Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

82 мм миномет василек с машиной. Отечественное оружие и военная техника

Постановлением Комитета обороны 11 апреля 1942 г. было создано Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии (СКБ), которое разместилось на территории завода № 4 в городе Коломна. Руководителем КБ стал Б. И. Шавырин. В 1945-1947 гг. в СКБ был создан новый мощный 160-мм миномет СКБ-21.
Миномет СКБ-21 выиграл конкурс с минометом МТ-13 Д и под наименованием «160-мм дивизионный миномет М-160 обр. 1949 г.» был принят на вооружение. Всего с 1949 по 1957 год изготовлено 2353 миномета М-160.
160-мм дивизионный миномет М-160 представлял собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную гладкоствольную систему на колесном ходу. Отдача при выстреле воспринималась грунтом через опорную плиту. Для уменьшения действия отдачи при выстреле миномет имел пружинный амортизатор.
Миномет состоял из: ствола, казенника, станка, стрелы, опорной плиты и шворневой лапы.
Ствол — гладкостенная труба, закрепленная в цапфенной обойме, шарнирно соединенной с амортизатором. Закрывание ствола с казенной части осуществляется затвором, имеющим пластический обтюратор.
В затворе смонтированы бойковый и блокирующий механизмы. Перед выстрелом ствол запирался в казеннике, при этом затвор отпирался на зеркало казенника.
Казенник — поковка П-образной формы, имела шаровую пяту. Казенник шаровой пятой соединен с опорной плитой. В казеннике смонтирован ударно-спусковой механизм. Щеки казенника соединены с амортизатором.
Амортизатор пружинного типа находился в двух станинах, симметрично расположенных относительно ствола. Амортизатор при помощи вертлюга соединен с поворотным механизмом, смонтированным в верхней раме станка.
Станок представлял собой две рамы (верхнюю и нижнюю) штампованной конструкции, шарнирно соединенные между собой. Нижняя рама станка собрана на боевой оси. Для вертикального наведения миномета служил собранный между кронштейнами боевой оси и верхней рамой станка подъемно-уравновешивающий механизм. Поворотный механизм собран на рейке, надетой на стяжную ось в верхней раме станка.
Стрела — трубчатая конструкция П-образной формы, соединенная с боевой осью при помощи кривошипов. На стреле смонтирована лебедка.
Колеса хода взяты от автомобиля ГАЗ-АА. Подрессоривание миномета пружинного типа, при стрельбе не выключалось.
Опорная плита представляла собой штампосварную конструкцию. Она предназначалась для передачи на грунт отдачи при выстреле. Шворневая лапа закреплялась за дульную часть ствола. Она служила для соединения миномета с крюком тягача.
Миномет снабжен оптическим минометным прицелом МП-46 панорамного типа.
Первоначально в боекомплект миномета входили две фугасные мины: стальная и чугунная.
Стальная фугасная мина Ф-853 С имела стальной цельноштампованный корпус и шестиперый штампованный стабилизатор. Каждое крыло состояло из двух изогнутых перьев, расположенных под углом 30°. Чугунная фугасная мина Ф-853 А имела литой корпус из сталистого чугуна. Стабилизатор чугунной мины имел пять пар перьев, расположенных под углом 36°. Обе мины оснащались головным взрывателем ГВМЗ-7, имеющим две установки: на фугасное действие и на осколочное действие.
24 марта 1958 г. началась разработка активно-реактивной 160-мм мины ОТ (проект «Цилиндр»), снаряженной отравляющим веществом типа Р-35.
В январе 1944 г. ГАУ выдало новые тактико-технические требования на разработку 240-мм миномета усиления.
В 1944-1945 гг. опытный образец миномета, разработанного в СКБ под руководством Б. И. Шавырина, несколько раз проходил заводские испытания.
После войны испытания его были возобновлены. В 1950 г. миномет был принят на вооружение под названием «240-мм миномет М-240». Дальность его стрельбы составляла 8000 м.
В 1953 г. был разработан специальный метательный заряд, обеспечивающий дальность стрельбы 9700 м.
Всего с 1951 по 1958 год было изготовлено 329 минометов М-240.
М-240 представлял собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную гладкоствольную систему на колесном лафете, стреляющую оперенным снарядом (миной).
Миномет состоял из следующих основных частей: ствола с затвором, казенника, рамы с амортизатором, станка с механизмами наводки и уравновешивающего механизма, колесного хода с подрессориванием, стрелы с механизмом перевода миномета в боевое и походное положение, опорной плиты, шворневой лапы и прицельных приспособлений.
Закрывание ствола с казенной части осуществлялось откидывающимся вверх затвором.
Казенник служил для запирания ствола и передачи силы отдачи при выстреле на опорную плиту. Конусная часть казенника оканчивалась шаровой пятой, с помощью которой казенник соединялся с чашей опорной плиты.
Угол горизонтального обстрела без перемещения стрелы и колес при угле возвышения ствола 45° составлял ±8°26", а при угле возвышения ствола 80° — ±39°. Стрельба при угле возвышения 45° разрешалась после усадочных выстрелов и только с твердого грунта.
Подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинного типа, расположен с правой стороны станка. Нижняя рама собрана на боевой оси двухколесного хода.
Первоначально миномет имел панорамный прицел МП-46. С начала 1955 г. миномет М-240 укомплектовывался модернизированным минометным прицелом с орудийным коллиматором К-1.
Мины к миномету подвозились с помощью специальной тележки.
Заряжание миномета производилось с казенной части, для чего ствол приводили в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина затвора навешивали лоток. Пять человек расчета вручную поднимали мину, клали ее на лоток и досылали мину в канал ствола. Затем ствол опускался в казенник для производства выстрела.
Время перевода М-240 из походного положения в боевое на заранее подготовленной огневой позиции составляло 20-25 минут, обратный переход — 15-20 минут. Миномет перевозился за тягачом АТЛ или другим артиллерийским тягачом со скоростью до 40 км/ч. Боеприпасы к миномету перевозились в кузове тягача и на автомобиле.
Разработка 240-мм самоходного миномета 2 С4 «Тюльпан» была начата в 1967 году.
Артиллерийская часть «Тюльпана» (имевшая индекс 2 Б8) была разработана на базе артиллерийской части буксируемого миномета М-240 и имела ту же баллистику и боекомплект. Разработка артиллерийской части 2 Б8 велась в СКБ Пермского машиностроительного завода им. Ленина под общим руководством С. Н. Дернова. Непосредственно работой руководил Ю. Н. Калачников.


240-мм самоходный миномет 2 С4 «Тюльпан» (экземпляр № 37) на испытаниях

Первые три опытных «Тюльпана» были сразу передали на заводские испытания, которые завершились 20 октября 1969 г. Затем последовали войсковые испытания, и в 1971 г. 240-мм миномет 2 С4 «Тюльпан» был принят на вооружение. На 1972-1973 гг. был выдан заказ по четыре «Тюльпана» на год по цене 210 тыс. рублей. Для сравнения: 152-мм самоходная гаубица «Акация» стоила 30,5 тыс. руб.
Серийное производство артиллерийской части миномета завод им. Ленина вел с 1971 г. В том же году за «Тюльпан» конструкторы Ю. М. Калачников и Ю. Н. Головкин были удостоены Государственной премии. Всего с 1972 по 1988 г. было выпущено 588 артиллерийских частей «Тюльпана».
240-мм миномет 2 Б8 был установлен на шасси «объект 305», близкое по конструкции к шасси пусковой установки зенитного комплекса «Круг». Шасси разработано на «Уралтрансмаше» под руководством Ю. В. Томашова.
В миномете 2 Б8 ствол и баллистика оставлены без изменений. В отличие от М-240, где все операции производились вручную, в 2 Б8 введена гидросистема, служащая для:
а) перевода миномета из походного положения в боевое и обратно;
б) вертикального наведения миномета;
в) выведения ствола на линию досылания мины и открывания затвора;
г) подачи мины из механизированной боеукладки на направляющие досылателя, расположенные сверху на корпусе базового шасси;
д) заряжания миномета, закрывания затвора и опускания ствола в казенник.
В отличие от М-240 у 2 Б8 мины на направляющие досылателя автоматически подаются из механической боеукладки, расположенной в корпусе шасси. В двух боеукладках размещается 40 фугасных или 20 активно-реактивных мин.
Горизонтальное наведение осталось ручным.
Установленный на 2 С4 дизель В-59 позволяет развивать на шоссе скорость до 62,8 км/ч, а по грунтовым дорогам — 25-30 км/ч.
Оба миномета стреляют стальной фугасной миной Ф-864 весом 130,7 кг; вес разрывного заряда 31,9 кг.
В 1967 г. для 2 Б8 началась разработка обычных мин со спецзарядом с переменной мощностью 2-18 килотонн, а с 1970 г. началась разработка активно-реактивной мины с тем же зарядом.


240-мм самоходный миномет 2 С4 «Тюльпан» в боевом положении

В 1983 г. для 240-мм миномета «Тюльпан» была принята на вооружение управляемая (корректируемая) мина 1 К113 «Смельчак». В состав комплекса «Смельчак» входят выстрел с корректируемой фугасной миной и лазерный целеуказатель-дальномер. В головной части мины находится блок коррекции, который оборудован аэродинамическими рулями для ориентации оси оптического элемента на цель. Коррекция траектории полета производится за счет включения твердотопливных двигателей, расположенных радиально на корпусе мины. Время коррекции 0,1-0,3 секунды. Стрельба миной «Смельчак» производится так же, как и обычной миной, необходимо лишь установить время открытия окошка оптической головки самонаведения и установить время включения лазерного целеуказателя. На расстоянии от 200 до 5000 метров от цели размещается лазерный целеуказатель, который подсвечивает цель лазерным лучом. Причем подсветка идет не все время полета мины, а лишь когда мина приближается к цели на дистанцию 400-800 м. То есть время подсветки и соответственно коррекции мины длится от одной до трех секунд, и противник физически не сможет поставить помеху «Смельчаку». Вероятность попадания мины «Смельчак» в круг диаметром 2-3 метра равна 80-90%. В ходе боевых действий в Афганистане «Смельчаки» с первого выстрела попадали во входы пещер, занятых душманами. Всего в Афганистане действовало около 120 «Тюльпанов».
240-мм миномет, стрелявший как обычными, так и управляемыми минами, незаменим при штурме укрепленных районов, а также при ведении боевых действий в населенных пунктах.
Минометы «Тюльпан» активно применялись в ходе 2-й чеченской войны. Только в январе-феврале 2000 г. 240-мм минометы «Тюльпан» выпустили 1510 мин, из которых 1410 были фугасными, 40 — осколочно-кассетными и 60 — корректируемыми.
Согласно воспоминаниям ветеранов 2-й чеченской войны, 240-мм мина попала в крышу дворца Дудаева в Грозном, пробила здание насквозь и взорвалась в подвале. По сему поводу Дудаев, не мудрствуя лукаво, обвинил федеральные власти в применении ядерного оружия.
Несколько слов стоит сказать и об опытном сверхмощном 420-мм миномете 2 Б2 «Ока», предназначенном для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийская часть установки была спроектирована в КБ машиностроения (бывшее СКБ в г. Коломна), а шасси «объект 273» — на Кировском заводе в Ленинграде. Качающаяся часть изготавливалась на заводе «Баррикады».



420-мм миномет 2 Б2 во дворе Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге

Длина ствола миномета составляла около 20 м, то есть 47,6 клб. Ствол был гладкий. Стрельба велась оперенными минами.
Выстрел миномета получил название «Трансформатор». Дальность стрельбы миной весом 720 кг составляла 35 км. По другим данным, при весе мины 650 кг дальность — 25 км.
Противооткатные устройства на миномете 2 Б1 отсутствовали. Поэтому для самоходной установки была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощавшими энергию отдачи. После выстрела установка откатывалась на гусеницах на несколько метров.
Механизм точного горизонтального наведения имел электрический привод, а подъемный механизм — гидропривод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10. Вес установки составил 55,3 тонны.
Скорострельность — 1 выстрел в течение 5 минут.
На марше на установке находился только один член экипажа — механик-водитель.
В ходе испытаний установок при стрельбе не выдерживали ленивцы, срывало с креплений коробку передач и др.
Кировский завод сделал четыре установки 2 Б1, и 7 ноября 1957 г. миномет был показан на параде в Москве. Система казалась настолько неестественно громоздкой, что иностранные специалисты, смотревшие парад, уверяли прессу, что это всего лишь бутафория.
В 1960 г. последовало постановление Совета министров о прекращении работ над минометом.
Причиной этого были, с одной стороны, большие весогабаритные характеристики машины, существенно ограничивающие ее проходимость, а с другой — уменьшение размеров ядерных боеприпасов и принятие на вооружение тактических неуправляемых ракет с тяжелыми головными частями.
В 1981 г. в ГНИАПе был создан опытный образец 60-мм миномета бесшумной стрельбы. Миномет изготовлен по схеме унитарный ствол, почти не встречавшейся среди отечественных минометов. В 1930-х годах 50-мм ротные минометы с унитарным стволом были распространены в японской армии. В 1980-х годах по этой схеме был создан 60-мм французский миномет. Горизонтальное и вертикальное наведение миномета производится рукой стрелка, поворачивающего ствол вокруг шарового шарнира, закрепленного в опорной плите. Прицела миномет не имеет.



60-мм миномет бесшумной стрельбы

Заряжание производится с дула. При заряжании калиберная мина центрируется в стволе корпусом боевой части и оперением, при этом часть мины длиной около 4 клб находится вне ствола. В стволе мина надевается на шток диаметром 20 мм. Стрельба ведется цилиндрическими минами длиной около 11 клб.
С середины 1970-х годов КБ Горьковского машиностроительного завода в инициативном порядке началась разработка «классического» 82-мм миномета.
Командование сухопутных войск до конца 1970-х годов не находило для 82-мм миномета места в штатах стрелковых рот. Лишь с началом войны в Афганистане стало ясно, что только 82-мм минометы могут обеспечить стрелковым подразделениям непосредственную огневую поддержку и сопровождение их при ведении боевых действий в условиях горной местности. К этому времени были проведены заводские испытания миномета, и поступил заказ на срочное изготовление партии из 100 штук. Полигонные и войсковые испытания миномет прошел в Афганистане. В 1983 г. миномет приняли на вооружение.
Миномет сделан по схеме мнимого треугольника. Заряжание производится с дула. Ствол миномета — гладкостенная труба с навинтным казенником. Прицел оптический. Лафет-двунога состоит из собственно двуноги с подъемным механизмом и механизмом горизонтирования, поворотного механизма, двух амортизаторов и обоймы для соединения лафета со стволом.
Опорная плита круглой формы представляет собой штампованную конструкцию с приваренными снизу грунтозацепами, обеспечивающими устойчивое положение ствола миномета в момент выстрела. В походном положении миномет разбирается и переносится или перевозится на трех вьюках.
В 1984 г. на снабжение сухопутных войск было принято разработанное ЦНИИ «Буревестник» изделие 2 И27, представляющее собой комплект приспособлений, предназначенный для установки, укладки и транспортирования двух 82-мм минометов, возимого боезапаса и ЗИП минометов на автомобиле УАЗ-469 с целью повышения маневренности и боевых возможностей подразделений так называемого «быстрого реагирования» (парашютно-десантных, десантно-штурмовых и т. п.)
В автомобиле УАЗ-469, кроме двух минометов, размещаются:
1-й вариант — возимый боезапас мин — 116 шт., из них 36 в 12 лотках и 80 — в восьми парковых ящиках; расчет с водителем — 2 человека.
2-й вариант — возимый боезапас мин — 76 шт., из них 36 в двенадцати лотках и 40 — в четырех парковых ящиках; расчет с водителем — 4 человека.
Максимальная скорость передвижения составляет 100 км/ч.
В боекомплект входят все типы новых и старых 82-мм минометных мин.
В 1946 г. в СССР под руководством В. К. Филиппова началась разработка 82-мм автоматического миномета, автоматика которого работала за счет энергии отката. Открывание затвора, подача мины на линию заряжания, досылка ее в камору, закрывание затвора и выстрел производились автоматически. В 1955 г. был принят на вооружение казематный вариант автоматического миномета «КАМ». А с 1954 г. начались работы по созданию автоматического миномета на полевом лафете.
В 1959 г. 82-мм автоматический миномет Ф-82 (полевой вариант) прошел полевые испытания и был рекомендован для производства. Тем не менее Ф-82 в производство не пошел.
Работы над 82-мм автоматическим минометом были возобновлены, и только в 1970 г. на вооружение он был принят под названием «82-мм автоматический миномет 2 Б9 «Василек».



85-мм автоматический миномет «Василек»

После нескольких лет валового производства миномет был модернизирован и получил индекс 2 Б9 М. Основным его конструктивным отличием является воздушная система охлаждения ствола. Для этого стенка ствола в средней части утолщена и имеет ребра. Характерное внешнее отличие — ребристый ствол.
Миномет «Василек» предназначен для подавления огнем живой силы противника, расположенной открыто и в траншеях. Стрельба ведется осколочным выстрелом. Вес мины 3,1 кг.
Начальная скорость мины — 272 м/с, дальность стрельбы минимальная — 800 м, а максимальная — 4270 м. При разрыве мина дает от 400 до 600 осколков весом не менее 1 грамма, радиус действительного поражения — 18 м.
Заряжание миномета кассетное, в кассету помещают четыре спаренные мины.
Принцип действия автомата заключается в следующем. Под действием возвратных пружин происходит выкат (перемещение вперед) подвижных частей. Во время выката воспламеняется пороховой заряд мины, в результате чего возникает энергия отдачи, которая затрачивается на торможение и остановку подвижных частей и на придание им энергии отката. Энергия отката, в свою очередь, идет на сжатие возвратных пружин и на приведение в действие механизмов автоматики. Избыточная энергия отката поглощается амортизаторами.
Ствол миномета гладкий. Миномет имеет два режима огня — одиночный и автоматический. Миномет оснащен оптическим прицелом ПАМ-1.
При переходе в боевое положение колеса миномета вывешиваются, а сам миномет опирается на домкрат и сошники разведенных станин.
Для транспортировки миномета в кузове или на буксире служит транспортная машина, созданная на безе автомобиля ГАЗ-66-05. Погрузка миномета в кузов машины производится расчетом вручную с помощью полиспаста. Буксируется миномет транспортной машиной только при смене огневой позиции и в аварийных случаях.
Расчет системы составляет 4 человека: командир системы, наводчик, заряжающий и подносчик (он же водитель транспортной машины).
С начала 1980-х годов некоторые минометы 2 Б9 «Василек» устанавливались на гусеничном тягаче МТ-ЛБ на корпусе в кормовой части.
Миномет 2 Б9 широко использовался в ходе боевых действий в Афганистане, а позже — в ходе боевых действий на территории бывшего СССР.
В конце 1960-х годов 120-мм минометы в Советской армии были переданы из полкового звена в батальонное, что заметно повысило огневые возможности батальонов, однако требовало от 120-мм большей мобильности.
К этому времени основным минометом Советской армии был М-120, принятый на вооружение еще в 1955 г. Он представлял собой модернизацию полкового миномета обр. 1938 г. Суть ее свелась к модернизации колесного хода миномета. Вес в боевом положении составлял 320 кг.
В 1970-х годах в ЦНИИ «Буревестник» под боекомплект М-120 разработали облегченный минометный комплекс «Сани».
В состав комплекса входят: 120-мм миномет, колесный подрессоренный ход и транспортная машина. Транспортная машина создана на безе автомобиля ГАЗ-66-05.
Миномет предназначен для поражения живой силы, огневых средств и техники, расположенных открыто или в сооружениях полевого типа.
Миномет выполнен по схеме мнимого треугольника. Заряжание производится с дула. Имеется предохранитель от двойного заряжания.
Миномет 2 Б11 может вести огонь всеми 120-мм минами отечественного производства.
Новый миномет был достаточно мобильным. Скорость буксировки его за автомобилем по шоссе возможна до 60 км/ч. В кузове же автомобиля его можно перевозить со скоростью до 90 км/ч.
Миномет «Сани» изготавливался на Пермском машиностроительном заводе им. Ленина с 1971 по 1975 год. Всего было выпущено 1142 миномета.
Миномет 2 С12 успешно использовался в Афганистане и в конфликтах на территории бывшего СССР. Что интересно, в 2008 г. в ходе конфликта в Южной Осетии миномет использовался грузинскими войсками (6 минометов), войсками Южной Осетии (18 минометов), а также подразделениями Российской армии.

Александр ШИРОКОРАД
Фото из архива автора


82-мм автоматический миномет 2Б9 "Василек" предназначен для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств противника. Разработка началась в 1967 году на базе миномёта Ф-82, принят на вооружение в 1970 году. Наряду транспортной машиной 2Ф54 на базе автомобиля ГАЗ-66 входит в состав минометного комплекса 2К21. Состоит из автомата, верхнего станка с механизмами и колесного хода. Имеет водяное охлаждение ствола, затвор поршневого типа, оптический прицел ПАМ-1. Заряжание у миномёта 2Б9 м «Василёк» кассетное, в кассету помещают четыре мины. Миномёт позволяет вести два режима стрельбы - одиночный и автоматический, ствол гладкий. В боекомплект входят выстрелы 3ВО1 с миной О-832ДУ. Модернизированный миномет 2Б9М имеет воздушную системой охлаждения ствола.

Широко использовался в ходе боевых действий в Афганистане. Миномётами 2Б9 укомплектовывались 1-2 миномётных взвода (3 орудия на взвод) в составе миномётной батареи мотострелковых батальонов. Для перевозки миномёта использовался многоцелевой тягач МТ-ЛБ. Особенностью применения миномёта 2Б9 в Афганской войне следует считать самостоятельную установку миномёта непосредственно на корпус тягача, что шло вразрез с требованиями руководства по использованию миномёта, служебных инструкций и не было предусмотрено конструкцией тягача. Данное новшество повышало мобильность орудия и снижало время на разворачивание к стрельбе.

По существу военнослужащие 40-й Армии по собственной инициативе сконструировали новый тип самоходного орудия, отличавшегося мобильностью и скорострельностью. Миномет также применялся во время Первой и Второй Чеченских войн обеими воюющими сторонами.

Возимый в транспортной машине боекомплект содержит 226 мин, из которых 96 в окончательно снаряженном виде уложены в 24 кассеты и размещены в специальных ящиках, остальные - в заводской укупорке в 13 ящиках. В состав расчета входят командир, наводчик, заряжающий и подносчик (он же водитель транспортной машины).

Основные характеристики миномета 2Б9 "Василек":

Калибр, мм: 82

Длина ствола, мм:

Вес, кг: 632

Время перевода из боевого положения в походное и обратно, мин 1,5

Продолжая тему современных минометов, продолжаем копаться в клумбе. Нечего сказать, тонкий юмор у наших оружейников. Все эти "Гвоздики", "Акации", "Пионы", "Гиацинты", "Ландыши", "Васильки", "Тюльпаны"... Перечислять всё, что растет и росло на нашей "клумбе", - занятие не столько трудное, сколько требующее специфических знаний не только в области ботаники.


Если честно, то у авторов возникло мнение, что большинство конструкторов в институтах играли в КВН. По крайней мере, с чувством юмора у них все в порядке. Танк Т-72Б2 - "Рогатка". В память о хулиганском детстве? Как намек на разбитые стекла у соседей? Или противотанковая ракета "Метис". С прицелом "Мулат". Возможно, отголосок фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Сегодня мы решили рассмотреть один "цветок", который вырастили наши тульские цветоводы. И аналогов которому, за исключением тех "семян", которые продали мы, нет. Сегодня речь пойдет о "Васильке". Том самом "Васильке", из которого, к примеру, была обстреляна наша авиабаза в Сирии, по выводам, сделанным специалистами после анализа ситуации.

Ещё в период Великой Отечественной стало понятно, что войскам необходим автоматический миномет. Причем миномет именно среднего калибра. Крупный калибр используется для уничтожения более или менее укрепленных позиций. А вот 82-мм можно использовать как устрашения. Загонять противника "на дно окопов" и штурмовать позиции.

В принципе, с такой задачей справлялись и обычные 82-мм минометы. Но для создания необходимой плотности огня, нужны были даже не взводы, а батареи. А это время. Это поиск позиции. Необходим был миномет, который заменил бы батарею при ведении беглого огня. Именно такая задача и была поставлена советским конструкторам.

К 1946 году такой миномет был разработан. 82-мм казематный автоматический миномет (КАМ) с механизмом заряжания, использующим энергию отката орудия. После проведения всех испытаний, в 1955 году КАМ принимается на вооружение. Более того, на базе КАМа был создан и полевой вариант миномета - Ф-82 (руководитель проекта В. Филиппов).

Однако миномет на вооружение принят не был. Причина банальна. Н.С. Хрущев и его тяга к ракетному вооружению. СССР больше не будет воевать в поле, значит, артиллерия не нужна. Ракеты решат все вопросы. Все работы по автоматическим минометам были прекращены на долгих 8 лет...

В 1967 году к идее автоматических минометов все-таки вернулись. Пришло понимание того, что война с использованием огромных армий с обеих сторон в современном мире маловероятна, а вот количество мелких, региональных конфликтов, с каждым годом только увеличивается.

Естественно, работы по автоматическому миномету возглавил В. К. Филиппов, в то время руководитель КБТЖМ (КБ транспортно-химического машиностроения).

Естественно и то, что при разработке нового возимого минометного комплекса 2К21 "Василек" использовались технические решения, появившиеся при разработке Ф-82. И не только Ф-82, стоит посмотреть на еще одну разработку того времени: горную пушку:

И сравнить с минометом...

В дальнейшем работы над минометом возглавил главный конструктор "Василька" В. Г. Градов. Именно под его руководством комплекс 2К21 был принят на вооружение в 1970 году.

Принимали именно возимый комплекс, а не конкретно миномет. В состав комплекса входили: 82-мм миномет 2Б9 и автомобиль 2Ф54 (на базе автомобиля ГАЗ-66-05).

Теперь необходимо вернуться к первоначальной задаче, о которой мы говорили выше.

Большинство читателей знают "Василек" в современном варианте 2Б9М. Но первые минометы были спроектированы строго в соответствии с требованиями армии 1945-46 годов. Максимальное количество выстрелов в минимальное время.

Именно потому Градов и решил использовать опыт проектирования станковых пулеметов.

Миномет скорострельный. Воздушного охлаждения будет недостаточно. Потому для охлаждения ствола использовалась достаточно эффективная система с водяным теплообменником. Именно эта система обеспечивала скорострельность до 300 выстрелов в минуту!

В дальнейшем при модернизации миномета от водяного охлаждения решили отказаться. Официальная версия - частые поломки системы. Авторы склоняются к более прозаическому объяснению. Случилось то же, что происходило и со автоматическим стрелковым оружием.

Большая скорострельность вредила, как бы странно это ни звучало.

При радиусе сплошного поражения осколками одной мины в 6 метров (90% поражено) лишние мины только уменьшали эффективность оружия. Они было просто не нужны.

Именно поэтому ствол миномета утолщили, дополнили ребрами для получения большей площади обдува. Таким образом перевели миномет на воздушное охлаждение. При этом скорострельность механически уменьшили до 100-120 выстрелов в минуту. Отсюда и появление буквы "М" в маркировке "Василька".

Итак, о самом миномете. Гладкоствольное орудие имеет охлаждаемый минометный ствол, лафет на колесах с пневматическими шинами и автоматический спусковой механизм. Стрельба ведется стандартными 82-мм минами в кассетах по 4 штуки.

Наведение миномета осуществляется вручную с помощью рукояток подъемного и поворотного механизмов, расположенных с левой стороны миномета. Используется оптический прицел ПАМ-1 с осветительным прибором "Луч-ПМ2М"(для ведения огня ночью).

Противооткатное устройство пружинного типа. Имеет три поршневых штока с пружинами. Один из них установлен сверху, два других – снизу от затворной коробки. Затвор и присоединенные к нему поршневые штоки противооткатного устройства составляют подвижную часть миномета.

При переходе в боевое положение колеса миномета вывешиваются, а сам миномет опирается на домкрат и сошники разведенных станин. Миномет на домкрате может быть в поднятом или опущенном положении (высота линии огня 670 и 970 мм соответственно). В опущенном положении стрельба возможна под углами возвышения -1…+78°, причем для стрельбы под углами более 40° под затыльником вырывают яму, в поднятом положении угол возвышения +7…+85°.

Время перехода из походного в боевое положение и из боевого в походное составляет до 90 секунд. Расчет составляет 4 человека: командир системы, наводчик, заряжающий и подносчик (он же водитель транспортной машины 2Ф54).


ТТХ миномета:

Масса, кг: 632 (для 2Б9-622)
Экипаж, чел: 4
Калибр, мм: 82
Мина, вес, кг: 3,1
Начальная скорость мины, м/с: 270
Дальность стрельбы, м: 4270
Скорострельность, в/мин: 100-120

Как видите, миномет действительно достаточно мобилен. Но нет конца совершенству. Официально "Василек" начал поставляться в СА в 1983 году. Однако те, кто в своё время побывал "за речкой" могли видеть его уже в 1982-м. А те, кто приехал позже, видели уже "афганский вариант" "Василька". Это не придумка конструкторов, а именно самодеятельность солдат и офицеров. Надо сказать, удачная самодеятельность.

В батальонах имелась минометная батарея в составе 1-2 взводов "Васильков". 3-6 штук на батальон. И очень скоро "положенные по штату" ГАЗ-66 командиры заменили старым добрым МТ-ЛБ. Однако даже в этом случае миномет требовал полторы минуты на приведение в боевое положение. А в бою такой роскоши командир себе позволить не может. Бой в горах скоротечен.

Сработала армейская смекалка. Как до этого она сработала с ЗСУ-23-2. Именно эта установка поселилась в кузовах "КамАЗов" в афганских колоннах. "Василек" же забрался на кормовую часть МТ-ЛБ. Так и раскатывал по афганским дорогам, стреляя с коротких остановок. Можно сказать, воюющая армия сама сконструировала новый тип мобильного скорострельного вооружения.

Насколько хороша эта схема, могут рассказать более молодые бойцы, которые участвовали в конфликтах на территории бывшего СССР, в чеченской войне, в гражданской войне на Донбассе.

Но официально "Василек", точнее, минометный комплекс 2К21, размещается на транспортной машине типа 2Ф54 на шасси двухосного автомобиля повышенной проходимости «Урал-43206».

А теперь о грустном. В начале статьи мы писали о "семенах", которые продавали в 90-е годы прошлого столетия. Так вот, они проросли. И, наверное, многие уже догадались, где. В КНР! Проросли в виде собственного миномета W99.

Сегодня количество китайских клонов советского "Василька" уже превышает количество оригинальных минометов. Все горные бригады НОАК оснащены именно автоматическими минометами Туре-99. А афганский опыт размещения минометов на гусеничных машинах прижился в Казахстане. Только вместо МТ-ЛБ там используют БМП-1.

Копируют – значит, есть за что. Конечно, если оружие живет долго, – это говорит о многом. Можно привести в пример много моделей-однодневок, но вот чего не отнять, так это того, что все советские минометы оказались более чем долгоиграющими.


Хотя минометы калибра 82 мм обыкновенно считаются вооружением пехоты, 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек» следует отнести к категории артиллерийского вооружения. В первую очередь это обусловлено боевой скорострельностью 2Б9, имеющей очень высокое значение - до 100 выстрелов в минуту (темп стрельбы составляет 120 выстрелов в минуту), а также его возможностью вести настильный огонь и, таким образом выполнять задачи огневой поддержки и борьбы с бронированными целями.

Автоматический миномет 2Б9 «Василек» — видео

Обыкновенно 2Б9 устанавливается на легкий колесный лафет, напоминающий лафет легкой полевой пушки, оснащенный станинами и поддоном. В середине ствол закреплен во вращающемся устройстве, похожем на барабан, выполняющем роль станка. Приемник боеприпасов магазинного типа обеспечивает подачу 82-мм мин из обойм по четыре мины, вставляемых справа. 2Б9 может вести навесной огонь по крутой траектории как миномет, при этом мины заряжаются вручную с дула, или автоматический огонь по настильной траектории как легкая противотанковая пушка (имеется прицел для прямой наводки) с использованием заряжания через казенную часть из магазина. В довершение ко всему при заряжании с дула имеются три различных типа метательных зарядов, но при заряжании с казенной части заряд унифицированный. Сила отдачи поглощается гидроамортизационной системой, установленной вокруг ствола.


82-мм миномет «Василек» также устанавливается на самоходные шасси; наиболее распространенным является установка в кузов 2-тонного грузовика ГАЗ-66 4×4. Еще одним вариантом является установка «Василька» на грузовую платформу соответствующим образом модифицированного гусеничного транспортера МТ-ЛБ. Венгрия выпускает похожий вариант самоходной установки, также собранной на шасси усовершенствованного транспортера МТ-ЛБ.
2Б9 «Василек» способен вести огонь стандартными 82-мм боеприпасами к миномету; вес мины составляет около 3,1 кг. Для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям разработана специальная мина с кумулятивной боеголовкой. Максимальная дальность при стрельбе по навесной траектории составляет 4200 метров.

Варианты и модификации:

  • 2Б9 - вариант с водяным охлаждением ствола (кожух с водой)
  • 2Б9М - вариант с воздушным охлаждением ствола - стенка ствола в средней части утолщена и имеет рёбра.


Тактико-технические характеристики миномета 2Б9М «Василек»

Фото миномета 2Б9М «Василек» на базе транспортера МТ-ЛБ


Миномет 2Б9М «Василек» на базе автомобиля «Hummer»

В 1946 году в СССР под руководством В.К. Филиппова была начата разработка
82-мм автоматического миномета, автоматика которого работала за счет энергии отката. Открывание затвора, подача мины на линию заряжания, досылка ее в камору, закрывание затвора и выстрел производились автоматически. В 1955 году был принят на вооружение казематный вариант автоматического миномета «КАМ», в начале следующего года начались работы по созданию автоматического миномета на полевом лафете.

В 1959 году 82-мм автоматический миномет Ф-82 (полевой
вариант) прошел полевые испытания и был рекомендован для валового производства. Тем не менее Ф-82 в производство не пошел.
Работы над 82-мм автоматическим минометом были возобновлены в 1967 году, и в 1970 году на вооружение он был принят под названием 82-мм автоматический миномет 2Б9 ‘Василек’.

Хотя минометы калибра82 ммобыкновенно считаются вооружением пехоты, 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек» следует отнести к категории артиллерийского вооружения. В первую очередь это обусловлено боевой скорострельностью 2Б9, имеющей очень высокое значение — до 100 выстрелов в минуту (темп стрельбы составляет 120 выстрелов в минуту), а также его возможностью вести настильный огонь и, таким образом выполнять задачи огневой поддержки и борьбы с бронированными целями.

После нескольких лет производства миномет был модернизирован и получил индекс 2Б9М. Основным конструктивным отличием 2Б9 и 2Б9М является система охлаждения ствола — у 2Б9 водяное (кожух с водой), а у 2Б9М воздушное, для этого стенка ствола в средней части утолщена и имеет ребра. Характерное внешнее отличие 2Б9М — ребристый ствол. Миномет 2Б9 предназначен для подавления огнем живой силы противника, расположенной открыто и в траншеях. Стрельба ведется осколочным выстрелом ЗВ01. В состав выстрела входит шестиперая мина О-832ДУ (мина из сталистого чугуна О-832 применялась еще в 1941-1945 годах для стрельбы из обычных 82-мм минометов обр. 1937, 1941 и 1943 г.) и метательные пороховые заряды — основной Ж-832ДУ и дополнительный 4Д2. Вес мины 3,1 кг.
Начальная скорость мины О-832ДУ 272 м/с, дальность стрельбы минимальная 800 м, а максимальная 4270 м. При разрыве мина дает от 400 до 600 осколков весом не менее 1 грамма, радиус действительного поражения -18м.
Заряжание миномета кассетное, в кассету помещают четыре спаренные мины. Для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям разработана специальная мина с кумулятивной боеголовкой. Максимальная дальность при стрельбе по навесной траектории составляет 4200 метров.


Принцип действия автомата заключается в следующем. Под действием возвратных пружин происходит выкат (перемещение вперед) подвижных частей. Во время выката воспламеняется пороховой заряд мины, в результате чего возникает энергия отдачи, которая затрачивается на торможение и остановку подвижных частей и на придание им энергии отката. Энергия отката в свою очередь идет на сжатие возвратных пружин и на приведение в действие механизмов автоматики. Избыточная энергия отката поглощается амортизаторами.
Ствол миномета гладкий.

Миномет имеет два режима огня — одиночный и автоматический. Миномет снабжен оптическим прицелом ПАМ-1.
При переходе в боевое положение колеса миномета вывешиваются, а сам миномет опирается на домкрат и сошники разведенных станин. Миномет на домкрате может быть в поднятом или опущенном положении (высота линии огня 670 и970 мм соответственно). В опущенном положении стрельба возможна под углами возвышения от -1° до +78°, причем для стрельбы под углами более 40° под затыльником вырывают яму, в поднятом положении угол возвышения от +7° до +85°.

Обычно миномет устанавливается на легкий колесный лафет, напоминающий лафет легкой полевой пушки, оснащенный станинами и поддоном. В середине ствол закреплен во вращающемся устройстве, похожем на барабан, выполняющем роль станка. Приемник боеприпасов магазинного типа обеспечивает подачу 82-мм мин из обойм по четыре мины, вставляемых справа. «Василек» может вести навесной огонь по крутой траектории как миномет, при этом мины заряжаются вручную с дула, или автоматический огонь по настильной траектории как легкая противотанковая пушка (имеется прицел для прямой наводки) с использованием заряжания через казенную часть из магазина. В довершение ко всему при заряжании с дула имеются три различных типа метательных зарядов, но при заряжании с казенной части заряд унифицированный. Сила отдачи поглощается гидроамортизационной системой, установленной вокруг ствола.

Для транспортировки миномета в кузове или на буксире служит транспортная машина 2Ф54, созданная на базе автомобиля ГАЗ-66-05. Миномет 2Б9 и транспортная машина 2Ф54 вместе составляют систему 2К21. Миномет буксируется транспортной машиной только при смене огневой позиции и в аварийных случаях. В Венгрии разработали самоходный вариант автоматического миномета (2Б9М). Эта самоходная установка представляет собой качающуюся часть миномёта 2Б9М, установленную на модифицированное шасси гусеничного тягача МТ-ЛБ.

Расчет системы 2К21 составляет 4 человека: командир системы, наводчик, заряжающий и подносчик (он же водитель транспортной машины 2Ф54).

С начала 80-х годов некоторые минометы 2Б9 ‘Василек’ устанавливались на гусеничном тягаче МТ-ЛБ на корпусе в кормовой части.

Миномет 2Б9 широко использовался в ходе боевых действий в Афганистане и используется сейчас в ходе боевых действий на территории бывшего СССР.

ОСНОВНЫЕ ТТХ:

Калибр, мм: 82
Угол вертикального наведения, град: -1°; +85°
Угол горизонтального наведения, град: -30°; +30°
Вес в боевом положении, кг: 2Б9 — 622; 2Б9М — 632
Вес транспортной машины, кг: 3930
Вес системы в походном положении (с боекомплектом, ЗИП и расчетом), кг: 6060
Время перевода из боевого положения в походное и обратно, мин: 1,5
Возимый боекомплект, мин: 226
Скорость передвижения на транспортной машине, км/час:
- по шоссе — до 60
- по бездорожью — до 20
Расчет, чел.: 4
Темп стрельбы, выстр./мин: 170
Практическая скорострельность, выстр./мин: 100-120
Минимальная дальность стрельбы, м.: 800
Максимальная дальность стрельбы, м.: 4270

МИНОМЕТ 2Б9 ПРОИЗВЕДЕННЫй ПО ЛИЦЕНЗИИ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Китайский аналог миномета 2Б9М «Василек» в буксируемом варианте и установленный в кузове автомобиля.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!