Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Полуторный меч — виды и описание. Типы и конструкции мечей

На вопрос как называется? см внутри. Как называется пояс куда можно вставлять свой меч? заданный автором Паша Пучков лучший ответ это Носили меч на перевязи.
На Руси меч вкладывался в ножны, обитые кожей или бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми или серебряными насечками. Меч, как правило, привешивался к поясу при помощи двух колец, расположенных у устья ножен.
Ножны.
1) Кожаные.
Существовало огромное множество разновидностей ножен, изготовленных из кожи. Самые простые ножны – это обычный шитый кожаный чехол, иногда даже без металлических деталей. Например, каролинг не имел острой заточки и конец клинка был скруглен, поэтому вполне мог обходиться ножнами без металла. Были ножны с элементами из металла: как правило, это были наконечники V-образной формы и поперечные полосы, к которым часто крепили ремни для подвешивания к поясу. Бытует мнение, что металлические устья ножен были распространены только на Востоке, но вряд ли это так уж однозначно, тем более что долгое время мечи привешивались к поясу вертикально (вдоль ноги) и крепеж проще было прикреплять именно сверху ножен. Из кожи же иногда на ножнах делали клапан для защиты клинка от сырости.
2) Деревянные.
Как правило, в двух деревянных заготовках делались углубления по форме меча, после чего они скреплялись металлом (например, полосами) , а после затягивались тканью или той же кожей. После чего можно было приступать к «украшательству» . Дерево могло быть полностью скрыто металлом, из-за чего некоторые ножны, ошибочно, называют металлическими, но это не совсем справедливо.
3) Кольца.
Иногда на поясе просто закреплялись металлические кольца, в которые меч просто вставлялся. Конечно, это вряд ли можно назвать ножнами, но отметить их все-таки надо, по крайней мере их отсутствие.
Самый распространенный способ ношения меча:
Первоначально меч крепился очень просто: широкий ремень, узкий на одном конце, пропускался через прорези в ножнах и, потом, завязывался или застегивался. Данный процесс снимания и надевания меча был долгоиграющим, поэтому не совсем удобным. Приблизительно в XIII веке в употребление вошли рыцарские пояса, на которых мечи висели достаточно низко, на двойном поясе. (Иногда переход между мечом и шпагой бывал настолько расплывчат, что продолжим…) . В начале XVI века в Италии входят в употребление шпажная лопасть в виде «сумки» , в которую ножны вставлялись. Позже перевязь стала состоять из узких ремней от двух до шести, застегнутых пряжками и подвешенных на крючке к поясу. Такой вид подвески сохранялся приблизительно до XVII века, а затем стал использоваться французский способ – на перевязи через плечо (Кстати, античные мечи тоже носились через плечо у пояса). Лопасть сначала сохраняла свой облик, а потом, к концу столетия, превратилась в так называемый шпажный карман
Катана - длинный меч, который носится в ножнах, лезвием вверх, заткнутым за пояс, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой способ ношения меча появился в XIV–XV вв. и прижился, как наиболее удобный (ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяло мгновенно вытаскивать его не только правой, но и левой рукой) . До этого времени словом «катана» обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название «тати» . Тати носился на боку на перевязи, прикрепленной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, сидя верхом на лошади, но для пешего это было менее удобно. К тому же этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч, находящийся в ножнах, из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять его от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV по XV вв. , когда длинные мечи стали носить главным образом за поясом, к ношению меча на перевязи стали относиться скорее как к церемониальному обряду.

Имеет довольно простую конструкцию: длинный клинок с рукоятью, при этом у мечей есть множество форм и способов применения. Меч более удобен, чем топор, являющийся одним из его предшественников. Меч приспособлен для нанесения рубящих и колющих ударов, а также для парирования ударов противника. Будучи более длинным, чем кинжал, и не так легко скрываем в одежде, меч является во многих культурах благородным оружием. Он обладал особенной значимостью, являясь одновременно произведением искусства, фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, чести, и конечно славы.

Меч имеет следующее строение:

a.
b.
c.
d.
e.
f. Лезвие
g. Острие

Известно множество вариантов форм сечений клинка. Обычно форма клинка зависит от предназначения оружия, а также от стремления совместить в клинке жесткость и легкость. На рисунке показаны некоторые двухлезвийные (позиции 1, 2) и однолезвийные (позиции 3, 4) варианты форм клинков.

Имеется три основных формы клинков мечей. У каждой из них имеются свои преимущества. Прямой клинок (а) предназначен для укола. Клинок, изогнутый назад (b) наносит при ударе глубокую резаную рану. Клинок, изогнутый вперед (с) эффективен для нанесения рубящего удара, особенно когда он имеет расширяющуюся и тяжелую верхнюю часть. Лица гражданские при выборе меча руководствовались в основном веяниями моды. Военные же пытались найти идеальный клинок, сочетающий в себе одинаковую эффективность как при нанесении рубящих, так и колющих ударов.

Африка и Ближний Восток

В большинстве этих регионов меч является весьма распространенным оружием, однако в Африке он встречается редко и с трудом поддается датированию. Большинство из показанных здесь мечей попало в западные музеи и к коллекционерам благодаря путешественникам XIX - начала XX вв.

1. Обоюдоострый меч, Габона, Западная Африка. Тонкий клинок выполнен из стали, рукоять меча обмотана латунной и медной проволокой.
2. Такоуба, меч племени туарегов Сахары.
3. Флисса, меч племени кабилов, Марокко. Однолезвийный клинок, украшенный гравировкой и инкрустированный латунью.
4. Каскара, прямой обоюдоострый меч народа багирми, Сахара. По стилю данный меч близок к суданским мечам.
5. Обоюдоострый меч восточно-африканских масаев. Ромбическое сечение клинка, гарда отсутствует.
6. Шотел, обоюдоострый меч с двойным изгибом клинка, Эфиопия. Серповидная форма меча предназначена для поражения противника за его щитом.
7. Суданский меч с характерным прямым обоюдоострым клинком и крестовидной гардой.
8. Арабский меч, XVIII в. Клинок, вероятно, европейского происхождения. Серебряный эфес меча покрыт позолотой.
9. Арабский меч, Лонгола, Судан. Обоюдоострый стальной клинок украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять меча выполнена из эбенового дерева и слоновой кости.

Ближний Восток

10. Килич (клыч) , Турция. Показанный на рисунке экземпляр имеет клинок XV в., а эфес XVIII в. Часто у вершины клинок килиджа имеет елмань - расширенную часть с прямым лезвием.
11. Ятаган , классическая форма, Турция. Меч с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
12. Ятаган с серебряной рукоятью. Клинок украшен кораллами. Турция.
13. Саиф, изогнутая сабля с характерным навершием. Встречается везде, где жили арабы.
14. Шашка , Кавказ. Черкесское происхождение, широко применялась русской кавалерией. клинок этого экземпляра датирован 1819 г., Персия.
15. Кинжал, Кавказ. Кинжал мог достигать размеров короткого меча, один из таких экземпляров представлен здесь.
16. Шамшир , типичная форма. Персидская с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
17. Шамшир с волнистым клинком, Персия. Стальной рукоять украшена золотой инкрустацией.
18. Кваддара. Большой кинжал. Рукоять выполнена из рога. Клинок украшен травлением и золотой насечкой.

Индийский субконтинент

Регион Индии и смежных областей богат разнообразными типами мечей . В Индии изготавливали лучшие в мире стальные клинки с роскошными украшениями. В некоторых случаях трудно дать верное название некоторым образцам клинков, определить время и место их изготовления, так что основательное их изучение еще впереди. Указанные даты относятся только к изображенным экземплярам.

  1. Чора (хайбер), тяжелый однолезвийный меч племен афганцев и пуштунов. Афгано-пакистанское пограничье.
  2. Тулвар (талвар). Меч с изогнутым клинком и рукоятью с дисковидным навершием, Индия. Данный экземпляр обнаружен в Северной Индии, XVII в.
  3. Тулвар (талвар) с широким клинком. Был оружием палача. Данный экземпляр имеет происхождение Северная Индия, XVIII-XIX вв.
  4. Тулвар (талвар).Стальная рукоять в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
  5. Кханда, стальная рукоять с позолотой в «староиндийском» стиле. Обоюдоострый прямой клинок. Непал. XVIII в.
  6. Кханда. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
  7. Сосун паттах. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок с одним лезвием. Центральная Индия. XVIII в.
  8. Южноиндийский меч. Стальная рукоять, квадратное деревянное навершие. Клинок изогнут вперед. Мадрас. XVI в.
  9. Меч из храма народа наяр. Латунная рукоять, обоюдоострый стальной клинок. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
  10. Южноиндийский меч. Рукоять стальная, обоюдоострый волнистый клинок. Мадрас. XVIII в.
  11. Пата. Индийский меч с латной рукавицей - стальной гардой, защищавшей руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (в настоящее время штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
  12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять выполнена из серебра. Кург, Юго-Западная Индия.
  13. Зафар такех, Индия. Атрибут властителя на аудиенциях. Навершие рукояти выполнено в форме подлокотника.
  14. Фиранги («чужой»). Данное название применялось индийцами для европейских клинков, имеющих индийские рукояти. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
  15. Обоюдоострый двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
  16. Кора. Клинок изогнут вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
  17. Кукри. Длинный узкий клинок. Имел распространение в XIX в. Непал, около 1850 г.
  18. Кукри. Железной рукоять, изящный клинок. Непал, приблизительно XIX в.
  19. Кукри. Был на вооружении индийской армии во II Мировой войне. Изготовлен подрядчиком в Северной Индии. 1943 г.
  20. Рам дао. Меч, применяемый для жертвоприношения животных в Непале и Северной Индии.

Дальний Восток

  1. Дао. Меч племени качинов, Ассам. Показанный на рисунке экземпляр показывает самую распространенную форму клинка из многих известных в этом регионе.
  2. Дао (нокланг). Двуручный меч, народ кхаси, Ассама. Рукоять меча железная, отделка выполнена из латунью.
  3. Дха. Однолезвийный меч, Мьянма. Цилиндрическая рукоять меча покрыта белым металлом. Инкрустация клинка серебром и медью.
  4. Кастане. Меч имеет украшенную резьбой деревянную рукоять и предохранительную стальную дужку. Украшен инкрустацией серебром и латунью. Шри-Ланка.
  5. Однолезвийный китайский железный меч. Рукоять представляет собой черешок клинка, обмотанный шнуром.
  6. Талибон. Короткий меч филиппинских христиан. Рукоять меча выполнена из дерева и оплетена тростником.
  7. Баронг. Короткий меч народа моро, Филиппины.
  8. Мандау (паранг ихланг). Меч племени даяков - охотников за головами, Калимантана.
  9. Паранг пандит. Меч племени морских даяков, Юго-Восточная Азия. Меч имеет однолезвийный, изогнутый вперед клинок.
  10. Кампилан. Однолезвийный меч племен моро и морских даяков. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.
  11. Клеванг. Меч с острова Сула-веси, Индонезия. Меч имеет однолезвийный клинок. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.

Европа бронзового и раннего железного веков

История европейского меча это процесс не столько улучшения функциональности клинка, сколько его изменения под воздействием веяний моды. На смену мечам из бронзы и железа пришли стальные, мечи приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.

  1. Короткий меч. Центральная Европа, ранний бронзовый век. Клинок и рукоять меча соединены клепкой.
  2. Изогнутый однолезвийный короткий меч,Швеция. 1600-1350 гг. до н.э. Меч изготовлен из цельного куска бронзы.
  3. Бронзовый меч гомеровских времен, Греция. ок. 1300 г. до н.э. Данный экземпляр найден в Микенах.
  4. Длинный цельный бронзовый меч, один из островов Балтики. 1200-1000 гг. до н.э.
  5. Меч позднего бронзового века, Центральная Европа. 850-650 гг. до н.э.
  6. Железный меч, гальштатская культура, Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять меча выполнена из слоновой кости и янтаря.
  7. Железный меч греческих гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Греция. Приблизительно VI в. до н.э.
  8. Железный однолезвийный меч ,Испания, около V-VI вв. до н.э. Мечи данного типа также использовались в классической Греции.
  9. Железный клинок меча, латенская культура. Около VI в. до н.э. Данный экземпляр найден в Швейцарии.
  10. Железный меч. Акуилея, Италия. Рукоять меча выполнена из бронзы. Около III в. до н.э.
  11. Галльский железный меч. Департамент Об, Франция. Антропоморфная бронзовая рукоять. Около II в. до н.э.
  12. Железный меч, Камбрия, Англия. Рукоять меча выполнена из бронзы, и украшена эмалью. Около I в.
  13. Гладиус . Железный римский короткий меч. Начало I в.
  14. Римский гладиус позднего типа. Помпеи. Края клинка параллельны, острие укороченно. Конец I в.

Европа Средних Веков

В течение всего раннего средневековья меч был весьма ценным оружием, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а рентгеновское их исследование позволило установить весьма высокое качество их сварных клинков. Однако, позднесредневековый меч, несмотря на свой значительный статус рыцарского оружия, часто имеет просто крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие меча давало мастерам некоторый простор для фантазии.

Раннесредневековые мечи ковались с широкими клинками, предназначенными для нанесения рубящего удара. С XIII в. стали распространяться узкие клинки, предназначенные для колющего удара. Предполагается, что данная тенденция была вызвана возросшим использованием лат, которые легче было пробить именно колющим ударом, в местах сочленений.

Для улучшения балансировки меча на конце рукояти прикреплялось тяжелое навершие, как противовес клинку. Формы наверший:

  1. Грибовидное
  2. В форме чехла для чайника
  3. В форме американского ореха
  4. Дисковидное
  5. В форме колеса
  6. Треугольное
  7. В форме рыбьего хвоста
  8. Грушевидное

Меч викингов (справа) Х в. Рукоять обмотана серебряной фольгой с тисненым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Стальной обоюдоострый клинок имеет широкий и неглубокий . Данный меч был найден в одном из шведских озер. В настоящее время храниться в Государственном историческом музее в Стокгольме.

Средневековье

Меч на поясе.
Начать стоит с того, что "меч на поясе" - весьма общее понятие, скрывающее под собой огромное количество способов крепления.
Один из самых ранних - ремень несколько раз оборачивался вокруг ножен,крепился узлом, после чего свободно (так чтобы быть на уровне бедра) вешался на талию, рядом с поясом - в это время ремень ножен и пояс были разными деталями одежды.
Наравне с ним идет второй способ, почти повторяющий его - меч вешается на портупее через плечо.
Оба способа прошли сквозь века с незначительными изменениями - к примеру, узел уступил место одному или двум кольцам, сквозь которые ремень либо свободно пропускался либо жестко крепился. Существовали и другие способы крепления ремня к ножнам, но сути они не меняли.
Кинжал и прочие нужные вещи в таком случае обычно крепились петлей к "главному", плотно завязанному на талии поясу.
Нередко "главный" пояс отсутствовал, если воин не видел в нем необходимости.
Позже появилась новая система - ножны меча при помощи двух-трех (обычно - двух) тонких ремешков или цепочек присоединялись к поясу на талии, а ножны кинжала - таким же образом с другой стороны.
Появился один из красивейших предметов гардероба средних веков - дворянский боевой пояс. Он состоял из нашитых на кожу или соединенных цепочками или ремешками (а иногда даже створчато!) пластинок из драгоценных металлов, украшенных золотом, драгоценными камнями, гравировкой и эмалью. Такой пояс до XV века (а в Англии - до 1420-х годов) стал негласным символом рыцарства. Его носили низко на бедрах, а меч и кинжал нередко крепили не ремешками/цепями, а крючком - к одной из соединительных цепочек.
Наконец, в позднее средневековье мечи начинают крепить напрямую к доспеху - ремешок для ножен напрямую прибивают заклепкой к низу кирасы или (редко) набедреннику.
С распространением длинных мечей появляется еще один ремень - идущий от середины или первой трети ножен к боку или за спину, где крепился к основному поясу - это приспособление служило для того чтобы держать слишком длинный меч наклоненным под углом и позволяло не везти ножнами по земле.
В Японии же в раннее время развился совершенно особый способ ношения меча - подвешивать к поясу горизонтально, параллельно земле. Такой способ серьезно облегчал езду верхом и позволял не заботится о том чтобы длинные тачи (тати), распространенные в ту эпоху, не задевали всю ту же многострадальную землю.
Ну и наконец, существовала манера затыкать меч прямо за пояс, ныне практически всегда ассоциирующаяся с катаной. Надо признаться - не без причин. В Японии этот способ очень любили.
Однако и в Европе им не брезговали. Речь идет, конечно, не о классических прямых обоюдоострых мечах. Во всяком случае, их изображений в таком виде история не сохранила. А вот короткие однолезвийные фальчионы - очень часто. Иногда меч засовывали за пояс обнаженным (особенно это касается так называемых "мечей с парусовидным лезвием") и на японский манер - лезвием вверх, но чаще все же пользовались ножнами, изредка пропуская их в ременную петлю.
Из последних игровых явлений такого способа ношения меча (а заодно и позднего фальчиона с едва выраженным "утиным носом") - финальный ролик игры "Ведьмак". Мутант-убийца пользуется парными фальчионами и совершенно правильно носит ножны.
Меч на поясе - классическое и универсальное крепление. Оно позволяет использовать разнообразнейшие хваты, быстро ставить защиту и столь же быстро нападать.

Меч на спине.
"Незнакомец не был стар, но волосы у него были почти совершенно белыми. Под плащом он носил потертую кожаную куртку со шнуровкой у горла и на рукавах. Когда сбросил плащ, стало видно что на ремне за спиной у него висит меч. Ничего странного в этом не было, в Вызиме почти все ходили с оружием, правда, никто не носил меч на спине, словно лук или колчан."
А. Сапковский, сборник "Последнее желание".
На форуме Руслан заметил: "Ни одно историческое боевое подразделение не носило мечи за спиной, ножны всегда были на поясе."
Если говорить о боевом ношении меча - он совершенно прав, никому бы и в голову не пришло закидывать меч за спину. Причин этому две:
1. До плеча руку тянуть дальше чем до бедра, а в бою каждая секунда критична (в принципе хватает уже и этого).
2. Даже не полностью выхваченный из поясных ножен меч может служить для защиты, чего не скажешь о мече, закрепленном на спине. Иными словами, даже уже дотянувшись до рукояти, мечник вынужден тратить больше времени на приведение меча в боевую готовность чем если он носит его на боку.
Мечи же, которые слишком велики чтобы носить на поясе, также не крепились в бою за спину. Двуручный пехотный служил основным оружием воина, поэтому сразу держался наготове, особо длинные бастарды конников - крепились на седле.
Но все это если говорить о ношении меча в условиях боевой готовности. На безопасном переходе все могло быть по другому. Меч весит прилично и заметно оттягивает бедро, при быстром шаге - болтается, вынуждая придерживать его рукой...
Поэтому ушлые пехотинцы придумали любопытное ношение меча - конец ремня обвязывался вокруг ножен и меч забрасывали на плечо, как винтовку. Нередко, впрочем, практиковалось и привязывание ножен к древку копья, алебарды и т.п. (манером, который мы можем часто видеть на японских гравюрах - только там мечи трофейные).
Больше всего похоже на нынешние изображения то, как носили в походе двуручный пехотный меч. Вот его как раз перекидывали за спину наискось (иначе придется волочить по земле). Правда, с равным успехом такие мечи таскали на плече. Но чтобы достать из ножен такой меч, его, конечно со спины снимали.
Внимание - миф: у двуручных мечей не бывает ножен. Интересно, а как тогда их хотя бы от влаги защищать? Походные ножны есть у любого меча, да и вообще практически у любого оружия, рассчитанного на длительную службу.
Японцы носили свои но-дачи абсолютно идентичным образом. Как именно - можно отлично пронаблюдать в фильме "Семь самураев", где с но-дачи таскается один из главных героев.
Отвлекусь: в переводах названий вооружений и просто слов с японского языка часто заметно чередование букв "т" и "ч" перед "и". Первый вариант - буквальный (там действительно слог "ти"), второй, на мой взгляд, правильный - "т" перед "и" по правилам грамматики японского языка читается как звук, очень близкий к "ч".
Пара слов о ниндзя.
Как правило, именно этим знаменитым диверсантам приписывают ношение меча за спиной. Причем - постоянно. Откровенно говоря, это ерунда. Основных проблем целых три:
1. Когда меч за спиной, рукоять и конец радостно цепляются за все что попало, создавая лишний шум.
2. Перекатыватся и кувыркаться с так закрепленным мечом - себе дороже. В лучшем случае будет болеть спина. В худшем - со всей дури въедешь себе гардой в висок.
3. Его долго и неудобно скидывать если понадобится куда-то пролезть.
Впрочем, в Японии способ ношения меча за спиной существовал (и далеко не в качестве секретного ноу-хау ниндзя). Вот только рукоять располагалась слева, и вовсе не торчала на полную длину из-за спины. А меч располагался не боковой стороной к телу, а спинкой , изгибом внутрь, лезвием наружу.

Меч при седле.
Один из самых простых вариантов. Способов крепления всего два.
Первый - с длинным ремнем - просто захлестнуть пояс за луку седла. Применяется с гражданским седлом.
Второй - на боевом седле делались специальные выступы для крепления ремешков.
Пользовались этим способом примерно с той же целью, что пехотинцы, когда забрасывали меч на плечо - разгрузить бедро. Либо же при излишней длине и весе, не позволяющих носить меч на бедре.
Еще одно назначение такого крепления - для дамы. Женщины, особенно путешествуя в одиночку (а в Японии это вообще единственный случай когда женщине разрешено носить длинный меч), частенько брали с собой клинок. И предпочитали вешать увесистую железку на седло.

Два меча.
Я решил выделить ношение двух клинков в отдельный пункт. Начну с двух невозможностей.
Два меча за спиной – чистая невозможность. Во-первых, они просто мешают друг другу.
Во-вторых, они слишком серьезно увеличивают габариты воина, делая его фактически прямоугольным. В-третьих, двойные ремни не дают использовать прием, хоть как-то помогающий при ношении меча за спиной – рывок второй рукой за ремень ножен.
Два меча, каждый на своем особом поясе (см. первый способ ношения меча на поясе) – при таком креплении мечи будет дико неудобно доставать. Дело в том, что меч в ножнах сидит плотно, и обнажали его в таком случае, придерживая за устье ножен. С двумя мечами это затруднительно.
Плюс три пояса за раз – это все же многовато и мешает двигаться.
Примечание : история также не сохранила изображений двух мечей при дворянском поясе, описанном выше.
Два меча на разных портупеях через плечо – уже более возможно, особенно если портупеи соединены друг с другом и не могут двигаться относительно друг друга.
Мечи по обе стороны пояса. Два клинка носят либо плотно заткнутыми за пояс, либо на хорошо затянутом на талии поясе, на достаточно коротких ремешках – чтобы они быстро натягивались и сдергивали ножны с клинка.
Мечи на одном боку - да, носили и так, причем не только классический японский комплект «дайсе». Существует даже такой феномен, как сдвоенные ножны для пары мечей, подвешенные на одном и том же ремне.
Вот здесь как раз позволяется любой способ крепления. Достаются мечи по такой схеме:
Левая рука на ножны - правая на рукоять меча - начать доставать первый меч - отщелкнуть большим пальцем левой руки (на японский манер) гарду второго меча от устья ножен – доставать левой рукой второй меч.
Почему нельзя отщелкивать гарды у мечей, висящих по разные стороны тела? Потому что тогда сначала придется опускать каждую руку на меч, предназначенный не для нее, делать движения большими пальцами и только потом тянуться к «правильным» рукоятям.
Один меч за спиной, второй – на поясе (с жестким креплением) – в принципе возможно, если допустить ношение меча за спиной - см. связанные с этим проблемы, описанные выше.
Два меча при седле - мне никогда не попадались такие изображения (как и изображений использования парных клинков с коня). Но вряд ли кто-либо стал бы вешать мечи с разных сторон седла - дело в том, что, обнажая меч, висящий при седле, наклоняешься в сторону, где этот меч висит. А наклоняться сначала в одну сторону, потом в другую...
Если же идешь рядом с конем, тогда тем более вешать оружие так, что за ним приходится тянуться через спину животного - признак явной дурачины.

Небольшая иллюстрация способов ношения меча на поясе:

С уважением,
Штыпель Андрей.

Как носили мечи

В течение двух столетий, между 1100-м и 1300 гг., накладки и крепления для перевязи, употреблявшиеся на мечах и ножнах, в основном были очень просты и строги, даже если речь шла об оружии особ королевского рода и знатных вельмож. Величественные позолоченные и посеребренные, украшенные драгоценностями и чернением ленты при устье ножен, оковки, поясные петли, бляхи и пряжки периода Великого переселения народов уже претерпели изменения и стали гораздо строже во времена викингов, но даже средний воин этого периода носил куда более разукрашенное оружие, чем обычный рыцарь эпохи Средневековья, у которого не только был стальной меч, но и все накладные элементы в большинстве случаев были сделаны из стали и кожи. В этом вопросе нам в основном приходится полагаться на статуи и картины, которые дают общее представление об облике средневекового воина, но для доказательства правдивости изображения у нас есть достаточно археологического материала - сохранившихся с этих времен ножен и рукоятей меча. По-видимому, в этот период строгую чистоту линий предпочитали блеску золота и драгоценных камней; и в самом деле, оружие эпохи Средневековья исключительно красиво само по себе и не нуждается в дополнительных элементах.

Как мы видим, в течение последних двух веков форма меча очень мало менялась; то же самое можно сказать о ножнах и предметах, посредством которых владелец носил свое оружие. Один из лучших показателей, дающих представление о том, как это делалось, - скульптурное изображение Дитриха фон Брена в Нюмбургском соборе, созданное приблизительно в 1265 г. (см. рис. 88). Здесь мы видим широкий пояс из кожи или оленьей шкуры (скорее последнее, поскольку она имела свойство сохранять форму и мягкость после намокания), закрепленный вокруг ножен в 5–6 дюймах от устья; владелец перекидывал его справа налево. Второй короткий, но широкий кусок кожи крепился непосредственно под устьем и шел в обратном направлении - слева направо. Свободный конец пояса разделялся надвое, а ремешок снабжался двумя разрезами. В то время как пояс обвивался вокруг бедер, два хвоста протягивались в щели в ремешке спереди и завязывались узлом. Существует множество изображений, воспроизводящих этот простой и эффективный метод крепления меча, некоторые из них относятся еще к X в. (их можно найти в Евангелии Оттона III, датирующемся 983–991 гг.). Нужно отметить, что в то время, как практически все скандинавы и германцы использовали такой стянутый пояс, по-видимому, он никогда не был популярен в Англии, Франции и на юге Европы. В этих странах ремешок с разрезами заменяла простая пряжка, а свободный конец пояса ниспадал с левой стороны рукояти (см. рис. 92 и 94). Существовало множество способов крепления ремня к ножнам, но все они были вариациями все того же принципа, который показан на рис. 119. На английских иллюстрациях и скульптурах видно, что вместо разделенных концов ремня или пряжки, благодаря которым кожаные полоски образовывали в передней части ножен диагональный крест, здесь через переднюю часть всегда шел только один кусок кожи (вниз, справа налево); другой проходил сзади. Если посмотреть на мемориальную доску сэра Роберта де Бюра из Эктона, графство Суффолк (1302 г., рис. 94), то там это очень ясно изображено. Такой метод соединения пояса и ножен обеспечивал надежное крепление, при котором меч оказывался под углом к бедру, и в то же время, если какая-либо часть пояса оказывалась не в порядке (что вполне могло случиться), ее легко можно было заменить. Диагональные ремешки между основными кожаными лентами, которые крепили концы пояса к ножнам, служили для того, чтобы он не мог соскользнуть.

Приблизительно сто лет назад в библиотеке Бамбергского собора нашли нечто вроде кожаного мяча, однако это был не совсем шар, а нечто свернутое и сшитое в единое целое. После того как предмет развернули, он оказался верхней частью ножен меча XII в. вместе с поясом (разновидность с прорезями и двухконечным ремнем). Две части пояса были тесно подогнаны друг к другу под устьем ножен, без обычных сложных переплетений веревочек и ремешков. Подобное крепление ремня можно встретить на мече X в., изображенном в Евангелии Оттона III.

Рис. 119. Схема поясного крепления. 1220–1320 гг.

Самые известные из всех средневековых ножен принадлежат мечу, который теперь хранится в королевской оружейной Турина. Столетиями его называли мечом Св. Мориса (не следует путать его с изделием под тем же названием, которое находится в Вене). Это очень красивое, прекрасно сохранившееся боевое оружие конца XII в. типа XII с навершием в виде бразильского ореха (тип А) и крестовиной, выполненной в стиле 6. Его ножны сделаны из двух плоских дощечек, повторяющих форму клинка, и покрыты пергаментом, причем он зашит по одной стороне, не в центре или сзади, как это делалось обычно. Под устьем сохранились остатки кожаных ремешков, причем некоторые из них продеты в разрезы в пергаменте. Совершенно ясно, что это остатки крепления, сделанного приблизительно по тому же принципу, который показан на рис. 119, но с вполне определенными отличиями, которым трудно дать какое-либо объяснение. Судя по всему, никогда еще не было опубликовано ни одной качественной фотографии этих ножен, хотя существует несколько весьма посредственных фотографий самого меча; но, к счастью, у меня есть абсолютно точная копия и того и другого. В свое время она была частью коллекции сэра Гая Лэкинга, и есть причины полагать, что до него ею владел знаменитый архитектор и антиквар Виолетт-ле-Дюк. Возможно, что именно для него она и была создана. На вклейке, фото 9, b, есть фотография этой копии. Я конечно же предпочел бы получить изображение самого меча, но, поскольку это невозможно, копия тоже должна подойти; тем не менее все отличия и дефекты оригинала тщательно воспроизведены на модели, поэтому она поможет получить о нем четкое представление.

Следующие два меча, которые я буду описывать, имеют величайшее значение для науки археологии. Первый известен очень мало, поскольку его нашли в 1943 г. и только в 1946 г., в Мадриде, появилось первое его описание. О втором заговорили в 1959 г., но все же он до сих пор практически неизвестен широкой публике. Оба принадлежали принцам королевского дома Кастилии и Леона.

Первый экземпляр нашли на теле Фернандо де ла Серда (старшего сына Альфонсо X Кастильского), когда в 1943 г. открыли его склеп в монастыре Лас-Хуельгас. Тело инфанта было положено в гроб в полном облачении, соответствующем его рангу, - плащ, нижняя туника и еще одна, верхняя, из золотой парчи, целиком вышитой изображениями гербов Кастилии и Леона. На голове у него была цилиндрическая шапочка (типа, часто встречающегося на скульптурах), богато украшенная теми же гербами. На ногах - чулки и башмаки, к которым прикреплены позолоченные шпоры. В руках инфант держал меч, а вокруг талии у него был обернут превосходный пояс, который, вопреки общему мнению, вовсе не предназначался для меча, - но об этом мы поговорим чуть позже.

Меч типа XII сам по себе не более примечателен, чем любой другой, поскольку его отделка проста, без каких бы то ни было украшений. Навершие (типа H) изготовлено из простой, непозолоченной бронзы, окислившейся до зелено-голубого цвета; крестовина (в стиле 2) сделана из железа, и, поскольку рука инфанта покоилась на ней почти семь столетий, очень сильно проржавела. По той же причине клинок нераздельно сросся с ножнами, веревка, обвивавшая рукоять, почти полностью исчезла, и то же самое произошло с креплениями из белой оленьей кожи (вклейка, фото 9, с). Все это сильно напоминает элементы гамбургских статуй и диаграмму на рис. 119. Однако любопытно, что сам пояс был некогда отрезан. Считалось, что причиной тому послужило присутствие другого пояса, расшитого величественными гербами, но, как я уже говорил, он предназначался не для ношения оружия. В длину этот предмет одежды составлял шесть футов, в ширину - 1ѕ дюйма, и состоял он из гибкой части, сделанной из вышитой золотой парчи и заканчивающейся бугорками позолоченного серебра - пряжка и оковка или язычок, крючок или подвеска (для кинжала или сумки; они слишком хрупкие, чтобы служить опорой для меча в ножнах, весящего четыре и более фунтов), и перекладин, расположенных по всей длине через равные промежутки. Они служили для того, чтобы поделить весь пояс на двенадцать панелей с перемежающимися узорами, вышитых сапфировыми бусинами и зернами жемчуга. В документе, опубликованном в 1955 г. Геральдическим обществом, подробно обсуждались гербы, которые занимают всю длину пояса, поэтому в рамках этой работы я подробно о них говорить не буду, однако следует упомянуть о том, что три леопарда Англии повторяются там трижды, так же как и гербы Ричарда Корнуолльского, Франции, Наварры и графства Шампань. По общему мнению, изначально этот предмет Генрих III Английский подарил графу Шампани, королю Наварры, по поводу того, что в 1257 г. Ричарда Корнуолльского провозгласили римским императором.

Вопрос только в том, каким же образом пояс попал в гроб инфанта Кастильского, и этот вопрос остается нерешенным, хотя, по-видимому, вполне возможно, что его невестка, жена графа, подарила его принцу после смерти мужа, которая последовала в 1270 г.

Рис. 120. Пояс на статуе Вильгельма фон Гройтша. Вехсельбург, 1240 г.

Я уже сказал, что этот пояс предназначался не для меча. Но почему? Во-первых, ответ заключается в том, что он очень длинен, кроме того, он не соответствует ни одному из известных поясов такого назначения; крючок или подвеска слишком изящны, чтобы выдержать вес меча - но все это только отрицательные аргументы. С другой стороны, он не только похож, но и практически идентичен длинным поясам, с изображений XIII в., из которых самым известным является фигура короля Джона на его гробнице в Ворчестерском соборе. Несмотря на то что король изображен с мечом в руке и при шпорах, доспехов на нем нет. Собственно говоря, на нем такая же одежда, как и на Фернандо, и на талии виден узкий длинный пояс, туго обмотанный, а не свисающий свободно вокруг бедер, как в случае с поясами для ношения оружия, причем свободный конец, украшенный язычком или оковкой, свисает гораздо ниже колен. На нем видны участки в форме гербового щита, где некогда выложены были гербы. Другая картина того же периода (приблизительно 1240 г.) изображает Вильгельма фон Гройтша (рис. 120) и находится в кафедральной церкви Вехсельбурга, в Германии. Он также изображен в повседневной одежде, хотя и при шпорах и со щитом, у его бедра висит меч, а рядом мы видим копье. Верхняя туника тесно обвязана на талии поясом, похожим на пояс Джона. Маленькие планки, в точности похожие на уже описанные, делят его на части. Затем, есть еще две статуи из Нюмбурга, на которых изображены пояса, носимые на талии (это изображения графа Эккехарда и Вильгельма фон Камбурга), и здесь мы снова видим секции, разделенные маленькими полосками металла.

Аналогичные предметы изображены на картинах, посвященных знатным леди; наиболее выдающимися в этом плане можно считать фигуры Изабеллы Ангулемской, жены короля Джона, и Беренгарии Наваррской, жены Ричарда I, которые можно увидеть в аббатстве Фонтевраулт. Пояс королевы Изабеллы (той же длины и надетый таким же образом, как и у ее мужа) разделен на несколько частей металлическими планками, такими же, как на поясе Фернандо, и в каждой из них расположен ромбовидный узор, также похожий на тот, который связан с его гербами. На королеве Беренгарии пояс с теми же планками, но с узором крестовидной формы, но особый интерес представляет тот факт, что здесь слева есть маленькое металлическое крепление (крючок или подвеска), в том же месте, что и у инфанта, но в данном случае с него на двух шнурах свисает кошель.

Рис. 121. Меч графа Эккехарда. Нюмбург, 1260. Ножны обернуты поясом

По моему мнению, это окончательно доказывает, что пояс из гроба Фернандо никогда не предназначался для ношения оружия, но оказался единственным сохранившимся экземпляром предмета, таким замечательным образом подчеркивающего ранг владельца, который носили знатные люди обоего пола. Тем не менее общее мнение относительно предназначения этого пояса принимается как должное; величественность и притягательность геральдики затенила его действительный смысл. В течение XIII столетия много фигур рыцарей, будь то рисунки на гробнице короля Джона или Вильгельма фон Гройтша или статуи наподобие гамбургских, изображали воинов в обычной одежде, и мечи они держат в руке так же естественно, как мы с вами держали бы свернутый зонт. В особенности сильно это проявляется в Германии, где после 1300 г. лишь на одном из десяти изображений с гробниц можно увидеть доспехи, хотя в других местах дело обстоит совсем иначе. В Средние века у знатных людей не было в обычае расхаживать в повседневном платье с мечом в руке, как это делалось с XVII в. до конца XVIII в. Бывало, что в таких случаях прикрепляли к поясу кинжал, но меч пристегивали к поясу очень редко. Если его и брали с собой по какой-либо особой причине, то либо несли в руке, обернув пояс вокруг ножен (рис. 121), либо (и это наиболее возможный вариант) поручали это дело пажу или оруженосцу.

Простота меча Фернандо де ла Сер да резко контрастирует с богатством одежды и служит для того, чтобы подчеркнуть его назначение - оружие служит для боя, а не для церемониалов. В манускриптах оружие царей - Саула, Давида, Маккавеев и их современников - редко изображают с какими-либо другими украшениями, кроме позолоченного навершия; рукояти и ножны у них так же просты, как и у самого бедного из воинов. Конечно же это полностью соответствует идеалам универсального рыцарского братства, где простой воин равен королю. Меч являлся символом этого братства, поэтому какие-либо дополнительные украшения были ему вовсе ни к чему. Тем не менее это не означает, что богато украшенных мечей не существовало: к примеру, рукоять оружия сэра Роберта де Бюра снабжена гравированным узорным навершием в том же стиле, что и фальчион Коньеров, то же самое можно увидеть на многих медных мемориальных досках. В списках имущества и завещаниях мы часто встречаем записи об инкрустированных серебром мечах. И это не было чем-то особенным, так же как и меч «со св. Георгием», т. е. с крестом св. Георгия, нарисованным или выложенным эмалью на навершии. (Это было английское оружие, принадлежавшее Хэмфри де Боуну, умершему в 1319 г. Предмет взят из описи его оружия.)

Самый лучший и самый прекрасный средневековый меч из всех, которые дошли до наших дней, - меч брата Фернандо де ла Серда, Франциско, короля Кастилии и Леона (вклейка, фото 10, а). Его нашли в главной капелле Толедского собора в 1941 г., во время поисков останков короля Санчо II (1223–1248), предпринятых по распоряжению португальского правительства. В ходе их открыли и гроб Санчо IV (Храброго). Внутри, под дорогим покровом, нашли мумифицированное тело короля. Голова его лежала на подушке, богато отделанной гербами. Убран он был (в манере, напоминающей о Джоне Английском) так, как принято хоронить францисканских монахов: на голове замечательная корона из позолоченного серебра, украшенная гербами Кастилии и Леона, древними камеями и сапфирами; на ногах пара великолепных шпор (вклейка, фото 10, b); рука покоится на рукояти меча, спрятанного в ножны.

Известно, что оружие хранится в сокровищнице Толедского собора, но, в отличие от других хорошо сохранившихся мечей приблизительно 1320 г., этот увидеть нельзя. Недавно были опубликованы некоторые предварительные заметки по поводу данного оружия, основанные на собранной информации и двух фотографиях (тех, что воспроизведены здесь, на вклейке, фото 10, b); до этого в популярном испанском журнале «АВС» появилась короткая статья о гробнице и ее содержимом. Фотографии оказались довольно-таки неудачными, но на них, по крайней мере, клинок и ножны изображены во всю длину.

Сам меч принадлежит к типу XII, навершие - к типу H, а крестовина в стиле 6; на каждом конце у нее по две зазубрины. Рукоять сделана из твердого черного дерева (возможно, эбенового), она продолговатая в сечении, со скошенными углами, в середине ее небольшая выпуклость; в верхней и нижней части к ней прикреплен узкий металлический воротничок. На каждой из внешних сторон есть три углубления в форме дисков (на одной из них два диска отсутствуют). Здесь были гербы Кастилии и Леона; описывали их как эмалевые, но на самом деле это цветное стекло. Между дисками расположены выложенные точно таким же образом квадратики с шахматным рисунком, а вверху и внизу расположены треугольники с аналогичным узором.

Все металлические части рукояти украшены гравировкой с орнаментом Mudejar, включающим в себя куфические буквы, которые, вероятно, использованы исключительно с декоративной целью. Навершие, крестовина и воротнички сделаны из железа, фон для гравировки покрыт позолотой. Они совершенно целы; очень примечателен тот факт, что соприкосновение с рукой мертвого рыцаря не заставило металл поддаться коррозии.

Лезвие несколько пострадало от ржавчины, но на некоторых его частях сохранилась полировка зеркальной чистоты. На одной стороне клинка, возле рукояти, выгравирован круговой орнамент из листочков; центральная его часть прежде располагалась на маленькой пластинке, пересекающей углубление желоба, но сейчас она утеряна. Однако отверстия для державших эту пластинку заклепок все еще можно разглядеть. В желобе на каждой стороне лезвия находится тисненая надпись, похожая на те, что делали на испанских мечах; она читается от кончика клинка к рукояти в противоположность другим, более распространенным вариантам. Эти надписи не всегда можно прочесть из-за ржавчины. Они состоят из превосходно выполненных букв ломбардского алфавита, но сейчас видно только следующее: на одной стороне «GL … IARA», на другой - «М … N?AS». Превосходно сохранившиеся ножны сделаны таким же образом, как и на туринском мече Св. Мориса: из двух тонких дощечек, в данном случае покрытых розовой кожей и украшенных двумя вытисненными линиями. Заканчивается изделие простой U-образной оковкой из серебра, похожей на ту, что изображена на портрете Уильяма Лонгспи, графа Солсбери, в Солсберийском соборе (приблизительно 1240 г.). Пояс прикреплен двумя лентами черной кожи, одна из которых находится приблизительно в дюйме от устья ножен, а другая - на три дюйма ниже первой; они тесно обернуты вокруг ножен и соединены диагональной полоской кожи. Пояс сделан из светло-зеленой парчи, с узкими обрамлениями красного шелка, украшен витым орнаментом. Как и все пояса этого типа, он состоит из двух частей различной длины, каждая из которых кожаными лентами привязана к ножнам. Пряжка и оковка пояса отсутствуют, но глазки сделаны из серебра; можно предположить, что тот же материал использовали и для создания ныне утерянных деталей.

Известно, что найденная на голове Санчо IV корона принадлежала его отцу Альфонсо X (1252–1284); возможно, что и с мечом дело обстоит так же. Он принадлежит к типу, который часто использовали в 1250–1300 гг., и, хотя само изделие не могло быть сделано позднее 1295 г., нет ничего невозможного в том, что оно относилось еще к 1260 г. В данном случае у нас есть только верхний ограничительный предел - вполне вероятно, что в действительности меч был несколько старше и перешел к будущему королю по наследству.

Как я уже сказал, в Толедском соборе есть еще один прекрасно сохранившийся и очень красивый меч более позднего периода (приблизительно 1320 г.), и он будет описан в следующей главе; другой, принадлежавший св. Фердинанду, хранится в Севильском соборе в качестве реликвии этого святого. Это меч типа XII, с рукоятью из гранатов и горного хрусталя в серебряной оправе. Навершие (тип I) выполнено из хрусталя, а рукоять и большая часть крестовины - из граната. Серебряная оправа украшена в том же мавританском стиле, что и рукоять меча Санчо IV. Острием оружие закреплено на постаменте из золота или позолоченной бронзы, так что оно стоит без поддержки, напоминая крест.

Не так давно часть ножен XIII в. была найдена в долговой яме города Ковентри и теперь хранится в городском музее. Сохранилась только верхняя часть кожаной обивки, все деревянные части рассыпались (в этом месте были отличные условия для того, чтобы кожа сохранилась). На задней стороне ножен вытиснен диагональный крест приблизительно 3,5 дюйма глубиной, находящийся между двух пар горизонтальных линий, которые напоминают следы обычного для XIII в. крепления к поясу, который, вероятно, некогда находился тут же. Подобные линии ясно видны на фотографии ножен Санчо IV. Под этими отметинами идет ряд из шести вертикальных прорезей, каждая приблизительно в 0,25 дюйма длиной. Они полностью сочетаются с методикой продевания креплений ремня сквозь покрытие ножен, принятой в то время, хотя в данном случае отметина и расположена на 4 дюйма ниже, чем это делалось обычно; ножны с таким креплением можно увидеть на изображении рыцаря в церкви Эша-на-Сандвиче в Кенте (приблизительно 1300 г.).

Мечи из соборов в Толедо и Севилье принадлежат к категории немногих оставшихся в том храме, куда их положили на хранение. В Средние века это было вполне обычным делом: мечи оставляли в церкви либо по обету (как сделала Жанна д"Арк с оружием, добытым в личной схватке с бургундским тяжеловооруженным всадником при стенах Парижа, - его повесили над колонной в Сен Дени), либо оставляли над или под склепами рыцарей, либо клали внутрь. Здесь стоит отметить, что, когда в 1797 г. открывали склеп короля Джона, его тело нашли в тех же одеждах, что были изображены на крышке, разве что на голове вместо короны оказался монашеский клобук. Слева лежал меч. Стотард так описывал тело:

«Его левая рука была прижата к груди, и рука сжимала меч точно так же, как и на надгробии. Манжета на этой руке все еще лежала на груди. Меч сильно проржавел, его обломки лежат через некоторые промежутки вдоль левой стороны тела, а ножны сохранились гораздо лучше».

Очень хотелось бы узнать, как выглядели эти ножны (поскольку на крышке гробницы их нет). Увы, реальный экземпляр пока что недоступен, поэтому можно только гадать, как он выглядел на самом деле. Стотард не говорит, что сделали с этими реликвиями (он упоминает достаточно большую часть королевских одежд, а также меч и монашеский клобук), поэтому можно сделать вывод, что они все еще находятся в гробу.

Можно надеяться, что во многих могилах воинов в Европе все еще лежат мечи, похожие на оружие короля Джона и инфанта Фернандо. Это послужит источником огромного количества археологического материала, тем более ценного, что бесчисленные мечи, некогда висевшие над средневековыми гробницами, теперь исчезли безвозвратно. Например, среди добычи Черного принца, хранившейся в Кентерберийском соборе, был интересен один, но триста лет как он утерян. В описании капеллы Генриха V в Вестминстерском аббатстве, сделанном Дартом, упоминается о мече и кинжале, которые хранились там вместе с другими «военными принадлежностями»; теперь там нет и следа какого-либо кинжала, а меч практически наверняка имелся в виду тот, что находится в хранилище рукописей.

Известно, что один или два находившихся в зоне досягаемости меча вынесли из церквей, где они хранились, и мы можем подозревать, что и остальные подверглись такому же грабежу. Мистер (а позднее сэр) Юстиниан Ишем, к примеру, в 1717 г. посетил церковь в Холденби и записал в своем дневнике: «Древняя деревянная скульптура человека, которым, по рассказам, считается сам Холденби; над ней лежат меч и шлем». Такое же изображение упомянуто Бриджем, и там говорится о «железном мече и шлеме, лежащих близ него». Ранее в этом же столетии местное предание рассказывало о том, что много лет назад (т. е. когда-то во времена Средневековья) статуя, меч и шлем забрал «джентльмен, который ради этой цели приехал в карете». Кроме того, мы знаем о судьбе шлема, который до начала XIX в. висел на крюке над гробницей сэра Ричарда Пембриджа (1371 г.) в Херфордском соборе. Тогдашний декан собора отдал его известному коллекционеру сэру Самюэлю Мейрику, который в области истории доспехов и оружия может быть назван вторым Геродотом. Из его коллекции этот предмет со временем перешел в Королевский Шотландский музей в Эдинбурге, где хранится и по сей день. До недавнего времени крюк, на котором изначально висел этот шлем, можно было увидеть в Херфордском соборе, над разграбленной гробницей сэра Ричарда .

Совершенно ясно, что в настоящее время многие из мечей, некогда хранившихся в церквах, находятся в музеях и частных коллекциях (у меня у самого два); этот вывод можно сделать, исходя из их состояния. Все сохранившиеся мечи средневекового периода делятся на. три группы: те, что были выкопаны из земли или подняты со дна рек (подавляющее большинство); предметы, хранившиеся в церквах (очень немного), и те, о которых постоянно заботились с самого дня изготовления и которым никогда не позволяли ржаветь (например, фальчион Коньеров).

Мечи из первой группы либо очень сильно повреждены, либо отлично сохранились благодаря защитному слою черного налета (как правило, он содержит основной гётит FeO(OH), который образуется на клинке благодаря взаимодействию с почвенными химикатами. Естественно, много образцов находится посередине между состоянием сильнейшей коррозии и идеальной сохранности. «Церковные» мечи легко отделить от всех остальных. Они находились на открытом воздухе и в определенной степени всегда подвергались воздействию влажности и пыли; изначально это оружие покрывали толстым слоем жира, но, скорее всего, не чистили с тех самых пор, как повесили или положили над гробницей. Ведь это оружие считалось священным; во всяком случае, его старались не трогать с того места, где оно оказалось. Очень жаль, что такое отношение не продержалось дольше - тогда у нас, возможно, было бы куда больше хорошо сохранившихся материалов для исследования путей развития средневековых мечей. На клинках их образовывалось некоторое количество патины, состоящей из очень близко расположенных друг к другу мелких углублений от ржавчины, покрытых жестким черным налетом. Эти крохотные ямки, возможно, образовались в результате воздействия слоя пыли, налипшей на предохранительный слой жира; частицы грязи задерживали влагу, которая со временем проникала сквозь защитную поверхность и окисляла поверхность металла, но не слишком сильно, благодаря все тому же жиру. В течение многих лет этот налет из пыли и сала спекался в более или менее твердую патину, на которой грязь собиралась слой за слоем, формируя свежий слой ржавчины поверх патины; таким образом, по большей части окисление, вместо того чтобы идти вовнутрь и поражать сам клинок, направлялось вовне и только увеличивало слой верхнего налета. Поверхность тех немногих экземпляров доспехов, которые еще остались на своем месте в церквах, во всех случаях выглядит именно так. Благодаря этому всегда можно определить если и не точное происхождение подобных экземпляров, то хотя бы место хранения; все же это дает исследователям некую ниточку, следуя которой иногда можно установить владельца меча и более или менее точно определить место его изготовления.

В 1939 г. мне повезло приобрести меч, хранившийся именно таким образом (вклейка, фото 9, а). Спешу добавить, что я абсолютно честно купил его на распродаже в Лондоне и что предыдущий владелец (джентльмен из Сомерсета) получил это оружие точно таким же образом за четыре года до меня. В свое время оно находилось в составе «собственности венского коллекционера», как было обозначено в списке предметов, назначенных к аукциону. Можно только гадать, в какой из церквей Австрии он его нашел. Сведений об этом не сохранилось, но благодаря тем признакам, о которых я только что подробно говорил, можно точно установить, что хранился этот предмет именно таким образом.

По счастью, никто из предыдущих обладателей не стал чистить этот меч. В 1939 г., когда я купил его, он был совершенно черным, клинок выглядел толще из-за ржавчины, деревянную рукоять покрывали слои пыли, копившейся веками, а под ними прятались немногие оставшиеся фрагменты кожаной или полотняной обтяжки. К сожалению, после снятия грязи сохранить их не представлялось возможным. Корка спеклась за века, а неизбежная сырость, возникающая даже в закрытом помещении, полностью погубила непрочную обивку рукояти. Мне даже не удалось точно определить материал, из которого она была сделана, - разрушение зашло слишком далеко.

Для того чтобы очистить всю поверхность меча, потребовались в буквальном смысле месяцы работы. Ржавчина на поверхности была рыхлой и пыльной, но ниже оказался плотный темный слой; черная патина оказалась жесткой, как кремень, и ее удалось снять только с одной стороны клинка; с более мягкого металла навершия и крестовины этот слой удалить оказалось легче, но все равно он сошел лишь частично. После войны рукоять исследовали в лаборатории Британского музея. Я немного сомневался, была ли она изготовлена одновременно с «мечом войны» типа XIII (т. е. приблизительно в 1300 г.), или это замена более позднего периода. С самого начала все говорило за то, что это оригинал, но мне очень хотелось получить научно обоснованное подтверждение этого. Естественно, у меня оказался изначальный вариант, сделанный из древесины бука.

Третья группа, т. е. мечи, о которых с самого начала постоянно заботились и тщательно чистили, исключительно мала. Таким образом хранили несколько мечей XIV в., удивительно большое количество образцов XV в., не говоря уже о таких реликтах, как два меча Св. Мориса (из Толедо и Вены), фальчион Коньеров или оружие из Толедо и Севильи.

Причина, по которой так много мечей находилось в храмах, возможно, состоит в том, что все они в некотором смысле принадлежали церкви. Во время церемонии посвящения в рыцари оружие освящали на алтаре, и предполагалось, что после смерти владельца оно туда же и вернется. Возможно, именно поэтому, а не в тщеславной погоне за бессмертной славой так много мечей и копий, шлемов и латных перчаток повешено над гробницами, так много оружия лежит внутри их. Воин закончил все свои дела на земле; он использовал (или должен был использовать) эти вещи для того, чтобы защищать и поддерживать церковь, и поэтому с его смертью их работа тоже была завершена, и они тоже нуждались в долгом отдыхе. То же самое чувство, хотя не освященное христианством, заставляло викингов и их предшественников класть оружие в могилу вместе с телом погибшего. Разница в данном случае состоит в том, что оружие викинга мог со временем получить его потомок или просто человек достаточно храбрый и умелый, чтобы оказаться его достойным, а оружие рыцаря навечно должно было остаться там, где упокоился его хозяин, - больше оно не служило уже никому.

На многих изображениях английских воинов XIII и начала XIV в., как кажется, отражено именно это. Здесь нарисовано, как лежащий на надгробии рыцарь вкладывает свой меч в ножны. Некоторые из этих фигур выглядят так решительно, что, по общему мнению, они, напротив, меч вынимают, однако это полностью противоречит идее отдыха после хорошо выполненной работы. Тем не менее правая рука многих из этих рыцарей лежит на верхней части навершия, как будто они только что финальным толчком отправили оружие на место, в ножны. Хотя это противоречит всеобщему убеждению, что здесь была сделана попытка изобразить постоянную готовность воина к сражению ради защиты Матери-Церкви даже после смерти, я считаю, что они должны были только упокоиться у нее на груди, потому что бой для них окончен навсегда.


| |

Инструкция

Для начала позаботьтесь о том, чтобы у вас было разрешение на ношение оружия. Без этого с меч ом на улицу лучше не соваться, разве что он у вас деревянный. Даже если вы сделали меч самостоятельно и перерезать упавший волос вам им вряд ли удастся, о разрешении стоит позаботиться, иначе потом не оберетесь проблем. За подобным разрешением обратитесь в ближайший РОВД.

После того как разрешение вы получили, необходимо достать . Вы можете приобрести их в антикварном магазине либо в магазине, торгующем холодным , а можете сами – на форумах реконструкторов знающие люди делятся своим опытом по изготовлению этого аксессуара.

Если решите изготовить ножны самостоятельно, то вам понадобится доска толщиной 8 мм и раза в два–два с половиной длиннее самого меч а, рубанок, клей, кожа, резак и шило с ниткой. Любимой породой для изготовления ножен у европейских воинов в Средние века был ясень. Вначале нужно вырезать детали ножен , затем склеить их и обтянуть . Дальнейшее – дело фантазии благородного . Можете обтянуть ножны бархатом, украсить тиснением, вышивкой, камнями.

Теперь можно перейти к изучению способов ношения меч а. Средневековые не крепили ножны непосредственно к ремню. Зачастую меч носили на перевязи через плечо таким образом, что рукоять поднималась к груди. Позже его носили на портупее, прикрепленной к ремню, при этом меч свободно болтался на бедрах. А в конце 14 столетия пришла новая мода на ношение меч а. Теперь строго вертикально висело на левом боку, крепясь к ремню с помощью пары маленьких ремешков. В пятнадцатом веке портупея состояла из нескольких ремешков – несколько из них крепились под самым устьем ножен, а остальные висели практически на середине. Сам меч при этом находился под углом 45 градусов.

Неважно, по моде какого столетия вы решили носить меч , главное условие – носить его с гордостью.

Источники:

  • Как сделать ножны

Найти или приобрести меч старинной работы – большая удача. Ну а как быть, если оружие пролежало десятки лет в земле, в подвале или на чердаке и потеряло вид. Качественная реставрация может обойтись в десятки раз дороже стоимости самого изделия. А что если попробовать самому?

Инструкция

При ремонте поврежденного лезвия нужно постараться максимально сохранить его основные элементы – грани лезвия, острие, дол. Есть свои особенности и при реставрации самурайских меч ей. В полировку лезвия можно начать с наждачной марки 600, постепенно доходя до 2500 и пасты.

Финишную полировку завершите зеленой , нанесенной на кусок кожи. Гуашь должна высохнуть, но перед началом полировки рекомендуется капнуть несколько капель воды. Сам процесс осуществляется мягкими, равномерными возвратно-поступательными движениями. Не рекомендуется использовать для очистки лезвия кислоты и жидкости для удаления ржавчины.

Легкую очистку лезвия меч а лучше производить с помощью пасты Johnson. Она наносится на поверхность кусочком ткани и как только лезвие приобретает зеленый цвет, его необходимо вытереть чистой тряпкой. Проделать эту операцию нужно несколько раз до тех пор, пока тряпка после протирки не будет совсем чистой.

Затем на лезвие на 2 часа наносится слой воска до его высыхания. После этого его нужно протереть полотенцем или шерстяным носком, что придаст лезвию великолепный блеск. Оставшийся воск удаляется с помощью ацетона. Для дальнейшей защиты лезвия рекомендуется покрыть его тонким слоем сырой нефти.

Меч - это рубящее оружие, имеющее обоюдоострый клинок, длина которого не должна быть меньше длины предплечья. Ролевые игры и реконструируемые сражения требуют умения держать оружие. Меч и в таких случаях могут использоваться разные, и у каждого свои особенности. Чаще всего в инсценировках европейских битв используется европейское оружие.

Вам понадобится

  • - текстолитовый или деревянный меч.

Инструкция

Независимо от того, левша или правша берется за оружие, меч держат в одной руке. Наполовину согните руку в локте. Возьмите меч рукоять, поднимите его лезвием вверх и слегка наклоните вперед под углом примерно 30°С к вертикали. Его нельзя зажимать в руке слишком сильно. Охват должен быть мягким. В противном случае нападающий может легко выбить его у вас из рук, при этом сильно отбив вам кисть.

Большое значение имеет стойка - положение тела. Встаньте к предполагаемому противнику тем боком, в какой руке у вас меч. Ноги расставьте так, чтобы пятки находились на ширине плеч. Если меч в правой руке, правая ступня направлена в сторону противника, а левая располагается перпендикулярно ей. Если меч держит левша, то впереди будут находиться левая рука с и левая ступня. Такое положение обеспечивает максимальную защиту тела, поскольку оно находится как бы «в тени» меча Возможность отражения ударов противника достигается минимальными движениями кисти держащей меч руки.

В случае нанесения противником ударов сверху с правой или с левой стороны отражайте их, подняв меч вверх и заведя кисть в ту сторону, откуда наносится удар. В результате ваш меч окажется в положении, готовом к контратаке сверху. В случае нижнего левого или правого удара отразите атаку, опустив клинок вниз и отведите удар в сторону, с которой произведено нападение. При этом ваш меч окажется в начале траектории , что позволит вам провести закрутку оружия противника. После этого вы сможете атаковать рубящим ударом сверху, сделав шаг вперед.

Следует отметить, что при работе мечом нужно обеспечить не насильственное им управление, а корректировку движения уже раскрученного в воздухе оружия. Это одновременно позволяет сберечь силы и предохраняет бойца от ударов, способных выбить меч из руки.

Если у вас двуручный меч, возьмите его тоже в одну руку. Вторая рука в этом случае помогает повороту меча, придерживая его за навершие, или служит для перехвата, если боец уверенно работает обеими .

Обратите внимание

Как при отражении удара, так и при атаке следите, чтобы локоть держащей меч руки не оказался уязвимым для противника. Для этого рекомендуется больше работать кистью, а двигаться всем телом.

Помните золотое рыцарское правило: «Меч является продолжением руки».

Бои на мечах – это красиво и романтично. Подобное хобби позволяет на время перенестись в те времена, когда мужчины были отважны и благородны, а женщины – прекрасны и таинственны. Если вы хотите окунуться в романтическую эпоху, а также поддерживать себя в хорошей физической форме, научитесь драться на мечах .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!