Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Тактика игры на Cromwell. Оборудование для Cromwell

“Кромвель” появился благодаря конкурсу, объявленному английским генеральным штабом в конце 1940 — начале 1941 года, на “тяжелый крейсерский танк”. Легкие и быстрые крейсерские танки, находившиеся в то время на вооружении английской армии, были разработаны с учетом традиционных задач, которые всегда стояли перед кавалерией — развитие успеха, достигнутого в бою, и преследование противника, и не отвечали двум важнейшим требованиям современного боя: наличию надежного бронирования и высокой огневой мощи. В соответствии с условиями, выдвинутыми генеральным штабом в 1941 году, новый крейсерский танк должен был иметь боевую массу около 25 т, лобовую броню толщиной порядка 70 мм и 6-фунтовую пушку в башне диаметром 1,52 м.

Прототип такого танка, буквально с первого же дня работы получивший обозначение А24 и название “Кромвель”, был разработан фирмой “Наффилд”. Являясь усовершенствованным вариантом крейсерского танка “Крусейдер”, он унаследовал от него трансмиссию и силовую установку — двигатель “Либерти”, который, как очень быстро выяснилось, оказался не способным обеспечить нормальный ход танка массой около 27 т. Переименованная вскоре в “Кэвэлир”, эта неудачная машина стала использоваться в учебных целях, а также для выполнения некоторых специфических задач. Однако нет худа без добра, и “Кэвэлир” преподал хороший урок заказчикам бронетанковой техники: после него ни один танк не заказывался и не принимался на основании чертежей, не пройдя предварительно разносторонних испытаний, причем программа испытаний была весьма обширной, а ее требования крайне жесткими.

В начале 1941 года две фирмы — “Лейланд” и “Роллс-Ройс” — активно сотрудничали в области разработки нового танкового двигателя и в конечном итоге предложили танкостроителям мотор “Метеор” — модифицированный авиационный двигатель “Мерлин”. “Метеор” развивал мощность до 600 л. с. — более чем достаточно для тяжелых крейсерских танков, — а поскольку его доводка шла весьма успешно, то выносливость и надежность нового двигателя не вызывала никаких сомнений. Фирма “Лейланд” приступила к работе над танком, который получил название “Сентор”, но по сути дела был “Кромвелем” с мотором “Либерти”.

И поскольку к началу производства танков “Сентор” не было ни одного готового двигателя “Метеор”, первые машины оснащались моторами “Либерти” и были ненамного лучше злосчастного “Кэвэлира”. Следует отметить одну характерную деталь: моторное отделение танков “Сентор” было рассчитано на новый двигатель, и когда “Метеор” был наконец готов, большая часть танков после 1943 года прошла конверсию: вместо старых “Либерти” они получили более мощные “Метеоры”. Но, не дожидаясь появления нового двигателя, фирма “Бирмингем Рэйлуэй Кэрридж энд Вэгон Компани” (BRCW) по своей инициативе разработала последнюю версию “Кромвеля”.

Первая опытная машина появилась в январе 1942 года. Сначала обозначение танка несколько сбивало с толку, поскольку его называли и А27М (М — по названию двигателя “Метеор”), и “Кромвель” М, и “Кромвель” III. Однако эти проблемы закончились, когда были официально приняты обозначения танков “Сентор” и “Кэвэлир”. Учитывая то, что предыдущие неудачи были следствием поверхностных испытаний, “Кромвель” подвергли целой серии жестких тестов — настоящая роскошь для военного времени, — поэтому первые серийные машины появились только в январе 1943 года.

С двигателем “Метеор” проблем практически не было, и это вполне красноречиво свидетельствует о том, что при проектировании танка силовой установке уделялось особое внимание. Фирма “Роллс-Ройс” сама изготовила первую серию двигателей, чтобы в любой момент быть готовой к неожиданностям, которых можно ожидать от нового детища. Однако руководство военного ведомства приняло решение передать производство “Метеоров” субподрядным фирмам и тем самым освободить “Роллс-Ройс” для дальнейших работ над авиационными двигателями.

Ко времени появления первых “Кромвелей” генеральный штаб изменил свою политику по отношению к вооружению танков. Прежде считалось, что танковая пушка предназначена для ведения борьбы с бронетехникой противника, но боевой опыт, приобретенный в ходе войны в пустыне Северной Африки, показал, что основными целями были вовсе не танки, а окопавшаяся пехота и противотанковая артиллерия.

В этот период ощущалась потребность не столько в орудии, стреляющем бронебойными снарядами, сколько в пушке, способной поражать менее защищенные цели фугасными зарядами большой мощности. Таким требованиям отвечали американские танки “Шерман” и “Грант”, вооруженные 75-мм пушками, поэтому поступило предложение оснастить такими же орудиями и английские танки. Новые технические условия, разработанные генеральным штабом, в полной мере отражали эту точку зрения, но тем не менее учитывали по-прежнему существовавшую потребность в танках непосредственной поддержки пехоты (модификация CS).

Разработка 75-мм пушки явилась причиной новых задержек реализации программы производства танков “Кромвель”, также перевооружения ею серийных танков, вышедших из заводских цехов с 6-фунтовой пушкой. Первые 75-мм орудия поступили на вооружение в конце 1943 года. К тому моменту они уже морально устарели, что, впрочем, не помешало им прослужить до конца войны. Новая пушка представляла собой усовершенствованную модель 6-фунтового орудия, у которого позаимствовала ряд узлов и деталей. Ствол остался тем же, но был расточен, укорочен и снабжен дульным тормозом; затворный механизм ничем не отличался от тех, которые стояли на прежних моделях. Все это объясняет наличие множества дефектов, избавиться от которых полностью удалось только к маю 1944 года. Что касается боеприпасов, поставлявшихся по ленд-лизу американцами и принятых без каких-либо изменений, то с ними проблем не было.

Помимо 75-мм орудия “Кромвель” был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами BESA, один из которых был спаренным с пушкой, а второй устанавливался в лобовом листе корпуса танка — последнее напоминание о танковой доктрине первой мировой войны, когда корпуса танков буквально ощетинивались пулеметными стволами. Многие танкисты, воевавшие на “Кромвелях”, довольно скептически относились к этому пулемету, и на последующих модификациях танка его не устанавливали.

В соответствии с традициями английского танкостроения корпус “Кромвеля” делился на три отделения, а его бронирование выполнялось из кованых либо клепаных броневых листов. В переднем отделении находились механик-водитель и пулеметчик. От боевого отделения их отделяла перегородка с люком. Командир танка, наводчик и заряжающий располагались в башне с вращающимся поликом: наводчик слева перед командиром, а заряжающий справа. Башня с гидравлическим приводом поворачивалась на 360° за 15 секунд и позволяла с высокой точностью осуществлять наведение на цель.

На первых модификациях “Кромвеля” в распоряжении командира танка были два панорамных перископа, на последующих их стало уже восемь, что обеспечивало полный круговой обзор. Боекомплект состоял из 23 снарядов, которые находились в башне, 41 выстрела в боеукладках, располагавшихся вдоль стенок боевого отделения, и 4950 патронов для пулеметов. Радиостанция была установлена в задней части башни позади заряжающего, который выполнял функции радиста и постоянно находился на связи. Двигатель размещался в силовом отделении между двумя топливными баками и двумя большими воздушными фильтрами. За двигателем находились установленные вертикально радиаторы системы охлаждения.

В трансмиссии использовалась коробка передач типа “Мерритт-Браун”, которая в 1941 году с успехом применялась на пехотных танках “Черчилль”. “Кромвель” стал первым крейсерским танком с такой коробкой передач. Впоследствии английские конструкторы еще долго использовали в своих разработках сочетание двигателя “Метеор” с коробкой передач “Мерритт-Браун”. Подвеска типа “Кристи” была позаимствована у танка А13 и усилена, но, как оказалось, не достаточно, чтобы выдержать максимальную скорость 64 км/ч. Начиная с модели Мk IV скорость была снижена до 52 км/ч путем использования понижающей передачи. Более широкая, чем на А13, гусеница обеспечивала плавность хода, за что все танкисты любили “Кромвель”, тем более, что он оказался скоростным и маневренным.

Техническое обслуживание отличалось простотой, а надежность двигателей “Метеор” была настоящим подарком для механиков, которым приходилось стоически переносить все капризы изношенных моторов “Либерти”. Однако в ряде случаев экипажу, и в особенности механику-водителю и пулеметчику, приходилось сталкиваться с проблемами, которые возникали при аварийном покидании машины. На последующих модификациях предусматривались боковые люки для отделения управления, чтобы оба танкиста могли выбраться из танка при любом положении башни и пушки. Но установка этих люков привела к уменьшению свободного места на надгусеничных полках, и для хранения инструментов и ЗИПа остался только небольшой ящик позади башни.

Весь 1943 и начало 1944 года “Кромвели” использовались в учебных целях и впервые вступили в бой в ходе высадки англо-американских войск в Нормандии. Танки этого типа составляли основу боевой материальной части 7-й танковой дивизии и ряда разведывательных полков. Относительно немецких танков того периода « Кромвель» выглядел довольно сносно. Броня танка была сопоставима с немецким Т-4, вооружение похуже, но в бою оба танка были способны уничтожить друг друга. Причем «Кромвель» имел огромное преимущество в скорости, на 50% быстрее немецкой машины! «Пантера» которая появилась в 1943 году была в другой «весовой категории» и весила на 15 тонн больше чем «Кромвель» имела значительно более мощную лобовую броню и гораздо более мощное вооружение. Удивительно, но бортовая броня «Кромвеля» была или равна или толще бортовой брони «Пантеры». Хотя «Кромвель» и имел большое преимущество в скорости и надежности, «Пантера» безусловно являлась более мощным танком.

Предпринимались попытки увеличить бронирование «Кромвеля» путем наварки бронеплит, это повышало лобовую броню до сопоставимых с «Тигром» 101-102 мм. Однако впоследствии было принято, что какую либо выгоду установка дополнительной защиты не дает, хотя и отмечались случаи когда такая защита защищала экипаж «Кромвеля» от немецких бронебойных снарядов.

После Канского прорыва “Кромвели” получили возможность выполнять ту задачу, для которой и были созданы: развивать достигнутый успех. При поддержке танков модификации CS, вооруженных 95-мм гаубицами, эскадроны “Кромвелей” одержали верх над более тяжелыми немецкими танками благодаря своей скорости и маневренности. Что же касается огневой мощи, то в и этом случае английские танки по-прежнему не-могли тягаться с немецкими машинами. Все попытки установить на “Кромвели" 17-фунтовую пушку, закончились неудачей, поэтому экипажам приходилось рассчитывать только на себя (подготовка английских танкистов была выше всяких похвал) и на маневренность своих машин.

Попытки установить в башне “Кромвеля” 17-фунтовую пушку закончились, тем не менее, созданием танка “Челленджер” (А30). Первая модель, появившаяся в 1942 году, напоминала несколько удлиненный за счет дополнительного опорного катка “Кромвель”. Результаты испытаний нового танка были не очень обнадеживающими: корпус оказался чересчур узким для башни большого диаметра, а увеличение массы и удлинение шасси привело к потере скорости и поворотливости. Тем не менее “Челленджер” был принят на вооружение, и в начале 1943 года из цехов завода вышли 260 машин этого типа.

Следом за ним появился “Эвенджер” — тот же “Челленджер”, только оснащенный башней лучшего типа, но с более тонким бронированием крыши.. И наконец в 1950 году “Кромвель” превратился в самоходную установку: на стандартном танковом корпусе была установлена двухместная башня с 20-фунтовой пушкой, которой вооружались танки “Центурион”. В годы второй мировой войны “Кромвель” был наиболее широко используемым английским крейсерским танком и, не имея статуса основного боевого танка, вместе с “Шерманами” состоял на вооружении всех бронетанковых частей Великобритании.

Комментарии

1

: 31.10.2015 11:13

Не понял в статье этой фразы: "... Новая пушка представляла собой усовершенствованную модель 6-фунтового орудия, у которого позаимствовала ряд узлов и деталей. Ствол остался тем же, но был расточен, укорочен и снабжен дульным тормозом..." Это следует понимать так что путем расточки ствола 6-фунтовки получили диаметр канала ствола 75мм и в таком виде использовали с американским 75мм снарядом? Тем которым шел к американским шермановским 75мм орудиям? Или как?




: 18.02.2014 11:01

Цитирую танкист

читатель... просто у англичан,да и у американцев не было острой необходимости модернизировать свои танки и создавать что-то новое до конца 44г. потому что воевали они в африке в основном с Т-2, и старыми образцами Т-3 и Т-4. да и воевали то кое-как... другое дело,когда они открыли второй фронт и попали в настоящую мясорубку-тогда уже и необходимость появилась и опыт стал накапливаться.

А как это – «кое-как»? Не клали свой народ целыми батальонами и полками зараз в лобовых атаках без поддержки авиации и танков? Воевали они, как справедливо замечено, адекватно имеющемуся перед ними противнику. А Роммель, бедняга, сделал больше, чем любой другой на его месте смог бы при таком обеспечении и технике. Если бы фюрер тогда не заметался и дал ему сотни 2-3 новых «четверок», скока-нито «пантер», а главное – две нормальных воздушных эскадры (истребительную и бомбардировочную) – под Эль-Аламейном все могло по-другому закончиться. Особенно, если бы еще заставил «великого дуче» перебросить туда всю наличную итальскую авиацию. Внешне Африка, верно, - игра «Зарница» по ср. с Европой. Но дуже антиресно предположить, как бы развернулась война, если бы Роммель захватил аравийские нефтеносные районы и немцы получили бы много и постоянно нефти. Англия же (и в какой-то мере СССР через нее) этого источника лишились бы.



: 30.09.2013 12:02

Всем привет и добро пожаловать на aces.gg! В данном гайде речь пойдет о интересной машине, которую уже опробовали на европейском и американских серверах, и вот уже совсем скоро смогут по достоинству оценить и игроки РУ-сервера World of Tanks. Да сегодня речь пойдет о специальном премиумном британском среднем танке Cromwell B.

Внешне это машина 7-й танковой дивизии «Крысы пустыни», получившей свое имя за удачные действия в северной Африке. Танки «Кромвель» дивизия получила в 1944 году после возвращения в Великобританию. Именно они участвовали в высадке в Нормандии, дошли до Рейна и приняли участие в Параде Победы 7 сентября 1945 года в Берлине.

Исходя из ТТХ мы по сути получаем премиумный аналог прокачеваемого Кромвеля. Со всеми своими достоинствами а виде отличной динамики, высокой максимальной скорости и довольно хорошего ДПМа. не забываем и про все бонусы премиум техники: дополнительный фарм крдетиов и опыта и дополнительный опыт экипажа. Плюс ко всему сюда можно без штрафа пересаживать экипаж с любого прокачиваемого британского среднего танка.

Орудие

Орудие у Cromwell B хоть и выглядит по-другому, но является по сути все тем же топовым стволом прокачиваемого собрата. При разных названиях они являются копиями друг друга. Следовательно наше орудие имеет отличные показатели бронепробития и бб и подкалиберными. А такая скорострельность по сути нам дает «барабан» без надобности его долгой перезарядки через определенное число выстрелов.

Плюсы и минусы:

Плюсы:
— Высокая максимальная скорость
— Хорошая динамика
— Отличный ДПМ
— Отличное бронепробитие для 6 уровня, как базовым так и премиум снарядом
— Хорошие УВН -12,5 +20 градусов

Минусы:
— Отсутствие льготного уровня боев
— Малый альфа-страйк
— нет в свободной продаже
— слабое бронирование

дополнительное оборудование

Здесь выбор довольно очевиден:

орудийный досылатель среднего калибра,
улучшенная вентиляция и
усиленные приводы наводки.

Умения и навыки экипажа

Стандартом и хорошим выбором будет:

Командир -
Шестое чувство,
Ремонт,
Боевое братство.
Наводчик -
Ремонт,
Плавный поворот башни
Боевое братство.
Механик-водитель -
Ремонт,
Плавный ход,
Боевое братство.
Радист -
Ремонт,
Радиоперехват,
Боевое братство.
Заряжающий -
Ремонт,
Бесконтактная боеукладка,
Боевое братство.

Выбор снаряжения

Здесь еще один стандарт, а именно:
малый ремкомплект,
малая аптечка и
ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк
большой ремкомплект,
большую аптечку и
автоматический огнетушитель. Можно также вместо автоматического огнетушителя поставить
пудинг с чаем.

Тактика и применение

В наших руках оказался просто превосходный танк поддержки, и эту роль на и предстоит исполнять, как в топе списка, так и в его нижней части. Благодаря отличному показателю максимальной скорости в 64 км/ч мы можем оказываться непосредственно там — где нужна наша помощь: продавить направление вместе с союзными СТ, оказать поддержку своим тяжелым танкам или вернуться на защиту собственной базы — все это наш маленький Кромвель успеет осуществить.

Благодаря такому скорострельному орудию мы сможем просто «заклевывать» другие 6 уровни, а благодаря высокому бронепробитию также станем помехой и технике 8 уровня. Главное помнить, что разовый урон у нас довольно скромный, брони нет, как таковой и большим запасом ХП мы похвастаться не можем — поэтому нужно играть крайне аккуратно.

Итог

На выходе мы получаем отличный средний танк, который ничем не уступает прокачиваемому собрату, но имеет при этом уникальный внешний вид и все бонусы премиум техники. Коллекционеры уже в предвкушении появления танка в продаже потирают руки, также ждут его появление и клановые игроки, которые часто играют на Глобальной Карте World of Tanks, ведь в кампаниях и эвентах на 6 уровнях Кромвель бывает просто незаменим.

5-11-2016, 21:44

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня речь у нас с вами пойдет об отличнейшей боевой машине, одном из лучших средних танков на шестом уровне – это британский Cromwell гайд .

Действительно, по совокупности своих параметров данный агрегат даст фору практически всем СТ-6, однако, для результативной игры нужно знать основные Cromwell характеристики , его плюсы и минусы, только тогда машина раскроется в ваших руках максимально.

ТТХ Cromwell

Глядя на более обобщенные параметры можно сразу сказать, что в нашем распоряжении воле стандартный для среднего танка шестого уровня запас прочности. В плане обзора Cromwell World of Tanks слегка отстает от многих одноклассников, но это не критично, ведь базовая дальность составляет 360 метров и данный параметр можно подправить.

О броне нашего британца много говорить не придется, так как у Cromwell ТТХ бронирования очень скудные. Дело в том, что самая толста часть танка – это лоб башни, но толщина этой красной плиты не превышает 76 миллиметров, а как вы понимаете, пробить такой картон под силу каждому встречному. Усугубляется все тем, что наш танчик весь квадратный, так что даже о приведенке сказать нечего. Единственное, что хоть как-то может вам помочь – при столкновениях с противником доворачивайте корпус, только так можно постараться что-то отбить, но больших надежд не возлагайте.

Но средний танк Cromwell WoT силен не броней, наша главная фишка в подвижности, которую можно сравнить даже с легкими танками. Действительно, эта машинка способна развивать отличную максимальную скорость, делать это очень быстро за счет отличной динамики, а хорошая маневренность позволяет не только быстро менять курс и уворачиваться от снарядов, но и виртуозно крутить врага.

Орудие

Пришло время поговорить о главной составляющей каждого танка, его вооружении и в нашем случае действительно есть чем гордиться.

Первое, о чем хочется сказать – огневая мощь и не смотрите на то, что альфастрайк у нашей пушки маленький, Cromwell орудие обладает превосходной скорострельностью, что позволяет нам наносить примерно 2100 урона в минуту без досылателя.

Параметры бронепробития Cromwell Word of Tanks имеет е самые лучшие, но вполне приемлемые, мы комфортно воюем с танками 6-7 уровней и способны поражать цели восьмого уровня в уязвимые места. Однако для более уверенной игры стоит возить с собой 20-30% голдового боезапаса.

Еще одной отличительной чертой британской скорострельной пушки, установленной на Cromwell танк WoT будет хорошая конечная точность и очень быстрое сведение, но из-за ракета подобной подвижности у нас сильно страдает стабилизация и прежде чем сделать выстрел, придется подождать.

Вишенкой на торте будет тот факт, что танк Cromwell World of Tanks стал обладателем комфортных углов вертикальной наводки, пушка опускается вниз 8 градусов.

Преимущества и недостатки

Так как детальный разбор характеристик машины остался позади, пришло время подытожить все вышесказанное, выделив наиболее сильные и слабые стороны Cromwell WoT , ведь от этих знаний вы будете отталкиваться в бою.
Плюсы:
Высокая скорострельность и хороший ДПМ;
Достойные параметры бронепробития;
Отличная подвижность (максималка, динамика, маневренность);
Неплохая точность и быстрое сведение;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Обзор слабоват;
Плохая стабилизация.

Оборудование для Cromwell

Из явных недостатков нашей машины, который мы можем исправить, можно выделить только обзор, ведь поставить для улучшения стабилизации возможности у нас нет. Это значит, что стоит сильнее сфокусироваться на улучшении сильных сторон, так что на Cromwell оборудование устанавливаем такое:
1. – еще быстрее перезаряжаемся, значит наносим еще больше урона в минуту.
2. – компенсировать плохую стабилизацию можно, еще сильнее ускорив сведения, чтобы затрачивать меньше времени перед выстрелом после остановки.
3. – отличное завершение комплекта, которое позволит нам практически не отставать в обзоре даже от восьмых уровней.

Однако кому-то может захотеться пренебречь дальностью обзора в угоду повышения огневой мощи. В таком случае третьей пункт можно изменить, поставив на свой Cromwell , которая даст хороший прирост сразу к нескольким параметрам танка.

Обучение экипажа

Еще одна отличная возможность сделать из своего танка настоящую машину для убийств – правильно распорядиться прокачкой умений для членов экипажа. Универсальная команда из пяти танкистов дает определенную свободу, так что для Cromwell перки выглядят следующим образом:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Cromwell

Последнее, но оттого не менее важное, о чем необходимо побеспокоиться перед выходом в бой – расходники и если у вас не слишком много серебра, можете возить с собой , , . Однако гораздо эффективнее и безопаснее будет поставить на Cromwell снаряжение в виде , , , где при желании, можно последний вариант поменять на .

Тактика игры на Cromwell

Танк полностью укомплектован, основные характеристики рассмотрены и теперь вы должны понять, что играть на этом британце нужно, стараясь максимально реализовать его преимущества и обойти недостатки.

Первое, о чем стоит помнить всегда, на Cromwell тактика боя подразумевает максимальную осторожность, совмещенную с творческим подходом. Ни в какой ситуации мы не можем надеется на броню, так что придется применять изобретательность и хитрость.

Используйте свое преимущество в мобильности, Cromwell танк настолько подвижный, что может за очень короткий промежуток времени сменить направление атаки, фланг, вернуться на базу для защиты от захвата или наоборот, атаковать врага с тыла.

Мы неплохой себя чувствуем, играя от дистанции и маскировки, ведь Cromwell World of Tanks обладает точным и скорострельным орудием, способным стрелять в цель на больших дистанциях. Кстати, хороший ДПМ дает отличное преимущество и в ближнем бою, а совместив это качество с отличной подвижностью можно крутить менее расторопных противников, побеждая даже танки более высокого уровня.

Напоследок помните, средний танк Cromwell WoT очень боится фугасов и выстрелов артиллерии, а также плохо противостоит превосходящим числом силам противника. Чтобы не попасть в сложную ситуацию следите за мини-картой, и постоянно оценивайте ситуацию боя.

Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков Mk VIII «Кентавр» до стандарта «Кромвеля». В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в -1945 годах , значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 1950-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир ».

Рисунок 1. Танк «Cromwell» на марше, Франция, лето 1944

Общие характеристики

Главным недостатком танка «Кромвель» является тот факт, что его закидывает в бои к танкам 8-го уровня и ладно, если бы это были средние танки, а так это тяжелые танки 8-го уровня. Вот представьте себе такой расклад – вы внизу списка и против вас не «Тигры» да «ИСы» , а всякие там «ИС-3» , «АМХ 50 100» и «Т34» (премиумный) со «Львом» .

Рисунок 2. «Кромвель» в гараже

Вот и попробуй против них повоюй. Ну ладно мы еще можем обыграть их на скорости, помогая союзникам, но попробуй-разберись с редким видом под названием «Т-59» . В общем, силы явно не равные и такая расстановка баланса со стороны разработчиков явно ошибочна, ведь «Кромвель» это не легкий танк, типа «ELC AMX» , а потому он и не должен играть роль света, хотя бы, потому что он слишком большой для таких функций. И вообще это танк периода 1943-1945гг. и воевать ему предстояло против немецких «Pzkpfw-IV» , а также совместными усилиями вместе с «Черчиллями» и «Шерман-Файрфлай» одолевать «Тигры» и «Пантеры» противника. И уж точно не планировалось их использовать против таких монстров как «ИС-3», которым даже «Королевский Тигр» был не ровня. В общем, с истерическими выходками баланса придется смириться примерно, как и французским «АМХ 13 75/90» , которых также закидывает в очень странные бои (я бы назвал их боями на выживание). Короче говоря, баланс еще тот, ну что же, теперь перейдем к рассмотрению основных характеристик танка и постепенно попробуем во всем разобраться.

Рисунок 3. Основные характеристики танка «Кромвель»

Прочность и масса

Прочность танка средняя – 750 hp, достаточно стандартный показатель для 6-го уровня. Изначально эта величина равна 700, но установка башни добавляет целых 50 единиц прочности, что очень даже немало как для такого усовершенствования. Впрочем, у танков серии «Шерман» примерно такие же показатели («М4А3Е8» — 720 (сток), «М4А3Е2» — 730 (сток)) и только немца «VK 3601(H) – 760 hp в стоке. В общем, запас прочности даже несколько больший, чем у коллег, но учитывая достаточно слабые характеристики по бронированию, а также отсутствие рациональный углов и обтекаемых деталей (в танке почти не использовались цельнолитые бронированные модули, как например, в СССР на «Т-34» , «ИС-3» , «Т-54»), этого запаса нам будет впритык. Вообще про броню чаще всего можно забыть и рассчитывать только на естественные укрытия и скорость. Скорость у нас просто замечательная – 64 км/ч максимум и это при массе 29,5 тонны. Подобный вес достаточно умеренный, как для средних танков, можно сказать, что это своего рода, золотая середина. Впрочем, сочетание такой массы и скорости позволяет нам при обоюдном фронтальном столкновении уничтожить полностью или на 90% такой танк, например, как «Т21» (вес – 23 тонны). Так что с «Противоосколочным подбоем», навыком «Мастер тарана» и «Усиленными торсионами» можно смело таранить более слабые или равные нам цели, а еще можно нападать на более сильные, но это уже риск. Ведь мы же точно не знаем, стоит ли у того же «ИС» противоосколочный подбой или нет и не выучил ли его мехвод «Мастер тарана». Собственно, если медаль «Камикадзе» вам доставляет массу положительных эмоций, тогда этот риск имеет смысл (только тараньте такие тяжелые танки лишь тогда, когда у них 5-10% прочности осталось).

Броня

Броня у танка «Кромвель» есть, но в тех боях, куда мы попадаем можно сказать, что ее практически нет. Самый толстый бронелист – 76-мм находится на лобовой части башни, а корпус защищен 64-мм бронелистом. В принципе башня защищена неплохо – сбоку – 63-мм, а сзади – 56-мм, но все дело в том, что башня такая же по типу как у танка «VK3001(P)» , «Тигр» , то есть бронелисты расположены почти под прямыми углами. Стало быть, рассчитывать на рикошеты не приходится, а учитывая, что с нами будут «бодаться» танки с пушками, которые минимум 100-мм пробивают, то картина становится еще более красочной. В общем, если башню еще можно выставлять из-за укрытия, и она иногда не пропускает урон, то корпус нужно прятать всеми возможными средствами. Учитывая данные значения брони танку крайне противопоказаны фронтальные перестрелки с противников, то есть дуэли. Не нужно рассчитывать что если, скажем, вы встали за укрытием, и «М4А3Е8» тоже так сделал, высунули башни и стреляете друг в друга, то у вас будет больше шансов выиграть. Безусловно, у нас пробитие лучше, но у «Мазая» рикошетистая башня и мощная маска пушки, которая ловит попадания еще и не от таких орудий как у нас.

Рисунок 4. Башни для «Кромвеля»

Обратите внимание на показатели стоковой и топовой башни – они абсолютно идентичны, это говорит о том, что усовершенствования, скорее всего, коснулись внутреннего устройства. В игре подобные мелочи не учитываются (нет модификатора «Комфортность»), так что формально мы имеем лишь улучшение по части прочности на 50 единиц. Обзор у нас средний — 360 метров, ни много ни мало. Также стоит помнить, что сбоку в корпусе у нас всего 32-мм брони, что совершенно мало, и пробивать такую броню сможет даже «МС-1» , так что старайтесь борта не подставлять, слишком уж они картонные. Подытоживая можно сказать, что играя на этом танке, не стоит делать ставку на броню вообще, а отдать предпочтение скорости и маневренности, вот они точно себя оправдывают и по этим показателям крейсерский танк «Кромвель» один из лучших в игре.

Двигатели и шасси

Стоковый двигатель имеет 410 л.с. и является детищем компании «Ньюфиелд» и зовется сие произведение «Newfield Liberty Mk.V» и имеет шанс воспламенения в 20%, что собственно, нормально для авиационных двигателей. Стоковый двигатель дает нам хоть какую-то динамику, хотя до того, что нам может дать двигатель от закушавшейся по уши впоследствии компании «Rolls-Royce Meteor». Первый тип имеет мощность в 600 л.с., а второй, с кодовым обозначением модификации «Mk.IVB» имеет аж на 50 л.с. больше. Странно это все, ведь двигатель прошел минимум 8-мь модификаций и прибавил в мощности лишь 50 лошадиных сил. Впрочем, нам его мощности хватает, чтобы разогнать танк до 60-ти км за считанные секунды (примерно 10-12 сек.).

Шасси у нас называется «A27» и имеет отличия в обозначении «M/L» (предполагаю – легкая/средняя). Так вот, топовая ходовая имеет скорость поворота на 2 град/сек больше, а грузоподъемность больше на 1,5 тонны. Скорость поворота выше средней и позволяет нам при помощи мощных двигателей выписывать немыслимые виражи. Танк настолько быстрый и маневренный становится, что в состоянии закружить даже такие достаточно быстрые тяжелые танки как «ИС-3». Небольшая разница в грузоподъемности между стоковой и топовой ходовой говорит о том, что можно большинство модулей установить и на базовое шасси.

Орудия

Рисунок 7. Выбор орудий для среднего танка «Cromwell»

Что можно сказать об орудиях для танка «Кромвель»? – их очень много, но все они почти бесполезны кроме топового варианта. Тем не менее, мы ознакомимся с ними всеми, все-таки до топ-комплектации надо как то воевать, итак: «Орудия QF 6- pdr Gun. Mk. III/ Mk. — отличаются высокой скорострельностью, неплохой бронепробиваемостью, скоростью сведения, но при этом они имеют плохую точность и маленький DPM. Подойдут для нудного ковыряния в броне джаггернаутов типа «Тигр» или «КВ-3», главное при этом не попасть под ответный огонь, так как стрелять придется долго, а неподвижный «Кромвель» это лакомый кусок, как для артиллерии, так и для танков противников; «Орудие «3,7 inch Howitzer» это яркий пример того, какой не должна быть «фугасница», другими словами – орудия гаубичного типа, установленные на танке или ПТ-САУ. Имеет очень низкую точность – 0,51-0,58, скорострельность средняя – 5-8,57 в/м, а время сведение доходит до 3,4 секунды (тоже среднее значение для «фугасниц»). При этом мы имеем в своем классе самый низкий уровень бронепробития – 47-мм базовым ББ (при уроне в 370 единиц) и 110-мм кумулятивом, при этом урон составляет всего 280 единиц. Для сравнения, у немецкой 105-мм «фугасницы» «KwK 42 L/28» пробитие кумулятивом – 150-мм, при уроне в 350 единиц, а обычный фугас пробивает 53-мм и наносит урона на 410 единиц. Но это все бы ничего, но у снаряда очень низкая начальная скорость и стрелять по высокоподвижным целям достаточно сложно. Впрочем, на городских картах, когда бои идут впритык, это орудие может доставить немало удовольствия; «Орудие 75-мм Gun Mk. — это орудие прямой клон пушки, которая нам хорошо известна по таким танкам как «Т14» , «М3 Lee» , «М4 Sherman» . Орудие скорострельно, с неплохим разовым уроном как для боев 4-5-го уровней, имеет среднюю точность и скорость сведения. К преимуществам можно отнести высокую скорострельность – до 20-ти выстрелов в минуту. Но все дело в том, что цели по зубам этой пушке надо еще поискать и если тот же «Т14» за счет брони может в дуэли этим орудием побороть «КВ» или «Т1 Хеви» , то мы – вряд ли. Выбор тут один – активное использование дорогих голд-снарядов. Впрочем, хорошим выбором я это не считаю, так как счета за бой потом пестрят такими минусами, что хочется поскорее выбрать другое орудие. Мне запомнился следующий случай – на карте «Хайвей», у одного из зданий я поджидал выхода медленных тяжей, которые обычно выползают оттуда через 3 минуты после начала боя. Естественно, что быстрый «Кромвель» занял позицию первым благодаря скорости. Ну что же, вскоре показался вражеский «Т1 Хеви» — я дал ему проехать немного, чтобы он обнажил борта и стал методично туда стрелять. И каково было мое удивление, когда ходовая часть американского тяжеловеса поглотила 4-ре из 5-ти выпущенных по нему снарядов. Потом еще лучше – он развернулся и начал стрелять, пушка у него неплохая, скорострельная и хорошо сбалансированная. К сожалению, позиция была угловая, так что выбраться оттуда, шансов было мало. В итоге перестрелки лоб в лоб я смог всего трижды пробить американца (я считаю только попадания с уроном), все остальное ушло в броню и там и застряло или отрикошетило. А «Т1 Хеви» ничего не оставалось как разобрать «картонный» «Cromwell», который не мог ему ничего в этой позиции на карте противопоставить. В общем – печаль, да и только, короче говоря, если ставите это орудие, то запасайтесь подкалиберными. На мой взгляд, лучше поставить вышеописанное шестифунтовое орудие и наносить меньше урона, но при этом пробивать цель, чем наоборот. «75 mm Vickers HV» — топовое орудие и самое лучше по всем показателям. Точность чуть выше среднего, скорость сведение – 2,3 секунды, при этом мы можем пробить 145-мм брони и нанести 135 единиц урона из расчета среднего на базовый ББ снаряд. Причем подкалиберный может пробить 202-мм брони (в среднем), что очень выручает при встречах с ТТ 7-8-го уровней. Вообще орудие очень хорошее, только сводится чуть дольше, чем хотелось бы, ведь скорострельность в 15,4 в/м предполагает высокий темп стрельбы, а тут как раз очень важно быстрое сведение на цель. Впрочем, можно немного поправить дело установкой «Усиленных приводов наводки», с которыми максимальное время сведения составит чуть больше двух секунд (2,07). Орудие достаточно точно и при этом скорость снаряда (начальная) высокая, что позволяет нам даже такие сложные цели как «Т29» и «ИС» расстреливать с дистанции в 400-500 метров. В общем, ставьте орудие и наслаждайтесь, вы забудете, что значит не пробить в лоб «Тигр» или «ИС» и это непременно повысит результативность боев на этом танке.

Радиостанции

Радиостанции у нас на выбор три и одна краше другой, хотя и заоблачной дальностью они не отличаются, а жаль, ведь мы за минуту можем с одного края карты в другой переехать. Впрочем, у нас же есть навык «Ретранслятор» (то ли не навык, а просто стибрил радист со склада ретранслятор, а всем сказал, что чудным образом перенастроил радиостанцию и мол, она теперь дальше всех берет волну). А если серьезно, то даже топовая радиостанция берет лишь 550 метров, что мало для шустрого «Кромвеля», так что обратите пристальное внимание на соответствующий навык радиста (с ним будет 660 метров).

Тактика и модули

Главный козырь танка это его скорость и точное, скорострельное орудие, но так как у нас совершенно картонная броня, да еще и расположенная под прямыми углами, то реализовать потенциал орудия в лобовом столкновении не получится. Нам вообще противопоказаны фронтальные столкновения, ведь если тот же «Т-34-85» иногда может рассчитывать на рикошеты об обтекаемые и наклонные части лобовой брони (башня, корпус), то у нас даже этого шанса нет. Поэтому существует два основных пути – быстрое перемещение и заход в тыл или фланг и обстрел на полном ходу, с «каруселями» вокруг соперника, или же умелое использование рельефа местности, которое позволяет нам зайти в поросшую растительностью местность, и по подсвету союзников работать или же самим работать в качестве света. Для этого нужно обязательно изучить «Маскировку», «Орлиный глаз» и «Радиоперехват» или хотя бы установить просветленную оптику вместо этих навыков. Хотя в комбинации они работают явно лучше, впрочем, и этого для большинства боевых ситуаций достаточно. Общую маневренность танка и вообще все его характеристики (кроме брони и прочих постоянных характеристик) можно поднять за счет использования навыка «Боевое братство», но сам по себе навык будет малозаметен, но время на прокачку его уйдет немало, а потому следует хорошо подумать, что вы планируете исследовать. Имеет смысл развивать «Боевое братство» если вы поставите вентиляцию на танк. Исходя из этого вы получите 10% бонус всем основным специальностям экипажа, а если же вы к этому в добавок имеете в распоряжении аналоги игрового «допинга» типа «Доппайка» «Шоколада» или как в случае с британцами – «Пудинг с чаем, тогда бонус на бой составит 20%. Это примерно выглядело бы так, как если бы вы имели экипаж с 80% обучения и за мгновение он получил бы 100% навык на весь следующий бой. Тем кто давно играет в танки, хорошо знакома разница между 75-80-типроцентно обученным экипажем и 100%-ным экипажем. Это все сразу же сказывается на точности огня, скорости стрельбы, общей динамике танка и дальности обзора. Так что подобная комбинация имеет смысл, в особенности, если вы готовы качать экипаж настойчиво и упорно, так как «Боевое братство» начинает работать только при стопроцентном изучении (хотя выглядит это странно, воевали бок обок столько дней и битв, и в один прекрасный день у нас резко включилось «Боевое братство», не знаю чем это вызвано, наверное, так навык проще добавить в игру, чем расписывать его влияние на проценты с каждой степенью развития членов экипажа). Так как для нас очень важно постоянное движение, то работоспособность ходовой стоит на повестке дня. Чтобы сохранить ее целостность, нам нужны торсионы, а еще мы должны быстро чиниться, так как любой простой в секунды может стоить нам преждевременного визита в ангар. Для этих целей учите «Ремонт как можно большему числу танкистов в экипаже и ставите на танк «Ящик с инструментами». Если все 5-ть танкистов будут иметь «Ремонт» на 100% и с ящиком мы получим бонус еще на 25% к скорости ремонта, тогда процесс починки траков будет занимать секунды. Все это, вместе с повышенной живучестью ходовой за счет торсионов поможет танку выживать в сложных боевых ситуациях. http://youtu.be/D3w_8Bw8h2U Отталкиваясь от вышесказанного, опять акцентируем внимание на целостности траков, а ведь мы в курсе как эффективно сплеш от артиллерии (уже от 5-го уровня) способен сбить гусеницы, особенно неприятно, когда на полном ходу, а статичный «Кромвель» это лакомая цель почти для любого танка. Так что сберечь гусеницы нам поможет противоосколочный подбой, который хоть и имеет номинальную защиту в 15% от артиллерии, но от самого сплеша защищает значительно лучше, нежели от прямого попадания. Учитывая нашу скорострельность, а также тот факт, что нам часто приходится бить на коротких остановках, а то и вовсе на ходу, для нас очень важен минимальный разброс, высокая скорость сведения, которые позволят нам бить кучно и без пауз. Для этих целей нам нужен модуль «Усиленные приводы наводки», а также выученные навыки «Плавный ход/поворот башни». Их комбинация поможет существенно снизить разброс, а также позволит быстрее сводиться на цель, так что мы будем способны с минимальными задержками вести шквальный огонь по противнику (лишь секунду нужно будет ждать сведения на цель). Несмотря на то, что танк имеет авиационный двигатель, сам танк горит нечасто. Вообще чаще выводят двигатель из строя, чем поджигают. Тем не менее, если вы ездите исключительно с высокооктановым бензином, то стоит заполнить баки углекислым газом, выучить «Чистоту и порядок» мехводу, а еще обучить трех членов экипажа «Пожаротушению». Все это позволит нам свести шансы возгорания до почти невозможного минимума. То есть можно будет совершенно спокойно забыть про огнетушитель и рассекать просторы «Мира Танков» с высокооктановым бензином, который дает ощутимый бонус к динамике танка. А уже тем более это важно на картах типа «Энска», где маневры пол городским улицам порою заменяют могучую броню и позволяют бить там, где противник меньше всего ожидает. Хотя британцу далеко не так часто, как американским коллегам выбивают боеукладку, все же можно озаботиться и этим вопросом. Сочетание навыка «Бесконтактная боеукладка» и «Мокрая боеукладка» даст защиту в 62,5% что танк не получит повреждения БК и не взорвется. Учитывая что высокая скорострельность это также наша сильная сторона и поддержание ее постоянной так же очень важно, сей модуль и навык всегда будут востребованы.

Таблица доходности

Рисунок 9. Таблица доходности танка «Cromwell»

Что мы видим на таблице? Доход за 10-ть боев без ПА составил 214561, а с премиум-аккаунтом соответственно – 321842. Сумма затрат равна ∑=82657+21000+127160=230817, сразу видно что без ПА выходят минуса, хотя голд-снарядами мы пользовались нечасто. Виной всему «новая экономика», которая урезала доходность танков 6-7-го уровней. Итак, без ПА имеем -16256, а с ПА +91025, разница очевидна (сам собою напрашивается ответ, зачем вводили «новую экономику» — подсказка – чтобы чаще покупали премиум-аккаунт). Всего 10-ть боев заняли по времени 1,18 часа, средняя длительность боя – 7-мь минут. Опыта мы заработали 6671 единицу, а с премиум-аккаунтом – 10007 единиц. Это достаточно неплохой показатель и это значит, что в среднем без ПА мы за бой зарабатываем более 600-ть единиц, а с учетом премиум-аккаунта – 1000 единиц. В общем, по части набора опыта танк достаточно комфортный, но по деньгам мы с небольшими минусами или по нулям и только с ПА выходим в прибыль. Это связано с тем, что танк часто выполняет функции света, а также идет в острие атаки, а потому рискует и часто несет большой урон, что сказывается на сумме ремонта.

Заключение

Данный танк однозначно понравится любителям «драйва», ведь эта машина способна стабильно держать скорость в 50 км/ч. Ну а что надо настоящему рашеру? В первую очередь отличная динамика, потом орудие и уже потом – броня. Именно в такой пропорции в этом танке расставлены приоритеты. Брони ровно настолько, что хватает выдерживать огонь средних танков 5-го уровня с переменным успехом, а против более мощных целей можно использовать скорость и умелый выбор позиций, благо мы можем самыми первыми эти позиции занимать. Танк очень «фановый», нескучный и комфортный в управлении и однозначно оставит о себе больше положительных эмоций, нежели негативных.

В период с 1937 по 1945 год на вооружении британской армии состояло всего четыре типа пехотных танков. Смена же моделей боевых машин крейсерского типа напоминала калейдоскоп. Так, еще не успела закончиться боевая карьера крейсерского танка Krusader («Моделист-конструктор» № 11 за 1999 г.), как в июне 1941 года началась разработка более мощного тяжелого крейсерского танка. Он получил название Cromwell и индекс А27. Однако в связи с отсутствием предназначавшихся для него двигателей Rolls-Royce Meteor (они

все уходили в авиацию) было принято решение установить старый авиамотор Liberty, как и на предшествующих моделях крейсерских танков. Новинка была принята на вооружение под названием Cruiser Tank Mk VII Cavalier (A24).

Корпус и башня танка имели прямоугольную форму без каких-либо рациональных углов наклона и собирались на каркасах из катаных броневых листов с помощью болтовых соединений. Вооружение состояло из 6-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета, другой пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса слева от механика-водителя. Ходовая часть имела пять опорных катков и индивидуальную пружинную (свечную) подвеску. Конструктивно Cavalier представлял собой Crusader, но с новыми корпусом и башней.

С лета 1942-го по весну 1943 года на заводе фирмы Nuffield в Бирмингеме было изготовлено 500 танков этого типа.

Из-за большей массы - 26,9 т - Cavalier имел худшие динамические характеристики, чем Crusader. Работавшие с перенапряжением и без того ненадежные двигатели Liberty беспрерывно выходили из строя. По этой причине «кавалиры» в боевые части не попали, а использовались только в учебных целях. Во второй половине 1943 года около 200 таких танков переоборудовали в машины управления для артиллерийских частей танковых дивизий. Они активно участвовали в боевых действиях на Западном фронте в 1944-1945 годах. Небольшая их часть была переделана в БРЭМ.

Временной альтернативой А27 стал также предложенный фирмой English Electrik танк так называемого промежуточного варианта опять-таки с производившимся в больших количествах мотором Liberty. Но в отличие от А24 последний мог применяться в комплексе с новой транс-миссие й Merritt-Brown, которая пришла на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще во время Первой мировой войны. Танк получил название Centaur, армейское обозначение Cruiser Tank Mk VIII и индекс Военного департамента A27L (L-Liberty). Вариант с двигателем Meteor стали обозначать индексом А27М.

В производстве Centaur участвовало несколько фирм: Leyland, LMS, Harland, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк стал самым массовым «тяжелым крейсером» английской армии в период Второй мировой войны.

Первый вариант танка - Centaur I, вооруженный 6-фунтовой пушкой, по сути ничем кроме трансмиссии и ряда мелких деталей не отличался от Cavalier. На Centaur II попытались установить более широкую гусеницу и ведущее колесо с большим числом зубьев. Однако в серийное производство эта модификация не пошла. На Centaur III стали устанавливать 75-мм пушки Мк V или Мк VA. Причем значительная часть машин этой модификации была получена путем переделки из Centaur I. Последняя версия - Centaur IV - представляла собой танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей, стрелявшей осколочно-фугасными и дымовыми снарядами.

С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей

Meteor, началось массовое переоборудование «сенторов» до стандарта «Кромвеля». Отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям. Например, разными были механизмы натяжения гусениц.

«Сенторы», в которых не были заменены двигатели, переоборудовались в машины артиллерийских наблюдателей, БРЭМы, бульдозеры, а также в бронетранспортеры Centaur Kangaroo («Сентор-Кенгуру») и зенитные самоходные установки Centaur АА.

В своем оригинальном виде «сенторы» в боевых действиях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group - «Танковая группа поддержки Королевской морской пехоты»). Вошедшие в нее около 100 танков «Сентор IV» поддерживали действия британской морской пехоты при высадке в Нормандии ь" июне 1944 года.

Из-за трудностей с двигателями Meteor первые танки Cromwell покинули заводские цеха только во второй половине 1943 года. Генеральным подрядчиком по их производству была фирма Leyland. Однако к выпуску этого самого популярного британского крейсерского танка Второй мировой войны привлекались и другие фирмы: Metro, BRCW и Fowler. Танк находился в серийном производстве с 1943 по 1945 год. За это время выпустили 1070 единиц.

Впрочем, как уже упоминалось, значительно большее количество машин этого типа получили путем установки двигателя Meteor в танках Centaur A27L. Следует подчеркнуть, что и сами «кромвели» постоянно модернизировались за счет установки нового вооружения и дополнительной броневой защиты. Так что в своем оригинальном виде до конца войны дошли считанные единицы.

Первый серийный вариант - Cromwell I, как и его предшественники, вооружался 6-фунтовой пушкой. На модели Cromwell II, так и не запущенной в производство, ликвидировали курсовой пулемет, сократили экипаж до четырех человек, установили более широкие гусеницы и новое ведущее колесо. Cromwell III представлял собой Centaur I, на котором двигатель Liberty был заменен на Meteor. Самой массовой модификацией стал Cromwell IV (Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой и Cromwell III с 75-мм пушкой).

Боевая масса танков этой модели не превышала 27,9 т. Экипаж состоял из пяти человек. Вооружение включало в себя 75-мм пушку Mk V или Мк VA, спаренный и курсовой 7,92-мм пулеметы BESA, 7,7-мм зенитный пулемет Вгеп, перевозившийся внутри танка, и 2-дюймовый миномет для стрельбы дымовыми минами. Боекомплект состоял из 64 артвыстрелов, 4950 патронов к пулеметам BESA, 600 патронов к пулемету Вгеп и 30 дымовых мин. Лобовая броня башни достигала 76 мм, корпуса - 64 мм.

На танке Cromwell IV, как, впрочем, и на всех других модификациях, уста-наливался 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с. при 2550 об/мин. Крутящий момент от двигателя с помощью двухдискового главного фрикциона сухого трения передавался на трансмиссию Merritt-Brown Z5, включавшую в себя пятискоростную несинхронизированную коробку передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из пяти обре-зиненных опорных катков большого диаметра, ведущего колеса заднего расположения (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска - индивидуальная пружинная. На 1-, 2-, 4- и 5-м узлах подвески устанавливались гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. В каждую гусеницу входило 125 траков шириной 356 мм. Танк развивал максимальную скорость 64 км/ч. Запас хода - 280 км.

Аналогичные характеристики имела и следующая модификация - Cromwell V, представлявшая собой Cromwell I, перевооруженный 75-мм пушкой. Модель Cromwell VW имела сварной корпус (W - welded - сварной). Лобовая броня корпуса и башни была доведена до 101 мм.

Вариант Cromwell VI - это танк Centaur IV с двигателем Meteor, а также Cromwell III и Cromwell V с 95-мм гаубицей.

Cromwell VII - это Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб - 101, борт корпуса - 35, борт башни - 75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Была усилена подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков. Танк оснастили гусеницей шириной 394 мм. За счет изменения передаточного отношения коробки передач максимальная скорость снизилась до 51 км/ч.

Танк поддержки Cromwell VIII - Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой броней, Cromwell I с увеличенной толщиной брони и 95-мм гаубицей.

Помимо линейных модификаций, на базе танка «Кромвель» построили значительное количество специальных машин: командирских и ко-мандно-штабных, передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.

Осенью 1943 года танки «Кромвель» начали поступать в войска, прежде всего в те части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент (операция Owerlord, начатая в июне 1944 года).

В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковых дивизии. Больше всего «кромвелей» имелось в составе 7-й танковой дивизии Desert Rats («Пустынные крысы»), В 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й Королевские танковые полки, 4-й полк йоменов графства Лондон (County of London Yeomanry) В них в общей сложности насчитывалось 130 танков «Кромвель III» и «Кромвель IV» и 15 - «Кромвель VI». Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии - 8-й Королевский Ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irisn Hussars).

В Гвардейской и 11-й танковых дивизиях «кромвели» имелись только в разведывательных частях: во 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и во 2-м полку Нортхемптон-ширских йоменов (Northamptonshire Yeomanry).

Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и бригадах. Наконец, вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно-десантной дивизии легкие танки «Тетрарх» заменили 12-ю «Кромвелями».

В составе этих и некоторых других частей английской армии «кромвели» участвовали в боевых действиях в Европе вплоть до конца войны. На других театрах они практически не применялись.

Помимо английской армии, этими машинами были укомплектованы некоторые танковые части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1 -го польского армейского корпуса. Первым получил их 10-й полк конных стрелков

1-й польской танковой дивизии. Всего же с 1943 по 1947 год в польские части на Западе поступило 250-300 танков « Сентор»/« Кромвель».

Сто девяносто танков «Кромвель IV» и «Кромвель VI» вошли в состав Чехословацкой танковой бригады, также воевавшей на Западе. После окончания Второй мировой войны эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50-х годов.

Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков «Кромвель» участвовало в войне в Корее. В 1953 году их передали из кадровых армейских частей в территориальные войска.

В 1952 году государственные арсеналы в кооперации с фирмой Robinson and Kershaw Ltd. переоборудовали 200 танков в версию Charioteer Mk 7 (FV 4101).

Машины получили массивную сварную двухместную башню с 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой, аналогичной примененной на танке Centurion Mk 3, и спаренным пулеметом. Диаметр башенного погона в свету был увеличен до 1632 мм. Приборы прицеливания также позаимствовали у танка Centurion. Корпус, моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть комплектно заимствованы у танка Cromwell VII, за исключением установки курсового пулемета, амбразура которого была заварена. У танков поздних выпусков пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола.

Танки «Чариотер» (воин на боевой колеснице) состояли на вооружении британской армии до 1956 года и использовались, главным образом, как противотанковое средство. Позже их передали в территориальные войска и начали продавать другим странам.

Пятьдесят танков закупила Иордания, где они состояли на вооружении двух эскадронов 3-го танкового полка. Впоследствии некоторое количество «чариотеров» иорданцы передали Организации освобождения Палестины, которая использовала их в Ливане в 1976 году. Десять машин этого типа захватила Армия обороны Израиля. Англичане 56 танков поставили в Австрию, а в 1958 году контракт на приобретение «чариотеров» заключила Финляндия. Партия из 35 танков прибыла в эту страну в 1960 году. Они довольно интенсивно эксплуатировались до 1973 года, когда началось их списание. Последним местом службы этих машин стала школа младшего офицерского состава. Там «чариотеры» прослужили до января 1980 года.

Дальнейшим развитием крейсерского танка Cromwell с использованием значительного числа (до 40 процентов) его узлов и агрегатов стал крейсерский танк Comet (А34) - лучший и сильнейший английский танк периода Второй мировой войны, принимавший участие в боевых действиях. Он производился фирмой Leyland с сентября 1944 года.

Корпус и башня этой боевой машины - полностью сварной конструкции. Лобовой лист корпуса - такой же, как у Cromwell. Башня имела большие размеры и развитую кормовую нишу. Пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда 787 м/с представляла собой укороченный вариант 17-фунтового орудия. Обе пушки стреляли одинаковыми снарядами, но гильзы нового орудия были короче и большего диаметра. Чтобы проще различать снаряды орудий, укороченная пушка именовалась 77-мм, хотя фактически имела калибр 76,2 мм. Ходовая часть танка в основном заимствована у Cromwell.

Первые серийные танки поступили в войска в декабре 1944 года. В составе 11-й танковой дивизии «кометы» приняли участие в отражении германского наступления в Арденнах в январе 1945 года. Освоение танка в войсках облегчалось его конструктивной близостью к «Кромвелю». По своим боевым характеристикам «Комета» уступала немецкой «Пантере», но превосходила Pz.IV.

В начале 1945 года 11-я танковая дивизия была единственным соединением английской армии, полностью вооруженным этими машинами. Другие части получили новые танки позже, многие - уже после окончания боевых действий в Европе. В начале 1949 года «кометы» полностью заменили в войсках танками «Центурион», однако в танковых частях, дислоцированных в Западном Берлине и Гонконге, они эксплуатировались вплоть до 1958 года.

«Кометы» поставлялись в Бирму, Ирландию, ЮАР и Финляндию. Так, на вооружении финской армии с 1960 по 1970 год состояла 41 боевая машина этого типа.

Крейсерский танк Cromwell I. на чертеже:

I - 6-футовая пушка, 2- 7,92-мм спаренный пулемет BESA; 3 - лючок для стрельбы из личного оружия; 4- ящик для снаряжения: 5 - перископические приборы наблюдения механика-водителя; 6 - люк механика-водителя; 7 - вентилятор боевого отделения; 8- амбразура дымового гранатомета; 9 - перископ; 10 - люк заряжающего; 11 - бронировка окна воз-духопритока; 12 - откидная крышка моторного люка; 13 - откидная крышка люка доступа к радиатору и главному фрикциону; 14- откидная крышка люка доступа к коробке передач; 15 - командирская башенка; 16 - вентилятор отделения управления; 17- люк пулеметчика; 18 - фара-искатель; 19 - смотровой лючок механика-водителя; 20 - установка курсового пулемета BESA

М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 1"2003

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!