Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Тяжелые танки 2 мировой. Военное обозрение и политика

Высокий и неповоротливый «Шерман» прошел долгий путь перед тем, как стать третьим массовым танком мира. И это при том, что к началу войны «эмчей» (такое прозвище ему дали русские) было всего 50 штук, а уже к 1945 - более 49 тысяч единиц. Свою славу он обрел ближе к концу войны, когда американским конструкторам наконец удалось найти идеальное сочетание бронирования, маневренности и огневой мощи, и отлить получившееся в форму среднего танка. Гидравлический привод башни обеспечил «Шерману» особую точность наведения, что позволяло боевой машине выходить победителем в танковой дуэли.

ИС-2

Пожалуй, лучший танк прорыва. ИС-2 наводит порядок на улицах европейских городов весьма скоро. Всего один выстрел его 122-мм гаубицы сравнивает многоэтажный дом с землей. 12,7 мм пулемет не оставляет никаких шансов нацистам, засевшим в руинах - свинцовая очередь решетит кирпичную кладку аки картон. Бронирование толщиной в 12 см деморализует противника напрочь - этого монстра просто невозможно остановить, паникуют нацисты. Стрекочущий символ Победы, «танк-освободитель» ИС-2 прослужит Родине ещё добрых полвека.

В составлении технического руководства к этой машине участвовал лично Геббельс. По его наставлению в памятку добавили надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!» Многотонную махину с толщиной лобового бронелиста в 10 см оберегали сразу шесть человек. При необходимости 88 мм зенитная пушка KwK 36 «Тигра» могла поразить мишень 40 x 50 см с расстояния в километр. А его широкие гусеницы придавали настолько плавный ход, что он мог разить своих врагов в движении.

«Пантера» создавалась как дешевая и массовая версия «Тигра». Меньший калибр главного орудия, облегченное бронирование и повышенная скорость по шоссе превратили её в грозного противника. На дистанции в 2 километра снаряд пушки KwK 42 прошивал броню любого танка союзников.

КВ стал чрезвычайно неприятным сюрпризом для Панцерваффе. В 1941 году у Германии не было орудия, способного справиться с 75 мм броней русского танка, в то время как его длинноствольная 76 мм пушка разила немецкую бронетехнику играючи.

…20 августа 1941 года танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова преградил дорогу на Гатчину колонне из 40 немецких танков. Когда этот беспримерный бой закончился, 22 танка горели на обочине, а наш КВ, получив 156 прямых попаданий вражеских снарядов, вернулся в распоряжение своей дивизии…

Самый массовый танк Второй мировой войны (выпущено более 84 000 Т-34 всех модификаций). Мощь, грация и всепроходимость. Именно такой танк и нужен был тогда Красной Армии.

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно... Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…», - немецкий танкист 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Специалисты американского военно-исторического музея выбрали 10 лучших танков Второй мировой войны. Примечательно, что в иностранном рейтинге есть не только невоевавший танк, но и самоходное орудие.

Тяжелый танк “Иосиф Сталин”

Смотреть все фото в галерее

Тяжелый танк “Иосиф Сталин”, более известный как ИС-2, был назван в честь руководителя СССР и на момент своего появления был сильнейшим в мире. Его броня успешно противостояла огню немецкой противотанковой артиллерии, а после модернизации, когда “ступенчатую” верхнюю лобовую деталь заменили на её спрямлённую конфигурацию, могла держать в упор снаряды мощнейшей 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Сам танк был вооружен 122-мм пушкой, снаряды которой пробивали такие танки, как Танк PzKpfw IV Ausf H, PzKpfw.VI Tiger и PzKpfw V Panther навылет.

JagdPanther

По немецкой классификации, JagdPanther – истребитель танков. Данная машина считается одной из лучших самоходок Второй мировой войны. Успевшая повоевать на Западном и Восточном фронтах, JagdPanther зарекомендовала себя опасным противником, ее пушка Pak.43 L/71 (88 мм, 71 калибр) пробивала с 1000 метров броню практически любого танка союзников.

M4 Sherman

Самый массовый танк американской армии времен Второй мировой войны, всего было выпущено около 50 тысяч этих машин.
Простой и надежный M4 Sherman пользовался любовью танкистов. Его 75-мм орудие, оснащенное гироскопическим стабилизатором “Вестингауз”, позволяло довольно точно вести стрельбу даже на ходу. Однако с появлением PzKpfw.VI “Tiger” и PzKpfw V “Panther” его бронепробиваемости стало не хватать, и впоследствии танк оснастили более мощным орудием. Главными же недостатками танка были высокий силуэт и слабое бронирование, а еще танк частенько загорался при попадании в него снаряда. Немцы даже прозвали M4 Sherman как “Горящий котел” или “Котелок солдата”.

PzKpfw V “Panther”

Это танк создавался как ответ на советский Т-34 и впоследствии должен был заменить Panzer III и IV. Из-за технологической сложности производства этого осуществить не удалось, как и довести конструкцию танка до ума – PzKpfw V “Panther” всю войну страдал от детских болезней. Тем не менее вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой KWK-42 длиною 70 калибров, этот танк представлял собой грозного противника. Так, за один бой “Panther” гауптшарфюрера СС Франца Фаумера в Нормандии уничтожил 9 М4 Sherman и еще 4 были захвачены абсолютно исправными. Недаром “Panther” некоторыми специалистами считается лучшим танком Второй мировой.

PzKpfw IV

Основная рабочая “лошадка” немецких бронетанковых сил на протяжении всей войны. Танк имел большой запас по модернизации, благодаря чему постоянно совершенствовался и мог противостоять всем своим противникам на поле боя. К концу войны, когда ресурсы Германии были истощены, конструкцию PzKpfw IV значительно упростили. Например, на версии Ausf.J был убран электропривод башни, вспомогательный карбюраторный двигатель, а в 1944 году уже пришлось пойти на сокращение опорных катков и отказ от циммеритового покрытия. Но танк-солдат, как еще называют “четверку”, продолжал воевать.

Sherman Firefly

Британский вариант Sherman, вооруженный великолепным 17-фунтовым орудием, мог противостоять немецким PzKpfw.VI Tiger и PzKpfw V “Panther”. Причем английская пушка обладала не только великолепной бронепробиваемостью, но и помещалась в стандартную башню танка.
Длинный и тонкий ствол пушки требовал бережного отношения: в походном положении башня Sherman Firefly разворачивалась на 180 градусов и ствол пушки фиксировался на специальном кронштейне, установленном на крыше моторного отсека.
Всего было переделано 699 танков: экипаж машины сократили до 4 человек, кроме того, был убран курсовой пулемет, чтобы разместить часть боекомплекта.

Принятый на вооружение 19 декабря 1941 года танк стал настоящим кошмаром для немецких танкистов на поле боя. Быстрый, маневренный и неуязвимый для большинства танковых и противотанковых орудий вермахта, Т-34 доминировал на поле боя первые два года войны.
Неудивительно, что дальнейшие разработки немецкого противотанкового оружия были нацелены, прежде всего, на борьбу с ужасным советским танком.
Т-34 неоднократно модернизировался на протяжении всей войны, самым значительным усовершенствованием стала установка новой башни с 85-мм пушкой, позволявшей бороться с немецкими “кошками”: PzKpfw.VI “Tiger” и PzKpfw V “Panther”. Кстати, благодаря своей простоте и эффективности эти танки до сих пор используются в некоторых странах мира.

Еще более совершенный, чем Т-34-85, средний танк Т-44 был принят на вооружение в 1944 году, но в войне участия так и не принял. До окончания Второй мировой было построено всего 190 машин. Т-44 стал предшественником самого массового в истории танка Т-54/55. Кстати, на поле боя 44-ка все-таки засветилась, но, правда, в кино и в роли немецких танков Pz VI “Тигр” в фильме “Освобождение”.

PzKpfw.VI “Tiger”

Лучшим средством борьбы с танками Т-34 и КВ стали зенитные пушки калибра 88 мм, и немцы справедливо решили, что если приспособить такое оружие для установки на танковое шасси, то танковое превосходство СССР можно нивелировать.
Всего было построено 1358 танков PzKpfw.VI “Tiger”. Вооруженные 88-мм пушкой Kwk L56, эти машины сеяли опустошение в рядах противника.
Воевавший на PzKpfw.VI “Tiger” танкист-ас Михаэль Виттман уничтожил 138 танков и 132 противотанковых орудия противника. Для американцев и их союзников единственным средством борьбы с “Тиграми” стала авиация. Толстая лобовая броня надежно защищала Pz VI от огня орудия противника. Так, известен случай, когда танк получил 227 попаданий, но, несмотря на то, что были повреждены траки и катки, смог пройти еще 65 километров, пока не оказался в безопасности.

“Tiger II”

“Tiger II”, он же “Королевский тигр”, появился на завершающем этапе войны. Это самый тяжелый и самый бронированный танк вермахта. В качестве вооружения использовалась 88-мм пушка KwK.43 L/71, которая делила башню практически пополам. По сути, это было модифицированное для установки на танк и улучшенное зенитное орудие Flak 37. Ее снаряд при угле встречи 90 градусов пробивал на дальности в один километра броню толщиной 180 мм.
Официально зафиксирован подбитый танк на дистанции порядка 4 км. Правда, несмотря на толстое бронирование, танк не был неуязвимым: к концу войны немцы потеряли месторождения легирующих металлов, и броня “Tiger II” стала хрупкой. А постоянные бомбардировки заводов не позволили выпускать эти машины в нужных количествах.

Танки Второй мировой войны стали скачком в развитии бронетехники, показав, насколько важна её роль на поле боя. Немецкие генералы первыми поняли силу быстрых ударов, сминающих пехоту и укрепления противника. Гудериану и Манштейну удалось за пару недель победить польскую армию, применив боевые машины, после чего настала очередь французской. Англо-французские войска держались более месяца, но не смогли ничего противопоставить немецким танкам и были прижаты к Дюнкеру, откуда смогли эвакуироваться.

История танков Второй мировой войны началась с 1939 года, когда исход боёв часто решался рассекающими ударами лёгких и средних танков, их прорывом и уничтожением тылов. В период до 1941 года практически отсутствовали противотанковые средства и опыт борьбы с бронированными машинами. Позже начали появляться тяжёлые танки с противоснарядным бронированием, например, советский КВ-1, почти неуязвимый для немецких пушек, но ненадёжный и с плохой проходимостью. Германия в 1942 году применила один из самых мощных танков Второй мировой войны – Тигр, обладающий мощной бронёй и великолепной пушкой.

Ответ СССР

Несмотря на появление многотонных монстров, средние танки оказались по-прежнему востребованы. Именно они выполняли роль рабочих лошадок, совершая дерзкие прорывы флангов, спешно перебрасывались на опасные участки фронта, уничтожая колонны противников на марше. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 был именно средним, массой около 30 тонн, тонкой наклонной бронёй, пушкой среднего калибра и скоростью более 50 км/ч. Американцы классифицировали свой Першинг как тяжёлый, хотя по характеристикам он являлся средним. Разумеется, стоит упомянуть Вермахт, кинувший в 1943 году в бой Пантеру, ставшую одной из самых массовых и опасных немецких военных машин, благодаря сочетанию подвижности, брони и огневой мощи.

На протяжении многих лет между СССР и Германией шло своеобразное соперничество за создание наиболее совершенной машины. Немцы сделали ставку на технологии и характеристики, стараясь дать возможность уничтожить любого противника ещё издалека и выдержать любой ответный выстрел. Недостатками такого подхода оказались сложность и цена производства. Советские инженеры сделали ставку на технологичность и массовость, даже при создании легендарной тридцатьчетвёрки. Такой подход себя оправдывал во время кровопролитных танковых сражений, а позже, когда Германия начала испытывать дефицит ресурсов, советские танки окончательно победили.

Другие страны

Бронетехника других стран значительно отставала в развитии. Японские танки не обладали серьёзной защитой и вооружением, как и итальянские с французскими и выглядели гостями из прошлого.

Великобритания, помимо Черчилля, отличившегося великолепной бронёй, но плохими подвижностью и надёжностью, также выпускала и другие машины. Массовый Кромвель отличался хорошей подвижностью, мощным орудием, и мог противостоять Пантерам. Комета, появившаяся под конец войны в результате модификации Кромвеля, была ещё удачнее и удачно сочетала в себе необходимые характеристики.

США создали 49 234 средних Шерманов, оставивших заметный след во Второй мировой войне. Не отличающийся защитой или огневой мощью танк стал самым массовым после Т-34 благодаря своей удачной конструкции и простоте производства.

Интересны экспериментальные танки Второй мировой войны вроде построенного Мауса, ставшего самым большим танком Второй мировой войны или гигантского Ратте, так и оставшегося на чертежах.

За годы войны было выпущено огромное количество бронетехники, часть которой малоизвестна и находится в тени истории.

На этой странице вы найдёте список танков второй мировой войны с фотографиями, названиями и описанием, ничуть не уступающий энциклопедии, и помогающий узнать интересные подробности и не запутаться в многообразии боевых машин.

История бронетанковых войск начинается еще в начале двадцатого века, когда первые модели самоходных бронированных машин, больше похожие на спичечные коробки на гусеницах, тем не менее прекрасно показали себя на полях сражений.
Высокая проходимость огнестрельных крепостей давала им огромное преимущество в условиях позиционной войны. По-настоящему успешная боевая машина должна была с легкостью преодолевать окопы, колючую проволоку и перерытый артподготовкой ландшафт передовых, наносить хороший огневой урон, поддерживать «царицу полей» (пехоту) и никогда не ломаться. Неудивительно, что самые влиятельные державы мира немедленно включились в «танковую гонку».

Заря танковой эры

Лавры за создание первого танка по праву принадлежат англичанам, которые сконструировали и успешно применили свой “Танк. Модель 1” в 1916 году в битве при Сомме, совершенно деморализовав пехоту противника. Однако впереди еще были десятилетия кропотливой работы над броней, скорострельностью, проходимостью, предстояло сменить слабый карбюраторный двигатель на более мощный дизель, придумать вращающуюся башню, решить проблемы с теплоотведением и качеством хода и трансмиссии. Мир ожидали танковые дуэли и противотанковые мины, круглосуточная эксплуатация сталелитейных заводов, безумные проекты многобашенных чудовищ и, наконец, выточенный в огне и ярости войн ХХ века силуэт современного танка, знакомый теперь любому.

Затишье перед бурей

В 30-е годы Англия, Германия, США и Советский Союз, предчувствуя большую войну, наперегонки создавали и улучшали свои танковые линейки. Инженеров-конструкторов тяжелой бронетехники переманивали и перекупали друг у друга всеми правдами и неправдами. Например, в 1930 году на заводе “Большевик” работал немецкий инженер Э. Гроте, создавший ряд интересных разработок, которые потом легли в основу более поздних моделей танков.

Германия спешно ковала ряды Panzerwaffe, британцы создали Королевский танковый корпус, США - Armored Force. Танковые войска СССР к началу войны уже располагали двумя легендарными машинами, немало сделавшими для победы, - КВ-1 и Т-34.
К началу Второй мировой конкуренцию друг другу составляли в основном СССР и Германия. Американцы также произвели внушительное количество бронетехники, только 80 тысяч отдав по лендлизу союзникам, но такой славы, как “Тигры”, “Пантеры” и “тридцатьчетверки”, их машины не снискали. Англичане же из-за существовавших перед войной разногласий, в какую сторону развивать танковую индустрию, отдали пальму первенства и на полях сражений использовали в основном американские танки М3 и М5.

Легендарные танки Второй мировой

«Тигр» - тяжелый немецкий танк прорыва, создавался на заводах фирмы Henschel und Sohn. Впервые он показал себя в бою под Ленинградом в 1942-м. Весил 56 тонн, был вооружен 88-мм пушкой и двумя пулеметами, защищен 100-миллиметровой броней. Нес пять человек экипажа. Мог погружаться под воду на 3,5 метра. Из недостатков - сложность конструкции, дороговизна (производство одного «Тигра» обходилось казне, как стоимость двух средних танков «Пантера»), невероятно большой расход топлива, проблемы с ходовой частью в зимних условиях.

Т-34 разработали в КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Кошкина перед самой войной. Это был маневренный, хорошо защищенный наклонной броней танк, оснащенный мощным дизелем и длинноствольной 76-миллиметровой пушкой. В отчетах, тем не менее, упоминались проблемы с оптикой, обзором, теснота боевого отделения, отсутствие раций. Из-за недостатка места для полноценного экипажа командиру приходилось выполнять функции наводчика.

M4 Sherman - основной американский танк того период - производился на заводах Детройта. Третий (после Т-34 и Т-54) наиболее массовый танк в мире. Имеет среднее бронирование, оснащен 75-миллиметровым орудием, успешно показал себя в боях против немецких танков в Африке. Дешев, удобен в эксплуатации, ремонтопригоден. Из недостатков: легко опрокидывается из-за высоко расположенного центра тяжести.

«Пантера» - немецкий танк среднего бронирования, основной конкурент Sherman и Т-34 на полях сражений. Вооружен 75-миллиметровой танковой пушкой и двумя пулеметами, толщина брони - до 80 мм. Впервые применен в Курской битве.

К известным танкам Второй мировой также относятся немецкие быстрые и легкие Т-3, советский тяжелобронированный «Иосиф Сталин», хорошо показавший себя при штурме городов, и родоначальник однобашенных тяжелых танков КВ-1 «Клим Ворошилов».

Неудачное начало

В 1941 году советские танковые войска понесли сокрушительные потери, так как немецкие Panzerwaffe, располагая более слабыми легкобронными танками Т-4, по своим тактическим навыкам, по слаженности работы экипажей и командования значительно превосходили русских. Т-4, например, изначально обладал хорошим обзором, наличием командирской башенки и цейссовской оптикой, а Т-34 получил эти улучшения только в 1943 году.

Стремительные удары немцев умело подкреплялись огнем САУ, противотанковых орудий и налетами авиации, что позволяло наносить массированный урон. «Нам казалось, что русские создали инструмент, которым они никогда не научатся владеть», - писал один из немецких генералов.

Танк-победитель

После доработки Т-34-85 своей «живучестью» мог составить серьезную конкуренцию даже тяжелобронным, но неповоротливым немецким “Тиграм”. Обладая невероятной огневой мощью и толстой лобовой броней, “Тигры” не могли соревноваться с “тридцатьчетверками” по скорости и проходимости, вязли и тонули на сложных участках ландшафта. Они требовали автозаправщиков и специальных железнодорожных транспортов для перевозки. Танк “Пантера” при своих высоких технических характеристиках так же, как и “Тигр”, отличался капризностью в эксплуатации, был дорог в производстве.

В процессе войны “тридцатьчетверку” доработали, расширили отделение для экипажа, снабдили переговорными устройствами, установили еще более мощную пушку. Тяжелая броня с легкостью выдерживала попадание 37-миллиметрового орудия. А самое главное - советские танкисты освоили методы связи и взаимодействия танковых бригад на поле боя, научились использовать скорость, мощь и маневренность нового Т-34-85, наносили стремительные удары в тыл противника, уничтожая коммуникации и укрепления. Машина начала с блеском выполнять те задачи, для которых изначально предназначалась. Советская промышленность наладила поточный выпуск усовершенствованных, хорошо сбалансированных моделей. Особенно стоит отметить простоту конструкции и возможность быстрого дешевого ремонта, ведь для танка важно не только эффективно выполнять боевые задачи, но и быстро вернуться обратно в строй после повреждения или поломки.

Можно найти модель того времени, превосходящую Т-34 по отдельным характеристикам, но именно по совокупности ТТХ этот танк можно по праву назвать лучшим и самым эффективным танком времен Второй мировой.

Когда во время Первой мировой войны появились танки, стало понятно – вести сражения как раньше уже не получится. Дедовские тактические схемы и уловки напрочь отказывались работать против механических «зверей», оснащенных пулеметами и пушками. Но «звездный час» стальных монстров пришелся на следующую войну – Вторую мировую. Что немцы, что союзники прекрасно осознавали – ключ к успеху спрятан именно в мощной гусеничной технике. Поэтому на постоянные модернизации танков выделялись сумасшедшие деньги. Благодаря этому металлические «хищники» эволюционировали стремительными темпами.

Этот советский танк обрел статус легенды, едва появившись на полях сражений. Металлический зверь оснащался дизелем на 500 «лошадок», «продвинутым» бронированием, 76 мм орудием Ф-34 и широкими гусеницами. Такая комплектация позволила Т-34 стать лучшим танком своего времени.

Другим достоинством боевой машины была простота и технологичность ее конструкции. Благодаря этому наладить массовое производство танка удалось в кротчайшие сроки. Уже к лету 1942 года было выпущено порядка 15 тысяч Т-34. Всего же за время производства СССР создал более 84 тысяч «тридцать четвертых» в различных модификациях.

Всего было выпущено порядка 84 тысяч Т-34

Главной проблемой танка была его трансмиссия. Дело в том, что она вместе с силовым агрегатом находились в специальном отделении, расположенном в корме. Благодаря этому техническому решению, карданный вал оказался ненужным. Главенствующая роль отводилась тягам управления, длина которых составляла порядка 5 метров. Соответственно, механику-водителю управляться с ними было тяжко. И если человек с трудностями справлялся, то металл иной раз давал слабину – тяги просто рвались. Поэтому часто Т-34 шли в бой на одной передаче, включенной заранее.

«Тигр» создавался с одной целью – смять любого противника и обратить его в паническое бегство. Сам Гитлер лично распорядился покрыть новый танк лобовым бронелистом толщиной в 100 миллиметров. А корму и борта «Тигра» закрывала броня в 80 миллиметров. Главным «козырем» боевой машины являлось оружие – это 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе «зенитки». Пушка отличалась последовательностью попаданий и также рекордной скорострельностью. Даже в условиях боя KwK 36 за минуту могла «плюнуть» снарядами аж 8 раз.

Кроме этого, «Тигр» являлся еще одним из самых быстрых танков того времени. В движение его приводил «Майбаховский» силовой агрегат на 700 л.с. Компанию ему составляла 8-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. И по шассе танк мог разогнаться до 45 км/ч.

«Тигр» стоил 800 000 рейхсмарок


Любопытно, что в технической памятке, лежавшей в каждом «Тигре», была надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!». Геббельс считал, что танкисты будут гордится тем, что им доверили такую дорогую игрушку. Но на деле очень часто было иначе. Солдаты панически боялись, что с танком может что-то произойти.

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра. Другое важное достоинство танка – это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Выстрел ИС-2 превращал здание в руины

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное – топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

Перед тем как столкнуться с немцами, тяжелый танк прошел боевое крещение в войне с финнами. Монстр весом в 45 тонн был непобедимым противником вплоть до самого конца 1941 года. Защита танка представляла собой 75 миллиметров стали. Лобовые бронелисты были расположены так удачно, что снарядостойкость приводила немцев в ужас. Еще бы! Ведь их 37 мм противотанковые орудия не могли пробить КВ-1 даже с минимального расстояния. Что же касается 50 мм орудий, то тут предел – 500 метров. А советский танк, оснащенный длинноствольным 76 мм орудием Ф-34, мог подбить противника с дистанции порядка полутора километров.

Слабая трансмиссия – главная «болячка» КВ-1

Но были, к сожалению, у танка и недостатки. Главная проблема заключалась в «сырой» конструкции, которую поспешно запустили в производство. Настоящей «Ахиллесовой пятой» КВ-1 стала трансмиссия. Из-за больших нагрузок, связанных с весом боевой машины, она слишком часто ломалась. Поэтому при отступлениях танки приходилось бросать или уничтожать. Поскольку ремонтировать их в условиях боевых действий было нереально.

Все же немцам удалось урвать несколько КВ-1. Но в дело они их не пустили. Постоянные поломки и отсутствие нужных запчастей быстро поставили крест на трофейных машинах.

Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.

«Пантера» могла пробить броню танка на расстоянии свыше 2 километров

Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.

Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!