Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Думай как фрик. Нестандартные способы решения проблем

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев

Мы все так или иначе сталкиваемся с необходимостью решать проблемы, возникающие на работе. Только одним почему-то удается всегда найти оригинальные, а то и прорывные решения. А другие, как ни старайся, движутся только «по накатанной колее». Но умение находить изящный выход из любой ситуации – это не дар небес. Его вполне можно в себе развить. И нужно для этого не так уж и много.

Решение проблем с помощью подсознания

Нестандартные решения… Эта формула отсылает нас к возможностям и ограничениям личного творчества, к готовности рисковать, оценивая при этом возможные последствия своих новаторских идей из соображений «пользы дела». Наверное, это одна из базовых характеристик руководителей – людей, которые должны оставаться многовариантными и «свежими» в своих решениях, опираясь на уже освоенный опыт возможностей текущей ситуации, и готовых исследовать новые, рождающиеся «здесь и сейчас» творческие потенции происходящего.

Что же для этого надо? Какие способности обеспечивают нас возможностями развивать свою смелость и в итоге отказываться от стандартных решений в проблемных, критических ситуациях? Ответ прост. Для этого требуются любопытство, живой интерес, готовность рисковать, тяга к неизведанному – именно на этих энергиях мы можем развернуться к поиску нестандартного решения. Следующий закономерный вопрос: как развить в себе все эти полезные качества? Другими словами, на какой «почве» они могут произрастать?

Будь не таким, как все!

Предпринимательское творчество: 4 столпа

Источник побед и поражений

Вот что говорит нам на этот счет психология. Новое всегда возбуждает. Но и всегда страшит. Почему? Все просто: когда мы взрослые, у нас уже есть библиотека «проверенных решений», выручавших нас «там и тогда» в проблемных ситуациях. И чем старше и опытнее мы становимся, тем она обширнее. И тем больше соблазна побыстрее оформить решение проблемы привычным, освоенным и повторенным много раз способом. Избежав страха, опасности риска, возможности ошибиться .

Неудачи как ступеньки к успеху

Конечно, ошибиться можно и в этом случае, «выдернув» из библиотеки малоподходящий для текущей проблемы способ ее решения. Но тут наш мозг всегда готов прийти нам на помощь, обосновав принятие решения ссылкой на успешность примененного метода в прошлом. А если голова «говорит» нам, что решение было оправданно – тут мы и вовсе начинаем чувствовать себя героями. Мы же вроде как и не виноваты, что метод в этот раз не сработал! Всему виной – прошлое. Именно с ним мы в такой ситуации делим ответственность за свое настоящее. И это нас успокаивает.

А ведь когда-то, в далеком – или не очень – детстве, у нас таких возможностей просто не было. Мы формировали свой жизненный опыт день ото дня, и день ото дня непосредственно проживали как свои успехи , так и свои поражения. Однако вот что важно: детское любопытство и готовность исследовать новое проявляются только тогда, когда мы чувствуем себя в безопасности. А ощущения «опасно – безопасно» коренятся, прежде всего, в нашем теле! Так что первым шагом к поиску нового решения в проблемной ситуации должно стать внимание к ощущениям своего тела в те моменты, когда вы «входите» в поле проблемы. Как можно «прислушаться» к тому, что происходит в вашем теле в эти минуты?

Шаг 1. Обеспечьте себе как минимум 5, лучше 10 минут гарантированного уединения, вплоть до отключения телефонов. Сядьте на стул с комфортной спинкой так, чтобы обеими стопами ощущать прочную и безопасную поддержку пола. Бедрами и спиной – прочную и безопасную поддержку стула (Рис. 1). И минуту-другую просто понаблюдайте за своим дыханием. Это поможет вам «продышать» напряжение в теле, расслабить привычные для вас «спазмы мобилизации». Пока отпустите происходящее. Ваша задача сейчас – вернуться в себя, к себе, к своему прочному, надежно расположенному в дружественных и безопасных поверхностях телу. Из которого растет ваша умная и сейчас возбужденная ситуацией голова. «Просканируйте» свое тело, постарайтесь прочувствовать реальность ваших ног, рук, туловища, шеи, головы. Для этого хорошо подходит «простучать» кончиками пальцев те области, которые трудно сейчас мысленно к себе присоединять. Когда соберете всю свою телесность в осознание, спросите себя, где именно сейчас больше всего возбуждения? Как вы его ощущаете? И где больше всего напряжения? Как оно проявлено?

Шаг 2. Вторым шагом может стать распределение энергий волнения – возбуждения по всему своему телу. Вот как получается. Например, визуализируя волны тепла или цвета (того, образ которого вам сейчас подходит), или следуя за своими телесными ощущениями. Тут подходящим инструментом может стать ваше дыхание, на волне которого вы можете «доставлять» энергии в осознаваемые здесь и сейчас области своего тела. Оставайтесь в этом процессе столько, сколько вам комфортно сейчас.

Шаг 3. Третьим шагом исследования, насколько вы можете доверять безопасности происходящего, может стать следующее. Оставаясь в своих картинках и ощущениях, попробуйте себе сказать, без использования приставок «не», что ваши кости, ваши мышцы и прочие ткани, ваша кожа – вполне такой прочный «контейнер» для того, чтобы энергии вашего возбуждения могли спонтанно разворачиваться в новой для вас ситуации. Да, возможно, что такие ситуации уже много раз случались в вашей жизни, и вам реально трудно поверить в ее новизну. Но для вашего тела, в его бесконечном процессе обновления клеток, в его временном измерении, каждый следующий миг жизни точно новый. Попробуйте это сейчас уловить. На самом деле именно это может стать лучшим лекарством от скуки «на все времена». Ведь корень скуки – безопасность вечных повторов. Да, без суеты возбуждения и взрывов тревоги. Да, с более прочными гарантиями от ошибок. Но ведь скучно-то как!

В режиме сканирования

Очень надеюсь, что эти три простых упражнения помогут вам упрочить свое ощущение безопасной готовности к отходу от стандартов. И тут – самое время развернуться от своей «телесной жизни» к ситуации рабочего порядка.

Шаг 4. Следующим шагом может стать «сканирование» вашего опыта в поиске именно стандартных решений. Вам ведь надо оттолкнуться от чего-то надежного и прочного в движении к неизведанно-новому? И «полом» для этого толчка может стать именно перебор проверенных способов решения подобного рода проблем. Их вполне можно записать на листе бумаги, чтобы точно понимать, как вы уже поступали в подобной ситуации.

Шаг 5. И вот вы сделали себе «запас» прочности, сформировав ощущение, что в любой момент можете свернуть на «проторенную дорогу». Настало время для следующего шага – пора запускать «поисковик нового решения». Как это сделать? Я предлагаю вам искать решение проблемы, уделяя этому процессу по 10 последних минут каждого часа. Вот почувствовали себя поглощенным своим возбуждением – мыслями – поисками, сразу спокойным человеческим голосом говорите себе: «Да, это нужно и важно. И я обязательно подумаю об этом с 9.50 до 10.00. А пока я…» И вот чем заполнять это многоточие? Конечно, ваш рабочий график предоставляет для этого массу возможностей: ответить на письма, провести встречу, поговорить по телефону. Но для того чтобы начать движение к нестандарту, лучше всего будет реально «подвигать телом». Сделать пробежку, сходить в бассейн, просто пройтись по коридору, подняться и спуститься по лестнице. Тут хороши именно активные способы заполнения времени. Но 10 минут каждого офисного часа нужно возвращаться к поиску решений проблемы.

Кстати, не стоит расстраиваться, если решение не появится в течение дня. Хороший сон – тоже отличный помощник в этих вопросах. Ложась спать, попросите свое Бессознательное показать вам ваше проблемное событие с глубоких, иррациональных пластов. А утром поставьте будильник на 10 минут раньше привычного. И вот эти 10 минут попробуйте сосредоточиться на воспоминаниях о сне. Вполне возможно, что вы получите в подарок творческое, изящное решение проблемы.

«Эврика!»

Вдохновение

Креативность

И вот вожделенный момент настал: в голове родилась парочка свежих, живых идей! Пора сделать следующий шаг – протестировать возможные риски. То есть соотнести свежесть и «калорийность» «улова» с реальными возможностями текущей ситуации все это «переварить», и за счет этого развиться в наилучший вариант. И тут вам имеет смысл, прежде всего, дать себе право на ошибку . Если вы и правда озаботитесь поисками «наилучшего решения» – все, вы увязните в анализе возможных «проплешин» навсегда. На что можно опереться в этой ситуации? Да, прежде всего на опыт своих неудач. Если вы – живой человек, то такой опыт у вас точно есть. Другое дело, что вы с ним привычно делаете? Старательно его игнорируете, стремитесь побыстрее забыть? Отрицаете?

Шаг 6. Тут я предлагаю вам сделать весьма дискомфортный на первый взгляд шаг. Уединиться в пространстве – лучше делать это дома – со всем возможным вниманием к своему телу (см. шаг 1) и максимально достоверно прочувствовать телом – прожить душой – опыт возможной неудачи. Обращая при этом внимание на реальную безопасность опоры вашего тела (Кстати, что бы это могло быть в вашей жизни? Кто или что вас бы реально поддержали в трудный момент?). И чтобы «завершить круг», я бы предложила вам – опять-таки через ощущения тела – пережить еще раз историю своего реального успеха. Большого или совсем маленького – не важно. Главное, чтобы это было событие, в котором вы нравились и себе, и другим участникам. Ситуация, когда в результате ваших решений, ваших усилий, вашего опыта и интуиции произошло что-то действительно хорошее. А удачным завершением этой работы над собой может стать простая, очень достоверная формула, которую следуют «прокрутить» в своей голове: «Я больше, чем моя текущая проблема. Я прочнее, чем иногда кажусь себе в проблемной ситуации. Я богаче, чем моя рабочая роль. Жизнь изменчива и многогранна, и шаг за шагом у меня все больше опыта и возможностей менять то, что в моих силах, принимать то, что изменить невозможно, и мудрости отличать одно от другого».

Наверное, каждый человек стыкался с какой-нибудь неразрешимой проблемой, когда необходимо правильно и быстро сделать свой выбор, но, почему-то, это никак не получается. Как же принять правильное решение, о котором не придется впоследствии жалеть? Итак, вот несколько способов, которые помогают немного пробудить вашу интуицию ото сна.

Давайте рассмотрим знакомую многим ситуацию. Вам предложили новую работу, с более высокой зарплатой и новыми интересными обязанностями. С одной стороны, вам хочется научиться чему-нибудь новому, поднять свое финансовое положение, но с другой стороны, вы боитесь не справиться с новыми обязанностями, не поладить с будущим руководством и коллегами. В таком случае, большинство людей начинают терзать сомнения. Но вот известные психологи попытались помочь нам, и выдвинули несколько своих методик для принятия нестандартных решений.

Одну из самых популярных и интересных методик придумал известный философ, математик, физик и врач Рене Декарт. Этот воистину мудрый и решительный человек смог много чего добиться в своей жизни: его аналитические труды по геометрии стали основой всех современных учебников по математике. Кроме того, именно Рене Декарт выпустил несколько интересных формулировок главных психологических и философских понятий, которые часто используются в современной психологии.

Чтобы решить для себя что-то важное Декарт советует поставить четыре главных вопроса, которые помогут найти альтернативу в любой жизненной ситуации.

Первый вопрос, который не обходимо задать себе: Что случиться, если это произойдет? Задавая себе этот вопрос, необходимо постараться ответить прямо. Следует вообразить, что случиться, если вы, например, согласитесь на новую работу. Важны именно те картинки, которые всплывают в памяти при ответе на этот вопрос. Пример ответов, которые могут всплывать:

Если я соглашусь на эту работу, я начну больше зарабатывать.

Если я соглашусь на эту работу, я начну уважать себя.

Если я соглашусь на эту работу, я продвинусь в своей карьере.

Второй вопрос, который вы должны задать себе: Что НЕ случиться, если это произойдет? Задавая этот вопрос, также необходимо быть полностью честным с собой. В то же время, вместе с позитивными моментами, с каждым нашим решением мы получаем и некоторые негативные стороны. Их необходимо также учитывать при принятии важного решения. Так, ответы на такой вопрос могут быть следующими:

Если я соглашусь на эту работу, я не смогу больше видеться со своими прежними коллегами.

Если я соглашусь на эту работу, я не смогу так много времени проводить с семьей.

Третьим, не менее важным вопросом, на который необходимо дать ответ, будет: Что случиться, если это НЕ произойдет? Этот вопрос подразумевает то, что человек должен задуматься над тем, что будет, если он откажется от реализации своего плана. Конечно, при таком вопросе ответы могут быть как позитивными, так и негативными. Например:

Если я не соглашусь на эту работу, то смогу не переживать за свое будущее.

Если я не соглашусь на эту работу, я всю жизнь буду сожалеть об упущенной возможности.

И последним, четвертым вопросом, будет: Что НЕ случиться, если это НЕ произойдет? Конечно, этот вопрос почти всех немного страшит, ведь наш мозг интуитивно отвергает «лишнее» не. Но все же попытайтесь честно ответить на этот вопрос. Ответы могут быть самыми разными, например:

Если я не соглашусь на эту работу, я не покажу себе, какой я ничтожный и не разочаруюсь в себе.

Если я не соглашусь на эту работу, я не потеряю свою мечту.

Просуммировав все свои ответы, человеку становится более легко выбрать тот путь, который поможет вам в будущем.

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

Одна из основных целей большого бизнеса – это быть впереди своих конкурентов как минимум на шаг. Это сможет обеспечить появление новых клиентов, новых продаж и получение всемирной славы. В наше время тривиальными решениями в управлении своим бизнесом можно добиться мало чего. Чтобы быть на вершине, нужно придумать что-то нестандартное и оригинальное. Компании, о которых далее пойдет речь, смогли обвести вокруг пальца своих конкурентов именно благодаря креативным идеям и решениям.

Многие из представленных случаев уже вошли в мировую историю бизнеса и могут служить отличным примером того, как нужно находить и воплощать в жизнь рецепты успеха.

Роберт Тейлор и жидкое мыло

В 1970-х годах был такой американский предприниматель, который изобрел жидкое мыло и продавал его с помощью своего небольшого бизнеса. Однако, изобретение не было запатентовано, так как идея сама по себе не была кардинально новой. Да и механизм насоса, без которого использование жидкого мыла будет затруднительным, тоже был изобретен очень давно. Тейлор понимал, что если крупные производители бытовой химии начнут массово выпускать жидкое мыло в дозаторах, то перспектив для развития его маленькому бизнесу не видать.

И тогда находчивый предприниматель решил просто не дать возможности другим производителям получить заветные пластиковые помпы-дозаторы, которые крепятся к бутылочкам с жидким мылом. В те года в Соединенных Штатах было всего две фабрики, которые выпускали такие помпы, и Тейлор сделал у обеих заказ на их изготовление стоимостью двенадцать миллионов долларов. На эту сумму можно было изготовить около ста миллионов дозаторов, и таким образом, следующие несколько лет обе фабрики работали только на то, чтобы выполнить заказ Тейлора. Конкуренты Роберта, конечно, могли изготавливать само жидкое мыло, но без удобной упаковки с дозатором, такой товар не был конкурентоспособным.

Осознанно пойдя на огромный риск, Тейлор не прогадал – уже через несколько лет его маленькая компания превратилась в огромный бизнес Colgate-Palmolive, производящий жидкое мыло, зубные пасты и другие средства гигиены.

«Oakley» и солнцезащитные очки

Летом 2010 года в Чили произошло обрушение породы на шахте. Следствием этой трагедии было то, что 33 работника оказались на глубине примерно 700 метров без возможности самостоятельно выбраться наружу. Начались спасательные операции, которые длились аж три месяца. Небезразличные люди и организации отправляли пострадавшим шахтерам еду, воду и другие необходимые средства для выживания. Компания «Oakley» решила переслать горнякам также и свою продукцию – солнцезащитные очки.

Когда спасение шахтеров наконец-таки завершилось успехом и они выбрались из заточения, им пришлось надеть полученные в подарок очки, так как глазам было сложно смотреть на дневной свет после такого длительного нахождения в потемках. На место происшествия, конечно же, прибыли корреспонденты практически со всех ТВ-каналов и печатных изданий, которые снимали на фото- и видеокамеры лица спасенных работников в очках от фирмы «Oakley». Таким образом, компания сделала себе бесплатную рекламу, которую увидела многомиллионная публика по всему миру, включая просмотры в интернете.

«Puma» и завязывание шнурков

Всем известно, что крупные футбольные матчи всегда являются отличной площадкой для размещения рекламы. Одни компании обклеивают рекламными плакатами стадионы, другие пускают бегущую строку на телевидении во время прямой трансляции матчей. В компании «Puma» решили действовать намного проще, и в то же время намного гениальнее. Они заплатили футболисту Пеле лишь за то, чтобы он завязывал шнурки на своих кедах на стадионе перед самым началом матча. Конечно, кеды на нем были от «Puma», и конечно, действия такого великого футболиста всегда попадали на главные экраны крупным планом.

«Asus» и производство компьютеров

Когда-то производителем материнских плат для американской компании Dell занималась одна небольшая фирма в Тайвани. После длительного сотрудничества, эта фирма захотела поставлять Dell также и другие комплектующие, и выдавать на выходе компьютеры целиком. Компания Dell согласилась, ведь видела в этом только выгоду. Через время тайваньский партнер предложил свое участие также и в управлении поставками. Dell снова с радостью принял предложение. Совместная работа закипела с новой силой. Для компании Dell такое сотрудничество было более, чем выгодным: они занимались продвижением своего продукта на рынок, а всю рутинную работу делал за них тайваньский партнер.

В один прекрасный момент тайваньские специалисты в очередной раз приехали в Америку, но не для переговоров с Dell. Они поехали прямиком в главный офис одной из крупнейших сетей магазинов электроники и предложили на продажу компьютеры собственного производства. Эти компьютеры были такого же высокого качества, как и продукция Dell, но цена их была несколько ниже. Кстати, тайваньская компания, о которой шла речь, сейчас является одним из ведущих производителей компьютерной техники в мире и называется она Asus.

«MCI» и невнимательность потребителей

В 1990-х годах международная телекоммуникационная компания AT&T начала внедрение новой акции для своих клиентов. Согласно её условиям, каждый клиент данного оператора связи должен набрать номер 1-8-00-operator, после чего мог воспользоваться новыми тарифами на связь по сниженной цене. Основным конкурентом AT&T тогда была компания MCI. Её специалисты сразу сообразили, на этом деле можно получить хорошую выгоду для себя.

Слово «operator» не является само по себе трудным для восприятия, но всё же допустить в нём ошибку можно. MCI добавили к своим номерам еще один, который выглядел так: 1-8-00-operatеr. Он всего лишь одной буквой (предпоследней) отличался от акционного номера AT&T, в остальном же полностью совпадал с ним. Таким образом, все клиенты AT&T, которые неправильно расслышали или записали номер, попадали в MCI. Ну а дальше с ними уже общались специалисты этой компании, используя все свои навыки и знания, чтобы сделать из них постоянных клиентов.

Когда зубную пасту в тюбиках только начали производить, отверстие в них делали очень узким – около 2 миллиметров. Конечно, выдавливать зубную пасту из такого отверстия было не очень удобно. Однажды компания «Colgate» решила провести некий конкурс среди своих постоянных клиентов на лучшую идею по усовершенствованию продукта. Один из потребителей выдвинул свое соображение по поводу увеличения диаметра отверстия в тюбиках зубной пасты. Сразу сотрудники Colgate восприняли эту идею в штыки: они не понимали, как это сможет увеличить продажи.

В результате долгих размышлений, всё же было решено запустить пробную партию зубной пасты в тюбиках с увеличенным отверстием. Продажи резко подскочили вверх. Почему? Всё просто: из больших отверстий люди выдавливали гораздо больше зубной пасты за один раз, поэтому тюбик заканчивался быстрее и приходилось покупать зубную пасту намного чаще, чем раньше.

«Lego» и рентгеновские снимки

Конструкторы «Lego» являются любимейшим развлечением для миллионов детей во всем мире. Любят их даже самые маленькие, которые могут случайно проглотить мелкие детали конструктора. Потребители начали всё чаще жаловаться на то, что их дети «съедали» элементы от «Lego», которые было крайне трудно обнаружить во время рентгеновского исследования.

Отказываться от производства мелких деталей в «Lego» не стали, так как это могло существенно снизить интерес детей к их продукции. Компания подошла к проблеме к другой стороны: они начали добавлять в материал, из которого делались мелкие детали конструктора, специальный компонент, легко проявляющийся на рентген-снимке. Количество случаев проглоченных деталей это, может, и не сократило, зато существенно облегчило родителям и врачам обнаружение этих деталей в желудках детей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!