Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Деревья

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Конспект занятия на тему "Деревья и Кустарники"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).
4.Воспитывать интерес к миру растений.
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.
В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?
Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.
-Что случилось Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).
Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.
(Дети соглашаются помочь Незнайке.)
2.Чтение схем.
Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению
подходит первая схема?
(Дети: Это схема подходит дереву.)
Воспитатель: - А как вы догадались?
(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)
Воспитатель: - Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
(Дети: Это схема подходит кустарнику.)
Воспитатель: - Почему?
(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Матвей, как ты думаешь,
чем похожи деревья и кустарники?

(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)
Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)
Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.
3.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4.Отгадывание загадок.
(Деление предложенных объектов на группы,
опираясь на схемы.)
Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки, а отгадки (картинки) мы

Предпросмотр страницы №1

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»

Цель: учить различать деревья и кустарники.

1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

4.Воспитывать интерес к миру растений.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.

В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?

Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).

Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

(Дети соглашаются помочь Незнайке.)

2.Чтение схем.

Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению

подходит первая схема?

(Дети: Это схема подходит дереву.)

Воспитатель: - А как вы догадались?

(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)

Воспитатель: - Правильно!

А какому растению подходит вторая схема?

(Дети: Это схема подходит кустарнику.)

Воспитатель: - Почему?

(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)

Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Матвей, как ты думаешь,

чем похожи деревья и кустарники?

(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)

Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного на тему: Деревья

Краткое описание работы : данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Назначение материала: конспект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями.
Тема: Деревья.
Цель: Расширить знания детей о деревьях.
Задачи:
- познакомить с изменениями в жизни растений осенью;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе:
- закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.
Вид детской деятельности : познание, коммуникация.
Планируемые результаты: дети знают строение дерева и различает их по внешним признакам.
Словарная работа : ствол, ветки, корень, крона, лес, деревья, дуб, клен, осина, береза, ель, сосна.
Оборудование: картинки деревьев, части дерева, листочки и плоды деревьев.

Ход занятия

Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись».
Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, береза-дуб-рябина, ель-дуб-клен, дуб-клен-ель, ель-клен-береза.
Основная часть.
Беседа.

Дефектолог: Что вы назвали? (деревья)
Дефектолог: Какую пользу приносят деревья? (они очищают воздух)
А теперь мы посмотрим, какие деревья растут в наших лесах.
Дефектолог: Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Красная ягодка летом - горька, зимой сладка. На каком дереве растет? (рябина)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)
У какого дерева все детки с рождения в беретиках, когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)
У какого дерева разные листья летом и ранней осенью зеленого цвета, а поздней осенью - желтого и красного? (клен)
Дефектолог выставляет на доску картинки - отгадки.
Дефектолог : Чем похожи все деревья между собой? (у них есть ствол, ветви, листья, корни.)

Игра "Собери дерево "
Дефектолог раздает детям по одной части дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: желуди, шишки, сережки, ягоды рябины, семена клена). Дети составляют на доске дерево из картинок.
Физкультминутка.
Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
Игра "Угадай, с какого дерева лист и плод"
На столе лежат картинки листья с плодами деревьев, детям необходимо подобрать к какому дереву это относится.
Составление рассказа - описания дерева:
"Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Плоды березы - сережки. Листья березы весной и летом зеленые, а осенью - желтые."
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.

Источники:
1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.

Название: Конспект интегрированного занятия «Деревья»
Номинация: Детский сад, Занятия логопеда, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Березка»
Месторасположение: обл. Ивановская г. Родники

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
  2. Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
  3. Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
  4. Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
  5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
  6. Учить рисовать ветки берёзы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.

Ход занятия.

1.Раздаётся звонок мобильного телефона.

Н: — Алло! Это детский сад?

В:- Да. А кто звонит?

Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.

В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.

Н: — Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.

Н: — Спасибо! До свидания.

В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.

2варианта:

1 берёза – потому что у неё белый ствол;

2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.

Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.

3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.

Мультимедийка «Строение дерева»

Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?(потому что они под землёй).

У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.

Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.

Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.

Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.

4. Физ. минутка.

Листья, словно бабочки, «летают»

Кружатся, порхают, «кружатся»

И крыльцо, и лавочку «приседают»

Листья осыпают.

Листопад, листопад «кружатся»

Осыпает старый сад.

5.Работа за столами.

Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.

Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.

6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной.

Сарафан зелёный – летом.

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит.

Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)

Выставляется картинка « Берёзка».

7.Пальчиковая игра

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.

8. Самостоятельная деятельность.

9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно?

Изучаем деревья. Я подготовила материал для цикла из 3-4 занятий рассчитанный на детей от 3 лет, делюсь с вами.

Я опробовала несколько подходов к предоставлению информации о деревьях для Яны. Ей сейчас 3,5 года и интерес к подобной информации вызвать достаточно сложно. Привожу для вас конспект самого удачного, на мой взгляд, варианта знакомства с деревьями для маленьких детей:

Детям о деревьях | Конспект занятий по изучению деревьев с маленькими детьми

  1. Планирование. На этапе планирования выбираем несколько объектов (деревьев) для подробного знакомства. Я остановилась на 4-х. Думаю, изучая в год по 4-5 деревьев, к школе можно сформировать хорошую базу знаний. Для изучения можно взять популярные деревья. Мне этот вариант не подошел, так как дубы и березы в нашем городе единичное явление и знакомить с ними трехлетку занятие сомнительное. Ёлочку и её способность круглый год оставаться зеленой Яна уже отлично знает.

    Самые популярные деревья


    Я для изучения выбрала деревья, которые наиболее часто встречаются в окрестностях нашего дома:

    Деревья, часто встречающиеся в городском озеленении


    Стыдно признаться, но до последнего времени я сама не знала названий этих деревьев, за исключением тополя. Думаю, я не одна такая, поэтому написала небольшой ликбез, по опознаванию экземпляров этого списка (ликбез читайте ниже). После определения списка изучаемых деревьев, планируем цикл тематических прогулок с беседами о деревьях и поиском заданного дерева. При первых знакомствах с деревьями за одну прогулку лучше прорабатывать 1-2 дерева. Мы первую прогулку провели по вязу, вторую по клену, третью по тополям. Следующая прогулка будет по всем деревьям вместе.
  2. В ходе прогулки находим и показываем экземпляры заданного рода деревьев:

    2.1. Если есть желание можно напечатать карточки с листьями деревьев и вооружить ими ребенка для поиска по образцу. Фотографии листьев, которые мы нашли на прогулке, я разместила по ссылке ниже.

    2.2. Объявляем ребенку о поисках заданного дерева в разном возрасте. Обращаем внимание, что с возрастом у дерева увеличивается его высота, длинна и диаметр — «толщина» ствола. Первоначально находим сами один экземпляр дерева и объясняем его возраст (без конкретики, ограничимся маленький, молодой, взрослый, старенький). Я при этом провожу аналогии. Показывая молодые ростки, можно их сравнивать с малышами. Рядом растущие, взрослые деревья можно объявлять родителями дерева-малыша. В этом случае ребенка можно попросить найти маму или папу маленького ростка или наоборот малышей крупных деревьев. В целом у нас стоит задача продемонстрировать ребенку разнообразие размеров дерева в зависимости от возраста: маленькие деревца — ростки или деревья — подростки высотой около двух метров, взрослые деревья разного размера и деревья гиганты.

    2.3. Акцентируем внимание на текущих изменениях у деревьев связанных с временами года. Рассказываем (или напоминаем) как дерево изменяется в течение года. Разглядываем какого цвета листва на дереве. Ищем на земле опавшие листья и обсуждаем их цвет и состояние (начинающие желтеть, пожелтевшие, но еще не засохшие, сухие). Из листьев разной степени зрелости можно выложить последовательность.

    2.3. Находим различные варианты формирования кроны (естественное формирование и деревья со стрижкой).

    Длительность беседы и поисков должна зависеть от интереса ребенка. Если ребенок «включился» в поиски и активно находит экземпляры заданного рода, можно побегать от дерева к дереву 15-30 минут. Если ребенка тема особо не заинтересовала, 10 минут достаточно.

  3. После каждой прогулки демонстрируем видеокадры ускоренной съемки развития дерева, предложенные ниже. Если вы запланировали цикл бесед из 3-4 прогулок, в итоге у вас получится 3-4 просмотра одних и тех же видеороликов. Для детей важны повторы, они позволяют лучше понять и усвоить материал.
  4. После просмотра видео можно переходить непосредственно к решению заданий комплекта. Задания лучше поделить на количество планируемых прогулок. Например, так: складывание последовательности, сбор пазла с цифрами, раскрашивание или «дорисовывание».

Детям о деревьях | Состав комплекта заданий


Детям о деревьях |Ссылки на полезные видеоматериалы

Делюсь полезными ссылками на видеоматериалы с youtube. Ви део с ускоренной съемкой длительных процессов, таких как жизненный цикл растений, поможет понять суть происходящего ребенку значительно лучше, чем все задания вместе взятые:

Рост дерева ускоренная съемка:

Рост дерева качественная познавательная анимация:

Ликбез по опознанию деревьев | Незнакомые знакомцы — вяз, американский (ясенелистный) клен, тополь серебристый (белый)

  • Вяз. В одном из источников я видела, что вяз используется в 70% от общего объема для озеленения городов. Не буду вдаваться в подробности характеристик дерева, так как это не поможет вам идентифицировать его визуально. Просто посмотрите на пару кадров, которые позволят вам узнать это дерево максимально быстро. Обратите внимание, что вязы могут быть самой разной формы. Некоторые вязы достигают высоты тополей, некоторые остаются небольшими кустарниками. Они являются отличным материалов в ландшафтном дизайне и узнать их при этом можно только по форме листьев.

    Литья на ветках вяза расположены достаточно симметрично. После стрижки симметричное расположение листьев становится незаметным.

  • Клен ясенелистный (американский) . Еще одно очень распространенное дерево на городских улицах. Крона американского клена разнообразна и подвергается формированию, поэтому фото дерева в полный рост в процессе идентификации мало поможет. Сейчас в городских пейзажах можно встретить живые изгороди из американского клена. При свободном росте американский клен вырастает до 10-15 метров высотой. Часто его побеги становятся сорняками на близлежащих участках. Привожу ряд фото для опознания:


    Клен ясенелистный после формирования. Клены формируют редко, поэтому найти аккуратно сформированный клен достаточно сложно. Выкладываю, что попалось в объектив, но знайте, что можно встретить ясенелистные клены в форме идеальных шаров и живых изгородей.

    Из этого кадра можно видеть, что форма крон вязов и ясенелистных кленов достаточно произвольная и по ней сложно определить род дерева. Крупные ясенелистные клены достигают высоты третьего этажа (до 21 метра). Крупные вязы чаще достигают высоты 5 этажа (около 30 метров). Самые крупные экземпляры могут вырасти 40-45 метров. Крупные тополя вырастают высотой 40-45 метров. Самые крупные могут вырасти до 60 метров.

  • Тополь серебристый (белый) . Сейчас появляется все больше модификаций тополей: пирамидальный, серебристый и т.п. Листья серебристого тополя с лицевой стороны имеют глянцевый блеск, а с внутренней стороны светлую бархатистую фактуру. Крупные листья серебристого тополя по форме напоминают листья клена, небольшие — листья осины. Из моих наблюдений, более крупные листья имеют более резные края. Из приведенных ниже экземпляров, нижний правый лист самый крупный, он практически в 2 раза крупней других. Серебристые тополя зачастую имеют крону пирамидальной формы.

    Слева сверху — лист обычного тополя. Три другие листа с одного экземпляра дерева — серебристого тополя. Сверху справа — маленький лист серебристого тополя. Я его масштабировала, чтобы было хорошо видно рисунок прожилок и текстуру. Он очень похож на лист осины. Снизу справа расположен крупный лист серебристого тополя. Его размер около 15 см. и он очень похож на лист клена. Масштаб листьев на фото не соблюден.

Надеюсь, после этого ликбеза вы сможете идентифицировать деревья своего двора и научить этому своих детей.

Детям о деревьях | В завершении

Еще один важный момент — печать материалов. Когда-то я печатала материалы в фотолаборатории Netprint. Затем я пришла к выводу, что фотобумага не самый лучший вариант для занятий с детьми. Она быстро теряет внешний вид, а печать обходится недешево. В этом году я для себя открыла ламинирование. Я купила пачку пленки для ламинирования формата А4 толщиной 75 мкм. Во-первых, после ламинирования картинка становится тверденькой, практически неубиваемой, во-вторых, расходы значительно сократились.

Пленку для ламинирования я покупала А4 толщиной 75 мкм такую — my-shop . Этот вариант оказался самым дешевым из А4 в каталоге. Толщина пленки 75 мкм в заламинированном состоянии отлично держит форму листа бумаги и прочность такого заламинированного бумажного документа становится аналогичной качественному картону. Если того варианта не окажется в наличии можно обратить внимание на пленку того же производителя с толщиной 100 мкм my-shop .

Расчеты расходов. Так как принтер я все еще не купила, то печать 1 листа в цвете мне обходится в 10 рублей (если, конечно, не выручают знакомые). Плюсуем стоимость 1 пленки для ламинирования — 6 руб. 4 коп. Получаем 16 руб. 4 коп. за цветной неубиваемый лист А4! В то время как фотопечать листа А4 стоит около 45 рублей и больше за лист и является значительно менее прочным вариантом . За цветную очень прочную карточку формата 10 на 15 соответственно получаем около 4 рублей. Если у вас есть цветной принтер, печать обойдется еще дешевле.

Пара слов о ламинировании. Оказывается, ламинировать можно обычным утюгом. Главное запастись специальной пленкой. При ламинировании утюгом выбирайте низкие температуры. Я ставлю регулятор температуры на 1,5 единицы (это примерно 1/4 от возможного температурного диапазона моего утюга). Качество ламинирования утюгом зависит от опыта и абсолютно идеальным быть не может. Иногда получаются бугорки, складочки. Также будьте готовы к микроцарапинам от подошвы утюга, они неизбежны при таком типе ламинации. При первом ламинировании обычно случается неудачи. Для идеального ламинирования необходим ламинатор. Я на данный момент приноровилась ламинировать утюгом, так как объемы у меня небольшие. С выходом из декрета я больше стала покупать готовых материалов (игр, развивающих пособий). Для небольшого объема развивающих материалов ламинирования утюгом вполне достаточно. Еще я приобрела фигурный степлер для уголков c Ali , чтобы закруглять уголки. В эксплуатации он не очень удобен, карточки, ламинированные пленкой 75 мкм, берет только при сильном нажатии, но стоит он копейки, в отличии от других.

Еще одна рекомендация для проработки темы с дошкольниками — книга «Кто живет в лесу» (Labirint , my-shop , ozon) из серии «Что? Зачем? Почему?». В один из моментов, когда я рассказывала о деревьях, Яна принесла её и начала мне рассказывать по памяти о том, как видоизменяются деревья в зимний период с демонстрациями соответствующих картинок из книги. Впрочем, эта книга в серии не исключение, вся серия «Что? Зачем? Почему?» (labirint , my-shop , ozon) просто чудесная и снова появилась в продаже. Похоже пора делать очередной набег. Кстати, кодовые слова для Лабиринта я выписываю .

На этом сегодня у меня все. Спасибо за внимание!

Если Вам понравился комплект заданий, конспект занятий или вообще что-нибудь в моем блоге 😀 прошу разместить ссылку на него в социальных сетях, на любимом форуме общения на детские темы или рассказать о нём своим подругам. Также буду рада комментариям об использовании материалов.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи блога:

  • (скачай, напечатай и играй);
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!