Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Т 38 танк чехия. Описание конструкции

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

9,7 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

90 снарядов боезапас

10° / 25° УВН

одноплоскостной
вертикальный стабилизатор

5 500 снарядов боезапас

200 снарядов размер обоймы

769 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A - немецкое наименование чешского легкого танка LT vz.38, который был захвачен немцами ввесной 1939 года после оккупации Чехословакии. С 1939 по осень 1941 года, танк был одним из лучших легких танков в мире, т.к. сочетал в себе хорошие подвижность и манёвренность, высочайшую надёжность, хорошее противопульное бронирование и неплохое вооружение. Поэтому немцы, после испытаний машины, не только приняли на вооружение уже построенные танки LT vz.38, но и продолжили их выпуск постоянно модернизируя и улучшая их конструкцию, кроме того, после прекращения выпуска танков в 1942 году, на базе их шасси выпускалось множество другой техники, такой как САУ и ЗСУ .


Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A принимал участие в Польской, Французской и Балканской кампаниях Вермахта, где показал себя очень эффективной боевой машиной. Последней кампанией в которой танк принимал участие стала операция Барбаросса (нападение на СССР), где стало очевидным что машина уже не может эффективно вести боевые действия т.к. броня и вооружение танка уже сильно уступали новым советским средним и тяжелым танкам. Тем не менее танки Pz.Kpfw. 38(t) использовались в Вермахте до самого конца войны. Ausf. A - первая серийная модификация танков LT vz.38, это первые 150 машин выпущенные с мая по ноябрь 1939 года которые, первоначально, предназначались для Чехословацкой армии, но были захвачены немцами на заводе еще до поступления танков в войска.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

15 мм участок брони под маской орудия который пробивается даже крупнокалиберными пулемётами

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A обладает лучшей лобовой броней, чем большинство аналогичных легких танков на том же БРе . Почти вся лобовая броня танка имеет толщину 25-30 мм, что исключает её пробитие крупнокалиберными пулемётами, за исключением узкого участка брони под маской орудия, который имеет толщину всего 15 мм и может пробиваться крупнокалиберным пулемётом. Несмотря на хорошую лобовую бронезащиту, машина все равно уязвима для вражеских орудийных снарядов, а очень плотная компоновка внутри приводит к тому, что снаряд с хорошим заброневым действием может уничтожить танк с одного попадания. Борта и корма танка защищены хуже - 15 мм во всех проекциях, поэтому, при атаках с флангов и тыла, Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A уязвим для любого вооружения, кроме пулемётов ружейного калибра. На живучести танка негативно сказывается расположение боекомплекта, который размещен длинной пачкой вдоль правого борта и в башне. Не раз осколки снарядов противников, задевшие боекомплект машины, приведут к его взрыву.

Подвижность

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет очень хорошую подвижность и манёвренность. Максимальная скорость в 47 км/ч делает танк одним из самых быстрых в своём классе и даёт преимущества перед более медленными легкими и средними танками. У танка также неплохая манёвренность, как с места, так и во время движения, что даёт возможность быстро и почти без потерь скорости менять направление движения на ходу. С места манёвренность чуть хуже, но все равно достаточная чтобы быстро разворачиваться на месте. Задний ход в 6 км/ч не такой быстрый, но, учитывая размеры танка, достаточный чтобы быстро сдать назад, за укрытие и спрятать машину от огня противников. Проходимость Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A на высоте, машина без труда и значительных потерь скорости преодолевает почти все рельефные ландшафты в игре. Единственным недостатком в проходимости танка является преодоление разрушаемых препятствий, таких как заборы, деревья и прочее, где машина очень сильно замедляется и теряет скорость разрушая собой объекты. Игроку стоит быть аккуратным при резких манёврах на скорости и на крутых склонах, т.к. при узкой базе машина довольно высокая и может перевернуться при неаккуратном манёвре.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 37-мм орудием KwK 38(t) с боезапасом в 90 снарядов. Орудие обладает неплохим, для своего БРа, бронепробитием, но слабым заброневым действием снарядов, что приводит к тому что для уничтожения противника, в основном, нужно 2-3 снаряда. Выведение из строя вражеской техники с одного попадания редкость для этого орудия. На дальних дистанциях у пушки присутствует небольшой разброс снарядов, но всё равно точность стрельбы довольно хорошая. Орудие обладает хорошими углами вертикальной наводки (УВН) от -10 до 25 градусов.

Для танка доступно три вида снарядов:

  • Pzgr. 34(t) - бронебойный остроголовый снаряд (с бронебойным наконечником). Стандартный снаряд Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет достаточное бронепробитие чтобы бороться со всеми встречающимися противниками, меньшее, однако, чем у Pzgr.(t) umg.. Заброневое действие у снаряда слабое.
  • PzGr. 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но практически не имеет заброневого действия. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне. На дальних дистанциях теряет своё бронепробитие и уступает обычным бронебойным снарядам. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным целям, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противников на ближних дистанциях.
  • Pzgr.(t) umg. - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет лучшее бронепробитие чем у Pzgr. 34(t), но меньшее чем у PzGr. 40, при этом обладает таким же заброневым действием как и Pzgr. 34(t). Может эффективно бороться со всеми встречающимися противниками. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 7,92-мм пулемётом vz.37 с боезапасом в 5500 патронов. Пулемёт находиться в башне и спарен с орудием. Может быть эффективен при стрельбе по не бронированным целям, таким как например ЗСУ на базе грузовиков и для стрельбы по членам экипажа вражеской техники не защищенными броней. Против бронированных противников пулемёт бесполезен.

Применение в бою

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, благодаря своей хорошей подвижности, может одним из первых приехать на точки захвата. Неплохая лобовая броня и хорошая подвижность и манёвренность дают возможность использовать этот танк как в авангарде атак, так и для поддержки атакующих сил. Но несмотря на лучшую, чем у других легких танков, лобовую броню, машина всё равно очень уязвима для снарядов, особенно крупного калибра, поэтому игроку нужно быть осторожным чтобы лишний раз не подставлять свою машину под вражеский огонь. По этой причине Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A может неплохо себя зарекомендовать в атаках из засад или фланговых обходах противника. Малые размеры машины позволяют занимать неожиданные для противника позиции, а отличные скорость и манёвренность позволят быстро и не заметно заходить противникам во фланг или тыл. Единственные две тактики, которые не подойдут этому танку - это оборона точек и снайперская стрельба. Слабое бронирование, плотная компоновка и не так уж быстро вращающаяся башня делают Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A не самым лучшим выбором для обороны, а разброс снарядов при стрельбе на дальние дистанции и снижение бронепробития снарядов исключают возможность ведения эффективного огня на дальние дистанции.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая лобовая броня
  • Отличная подвижность
  • Замечательная манёвренность
  • Неплохое бронепробитие
  • Превосходная проходимость
  • Хорошие УВНы

Недостатки:

  • Слабое заброневое действие снарядов
  • Слабое бронирование бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Расположение боекомплекта

Историческая справка

Легкий танк LT vz.35 на замену которому пришел LT vz.38

В конце 30-х годов армия Чехословакии нуждалась в замене уже устаревшего по конструкции лёгкого танка LT vz.35. На объявленный конкурс откликнулись 2 компании - Škoda и Сeskomoravska-Kolben-Danek (ЧКД). После испытаний был принят на вооружение вариант танка ЧКД, в основном из-за безотказной надежности материально-технической части танка (после пробега в 7740 км, которые танк преодолел без единой серьёзной поломки, что для того времени было настоящим достижением) и получил обозначение LT vz.38. Первый заказ от министерства национальной обороны Чехословакии поступил ЧКД в апреле 1938-го года и составлял 150 машин, но ни одна машина так и не попала в армию из-за оккупации Чехословакии войсками Вермахта в марте 1939 года. Немецкая реквизиционная команда обнаружила первые танки LT vz.38 на заводах ЧКД. Их сразу же реквизировали как боевые трофеи и взяли на испытание. Немцам машина очень понравилась и танк был принят на вооружение под обозначением Pz.Kpfw 38(t), буква «t» в скобках указывала на то, что он был чешским (от немецкого tschechischen, означающее чешский). Более того, после того как все 150 машин предназначавшихся для Чехословацкой армии были построены, немцы делали последующие заказы ЧКД на эти танки.

В Вермахте Pz.38(t) оценили по достоинству, ведь по надежности и вооружению он превосходил немецкие танки Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II. Pz.38(t), на конец 30-х годов, был одним из лучших легких танков в мире, сочетал в себе такие положительные качества как высокая скорость и маневренность, хорошее вооружение, позволяющее справляться не только со всеми легкими танками других стран, но и с некоторыми моделями средних танков, а также отличался небывалой надежностью ходовой части. Но машина имела и некоторые конструктивные недостатки, например броня танка скреплялась заклепками, а не сваркой. В начале 40-х годов все танкостроительные фирмы мира отказались от клепаной брони и перешли на сварку, т.к. заклепки добавляли лишний вес танку, а при попадании вражеского снаряда по клёпаной броне, заклепки, отрываясь от взрывной волны, могли представлять большую угрозу экипажу, чем осколки вражеских снарядов.

Немецкий танкист на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Танк использовался немцами при захвате Польши, Франции и в Балканской кампании, где показал себя с хорошей стороны. Последней кампанией, где воевал танк, стала Восточная кампания против Советского Союза. В начальный период кампании (лето 1941-го года) Pz.Kpfw 38(t)был таким же эффективным как и ранее, но уже с появлением на арене боевых действий новейших советских танков Т-34 и КВ-1 показал свою полную небоеспособность против них - 37-мм пушка не могла справится с броней советских новинок, в то время как сам Pz.Kpfw 38(t) прошивался орудиями Т-34 и КВ-1 практически насквозь. В начале 42-го года от дальнейшего выпуска танка отказались т.к. противостоять Т-34 и КВ-1, которых на фронте становилось всё больше, он уже не мог. Но немцы так нуждались в пополнении все растущих потерь в бронетехнике, что не могли терять уже отлаженное под Pz.Kpfw 38(t) производство. В связи с этим, а также с учётом большой надежности шасси танка, на заводах ЧКД было разработано множество машин на базе Pz.Kpfw 38(t), таких как Marder III, Jagdpanzer 38(t), Aufklärungspanzer 38(t) и многое другое, таким образом шасси танка выпускалось до самого конца войны. Известно что по состоянию на октябрь 1944 года, в Вермахте всё еще числилось 229 единиц танков Pz.Kpfw. 38(t), после октября статистика учета перестала вестись, но, скорее всего, некоторые танки Pz.Kpfw. 38(t) принимали участие в боях вплоть до капитуляции нацистской Германии.

За период войны было выпущено 8 модификаций данного танка - A, B, C, D, E, F, S и G + командирские варианты. На столь долгий срок выпуска этих машин, возможно, сыграло роль еще то, что немцам остро не хватало своих бронетанковых войск и им была нужна любая возможность нарастить свой боевой потенциал, однако, так удачно подвернувшаяся им техника, пожалуй, была одной из лучшей на конец 30-х годов, а о её надёжности и говорить не приходилось.

Особенности модификации танка Pz.Kpfw 38(t) Ausf. A (номера шасси с 1 по 150):

  • Перископ кругового обзора командира танка не защищен бронекрышкой-колпаком и выступает из защитного стакана-цилиндра
  • По левому борту смонтирована "боевая" поручневая антенна
  • На кормовой плите корпуса машины поперек люка доступа к вентилятору размещено крепление инструмента - кирки и лопаты
  • В подвеске танка использованы узкие резиновые бандажи и пакеты из 14 листовых рессор
  • Светоотражатели размещены спереди по самым углам надгусеничных полок, а не на специальных креплениях, как на последующих модификациях
  • С июля 1939 года и до конца производства модификации (ноябрь 1939 года) слева над глушителем танка размещались приборы дымопуска по типу Pz. III / Pz. IV
  • В ходе производства между шаровой установкой башенного пулемета и пушкой введена пластина, препятствующая ориентации пулеметного ствола в ствол пушки
  • К концу производства на левом заднем углу подбашенного листа появился поручень для облегчения посадки экипажа
  • Практически в начале производства введена установка фары "Нотек" спереди на левой гусеничной полке и конвойного фонаря "Нотск" сзади на стойке с правой стороны.

Медиа

    Наступление группы танков Pz.Kpfw. 38(t)

    Немецкие танки Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. III (справа) во время операции «Барбаросса»

    Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают склон

    Подразделение вооруженное танками Pz.Kpfw. 38(t) в наступлении

    Группа танков с Pz.Kpfw. 38(t) (между деревьями) движущаяся через лесополосу

    Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

У принятого на вооружение немецкого разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, был воплощенный в металле конкурент, который разрабатывался фирмой BMM (бывшей чехословацкой ČKD). Танк Pz.Kpfw.38(t) n.A. превосходил своего соперника как минимум по надежности и вооружению - но в серию пошел все-таки Luchs. Почему так получилось и что же представлял собой легкий разведывательный танк, разрабатывавшийся для вермахта в оккупированной Чехословакии?

Спрос диктует предложение

По результатам применения легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.D в польской кампании стало понятно, что вермахту необходима новая боевая машина легкого класса. В середине сентября 1939 года, еще до завершения боевых действий, немецкое Министерство вооружений и боеприпасов получило заказ на разработку быстроходного разведывательного танка.

Первоначально над ним работали MAN и Daimler-Benz: первая фирма разрабатывала шасси, вторая башню и подбашенную коробку. Проект получил индекс VK 13.01 (опытная машина, 13-тонный класс, первый образец). Новая машина должна была развивать скорость до 70 км/ч, иметь двухместную башню, бронирование до 30 мм и боевую массу в 11 тонн.

Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового вооружения в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года. Крайний справа – Гитлер, рядом с ним стоит Альберт Шпеер

Новые конкуренты

В июле 1940 года ситуация с проектом резко изменилась. Появились два конкурента, о которых еще год назад MAN и Daimler-Benz даже и не задумывались. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и под контроль немцев попали чешские промышленные предприятия. В их числе оказались ŠKODA и Českomoravská Kolben-Daněk (ČKD), основные производители чехословацкой бронетехники. После оккупации заводы продолжили выпуск танков, но уже для новых хозяев. Сохранились и заводские КБ, продолжившие разработку новых образцов боевых машин.

И ŠKODA, и ČKD (сменившая при новых хозяевах вывеску на BMM) имели большой опыт в создании легких танков, причем по своим характеристикам заметно превосходящих немецкие аналоги. Неудивительно, что обе фирмы оказались вовлечены в конкурс на создание нового танка-разведчика. Согласно заданию, от чешских фирм требовалось создать боевую машину с боевой массой 12–13 тонн и с максимальной скоростью 50–60 км/ч. Предполагалось, что каждая фирма изготовит по пять опытных образцов.

Первый опытный образец танка-разведчика BMM выкатила в декабре 1941 года. Это было почти на полгода позже машины MAN (ее Pz.Kpfw.II n.A. появился на свет в июле 1941 года), но разрыв нивелировался изменениями предъявляемых заказчиком требований. Только за 1941 год в техническое задание несколько раз вносились серьезные правки. Наполеоновские планы по выпуску 250 VK 1303 и более легких VK 903 пришлось серьезно корректировать. Ни осенью, ни зимой 1941 года MAN так и не запустил производство новых танков. Дополнительно сказывалась на планах и большая загрузка MAN по выпуску средних танков Pz.Kpfw.III – Вторая мировая война была в самом разгаре. Это дало чешским фирмам большую фору, и в итоге они догнали конкурента.


Третий прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. в ходе испытаний двигателя Tatra Typ 103. Как и у первого прототипа, корпус с башней клепаные, но обвес сильно отличается

Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)

Проект BMM, который изначально носил индекс TNH n.A. (n.A – «neuer Art», то есть «нового типа»), создавался далеко не на пустом месте. Коллектив завода максимально использовал опыт разработки танка TNH, более известного как LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t). Общая компоновка машины, а также значительная часть корпуса перекочевали от освоенного в производстве танка. Силовая установка находилась сзади, трансмиссия и ведущие колеса - впереди. Вместе с тем, называть новую машину поверхностной переделкой LT vz.38 нельзя.

Два с лишним года конструкторское бюро не сидело сложа руки, да и требования на новый танк-разведчик заставляли заняться серьезной переделкой. В качестве силовой установки TNH n.A. был выбран V-образный 8-циллиндровый двигатель Praha NR1, развивавший мощность 220 л.с. Новая силовая установка была длиннее, чем использовавшаяся на LT vz.38 рядная «шестерка» Praha TNHPS/II (лицензионная версия шведского мотора Scania-Vabis typ 1664), так что моторное отделение пришлось удлинять. Ходовая часть, на первый взгляд, была очень похожа, но впечатление обманчиво. Увеличившаяся более чем на тонну боевая масса потребовала переделать ее. Диаметр опорных катков увеличился с 775 до 810 мм, а ширина трака выросла с 293 до 305 мм. Изменилось и ведущее колесо.


Четвертый или пятый прототип танка, серийные машины должны были выглядеть так же

Существенные изменения пришлось вносить и в конструкцию корпуса. Помимо удлинения моторного отделения, массу изменений пришлось вносить в конструкцию лобовой части. От курсового пулемета пришлось отказаться, вместо него помощнику механика-водителя поставили большой смотровой прибор, по конструкции напоминающий смотровой прибор механика-водителя среднего танка Pz.Kpfw.III. Точно такой же прибор получил и механик-водитель. Более существенно переработали башню, от оригинальной конструкции LT vz.38 почти ничего не осталось. В качестве основного вооружения TNH n.A. получил 37-мм пушку Škoda A-19, с которой был спарен пулемет MG-34. От командирской башенки создатели нового танка отказались, а вместо нее появился один общий уступ, снабженный по периметру смотровыми приборами.

Особенности конструкции

Отдельно стоит упомянуть технологию изготовления корпусов и башен TNH n.A. Практически все танки производства Škoda и BMM имели клепаную конструкцию корпусов и башен. Эта конструкция имеет ряд недостатков, одним из которых являются вторичные осколки, которые образовывают обратные стороны клепок после попадания в танк вражеских снарядов. В итоге TNH n.A. стал первым танком BMM, на котором применили сварку. Согласно имеющейся информации, первый прототип изготовлялся клепаным и из неброневой стали, второй из неброневой стали и со сварным корпусом, третий был клепаный и из броневой стали, а последние два танка построили сварными и из броневой стали. Согласно плану, BMM выпускала каждый месяц по одному прототипу, получившему индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A. Последний танк изготовили в апреле 1942 года. Надо отметить, что ни один из прототипов не имел полностью сварной конструкции. Кормовая часть и створки моторного отсека все так же делались с применением клепок.

Стоит отметить, что прототипы Pz.Kpfw.38(t) n.A. отличались друг от друга не только конструкцией корпуса и башен. Первый прототип отличался тем, что установленные на нем надгусеничные полки без изменений были взяты с серийного Pz.Kpfw.38(t). Штатные смотровые приборы так и не установили, их место занимали ветровые щитки со стеклоочистителями. На полках размещались два фонаря «Нотек», а на правой стороне лобового листа корпуса крепился автомобильный клаксон. Второй прототип отличался сварными корпусом и башней, также он получил надгусеничные полки измененной конструкции. Третий прототип по конструкции был больше схож с первым, но получил измененные надгусеничные полки и прожектор на крыше башни. Кроме того, позже на машину установили 12-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения Tatra Typ 103 мощностью 220 л.с. Смотровых приборов третий прототип, как и первый Pz.Kpfw.38(t) n.A., не получил. Привычный внешний вид танк приобрел только на четвертом и пятом прототипах. Эти же машины получили и полные комплекты смотровых приборов.


Моторное отделение нараспашку. Видно, что крыша моторного отделения и корма у танка остались клепаными

Испытания и недобросовестная конкуренция à la Третий рейх

Основная нагрузка в виде ходовых испытаний легла на первую опытную машину. В конце января 1942 года танк доставили на полигон Куммерсдорф, где он проходил серию совместных испытаний с танками Pz.Kpfw.II n.A. и Skoda T-15. За несколько месяцев прототип накатал 3866 км без существенных поломок, выгодно отличаясь этим от конкурентов. Казалось, что чешская машина обходит немецкую, но все решилось на втором этапе испытаний, походившем в мае-июне 1942 года. В вину Pz.Kpf.38(t) n.A. и Т-15 поставили более низкий дорожный просвет и увеличенный расход топлива. Кроме того, указывалось, что использование вооружения в виде 37-мм пушки уменьшает полезный объем башни, в то время как на немецком Pz.Kpfw.II n.A. стояла более компактная 20-мм автоматическая пушка.

Замечания по отчету дают основания говорить о том, что фирма MAN, вероятно, воспользовалась административным ресурсом. Особенно это касается вопроса о вооружении. Те, кто писал замечания по вооружению, не мог не знать, что уже в марте 1942 года 20-мм пушка в качестве вооружения танка-разведчика немецких военных не устраивала. Весной 1942 года появилась спецификация, согласно которой Pz.Kpfw.II n.A., обозначенный как Pz.Spw.Wg II Ausf. MAN, должен был получить двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм орудием. Речь идет о башне для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklärer Leopard (боевой разведывательный танк “Леопард”). Еще интереснее другое. Рядом со спецификациями на Pz.Spw.Wg II Ausf.MAN нашлись данные и на другую машину - Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM, то есть «бронированная разведывательная машина разработки BMM». И там тоже 50-мм пушка указана как основное вооружение в башне конструкции Daimler-Benz. Простое наложение корпуса Pz.Kpfw.38(t) n.A. и этой башни говорит о том, что ее установка на машину фирмы ВММ теоретически была вполне возможной. Впрочем, даже в случае с немецким альтернативным танком дальше бумажной переписки и эскизов дело не продвинулось.


Так мог выглядеть Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM с установленной на нем башней Daimler-Benz

Победа немецкого танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, в итоге оказалась пирровой. Загруженность MAN привела к тому, что таких танков-разведчиков выпустили всего 100 штук. Получи BMM заказ на изготовление Pz.Kpf.38(t) n.A., ситуация могла оказаться иной. Так или иначе, дело ограничилось всего пятью прототипами. Бесследно опыт создания Pz.Kpf.38(t) n.A. не прошел: модернизированная ходовая часть, разработанная для этого танка, использовалась на истребителе танков Jagdpanzer 38(t) («Hetzer»).


Переживший войну Pz.Kpf.38(t) n.A., который использовался в качестве тестовой лаборатории

Судьба прототипов сложилась по-разному. Третий опытный образец, например, послужил тестовой лабораторией для обкатки дизельного мотора Tatra Typ 103 и решений, планировавшихся к использованию на легком танке TNH 57–900. Дальнейшая судьба остальных машин остается неизвестной, но как минимум один этот танк войну пережил. Судя по конфигурации крыльев, это был либо второй, либо третий прототип. Определить, сварной или клепаный у пережившей войну машины корпус, не позволяет качество снимков.

Источники:

  • V. Francev, C. K. Kliment. Praga LT vz.38. MBI, 1997
  • T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzer Tracts №18: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. A to G and S Production, Modification, and Operational History from 1939 to 1942.
  • BAMA (Bundesarchiv)

Гитлеровская Германия после оккупации Чехословакии получила в свое распоряжение местную развитую танковую промышленность. Чешские танки LT vz.35 и 38 значительно превосходили практически все боевые машины, которыми располагал вермахт.

Они выделялись хорошими показателями скорости и маневренности, 37-мм орудиями, в то время как самый массовый на тот момент в Германии танк Pz II располагал 20-мм автоматом, а Pz I имел лишь пулеметное вооружение. Сопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк Pz. III имелся лишь в 45 экземплярах.

Поэтому немцы сразу же приняли на вооружение чешские машины, обязав местную промышленность выпускать танки для вермахта. Первые Panzer 38(t) для немецкой армии были выпущены уже в мае тридцать девятого года. В момент вторжения в СССР чешские танки составляли значительную часть танковых клиньев немецкой армии.

Специалисты историко-культурного комплекса «Линия Сталина», где проводятся масштабные реконструкции боев времен Второй мировой войны, взялись собрать точную копию Panzer 38(t), прозванного в Красной Армии «Прагой».

Был ГТ-МУ, стал Panzer 38(t)

В качестве базы для создания копии чешского танка был выбран советский гусеничный легкобронированный авиадесантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. В основном из-за схожих катков и подходящего по габаритам корпуса.


Бронекорпус № 1361 одного из серийных танков в цехах завода. Фото: nnre.ru

Корпус гусеничной машины пришлось значительно укоротить, при этом задняя часть была позаимствована у собрата ГТ-с (гусеничный транспортер-снегоболотоход).

Работой по воссозданию Panzer 38(t) руководили главный механик-реставратор Якушев Владимир и механик-реставратор Александр Микалуцкий..

Александр Микалуцкий:

— В начальный период Второй мировой войны это был один из самых современных танков вермахта, он превосходил советский БТ-7 по бронезащите, маневренности и мощи вооружения. Приборы наблюдения у чешского танка тоже были лучше. А вот броня — плохая. Чешская броневая сталь была хрупкой, и из-за этого нельзя было радикально усилить защищенность. При наваривании дополнительных листов она просто лопалась.

Нашу копию мы строим из обычной 10-мм незакаленной стали. Заклепки на броне будем имитировать. Самое сложное — сделать башню. Для этого нужно правильно рассчитать длину листа, так как работаем без автогена, а башня у танка имеет несколько граней.















Владимир Якушев

— За время работы в поисковом отряде доводилось находить несколько чешских Panzer 38(t). В Беларуси их часто использовали в противопартизанских действиях, так как во второй период войны бороться с советскими Т-34−85 и ИС они уже не могли.

Всего мы нашли три чешских танка, все на Витебщине, где сопротивление немцам со стороны партизан было особенно сильным. Машины лежали в болотах в Городокском и Россонском районах. Из трех танков удалось собрать один — немцы перед тем, как бросить, подорвали боевые машины. Этот экземпляр сейчас выставлен в музее города Тольятти.

Что касается собираемого сейчас танка, то для максимального сходства переносим двигатель в заднюю часть — на ГТ-МУ, он располагался справа от механика водителя. С таким расположением было бы невозможно поставить башню. Кстати, у башни будет ручной привод, как это было на аутентичных Panzer 38(t) в начале 40-х.

Броня хрупка

Первоначально Panzer 38(t) Ausf. A, В, С имели сравнительно слабое бронирование: толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25 мм, бортовой — 15, кормы — 12, крыши — 10, днища — 8.

После вторжения в СССР быстро выяснилось, что таких миллиметров недостаточно, броня чешской машины пробивалась 45-мм пушкой БТ-7 на всех дистанциях боя. Выходить победителем Panzer 38(t) помогали только лучшая выучка экипажа и хорошие приборы наблюдения, позволяющие обнаруживать противника раньше.


Перед началом советской кампании чешские конструкторы усилили лобовую броню танка до 50 мм (бортовую до 30 мм). Такую защиту получила часть машин версии D и все танки модификации Е, выпускавшиеся с ноября 1941 по май 1941 года.

Но такое усиление защиты не слишком помогло экипажам Panzer 38(t), хрупкая броня при попадании в нее снарядов давала массу осколков с обратной стороны, которые ранили танкистов.


Такое качество брони делало фатальным и противостояние полковой артиллерии, чьи фугасные снаряды, взрываясь на броне, проламывали ее. Тот же эффект давали и противотанковые гранаты.

Кроме того, в лобовом листе было много ослабленных зон — большие смотровые приборы и шаровые установки пулеметов при попадании в них 45-мм снаряда просто вдавливались внутрь.

Плюсы у Panzer 38(t) тоже были. Во-первых — великолепное пулеметное вооружение с хорошими углами вертикальной наводки, которое не позволяло близко подобраться к танку. Во-вторых, большинство люков были уплотнены кожей, что значительно затрудняло поражение танка «коктейлем Молотова». В-третьих, великолепная маневренность, делающая Panzer 38(t) трудной мишенью.

Топливные баки оснащались бронированными коробами, между боевым и моторным отделениями располагалась облицованная асбестом перегородка.

Вооружение

37-мм пушка А-7 фирмы «Шкода» для конца 30-х годов имела неплохие характеристики: бронебойный 850 г снаряд (начинка 8 г взрывчатки), имея начальную скорость 741 м/с, пробивал расположенную под углом в 30 градусов 28-мм бронеплиту на дальности в 600 м.


Польская компания показала, что таких характеристик явно недостаточно. Поэтому в новом снаряде Pzgr. Patr 37(t) был усилен заряд — до 13 г взрывчатого вещества внутри — и поставлен новый баллистический колпачок. Применение последнего позволило увеличить начальную скорость снаряда до 750 м/с, при этом возросла и бронепробиваемость. Со 100 м снаряд пробивал 41 мм броню и 33 мм с 500 м, все под наклоном в 30 градусов.


Изолированные стальные кассеты значительно снижали вероятность детонации боекомплекта. Фото: worldwarphotos.info

Существовал и подкалиберный снаряд Pzgr. Patr 37 40/37 (t) с карбид-вольфрамовым сердечником и донным трассером. Он развивал начальную скорость в 1020 м/с и пробивал со 100 м 64-мм бронеплиту. Но стрелять дальше 400 м им было бесполезно.

Ходовые качества

125-сильный двигатель Praga Typ TNHPS/II обеспечивал танку удельную мощность в 13 л. с. на тонну. Емкости баков в 220 литров хватало, чтобы пройти 250 км по дороге или 160 км по бездорожью. На пересеченной местности танк разгонялся до 15 км/ч, на шоссе — до 42 км/ч.


Управлять танком было довольно комфортно, если бы не одно «но» — коробка передач. Немцы решили на ставить на Panzer 38(t) сервопривод ради надежности конструкции и экономии. Поэтому для переключения передач на холодной или «непритертой» КПП требовалось большое усилие — порядка 60 кг (у Т-34 этот показатель был вдвое меньше).


Подвеска танка оказалась неприхотливой и надежной. И чаще выходила из строя от огня противотанковых средств, нежели из-за дорожных условий. Проходимость машины была на высоте, примечательно, что для движения по грязи льду предусматривались дополнительные грунтозацепы, которые на практике использовались редко.

Подводя итог, отметим, что Panzer 38(t) был одной из лучших машин на начало Второй мировой войны. Великолепная маневренность и проходимость (по этим показателям чешский танк наголову превосходил советский Т-34), а также простота конструкции и надежность делали это танк простым и эффективным инструментом ведения войны.

Несмотря на материалы не самого лучшего качества, многочисленные приборы наблюдения позволяли танку заметить противника раньше и открыть огонь на упреждение или отступить, если на горизонте маячил советский КВ.

Именно Panzer 38(t) стал рабочей лошадкой вермахта, вынесшей всю тяжесть боев французской компании и первого периода советской кампании. Но и с окончанием войны эти танки не закончили свою карьеру, прослужив в швейцарской армии до 1957 года.

Удивительные вещи происходят иногда в мире военной техники. Маленькая страна вносит в ее развитие вклад, несопоставимый с ее размерами. Вот и Чехия тоже… Страна в центре Европы, но очень небольшая. И тем не менее и винтовки создавали ее конструкторы-оружейники, и пистолеты, и пушки, причем какие… Вся австро-венгерская армия и флот были вооружены орудиями фирмы «Шкода» и какими – вплоть до калибра 420-мм, а минометы так и вовсе до 500-мм. А в перерыве между двумя мировыми войнами Чехия не только вошла в члены мирового танкового клуба, но и заняла в нем очень даже приличное и достойное место. Достойное настолько, что продукцией ее танковых заводов не брезговал германский Вермахт, и воевала она вплоть до 1945 года. Ну, а накануне Второй мировой войны именно Чехословакия была самым главным экспортером танков в Европе. Ведь танки, принадлежавшие фирмам «Шкода» и ЧКД, шли в Австрию и Болгарию, поставлялись Венгрии, Румынии, Швеции, Швейцарии, Турции и даже в Иран и в Перу. И да, действительно, эти фирмы сумели организовать выпуск двух образцов, которые оставили заметный след среди всех прочих машин аналогичного класса и эпохи - то есть танков LT-35 и LT-38. Но и этого мало. Когда Германия оккупировала Чехословакию, эти машины продолжали выпускаться уже под германскими обозначениями Pz-Kpfw. 35(t) и Pz-Kpfw.38(t), или 35 и 38(t), где «t» значило «чешский». Большое количество этих танков было передано и продано также сателлитам Германии, или же использовались в качестве основы для совершенно новых машин.

Музей в Банска-Быстрице, танк LT-38.

Ну, а начать рассказ об этих двух танках следует с напоминания о том, что в Чехословакии в период 30-х годов выпуском бронетехники занимались две фирмы: ЧКД и «Шкода». Фирму «Шкода» в 1859 г. основал Эмиль Риттер фон Шкода – отсюда и ее название. Заводы этой фирмы находились в городе Пльзень, а производство было начато в 1890 г. Пушки «Шкода» по окончанию Первой мировой войны поставлялись многим странам мира. Затем фирма приобрела автомобильные заводы «Лаурин и Клемент» и на «Шкоде» задумались не только о выпуске автомобилей, но и о бронетехнике. Хотя дело осложнялось тем, что в стране уже существовала фирма, которая выпускала броневики - «Татра». Другая причина - успех конкурентов из фирмы ЧКД, заводы которой находились в Праге. Однако фирма ЧКД вооруженческой никогда не являлась, хотя и выпускала армейские грузовики и даже гусеничные артиллерийские тракторы. Вот почему, когда военные начали подбирать производителя для приобретенной в Англии танкетки «Карден-Ллойд», их выбор пал именно ЧКД, ведь машины на гусеницах она уже производила. Правда, танкетки, выпущенные под обозначением vz.33 (Р-1), долго в производстве не удержались. Всего-то сделали 70 машин и в 1933 г. на этом остановились.


LT-35 в экспозиции Абердинского полигона США. Обращает на себя внимание тщательно выполненная камуфляжная раскраска.

Однако производить боевые машины оказалось для фирмы выгодным делом, и в 1934 г. ЧКД по собственной инициативе предложила армии легкий танк собственной конструкции с вооружением из 37-мм пушки «Шкода» и двух пулеметов. Танк был принят на вооружение под обозначением LT.vz.34 (легкий танк образца 34 г.), и был произведен в количестве 50 машин.

«Шкода», понятно, уступать конкуренту не хотела, поскольку также имела некоторый опыт в этих делах - две построенные в инициативном порядке опытные САУ для нужд противотанковой и противовоздушной обороны. В этом же году ею был предложен военным и средний танк SU, но те его отклонили. Кстати, одной из причин стало то, что ЧКД тут же выставила улучшенный образец LT.vz.34.

«Шкода» ответила танком S-Н-а (S - Шкода, II - легкий танк, а - кавалерийский образец), и он военным приглянулся больше, чем танк от фирмы ЧКД. Сначала оба танка в виде деревянных макетов фирмы представили комиссии в октябре 1934 г. S-II-а получил одобрение, в июне 1935 г. на испытания отправился уже его прототип. Ну, а как только испытания завершились, в октябре 1935 г., фирме дали заказ сразу на 160 танков данного типа. Так ЧКД потеряла свою монополию на производство танков в Чехословакии. Ну, а S-II-а, которому дали обозначение LT-35, стал производиться не только для нужд своей собственной страны, но также и экспортироваться за границу. Затем «Шкода» предложила модель среднего танка S-III, и целый ряд последовательных модификаций - Т-21, Т-22 и Т-23.
Интересно, что конкуренция не помешала фирмам договориться о совместном производстве нового танка LT-35, а количество заказанных машин распределили практически поровну.

Тем не менее ЧКД продолжила работу над новыми танками, в результате которой получились танкетка AH-IV и легкий танк TNH. AH-IV заинтересовала, главным образом, заказчиков за рубежом, тогда как TNH приглянулся чехословацким военным. Испытания машины прошли хорошо, 1 июля 1938 года танк приняли на вооружение под индексом LT-38. Всего заказали 150 таких танков, причем первые 20 требовались уже к концу 1938 года, а все остальные 130 - в 1939-ом, к концу мая. Более того, фирме предстояло освоить еще и средний танкV-8-H или ST-39, который следовало выпустить в количестве 300 машин. Сделать его, правда, так и не успели, все закончилось на уровне прототипа, поскольку Чехословакия была аннексирована. Но пока этого еще не произошло LT-35 и LT-38, а кроме них еще и их многочисленные модификации, и различные промежуточные образцы начали экспортировать за границу. Сразу два вида танков заказала Румыния: ЧКД AH-IV* (*румынское обозначение R - 1) и «Шкода» LT-35 - R-2. Причем румынам требовалось 126 танков, часть которых сделала «Шкода», а часть изготовлена непосредственно в Румынии по приобретенной лицензии. В 1942 году Румыния приобрела еще 26 танков 35(t), но уже у Германии. Следующие 50 танков 38(t) им были поставлены немцами в марте 1943 г., поскольку они потеряли множество танков под Сталинградом. 21 танк румыны переделали в САУ с трофейными пушками Ф - 22 УСВ и ЗИС-З. До июня 1944 г. было сделано около 20 этих установок, получивших название ТАСАМ R-2. В начале 1940 г. румыны хотели приобрести 200 танков Т-21 у фирмы «Шкода», но этот контракт так и не был подписан.


Германский PzKpfw.38(t) Ausf.A в экспозиции танкового музея в Мунстере.

Затем чешские танки получила… Словакия. До Мюнхенского соглашения здесь размещалась 3-я «быстрая дивизия» армии Чехословакии, на вооружении которой находилось 79 танков LT-35. Теперь на ее основе и были созданы национальные словацкие бронетанковые части. Потом Словакия купила у немцев дополнительно еще 32 танка 38(t), а 21 танк LT-40 (облегченная, «экспортная» версия, готовившаяся для отправки в Литву) словакам был передан в порядке военной помощи.

На 22 июня 1941 года армия Словакии в своем составе имела 114 танков LT-35, LT-38 и LT-40. Большие потери в танках на советско-германском фронте вынудили словаков приобрести у немецкой стороны еще 37 танков производства фирмы ЧКД, ну и, разумеется, танки уже непосредственно германского производства.


Германский PzKpfw.38(t) в музее в Тольятти. Как говорится, почувствуйте разницу. Ну… хорошо хоть так-то сделали!

Многие танки были поставлены в очень отдаленные и, можно даже сказать, в экзотические страны. Например, в 1935 году 50 танков TNH отправились в Иран, а в конце 1938 г. 24 LT-38 (одна из модификаций LTP) купила республика Перу. Для Ирана все эти танки были настолько значимой ценностью, что состояли на вооружении его армии вплоть до 1957 года! Но перуанские танки несли службу куда дольше: два таких танка участвовали в неких событиях 1988 г. – ну, очевидно, какой-то очередной местный «пронунсиаменто». Эти LTP от собственно чешских танков отличались вооружением, аналогичным LТ-35.

21 танк LTL, вооруженный 20-мм автоматической пушкой «Эрликон», должен был экспортироваться в Литву. До литовцев они не дошли, а затем их оснастили 37-мм пушками, и они как раз и превратились в те самые танки LT-40, что затем немцы решили продать союзной Словакии. И этот же танк, но марки LTH и с пушкой «Эрликон» был поставлен Швейцарии (24 машины), где его обозначили как Pz.39.

Наконец на 92 танка TNH SV с поставкой в 1939-40 гг. сделала заказ Швеция. Понятно, что с началом войны контракт был сорван, но ссориться с нейтральными шведами немцы все-таки не решились и два танка-прототипа вместе с лицензией на их выпуск Швеции все же передали. И шведы создали на их основе впечатляющий танковый парк, отдельные танки из которого служили до... 1970 года!


Танковый музей в Туне, Швейцария. Прототип САУ на шасси LTH обр. 1943 г.

Еще одной страной на Востоке, заказавший себе чешские танки в 1938 году, стал Афганистан, которому потребовалось 10 «шкодовских» танков. Понятно, что туда эти танки не попали, но зато они попали… в Болгарию, которая получила 26 LT-35 в 1940 году, и пожелала заказать еще. Вот ей «афганские» танки и отдали. Эти LT-35 отличались тем, что на них стояла 37-мм пушка А-8, которой вооружались танки LT-38. И в Болгарии они служили так долго, что в 1948 году фирме «Шкода» поставлять для них запасные части из старого запаса.


Танки «болгарской поставки». Фото военных лет.

Югославия заказала прототип танка Т-12 - S-II- А, но только с дизелем и пушкой калибра 47-мм. Югославы рассчитывали на 120 таких танков, но война разрушила и этот план.

Продолжение следует…

PzKpfw 38(t) Praga

Чешский танк на немецкой службе

В ночь на 15 марта 1939 года немецкие войска почти без единого выстрела заняли Чехию, после чего указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Между двумя мировыми войнами Чехословакия, образовавшаяся на одном из осколков Австро-Венгрии, сумела создать развитую оборонную промышленность, способную выпускать лёгкие и средние танки. В 1935-36 годах лёгкий в чехословацкие войска начал поступать танк .

Боевая масса – 10,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 37-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Бронирование – лоб корпуса – 25 мм, борт – 16 мм, башня – 25 мм. Двигатель – Шкода Т11, 120 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 190 км.

Однако он отличался малой надёжностью, и было решено оставить LT-35 на вооружении только как временный вариант до тех пор, пока не будет полностью разработан и не начнёт выпускаться LT-38.

Танк LT-38 создавался отнюдь не на пустом месте. Параллельно с танком LT-35, производимым Шкодой, пражская фирма ЧДК, впоследствии известная автомобилями Татра и Прага, выпускала лёгкий экспортный танк TNH. В 1935–1937 годах 50 единиц этого типа было изготовлено для песидской армии, где танки TNH использовались вплоть до 1957 года. Танк TNH представлял собой модернизированный вариант LT vz.34 с изменённой ходовой частью, в которой в отличие от прототипа использовались опорные катки большего диаметра. В 1938 году этим танком заинтересовались и чехословацкие военные. Испытания улучшенной версии TNHP завершились удачно, и 1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного лёгкого танка чехословацкой армии. LT-38 начал производиться в 1938 году, и к моменту захвата страны немцами на заводах ЧДК имелось 150 недостроенных машин. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140.

Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода ЧКД, который немцы переименовали в БММ - Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику, 22 мая 1939 года.

При 9,7-тонной массе LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 47,8 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда в 762 м/с, а также двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 орудийных выстрелов и 2700 пулемётных патронов.

На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин. Такая мощность позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересечённой местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна – назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт – 0,57 кг/см 2 .

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой – 15, кормы –12. крыши – 10, днища – 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15–25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам лёгкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк первых поколений. К явным недостаткам чехословацкой машины немцы отнесли устаревшую для конца 1930-х годов технологию изготовления корпуса и башни – клёпкой на каркасе из уголков. кроме того, то, что экипаж танка состоял из трёх человек, не обеспечивало полного разделения труда. Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных ещё для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Кроме того, экипаж был увеличен до четырёх человек. На слабые же тактико-технические характеристики немцам пришлось закрыть глаза ввиду того, что их собственные танки обладали ещё худшими данными - на момент оккупации Чехословакии немцы располагали лишь танками и , асопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк имелся лишь в 45 экземплярах.

Следующий вариант – Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.

Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и изменённым расположением глушителя.

На 105 машинах модификации D был введён прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.

С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы Вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941–1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960–1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортёров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.

Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика для амуниции. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков всех модификаций производство Pz.38(t) прекратили.

Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 % от общего числа произведённых машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемёта в корпусе.

Боевое применение PzKpfw 38(t)

К началу Польской кампании танками Pz.38(t) были укомплектованы 67-й танковый батальон 3-й лёгкой дивизии Вермахта, которая накануне вторжения в Польшу входила в состав 15-го лёгкого корпуса 10-й полевой армии группы армий «Юг». Всего к началу Второй мировой войны фирма БММ изготовила 78 Pz.38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон – 55 Pz.38(t) и 2 Pz.Bef.38(t). 3-я лёгкая дивизия действовала на правом фланге 10-й армии. Прорвав польскую оборону в районе Ченстоховы, она начала продвигаться в направлении Конецполя, где была атакована эскадронами Краковской бригады кавалерии. В этом бою, закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38(t). После форсирования р. Пилица 3-я лёгкая дивизия участвовала в операции по пресечению попытки отхода польских войск от Радома за Вислу. В 20-х числах сентября дивизию перебросили под Модлин, где она и встретила окончание Польской кампании. За время боёв было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38(t). После завершения боевых действий в Польше все лёгкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я лёгкая дивизия стала 8-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. По данным, приводимым в зарубежных источниках, в операции по оккупации Дании и Норвегии принимали участие 15 танков Pz.38(t). Накануне Французской кампании (операция «Гелб») танки Pz.38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 года в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.1, 68 Pz.II, 91 Pz.38(t), 24 PZ.IV и 8 Pz.Bef.38(t). В 8-й танковой дивизии – 58 Pz.II, 116 Pz.38(t). 23 Pz.IV и 15 Pz.Bef.38(t). Особенно отличилась 7-я танковая дивизия, которой командовал генерал-майор Эрвин Роммель. После форсирования р. Мёз и прорыва «Линии Мажино» 7-я танковая 15 мая близ Флавиона нанесла поражение 1-й французской бронетанковой дивизии (1.DCR). Конечно же, лёгкие Pz.38(t) немцев были бессильны в открытом бою против тяжёлых французских В1bis. Они выиграли бой за счёт превосходства в тактике, в манёвре, в инициативе младших командиров. Ну и, наконец, командир немецкой танковой дивизии был явно талантливее своего французского коллеги. Спустя пять дней 7-я танковая вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля, отрезав Британские экспедиционные силы от их базы в Шербуре. 22 мая танкисты Роммеля отражали ожесточённые, но безуспешные контратаки англичан в районе Арраса. Конец Французской кампании дивизия встретила в Шербуре. Что касается 8-й танковой дивизии, то в боях у Ретеля и Шамона её главным противником стала 3-я французская механизированная дивизия (3.DLM) За время Французской кампании потери 7-й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 года танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции «Марита» – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей. Окончание боёв на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.

Советские танкисты пересаживаются в захваченный танк Pz.38(t)

В операции «Барбаросса» принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Как известно, на 22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв Главного командования Вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков и штурмовых орудий. Таким образом, Pz.38(t) составляли 17 % танкового парка Германии того периода. Четыре танковые дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий «Центр»), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»). 3-я танковая группа нанесла главный удар по стоявшим вдоль границы частям 126-й и 128-й советских стрелковых дивизий. Немецкие войска имели на этом участке многократное превосходство в людях и абсолютное в танках. Поэтому в первый же день советские стрелковые дивизии, так и не успев развернуться, были смяты и отброшены от границы. Оказывая сопротивление, они начали отходить на северо-восток. 7-я и 20-я немецкие танковые дивизии устремились к городу Алитус. Здесь их встретила наша 5-я танковая дивизия полковника Фёдорова из состава 3-го мехкорпуса. 10-й танковый полк 5-й дивизии в трех километрах западнее Алитуса первым встретил и уничтожил передовой отряд фашистских мотоциклистов. Затем танкисты 9-го танкового полка, артиллеристы 5-го мотострелкового полка и отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 5-й танковой дивизии, подпустив танки врага на 200-300 метров, открыли по ним огонь прямой наводкой. За 30 минут боя они подбили 16 вражеских машин. Продвижение врага было приостановлено. Однако к вечеру запас снарядов в наших танках иссяк. Подходил к концу и запас горючего. Поэтому наши танкисты вынуждены были отступить, оставив в заслоне один танковый полк, которому отдали все оставшиеся снаряды.

В дальнейшем части 3-й танковой группы воевали под Смоленском и Витебском. Здесь они часто сталкивались с тяжёлыми советскими танками и , против которых лёгкие Pz.38(t) были совершенно бессильны. Но и танки оказались для Pz.38(t) весьма грозным противником. Так, 24 июня экипаж танка БТ-7 из всё той же 5-й танковой дивизии в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких Pz.38(t).

По состоянию на 10 сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин. На эту же дату в 8-й танковой дивизии имелось 78 боеготовых Pz.38(t) (безвозвратно потеряно 20 танков). В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38(t) (47 машин этого типа были уничтожены). На 25 августа в 19-й танковой числилось в строю 57 исправных Pz.38(t) (безвозвратные потери 21 танк), а в 20-й – 52 (безвозвратные потери 37 танков).

Тем не менее 3-я танковая группа продолжала продвигаться в глубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин её танки наступали на Москву, охватывая её с севера но к 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.

В начале 1942 года наибольшим количеством танков Pz.38(t) располагала вновь сформированная 22-я танковая дивизия. Её боевое крещение состоялось в марте 1942-го при атаке позиций советских войск на Керченском полуострове. В утреннем тумане части 22-й дивизии столкнулись с готовившимися к атаке советскими частями, смешались и понесли большие потери. К началу немецкого летнего наступления помимо 22-й танковой дивизии танки Pz.38(t) имелись ещё в шести соединениях Вермахта.

Весной 1943 года Pz.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем заканчивается статистика по Pz.38(t)) в Вермахте имелось ещё 229 этих боевых машин.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!