Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Китайские танки. Бронетанковая техника китая

Основной китайский боевой танк – Тип 99 (заводской индекс ZTZ-99) был впервые показан публике во время военного парада в Пекине 1 октября 1999 года. Появление танка 3-го поколения представленного Китаем вызвало немалый ажиотаж. Данный танк стал прорывом для китайского танкостроения. По своим боевым возможностям данный танк приближается к ОБТ ведущих танкопроизводящих стран. Всего на параде было показано 18 машин. За последующие годы было выпущено еще около 200 танков. При этом массового производства развернуто не было из-за относительной дороговизны танка и конструктивных сложностей.

Несомненно, данный танк стал своеобразным техническим прорывов для Поднебесной. Китай наконец-то смог создать свой перспективный танк. При этом инженеры КНР пошли по проторенному ранее пути с заимствованием и усовершенствованием чужих разработок. Наибольшее влияние на КНР до сих пор оказывается советская/российская школа танкостроения. Специалисты отмечают ряд сходств китайского танка с Т-72М. Его носовая часть и ходовая фактически повторяют советскую разработку. Были подозрения, что и 125 мм. орудие танка разработано не без влияния советской 125-мм пушки 2А46. Помимо всего прочего китайский танк получил автомат заряжания карусельного типа, близкий к советским и российским аналогам. Применение АЗ позволило сократить экипаж танка до 3 человек.


Компоновка и бронирование

Танк выполнен по классической компоновке с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка находится отделение управления – место механика-водителя. Боевое отделение находится в средней части машины. Корпус танка примерно на 1 метр удлинен по сравнению с корпусом танка Т-72. Удлинение корпуса сзади связано с высвобождением места для размещения более объемного немецкого дизеля. Увеличение корпуса спереди связано с размещением более массивной башни с большим бронированием. По своей конструкции башня танка Тип 99 напоминает западные аналоги. Следует отметить, что верхняя лобовая деталь корпуса танка практически идентична советской, устанавливаемой на танки Т-72 и унаследовала от нее все ослабленные зоны.

Отличие корпуса танка Тип-99 от корпуса танка Т-72


Бронирование танка Тип 99 напоминает по своей структуре бронирование советских танков Т-80 и Т-90. Броня представляет собой слой композитного материала, в роли которого выступает корунд, стеклотекстолит или др., помещенный между двух слоев стали. Башня танка имеет сварную конструкцию и выполнена из бронелистов различной толщины. Бронезащита лобовой проекции ОБТ Тип 99 поздних образцов была усилена за счет использования блоков динамической защиты, размещенных поверх основного бронирования танка. При этом на башне блоки динамической защиты расположены «уголком» дополнительно была усилена задняя ниша башни, где блоки динамической защиты были смонтированы поверх решетчатой корзины. По заявлению китайской стороны используемая динамическая защита является многослойно и обеспечивает танку защиту как от бронебойных подкалиберных, так и кумулятивных боеприпасов.

Вооружение танка

Главной огневой мощью китайского танка является гладкоствольная танковая пушка калибра 125 мм. По утверждениям китайских специалистов данная пушка по своим характеристикам превосходит не только свой советский аналог 2А46 на 45%, но и немецкое орудие RH-120, устанавливаемое на танки Леопард 2А5 и Абрамс М1А1, на 30%. Основным средством борьбы с танками противника являются бронебойные подкалиберные снаряды – БПС, с сердечником из обедненного урана. По всей видимости, технологию их производства Китай получил из Израиля, который в свое время поставлял в страну такие снаряды.


Поставляемые Израилем снаряды М711 имели соотношение длины к диаметру 20 к 1 и начальную скорость снаряда – 1700 м/с. Их бронепробиваемость достигала 600 мм. В настоящее время китайские инженеры заявляют о разработке нового БПС, который значительно превосходит имеющиеся аналоги. Новый снаряд имеет соотношение длины к диаметру 30 к 1 и начальную скорость в 1780 м/с. Его бронепробиваемость достигает 850 мм. Такой китайский БПС может создать существенную угрозу всем существующим танкам, включая Абрамс М1А2 и Т-90. По утверждению ряда специалистов, в состав вооружения танка может включаться и комплекс управляемого вооружения (КУВ), основанный на российском комплексе 9М119 «Рефлекс».

Пушка танка работает в связке с автоматом заряжания карусельного типа на 22 выстрела. Предполагается, что АЗ разработан на основе советской модели с внесением ряда изменений и устранения недостатков. Общий боекомплект танка составляет 42 выстрела. Стоит отметить, что в отличие от западных аналогов боекомплект танка не отделен от экипажа.

В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный с 7,62-мм пулемет, располагается справа от пушки (боекомплект 2000 патронов) и зенитный 12,7-мм пулемет, смонтированный на башне перед люком командира (боекомплект 300 патронов). Стрельба из спаренного пулемет производится с помощью электроспуска, турельная зенитная установка имеет лишь ручное управление и обеспечивает стрельбу лишь в переднем секторе. Углы наведения зенитного пулемета от -4 до +75 градусов. По бокам башни смонтировано по одному 5 ствольному дымовому гранатомету.


Эксклюзивной особенностью китайского ОБТ является наличие лазерной системы активной защиты танка JD-3*, которая состоит из комплекса предупреждения о лазерном облучении LRW (гибридный датчик, смонтированный на башне позади люка командира) и боевого квантового генератора – LSDW (в коробчатом корпусе на башне за люком наводчика).

При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника, данный комплекс обеспечивает поворот танковой башни в сторону источника облучения, после чего включается лазерный луч ослабленной мощности, который определяет точное месторасположение вражеской цели. После того как цель вычислена, мощность луча возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения вражеского оператора. По сообщениям экспертов, данный комплекс способен поражать зрение человека и оптические устройства на расстоянии в 2-3 км., при использовании устройства 7-кратного увеличения до 5 км., а на расстоянии до 10 км. может вызвать кратковременное ослепление вспышкой. Помимо боевой функции данный комплекс может выполнять роль лазерной связи между танками.

* JD3 можно отнести к ослепляющему лазерному оружию, разработка, производство и испытания которого, ровно, как и применение, запрещено ООН. Запрет содержится в 4-м протоколе Конвенции о конкретных видах обычного оружия (13.10.1995)

Система управления огнем

СУО танка состоит из комбинированных прицелов командира и наводчика с независимой стабилизацией. Прицел наводчика оснащен лазерными дальномером и тепловизионным каналом. Изображение с тепловизора выводится на 2 цветных дисплея наводчика и командира (кратность х5 и х11,4). Командир может вести огонь из орудия без участия наводчика. Прицел командира танка панорамный. Танковое орудие стабилизировано в 2-х плоскостях. Танк оснащается цифровым баллистическим вычислителем, набором датчиков (показателей атмосферных условий, износа канал ствола и т.д.), многофункциональной цветной панелью командира. На танке смонтирована система навигации со спутниковым (GPS) и инерциальным каналами, данные от которых поступают на командирский дисплей и накладываются на цифровую карту местности.


Меткость стрельбы достигается за счет использования баллистического вычислителя, лазерного дальномера, системы датчиков, а также теплового кожуха ствола танка. Стабилизация орудия в двух плоскостях гарантирует высокую эффективность стрельбы в движении. Скорострельность орудия при использовании АЗ достигает 8 выстрелов в мин., без него - 2 выстрела в мин.

Двигатель и трансмиссия

На танке устанавливается дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом, выдающий мощность в 1500 л.с. Данный дизель был разработан на основе немецкого двигателя MB871ka501. При массе танка в 54 тонны данный двигатель позволяет ему развивать скорость в 80 км/ч при движении по шоссе и до 60 км/ч при движении по пересеченной местности. Удельная мощность двигателя – 27,78 л/с на тонну. До 32 км/ч с места танк способен разогнаться всего за 12 с. Танк оснащен механической планетарной трансмиссией с 7-ю скоростями для движения вперед и 1 для движения назад, данная трансмиссия почти полностью заимствована с советского танка Т-72М. В полевых условиях замена двигателя может быть выполнена за 30-40 минут.

Ходовая часть танка состоит из 6 опорных катков и 4 поддерживающих роликов на каждый борт. Двускатные катки оснащаются резиновыми бандажами, подвеска танка торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узле подвески. Ведущее колесо расположено сзади (зацепление цевочное). Гусеница танка оснащается резинометаллическим шарниром.

Использованы источники :
www.btvt.narod.ru/4/99.htm
www.otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/china-tanks/0tank_t98g.htm
www.pro-tank.ru/brone-world/china/328-tank-type99-china

История китайских танковых войск и танкостроения в целом, напрямую связана с СССР, именно советские танки долгое время составляли основу танкового парка Китая. Собственное танкостроение налаживалось по документации и образцам, которые передал Советский союз с помощью рук советских же специалистов.

Правды ради надо уточнить — китайцы используют танки с 20-30-х годов прошлого столетия, но иностранного производства. С начала прошлого века и до нападения в 1937 году Японии, Китай раздирали гражданские войны, и, как водится, одну сторону поддерживали одни страны, иную – другие. В качестве помощи «меценаты» снабжали противоборствующие стороны оружием, в том числе и танками. Некоторое количество танков Китай закупал, а после начала США поставляли по ленд-лизу легкий «М5». Основу танкового парка Китая вплоть до 1945 года, в основном, составляли легкие танки «Renault FT 17» и «Виккерс шеститонный», а также средние трофейные «Чи-Ха». На европейском театре действий они давно устарели, но для Китая были довольно грозным оружием. Из-за малого количества и слабого вооружения танков как таковой конвенции их применения не было, в основном они применялись для поддержки пехоты: уничтожения живой силы, подавления пулеметных точек и прорыва линий обороны.

После окончания гражданской войны в 1949 году и провозглашения Китайской Народной Республики с коммунистами во главе, не без помощи СССР, в КНР начинают поставляться «ИС-2», «Т-34-85» и разные модели САУ.

Начало собственного танкостроения берет с покупки нескольких экземпляров и документаций на производство советских «Т-54» и «ПТ-76». В войска их поставляли под обозначением «Тип-59» и «Тип-60» соответственно, или просто «59» и «60» по году принятия на вооружение. Такая система обозначения сохранилась до наших дней, название серийных моделей состоит из буквы «Т» и года принятия на вооружение, а опытные разработки состоят из букв «WZ» и цифр.

«Тип 59» претерпевший целую серию модификаций («Тип-69», «Тип-79»), которые изменили его до неузнаваемости, состоит на вооружении до сих пор. В 1963 году начинается серийное производство облегченной версии «Т-54» — легкого танка «Тип-62», и модификации «ПТ-76» — легкого «Тип-63».

Тяжелых танков Китай никогда серийно не выпускал. В начале 60-х были попытки модернизировать «ИС-2», даже сделали один прототип «WZ-111», но в мире начиналась новая эпоха танкостроения, и дальше одного прототипа дело не пошло.

Современные китайские танки

В начале 70-х правительство в силу понимания того, что вооружение армии, и танки в первую очередь, значительно отстают от мировых аналогов, принимает программу модернизации армии, в ходе которой особое внимание уделяется сухопутным войскам. В рамках этой программы все мероприятия по серийному производству и модернизации бронетанковой армии передали государственной оружейной корпорации «Северокитайская промышленная корпорация «NORINCО». В 1985 году корпорация разработала и начала серийное производство основного боевого танка «Тип 80», до 1986года он назывался «Тип 69- «Штурм».

С середины 70-х корпорация активно сотрудничает с многими западными фирмами в области разработки бронетехники. Как результат — основной боевой танк «Ягуар» (на базе Т-69), разработанный для экспорта, совместно с американской компанией «CADILLAC GAGE». Уже после испытаний созданных прототипов все совместные работы с «CADILLAC GAGE» были прекращены из-за запрета, наложенного администрацией США на военное сотрудничество с КНР, после разгона мирной демонстрации на площади Тяньанмынь в г.Пекине.

В конце 80-х, Китай считал реальной угрозу нападения на них СССР. Исходя из таких соображений, принимается программа замены всего танкового парка страны новыми машинами, и для противостояния советским танкам «Т-72» и «Т-80» разрабатывается основной боевой танк «Т-90». В качестве прототипа выбрали, купленный в одной из стран Ближнего Востока, танк «Т-72М» советского производства. Серийное производство «Т-90» началось в 1991 году. Как продолжение в 1997 году на его базе выходит в серийное производство основной боевой танк «Тип 96», а с 1998 года принятый «Тип 98».

Последний танк, который представила компания «NORINCО», был основной боевой танк «Тип-99». В 1999 году началось его серийное производство. «Тип-99» официально сертифицирован как танк третьего поколения. Планируется, что им будут оснащены самые элитные части Китайской Народно-Освободительной армии.

    «Тип 58» Копия советского Т-34/85; конец 1940-х гг.
  • «Тип 59»/WZ-120 Серийный танк, копия советского Т-54А; 1957 г.
  • WZ-122 Опытный танк на базе советского Т-62; 1970 г.

ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ

  • «Тип 59D»/WZ-120C Серийный танк на базе «Тип 59»; 1990-е гг.
  • «Тип 69»/WZ-121 Серийный танк на базе «Тип 59»; 1960-е гг
  • «Тип 79»/WZ-121D» Серийный танк на базе «Тип 69-II»; 1983 г
  • WZ-1224 Опытный танк; 1970-е гг.
  • WZ-1226 Опытный танк; 1981 г.
  • «Тип 80»/ZTZ-80 Опытный танк на базе «Тип 69/79»; 1984 г.
  • «Тип 88»/ZTZ-88 Серийный танк на базе «Тип 80»; конец 1980-х гг.
  • «Storm 1» Опытный танк на базе «Тип 80»; 1980-е гг.
  • «Тип 85» Прототип на базе «Storm 1»; 1989 г.
  • «Тип 96»/ZTZ-88C Серийный танк на базе «Тип 85-IIM»; 1997 г.
  • «Jaguar» Опытный танк на базе «Тип 69»; 1990 г.
  • «Тип 90-II»/MBT-2000Прототип на базе советского Т-72М; 1991 г.
  • «Тип 98»/WZ-123Серийный танк на базе советского Т-72М; 1999 г.
  • «Тип 99» Серийный танк на базе «Тип 90»; 2000

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

  • «Тип 60» Серийный танк, копия советского ПТ-76; 1950-е гг.
  • «Тип 63»/WZ-211 Серийный танк на базе «Тип 60»; начало 1960-х гг.
  • «Тип 62»/WZ-131 Серийный танк на базе «Тип 59»; 1963 г.

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

  • ИС-2 Получен из СССР в 1940-х гг.
  • WZ-111 Опытный танк на базе советского ИС-2; 1960-е гг.

На сегодняшний день в World of Tanks имеется широкий ассортимент легких, средних, тяжелых танков и огромный выбор ПТ и САУ. Всего в этой онлайн-игре насчитывается девять веток: советская, немецкая, американская, французская, английская, японская, чешская, шведская и китайская. Последнюю мы как раз и рассмотрим в данной статье.

Краткий обзор ветки

Вся линейка имеет довольно высокую популярность среди игроков, и связано это в первую очередь с тем, что китайские танки имеют схожесть с представителями легендарных машин СССР. Основным отличием является броня, которая менее рикошетная и немного хуже, чем у советских аналогов. Кроме того, у них более слабые орудия. Но в сравнении с другими ветками китайские танки обладают рядом преимуществ, которые отсутствуют у других машин.

Отзывы о «китайцах» довольно неоднозначные. Многие утверждают, что их ветки средних и легких танков самые лучшие, но это нельзя считать фактом, потому что немало и тех, кто не считает достойными китайские танки. Отзывы игроков выделили в этой довольно непростой ветке машины, которые представлены в таблице ниже.

Рассмотрим китайские танки, приведенные в таблице выше, более подробно. Начнем, конечно же, с отличного ЛТ 4-го уровня.

M5A1 Stuart - быстрый мститель

Данный легкий танк в китайской ветке занимает четвертую позицию. По своему внешнему виду машина напоминает американца M5 Stuart и обладает не менее хорошей подвижностью. Кроме того, у китайца отличное орудие с неплохим пробитием и уроном. Из недостатков следует выделить черту, характерную для всех легких танков в игре, - очень слабая броня. Однако M5A1 имеет отличный обзор, что позволяет качественно светить на всех картах. Далее идёт первый средний танк китайской ветки, который можно считать хорошим.

Отзывы об этой машине в основном положительные. Многие танкисты берут первых мастеров именно на M5A1, и это неудивительно. Несмотря на хорошие характеристики, у этой машины довольно плохие общие показатели статистики на сервере, что предполагает её использование игроками, которые хотят поднять свой WN8. Характеристики к этому располагают отлично.

Type T-34 - брат легенды

Данный СТ - это отличная копия советского Т-34, имеющая похожее вооружение и подобное бронирование корпуса. Группа танков способна натворить много шороха в команде противника, их дыроколы имеют отличное пробитие и достаточно высокий урон для этого типа машин. К недостатку относят обычно плохие УВН, но это не так критично. Танк проходной и ведет к двум отличным представителям китайской ветки. Отзывы об этой машине в основном положительные. Орудие помогает набивать статистам неплохой WN8, при этом средняя статистика на сервере очень занижена. На данной машине часто берут первых воинов и колобановых, и это неспроста - она на самом деле довольно неплоха, но её нельзя считать лучше легендарного Т-34.

59-16 - если вцепится, то до смерти

Это очень интересная машина для любителей динамичной игры и активного света. Данный легкий танк обладает интересным барабаном и возможностью установки орудийного досылателя (что обычно барабанным танкам недоступно). Начинающие игроки спрашивают: а почему так? На самом деле всё просто. Легкий танк 59-16 имеет стоковое орудие на голдовых снарядах, и досылатель очень пригодится в этом случае. Обзор этого ЛТ хорош и позволяет светить на всех картах в игре достаточно комфортно. А вот на 7-м уровне ветки легких машин вас будет ждать настоящий дамагер - WZ-131, но он не такой интересный, как следующий после него WZ-132, о котором мы расскажем позже.

У большинства игроков, согласно отзывам, именно на данном светлячке стоит рекорд по насвеченному урону. Если в виде оборудования использовать просветленную оптику и стереотрубы, то вы, безусловно, будете пересвечивать 100 % своих врагов, что, конечно, является огромным плюсом данной машины. Динамичность этого китайца поражает. Благодаря ей машина не только активно светит, но и настреливает много урона в карму врагов.

Type 58 - только вперед!

Данный средний танк шестого уровня имеет схожие характеристики со своим советским прототипом Т-34-85. У него менее рикошетная броня и иной геймплей из-за устанавливаемого вооружения, но он довольно интересный представитель в китайской ветке, который стоит выкачать. Достоинства тайпа - высокие показатели ДПМ, хорошая динамика и достойная точность для шестого уровня. В слоты оборудования стоит установить досылатель, просветленную оптику и усиленные приводы наводки. Это позволит достаточно комфортно играть и наносить большое количество урона в каждом бою. Данный средний китайский танк ведет сразу к двум машинам, которые по-своему интересны - T-34-1 и IS-2. Все представители ветки довольно интересны, но, как всегда, важны 6-й и 8-й уровни, а также самый основной - 10-й. Поэтому именно танки этих уровней мы рассматриваем в статье.

WZ-132 - зубодробительный светляк

Несмотря на свои большие размеры, данный ЛТ очень подвижен и динамичен. Его главным достоинством считают отличное вооружение с большим разовым уроном и высоким бронепробитием. Танк очень схож с советским прототипом Т-54 «облегченный», но обладает более слабой броней и менее пробивным орудием. Несмотря на это, его качество обзора удивляет всех игроков - оно одно из лучших в игре. К недостатку причисляют плохие УВН.

Оборудование здесь такое же, как на любом китайском светляке: оптика, досылатель, стереотрубы. Если вы делаете из этого ЛТ дамагера, то поставьте вместо труб стабилизатор вертикальной наводки. Данный легкий китайский танк похож на предыдущую машину - WZ-131, разве что обладает во всем более высокими показателями. Конечно, если сравнить данный прототип с облегченкой, то безусловно советский собрат окажется победителем в споре. Отзывы о данной машине исключительно положительные, а все благодаря огромному обзору, одному из лучших в игре, и отличному вооружению, которое позволяет не только светить, но и настреливать урон.

T-34-2 - прорвемся!

Как и ЛТ WZ-132, данный танк является предшественником СТ 9-го уровня - WZ-120. Эта машина является динамичной и мобильной, но обладает сравнительно слабой броней и вооружением. Единственным достоинством данного танка, отличающим его от всех похожих машин, является высокий разовый урон в 390 ХП. Машина похожа на предшественника T-34-1, как и полагается во всей китайской ветке.

Если у вас нет в ангаре мечты 90 % танкистов - Type 59, - то 34-2 может стать отличной заменой. Конечно, у этого среднего танка хуже броня башни и не такое комфортное вооружение, но он с легкостью справляется в игре как против 8-х, так и против 9-х уровней. Кроме того, на данный китайский танк запчасти стоят недорого, что тоже является преимуществом.

110 - найдем и убьем!

После отличного тяжелого танка 7-го уровня IS-2 в китайской ветке идёт 110. Данный железный монстр обладает хорошей крепкой броней и сравнительно высокой динамикой. Недостатком является слабое вооружение, которое компенсируется быстрой перезарядкой. Техника имеет отличный обзор, несмотря на то что достаточно тяжелая. Это делает ее идеальной машиной прорыва, как советский ИС.

Конечно же, это не советская мощь в виде ИС-3, но тоже неплохая машина. Данный китайский танк имеет огромное количество положительных оценок от игроков, и его полюбили многие танкисты. Несмотря на свои отличные характеристики, средний WN8 на нем довольно низкий, поэтому поднять его на своем аккаунте при помощи данной машины не составит большого труда.

121 - альфа-самец

СТ 10-го уровня в игре имеют сравнительно невысокий урон. Но китайские средние танки обладают иными характеристиками. Например, 121-й обладает отличным вооружением - самым лучшим среди аналогов. Кроме того, он динамичен и неплохо бронирован. Недостатком 121-го являются его УВН и сравнительно низкая скорость полета снарядов. Данную машину часто используют как танк прорыва, особенно хорошо он действует на городских картах.

Высокий урон 121-го удивляет многих игроков, получивших оплеуху от этого СТ. Его орудие одно из лучших на своем уровне, динамика отличная, а бронирование сравнительно неплохое. Обзор танка китайского 121 интересует многих геймеров, которые могут оценить положительные стороны этой машины.

113 - победитель по жизни

Тяжелый китайский танк 10-го уровня очень хорош. 113-й имеет отличное вооружение, крепкую броню и высокий ДПМ. Кроме того, он динамичен. Но из недостатков танка выделяют его УВН и наличие большого количества ослабленных мест в бронировании. Данная машина применяется в различных ситуациях, в основном для прорыва вражеской обороны. Китайская ветка танков заканчивается отличными машинами, и 113-й, безусловно, включен в список лучших азиатских машин. Но для хорошей и комфортной игры необходим экипаж с перками. Его можно получить при помощи премиумных китайских машин. Давайте рассмотрим их.

Премиумные китайские танки

Для прокачки экипажа необходимы хорошие машины, купленные за золото или полученные в акции. В китайской ветке их немало, но в основном они акционные. Так, например, китайский премиум-танк Type-59 уже давно не продается. Однако он имеет огромную популярность и самые высокие оценки. Этот китайский танк отзывы получает просто восторженные. На сегодняшний день это самая дорогая техника, которую можно купить за реальные деньги. Цена на код активации начинается с 20 тысяч рублей и достигает значения в 60 000.

Конечно, в игре немало и других китайских премиум-машин:

  • ЛТ - Type 64, Type 62;
  • СТ - T-34-3, 59-Patton, 121B;
  • ТТ - WZ-111, 112.

Некоторые из них до сих пор находятся в продаже, и их можно приобрести за золото. Китайские танки VT - это удивительные машины, которые предполагают активный геймплей и постоянное движение. Их используют как технику прорыва, и отзывы о китайской ветке в основном только положительные. Играйте и выигрывайте! Надеемся, вам понравился обзор. Успехов вам и больших побед!

Китая
























ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ТАНКИ , по взглядам военных специалистов Китая, - главное ударное средство бронетанковых соединений и частей. Ниже приводится их описание, дается анализ отдельных характеристик.
Танк "59" является наиболее массовым в парке боевых машин. Он представляет собой копию советского танка Т-54А, поставленного в Китай в начале 50-х годов. Его серийный выпуск начался в 1957 году на танковом заводе в г.Баотоу. Динамика объемов производства основного боевого танка "59" представлена следующим образом: 70-е годы - 500 - 700 единиц, 1979-й - 1000, 1980-й - 500, 1981-й - 600, 1982-й -1200, 1983-й - 1500 - 1700 единиц.
Первые образцы танка "59" были вооружены 100-мм нарезной пушкой, стабилизированной в вертикальной плоскости. Ее эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. Более поздние образцы оснащены двухплоскостным стабилизатором пушки, инфракрасными прицелами командира и наводчика, прибором наблюдения механика-водителя, а также лазерным дальномером. В ходе модернизации 100-мм нарезная была заменена 105-мм.
Китайская фирма НОРИНКО создала новые трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) для 100- и 105-мм нарезных пушек, отличающиеся повышенной бронепробиваемостью. По сообщениям зарубежной военной печати, 100-мм БПС имеет начальную скорость 1480 м/с, бронепробиваемость 150 мм на дальности 2400 м под углом 65°, а 105-мм БПС с сердечником из уранового сплава способен пробить броню толщиной 150 мм на дальности 2500 м под углом 60°.
Китайской фирмой CEIEC для установки на танках "59" производились два типа лазерных дальномеров - C-83-II и "82". Последний позволяет измерять расстояние до цели на дальностях 300-3000 м с точностью до 10м. Он применялся на ОБТ в ходе боевых действий во Вьетнаме. Броневая защита танка "59" оставалась на уровне защиты танка Т-54. В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия механическая, пятиступенчатая. (960 л) располагается в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливаются две 200-л бочки с горючим. На базе танка "59" разработаны 35-мм спаренная зенитная самоходная установка и БРЭМ. В начале 80-х годов стало очевидно отставание китайской армии по уровню развития ОБТ от армий западных государств. Это обстоятельство вынудило командование вооруженных сил страны ускорить создание более совершенного основного боевого танка. Данная проблема рассматривалась в качестве одной из главных в общей программе модернизации сухопутных войск. Танк "69", представляющий собой модернизированный вариант основного боевого танка "59", впервые был показан на параде в сентябре 1982 года.
Его первые образцы были выпущены заводом в г.Баотоу со 100-мм нарезными и гладкоствольными пушками. Сравнительные стрельбовые испытания показали, что 100-мм нарезные пушки обладают более высокой точностью стрельбы и бронепробивной способностью. Поэтому "69-I" серийно изготовлялись со 100-мм гладкоствольными пушками, а танки "69-II" (образец более поздней разработки) - со 100-мм нарезными пушками и более совершенной системой управления огнем. В включены фугасные, кумулятивные и оперенные БПС. Позже для экспортных поставок танки "69-II" стали оснащаться 105-мм нарезными пушками, имеющими эжекторы, сдвинутые на две трети длины ствола ближе к башне.
На танке "69-II" установлена более совершенная по сравнению с танком "59" система управления огнем - JSFCS-212, разработанная фирмой НОРИНКО. Она состоит из лазерного дальномера, электронного баллистического вычислителя, стабилизированного прицела наводчика, двухплоскостного стабилизатора пушки, а также из блока управления и датчиков. По сообщениям зарубежной военной печати, система управления огнем JSFCS-212 обеспечила наводчику возможность поражать неподвижные и движущиеся цели как днем, так и ночью первым выстрелом с вероятностью 50-55°. Согласно требованиям фирмы НОРИНКО типовые цели должны поражаться огнем из танковой пушки в течение не более 6 с.
Лазерный танка "69-II" на основе неодима принципиально аналогичен лазерному дальномеру советского танка Т-62. Он позволяет наводчику измерять дальность до цели от 300 до 3000 м с точностью +10 м. Другим усовершенствованием танка "69-II" является установка комплекса приборов стрельбы и наблюдения. Командирский наблюдения имеет кратность увеличения днем 5. ночью 6, дальность определения целей 350 м. угол поля зрения днем 12°, ночью - 8°. На танке установлен ночной прицел наводчика (кратность увеличения 7, угол поля зрения 6 , дальность определения целей 800 м). Ночной прибор наблюдения механика-водителя обладает следующими характеристиками: кратность 1, угол поля зрения 30°, дальностью видения 60 м. Сообщается, что при подсветке более мощным источником инфракрасного излучения дальность действия прибора может увеличиться до 200-300 м.
Броневая защита танка "69", как сообщала зарубежная военная печать, на уровне защиты советского танка Т-55. Толщина лобовых листов корпуса 97 мм (с уменьшением в области крыши и люков до 20 мм), лобовых деталей башни - 203 мм.
Танк "69-II" оснащен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). полуавтоматической системой пожаротушения, а также термодымовой аппаратурой, имеет откидные фальшборты. Покрыт краской, обеспечивающей его малую в инфракрасном диапазоне. В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 580 л.с. Подвеска торсионная, траки по размерам аналогичны тракам советского танка Т-55. На базе танка "69" разработано семейство боевых и вспомогательных машин, включающее 37-мм спаренную ЗСУ, танковый мостоукладчик "84" и БРЭМ "653".
Танк "79" , созданный на базе танков "59" и "69", впервые был показан на параде в конце 1984 года. Его основное вооружение - 105-мм нарезная пушка, оснащенная эжектором и термоизолирующим чехлом. Башня отличается от башен танков "59" и "69" выходным окном сверху командирской башенки, в котором может быть установлен лазерный дальномер. По бортам башни крепятся четырехствольные дымовые гранатометы. На верхней части корпуса установлены откидные фальшборты. На танке применены гусеницы с резинометаллическим шарниром, у предыдущих моделей металлический. Танк "79" находится на вооружении китайских сухопутных войск и серийно выпускается промышленностью.
Танк "80" (другое наименование "Штурм-1") разработан в 1982-1985 годах в результате глубокой модернизации танка "69-II". В качестве основного вооружения используется 105-мм пушка с системой управления огнем JSFCS-212. Корпус машины имеет новую конструкцию и выполнен из сварных бронированных листов. Башня полностью заимствована от танка "69-II". Ходовая часть представляет собой стальную конструкцию с новой торсионной подвеской, состоящей из шести пар обрезиненных опорных катков и трех пар поддерживающих роликов. Первый, второй, пятый и шестой опорные катки снабжены гидроамортизаторами. Ведущие колеса заднего расположения. По бокам корпус закрыт откидными фальшбортами.
Силовая установка - дизельный двигатель с турбонаддувом 12150L-7BW как на танке "69-II". К вспомогательным системам относятся следующие: ФВУ, автоматическая система пожаротушения, инфракрасные приборы ночного видения командира, наводчика и механика-водителя, термодымовая аппаратура, средства связи (радиостанция YRC-83 и танковое переговорное устройство Y1C-8), оборудование для подводного вождения, позволяющее танку преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной около 600 м. Существуют три модификации танка "80" -"80-IГ", "85-II" и "85-IIA". Две последние созданы в Китае в 1989 году.
Танк "80-II" отличается от базового полуавтоматической трансмиссией, усовершенствованной системой управления огнем, несколько большей боевой массой - 38,5 т.
В начале 1989 года американская фирма "Кадиллак гейдж" и китайская корпорация СМЕС официально объявили о завершении совместной разработки нового основного боевого танка "Ягуар" для поставки на экспорт. В 1990 году закончились испытания этой машины. Ее боевая масса 42 т. Танк с башней выполнен по классической схеме.
В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка английской фирмы "Ройял орднанс" с коротким откатом. Кроме того, имеются 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы.
Отличительной особенностью является характерное для танков НАТО расположение экипажа, при котором командир и наводчик размещаются в башне справа. Приводы наведения пушки электрогидравлические, в случае выхода их из строя управление осуществляется вручную. Другой особенностью нового танка является наличие цифровой системы управления огнем, двухплоскостного стабилизатора, автоматической системы пожаротушения.
В качестве силовой установки используется дизельный двигатель американской фирмы "Детройт-дизель" мощностью 750 л.с. в едином блоке с автоматической трансмиссией XTG-411.
Длина корпуса несколько больше, чем у танка "59". Подвеска включает пять пар опорных катков и две пары поддерживающих роликов. Ведущее заднего расположения. В конструкции подвески применяются усовершенствованные торсионные валы. Не исключено, что следующие образцы танков будут оснащены гидропневматической подвеской фирмы "Кадиллак гейдж", обеспечивающей повышенную на пересеченной местности.
Обе фирмы-разработчицы полагают, что "Ягуар" найдет большой спрос на рынках "третьего мира".
Китайские военные специалисты, расширяя сотрудничество с США и западноевропейскими странами, внимательно следят за ходом создания перспективных основных боевых танков в ведущих танкостроительных государствах. Официальные представители фирмы НОРИНКО неоднократно отмечали, что Китай для внедрения на будущих танках уже располагает новыми 120-мм гладкоствольной пушкой, более мощным двигателем и траком гусеницы.
В конце 1991 года зарубежная печать сообщила о разработке в Китае опытных образцов танка "90-II".
К конструктивным особенностям новой машины относится установка 12,5-мм гладкоствольной пушки (стреляющей теми же боеприпасами, что и советские танки) с автоматом заряжания, перспективной системы управления огнем, дизельного двигателя мощностью 1200 л.с., а также модульное бронирование.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ являются для сухопутных войск Китая новым видом БТТ. До последних функции БМП в войсках выполняли БТР.
БМП WZ501 - это китайский вариант советской БМП-1, которая принята на вооружение и серийно выпускается промышленностью. Главное отличие от БМП-1, как сообщается в иностранной прессе, заключается в меньшей боевой массе и большей скорости движения. Основное вооружение БМП WZ501 - 73-мм гладкоствольная пушка, четыре ПТУР "Ред Эрроу", которые представляют собой копию советских ПТУР "Малютка" и выпускаются в Китае в течение нескольких лет. Машина плавающая, оснащена ФВУ и инфракрасными приборами ночного видения командира, механика-водителя и наводчика.
На базе БМП WZ501 разработано семейство боевых машин, включающее БМП "503" с новой башней с 73-мм пушкой, самоходный ПТРК "504", санитарный БТР WZ505, командно-штабную машину WZ506.
Китайская фирма НОРИНКО совместно с американской компанией FMC создала экспортный вариант боевой машины пехоты NYH-1 и NFY-1. Боевая масса около 13,6 т. Основное вооружение - 25-мм автоматическая пушка, вспомогательное -7,62-мм пулемет.
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ , по заключению китайских военных специалистов, предназначаются для транспортировки пехоты и различных военных грузов на поле боя, а в случае необходимости - для выполнения функций БМП: осуществления огневой поддержки пехоты, действующей в пешем порядке, ведения борьбы с низколетящими воздушными целями противника, а также для разведки. На вооружении сухопутных войск Китая состоят следующие БТР: "77", YW534, YW531, WZ551 (6 х 6), WZ523. БТР "77" является первой разработкой фирмы НОРИНКО на базе советского БТР-50ПК, но благодаря более мощному двигателю увеличились скорость движения на суше и по воде и удельная мощность.
Корпус БТР "77" выполнен из сварных броневых листов. Боевое отделение расположено впереди, десантное - в середине, моторно-трансмиссионное - в кормовой части машины. Механик-водитель находится впереди слева, а командир - справа. В командирской башенке установлен 12,7-мм пулемет, являющийся основным вооружением машины.
БТР "77" плавающий, передвигается за счет двух водометов, размещенных в задней части корпуса машины. На его базе созданы санитарный БТР, командно-штабная , топливозаправщик, грузовой БТР и т.д. Для выполнения различных функций машина имеет три погрузочные рампы, через которые может загружаться на борт 85-мм пушка или 122-мм . БТР "77-II" такой рампы не имеет. БТР YW531 разработан в 1960 году. применялся в боевых действиях во Вьетнаме, Анголе, Танзании. Корпус выполнен из сварных броневых листов, защищающих экипаж и десант от огня стрелкового оружия. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, командир - справа от него, третий член экипажа (наводчик) - сзади механика водителя, он имеет свой , над которым установлен 12,7-мм пулемет. Силовое отделение размещено сзади командира машины, пехотный десант входит в десантное отделение через аппарель в кормовой стенке корпуса. На бортах машины имеется по одной амбразуре. Подвеска торсионная. БТР плавает за счет перематывания гусениц. На базе YW531 создано семейство боевых и вспомогательных машин, включающее командно-штабную, санитарный БТР, 122-мм самоходную гаубицу, 82- и 120-мм самоходные минометы.
Три варианта БТР YW531, отличающиеся комплектом радиостанций, получили индексы С, D и Е. БТР YW534 появился в результате модернизации ВТР YW531. Его корпус полностью сварной, изготовлен из стальных броневых листов. Механик-водитель и командир располагаются так же, как и в БТР YW531.
Моторно-трансмиссионное отделение находится справа от механика-водителя, а десантное - в кормовой части. По обеим сторонам корпуса имеются амбразуры пехотного десанта с приборами наблюдения. На крыше десантного отделения размещен 12,7-мм пулемет, а по бортам установлены дымовые гранатометы.
Подвеска торсионная, с каждой стороны БТР имеются пять сдвоенных опорных обрезиненных катков. Машина плавающая (за счет перематывания гусениц), оборудована системой противоатомной защиты (ПАЗ), радиостанцией и танковым переговорным устройством, а также инфракрасной аппаратурой ночного видения. На базе YW534 разработан бронетранспортер YW307 IFV с 25-мм автоматической пушкой в одноместной башенке, и самоходный ПТРК "Ред Эрроу".
БТР YW53Ж создан в 1985 году для замены YW531, напоминает по конструкции БТР YW534, но корпус несколько длиннее и уже. Этот БТР послужил базой для БМП YW309, командно-штабной машины, санитарного БТР, 82- и 120-мм самоходных минометов. 122-мм самоходной гаубицы.
БТР WZ551 (колесная формула 6х6) впервые был продемонстрирован в начале 1986 года. Он был разработан компанией НОРИНКО с использованием узлов и агрегатов гражданских автомобилей высокой проходимости. Уже существуют варианты с колесной формулой 4х4 и 8х8, а его базе были сконструированы 82- и 120-мм самоходные минометы, а также БТР с 25-, 90- или 105-мм пушкой. Корпус БТР WZ551 сварной (из броневых листов). Место механика-водителя впереди слева, командира - справа от него. На крыше корпуса установлены 25-мм автоматическая пушка во вращающейся башенке и два четырехствольных гранатомета. Командир и механик-водитель изолированы от десантного отделения дверью. С каждого борта машины имеются четыре амбразуры для десанта. Силовое отделение размещено в кормовой части корпуса и отгорожено от десантного перегородкой.
БТР плавающий, имеет два гребных винта в кормовой части корпуса. При движении по суше винты находятся в вертикальном положении, а при нахождении в воде они поворачиваются на 180°.
К специальному оборудованию машины относятся: система противоатомной защиты, приборы ночного видения механика-водителя, система пожаротушения и пулестойкие колеса. БТР способен преодолевать расстояние до 100 км со скоростью 40 км/ч на пробитых шинах. На его базе созданы боевая машина с 73-мм пушкой, самоходный ПТРК "Ред Эрроу", 122-мм самоходная гаубица и санитарный БТР. БТР WZ551 проходит испытания. Его серийное производство еще не начато.
БТР WZ523 (колесная формула 6х6) впервые был представлен в 1984 году, по конструкции близок к бельгийскому БТР "Сибмас" или южноафриканскому "Ратель". Создан на базе узлов и агрегатов автомобиля HY472 (6х6) и LT665 (6х6). Корпус машины сварной, из броневых листов.
Механик-водитель размещается впереди слева, а командир - справа от него. В десантное отделение в кормовой части корпуса можно попасть через дверь в правом борту. Силовой отсек расположен в середине. Вооружение: 12,7-мм пулемет с индивидуальными броневыми щитками.
Машина может преодолевать водные преграды, передвигаясь за счет двух водометов, находящихся в задней части корпуса. К специальному оборудованию относятся инфракрасные приборы ночного видения и радиостанция. На базе БТР WZ523 разработаны самоходные миномет и ПТРК, командно-штабная машина и санитарный БТР. WZ523 серийно выпускается промышленностью и состоит на вооружении армии Китая.
БРОНИРОВАННЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ , по взглядам китайских военных специалистов, предназначены для выполнения разведывательных задач на труднопроходимой местности, для боевого охранения, патрулирования, обеспечения связи и взаимодействия войск. В сухопутных войсках КНР в качестве БРМ используются

Специально для читателей «Защищать Россию» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов объясняет, что лучшие образцы китайской промышленности — танки ZTZ-99 и VT-4 — построены на технологиях Советского Союза из 1970-х годов.

Считается, что сухопутные войска Китая — одни из самых мощных в мире. Однако подавляющее большинство танков, стоящих на вооружении народно-освободительной армии Китая, давно устарели и морально, и физически. Основу парка бронетехники армии Китая составляют танки WZ-120 и WZ-121 — более известные как «тип 59» и «тип 69». Эти машины представляют собой неоднократно модернизированные клоны советского .

В конце 50-х годов прошлого века Китай приобрел в СССР лицензию на выпуск этого, уже тогда считавшегося устаревшим танка.

Советские специалисты строили завод, передавали технологию и документацию, учили китайцев работать. С единственным отличием: в СССР танки строились на конвейере, а соседям эту технологию отдавать побоялись. Производство в Китае было запущено по иному, менее производительному пути. Со временем это послужило мощным сдерживающим фактором, так как из-за охлаждения межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничестно между двумя крупнейшими странами соцлагеря было свернуто. Попытка получения технологической помощи на Западе тоже ни к чему не привела. США, Франция, Германия, Израиль — все эти страны отметились в сотрудничестве с Китаем в области производства бронетехники. Однако в передаче новейших технологий они не были заинтересованы.

Танк Т-54. Фото: Сергей Фазульянов

В итоге небольшой технологический рывок китайцы смогли сделать лишь после распада СССР. В странах Восточной Европы и на Ближнем Востоке они закупили образцы советского танка , производившегося с 1974 года.

Разобраться с его конструкцией и технологией помогли оставшиеся без работы танкостроители Украины.

Это привело к тому, что в конце 1990-х в Китае появились относительно современные танки ZTZ-98 и ZTZ-96 . Если первый представлял собою копию Т-72 в том виде, в котором его смогли воспроизвести китайцы, то второй был гибридом Т-72 и WZ-121 , более приспособленным для выпуска в больших количествах на китайских предприятиях. С этими конструкциями Китай и вошел в новый век. ZTZ-96 стал основным танком НОАК, а также послужил прототипом для экспортных версий — пакистанкой «Аль-Халид» и его развитием — VT-1 (MBT-2000). На основе ZTZ-98 был создан более сложный и тяжелый танк ZTZ-99 , который в небольших количествах до сих пор выпускается исключительно для НОАК. Экспортный VT-1 был заказан Марокко (150 ед.), Бангладеш (44 ед.) и Мьянмой (несколько десятков единиц). Попытка продать его Перу провалилась из-за отказа Украины поставлять Китаю свои двигатели 6ТД.

У КНР нет собственного хорошего танкового дизеля. После отказа Украины для обеспечения экспорта государственной машиностроительной корпорации NORINCO пришлось срочно перерабатывать конструкцию VT-1 .

Ранее они обходились модернизацией и форсированием советского дизеля В-54 , но его потенциал не бесконечен. Попытки купить танковый дизель на Западе не увенчались успехом. Единственное чего удалось добиться, это приобрести старый «тепловозный» двигатель у немецкой фирмы MTU. Судя по всему, именно его версии и ставятся на самых последних китайских танках. Об этом свидетельствуют значительные габариты их моторно-трансмиссионных отделений. Естественно, такой двигатель перетяжеляет танк, и, несмотря на повышенную мощность, не обеспечивает требуемой подвижности. Все это было отмечено экспертами на прошлогодних соревнованиях по танковому биатлону в России. Выставленный от Китая ZTZ-96 в гонках с преодолением препятствий, как правило, на целый круг отставал от старых российских .

Подвижность китайских танков так же сильно ограничивает и ходовая часть, скопированная полностью с советского Т-72 ранних серий выпусков. Изначально она была рассчитана на массу чуть более 40 тонн и оптимизирована на средние скорости движения до 45 км/ч.

При возрастании скоростей и нагрузок ходовая часть китайских танков будет попросту рассыпаться.

Китайцы рекламируют вооружение и электронные системы своего новейшего экспортного танка VT-4 . В этом есть безусловное лукавство. Факт: китайская 125-мм гладкоствольная пушка является безлицензионной копией российского танкового орудия 2А46 принятого на вооружение Советской Армии еще в 1970 году — 45 лет назад! Точно так же был скопирован устаревший автомат заряжания и система стабилизации. В разработке микропроцессоров Китай отстает как минимум на 5 лет. Вопросы вызывает и надежность работы китайской электронной элементной базы.

Еще хуже в Китае обстоят дела с прицельной оптикой и тепловизионными камерами для приборов ночного видения. Все более-менее современные китайские танки имеют соответствующую прибористику от французского SAGEM.

Нет, и пока не предвидится в Китае появления комплексов активной защиты танков, подобной израильской «Trofy». Это особенно печально для китайских танков на фоне отсутствия в КНР качественных современных броневых сталей, что связано с устаревшими технологиями их производства. Что касается китайской динамической защиты, то ввиду крайней закрытости темы сделать адекватную ее оценку невозможно, однако множество вопросов вызывает установка ДЗ на самих танках. В ряде случаев, в лобовой броне башни образуются значительные по площади неприкрытые зоны («Аль-Халид» , VT-1), и практически всегда ДЗ не защищает крышу башни (включая ZTZ-96 , ZTZ-98 , ZTZ-99), что очень странно, в силу все большей распространенности средств поражения, атакующих с верхней полусферы.

Самым значительным недостатком китайских танков является их недостаточная надежность.

В 2006 году Саудовская Аравия проводила международный тендер, в ходе которого проходил оценку китайско-пакистанский танк «Аль-Халид» . Он был единственной машиной, которую подвергли испытаниям не в аравийской пустыне, а на родных пакистанских полигонах. Причина отказа демонстрировать танк на чужой территории вскрылась практически сразу после начала программы тестов. Танк регулярно ломался. Причем с такой частотой, что завершить полный цикл испытаний просто не было никакой возможности. Напомним, «Аль-Халид» — это прототип экспортного китайского танка VT-1 . Второй прототип VT-1 — танк ZTZ-96 , показал свою «надежность» во время соревнований по танковому биатлону. На этих соревнованиях не проходило и дня, чтобы на китайских танках что-нибудь да не ломалось, иногда и не по разу. В результате экипажи регулярно были вынуждены просить о замене танка. Вероятно, проблемами с надежностью и объясняется крайне незначительное число проданных VT-1 . Это же побудило китайцев к совершенствованию машины, что привело к созданию усиленно рекламируемого в последнее время танка VT-4 , он же MBT-3000 .

Танк VT-4

Впервые о VT-4 заговорили в июне 2012-го. Тогда китайская газета «Шицзе бао» опубликовала статью, согласно которой MBT-3000 «обречен стать звездой мирового танкового рынка, потеснив российские Т-90С ».

В единственном числе этот танк пребывает и поныне. На кадрах видео эксперты обнаружили следы ржавчины в его боевом отделении. Это было следствием большой спешки при изготовлении опытного образца, на роль которого взяли одну из старых машин. Вызывает недоумение еще одно обстоятельство: что на IDE X-2012 , что на IDE X-2014 NORINCO так и не продемонстрировала этот танк в натуре. Показана была только модель. «Вживую» VT-4 был продемонстрирован единожды — в августе 2014 года на китайской выставке. Тогда заявлялось, что серийное производство новых танков будет запущено до конца 2014 года. Позже выяснилось, что первые серийные машины выйдут из сборочного цеха лишь через два года. Такая задержка вполне объяснима. Вероятно, китайские инженеры так и не могут решить ряд проблем, из-за наличия которых пришлось существенно скорректировать сроки реализации программы.

Стоимость китайских танков отнюдь не маленькая. Она вполне соответствует цене на современный, надежный и проверенной российский танк Т-90С, который был продан в количестве, превышающем 1,5 тысячи экземпляров. Даже в самой бюджетной версии один китайский танк стоит столько же, сколько два или три бывших в употреблении, но капитально отремонтированных Т-72Б модели 1984 года. Последние хоть и не имеют современной системы управления огнем, что сказывается при ведении боевых действий ночью, по всем прочим параметрам существенно превосходят новые китайские машины.

Можно уверенно заключить, что китайским танкостроителям еще очень далеко до уровня своих соседей по региону: Южной Кореи с их танком К2 «Черная пантера» и Японии — танк «Тип 10». Конечно, Корея и Япония не сравнятся с Китаем по количеству выпускаемых машин, но вот разница в технологическом и конструкторском уровне просто гигантская. Сравнивать китайские танки с европейскими или, тем более русскими, вообще бесполезно — налицо прогрессирующее технологическое отставание как минимум на четверть века.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!