Летний речевой досуг в старшей логопедической группе. Конспект занятия в старшей группе«Деревья - не только украшения Земли
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»
Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10
воспитатели:
Ланина Елена Владимировна
Санкт-Петербург
2017 год
Месяц Октябрь
Тема недели: «Грибы. Ягоды. Лес»
Задачи:
П.Р. - Закреплять знания детей о дарах леса, грибах, ягодах; учить классифицировать их на съедобные и несъедобные.
- Продолжить знакомство с природой родного края.
- Учить детей наблюдать, видеть красоту окружающего мира, беречь её.
Р.Р.- Учить составлять предложения с заданным словом; закреплять умение согласовывать существительные в роде и падеже; воспитывать культуру речевого общения: умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками.
С-К.Р. Воспитывать доброжелательное отношение к другим участникам игры, умение договариваться, самостоятельно распределять роли.
Труд
- Вызвать желание собирать грибы и ягоды в лесу вместе с родителями.
Безопасность
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями, закреплять навыки культуры поведения в природе.
Продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал.
Х-Э.Р. Способствовать развитию умения подбирать цветовую гамму, составлять композицию.
Ф.Р. Продолжать упражнять детей в статичном и динамичном равновесии.
Здоровье
- Формировать представления о здоровом питании. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
- Показать роль ягоды для здоровья человека.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей(организация развивающей среды)
ННОД
Название, цель
материал
Индивидуальная
работа
В режимных моментах
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
1.П.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
«Царство растений: грибы»
Цель: Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группу съедобных и несъедобных грибов. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, как правильно их собирать. Формировать бережное отношение к природе.
2 Х.э.р. Аппликация
«Грибы»
Цель: Учить передавать в аппликации композицию из трёх грибов на траве, большой – посередине, маленькие слева и справа от него. Познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое. Закреплять приёмы плавного закруглённого разреза при вырезывании шляпок и ножек грибов.
3.Ф.р. Физическая культура
Наборы картинок
съедобных и несъедобных грибов. Муляжи.
Картина осеннего леса.
Презентация «Грибными дорожками»
Образец работы. Прямоугольники для вырезывания ножек грибов и квадраты для шляпок.
Тонированная бумага Ѕ листа.
Полоска для травы зелёного цвета. Ножницы. Клей.
- Закрепить знание цифр 1, 2. Учить писать эти цифры в тетради в клетку с Юрой, Юлей, Егором, Макаром.
Д/и «Укрась слово» (развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса) с Федей, Кирой, Настей, Димой.
Д/и «Скажи по другому» (воспитание быстроты и гибкости мышления» с Егором, Вероникой, Викой В., Алесей.
Утро
Игровая деятельность
Упр. «За грибами» (совершенствование навыков счёта) стр. 91 Нищева
С/р игра Поход в осенний лес»
Игра «Подскажи словечко» стр.107 (развитие речевого слуха и чувства ритма)
П/и «Боровик» (речь с движением)
Стр.113 Нищева
Д/и «Лесовик и лесные ягоды».
Д\и «Съедобные и несъедобные грибы»
Д\и «Назови себя по цвету шапочки»
Общение
Игровые ситуации: «Если ты оказался один в лесу», « Кто питается грибами»
Беседа « Грибы бывают разные» Съедобные и несъедобные грибы», «Такой разный урожай» (грибы, ягоды, фрукты, овощи)
«Правила поведения в лесу»
Чтение
Г.Снегерёв «Кто сажает лес»
В.Катаев «Грибы»
С.Аксаков «Грибы»
Загадки о грибах
Рассматривание
Иллюстраций «Грибы. Ягоды»
Муляжи «Грибы»
Рассматривание иллюстраций, связанных с правильным употреблением в пищу грибов и ягод, способах их сбора и приготовления в пищу.
Утренняя гимнастика
«Деревья и кустарники» см. картотеку
ПРОГУЛКА
Познавательно-исследовательская деятельность
«Я и моя тень».(Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень).« Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
игровая/двигательная деятельность
- Игры на внимание (Дети хлопают, если услышат названия ягод, грибов)
- Ассоциативная игра. «Лес» Назовите слова-предметы, которые вы вспомните, если услышите слово «лес».- выкладывание узора из мелких камешков, листьев»
- Хороводная игра
«На горе – то калина»
П\и «У медведя во бору»
П/и «Брось флажок»
«Удочка»
«Медведь и пчёлы»
Труд
Помогать дворнику, убирать листья на участке детского сада
- Сбор разноцветных листочков.
Индивидуальная работа
Прыжки в длину с места,Цель: Упражнять детей в прыжках, отталкиваясь двумя ногами (Дима, Ваня, Варя,Саша, Алиса).
Игра «Кольцеброс»Цель: Развивать меткость. (Тима, Егор, Соня, Люба, Дима).
С выносными игрушками
Настольно-печатные игры: «Где что растёт»
« Соберём грибы в корзину»
- «Лото», «Домино»
- разрезные картинки «Грибы»
С/р игра «Семья» - «Прогулка в лес за грибами», «Повар» («Семейный обед из грибных блюд»)
«Осенью на даче».- Рисование по желанию с использованием трафаретов грибов, ягод, раскраски по теме. «Дары осени»
Игры с мозаикой.
Игра с массажными мячиками и колечками.
Д\и «Подбери по цвету»
(развитие цветоощущения)
Самостоятельная работа с природным материалом и пластилином
- « Чудесный мешочек»- «Узнай на ощупь» (муляжи грибов и ягод)
Обыгрывание сказки «Под грибом» В.Сутеева.
Игры в строительном уголке «Дом лесника»
Самостоятельные игры в уголке физкультуры
В
Т
О
Р
Н
И
К
2.Х.э.р. Конструирование
Из мятой бумаги «Мухомор»
Цель: Развивать художественно – творческие способности детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с мятой бумагой.
3. Х.э.р. Музыка
Листы белой и красной бумаги для ксерокса.
Клей.
Картинки – загадки «Что ты видишь» - наложение друг на друга изображений ягод (развитие зрительного восприятия) с Максимом Р., Алесей, Настей, Димой.
С
Р
Е
Д
А
1. Совместная деятельность педагога психолога с детьми.
2. Р.Р. «Загадки о грибах»
Цель: Развивать навыки составления короткого описательного рассказа. Развивать навыки пересказа текста. Учить образовывать однокоренные слова. Упражнять в подборе определений к данному слову.
3. .Ф.р. Физическая культура
Муляжи грибов.
План-схема составления описательного рассказа.
Белые листы бумаги. Гуашь.
Кисти. Баночки с водой. Простой карандаш.
Игра «Чего не стало?» (развитие зрительного восприятия) с Макаром,Максимом П., Сережей с., Сережей Ч.
Упр. «Прохлопай слова» (деление слов на слоги) с Машей, Вероникой, Викой В., Егором,
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
1. Р.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2. П.Р. Ф.Э.М.П. № 4
Числа и цифры 1-4,
«В лес за грибами»
Цель: Закреплять умение писать цифры 1-3; учить писать цифру 4: учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
3. Х.э.р. Музыка
4.Ф.р. Физическая культура
Раздаточный материал.
Наборы цифр 1-4.
Рабочая тетрадь Колесникова Е.В.(5-6 лет)
модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса,
Игра «Назови ласково» (образование сущ. и прилаг. с уменьшительными суффиксами)
ВЕЧЕР
Бодрящая гимнастика См. картотеку
Ч.Х.Л.
В.Сутеев «Под грибом»
Р.н.с. «Война грибов», Е. Трутнева «Грибы»; А. Прокофьев «Боровик»; Я. Тайц «Про ягоды».
Заучивание наизусть стихотворения «Лесные ягоды» стр.96 Нищева (развитие чёткости дикции и выразительности)
Игровая деятельность
- Обыгрывание сказки «Под грибом»В.Сутеева.
«П/и «Осенью в лесу» стр.24.Алябьева 1 ч.
П/и « По ягоды» (координация речи с движением) стр. 92 Нищева
Игра «У кого сколько?» (согласование числ. с сущ.)
Игра «Эхо» (развитие силы голоса)
Д\и «Четвёртый лишний»
Д\и «Кто запомнит больше слов»
Д/и «Подарки осени»
Викторина
«В Царстве грибов»
Д/и «Ягоды: лесные и садовые», «Угадай по вопросам и ответам»
Презентация «Лесные модники»
Общение: «Почему человек всегда должен хорошо выглядеть»
ПРОГУЛКА
Наблюдение
«Кто больше заметит признаков осени»
«Деревья в конце октября»
Общение,
Беседа «Правила поведения на прогулке», «Какая польза от ягод?», «Как заготавливают грибы и ягоды на зиму?»
Игровая деятельность
Катание на самокатах.
П/и «Мы весёлые ребята»
П/и «Мышеловка»
П/и по желанию детей.
Самостоятельная детская деятельность
По желанию детей
Взаимодействие с родителями
Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».
Помощь в оформлении коллекции «Грибы – съедобные и не съедобные» из иллюстративного материала
Предложить родителям совместно с детьми сделать дома поделки из мятой бумаги.
Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
1. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2.Х.э.р. Рисование
Экскурсия на выставку Золотой хохломы.
Декоративное рисование
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Развивать технические умения – рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях)
Предметы с хохломской росписью.
Пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями хохломской росписи.
Полоски, круги из белой бумаги.
- упр. «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)
Упр. «Сильный ветер» (развитие направленной воздушной струи) стр. 85 Нищева
Анастасия Дягина
Проект в старшей группе «Дары леса»
По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный
Заявитель: дети старшей группы
Проблема: Во время совместной прогулки, бесед с детьми мы обнаружили, что дети плохо ориентируются в знаниях о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Мы считаем, что незнание природных живых объектов, может вызывать опасность для их здоровья.
Актуальность: В настоящее время, совершая прогулки в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники… Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов, ягод, которые растут в наших лесах. Общение с природой, познание её, облагораживает человека, делает его более чутким. Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочее достижение технического прогресса, очень важно помочь ребенку, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Чем больше ребенок узнает природу своей Родины, тем больше начинает любить ее.
Объект проектной деятельности: Явления живой и неживой природы.
Предмет проектной деятельности: Грибы, ягоды, лес.
Цель проекта: Формировать знания детей о разнообразии растительного мира нашего леса, его пользе для здоровья, экологическую культуру, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений в совместной деятельности с взрослыми.
Задачи проекта:
Развивать знания о ягодах, грибах, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи в природе;
Формировать наблюдательность и любознательность ко всему живому;
Формировать знания правил поведения в лесу;
Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
Формировать бережное и ответственное отношение к миру природу.
Гипотеза: В ходе работы над проектом, дети станут участниками познания окружающего мира совместно с взрослыми. Научатся наблюдать и правильно оценивать экологические ситуации.
Ресурсы проекта:
Учебно-методическая литература;
Аудио, видео проигрыватели;
Интернет;
Дидактические материалы;
Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель;
Этапы проекта:
Организационный:
1. Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов
2. Проявление у детей инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности.
3. Помощь родителей в подборке материала.
Основной:
1. Чтение книг, проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды. Подбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок. Разучивание песен. Организация экскурсий в парк.
2. Активное участие детей в реализации проекта: участие в беседах. Составление рассказа с родителями о грибах и ягодах, Составление описательного рассказа по схеме о деревьях. Участие в экскурсии. Участие в творческой деятельности при изготовлении коллективной работы. Самостоятельная деятельность
3. Консультация для родителей по экологическому воспитанию. Папка-передвижка на экологическую тему. Анкетирование. Составление с ребенком рассказа о грибах и ягодах. Участие в экскурсии.
Заключительный:
1. Оформление выставки детско-родительских работ. Презентация проекта
2. Активное участие детей в презентации проекта
3. Письменное пожелание от родителей по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
План образовательной деятельности:
Социально-коммуникативное развитие: Д/и «Сбор грибов», д/и «Чей силуэт?» д/и «Съедобное – несъедобное», д/и «Назови гриб», С/р игра «В лес за грибами», с/р игра «Семейный обед из грибных блюд», д/и «Запасы зверей», д/и «С какого дерева листок?», д/и «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт?».
Речевое развитие: Чтение В. Даль «Война грибов», сказка Сутеева «Под грибом», д/и «Варим варенье», р/и «Угадай по описанию (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)», р/и «Назови грибы и ягоды, растущие в наших лесах». Рассказ по схеме «Деревья»; Беседа: «Грибы и ягоды – дары леса», Пословицы и поговорки о грибах, ягодах, Загадывание загадок, чтение стихов, чистоговорок, Беседа «Лекарственные растения», Беседа: «Зачем грибы и ягоды в лесу? Кому они нужны?». Беседа: «Берегите лес!».
Познавательное развитие: ОБЖ «Как стать друзьями природы», Беседа «Осторожно – лес! (ядовитые растения, грибы, ягоды, Конструирование: «Осенние деревья», д/и «Что где растёт», экскурсия в парк, эксперимент «Почему на лужах лёд?»,
Итоговое занятие «Путешествие в лес». Просматривание альбома «Времена года в лесу». Просмотр мультфильмов «Как грибы лес спасли», «В лесной чаще», «Однажды в лесу». Развивающий мультфильм про ягоды. Рассматривание картин о лесе.
Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Сказочный лес», лепка «Грибы для белочки», рисование «Лесная поляна», аппликация «В лесу». Коллективная работа (аппликация) «Краски леса». Прослушивания песен «Грибочки», «Грибы – ягоды», «Ягодная полянка», «Сказочный лес», «Берегите лес». Прослушивание музыки «Звуки леса».
Физическое развитие: М/и «Боровик», п/и «Найдем грибок», м/и «Грибной марш» п/и «У медведя во бору», п/и «Белкины запасы», п/и «Хитрая лиса». Физминутка «По тропинке в лес», «На лесной опушке в ряд». Пальчиковая гимнастика «Кого встретили в лесу». Дыхательная гимнастика «Музыка леса».
Ожидаемый результат:
В конце проекта дети имеют представления об окружающем природном мире. Различают живую и неживую природу. Имеют представления взаимосвязи живой и неживой природы. Проявляют бережное отношение и заботу к объектам природного окружения. Могут отличить съедобные ягоды, грибы от несъедобных. Знают названия многих грибов, ягод и деревьев, которые растут в наших лесах.
Продукт проекта:
Кормушки для птиц;
Выставка детских работ «Дары осеннего леса»;
Консультация для родителей «Экологическое воспитание»;
Анкеты для родителей;
Коллективная работа «Краски леса»;
Папка-передвижка на экологическую тему.
Презентация проекта: Открытая НОД «Путешествие в лес».
Рефлексия: В результате работы нашего проекта, дети узнали о взаимосвязи живой и неживой природы. О значении бережного отношения человека к природе. Узнали о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Обогатили словарный запас названиями грибов, ранее для них не знакомыми. Стали проявлять бережное и заботливое отношения к природному окружению.
Список использованной литературы:
Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий»;
О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», 2014год;
Н. В. Коломина: «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010год;
Периодические издания;
Интернет ресурсы;
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014год.
Публикации по теме:
Уважаемые коллеги! Очень много интересных поделок вы разместили в своих блоках. Хотелось бы и мне, предоставить вашему вниманию творческие.
Интегрированное занятие в старшей группе для детей с нарушением интеллекта «Дары осени» Цель: 1. Воспитывать умение слушать стихотворение, воспроизводить с помощью вопросов учителя содержание. 2. Упражнять в умении составлять.
Календарно-тематическое планирование на неделю по теме «Дары леса: грибы» (старшая группа). Непосредственно образовательная деятельность:.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дары осени» 1 часть Дидактическая игра: Угадай о чём я сказала а) оранжевая сладкая… б) рассыпчатая вкусная росла в земле… в) зеленый хрустящий… Словарный.
Тема недели : «Дары леса» (лес, деревья, ягоды, грибы) (6-7 лет) Совместная деятельность воспитателя и детей(игры все по теме, беседы, проблемные ситуации, ВХЛ, наблюдения, опыты)
Коммуникация (речевое развитие)
«Интерьвью у осеннего леса»
Цель: познакомить с интересной формой работы – интервью. Учить правильно формировать и задавать вопросы.
О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»; стр.82
№ 1 « Чего нет?» Цель: учить образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.
№ 2 «Горький – сладкий». Цель: учить давать качественную оценку вкусовым качествам овощей: горький – сладкий; подбирать антонимы.
№ 3 «Подбери родственное слово». Цель: учить подбирать родственные слова.
№ 4 «Разложи и расскажи». Цель: учить располагать синонимы по мере возрастания.
№ 5 «Как сказать иначе?» Цель: учить образовывать причастия и употреблять их в речи.
№ 6 «Изменялки, прибавлялки». Цель: учить образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.
№ 7 «Много». Цель: учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа в сочетании с наречием «много».
№ 8 «Самое – самое». Цель: учить употреблять сравнительную степень имён прилагательных в различных падежах.
№ 9 «Составь сочетание». Цель: учить образовывать имена прилагательные от существительных.
№ 10 «Найди быстро ошибку». Цель: учить образовывать от имён существительных прилагательные.
Беседы : «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?» Цель:
Ситуативный разговор «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?»
Цель: совершенствовать речь как средство общения, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта.
Индивидуальная работа
«В гости к берендею»
Цель: Учить образовывать относительные прилагательные; Закрепить умение составлять загадки – описания, подбирать синонимы, антонимы.
В.Н. Макарова и др.
«Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников»; стр. 57
Познание: РЭМП
№5 Четырёхугольник
Цель: познакомить с признаками четырёхугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать речи направление; закрепить названия частей суток.
В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»; стр.16
1.Д/и «Назови соседей».
2. Сбор и сравнение листьев по размеру, окраске, форме (сериация).
3. рисование мелом цифр на асфальте.
4. Игры с лабиринтами.
5. Работа в тетрадях в клетку.
№6 Число и цифра 6
Цель: познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительное по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить слова определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы.
В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»; стр.19
Социально-коммуникативное развитие
. Беседа «Друзья природы»
Цель: Расширять знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение вести себя на природе; развивать речь.
Игровое упражнение «Съедобный, несъедобный». Цель: закрепляем представление о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактические игры: «Отгадай, где чей листок». Цель: закрепляем названия деревьев
по форме листьев; «Что лишнее?»; «Лесовик и лесные ягоды» Цель: совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу
Беседы:
- «О вреде ядовитых грибов для человека»;
- «О пользе лекарственных растений, о правилах их сбора»;
- «О пользе лесных ягод для человеческого организма» Цель : закрепить знания детей о лесных ягодах, произрастающих в нашем лесу, дать представление об их пользе для здоровья человека.
- «Деревья нашего леса» Цель: актуализировать и дополнить знания детей о видах деревьев и почему они важны для человека.
С/р игры:
- «Юные защитники природы» Цель : воспитание бережного отношения к природе.
- «Магазин». Сюжет «Купи ягоды » Цель: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, распределять роли по интересам и правильно выбирать атрибуты к игре.
- «Семья». Сюжет «бабушка варит компот из ягод» Цель: закрепить названия ягод, формировать обобщающее понятие «ягоды», учить правильно подбирать атрибуты к игре
Т.Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»; стр. 172
Познание: развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе
«Экскурсия в уголок леса»
Цель: Познакомить детей с лесом, с профессиями связанными с лесом, научить детей поведению в лесу.
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы»; стр.137
1.Наблюдение за красотой осенних кустарников и деревьев. Цель: развития эстетического восприятия детей ;
Наблюдение за неживым объектом – рассматривание березы.
2. Исследовательская деятельность: сравнить листья брусники с листьями клюквы, ягоды брусники с ягодами клюквы.
3. Игры с осенними листьями на прогулке. Составить букет из осенних листьев.
4. Д/и «Найди листок, как на дереве»;
«Лесовик и лесные ягоды» Цель: совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу;
«Съедобное- несъедобное» Цель : дать детям представление о съедобных и несъедобных ягодах.
художественно-эстетическое развитие
Рисование: «В лесном царстве, лесном государстве»
Цель: развиваем образное и творческое мышление, желание изображать грибы, похожие на настоящие, подчеркнуть индивидуальность каждого гриба, разнообразие цветовой палитры
стр. 417
Лепка: «Грибное лукошко» (по замыслу)
Цель: создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции.
Лыкова «ИЗО деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 40
Аппликация: «Осенняя ветка»
Цель: закрепляем умение вырезать объемные, симмитричные формы, красиво располагать их, развивать эстетическое восприятие
Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
стр. 553
1.Предложить детям выложить натюрморты из овощей и фруктов.
2. Предложить детям из зерна, бобовых, крупы выложить контур цветов.
3. Предложить детям составить композицию из веток с ягодами, плодами и семенами деревьев и кустарников.
4. Упражнять детей в приемах раскатывания, сплющивания, вдавливания.
5. Упражнять детей в отборе тонких оттенков, светлого, радостного колорита весны.
6. Рассмотреть с детьми произведения народно-прикладного искусства, в которых народные мастера и художники использовали растительный орнамент (траву, цветы, листья, ягоды и др.).
7. Вспомнить с детьми, какие геометрические элементы входят в изображение растительных элементов (Хохлома). Соединяя овалы, чёрточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу.
8. Лепка: «Корзина с ягодами» Цель: учить лепить из пластилина различные ягоды в качестве атрибутов для сюжетных игр, развивать навыки лепки фигурок из составных частей.
9. Аппликация «Дары леса - ягоды» Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания, сочетания различных видов аппликации для получения выразительного образа.
Муниципальное бюджетное государственное дошкольное учреждение
детский сад № 74 общеразвивающего вида Калининского района
города Санкт – Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе
«Дары леса»
подготовила воспитатель
Сидорова Алла Игоревна
Санкт – Петербург
Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы.
Цель : закрепить у детей представления о лесных ягодах, как ценном объекте в экологии и промышленности.
Задачи:
Образовательные
Уточнить и систематизировать знания детей о лесных ягодах.
Закрепить представления о лесных ягодах, как одном из главных объектов в пищевой, хозяйственной промышленности.
Закреплять представления детей о ядовитых ягодах, о мерах предосторожности.
Развивающие
Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово.
Развивать речевую активность.
Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные
Повышать у детей интерес к изучению объектов живой природы.
Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона).
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту.
Оборудование и материалы : ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация (приложение №1)
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, репродукций, плакатов.
Чтение познавательной и художественной литературы.
Целевые прогулки в лес с родителями.
Дидактические игры.
Загадки, кроссворды.
Составление с детьми природоохранительных и запрещающих знаков о поведении человека в лесу.
Изготовление поделок из природного материала.
Посиделки – чаепитие «Без варенья и конфет, станет тусклым белый свет».
Рисование, лепка, аппликация по теме.
Организация занятия: на столе стоит плетеная корзина с муляжами грибов, лесных ягод, плодов деревьев (шишки), накрытая салфеткой.
НОД
Ребята, посмотрите, кто – то принес нам красивую корзину. Что же может в ней лежать? (ответы детей)
Мне очень интересно узнать, что же там лежит. А вам интересно?
Давайте же скорее посмотрим, что находится в корзине. (Рассмотреть содержимое корзины).
Как можно назвать содержимое корзины? (лесные подарки, дары леса)
Мы с вами на занятиях много узнали про лес, лесных обитателях, растениях леса. Давайте сейчас немного поговорим о дарах леса.
Отгадайте загадки. За правильную отгадку вы получите наклейку.
Слайд №2 – 1 и 2части.
Слайд №3 – 1 и 2 части.
Следующая загадка. Слайд №4 – 1 часть.
А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
Слайд № 4 – 2 часть.
Среди полезных и вкусных ягод, в лесу растут и ядовитые ягоды. Давайте вспомним их название и еще раз посмотрим и запомним, как они выглядят.
Слайд №5.
Собирать ягоды можно по разному. Как вы собирали ягоды, когда ходили с родителями в лес? (ответы детей)
Как еще собирают ягоды? Люди используют специальные совки для сбора ягод. Слайд № 6.
Почему для растений лучше, если ягоды собирают рукой, а не совком? (ответы детей)
Вы правильно рассказали. Собирая ягоды совком, у растения повреждаются листья, стебли растений. Растения начинают болеть.
Ягоды вкусные, полезные. Их не только употребляют в пищу в натуральном виде, но и используют в приготовлении различных продуктов. Давайте посмотрим, куда добавляют лесные ягоды.
Слайд № 7.
Высушенные ягоды добавляют в чай.
Консервированными или свежими ягодами украшают пирожные, торты.
Из ягод делают мармеладные конфеты.
Добавляют ягоды в десерты, мороженое.
Добавляют в детское питание (пюре, каши).
Добавляют в йогурты, творожки.
Делают из ягод соки, варят компоты, кисели.
Из ягод варят варенье.
Сок ягод добавляют в кремы, шампуни, духи, мыло, моющие средства.
Слайд №8.
Как много полезного в такой маленькой ягоде – чудесного подарка леса!
Слайд №9.
Давайте беречь лес! Он наш друг и помощник! Сколько красот, чудес, нужного и полезного он дарит людям! Будем беречь природу!
Полученные наклейки вы можете наклеить в свои альбомы.
Экологический проект: «Дары леса»
Тип проекта: Познавательно – исследовательский
Групповой, среди детей старшей группы
Воспитатель Митрофанова Т.В.
Воспитатель Труфанова О.В.
1.Проблема.
Во время совместной прогулки, бесед с детьми мы обнаружили, что дети плохо ориентируются в знаниях о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Мы считаем, что незнание природных живых объектов, может вызывать опасность для их здоровья.
2.Актуальность.
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. Воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проектная деятельность дает нам больше возможности раскрыть тему, что невозможно было-бы сделать на обычных занятиях.
Экологический проект «Дары леса» направлен на изучение природы в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
3.Цель проекта.
Расширить знания детей по темам «Грибы», «Лесные ягоды», как о ценном объекте в экологии и промышленности.
4.Задачи проекта.
1. Анализ знаний воспитанников, анализ среды
Провести анализ воспитанников по данному вопросу.
Оценить состояние развивающей среды группы по теме.
Обработать и проанализировать полученные результаты.
2. Сбор материалов (развивающая среда)
Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
Подобрать наглядный материал, стихи,загадки, рассказы развивающие игры по теме.
3. Проведение различных мероприятий
Разработать методический и практический материал по проекту.
Провести исследования для более глубокого изучения материала.
Закрепить полученные знания в процессе самостоятельной и совместной деятельности.
Оформить вместе с детьми и родителями собранную информацию, в виде библиотеки книг, плакатов, на заданную тему.
5. Продукт проекта:
Создание библиотеки книг о грибах и ягодах. « В лес за грибами и ягодами», «Считалочки».
6. Этапы проекта
6.1 Организационный.
Организационный этап:
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
- Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, загадки по теме, русские народные сказки.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- 6.2. Планирование деятельности в проекте «Дары леса»
Работая над проектом, воспитатели реализовывали задачи всех образовательных областей.Познавательное развитие:
- Уточнить и систематизировать знания детей о лесных ягодах и грибах.
- Закрепить представления о лесных ягодах и грибах, как одном из объектов в пищевой промышленности.
- Закреплять представления детей о ядовитых лесных ягодах и грибах, о мерах предосторожности.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.
Художественно эстетическое развитие:
- Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины.
- Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
- Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту живой природы.
Речевое развитие:
- Развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
- Знакомство с художественной литературой по теме.
- Активизировать и обогащать словарь детей по теме.
- Учить связному монологическому высказыванию.
Социально-коммуникативное развитие:
- Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона).
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
Физическое развитие
- Обучать подвижными играми с правилами.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Развивать координацию речи и движений.
6.3 Заключительный
6.3.1. Ожидаемый результат:
- расширение представлений по теме «Грибы, лесные ягоды», как одном из объектов в пищевой промышленности;
- привитие навыков безопасного поведения в лесу;
- знание съедобных и несъедобных грибов и лесных ягод;
У родителей:
- совместное участие с детьми в сборе полезной информации и оформление
тематических сборников «Грибы. Лесные ягоды»
У педагогов:
- разработка методического и практического материала по проекту;
- пополнение картотек стихов и загадок на тему;
- пополнение развивающего пространства наглядным материалом и развивающими играми.