Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Функции лидерства, лидер в группе. Лидер группы

Лидерство в группе складывается из компонентов: делового, эмоционального и информационного.

1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, реша­ющих производственные задачи, в его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наи­более сильно влияет на руководство. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, на­ладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных соци­альных группах на основе человеческих симпатий - притяга­тельности лидера как участника межличностного общения.

Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую на­пряженность, создает атмосферу психологического комфор­та. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за со­чувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, одна­ко, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

В зависимости от направленности влияния (скорее - по ре­зультату лидерства для организации) лидерство можно рассмат­ривать как:

1. Конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации.

2. Деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидер­ство в сформировавшейся на производстве группе воров и взя­точников).

3. Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство сре­ди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным ли­дерством.



По стилю авторитар­ный (харизматический), демократический и попустительский (анархический).

Лидерство в группе может быть: формальным (официальные руководители) и неформальным.

Формальные лидеры - это люди, которых члены группы вы­бирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (напри­мер, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.). Таким образом, формальные лидеры связаны с официаль­ной организацией и имеют возможность представлять всю группу в целом и защищать ее интересы перед администрацией.

Неформальные лидеры - это люди авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяже­нием, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:

1) физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нуж­ное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности - контактность, легкость в общении, тактич­ность, дипломатичность.

2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится по­буждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть чле­нов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, име­ющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуа­ции: торжественное событие в коллективе, спортивное меро­приятие, турпоход и т.п.

В зависимости от того, как лидера воспринимает группа, выделяют следующие типы лидеров:

1) «один из нас» - не выделяется среди членов группы, воспри­нимается как «первый среди равных» в определенной сфере - наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руко­водящей должности, в целом - по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и оши­бается - как и все остальные члены группы;

2) «лучший из нас» - выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) каче­ствам и в целом является образцом для подражания;

3) «хороший человек» - воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;

4) «служитель» - стремится выступать в роли выразителя ин­тересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из со­трудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Американский социолог Ф. Селзник выделяет следующие два типа лидеров.

Институциональный лидер - человек, который является преимущественно специалистом по выдвижению и защите ценно­стей, целей, норм, правил группы. Он отвечает за решение офи­циальных задач, которые поставлены перед группой админист­рацией.

Межличностный лидер - человек, который старается смяг­чить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, умень­шить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.

Другой американский ученый, Р. Бейлз, делит лидеров на сле­дующие два типа:

1) деловой лидер, организующий группу для решения конкрет­ной задачи;

2) популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений.

Немецкий социолог М. Гофштеттер сформулировал теоре­му «дивергенции» - все более резкого расхождения «делового» и «популярного» лидеров по направлению влияния на членов груп­пы. По его мнению, «деловой» и «популярный» лидеры параллель­но руководят группой, иногда мешая, иногда помогая друг другу в достижении наилучшего результата. Эта закономерность оказа­лась типичной для формальных групп в организациях.

Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает американский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, ус­пешное и эффективное лидерство.

Пробный лидер появляется в начале деятельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциональные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства человек стара­ется вовлечь членов группы во взаимодействие с целью решения поставленных задач. Принятие или отказ членов группы пови­новаться пробному лидеру определяет его успешность.

Успешный лидер - это человек, за которым последовали чле­ны группы. Он вовлекает их в групповое взаимодействие. Резуль­татом успешного лидерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельности.

Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во взаимодействие, но и способствует групповому решению задачи. Эффективное лидерство приводит к окончанию деятельности, ког­да задача группы решена. Итак, Хемфилл классифицирует лидер­ство процессуально, развертывая его от начала деятельности груп­пы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное ли­дерство) и, наконец, до результата группового решения (эффек­тивное лидерство).

Несколько иная типология предложена Р. Кеттеллом. Он различает фокусированное и рассеянное лидерство;

Фокусированное лидерство имеет место в том случае, ког­да все члены группы сплотились вокруг одного лица. Только фо­кусированный лидер направляет деятельность группы на реше­ние задачи. Он концентрирует все предложения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, организует их деятельность и досуг.

Рассеянное лидерство имеет место в том случае, когда раз­личные лидерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу лиде­ров. Кеттелл указывает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурированных, старых группах, а фокусированное лидер­ство - в молодых, только начинающих свою работу группах.

Как стать лидером? Осмелюсь предположить, что этим вопросом задаются многие люди. В статье подробно рассмотрим эту тему, и, прочитав ее до конца, вы станете лидером коллектива. Правда, потребуется желание и стремление.

Лидер – человек, который на себя берет ответственные решения, касающиеся интересов группы, во главе которой он стоит. Решения лидера часто определяют направление и характер деятельности коллектива.

В некоторых случаях глава коллектива назначается официально, хотя нередко он даже не занимает официальное положение. Иными словами, он руководит командой благодаря организаторским способностям.

Как стать лидером в коллективе

Лидер – уважаемая в обществе личность, которая в различных ситуациях себя проявляет как уверенный и целеустремленный человек.

Человек, обладающий лидерскими качествами, не боится ошибаться и не опасается критики. Его волнует падение авторитета, особенно когда появляется конкурент, претендующий на лидерство.

Лидерство – уникальное качество, генетически заложенное в человеке, формируется которое под влиянием стереотипов и условий.

  1. Если нет наклонности к лидерским качествам, воспитать их тяжело. Миссию лидера простой задачей не назовешь. Только высокоинтеллектуальный человек способен достичь вершин. Правда, если появилось чувство усталости или хочется изменить образ жизни, необходимо все обдумать.
  2. Женщина, способная управлять другими людьми, идеальной домохозяйкой становится редко. Даже при условии, что считает работу по дому своим призванием. Такие женщины часто осложняют ситуацию и делают жизнь близких людей напряженной. Объясняется это стремлением управлять другими людьми и попыткой навести порядок.
  3. Присутствие покоя и гармонии в доме напрямую зависит от того, есть ли у женщины с лидерскими качествами возможность выпустить энергию. В ином случае близкие будут себя чувствовать ущербно.
  4. Если отсутствуют лидерские задатки, выбирать специальность, связанную с руководством, крайне нежелательно. Такая должность станет непосильным испытанием, да и на карьеру рассчитывать не приходится.

Я поделилась информацией о лидерстве в коллективе. Стало известно, с чем придется столкнуться в рамках лидерской деятельности, и какие личности не подходят на роль предводителя коллектива.

Видео советы и инструкции

Как стать лидером на работе

Бытует мнение, что лидером рождаются. Это заблуждение. Каждый человек может стать лидером на работе, а поможет в этом желание добиваться целей, настойчивость и титаническая работа.

Если лидерские качества впервые проявились в детском саду, получится проще занять статус и на работе. В каждой группе есть личность, которая ведет за собой остальных. Она и выступает лидером, который эмоционально заводит коллег и ведет к успеху.

Лидером станет тот, кто помогает сослуживцам и знает, что делать. Статус получит человек, отличающийся богатым опытом и приличным возрастом.

Пропуском в лигу станет тандем настойчивости и терпения. Придется освоить и дополнительные навыки.

  1. Принятие решений . Решения должны быть обдуманными и своевременными. Рассматривая какой-либо вопрос, все взвешивайте и обдумывайте.
  2. Умение находить корень проблемы . Если разложите проблему на части, удастся ее решить быстрее и легче.
  3. Использование силы . Проще развивать способности, которые уже есть. Отыщите несколько сильных сторон и сконцентрируйтесь на их развитии.
  4. Карьерный рост . Плыть по течению категорически запрещается. Преодолевайте трудности и стремитесь к успеху.
  5. Инициативность . Если ошиблись, признайте вину. Ошибку добавьте в личную копилку опыта.
  6. Оптимизм . Если настигла неудача, впадать в состояние беспомощности не стоит. Найдите план, который поможет выйти из трудной ситуации.

Прислушайтесь к советам и своему внутреннему голосу, убедитесь, что желаете стать лидером и заниматься исполнением обязанностей.

Как стать лидером среди друзей

Любой коллектив немыслим без лидера. Он ведет за собой участников группы, задает настроение, распределяет обязанности, заставляет выполнять указания и внимательно слушать.

По словам психологов, в одном коллективе может быть несколько лидеров:

  1. исполняющий
  2. вдохновляющий
  3. эмоциональный
  4. ситуативный
  5. неформальный
  6. формальный
  7. деловой
  8. универсальный

Каждый член команды может стать лидером в определенной сфере, если характер соответствует типажу.

  1. Если желаете возглавить компанию друзей, станьте уверенным в себе. Лидерство тесно связано с уверенностью.
  2. Научитесь шутить и выделяться из толпы. Подойдет более высокая зарплата, более выраженная мускулатура, высокая популярность у противоположного пола, уникальное хобби и прочее.
  3. Научитесь убеждать, выигрывать споры и доказывать правоту. Перечисленные особенности чрезвычайно важны. В мужской компании часто возникают споры, а перечисленные умения и навыки помогут в таких ситуациях отвоевать долю лидерства.

Если желаете стать лидером среди друзей и душой компании, принимать активное участие в решении различной сложности конфликтов, быть впереди сверстников и чувствовать уважение, прислушайтесь к советам.

Как стать лидером в отношениях с девушкой

Личность с пакетом комплексов, без чувства юмора и самоуверенности в вопросе лидерства преуспеть не в силах. По большому счету, чтобы стать лидером в отношениях с девушкой достаточно быть собой, требовать к себе уважительного отношения, потакать слабостям спутницы.

  1. В первую очередь покажите себя как защитника, охотника, добытчика и настоящего мужчины. Сделайте девушку объектом обожания и защиты. Тогда девушка займет подготовленную вами позицию.
  2. Решения в отношениях принимает лидер. Парень должен советоваться со своей половинкой, прислушиваться к ее мнению, но последнее слово должно быть за ним. Если сделать все правильно, у девушки появится чувство доверия и уважения.
  3. Что делать, если половинка – сильная и самостоятельная женщина? По словам девушек, выручит в этой ситуации только уверенность, которая принесет статус лидера, а женщина почувствует себя защищенной и сможет расслабиться.
  4. Нелишне продемонстрировать заботу и выразить симпатию. В этом случае девушка поймет, что рядом внимательный и заботливый мужчина и станет хорошей женой .

Советы действительно работают. И если пробудите доверие, она станет мягкой и пушистой.

Как стать лидером в классе

Школа выступает миниатюрной моделью мира, где приобретают социальные навыки. В каждом школьном классе присутствует лидер. В большинстве случаев, этот человек идет впереди сверстников во всех сегментах школьной жизни.

В классе приходится отстаивать лидерство, поскольку некоторые одноклассники пытаются занять его место. В некоторых случаях активная деятельность позволяет это сделать.

Лидер в классе не всегда самый успешный, красивый, умный и сильный. У такого человека есть сильные стороны, и он умеет их использовать.

Если хотите стать лидером в классе, ознакомьтесь с основными правилами.

  1. Без уверенности в себе ничего не получится. Если уверенности нет, над собой работайте, научитесь принимать важные решения и нести за них ответственность.
  2. Станьте примером для одноклассников. Вашим мнением должны интересоваться, а к советам прислушиваться. Для этого придется знать больше остальных и быть отличником. Достигнуть цели поможет развитие и чтение.
  3. Будьте в центре событий. Речь касается школы и группы сверстников. В этом случае больше шансов себя проявить. Беритесь за сложные задачи и привлекать к их решению одноклассников.
  4. Занимайтесь спортом и ведите здоровый образ жизни. Одноклассникам нравится, если коллеги за них заступаются. К тому же активно занимающийся физкультурой человек участвует в соревнованиях, отстаивая честь школы.
  5. Дела, которые начали, доводите до конца. Лидер, который не способен выполнить обещание, в коллективе долго не просуществует.
  6. Немаловажный момент – внешний вид. Человек, стоящий во главе коллектива, пусть и школьного, всегда опрятен и носит модную одежду. Научитесь совмещать модные тенденции, стараясь не шокировать преподавателей.
  7. Не унижайте слабых сверстников. Это раскроет плохие стороны и одноклассники поймут, что вы не способны действовать по-другому.

Верьте в себя. Если в классе есть лидер, отчаиваться не стоит. Попробуйте свои силы в небольшом коллективе противников. Не исключено, что вас оценят именно здесь.

Как стать лидером в жизни

Лидером в жизни станет человек, который сделал себя сам. Для этого необязательно обладать высоким интеллектом или уникальными талантами.

Лидер способен наперед видеть ситуацию и создавать высокоэффективные каналы связи с людьми. Развитие личных качеств поможет стать в жизни эффективным, возглавить группу людей, вдохновлять, управлять и вести за собой. Какие качества понадобятся?

  1. Коммуникабельность . Без последователей лидер – пустое место. Последователи считаются движущей силой и позволяют добиться успеха. Развивайте ораторское искусство и навыки общения. Слова помогут вдохновить и обзавестись уважением, поддержкой и симпатией.
  2. Совет . Общайтесь с другими людьми на равных, участвуйте в общественной деятельности, дайте каждому члену коллектива возможность ощутить свою значимость.
  3. Мышление . Если в некоторых ситуациях приходится принимать быстрые решения, в других приходится делать продуманные ходы и взвешивать альтернативы. Если ничто не помогает, лидер обязан предложить нестандартное решение проблемы.
  4. Креативность . Развитию креативного мышления уделяйте особое внимание. Прислушивайтесь к мнению других. Несомненно, участники группы могут придумывать замечательные идеи, однако неуверенность и комплексы мешают им реализовать задумку на практике.
  5. Внимательность . Замечайте активных людей, поощряйте и помогайте развитию их инициатив. Результатом станет успех.
  6. Смелость . Лидерство и страх – несопоставимые вещи. Даже если какое-то действие ошибочно, бояться не стоит. Сделайте соответствующие выводы, а ошибку внесите в опыт.
  7. Организация . Важное качество – умение организовать эффективную работу коллектива. Речь касается рабочего процесса, подготовки к праздникам, поездки на отдых и так далее.

Лидер в жизни – многогранная личность, которая бесстрашно двигается вперед, ведя за собой последователей. Если считаете себя таким человеком, попробуйте стать лидером. Возможно, в этом заключается ваше жизненное призвание.

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера и (более широко) органов управления групповой деятельности. Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля.

Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности. Функция лидера - это постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту групповую солидарную задачу, функцию. Синтез этих компонентов (координация, контроль, выражение интересов группы как целостности) дает эффект «лидер - творец «группы».

Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.

Лидер наделяется властью, которая существует везде, где есть совместная деятельность, это необходимый атрибут общественных отношений, «суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие» .

Ранее мы рассматривали лишь механизм власти, отвлекаясь от ее содержания, выполняемых задач, - при рассмотрении групповых взаимодействий мы подходим к этой задаче вплотную. Уступки, на которые идет каждый участник группы, подчиняясь властным решениям лидера (органов управления), имеют смысл, будут им признаны обоснованными в тех случаях, когда эта власть обеспечивает индивидам возможность выступать как единое целое и получать от этого ожидаемое вознаграждение. Раз участие в группе Актору необходимо, значит, он должен подчиниться требованиям, распоряжениям, обеспечивающим скоординированность действий отдельных индивидов (во избежания хаоса), подчиняться рациональным решениям, принимаемым в интересах всей группы как системы. И при этом Актор должен поступиться своими правами, свободой, суверенитетом. Следовательно, власть - это выработанное и отобранное людьми средство наиболее эффективного решения вопросов координации, организованности социальной группы, обеспечивающих способность разрозненных людей выступать как единое целое и получать благодаря этому соответствующее вознаграждение.

В соответствии с выделением двух сфер утверждения групповых интересов (внешняя - утверждение авторитета, позиций групп в противоборстве с конкурирующими и в единстве с союзническими группами; внутренняя - организация наиболее эффективной системы солидарных взаимодействий между членами группы) можно выделить следующие направления деятельности лидера :

  • осуществление внешних контактов, сотрудничество и противоборство с другими группами, поиск наиболее выгодных внешних связей, отстаивание интересов группы перед вышестоящими организациями, т.е. обеспечение наилучших внешних условий для деятельности групп;
  • реагирование на вызовы внешней среды и выдвижение соответствующих новых идей, целей развития группы в изменившихся внешних условиях, реорганизация внутренней структуры группы, норм, стандартов солидарных отношений в соответствии с внешними требованиями;
  • программирование, координация деятельности членов группы с целью эффективного решения задач внутригруппового развития, ее отдельных участников, усиления сплоченности, солидарности группы, преодоления конфликтов и т.д.

Для осуществления этих функций лидеру необходимы определенные интеллектуальные, психо-волевые, нравственно-эмоциональные, физически-имидживые ресурсы, он наделяется определенными правами, привилегиями (властью) и немалыми обязанностями.

Формальный - неформальный лидер.

В неформальной (малой) группе лидер, естественно, неформальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти носит, как правило, достаточно диффузный, расплывчатый характер (например, лидер компании друзей).

В формальной группе зачастую существует проблема соотношения формального, официально наделенного властью руководителя и неформального авторитета, выразителя групповых мнений, интересов.

Не всегда отношения формального и неформального лидера строятся по схеме конкуренции. Во-первых, подчас неформальным лидером является лидер «эмоциональных симпатий», лидер общественного мнения, которые не являются конкурентами руководителя (и, как правило, не претендуют на эту роль), хотя и могут оказать на него серьезное воздействие, заставить корректировать свое поведение.

Иногда неформальный лидер (к примеру, крупный ученый) фактически сохраняет за собой лидерские позиции, но формально они отходят к его ученику - при решении всех важных вопросов он ориентируется на мнение своего учителя.

Иногда (в редких счастливых случаях) одно и то же лицо является формальным и неформальным лидером.

Мы хотели бы обратить внимание не столько на психологическую драму, которая характеризует конкуренцию, а может быть, и конфликт между формальным и неформальным лидерами, сколько на разный объем задач, ответственности, обусловленный различным видом лидерства.

Неформальное и формальное лидерство - это два разных социальных явления. Прежде всего неформальный лидер опирается на неформальную структуру отношений между людьми, его задачи воздействия на ситуацию диффузны; он выражает преимущественно интересы самих участников группы изнутри («групповой эгоизм»), а ответственность за последствия действий снижена.

Формальный руководитель всегда вырабатывает цель, принимает решения, сообразуясь со множеством различных обстоятельств, далеко выходящих за рамки данной группы. Руководитель всегда осмысливает группу в более широком макроконтексте, осуществляет свои полномочия, опираясь на официальные нормативы, организует официальную структуру взаимоотношений между сотрудниками.

Каким должен быть эффективный лидер?

Для социологии нет изначально негодных или изначально эффективных методов управления. Лидер прежде всего должен соответствовать типу социальной реальности, типу организации социальных взаимодействий.

Известны основные стили лидерства, которые мы представим как некие «идеальные» типы:

  • авторитарный, который строится на безусловном авторитете лидера, принимающего единоличные решения, подавляющего инициативу других, абсолютизирующего контроль над подчиненными. Авторитарный тип лидерства может быть и вынужденным, когда члены группы малоинициативны, а степень самоорганизации и ответственности низкая;
  • демократический - стремление вовлечь участников группы в управление, поощрение инициативы, совместного обсуждения и принятия решений, контроль присутствует, но неприоритетен. Демократический тип целесообразен и возможен в условиях высокоразвитого личностного развития, высокой организованности индивидов;
  • попустительский стиль не является стилем руководства в полном смысле слова, роль лидера крайне снижена - он ограничивается тем, что подписывает документы и присутствует на заседаниях. Группа же фактически остается без руководства. Солидарные связи снижены, фактически имеется не группа, а агрегация людей.

Общесоциологический анализ эффективного стиля лидерства прежде всего разводит индивидуально-психологические, функциональные и социально-типические особенности лидерства. Но во всех случаях необходимо учитывать, что выбор приемлемого варианта лидерства определяется не только и не столько личностью лидера, особенностями его характера, сколько готовностью членов группы признать приемлемыми тот или иной тип взаимоотношений лидера с ними.

Функциональные особенности лидера в разных группах различны. В неформальной группе друзей лидер не может быть авторитарным, тем более деспотичным в отличие от формального лидера - руководителя; лидер научного коллектива по определению не может вести себя со своими подопечными так, как это позволено начальнику коллектива малоквалифицированных работников; лидерство в военном коллективе по определению будет отличаться от лидерства в группе актеров и т.п.

Особо важно разводить индивидуально-психологические и социально-типические аспекты. Царь может быть «жестоким и грозным», а может быть «тишайшим», но независимо от личностно-индивидуальных особенностей царствующей особы власть царя как социально-типический тип лидерства чаще всего оставалась неизменной. Общесоциологический подход исходит из того, что социально-типический аспект лидерства определяется прежде всего типом социальной мотивации, приемлемой в данном обществе, в данной среде.

Традиционной мотивации будет соответствовать вполне определенный тип организации руководства и власти. Лидер и его опекаемые будут считать приемлемыми и разумными скорее авторитарную форму взаимоотношений с безусловным единоначалием, заботой об опекаемых и т.д. Попытка внедрить демократический тип лидерства в среде, где превалируют традиционалистски- патриархальные устои, наивна и утопична.

Демократический тип лидерства возможен и уместен как для руководителя, так и для подчиненных в той среде, где приоритетом является личность, ее независимость, самостоятельность и ответственность. Наивно внедрять демократический стиль руководства, если у членов группы недостаточно развито чувство личной ответственности, самостоятельности, если они постоянно ждут от своего руководителя указаний, если низок уровень самоорганизации, самоконтроля.

Иными словами, тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой в данной среде, т.е. должен соответствовать социально-исторической, социокультурной ситуации.

Еще одно обстоятельство важно для понимания проблемы эффективного лидерства.

Согласно одному из наиболее существенных положений Дж. Хоманса, выдвинутого им на основе анализа результатов хот- торнского эксперимента, чем выше социальный ранг в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот, т.е. лишь работники третьего ранга (непризнанные, неуважаемые в группе лица) могут быть нонконформистами. Они потому и не признаны группой, что не приняли групповых норм, так как группа для них не авторитетна, а группа в ответ на их нонконформизм лишает их своего доверия, уважения и т.д. Казалось бы, все ясно - лидер должен быть образцом выполнения групповых норм.

Однако на основе других исследований Дж. Хомане установил в дальнейшем следующую эмпирическую закономерность: члены социальных групп, имеющие высокий ранг (лидеры) и низкий ранг (неуважаемые, непризнанные), наименее склонны к конформности, а члены группы среднего ранга в наибольшей степени склонны к конформности .

Итак, от эффективного лидера надо ждать готовности (смелости) к нововведениям, неконформного поведения, оригинальности в оценках, подходах. Он более чутко реагирует на внешние угрозы, новые предложения и возможности. Лидер, склонный к конформизму, не способен предложить и поддержать с помощью своего авторитета новые, более адекватные складывающейся ситуации образцы поведения. В этом смысле (а не только в интеллектуальном, эмоционально-харизматическом) лидер несколько противостоит основной массе членов группы.

Обладая властью, авторитетом, лидер в немалой степени способен сформировать новые образцы поведения в группе, создать определенную культуру организации общества. Поддерживая людей, поведение которых пусть в чем-то непривычно для группы, но более адекватно новым условиям, формируя во многом культуру группы, лидер тем самым формирует «дух группы, деловую и организационную культуру ее членов».

  • Здравомыслов А.Г. Проблема власти в современной социологии. В кн.: Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994, с. 200.
  • См.: ШутцУ. Комплементарная функция лидера. В кн.: Современная зарубежная социальная психология. - М., 1984, с. 162-168.
  • См. подробнее: Тернер Дж. Структура социологической теории, с. 309-313.

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в авторитарных. Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

Лидер как администратор

Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением . Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других , ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы .

Лидер как планировщик

Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных .

Лидер как политик

Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы . Определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

Лидер как эксперт

Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.

Лидер как представитель группы во внешней среде

Лидер является официальным лицом группы , выступающим во от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д.

Лидер как регулятор отношений внутри группы

Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».

Лидер как источник поощрений и наказаний

Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы.

Эта функция предъявляет высокие требования к , особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных мер по отношению к каждому из участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие друг друга близко, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд.

Лидер как третейский судья и миротворец

Это функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т.е. кого-то поощрять, а кого-то наказывать.

Лидер как пример

В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы , т.е. обеспечивает их наглядным указанием на то, кем они должны быть и что они должны делать.

Лидер как символ группы

Лидеры, являясь ядром групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в частно-промышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время и т.д.

Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность

Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров: «все претензии ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал», — относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление «бегством от свободы »).

Лидер как проводник мировоззрения

Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов.

Лидер как отец

Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли отца для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.

Лидер как «козел отпущения»

Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».

Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы .

Безусловно, не все члены группы одинаково воспринимают личность и поступки лидера. Можно отметить, что лидер (впрочем, как и все остальные люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, т.е. возможности восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего (социальная перцепция). Кроме того, чем менее доступен лидер, тем больше он предоставляет простора для фантазии последователей в конструировании его (лидера) образа.

Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные ; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.

Вопрос. Проблема лидерства в тренинговой группе

С самого начала существования тренинговой группы в ней происходит активное распределение ролей между участниками. В большинстве тренинговых групп в ходе их развития появляются один или более лидеров. В случае возникновения в группе нескольких лидеров неизбежно их более интенсивное взаимодействие, а возможно, и конфликты. Человек, претендующий на место лидера, психологически стремится к превосходству и, как правило, действительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с другими участниками тренинга обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из ее членов не противоречили общим интересам и не подрывали единства группы.

Существуют различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них общий психологический тип лидерства складывается из следующих основных компонентов: эмоциональность, деловитость и информированность. Соответственно лидеры разделяются на три основных типа (Приложение 3.3.3., стр. 330) :

эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку»;

деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию .

В рамках другого подхода выделяют десять типов лидерства (Приложение 3.3.4., стр. 331) , во многом подходящих для описания групповых процессов тренинговой группы .

Суверен – иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен подавлять отрицательные эмоции и внушать людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

Вожак – в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.

Тиран – становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран – это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

Организатор – объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.

Соблазнитель – становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

Герой – лидер, жертвующий собой ради других. Часто выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример – выступает как пример заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир – влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и козел отпущения – это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но в случае его исчезновения группа распадается, если нет других общегрупповых стимулов.

Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает американский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, успешное и эффективное лидерство (Приложение 3.3.5., стр. 332).

Пробный лидер проявляется в начале деятельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциональные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства человек пытается вовлечь членов группы во взаимодействие с целью решения поставленных задач. Принятие или отказ членов группы повиноваться пробному лидеру определяют его успешность.

Успешный лидер – это человек, за которым последовали члены группы. Он вовлекает их в групповое взаимодействие. Результатом успешного лидерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельности.

Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во взаимодействие, но и способствует групповому решению задачи. Эффективное лидерство приводит к окончанию деятельности, когда задача группы решена.

Таким образом, Хемфилл классифицирует лидерство процессуально, развертывая его от начала деятельности группы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное лидерство) и, наконец, до результата группового решения (эффективное лидерство) .

Несколько иная типология предложена Р. Кеттеллом. Он различает фокусированное и рассеянное лидерство .

Фокусированное лидерство имеет место в том случае, когда все члены группы сплотились вокруг одного лица. Только фокусированный лидер направляет деятельность группы на решение задачи. Он концентрирует все предложения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, организует их деятельность и досуг.

При рассеянном лидерстве различные лидерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу лидеров.

Кеттелл указывает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурированных, старых группах, а фокусированное лидерство – в молодых, только начинающих свою работу группах .

Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми потребностями группы, на которые во многом влияет стиль руководства ведущего. В тренинговой группе процессы лидерства участников проявляются обратно пропорционально степени директивности управления группой ведущим. Если ведущий берет на себя не только руководящие функции, но и лидерские, то неизбежно его более интенсивное взаимодействие с другими участниками, претендующими на роль лидеров. На некоторых этапах развития группы возможно даже стремление лидеров группы вызвать ведущего на откровенное противостояние, чтобы отстоять свой лидерский статус.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!