Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Военное дело - Крыса (танк). Сверхтяжёлые танки: стальные великаны

Сверх-тяжелый танк Крыса прежде всего рассматривался Гитлером как немецкое «чудо-оружие», однако, за всю войну не было построено даже прототипа. Следует понимать, что при ведении боевых действий, такой монстр обладал бы очень низкой мобильностью, про причине низкой удельной мощности двигателей и больших размеров корпуса.

Этот сверхтяжелый танк был неуязвим для обычной полевой артиллерии и противотанковых мин, однако артиллерия особой мощности при желании могла уничтожить его. Также конструкторы не учли возможности уничтожения танка «Крыса» с воздуха. Безусловно, даже если бы и были созданы прототипы этого стального монстра, в любом случае проект не имел своего развития и в качестве «оружия возмездия» мало пригодился. Ведь вся концепция «молниеносной войны» строилась на стремительном и мощном прорыве, однако такой монстр как танк «Крыса» вряд ли мог развивать хорошую скорость, к тому же его вес не выдержал бы ни один мост.

Получается, танк мог применяться исключительно в качестве опорного мобильного оборонительного пункта с хорошим вооружением. Стоит заметить, что финансирование строительства супертанка «Ratte» стало для Третьего Рейха в то время непозволительной роскошью, это и стало одной из причин невозможности развития этого проекта.

Разработали этот амбициозный проект два немецких танковых инженера: доктор Гаккер и Эдвард Гроте в 1942-1943 годах. По сути своей, данный сверхтяжелый танк представлял из себя сухопутный крейсер весом до 1000 тонн, предназначенный для артиллерийской поддержки и возможно, для применения в качестве танка прорыва.

Впервые, конструкторы концерна Krupp представили танк Ratte Гитлеру летом 1942 года. Далее последовала встреча конструкторов с министром вооружений А.Шпеером, который предложил присвоить этому сверхтяжелому танку обозначение «Крыса» (Ratte) P100 (это индекс, возможно, по предположительному весу танка, был присвоен немецкой машине первый и последний раз, что было нетипично для прототипов немецких танков. Также было решено, что в будущем все последующие модели супертяжелых танков будут получать маркировку «Р»).

Предпосылкой для создания такого сверхтяжелого танка стали неудачи немецкой армии в России на начальном периоде Великой Отечественной войны. Немецкие конструкторы, в попытке найти нестандартное решение для данной проблемы предложили Гитлеру свой проект сверхтяжелого танка «Крыса», который был воспринят им блестяще. Стоит отметить, что Гитлер был склонен к определенному гигантизму.

Компоновка супертанка «Ratte»

Судя по чертежам, немецкими конструкторами предполагалось собрать танк «Ratte» по многобашенному принципу. Они предлагали 5-ти, 7-ми и 9-и башенный вариант этого супертяжелого танка. Отделение управления находилось в носовой части, боевое отделение находились в средней и частично в передней части, в кормовой части находились двигатели, системы охлаждения с топливными баками. По задумке конструкторов, танк «Ratte» должны были обслуживать не менее 40 человек экипажа. В главной башне танка находились бронированные двери, через которые члены экипажа осуществляли посадку и высадку. Имелись также эвакуационные люки в артиллерийских и зенитных башнях.
Что касается бронезащиты танка «Ratte», то она проектировалась по принципу абсолютной защиты от боеприпасов, которыми располагали армии СССР, Англии и Америки. Часть корпуса сваривалась, часть соединялась с помощью болтовых и заклепочных соединений. Предполагалось, что максимальная толщина брони танка «Крыса» должна составлять 400 мм.

Вооружение супертанка «Ratte».

По аналогии с морскими крейсерами, танк «Крыса» планировали вооружить двумя корабельными 28-см орудиями SKC/34, которые должны быть установлены в одной башне. В процессе разработки была выдвинута идея вооружить танк дополнительной башней с 128-мм пушкой, однако от нее вскоре отказались, объясняя тем, что танк и без этого будет хорошо вооружен, да к тому же, это потребует увеличения экипажа и в целом вес танка значительно возрастет. Боекомплект танка «Крыса» планировали хранить в специальном бронированном отделении на дне корпуса, и подавать снаряды к орудиям на специальном подъемнике.

Для защиты от бомбардировщиков и низколетящих целей, планировалось установить несколько зенитных пушек Flak38 (вопрос о количестве этих пушек так и не был решен до конца Второй мировой войны, некоторые источники утверждают о 2 пушках, другие о 8 пушках).


Супертанк Крыса с оборудованием для преодоления водных препятствий

Трансмиссия, двигатель и ходовая часть танка «Ratte».

Конечно, для танка такой мощности требовалась достаточно мощная силовая установка, поэтому, для этих целей конструкторы предлагали использовать восемь 22-цилиндровых дизельных судовых двигателей Даймлер-Бенц МВ501, которые при определенных оборотах развивали мощность более чем в 20 тысяч лошадиных сил. По расчетам конструкторов, танк «Ratte» мог развивать максимальную скорость по пересеченной местности 14 км/час, что вполне устраивало военных.

Слабым место проекта супертанка «Ratte» стала его ходовая часть, которую немецкие конструкторы так и не смогли спроектировать до конца, так как она постоянно перерабатывалась. Существовала лишь некая принципиальная схема подвески, однако, схемы трансмиссии не существовало и в помине. По мнению многих немецких конструкторов, именно проблема ходовой части танка «Ratte» стала камнем преткновения во всем проекте этого сверхтяжелого танка.

Боевого применения танка «Ratte», как вы и догадались, конечно, не было, однако предположить развитие боевой ситуации, в случае воплощения в жизнь проекта танка «Ratte» достаточно сложно. Ни один мост не мог выдержать такую махину. Стоит только догадываться, сколько тонн топлива этот танк должен был потреблять, чтобы проехать хотя бы 100 км. Кстати говоря, о преодолении водных преград конструкторы предложили следующий выход: с помощью специальных систем и оборудования, танк мог форсировать реку вброд. Этот танк стал бы прекрасной и малоподвижной целью для вражеской авиации, так как его было бы сложно замаскировать на открытой местности.

Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка Крыса «Ratte»:

Оператор/производитель……………………Германия;
Вес ……………. Предположительно 1000 тонн;
Экипаж……………40 человек;
Класс танка………..сверхтяжелый;
Год разработки/создания………..1942-1943;
Разработка КБ…………Krupp;
Серийное производство………….нет, прототип не создан;

Размеры танка:
- Ширина корпуса…………14 м;
- Длина корпуса………………35 м;
- Высота……………………..11 м;
- Дорожный просвет…………..--- мм;

Броня:
- Тип брони……………….катанная, экранированная;
- Лоб корпуса ………….. 200-400 мм;
- Корпус борт……………….200-300 мм;
- Корпус дно………………..200 мм;
- Корпус крыша…………150 мм;
- Башня лоб…………………….400 мм;
- Корпус корма……………..200 мм;

Вооружение:
- 2х283 мм корабельных пушки SKC/34 (длина ствола 15 415 мм, 54,47 калибров длиной);
- Прицел……………---;
- Дополнительное вооружение………..1х128-мм пушка KwK 44 L/55, 2х20-мм Flak 38, 2х15-мм MG 151/15;

Подвижность танка;

Двигатель…………….. 8 дизельных двигателей Даймлер-Бенц МВ501, или вариант 2 дизельных судовых двигателя МАN V12Z32/44.);
Дальность хода………. 500 км;
Максимальная скорость……….14 км/час;
Подвеска……….не спроектирована;

В июне 1942 года Гитлер и Крупп обсуждали вопрос о возможности постройки танка весом 1000 тонн. Странно, но к обсуждению этого проекта не был привлечен доктор Порше, хотя проект был как раз в его русле. Начало было положено. 29 декабря 1942 года уже было готово несколько предварительных набросков машины. Тогда же проект получил свое название - P1000 «Ratte» (Крыса). Занимались разработкой танка доктор Гроте (совместно с доктором Хаккером) из министерства вооружений.

Танк Р 1000 «Ratte» «Крыса»



Танк Р 1000 «Ratte» «Крыса»


Описание танка

Если бы проекту суждено было сбыться, то эта сухопутная крепость была бы гораздо крупнее своего младшего «карликового» братца «Maus». Длина - 35 метров, ширина - 14 метров, высота - 11 метров. P1000 должен был оснащаться гусеницами шириной 3,5 метра, схожими с теми, что используются на карьерных экскаваторах.

Танк Р 1000 «Ratte» «Крыса»

Если мы представим корпус этой машины между траками, не принимая во внимание крышу корпуса и башню, и имея в виду, что бронирование должно было составлять минимум 200 мм (что, в общем-то, достаточно слабо для такой громадины), то только данная часть машины имела бы около 730 тонн веса. И здесь не учитывается вес подвески, траков, двигателей, крыши корпуса, башни и вооружения. Только пара основных орудий сама по себе добавила бы еще около 100 тонн веса. Есть все основания допустить, что башня должна была иметь бронирование никак не менее 250 мм. По примерным прикидкам вес башни должен был составить минимум 380 тонн, не включая вес оружия, орудийных манжет и башенного оборудования. О боезапасе можно только гадать, но надо иметь в виду, что каждые три снаряда прибавляли почти тонну веса.

если бы «Ratte» был построен

Вывод напрашивается такой: если бы «Ratte» был построен, то вес его приблизился бы к 2000 тонн. В декабре 1942 года «Крупп» разработал проект еще большего танка - 1500 тонного Р1500. Его лобовая броня должна была быть толщиной 250 мм, и вооружаться он должен был 800-мм (!!!) мортирой типа «Dora». Р1500 должен был приводиться в движение двумя или четырьмя дизелями с подводных лодок. В начале 1943 года Альберт Шпеер закрыл оба этих проекта.


Технические данные

Как силовую установку на Р1000 планировалось использовать два дизеля MAN общей мощностью 17 000 л.с. (2 х 8500 л.с.) или 8 дизелей «Даймлер-Бенц» общей мощностью 16 000 л.с. (8 х 2000 л.с.). Согласно расчетам, это позволило бы Р1000 передвигаться с максимальной скоростью 40 км/ч. Основной вариант вооружения включал в себя два морских орудия 28cm ShiffsKanone C/28. Каждое орудие весило 48,2 тонны и имело длину ствола около 15 метров. Заряд имел 1,2 метра в длину. Бронебойный снаряд (Panzersprenggranate) весил 330 кг и содержал заряд весом 8,1 кг. Фугасный снаряд имел вес 315 кг, включая 17,1 кг взрывчатки. Максимальная дистанция стрельбы этих орудий составляла 42,5 км.

Также был вариант основного вооружения, состоявшего из того же одного 280-мм морского орудия 28cm ShiffsKanone C/28 (использовалось на боевых кораблях «Шарнхорст» и «Гнейзенау») и одного 128-мм орудия. Кроме основного вооружения, в систему ведения огня входило восемь 20-мм зенитных орудий Flak 38 и два крупнокалиберных пулемета Mauser MG151/15. Одной из особенностей проекта (что видно по рисунку «вид спереди») являлось использование тройных траков с каждой стороны. Каждый из трех траков имел ширину 1,2 метра. Также, судя по рисункам, в проекте можно заметить некоторые несоответствия. Количество траков, контактирующих с поверхностью земли, слишком велико даже для машины весом 1000 тонн. Либо танк предполагал иметь революционно малое давление на грунт, либо вес машины должен был быть гораздо больше.


В годы войны в Германии создавали чудовищные образцы оружия. Одним из таких и был танк «Ратте». Этот отлично бронированный исполин с корабельными пушками на башне должен был давить вражеские танки и безнаказанно проходить через целые укрепрайоны! Но что-то пошло в истории этой машины не так.


Вундерваффе – совокупный термин для обозначения наиболее амбициозных проектов по созданию новейшего оружия в Третьем рейхе, введенный германской пропагандой. Чаще всего им обозначались проекты в области авиации, строительства ракет, по созданию артиллерии и бронетехники, которая по своим габаритам и мощностям значительно превосходила любые другие существовавшие на тот момент образцы. Проект супер тяжелого танка-крепости «Ратте» был одним из линейки «Wunderwaffe».


История Ратте началась 23 июня 1942 года. Именно в тот день инженер Эдвард Гротте вместе со своим коллегой доктором Гаккером представили Гитлеру проект нового сверхтяжелого танка «Landkreuzer», что в переводе на русский означает «Сухопутный крейсер». Название такое было дано не просто так - ранее Гротте занимался вопросами строительства подводных лодок при Министерстве вооружений Германии.


Разработка чертежей танка была завершена к 29 декабря. Проект получил кодовое обозначение «Ratte» («Крыса»). К добру или к худу, немцы даже не попытались выпустить такой танк на поле боя. Уже к началу 1943 года Гротте свернул свой проект. Причин тому было несколько. Во-первых, тогда не существовало технологий, способных удовлетворить все запросы конструкторов в отношении машины. Во-вторых, Гротте и Гаккер отказались от идеи строительства «Ратте» из «здравого смысла».


Танк «Ratte» должен был весить около 1 000 000 килограмм. Танк «Тигр», например, весил всего 57 000 килограмм. Численность экипажа «Крысы» составляла 21-36 человек. Длина танка - 39 метров, ширина – 14, высота – 11 метров. Показатель бронирования машины был на уровне 150-400 мм. В качестве главного калибра должны были использоваться сразу две 283-мм корабельные пушки SKC/34, которые устанавливались в крутящую башню. Помимо этого «Ратте» хотели вооружить 128-мм пушкой KwK 44 L/55, двумя 15-мм пулеметами MG 151/15, восемью 20-мм зенитными орудиями FlaK 38.


Нести в битву танк должен был 22-цилиндровый корабельный двигатель Daimler-Benz MB501 с мощностью 2 000 лошадиных сил. Предполагалось, что на ровной местности гигант разгонится до 40 км\ч и сможет пройти не менее 500 километров при полной заправке баков. Впрочем, современные инженеры ставят эти цифры под сомнение.


Очевидно, верхушку нацистской Германии приводили в очарование все эти супер большие и разрушительные машины, которые, к слову, были абсолютно нежизнеспособны в реальных условиях. Касается это и танка «Ратте». Его пугающие исполинские размеры были его слабостью. Машина с такой низкой скоростью движения, отвратительной маневренностью и такими огромными габаритами была очень уязвима. Невероятно прочная броня делала «Крысу» почти неуязвимой для огня полевой артиллерии, однако все перечисленное выше делало «сухопутный крейсер» отличной мишенью для тяжелой дальнобойной артиллерии и для авиации, несмотря на то, что танк пытались защищать зенитными орудиями.


В продолжение темы рассказ о том, как в бой.

Сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P 1000 Ratte задумывался как мощнейшее оружие, сухопутный крейсер, который не боялся бы ни снарядов, ни противотанковых мин. Его вполне могли бы уничтожить подготовленные к этому артиллерия и авиация, но, в целом, под гитлеровскую стратегию «молниеносной войны» этот танк подходил как нельзя лучше, выступая в качестве значимой поддержки артиллерии и, возможно даже, в роли танка прорыва.

Однако, если сверхтяжелому E-100 в процессе производства удалось добраться хотя бы до стадии прототипа, Крыса всегда существовала только на бумаге. Поступали некие данные о том, что готовая башня выступала в качестве самостоятельного орудия на береговых линиях, но эта информация не была подтверждена.

Третий рейх отчаянно искал новые решения - попытка «молниеносной войны» и стремительного захвата территорий не удалась, немецкая армия вела бой с переменным успехом, а победой даже и не пахло. Германии нужно было чудо, прорыв, который поставит на колени всех непокоренных.

Тогда-то на подпись Гитлеру и принесли проект сверхтяжелого танка Крыса, который фюрер, славившийся склонностью ко всему большому и мощному, тут же подписал. Разработкой Крысы с 1942 года занималось предприятие Krupp. Проект показали Гитлеру, и после одобрения главными конструкторами были назначены Эдвард Гротте и доктор Гаккер.

Альберт Шпеер предложил назвать танк Ratte P1000 - цифры вероятно, был придуманы исходя из предполагаемых размеров танка. Тогда же договорились, что остальные модели сверхтяжелых танков получат в названии дополнительную букву Р.

Конструкция

Первые схемы танка появились к концу 1942 года и будущая модель поистине поражала воображение своими исполинскими размерами:

  • длина корпуса 35 метров;
  • ширина 14 метров;
  • высота 11 метров; длина ствола орудия 15 метров;
  • калибр орудия 280 мм.

Бронебойный снаряд пушки Крысы весил 330 кг, а масса взрывчатого вещества в нем достигала 8,1 кг. Фугасный вариант этого же снаряда весил 315 кг, 17,1 кг взрывчатого вещества соответственно. И тот, и другой снаряд могли пролететь до цели свыше 42 километров.

Махину таких размеров сложно даже представить, не то что воплотить в жизнь

Конструкторы постоянно разрабатывали дополнительные варианты вооружения для разных целей и задач, но в приоритете все-таки оставалась броня. Доподлинно неизвестно, но по неофициальным данным броня танка со всех сторон составляла приблизительно 200-220 мм, а наиболее уязвимые места - стык башни и корпуса, лобовая часть, дно, крыша - были укреплены еще больше, до 400 мм.

Крыса должна была быть полностью защищена от всех известных тогда снарядов союзников - СССР, Англии и США.

Неудивительно, что вес «пустого» танка без двигателей и снарядов достигал 1000 тонн - одна башня весила 400. Рычаги управления и места экипажа располагались спереди, артиллерийская часть посередине. Двигатели, топливо и системы охлаждения - в корме.

Предполагалось, что осуществлять работу Крысы будет команда в 40 человек. «Сухопутный крейсер» имел два корабельных орудия 280 мм. Весь боевой запас должен был храниться на дне корпуса, а в башню подаваться специальным подъемником.

Конструкторы и инженеры заверяли руководство, что на прямой поверхности (шоссе) танк будет развивать скорость до 40 км/ч, но верилось в это, честно говоря, с трудом. Сконцентрированные на прочности брони и артиллерии, никто в конструкторском бюро тогда почему-то не подумал, что танк таких размеров априори не сможет развить высокую скорость, да и не один мост не смог бы выдержать такую тяжесть.

Передвигаться танк должен был на 3,5-метровых гусеницах, приводимых в движение дизельными двигателями, использующимися на подводных лодках и развивающие мощность до 20 000 л. с. По бездорожью танк мог идти со скоростью 14 км/ч, что, учитывая высокие характеристики мощности и безопасности, было вполне неплохим показателем. Проект ходовой части перерабатывался чаще всех и в итоге так и не был продуман до конца - возможно, это тоже сыграло определенную роль в отказе от дальнейшей разработки танка.

Отказ от проекта

Деятельность по разработке Крысы была свернута самим Альбертом Шпеером - личным архитектором Гитлера в 1943 году, и на то была масса причин.

Танк таких характеристик и размеров требовал огромное количество первоклассных специалистов и огромного количества ресурсов.

К тому же, построенный и готовый танк вызвал бы ряд проблем при перевозке, потому что не поместился бы ни на одну существующую тогда платформу, а огромный размер сводил на нет любой возможный эффект неожиданности и все попытки хоть как-то замаскировать танк от снарядов противника.

Добавить к этому колоссальные расходы топлива и упомянутую выше информацию о том, что его не выдержал бы ни один мост, и становится ясно, что, даже несмотря на потрясающие боевые характеристики, танк был далек от идеала, и выпуск его в условиях войны и назревающего поражения Третьего рейха мог пробить дыру в бюджете и стать фатальной ошибкой, которая бы только ускорила капитуляцию, а не привела к победе, как предполагалось изначально.

С появлением танков у многих конструкторов возникла вполне логичная мысль, что значительные размеры танка позволят максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня противника, а большая грузоподъемность – усилить его вооружение. Такие танки фактически могли бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков противника. В условиях Первой мировой войны (далее – ПМВ), когда правительства стран мира направляли многомиллионные средства на снабжение стремительно растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.

Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой войны (далее – ВМВ) были разработаны сотни самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли лишь единицы. В этой статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых больших и самых невероятных бронемашин различных стран мира, которые были частично или полностью воплощены в жизнь.

«Царь-танк»

Самым крупным по своим габаритам был российский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину также иногда называют «танком Лебеденко» или «машиной Лебеденко») неизвестными нам путями добился аудиенции императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На аудиенцию инженер принес искусно сделанную деревянную самоходную модель своего детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных конструктор и царь несколько часов возились с этой игрушкой «аки дети малыя», создавая ей искусственные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов Российской империи». Царь был настолько поражен моделью, которую Лебеденко, в конце концов, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Своей конструкцией танк напоминал огромный артиллерийский лафет с двумя большими передними колесами. Если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на спящего под потолком нетопыря, из-за чего машина получила прозвища «Летучая мышь» и «Нетопырь».

Изначально было понятно, что проект нежизнеспособен. Самым большим и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, чтобы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя даже артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных или бронебойных снарядах. Возникли проблемы и с проходимостью машины. Тем не менее, благодаря царскому протежированию танк был быстро построен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне в районе города Дмитрова Московской области, однако по причине неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом. В итоге тысячи рублей государственных средств были потрачены впустую.

Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его гигантскими колесами. Вооружение размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, выступавших за колеса. В спонсонах могло размещаться как пулеметное, так и артиллерийское вооружение. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек. Перпендикулярно к корпусу располагался «лафет», основным предназначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.

Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его длина составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тонн. Эта машина стала самым большим по габаритам и самым нелепым танком в мировой истории.

Char 2C (FCM 2C)

Этот французский танк стал самым большим и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом конце ПМВ, но участия в боевых действиях так и не принял. По замыслу конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, который мог бы эффективно преодолевать немецкие траншеи. Французским военным эта идея понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 машин. Однако пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк оказался нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало много времени. В результате до 1923 года было изготовлено всего 10 машин. Так как французское правительство после ПМВ испытывало известные финансовые трудности, а Char 2C стоил очень дорого, было принято решение остановить его производство.

Char 2C весил 75 тонн, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, поэтому бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.

Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом боевых действий на территории Франции во время ВМВ батальон этих уже устаревших танков отправили к театру боевых действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в железнодорожную пробку при следовании к местам выгрузки в районе города Нешато. Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось возможным, а к станции, на которой застрял состав, приближались немецкие войска, французские экипажи уничтожили свои бронированные машины и отступили. Однако, как вскоре выяснилось, уничтоженными оказались не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Немецкие солдаты позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта Char 2C №99 «Шампань».
Рядом с танком лежат разобранные части его двигателя

K-Wagen

В конце марта 1917 года Инспекция автомобильных войск кайзеровской Германии поручила главному инженеру своего опытного отделения Йозефу Фольмеру создать танк, который по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны.

В случае успешного и своевременного его завершения этот танк стал бы самым тяжелым танком ПМВ – его вес достигал бы 150 тонн. В качестве силовых установок для него были выбраны два шестицилиндровых бензиновых двигателя фирмы «Даймлер» мощностью по 650 л.с. каждый. Танк должен был вооружаться 4-мя 77-мм орудиями, размещенными в спонсонах и 7-ю 7,92-мм пулеметами MG.08. Из всех супертяжелых танков у K-Wagen был самый многочисленный экипаж – 22 человека. Длина танка достигала 12,8 метров, и если бы не российский «Царь-танк», он стал бы самым длинным сверхтяжелым танком в истории танкостроения. В проектной документации танк назывался Kolossal-Wagen, Kolossal или K. Общепринятым является использование индекса «K-Wagen».

В апреле 1918 года началась постройка этих машин, но быстрое окончание войны остановило все работы. Немецкие танкостроители почти закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго были готовы бронекорпус и все основные агрегаты, кроме двигателей. Но войска Антанты приближались к немецким предприятиям, и все изготовленное было уничтожено самими производителями.

FCM F1

В начале 30-х годов французским военным функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная мысль считала, что будущие войны будут носить такой же позиционный характер, как и ПМВ, в Париже решили, что армии необходимы новые тяжелые танки прорыва.

В феврале 1938 года Консультационный совет по вооружениям во главе с генералом Дюфло определил основные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к вооружению машины: одна пушка большого калибра и одно скорострельное противотанковое орудие. Кроме того, новый танк должен был снабжаться противоснарядным бронированием, выдерживающим попадание снарядов всех известных на тот момент противотанковых артиллерийских систем.

В конкурсе участвовали крупнейшие французские танкостроители (компании FCM, ARL и AMХ), однако начать создание прототипа смогла лишь компания FCM. Ее инженеры спроектировали танк с двумя башнями, расположенными по принципу линкоров на разных уровнях, чтобы они не мешали друг другу вести круговой обстрел. В задней (более высокой) башне должно было устанавливаться 105-мм орудие основного калибра. В передней башне – монтироваться 47-мм скорострельная противотанковая пушка. Толщина лобового бронирования машины составляла 120 мм. Предполагалось, что прототип будет готов к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное немецкое наступление во Франции. Дальнейшая судьба полуготовых прототипов неизвестна.

TOG II

В октябре 1940 года был создан первый экземпляр опытного британского танка TOG І. Его название, расшифровывающееся как «The Old Gang» (англ. – «старая банда»), намекало на солидный возраст и опыт его создателей. Старые принципы танкостроения проявились в компоновке и внешнем виде этой боевой машины, а также в ее характеристиках. TOG І имел компоновку, типичную для времен ПМВ, и обладал низкой скоростью в 5 миль/ч (8 км/ч). Орудия и пулеметы, первоначально размещенные в спонсонах, со временем заменили башней от танка Matilda II , монтируемой на крыше корпуса. Его гусеницы, так же как и у других танков времен ПМВ, охватывали корпус, а не размещались по бокам от него, как у современных танков. Так как вес машины составлял 64,6 тонны, к сверхтяжелым танкам ее отнести сложно. Танк несколько раз модернизировали вплоть до 1944 года, но в серию он так и не пошел.

В 1940 году параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Этот танк сделали более тяжелым, чем предыдущую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря большой длине, независимой торсионной подвеске, а также тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, этот танк обладал повышенной проходимостью. Электродвигатели питались от генератора, приводимого в движение дизельной силовой установкой. Поэтому, несмотря на большой вес, танк мог преодолевать стены высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела. Танк получил специально сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет. В дальнейшем продолжались модернизации конструкции, появились проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.

Pz.Kpfw VIII Maus

В декабре 1942 года на аудиенцию к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы фирмы которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в государственный концерн Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тонн. Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Несмотря на то, что танк обладал огромной массой, в процессе его испытаний выяснилось, что он очень маневрен, легко управляем и обладает высокой проходимостью. Танк подвергся доработке, прошел полигонные испытания, и был изготовлен его второй экземпляр. Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок даже серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих машин.

В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен советскими войсками. Оба экземпляра танка, которые были выведены из строя во время боев за полигон, отправили в СССР. Там из двух поврежденных машин была собрана одна целая, которая и по сей день экспонируется в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


Pz.Kpfw VIII Maus Porsche Type 205/1 с башней Круппа на заводе в Беблингене, 9 или 10 апреля 1944 года

A39 Tortoise

С начала 1943 года в Великобритании началась разработка нового танка прорыва. Проект получил название Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, мощное вооружение и вряд ли сможет обладать высокой скоростью. В результате конструкторских изысканий на свет появился целый ряд проектов машин с индексом «АТ», так никогда и не пошедших в серию. В конце концов конструкторы и заказчики от Комитета по развитию спецтехники Министерства снабжения Великобритании остановились на модели АТ-16, которая получила официальный индекс «А39». В феврале 1944 года к изготовлению было заказано 25 единиц, которые должны были изготовить к сентябрю 1945 года. Однако в мае 1945 года боевые действия в Европе закончились, и комитет сократил заказ до 12 машин. В феврале 1946 года заказ еще раз уменьшили вдвое, и в результате были изготовлены только 5 машин. Агрегаты же шестого экземпляра A39 использовали как источник запчастей.


Сверхтяжелая штурмовая самоходная артиллерийская установка (по британской классификации – танк)
А39 проекта «Tortoise»

На самом деле Tortoise являлся не танком, а САУ, так как у А39 не было башни, а 94-мм пушка размещалась прямо в лобовой части боевой рубки. Однако по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (вес А39 достигал 89 тонн), и было решено классифицировать ее как танк. Слева от орудия находился пулемет BESA (английская версия чехословацкого ZB-53), а еще два таких пулемета были установлены в башенке на крыше машины. САУ не пошла в крупную серию, так как на фоне современных ей тяжелых советских танков (после войны Британия рассматривала СССР как основного потенциального противника) она была устаревшей и по подвижности (максимальная скорость – 19 км/ч), и по вооружению, хотя ее мощное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.


Самый тяжелый танк Великобритании А39 проекта «Tortoise» в музее Bovington Tank Museum

Pz.Kpfw. E-100

T28-T95 (Turtle)

За океаном тоже не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в США начались работы над собственным танком прорыва. Штаты готовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а затем и Линию Зигфрида, будет непросто. Но, как это часто бывает, армейские функционеры спохватились довольно поздно (видимо, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это длительный процесс).

В качестве основного вооружения на танк планировали установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее снаряда, как считали военные функционеры, была достаточной для того, чтобы пробивать бетонные стены ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте машины – к такому решению пришли, чтобы уменьшить силуэт Т-28. На самом деле новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские военные это со временем осознали, и машину переименовали в САУ Т-95. Как это любят делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, разработанной для установки на танки Т1Е1 и Т23.

Проектные изыскания и бюрократические проволочки привели к тому, что решение об изготовлении прототипов приняли лишь в марте 1944 года. Но военные забраковали готовый проект и заказали три машины, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. После внесенных изменений вес машины вырос до 86,3 тонны. Чтобы уменьшить давление на грунт и увеличить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В результате новый проект был готов только к марту 1945 года, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года. Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года.

В результате длительных испытаний, проводившихся в 1947 году, американские военные вновь переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла. Почти одновременно с этим они пришли к выводу, что низкая скорость машины не отвечает современным условиям ведения войны. В результате от Т28 (Т95) отказались, но, возможно, американским бюрократам просто надоело ломать голову над классификацией этой машины.

«Объект 279»

Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую можно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими предприятиями было произведено наибольшее количество танков и спроектировано наибольшее количество их моделей. Однако сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались. До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а во время войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе разработали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тонн, но в августе к Ленинграду приблизились немецкие войска, и работы над этим проектом были прекращены.

После окончания ВМВ, с появлением кумулятивных боеприпасов, всем танковым конструкторам стало понятно, что нерационально создавать боевые машины тяжелее 60 тонн. При таком большом весе их невозможно сделать быстрыми и маневренными, а, значит, несмотря на самое мощное бронирование, их быстро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать машины, которые должны были вести боевые действия в невиданных доселе условиях.

В 1957 году в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова был создан удивительный танк. Хотя он весил всего 60 тонн и по массе не может претендовать на звание супертяжелого танка, зато по уровню бронирования – вполне. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм. При этом толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была получена благодаря оригинальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк. Необычному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с системой продува ствола. Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр основного орудия «Объекта 279» является самым большим.

Машина была снабжена сложной системой нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое решение позволило уменьшить давление на грунт, увеличить проходимость танка, но серьезно ухудшило его маневренность. Этот фактор, а также сложность машины в обслуживании послужили причиной того, что проект не пошел дальше создания и испытаний прототипа.


«Объект 279» в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!