Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Учебник танкиста: Средние танки Китая. Модификации китайских танков

Китая
























ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ТАНКИ , по взглядам военных специалистов Китая, - главное ударное средство бронетанковых соединений и частей. Ниже приводится их описание, дается анализ отдельных характеристик.
Танк "59" является наиболее массовым в парке боевых машин. Он представляет собой копию советского танка Т-54А, поставленного в Китай в начале 50-х годов. Его серийный выпуск начался в 1957 году на танковом заводе в г.Баотоу. Динамика объемов производства основного боевого танка "59" представлена следующим образом: 70-е годы - 500 - 700 единиц, 1979-й - 1000, 1980-й - 500, 1981-й - 600, 1982-й -1200, 1983-й - 1500 - 1700 единиц.
Первые образцы танка "59" были вооружены 100-мм нарезной пушкой, стабилизированной в вертикальной плоскости. Ее эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. Более поздние образцы оснащены двухплоскостным стабилизатором пушки, инфракрасными прицелами командира и наводчика, прибором наблюдения механика-водителя, а также лазерным дальномером. В ходе модернизации 100-мм нарезная была заменена 105-мм.
Китайская фирма НОРИНКО создала новые трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) для 100- и 105-мм нарезных пушек, отличающиеся повышенной бронепробиваемостью. По сообщениям зарубежной военной печати, 100-мм БПС имеет начальную скорость 1480 м/с, бронепробиваемость 150 мм на дальности 2400 м под углом 65°, а 105-мм БПС с сердечником из уранового сплава способен пробить броню толщиной 150 мм на дальности 2500 м под углом 60°.
Китайской фирмой CEIEC для установки на танках "59" производились два типа лазерных дальномеров - C-83-II и "82". Последний позволяет измерять расстояние до цели на дальностях 300-3000 м с точностью до 10м. Он применялся на ОБТ в ходе боевых действий во Вьетнаме. Броневая защита танка "59" оставалась на уровне защиты танка Т-54. В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия механическая, пятиступенчатая. (960 л) располагается в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливаются две 200-л бочки с горючим. На базе танка "59" разработаны 35-мм спаренная зенитная самоходная установка и БРЭМ. В начале 80-х годов стало очевидно отставание китайской армии по уровню развития ОБТ от армий западных государств. Это обстоятельство вынудило командование вооруженных сил страны ускорить создание более совершенного основного боевого танка. Данная проблема рассматривалась в качестве одной из главных в общей программе модернизации сухопутных войск. Танк "69", представляющий собой модернизированный вариант основного боевого танка "59", впервые был показан на параде в сентябре 1982 года.
Его первые образцы были выпущены заводом в г.Баотоу со 100-мм нарезными и гладкоствольными пушками. Сравнительные стрельбовые испытания показали, что 100-мм нарезные пушки обладают более высокой точностью стрельбы и бронепробивной способностью. Поэтому "69-I" серийно изготовлялись со 100-мм гладкоствольными пушками, а танки "69-II" (образец более поздней разработки) - со 100-мм нарезными пушками и более совершенной системой управления огнем. В включены фугасные, кумулятивные и оперенные БПС. Позже для экспортных поставок танки "69-II" стали оснащаться 105-мм нарезными пушками, имеющими эжекторы, сдвинутые на две трети длины ствола ближе к башне.
На танке "69-II" установлена более совершенная по сравнению с танком "59" система управления огнем - JSFCS-212, разработанная фирмой НОРИНКО. Она состоит из лазерного дальномера, электронного баллистического вычислителя, стабилизированного прицела наводчика, двухплоскостного стабилизатора пушки, а также из блока управления и датчиков. По сообщениям зарубежной военной печати, система управления огнем JSFCS-212 обеспечила наводчику возможность поражать неподвижные и движущиеся цели как днем, так и ночью первым выстрелом с вероятностью 50-55°. Согласно требованиям фирмы НОРИНКО типовые цели должны поражаться огнем из танковой пушки в течение не более 6 с.
Лазерный танка "69-II" на основе неодима принципиально аналогичен лазерному дальномеру советского танка Т-62. Он позволяет наводчику измерять дальность до цели от 300 до 3000 м с точностью +10 м. Другим усовершенствованием танка "69-II" является установка комплекса приборов стрельбы и наблюдения. Командирский наблюдения имеет кратность увеличения днем 5. ночью 6, дальность определения целей 350 м. угол поля зрения днем 12°, ночью - 8°. На танке установлен ночной прицел наводчика (кратность увеличения 7, угол поля зрения 6 , дальность определения целей 800 м). Ночной прибор наблюдения механика-водителя обладает следующими характеристиками: кратность 1, угол поля зрения 30°, дальностью видения 60 м. Сообщается, что при подсветке более мощным источником инфракрасного излучения дальность действия прибора может увеличиться до 200-300 м.
Броневая защита танка "69", как сообщала зарубежная военная печать, на уровне защиты советского танка Т-55. Толщина лобовых листов корпуса 97 мм (с уменьшением в области крыши и люков до 20 мм), лобовых деталей башни - 203 мм.
Танк "69-II" оснащен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). полуавтоматической системой пожаротушения, а также термодымовой аппаратурой, имеет откидные фальшборты. Покрыт краской, обеспечивающей его малую в инфракрасном диапазоне. В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 580 л.с. Подвеска торсионная, траки по размерам аналогичны тракам советского танка Т-55. На базе танка "69" разработано семейство боевых и вспомогательных машин, включающее 37-мм спаренную ЗСУ, танковый мостоукладчик "84" и БРЭМ "653".
Танк "79" , созданный на базе танков "59" и "69", впервые был показан на параде в конце 1984 года. Его основное вооружение - 105-мм нарезная пушка, оснащенная эжектором и термоизолирующим чехлом. Башня отличается от башен танков "59" и "69" выходным окном сверху командирской башенки, в котором может быть установлен лазерный дальномер. По бортам башни крепятся четырехствольные дымовые гранатометы. На верхней части корпуса установлены откидные фальшборты. На танке применены гусеницы с резинометаллическим шарниром, у предыдущих моделей металлический. Танк "79" находится на вооружении китайских сухопутных войск и серийно выпускается промышленностью.
Танк "80" (другое наименование "Штурм-1") разработан в 1982-1985 годах в результате глубокой модернизации танка "69-II". В качестве основного вооружения используется 105-мм пушка с системой управления огнем JSFCS-212. Корпус машины имеет новую конструкцию и выполнен из сварных бронированных листов. Башня полностью заимствована от танка "69-II". Ходовая часть представляет собой стальную конструкцию с новой торсионной подвеской, состоящей из шести пар обрезиненных опорных катков и трех пар поддерживающих роликов. Первый, второй, пятый и шестой опорные катки снабжены гидроамортизаторами. Ведущие колеса заднего расположения. По бокам корпус закрыт откидными фальшбортами.
Силовая установка - дизельный двигатель с турбонаддувом 12150L-7BW как на танке "69-II". К вспомогательным системам относятся следующие: ФВУ, автоматическая система пожаротушения, инфракрасные приборы ночного видения командира, наводчика и механика-водителя, термодымовая аппаратура, средства связи (радиостанция YRC-83 и танковое переговорное устройство Y1C-8), оборудование для подводного вождения, позволяющее танку преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной около 600 м. Существуют три модификации танка "80" -"80-IГ", "85-II" и "85-IIA". Две последние созданы в Китае в 1989 году.
Танк "80-II" отличается от базового полуавтоматической трансмиссией, усовершенствованной системой управления огнем, несколько большей боевой массой - 38,5 т.
В начале 1989 года американская фирма "Кадиллак гейдж" и китайская корпорация СМЕС официально объявили о завершении совместной разработки нового основного боевого танка "Ягуар" для поставки на экспорт. В 1990 году закончились испытания этой машины. Ее боевая масса 42 т. Танк с башней выполнен по классической схеме.
В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка английской фирмы "Ройял орднанс" с коротким откатом. Кроме того, имеются 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы.
Отличительной особенностью является характерное для танков НАТО расположение экипажа, при котором командир и наводчик размещаются в башне справа. Приводы наведения пушки электрогидравлические, в случае выхода их из строя управление осуществляется вручную. Другой особенностью нового танка является наличие цифровой системы управления огнем, двухплоскостного стабилизатора, автоматической системы пожаротушения.
В качестве силовой установки используется дизельный двигатель американской фирмы "Детройт-дизель" мощностью 750 л.с. в едином блоке с автоматической трансмиссией XTG-411.
Длина корпуса несколько больше, чем у танка "59". Подвеска включает пять пар опорных катков и две пары поддерживающих роликов. Ведущее заднего расположения. В конструкции подвески применяются усовершенствованные торсионные валы. Не исключено, что следующие образцы танков будут оснащены гидропневматической подвеской фирмы "Кадиллак гейдж", обеспечивающей повышенную на пересеченной местности.
Обе фирмы-разработчицы полагают, что "Ягуар" найдет большой спрос на рынках "третьего мира".
Китайские военные специалисты, расширяя сотрудничество с США и западноевропейскими странами, внимательно следят за ходом создания перспективных основных боевых танков в ведущих танкостроительных государствах. Официальные представители фирмы НОРИНКО неоднократно отмечали, что Китай для внедрения на будущих танках уже располагает новыми 120-мм гладкоствольной пушкой, более мощным двигателем и траком гусеницы.
В конце 1991 года зарубежная печать сообщила о разработке в Китае опытных образцов танка "90-II".
К конструктивным особенностям новой машины относится установка 12,5-мм гладкоствольной пушки (стреляющей теми же боеприпасами, что и советские танки) с автоматом заряжания, перспективной системы управления огнем, дизельного двигателя мощностью 1200 л.с., а также модульное бронирование.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ являются для сухопутных войск Китая новым видом БТТ. До последних функции БМП в войсках выполняли БТР.
БМП WZ501 - это китайский вариант советской БМП-1, которая принята на вооружение и серийно выпускается промышленностью. Главное отличие от БМП-1, как сообщается в иностранной прессе, заключается в меньшей боевой массе и большей скорости движения. Основное вооружение БМП WZ501 - 73-мм гладкоствольная пушка, четыре ПТУР "Ред Эрроу", которые представляют собой копию советских ПТУР "Малютка" и выпускаются в Китае в течение нескольких лет. Машина плавающая, оснащена ФВУ и инфракрасными приборами ночного видения командира, механика-водителя и наводчика.
На базе БМП WZ501 разработано семейство боевых машин, включающее БМП "503" с новой башней с 73-мм пушкой, самоходный ПТРК "504", санитарный БТР WZ505, командно-штабную машину WZ506.
Китайская фирма НОРИНКО совместно с американской компанией FMC создала экспортный вариант боевой машины пехоты NYH-1 и NFY-1. Боевая масса около 13,6 т. Основное вооружение - 25-мм автоматическая пушка, вспомогательное -7,62-мм пулемет.
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ , по заключению китайских военных специалистов, предназначаются для транспортировки пехоты и различных военных грузов на поле боя, а в случае необходимости - для выполнения функций БМП: осуществления огневой поддержки пехоты, действующей в пешем порядке, ведения борьбы с низколетящими воздушными целями противника, а также для разведки. На вооружении сухопутных войск Китая состоят следующие БТР: "77", YW534, YW531, WZ551 (6 х 6), WZ523. БТР "77" является первой разработкой фирмы НОРИНКО на базе советского БТР-50ПК, но благодаря более мощному двигателю увеличились скорость движения на суше и по воде и удельная мощность.
Корпус БТР "77" выполнен из сварных броневых листов. Боевое отделение расположено впереди, десантное - в середине, моторно-трансмиссионное - в кормовой части машины. Механик-водитель находится впереди слева, а командир - справа. В командирской башенке установлен 12,7-мм пулемет, являющийся основным вооружением машины.
БТР "77" плавающий, передвигается за счет двух водометов, размещенных в задней части корпуса машины. На его базе созданы санитарный БТР, командно-штабная , топливозаправщик, грузовой БТР и т.д. Для выполнения различных функций машина имеет три погрузочные рампы, через которые может загружаться на борт 85-мм пушка или 122-мм . БТР "77-II" такой рампы не имеет. БТР YW531 разработан в 1960 году. применялся в боевых действиях во Вьетнаме, Анголе, Танзании. Корпус выполнен из сварных броневых листов, защищающих экипаж и десант от огня стрелкового оружия. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, командир - справа от него, третий член экипажа (наводчик) - сзади механика водителя, он имеет свой , над которым установлен 12,7-мм пулемет. Силовое отделение размещено сзади командира машины, пехотный десант входит в десантное отделение через аппарель в кормовой стенке корпуса. На бортах машины имеется по одной амбразуре. Подвеска торсионная. БТР плавает за счет перематывания гусениц. На базе YW531 создано семейство боевых и вспомогательных машин, включающее командно-штабную, санитарный БТР, 122-мм самоходную гаубицу, 82- и 120-мм самоходные минометы.
Три варианта БТР YW531, отличающиеся комплектом радиостанций, получили индексы С, D и Е. БТР YW534 появился в результате модернизации ВТР YW531. Его корпус полностью сварной, изготовлен из стальных броневых листов. Механик-водитель и командир располагаются так же, как и в БТР YW531.
Моторно-трансмиссионное отделение находится справа от механика-водителя, а десантное - в кормовой части. По обеим сторонам корпуса имеются амбразуры пехотного десанта с приборами наблюдения. На крыше десантного отделения размещен 12,7-мм пулемет, а по бортам установлены дымовые гранатометы.
Подвеска торсионная, с каждой стороны БТР имеются пять сдвоенных опорных обрезиненных катков. Машина плавающая (за счет перематывания гусениц), оборудована системой противоатомной защиты (ПАЗ), радиостанцией и танковым переговорным устройством, а также инфракрасной аппаратурой ночного видения. На базе YW534 разработан бронетранспортер YW307 IFV с 25-мм автоматической пушкой в одноместной башенке, и самоходный ПТРК "Ред Эрроу".
БТР YW53Ж создан в 1985 году для замены YW531, напоминает по конструкции БТР YW534, но корпус несколько длиннее и уже. Этот БТР послужил базой для БМП YW309, командно-штабной машины, санитарного БТР, 82- и 120-мм самоходных минометов. 122-мм самоходной гаубицы.
БТР WZ551 (колесная формула 6х6) впервые был продемонстрирован в начале 1986 года. Он был разработан компанией НОРИНКО с использованием узлов и агрегатов гражданских автомобилей высокой проходимости. Уже существуют варианты с колесной формулой 4х4 и 8х8, а его базе были сконструированы 82- и 120-мм самоходные минометы, а также БТР с 25-, 90- или 105-мм пушкой. Корпус БТР WZ551 сварной (из броневых листов). Место механика-водителя впереди слева, командира - справа от него. На крыше корпуса установлены 25-мм автоматическая пушка во вращающейся башенке и два четырехствольных гранатомета. Командир и механик-водитель изолированы от десантного отделения дверью. С каждого борта машины имеются четыре амбразуры для десанта. Силовое отделение размещено в кормовой части корпуса и отгорожено от десантного перегородкой.
БТР плавающий, имеет два гребных винта в кормовой части корпуса. При движении по суше винты находятся в вертикальном положении, а при нахождении в воде они поворачиваются на 180°.
К специальному оборудованию машины относятся: система противоатомной защиты, приборы ночного видения механика-водителя, система пожаротушения и пулестойкие колеса. БТР способен преодолевать расстояние до 100 км со скоростью 40 км/ч на пробитых шинах. На его базе созданы боевая машина с 73-мм пушкой, самоходный ПТРК "Ред Эрроу", 122-мм самоходная гаубица и санитарный БТР. БТР WZ551 проходит испытания. Его серийное производство еще не начато.
БТР WZ523 (колесная формула 6х6) впервые был представлен в 1984 году, по конструкции близок к бельгийскому БТР "Сибмас" или южноафриканскому "Ратель". Создан на базе узлов и агрегатов автомобиля HY472 (6х6) и LT665 (6х6). Корпус машины сварной, из броневых листов.
Механик-водитель размещается впереди слева, а командир - справа от него. В десантное отделение в кормовой части корпуса можно попасть через дверь в правом борту. Силовой отсек расположен в середине. Вооружение: 12,7-мм пулемет с индивидуальными броневыми щитками.
Машина может преодолевать водные преграды, передвигаясь за счет двух водометов, находящихся в задней части корпуса. К специальному оборудованию относятся инфракрасные приборы ночного видения и радиостанция. На базе БТР WZ523 разработаны самоходные миномет и ПТРК, командно-штабная машина и санитарный БТР. WZ523 серийно выпускается промышленностью и состоит на вооружении армии Китая.
БРОНИРОВАННЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ , по взглядам китайских военных специалистов, предназначены для выполнения разведывательных задач на труднопроходимой местности, для боевого охранения, патрулирования, обеспечения связи и взаимодействия войск. В сухопутных войсках КНР в качестве БРМ используются

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Основной китайский боевой танк – Тип 99 (заводской индекс ZTZ-99) был впервые показан публике во время военного парада в Пекине 1 октября 1999 года. Появление танка 3-го поколения представленного Китаем вызвало немалый ажиотаж. Данный танк стал прорывом для китайского танкостроения. По своим боевым возможностям данный танк приближается к ОБТ ведущих танкопроизводящих стран. Всего на параде было показано 18 машин. За последующие годы было выпущено еще около 200 танков. При этом массового производства развернуто не было из-за относительной дороговизны танка и конструктивных сложностей.

Несомненно, данный танк стал своеобразным техническим прорывов для Поднебесной. Китай наконец-то смог создать свой перспективный танк. При этом инженеры КНР пошли по проторенному ранее пути с заимствованием и усовершенствованием чужих разработок. Наибольшее влияние на КНР до сих пор оказывается советская/российская школа танкостроения. Специалисты отмечают ряд сходств китайского танка с Т-72М. Его носовая часть и ходовая фактически повторяют советскую разработку. Были подозрения, что и 125 мм. орудие танка разработано не без влияния советской 125-мм пушки 2А46. Помимо всего прочего китайский танк получил автомат заряжания карусельного типа, близкий к советским и российским аналогам. Применение АЗ позволило сократить экипаж танка до 3 человек.


Компоновка и бронирование

Танк выполнен по классической компоновке с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка находится отделение управления – место механика-водителя. Боевое отделение находится в средней части машины. Корпус танка примерно на 1 метр удлинен по сравнению с корпусом танка Т-72. Удлинение корпуса сзади связано с высвобождением места для размещения более объемного немецкого дизеля. Увеличение корпуса спереди связано с размещением более массивной башни с большим бронированием. По своей конструкции башня танка Тип 99 напоминает западные аналоги. Следует отметить, что верхняя лобовая деталь корпуса танка практически идентична советской, устанавливаемой на танки Т-72 и унаследовала от нее все ослабленные зоны.

Отличие корпуса танка Тип-99 от корпуса танка Т-72


Бронирование танка Тип 99 напоминает по своей структуре бронирование советских танков Т-80 и Т-90. Броня представляет собой слой композитного материала, в роли которого выступает корунд, стеклотекстолит или др., помещенный между двух слоев стали. Башня танка имеет сварную конструкцию и выполнена из бронелистов различной толщины. Бронезащита лобовой проекции ОБТ Тип 99 поздних образцов была усилена за счет использования блоков динамической защиты, размещенных поверх основного бронирования танка. При этом на башне блоки динамической защиты расположены «уголком» дополнительно была усилена задняя ниша башни, где блоки динамической защиты были смонтированы поверх решетчатой корзины. По заявлению китайской стороны используемая динамическая защита является многослойно и обеспечивает танку защиту как от бронебойных подкалиберных, так и кумулятивных боеприпасов.

Вооружение танка

Главной огневой мощью китайского танка является гладкоствольная танковая пушка калибра 125 мм. По утверждениям китайских специалистов данная пушка по своим характеристикам превосходит не только свой советский аналог 2А46 на 45%, но и немецкое орудие RH-120, устанавливаемое на танки Леопард 2А5 и Абрамс М1А1, на 30%. Основным средством борьбы с танками противника являются бронебойные подкалиберные снаряды – БПС, с сердечником из обедненного урана. По всей видимости, технологию их производства Китай получил из Израиля, который в свое время поставлял в страну такие снаряды.


Поставляемые Израилем снаряды М711 имели соотношение длины к диаметру 20 к 1 и начальную скорость снаряда – 1700 м/с. Их бронепробиваемость достигала 600 мм. В настоящее время китайские инженеры заявляют о разработке нового БПС, который значительно превосходит имеющиеся аналоги. Новый снаряд имеет соотношение длины к диаметру 30 к 1 и начальную скорость в 1780 м/с. Его бронепробиваемость достигает 850 мм. Такой китайский БПС может создать существенную угрозу всем существующим танкам, включая Абрамс М1А2 и Т-90. По утверждению ряда специалистов, в состав вооружения танка может включаться и комплекс управляемого вооружения (КУВ), основанный на российском комплексе 9М119 «Рефлекс».

Пушка танка работает в связке с автоматом заряжания карусельного типа на 22 выстрела. Предполагается, что АЗ разработан на основе советской модели с внесением ряда изменений и устранения недостатков. Общий боекомплект танка составляет 42 выстрела. Стоит отметить, что в отличие от западных аналогов боекомплект танка не отделен от экипажа.

В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный с 7,62-мм пулемет, располагается справа от пушки (боекомплект 2000 патронов) и зенитный 12,7-мм пулемет, смонтированный на башне перед люком командира (боекомплект 300 патронов). Стрельба из спаренного пулемет производится с помощью электроспуска, турельная зенитная установка имеет лишь ручное управление и обеспечивает стрельбу лишь в переднем секторе. Углы наведения зенитного пулемета от -4 до +75 градусов. По бокам башни смонтировано по одному 5 ствольному дымовому гранатомету.


Эксклюзивной особенностью китайского ОБТ является наличие лазерной системы активной защиты танка JD-3*, которая состоит из комплекса предупреждения о лазерном облучении LRW (гибридный датчик, смонтированный на башне позади люка командира) и боевого квантового генератора – LSDW (в коробчатом корпусе на башне за люком наводчика).

При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника, данный комплекс обеспечивает поворот танковой башни в сторону источника облучения, после чего включается лазерный луч ослабленной мощности, который определяет точное месторасположение вражеской цели. После того как цель вычислена, мощность луча возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения вражеского оператора. По сообщениям экспертов, данный комплекс способен поражать зрение человека и оптические устройства на расстоянии в 2-3 км., при использовании устройства 7-кратного увеличения до 5 км., а на расстоянии до 10 км. может вызвать кратковременное ослепление вспышкой. Помимо боевой функции данный комплекс может выполнять роль лазерной связи между танками.

* JD3 можно отнести к ослепляющему лазерному оружию, разработка, производство и испытания которого, ровно, как и применение, запрещено ООН. Запрет содержится в 4-м протоколе Конвенции о конкретных видах обычного оружия (13.10.1995)

Система управления огнем

СУО танка состоит из комбинированных прицелов командира и наводчика с независимой стабилизацией. Прицел наводчика оснащен лазерными дальномером и тепловизионным каналом. Изображение с тепловизора выводится на 2 цветных дисплея наводчика и командира (кратность х5 и х11,4). Командир может вести огонь из орудия без участия наводчика. Прицел командира танка панорамный. Танковое орудие стабилизировано в 2-х плоскостях. Танк оснащается цифровым баллистическим вычислителем, набором датчиков (показателей атмосферных условий, износа канал ствола и т.д.), многофункциональной цветной панелью командира. На танке смонтирована система навигации со спутниковым (GPS) и инерциальным каналами, данные от которых поступают на командирский дисплей и накладываются на цифровую карту местности.


Меткость стрельбы достигается за счет использования баллистического вычислителя, лазерного дальномера, системы датчиков, а также теплового кожуха ствола танка. Стабилизация орудия в двух плоскостях гарантирует высокую эффективность стрельбы в движении. Скорострельность орудия при использовании АЗ достигает 8 выстрелов в мин., без него - 2 выстрела в мин.

Двигатель и трансмиссия

На танке устанавливается дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом, выдающий мощность в 1500 л.с. Данный дизель был разработан на основе немецкого двигателя MB871ka501. При массе танка в 54 тонны данный двигатель позволяет ему развивать скорость в 80 км/ч при движении по шоссе и до 60 км/ч при движении по пересеченной местности. Удельная мощность двигателя – 27,78 л/с на тонну. До 32 км/ч с места танк способен разогнаться всего за 12 с. Танк оснащен механической планетарной трансмиссией с 7-ю скоростями для движения вперед и 1 для движения назад, данная трансмиссия почти полностью заимствована с советского танка Т-72М. В полевых условиях замена двигателя может быть выполнена за 30-40 минут.

Ходовая часть танка состоит из 6 опорных катков и 4 поддерживающих роликов на каждый борт. Двускатные катки оснащаются резиновыми бандажами, подвеска танка торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узле подвески. Ведущее колесо расположено сзади (зацепление цевочное). Гусеница танка оснащается резинометаллическим шарниром.

Использованы источники :
www.btvt.narod.ru/4/99.htm
www.otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/china-tanks/0tank_t98g.htm
www.pro-tank.ru/brone-world/china/328-tank-type99-china

Специально для читателей «Защищать Россию» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов объясняет, что лучшие образцы китайской промышленности — танки ZTZ-99 и VT-4 — построены на технологиях Советского Союза из 1970-х годов.

Считается, что сухопутные войска Китая — одни из самых мощных в мире. Однако подавляющее большинство танков, стоящих на вооружении народно-освободительной армии Китая, давно устарели и морально, и физически. Основу парка бронетехники армии Китая составляют танки WZ-120 и WZ-121 — более известные как «тип 59» и «тип 69». Эти машины представляют собой неоднократно модернизированные клоны советского .

В конце 50-х годов прошлого века Китай приобрел в СССР лицензию на выпуск этого, уже тогда считавшегося устаревшим танка.

Советские специалисты строили завод, передавали технологию и документацию, учили китайцев работать. С единственным отличием: в СССР танки строились на конвейере, а соседям эту технологию отдавать побоялись. Производство в Китае было запущено по иному, менее производительному пути. Со временем это послужило мощным сдерживающим фактором, так как из-за охлаждения межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничестно между двумя крупнейшими странами соцлагеря было свернуто. Попытка получения технологической помощи на Западе тоже ни к чему не привела. США, Франция, Германия, Израиль — все эти страны отметились в сотрудничестве с Китаем в области производства бронетехники. Однако в передаче новейших технологий они не были заинтересованы.

Танк Т-54. Фото: Сергей Фазульянов

В итоге небольшой технологический рывок китайцы смогли сделать лишь после распада СССР. В странах Восточной Европы и на Ближнем Востоке они закупили образцы советского танка , производившегося с 1974 года.

Разобраться с его конструкцией и технологией помогли оставшиеся без работы танкостроители Украины.

Это привело к тому, что в конце 1990-х в Китае появились относительно современные танки ZTZ-98 и ZTZ-96 . Если первый представлял собою копию Т-72 в том виде, в котором его смогли воспроизвести китайцы, то второй был гибридом Т-72 и WZ-121 , более приспособленным для выпуска в больших количествах на китайских предприятиях. С этими конструкциями Китай и вошел в новый век. ZTZ-96 стал основным танком НОАК, а также послужил прототипом для экспортных версий — пакистанкой «Аль-Халид» и его развитием — VT-1 (MBT-2000). На основе ZTZ-98 был создан более сложный и тяжелый танк ZTZ-99 , который в небольших количествах до сих пор выпускается исключительно для НОАК. Экспортный VT-1 был заказан Марокко (150 ед.), Бангладеш (44 ед.) и Мьянмой (несколько десятков единиц). Попытка продать его Перу провалилась из-за отказа Украины поставлять Китаю свои двигатели 6ТД.

У КНР нет собственного хорошего танкового дизеля. После отказа Украины для обеспечения экспорта государственной машиностроительной корпорации NORINCO пришлось срочно перерабатывать конструкцию VT-1 .

Ранее они обходились модернизацией и форсированием советского дизеля В-54 , но его потенциал не бесконечен. Попытки купить танковый дизель на Западе не увенчались успехом. Единственное чего удалось добиться, это приобрести старый «тепловозный» двигатель у немецкой фирмы MTU. Судя по всему, именно его версии и ставятся на самых последних китайских танках. Об этом свидетельствуют значительные габариты их моторно-трансмиссионных отделений. Естественно, такой двигатель перетяжеляет танк, и, несмотря на повышенную мощность, не обеспечивает требуемой подвижности. Все это было отмечено экспертами на прошлогодних соревнованиях по танковому биатлону в России. Выставленный от Китая ZTZ-96 в гонках с преодолением препятствий, как правило, на целый круг отставал от старых российских .

Подвижность китайских танков так же сильно ограничивает и ходовая часть, скопированная полностью с советского Т-72 ранних серий выпусков. Изначально она была рассчитана на массу чуть более 40 тонн и оптимизирована на средние скорости движения до 45 км/ч.

При возрастании скоростей и нагрузок ходовая часть китайских танков будет попросту рассыпаться.

Китайцы рекламируют вооружение и электронные системы своего новейшего экспортного танка VT-4 . В этом есть безусловное лукавство. Факт: китайская 125-мм гладкоствольная пушка является безлицензионной копией российского танкового орудия 2А46 принятого на вооружение Советской Армии еще в 1970 году — 45 лет назад! Точно так же был скопирован устаревший автомат заряжания и система стабилизации. В разработке микропроцессоров Китай отстает как минимум на 5 лет. Вопросы вызывает и надежность работы китайской электронной элементной базы.

Еще хуже в Китае обстоят дела с прицельной оптикой и тепловизионными камерами для приборов ночного видения. Все более-менее современные китайские танки имеют соответствующую прибористику от французского SAGEM.

Нет, и пока не предвидится в Китае появления комплексов активной защиты танков, подобной израильской «Trofy». Это особенно печально для китайских танков на фоне отсутствия в КНР качественных современных броневых сталей, что связано с устаревшими технологиями их производства. Что касается китайской динамической защиты, то ввиду крайней закрытости темы сделать адекватную ее оценку невозможно, однако множество вопросов вызывает установка ДЗ на самих танках. В ряде случаев, в лобовой броне башни образуются значительные по площади неприкрытые зоны («Аль-Халид» , VT-1), и практически всегда ДЗ не защищает крышу башни (включая ZTZ-96 , ZTZ-98 , ZTZ-99), что очень странно, в силу все большей распространенности средств поражения, атакующих с верхней полусферы.

Самым значительным недостатком китайских танков является их недостаточная надежность.

В 2006 году Саудовская Аравия проводила международный тендер, в ходе которого проходил оценку китайско-пакистанский танк «Аль-Халид» . Он был единственной машиной, которую подвергли испытаниям не в аравийской пустыне, а на родных пакистанских полигонах. Причина отказа демонстрировать танк на чужой территории вскрылась практически сразу после начала программы тестов. Танк регулярно ломался. Причем с такой частотой, что завершить полный цикл испытаний просто не было никакой возможности. Напомним, «Аль-Халид» — это прототип экспортного китайского танка VT-1 . Второй прототип VT-1 — танк ZTZ-96 , показал свою «надежность» во время соревнований по танковому биатлону. На этих соревнованиях не проходило и дня, чтобы на китайских танках что-нибудь да не ломалось, иногда и не по разу. В результате экипажи регулярно были вынуждены просить о замене танка. Вероятно, проблемами с надежностью и объясняется крайне незначительное число проданных VT-1 . Это же побудило китайцев к совершенствованию машины, что привело к созданию усиленно рекламируемого в последнее время танка VT-4 , он же MBT-3000 .

Танк VT-4

Впервые о VT-4 заговорили в июне 2012-го. Тогда китайская газета «Шицзе бао» опубликовала статью, согласно которой MBT-3000 «обречен стать звездой мирового танкового рынка, потеснив российские Т-90С ».

В единственном числе этот танк пребывает и поныне. На кадрах видео эксперты обнаружили следы ржавчины в его боевом отделении. Это было следствием большой спешки при изготовлении опытного образца, на роль которого взяли одну из старых машин. Вызывает недоумение еще одно обстоятельство: что на IDE X-2012 , что на IDE X-2014 NORINCO так и не продемонстрировала этот танк в натуре. Показана была только модель. «Вживую» VT-4 был продемонстрирован единожды — в августе 2014 года на китайской выставке. Тогда заявлялось, что серийное производство новых танков будет запущено до конца 2014 года. Позже выяснилось, что первые серийные машины выйдут из сборочного цеха лишь через два года. Такая задержка вполне объяснима. Вероятно, китайские инженеры так и не могут решить ряд проблем, из-за наличия которых пришлось существенно скорректировать сроки реализации программы.

Стоимость китайских танков отнюдь не маленькая. Она вполне соответствует цене на современный, надежный и проверенной российский танк Т-90С, который был продан в количестве, превышающем 1,5 тысячи экземпляров. Даже в самой бюджетной версии один китайский танк стоит столько же, сколько два или три бывших в употреблении, но капитально отремонтированных Т-72Б модели 1984 года. Последние хоть и не имеют современной системы управления огнем, что сказывается при ведении боевых действий ночью, по всем прочим параметрам существенно превосходят новые китайские машины.

Можно уверенно заключить, что китайским танкостроителям еще очень далеко до уровня своих соседей по региону: Южной Кореи с их танком К2 «Черная пантера» и Японии — танк «Тип 10». Конечно, Корея и Япония не сравнятся с Китаем по количеству выпускаемых машин, но вот разница в технологическом и конструкторском уровне просто гигантская. Сравнивать китайские танки с европейскими или, тем более русскими, вообще бесполезно — налицо прогрессирующее технологическое отставание как минимум на четверть века.

В 2009 г. мировую военную общественность взбудоражило сенсационное интервью китайского генерального конструктора основного боевого танка «Тип 99» Чжу Юйшэна. В нём заявлялось, что «созданный в Китае новый танк «Тип 99» среди десяти танков мира занимает ведущее место по трём важнейшим показателям боевого потенциала – огневой мощи, подвижности, защищённости, и с ним могут соперничать лишь немецкий «Леопард» 2 и американский «Абрамс».

Чжу Юйшэн отмечал также, что «Тип 99» полностью разработан китайцами и представляет собой «итог работы трёх поколений людей».

Однако, хотя китайские танкостроители и заявляют, что «мы не должны рабски следовать чужим тенденциям, иначе будем обречены на отставание», они не прошли мимо усовершенствования существующих конструктивных разработок и даже прямого копирования отдельных частей и агрегатов, комплексов вооружения, управления стрельбой, защиты современных машин Украины, России, Израиля.

И всё же несомненно – новая машина является прорывом в китайском танкостроении и демонстрирует высокий сегодняший уровень военно-промышленного потенциала Поднебесной.

Основной боевой танк «Тип 99» (ZJZ-99) является последним из цепочки образцов «Тип 90». Северокитайский институт машиностроения № 21 (NEVORI) в Пекине и Первая машиностроительная компания (FIRMACO, бывший завод № 617 в Баотоу во Внутренней Монголии) продолжил и дальнейшую модернизацию машины «Тип 98», явившейся, по сути дела, прототипом нового танка. Основными направлениями доработки являлись: повышение подвижности путём установки более мощного двигателя, повышение защищённости за счёт установки встроенной динамической защиты, усовершенствование системы управления огнём.

Технические решения обкатывались на образцах «Тип-90II/МВТ-2000». Первые 40 танков китайская промышленность выпустила в 2000 г. За последние годы на вооружение частей Народно-освободительной армии Китая поступило 200 (по другим данным, 100 или даже 400) единиц «Тип 99». Они находятся в танковых соединениях Пекинского и Шэньяньского военных округов.

ОБТ «Тип 99», по мнению иностранных специалистов, несмотря на заверения китайцев, что это целиком китайский танк, имеет облик массового советского танка Т-72 и разработан согласно концепции советской школы танкостроения.

Компоновочная схемы машины -традиционна: отделение управления находится в передней части, двигатель – в корме. Корпус его несколько удлинён – спереди для установки массивной башни и сзади – для размещения более объёмного двигателя (по сравнению с Т-72). Верхняя лобовая деталь корпуса практически идентична нашему танку. Пушка -китайский вариант советской 125-мм. Башня по своей конструкции весьма напоминает иностранные танковые башни, а двигатель создан на базе немецкого.

«Тип 99» имеет низкий силуэт: на 400 мм ниже немецкого «Леопарда» 2А6 и на 200 мм ниже американского «Абрамса» М1А2, что свидетельствует о компактности расположения его агрегатов и механизмов. Такое очертание уменьшило лобовую проекцию и, следовательно, снизило вероятность поражения, повысило выживаемость.

Корпус и башня имеют цельносварную стальную конструкцию. Бронирование – композиционное: слой композитного материала находится между листами броневой стали. Для усиления бронезащиты лобовой части корпуса применена установка встроенных пакетно-модульных блоков динамической защиты (ДЗ) поверх основной брони. На башне блоки расположены «углом». Дополнительно ими закрыты борта и удлинённая кормовая ниша. ДЗ также является многослойной и обеспечивает защиту от бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Подобную схему бронирования имеют модернизированный танк «Тип 96» и пакистанский «Аль-Халид».

Конфигурация башни в процессе выпуска танка изменялась. Так, на первых образцах броня на её «скулах» наращивалась вперёд, а затем скашивались с боков, усиливаясь блоками ДЗ. Блоки стали устанавливать и на крыше, защищая её от кумулятивных снарядов, действующих с верхней полусферы. Применение модульных блоков в бронировании позволяет в случае их повреждения производить быструю замену.

Специалисты обращают внимание на то, что за счёт размещения дополнительного оборудования и ПТУР в башне, её пришлось сделать более массивной, чем у прототипа «90». В результате образовался некоторый подзор между корпусом и башней, при попадании снаряда в который увеличивается возможность поражения танка за счёт отрыва башни от корпуса.

Толщина лобовой брони корпуса составляет 500 – 600 мм, лобовой части башни – 700 мм. С установкой элементов активной защиты потенциальная толщина брони может достигнуть 1000 – 1200 мм.

На машине поставлен дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1500 л.с., жидкостного охлаждения, созданный на базе немецкого МВ871ка501. Он позволяет развивать максимальную скорость по шоссе до 80 км/ч и до 60 км/ч – на пересечённой местности при удельной мощности 25 (27,8) л.с./т. Разгон с места – до 30 км/ч всего за 12 с. Отметим, что у «Абрамса» удельная мощность меньше – 23,8 л.с./т.

Силовая установка танка «Тип 99» подобна размещённой на образце «Тип 90-II», но прошла значительную перекомпоновку, в результате чего была существенно снижена высота моторно-трансмиссионного отсека.

Трансмиссия машины – механическая планетарная с ручным управлением, с семью скоростями вперёд и одной назад. Подвеска торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узлах подвески. Имеет по шесть двускатных обрезиненных бандажами опорных катков и четыре поддерживающих ролика с каждого борта. Ведущее колесо – сзади, зацепление – цевочное.

Гусеница снабжена резинометаллическим шарниром.

Иностранные специалисты считают, что такая трансмиссия полностью заимствована у нашего танка Т-72М.

Основное вооружение танка -125-мм гладкоствольная пушка, являющаяся переработкой нашей танковой пушки 2А46. Ствол её накрыт теплоизоляционным кожухом.

Заместитель главного конструктора танка «Тип 99» Ван Чжэжун считает, что по своим характеристикам китайский вариант пушки существенно превосходит зарубежные аналоги – немецкую КН-120, установленную на «леопардах» 2А5 и «абрамсах» М1А1, и нашу российскую 2А46М-1.

1 – 125-мм гладкоствольная пушка; 2 – башенный 12,7-мм пулемёт; 3 – квантовый генератор ZМ-87; 4 – бортовой экран; 5 – ведущее колесо; 6 – опорный каток; 7 – направляющее колесо; 8 – лобовые блоки динамической защиты корпуса; 9 – труба ОПВТ; 10 – решётки радиаторов моторно-трансмиссионного отсека; 11 – дополнительный топливный бак; 12 – кормовая ниша башни; 13 – патронная коробка башенного пулемёта; 14 – амбразура спаренного 7,62-мм пулемёта; 15 – блоки динамической защиты башни; 16 – блок дымовых гранатомётов; 17 – фара; 18 – крышка люка командира; 19 – крышка люка наводчика

1 – штыревая антенна радиостанции; 2 – датчик предупреждения о лазерном облучении LWR; 3 – танковый квантовый генератор ZМ-87; 4 – люк выброса поддонов гильз; 5 – люк наводчика; 6 – панорамный прицел командира; 7 – крышка люка командира; 8 – блок дымовых гранатомётов; 9 – противокумулятивная решётка ниши башни

Боекомплект составляет 42 (41) выстрела раздельно-гильзового заряжания. Снаряды – кумулятивные, осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные. Имеются сведения, что изготовляются боеприпасы с сердечниками из обеднённого урана по технологии, предоставленной Израилем. Они имеют соотношение длины к диаметру 20:1, длину сердечника – около 680 мм и диаметр -33,9 мм. Начальная скорость такого снаряда – 1700 м/с.

Тот же Ван Чжэжун утверждает, что их танковая пушка при использовании снарядов с вольфрамовыми сердечниками способна с дистанции 2000 м пробить гомогенную броню толщиной 850 мм, тогда как пушка «Абрамса» М1А2, например, с той же дистанции – 810 мм, японского танка «Тип 90» – 650 мм.

Гидромеханический автомат заряжания карусельного типа рассчитан на 22 выстрела. Он также подобен автомату заряжания советского производства, хотя и в него внесены определённые изменения.

На танке справа от пушки смонтирован спаренный 7,62-мм пулемёт «86», а на башне перед люком командира на турельной установке – зенитный 12,7-мм «W-85». Турель «QJC-88» – ручного управления с углами наведения в вертикальной плоскости от -40 до +75°. Огонь с её помощью ведётся в переднем секторе на дальности: до 1500 м – по воздушным целям и до 1600 м – по наземным. Боекомплект патронов: 7,62-мм – 2000, 12,7-мм -300. Кроме того, по бортам башни находятся два блока 76-мм пятиствольных дымовых гранатомётов «Тип 84».

Возможно также размещение комплекса управляемого вооружения с противотанковыми управляемыми ракетами ПТУР 9М119 «Рефлекс».

Система управления огнём танка включает панорамный комбинированный прицел командира, прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером и телевизионным каналом, двухплоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель и датчики атмосферных условий, износа канала ствола и др. Танк оснащён системой обработки информации от средств наблюдения, которая отображает обстановку на цветных дисплеях, позволяя в реальном времени следить за полем боя. Тепловизор даёт возможность отслеживать обстановку в тёмное время суток и при сильном задымлении. Кроме того, установленная система навигации с инерциальным и спутниковым каналом GPS также выводит на дисплей данные, которые накладываются на цифровую карту местности. Огонь может вести не только наводчик, но и командир танка, который, кроме того, имеет для наблюдения шесть панорамных перископов.

«Тип 99» оснащён интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3, состоящего из встроенного лазерного дальномера, датчика предупреждения о лазерном облучении LRW, квантового генератора ZM-87. При получении сигнала об облучении машины лазерным лучом противника система предупреждения выдаёт команду на разворот башни в сторону источника. При этом включается собственный лазерный луч, но малой мощности, который определяет точное местонахождение противника. Далее мощность луча скачком возрастает до критического уровня, выводя из строя обнаруженные оптические средства. Датчик LRW и генератор ZM-87 размещены на крыше башни в её корме. Максимальная мощность лазера – 100 МДж. По сообщениям, лазерный комплекс танка действует на расстоянии 2 – 3 км. Утверждается, что он поражает и головки подлетающих противотанковых ракет.

Возможно размещение на танке также активной динамической защиты, уничтожающей противотанковые ракеты и снаряды уже на подлёте к машине.

Китай ведёт модернизацию танка «Тип 99». В последние годы здесь разработана модификация «Тип 99А2», оснащённая активной бронёй, улучшенными двигателем, электроникой и механикой. Однако считается, что он создан на базе российского Т-80, являющегося, по сути дела, развитием Т-72.

Несомненно, что китайская промышленность создала свой перспективный танк третьего поколения. По мнению западных военных специалистов, «Тип 99» может создать серьёзную конкуренцию всем находящимся в настоящее время на вооружении машинам. Однако Китай изготовляет новые танки в небольших количествах, мелкими сериями. Видимо, сказывается дороговизна производства. Стоимость одной единицы вдвое выше, чем других основных китайских танков. Кроме того, тяжёлую машину массой 50 – 54 т не выдерживают мосты на местных дорогах, она имеет ограничения по железнодорожной перевозке. Новый танк, видимо, пойдёт на вооружение только элитных танковых частей.

В стране налажен массовый выпуск двух типов более дешёвых в производстве танков – «Тип 88В», оснащённых 105-мм пушкой, и «Тип 88С» со 125-мм пушкой, заменяющих в настоящее время в войсках устаревшие «Тип 69».

В. БОРЗЕНКО

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!