре, герой дает волю переполнявшим его истерзанную душу чувствам. Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу… Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…».

Его порядком раздражает, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он предлагает ей взять машину и уехать недельки на две покататься по новым местам, а она отвечает отказом, рассудительно напоминая, что «мы, в сущности, ещё дети», происходит непоправимое: Холден произносит оскорбительные слова, и Салли удаляется в слезах.

Новая встреча - новые разочарования. Карл Льюс, студент из Колумбийского университета, слишком сосредоточен на своей особе, чтобы проявить сочувствие к Холдену, и тот, оставшись один, напивается, звонит Салли, просит у нее прощения, а потом бредет по холодному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сестренке Фиби.

Вернувшись-таки домой - и к своему облегчению, обнаружив, что родители ушли в гости, - он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично понимает состояние брата и догадывается, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

Впрочем, Холден не готов к встрече с родителями, и, одолжив у сестренки деньги, отложенные ею на рождественские подарки, он отправляется к своему прежнему преподавателю мистеру Антолини. Несмотря на поздний час, тот принимает его, устраивает на ночь. Как истинный наставник, он пытается дать ему ряд полезных советов, как строить отношения с окружающим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспринимать разумные изречения. Затем вдруг он просыпается среди ночи и обнаруживает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Заподозрив мистера Антолини в дурных намерениях, Холден покидает его дом и ночует на Центральном вокзале.

Впрочем, он довольно скоро понимает, что неверно истолковал поведение педагога, свалял дурака, и это еще больше усиливает его тоску.

Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соответствии с давней американской традицией постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своем намерении уехать, и просит её прийти в условленное место, так как хочет вернуть одолженные у нее деньги. Но сестренка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его самого - она заявляет, что и в школу больше не пойдет, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, приходится поневоле стать на точку зрения здравого смысла, забыв на время о своем всеотрицании. Он проявляет благоразумие и ответственность и убеждает сестренку отказаться от своего намерения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведет Фиби в зоосад, и там она катается на карусели, а он любуется ею.

Примечания

Ссылки

  • «Над пропастью во ржи» в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Над пропастью во ржи (роман)" в других словарях:

    The Catcher in the Rye Обложка первого американского издания, 1951 г … Википедия

    Во ржи англ. The Catcher in the Rye Жанр: Роман Автор: Джером Сэлинджер Язык оригинала: английский Год написания: 1951 Публикация: 16 июля … Википедия

    Джейн Эйр героиня одноимённого воспитательного романа 1847 года Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения … Википедия

    Роман Рольбин Имя при рождении: Роман Маркович Рольбин Дата рождения: 13 февраля 1976(1976 02 13) (36 лет) Место рождения: Ленинград … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сэлинджер. Джером Дэвид Сэлинджер Jerome David Salinger … Википедия

Роман «Над пропастью во ржи» Сэлинджера впервые был издан в 1951 году. Название произведения – искаженная фраза из стихотворения Бернса, которую автор меняет на «Если кто ловил кого-то над пропастью во ржи», делая таким образом отсылку к библейским ловцам человеческих душ. Главный герой, Холден, хочет стать тем, кто будет ловить во ржи маленьких детей, чтобы они не сорвались в пропасть, символизирующую фальшь того мира, в котором живет и откуда пытается сбежать сам Колфилд.

Главные герои

Холден Колфилд – молодой человек 17-ти лет, которого выгнали из школы. От его лица ведется повествование в романе.

Фиби – сестра Холдена 10-ти лет, очень понимающая девочка, любит своего брата.

Другие персонажи

Салли Хейс – подруга, девушка Холдена.

Старик Спенсер – учитель истории.

Уорд Стрэдлейтер – сосед Холдена по комнате в общежитии.

Мистер Антолини – молодой мужчина, бывший учитель Холдена.

Глава 1

Главный герой, Холден Колфилд, сейчас лежит в санатории, иногда к нему приезжает старший брат Д. Б. – писатель, который живет в Голливуде. Холден решает рассказать «сумасшедшую историю, которая случилась прошлым рождеством» .

Рассказ начинается с того, как он решил уйти со школы. До этого Холден с командой фехтовальщиков ездил на матч в Нью-Йорк, но забыл в метро все снаряжение для игры. Из-за этого матч не состоялся. За неуспеваемость героя выгнали из школы Пэнси – он завалил 4 предмета из 5, и после рождества ему нужно было уезжать домой.

Глава 2

Холден заходит к старику Спенсеру, учителю истории, и во время разговора признается, что родители еще не знают о том, что его выгнали. Спенсер пытается пристыдить юношу, но Колфилд думает лишь о том, куда деваются утки в парке, когда замерзает пруд.

Спенсер вспомнил, что у Холдена были трудности и в других школах: герой уже до этого успел сменить две. Холден объяснил, что везде в школах была «одна сплошная липа. Все делалось напоказ – не продохнешь».

Глава 3

Соврав Спенсеру, Холден ушел к себе в общежитие. Надев купленную в Нью-Йорке красную охотничью шапку, он читал книгу «В дебрях Африки» . Вскоре вернулся его сосед по комнате Стрэдлейтер.

Глава 4

Стрэдлейтер попросил Колфилда написать за него сочинение по английскому языку, так как он не успевает – идет на свидание с Джин Галлахер. Холден был давно знаком с Джин и разволновался – когда-то они играли в шашки и она ему нравилась.

Глава 5

Холден написал Стрэдлейтеру сочинение о бейсбольной рукавице умершего брата Колфилда – Алли.

Глава 6

Стрэдлейтер вернулся со свидания, и Холден снова начал волноваться, так как знал, что у того «совести нет ни капли» .

Прочитав написанное Холденом сочинение, Стрэдлейтер разозлился – нужно было написать описание дома или комнаты, а не рукавицы. Они поссорились, и во время драки сосед разбил Колфилду нос.

Глава 7

Холден решил уехать из школы сейчас же, быстро собрал вещи и ушел.

Глава 8

Он сразу же сел на поезд. По дороге к нему подсела милая женщина – мать Эрнеста Морроу, «самого последнего гада» в их школе, одноклассника Холдена. Колфилд наврал ей, что ее сын общий любимец.

Глава 9

Приехав в Нью-Йорк, Холден остановился в «Эдмонте» .

Глава 10

Колфилд пытался заказать в ресторане виски, но официант отказал ему как несовершеннолетнему. За соседним столиком сидели «три девицы лет под тридцать» . Холден пригласил их танцевать. Согласилась только блондинка – она «танцевала, как бог» . Колфилд просидел с девицами до самого закрытия ресторана.

Глава 11

Неожиданно Холден вспомнил о Джейн Галлахер, о том, как они познакомились и подружились, как единственный раз он ее поцеловал «да и то не по настоящему» .

Глава 12

Холден взял такси и поехал в ночной кабак к Эрни. По дороге он пытался у таксиста расспрашивать о том, куда деваются утки, но таксист ответил, что не знает, но уверен, что рыбы остаются в пруду.

У Эрни было полным-полно народу. Холден присел за столик, но его заметила бывшая пассия старшего брата – Лилиан Симмонс. Чтобы избавиться от нее, Холден соврал, что ему нужно на свидание, и ушел.

Глава 13

Холден вернулся в отель. Лифтер предложил вызвать ему проститутку, и Холден согласился.

Колфилд думал о том, что видимо «наконец представился случай» потерять невинность – вдруг «когда-нибудь придется жениться?»

К нему пришла проститутка Санни. Холдену хотелось сначала поговорить. Женщину это возмутило – лифтер и так разбудил ее среди ночи. Санни потребовала 10 долларов, но Холден дал ей только пять.

Глава 14

Только Холден лег спать, как к нему пришли лифтер и проститутка, требуя еще 5 долларов. Колфилд не хотел давать деньги, но лифтер прижал юношу к двери. Санни вытащила деньги из бумажника Колфилда. Холден выругался на лифтера, и тот сильно ударил его в живот.

Глава 15

С утра Холден позвонил Салли Хейс, своей давней подруге, пригласил ее на утренний спектакль. Во время завтрака к Колфилду присели две монахини. Одна из них оказалась учительницей английского языка. Холден дал им на благотворительность 10 долларов.

Глава 16

Холден купил сестренке Фиби пластинку «Крошка Шерли Бинз» про маленькую девочку. Когда Колфилд шел по Бродвею, впереди него мальчик 6-ти лет напевал песенку: «Если ты ловил кого-то вечером во ржи…» , чем поднял Холдену настроение.

Глава 17

Холден и Салли пошли на спектакль, который в целом показался Колфилду неплохим. После этого они пошли кататься на коньках. Салли пригласила Холдена к ним в сочельник убирать елку, и он согласился. Колфилд поделился, что ему все осточертело, и предложил девушке куда-то сбежать вместе с ним. Салли отказалась, и Холден сказал ей «катиться» . Они поругались, и девушка ушла.

Глава 18

Холден пошел в кино на фильм о войне. Идя после этого в Викер-бар, он думал, что наверняка бы спятил, если бы служил в армии.

Глава 19

В баре Холден встретился со старым знакомым Карлом. У Карла была девушка китаянка возрастом за 30 лет, что сильно удивило Холдена.

Глава 20

Холден просидел в баре до часу ночи и «напился там как сукин сын» . Выйдя из бара, он позвонил Салли и пообещал, что придет убирать елку. После этого пошел в парк и по дороге разбил пластинку Фиби. Посидев в парке, он решил сходить домой.

Глава 21

Родителей Холдена не оказалось дома. Колфилд разбудил Фиби. Малышка была очень рада брату и даже разбитой пластинке. Фиби догадалась, что его снова выгнали со школы.

Глава 22

Холден объяснил Фиби, что вылетел из Пэнси потому, что «в такой гнусной школе» «еще никогда не учился» . Расстроенная девочка сказала, что ему вообще ничего не нравится, и спросила, кем бы он хотел стать. Холден вспомнил песенку «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи» и поделился с сестренкой: «понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. <…> А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. <…> «это единственное, чего мне хочется по-настоящему».

Глава 23

Фиби включила радио, и они с Холденом танцевали. Неожиданно пришли родители, и Колфилд незаметно ушел.

Глава 24

Холден пошел к бывшему учителю мистеру Антолини, рассказал о том, что его выгнали из Пэнси. Учитель сказал, что ему кажется, словно Холден несется «к какой-то страшной пропасти» . «Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. <…> И они перестали искать». Антолини считал, что Холден пожертвует «жизнью за какое-нибудь пустое, ненастоящее дело» . Учитель написал на листке: «Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела» и отдал листок Холдену.

Учитель постелил Колфилду и юноша лег спать. Среди ночи он проснулся от того, что Антолини гладил его по голове. Холден испугался и быстро ушел.

Глава 25

Холден до утра пробыл на вокзале. Он думал о том, что, возможно, Антонили не хотел сделать ему ничего плохо. Холден решил, что ему нужно уехать на Запад, найти там работу, жить в хижине на опушке леса и может даже жениться. Колфилд передал Фиби записку, что уезжает и хочет перед этим с ней увидеться.

Фиби пришла с собранным чемоданом и сказала, что поедет с ним, и больше никогда не будет ходить в школу, начала плакать. Чтобы успокоить сестренку, Холден сказал, что никуда не уедет, и повел ее в зоопарк, а затем к каруселям. Пошел сильный ливень. Колфилд промок, но был очень счастлив, наблюдая, как Фиби кружилась на карусели.

Глава 26

Холден заболел и вот теперь в санатории. Осенью он пойдет в новую школу. Холдену кажется, что ему как-то не хватает всех тех, о ком он рассказал.

Заключение

В романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджер затрагивает проблемы равнодушия людей друг к другу, эгоизма, лживости и лицемерия, рассуждает над темой искусства. Произведение оказало огромное влияние на литературу и культуру второй половины ХХ века, было переведено на многие языки, входит в список ста лучших англоязычных романов.

Краткий пересказ «Над пропастью во ржи» будет интересен школьникам, студентам и всем, кто увлекается творчеством Дж. Д. Сэлинджера.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 606.

Символика имен персонажей повести "Над пропастью во ржи" Джерома Дэвида Сэлинджера

Повесть Сэлинджера с непростой тематике, наполненная сложной символикой, тонкими, едва заметными мотивам, где лиризм повествования сочетается с юмором, от печального стиля он резко переходит к радостному и наоборот, где сложная и многогранная система образов, тонкий психологизм в изображении внутреннего мира главного героя и его отношений к другим персонажам, все это ставит повесть "Над пропастью во ржи" на уровень мировых шедевров ХХ века. Эта повесть вобрала лучшие достижения Сэлинджера в ранних рассказах, некоторые из них почти полностью вошли в нее ("Легкий бунт на Мэдисон-Авеню"), он использовал приемы, которыми пользовался раньше, произведение оказался очень концентрированным и насыщенным различными художественными средствами, с очень многогранным содержанием. В ранних рассказах можно найти основные мотивы, которые выйдут на первый план в повести, прототипы характеров, мелкие детали, которые несут в себе глубокое значение и символику. В данном исследовании основное внимание обращается на имена главных персонажей, их тесная связь с их характером и их ролью в произведении. Имена большинства героев значимые, данные не просто так, они несут в себе скрытый смысл, что позволяет лучше понять персонажа, поэтому не следует оставлять их без внимания, изучая или просто читая это произведение.

Холден Колфилд (Holden Caulfield)

Холден Колфилд главный персонаж произведения, с ним связан весь сюжет повести, оценка других героев, их характеристика дается в его субъективной оценке. Основные темы произведения - тема взросления, сложного момента перехода в мир взрослых, крах иллюзий и идеалов с этим связан, и тема конфликта с действительностью, что вытекает из предыдущей - очень прекрасно показаны с помощью этого неординарного подростка, с его своеобразными взглядами, с его болезненной и, кажется, необычной, психикой. Но он почему-то оказывается чрезвычайно близок множества читателей во всем мире, книга до сих пор ежегодно продается огромными тиражами. Кажется Сэлинджеру удалось уловить и описать тот сложный внутренний мир подростка, с его стремлениями и порывами, часто не понятными самому себе, с детской наивностью и неприятием законов старших. Этот необычный персонаж оказался на самом деле реальным прототипов, миллионов подростков. Характер Холдена, его идеалы, убеждения, все это отражается на его имени, что имеет тесную связь с его личностью.
Имя "Голден" (перекликается с "hold" - сдерживаться) указывает на то, что он воздерживается от вхождения в общественной жизни, он не воспринимает всю фальшь и притворство мира, который его окружает, однако не бунтует, а только сдерживается, чтобы не стать одним из тех, кого он ненавидит. Слово "holden", лучше всего это заметно на словосочетании "holden back" - то, что сдерживается, удерживается, - характеризует одну из основных черт персонажа и, возможно, концепцию самого автора по отношению к миру, которую Голден имел бы выражать. Он сдерживается, как и Джейн Галлахер, один из положительных персонажей, тоже сдерживается, оставляя свои дамки на краю доски. Здесь важно отметить, что Голден совсем не бунтарь, как может показаться на первый взгляд, он воплощает не бунт, а лишь неприятие мира, правил игры, которые навязывает каждому - лицемерия, лживости и фальши. Как тут не вспомнить его ночную беседу с Фиби, когда он объявляет свое отношение к миру: "Худшего школы чем Пэнси, я не видел. Кругом же фальш и показуха. И проходимец на проходимцу [...] Есть там несколько путевых учителей, и они все делают напоказ". Он протестует против такого положения вещей, не принимает его, но не бунтует от мира, он воздерживается от решительных действий, от борьбы, и это ему и не нужно, это противоречит его характеру.
Другое значение слова "holden" - то, что скрывает, прячет, - характеризует еще одну Голденову риса - определенную замкнутость в себе, скрытность. Среди взрослых, среди большинства друзей, даже у своей девушки Салли Гайс, он не находит понимания, поэтому свою главную мечту он доверяет только Фиби. Нехватка понимания, такой характерный мотив для творчества Сэлинджера, что красной нитью проходит через его произведения, оказывается и у Холдена, хотя наиболее ярко это показано в рассказе о Сімора Гласа.
Фамилия - Колфилд (Caulfield) - раскладывающийся на две части. Первая часть имеет глубокое значение. Слово "caul" (шляпка, анат. водяная оболочка плода) имеет прямое отношение к теме детства в повести. С биологической точки зрения это слово означает часть амниону (зародышевой оболочки), мембрану, что защищает зародыш от механических повреждений и создает условия для его развития. Здесь мы видим прямую метафору идеала Холдена - быть ловцом в жизни, защищать детей от жестокости взрослых, от грязного ругательства на стенах школы, спасать их от пропасти повзросления, во всяком случае до назначенного времени. Вторая часть (field - поле) тоже вызывает ассоциации с его мечтой, с полями ржи.
Имя и фамилия вместе создают краткий, но вполне точный портрет персонажа, где указаны его основные черты и порывы. В именах других персонажей тоже воплощены черты Холдена, через его отношение к ним, через символику их образов.

Фиби Колфилд (Phoebe Caulfield)
В образе Фиби ярче всего воплощается любовь Холдена к детям. Это заметно даже тогда, когда он зол на нее. С появлением Фиби, открывается совершенно новый сторону Голденового характера, то, что он понимает, как счастье. Фібине назначения в романе - держать Холдена привязанным к реальности, чтобы его фантазии не погубили его. Страх, что будет делать Фиби без него, сдерживает Холдена от отъезда на запад. Когда она собирается ехать с ним, он возвращается к реальности, понимает идеализм этого путешествия, прекрасно знает, что это путешествие может разрушить Фібину детскую невинность, что его переменная поведение может повредить ей. Он делает решение остаться ради Фиби, чтобы удерживать ее от падения с обрыва за ржаным полем. Фиби - это свет, который освещает часть Голденової темной депрессии: "Я тихонько, не шаркая ногами, пошел по комнате [где спала Фиби], рассматривая то то, то се. На душе вдруг стало тепло, уютно. Даже предчувствие того, что я заболею воспалением легких, исчезло. Просто мне стало хорошее-хорошее".
В имени Фиби можно найти три различных значения:
- Слово phoebe англосаксов и греческом значит сияющая, что соотносится с ее функцией просветления Голденового настроения в романе.
- В греческой мифологии ей соответствует Феба, отождествлялась с Артемидой, как богиня луны.
- Также слово phoebe означает маленького птицы (чибис) для которого характерно постоянное движение и прыгания. Это приводит параллель с тем, что Фиби хрупкая, она постоянно в движении - танцует, смеется, пишет истории, говорит о своих друзей.
Все три значения относят ее до небесных высот. Фиби сияет как светило в Голденовому жизни, принося ему настоящее счастье. Как лунная орбита вокруг Земли, Фиби всегда в Голденових мыслях, влияет на его решение, словно луна на приливы и отливы Земли, подсознательно, удерживая его от необдуманных решений. Она чем-то похожа на хрупкую птичку: "Фиби еще только десять лет. Худая, как я, но не худющая, а именно такая, как надо для роликовых коньков. Как-то я смотрел на нее из окна, когда она шла через Пятую авеню к парку, и вдруг подумал: "Какая же Фиби худенькая - как раз для роликовых коньков!"". Имя дает вполне исчерпывающий портет этого персонажа.

Салли Гайс (Sally Hayes)
Салли Гайс ограничена светский человек, с которым Голден встречался когда учился в Пэнси. Он говорит, что привык думать, будто она умна, потому что она знает немало театры и литературу, но когда прошло достаточно времени, он увидел, что это не так. Да и после этого он был влюблен в нее, хотя и помнил о свои истинные чувства, когда испытывал внезапное влечение к ней.

Ее фамилия - Гайс - указывает на обманный туман (haze ["heiz]), что символизирует то как Голден теряется под ее взглядом, как она затуманивает его сознание: "Умора, но когда я увидел ее, мне захотелось с ней жениться. Намаханий какой-то. Салли мне даже не очень нравилась, и вдруг я почувствовал, что влюблен в нее и хочу жениться! Ей-богу, намаханий. Ничего не скажешь".

Фейс Кавендиш (Faith Cavendish)
На образе Фейс Кавендиш раскрывается еще одна грань характера Холдена. Несмотря на то, что он болезненно переносит разрыв с детством, прежними идеалами, он иногда старается выглядеть взрослым. Он верит, что может выдаваться старшим и более зрелым, чем на самом деле. Он считает, что высокий рост, седые волосы, курение и спиртное помогут ему произвести впечатление старшего. Прежде чем звонить Кавендиш, Голден выкурил немало сигарет в "Эдмонтоне". Это курения символизирует его попытки казаться старше. Когда он позвонил то понизил свой голос с той же целью: "я пытался Говорить басом, чтобы она не догадалась сколько мне лет. А вообще голос у меня и так достаточно низкий".
Фейсине фамилия определяется как подслащенный жевательный табак. Это напрямую связано с Голденовим курением, ведь и курения и разговор с напівповією Фейс связанные с попыткой Холдена выглядеть взрослым. Имя Фейс (Faith) выражает веру Холдена в том, что он может выглядеть взрослее.

Джеймс Касл (James Castle)
Фамилия Джеймса Касла отражает его высокие идеалы. Он словно находится в замке, возвышаясь над своими лицемерными сверстниками. Он отказывается взять обратно свои слова при любых условиях и совершает самоубийство раньше, чем его заставят это сделать. Джеймс выпрыгивает из окна, словно из своего замка высоких идеалов. Слово "замок" наводит на мысль о больших вершины, королей, уходящих над другими и представляются неземными и могучими.
Персонаж Джеймса Касла также имеет отношение к мотиву падение, что пронизывает всю повесть. Смерть Касла вызывает параллель с Голденовим постепенным падением здоровья, и драки с Морисом где он, как и Касл, говорит, что думает, и драка эта тоже заканчивается смертью, правда мнимой смертью Холдена.

Роберт Экли (Ackley)
Имя Экли (Ackley [??kl?]) звучит похоже на acne (угорь) - одну из главных его черт. Также есть сходство со словом hackly ([?h?kl?], плохо сделан, зазубренный) и возгласами ouch (вопль боли), ecch и ack (возгласы отвращения). Имя полностью соответствует характеру персонажа, указывает на его главные черты, то какую реакцию он может вызвать, он и Холдена раздражает, но в то же время Голден жалеет его, на его примере он указывает на фальшь, что царит в Пэнси: "Сидим например в комнате, мозолимо языки. И вдруг стучит какой-нибудь вуграстий придурок. Думаешь, его впустят?! И хоть куда бедный сунется - везде двери перед ним закрыты. Там еще было то дуремарське тайное общество - я тоже побоялся в него вступить. А Роберт Экли, один зануда, весь в угрях, тоже захотел в то общество. Все ходит и ходит за ними, а они его не принимают, и баста. Просто за то, что он зануда и весь в угрях". Несмотря на собственную сразу к Экли в конце повести Голден говорит: "Я знаю только одно: мне недостает всех тех, о ком я рассказал. Даже тех же Стредлейтера и Экли".

Карл Льюс (Carl Luce)
Голден увлекается Карлом Льюсом, главным образом через его интеллект - он имеет самый высокий IQ в Вутонській школе. Голден считает, что это единственное, что в нем достойно внимания.
Карлове фамилия Luce-испански означает "свет". Знание - свет, незнание - тьма. Это лучше всего характеризует Льюса и отношение к нему Холдена.

Вард Стредлейтер (Ward Stradlater)
Имя одного из отрицательных персонажей тоже хорошо характеризует его. Фамилия этого героя перекликается со словом straddle (широко расставлять ноги и др.), хорошо обрисовывает его нрав, наглость и самоуверенность.
Как мы видим большинство основных персонажей имеют имена, многие могут сказать об их характере, об их привычках, об отношении к ним рассказчика и, через него, самого автора. Некоторые имена имеют сложную символику, как Фиби или Холден Колфилд, другие более простую.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!