Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Скаутское движение основал. Кто такие скауты?Основатели,страницы истории,даты

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

История мирового скаутинга

Основателем движения скаутов считается сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл . В 1899 году полковник Баден-Пауэлл был назначен комендантом крепости Мафекинг в Южной Африке, которая после начала англо-бурской войны была осаждена армией буров. В гарнизоне было чуть больше тысячи солдат, и полковник организовал вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек, которые взяли на себя в том числе разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражен, что мальчики воевали не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней, пока не подошло подкрепление. С этого момента полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства. Став генералом и возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании . В 1907 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».

Новаторство скаутинга было в том, что в нем соединили детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, природе и миру в целом. У Баден-Пауэлла отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребенок играли каждый свою роль, ребенок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего товарища, более знающего, более умелого. Взрослый вел за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Баден-Пауэлл понял стремление детей и подростков к неформальному общению, он уловил их желание объединиться между собой для реализации своих интересов и потребностей. Универсальность системы скаутинг заключается в её саморазвитии. Она соединяла подростков и взрослых в одну организацию независимо от религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира. Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии в СССР получила название неформальная педагогика в противовес формальному (обязательному) школьному образованию.

Однако изобретение самой идеи принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону , создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraft indiens» - «лесных индейцев». Историю создания отряда Сетон-Томсоном красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса» В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу, который во многом основывался на опыте писателя, создавая скаутов. Баден-Пауэлл создал совершенно новую общественную молодежную организацию, за эти заслуги был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом "ЛОРД БАДЕН-ПАУЭЛЛ оф ГИЛВЕЛЛ" . Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, и военные разных стран во многом приняли его систему. В первое время скаутинг как метод воспитания молодежи допризывного возраста распространялся среди стран-участниц Антанты, но затем он вышел за эти рамки, получил более широкое распространение среди стран мира из-за своей универсальности. К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 000 скаутов. В 1910 году возникла "параллельная" бойскаутам организация девочек и девушек – "гёрл-гайдов".

Большой вклад в движение скаутов внес художник Пьер Жубер (Pierre Joubert), сам ставший скаутом в 14 лет. В течение десятилетий он создавал великолепные иллюстрации к книгам и журналам о скаутах.

На развитие скаутского движения оказали влияние также работы Дэниела Картера Бёрда.

Скаутинг в России

В России скаутинг зарождается в 1909 году . Основатель российского (и далее советского) скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (c имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (известным впоследствии как детский писатель Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической) , отряд был создан из числа её учеников.

В декабре 1915 года Цытович принял активное участие в организации Первого Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма», в вышеупомянутом докладе, Э. П. Цытович произнес несколько лозунгов, который впоследствии переняли пионерские организации СССР , вот что он писал :

Будем же надеяться на то, … что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!».

В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

Скауты живут по определенным законам. В каждой организации они сформулированы по-разному. В качестве примера приведем законы из Устава Организации российских юных разведчиков .

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик послушен.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции

Эмблема

Скаутская эмблема - трёхлепестковая лилия. Лилия стала символом Скаунтинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображён Святой Е. .Он является покровителем русских скаутов.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - трёхлепестковая лилия.

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племен. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутского обещания. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Звеновой флажок

Каждое звено (скаутский патруль) имеет свой флажок. Более крупные элементы скаутского движения (отряд, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич звена

Призыв (клич) звена должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук закрепляется зажимом, который скаут делает сам из кожи, дерева, коры или других природных материалов. Использование узла вместо зажима не приветствуется. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование галстука в самых разных целях: перевязать рану, снять горячий котелок с костра, натянуть веревку на переправе можно, защитив ладонь галстуком.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, значков, лент и шнуров, которые скаут носит на своей форме, обозначают его принадлежность к той или иной организации, положение в ней, принадлежность к дружине, отряду, звену. Так же по скаутской форме можно определить достижения, разряд скаута или сданные им «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

История мирового скаутинга

В декабре 1915 году Цытович принял активное участие в организации Первого Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма», в вышеупомянутом докладе, Э. П. Цытович произнес несколько лозунгов, который впоследствии переняли пионерские организации СССР , вот что он писал :

Будем же надеяться на то, … что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодежью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда Готовы!».

В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

На фото вверху: полковник Сулин и разведчики Старицкий, Грушецкий, Никонов, Бек, Олимпиев, Пухляков и Ромашов из Национальной организации русских скаутов разведчиков под покровительством великой княгини Ксении Александровны во главе с полковником П. Н. Богдановичем. Франция , Капбретон,

Скаутский метод

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

  • Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Будь готов!

Девиз скаутов - «будь готов! » (англ. Be Prepared ); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P. ).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет. »

На других языках

Отделения скаутов по всему миру используют девиз «будь готов! » на своих родных языках.

  • Азербайджанский: Daima Hazir
  • Албанский: Ji Gati либо Pergatitu
  • Английский: Be Prepared
  • Арабский: Kun Musta’idan
  • Армянский: Միշտ պատրաստ (дословно: всегда готов : Мишт Патраст )
  • Белорусский: Напагатове
  • Болгарскии: Бъди готов
  • Венгерский: Légy Résen
  • Вьетнамский: Sắp Sẵn
  • Голландский: Weest Paraat
  • Грузинский: იყავი მზად (íq’avi mzad)
  • Греческий: Έσω Έτοιμος
  • Иврит: היה נכון (heye nachon)
  • Ирландский: Bí Ullamh
  • Испанский: Siempre Listo либо Siempre Alerta («всегда готов», «всегда наготове»)
  • Итальянский: Sii Preparato (также в Италии очень часто используется латинская фраза Estote Parati )
  • Казахский: «Дайын бол»
  • Киргизский: Dayar Bol
  • Китайский: 準備
  • Латышский: Esi Modrs
  • Латинский: Estote Parati
  • Литовский: Budek
  • Македонский: Буди спреман
  • Малайский: Selalu Bersedia
  • Мальтийский: Kun Lest
  • Монгольский: Белен бол
  • Немецкий: Allzeit bereit!
  • Норвежский: Alltid Beredt
  • Пушту: Tayar Osay
  • Польский: Czuwaj
  • Русский: Будь готов
  • Сербский: Буди спреман
  • Словенский: Bodi pripravljen! либо Bud Pripavany
  • Тагальский: Laging Handâ (дословно: всегда готов )
  • Тайский: จงเตรียมพร้อม
  • Туркменский: Daima Häzir
  • Уйгурский: Tayyar Bol
  • Украинский: Готуйсь , а также С. К. О. Б. («Сыльно, Красно, Обэрэжно, Быстро» (рус. Сильно, Красиво, Осторожно, Быстро ))
  • Фарси: Aamadeh Baash
  • Финский: Ole valmis
  • Французский: Sois Prêt либо Toujours Prêt
  • Хорватский: Budi Pripraven
  • Чешский: Bud Připraven
  • Шведский: Var redo
  • Эсперанто: Estu preta
  • Эстонский: Ole Valmis
  • Якутский: Бэлэм буол
  • Японский: そなえよつねに

Скаутские законы и скаутское обещание

Один их принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.

Основа обещания - 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:

  • Долг перед Богом
  • Долг перед Родиной и окружающими
  • Долг перед Собой

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков» .

Скауты живут по определенным законам. В каждой организации они сформулированы по-разному. В качестве примера приведем законы из Устава Организации Российских Юных Разведчиков .

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции

Эмблема

Скаутская эмблема - лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - лилию (трилистник).

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что в африканских племенах во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Вымпел группы

Каждая группа (скаутский патруль) имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (патруль, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич группы

Призыв (клич) группы должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом - узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование галстука в самых разных целях: перевязать рану, снять горячий котелок с костра, натянуть веревку на переправе можно, защитив ладонь галстуком.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения в той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

См. также

  • Русский Союз Скаутов
  • Братство православных следопытов
  • Союз польских харцеров - польская скаутская организация

Источники

  • Что есть Скаутинг - книга для скаутского лидера (Всемирная Организация Скаутского Движения), 1992 г.
  • С. Воздвиженский - Скаутский метод (Петрозаводск, 2004)
  • Scouts.ru - Центральный сайт скаутов-разведчиков России
  • Кудряшов Ю. В. - Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). - Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 г.
  • Полчанинов Р. В. - Конспекты КНЕ. Сан-Франциско, 1997 г.
  • Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей «История скаутского движения» Глава 2ая. Из архива О. Е. Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 г.
  • А. Шободоева. - Российский скаутинг: история, теория, практика. - Омск: изд-во госпедуниверситета, 1995
  • Газета «Новая газета» № 69 от 21 Сентября 2000 г.
  • Роберт Баден-Пауэлл - «Скаутинг для мальчиков». Англия, Лондон. 1908 г.

Впервые о скаутинге заговорили в Англии в 1907 году, когда лорд Баден-Пауэлл организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси. Детей захватила такая жизнь. И не только детей: по всему миру взрослые перенимали опыт Баден-Пауэлла и создавали свои скаутские патрули.

В России в 1908 году выходит перевод книги Баден-Пауэлла – у нас книга называется «Юный разведчик». А уже в следующем году молодой офицер Олег Пантюхов собирает первый патруль под названием «Бобр», и 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России.

Сейчас скаутинг это огромное движение – более 16 миллионов человек в 150 странах мира.
Что же стало причиной такой популярности? Что так притягивает миллионы девчонок и мальчишек в скаутинг?

Заповеди скаутов вобрали в себя всю мудрость, накопленную человечеством за историю: быть честным и правдивым, веселым и скромным, быть рыцарем, защитником бедных и слабых, бороться со злом в мире, жить для других, быть завтра лучше, чем вчера.

Жизнь для других, жизнь для себя, путешествия, полные приключений и испытаний, лишь преодолев которые можно стать настоящим человеком. Знаменитый клич мушкетеров: «Один за всех и все за одного». Братская помощь и взаимовыручка – вот залог успеха братства скаутов. Но даже если нет рядом друзей, которые могут помочь в трудной ситуации, не нужно отчаиваться поверь в свои силы, откажись от слова НЕВОЗМОЖНО. Все ВОЗМОЖНО, нужно лишь приложить усилия, работать над собой.

Скаутинг открыт для всех, вне зависимости от веры или расы. Он не представляет и не должен представлять какую-либо политическую партию или организацию. Вместе с тем скауты вносят посильный вклад в развитие своего общества, своей страны. Становиться скаутом или нет – решать тебе, но помни – стать скаутом несложно, трудно им оставаться.

Скаутский метод

В начале 90х годов скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали Обещание «…исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов...»

Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.

Скаутская группа, патруль - один из наиболее педагогически апробированных, традиционных «клубов общения» детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом это пока еще «идеальная картинка» из жизни скаутов и не совсем соответствует российской действительности.

Во многих странах мира скауты находятся под патронатом государства, частного капитала, нам на такую помощь в достаточном количестве надеяться не приходится и мы рассчитываем только на свои силы, поддержку родителей скаутов. Но истинные скауты должны быть «Всегда готовы!» пройти этот путь. Наградой всем нам будет Новая Россия.

Что делают скауты?

Так что же они делают такого, что привлекает в скаутинг миллионы взрослых и детей во всем мире? Эти вопросы часто требуют от руководителя четкого и внятного ответа. Возможно, приведенная иллюстрация поможет в разъяснении и понимании этого.

Скаутинг - игра, игра в жизнь с объективными и придуманными нами, скаутами, правилами. Место этой игры - вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и корпоративными интересами и проч. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» - скаутингом.

Наглядный пример: группа славных ребят-туристов с замечательным опытным тренером-руководителем, заявляет:" Мы ходим в походы и лагеря, имеем свою систему иерархии, нашивки - значит мы скауты? Нет, вы просто хорошие туристы!

Другая ситуация: молодежный клуб при Храме; ребята уделяют много внимания изучению истории религии и России, прекрасно поют в церковном хоре, ведут активную религиозно-просветительскую работу, помогают в Доме престарелых, это ли не скаутинг?

Нет, это не скаутинг. И даже если они будут одновременно и туристами из упомянутой тур.секции - они не скауты. Но они в расстоянии шага от скаутинга! Для этого уже есть многое, что отличает их от других детей: умение работать в группе, соизмерять и контролировать свои действия, высокие духовные идеалы, готовность воспринять скаутинг и стать частью Движения.
Скауты используют то, что стало для этих ребят специализацией, как одни из многих обязательных скаутских требований. И это не означает «верхоглядства» скаутов, а гибкость и приемлемость скаутского Метода к различным детям, широту интересов скаутов, универсальность скаутской педагогики.

Опыт показывает, что существующие уже детские кружки, клубы, секции ВСЕГДА с трудом вживаются в работу скаутской организации. У них уже есть свой опыт, круг общения, устои и масса другого, что не совсем удачно сочетается с пребыванием в скаутинге. Подчас лучше не делать опрометчивого шага и не становиться из хорошего туриста - «плохим» скаутом.
Очень часто приходиться видеть, как старый туристский, походный опыт, слегка приправленный скаутскими терминами, с легким налетом педагогики выдавался (и выдается) за скаутский Метод.

Вот и другие отличительные черты скаутинга, отличные от других педагогических систем:

  • система «специальностей»; в Русском Союзе Скаутов существует более 80 специальностей для скаутов и более 40 для младших скаутов
  • скаутский Закон, Обещание, Заповеди; то, что было придумано почти столетие назад Основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения;
  • уникальный скаутский Метод, определенный как:
    прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, к руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе;
  • ступенчатая система подготовки от младшего скаута до Скаутмастера; специальные методы и системы тщательной подготовки и тренировки скаутских руководителей.

В.Е. Черных «Твой скаутский путь»

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии - БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

БП в учебе звезд с неба не хватал, что и стало причиной неудачи при поступлении в Оксфордский университет. Пришлось думать о других возможных перспективах, например, об армии. Принятый тогда в Англии способ пополнения офицерского состава армии предусматривал серию экзаменов и испытаний для претендентов. И здесь Стиви показал себя во всем блеске - из 718 кандидатов он стал пятым. И так в 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.
После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

Притворяясь стариком-коллекционером бабочек, Баден-Пауэлл осматривал австрийские укрепления на Балканах. Свои зарисовки он умело маскировал под изображения бабочек. Он побывал в Турции, Италии и других странах, включая и Россию.
Это было в 1886 году. В Красном Селе проходили маневры, во время которых должны были проводиться испытания новых прожекторов и нового военного аэростата. Роберту Баден-Пауэллу вместе с братом без особенного труда удалось проникнуть в запретную зону. В биографии Баден-Пауэлла, написанной Вильямом Хилькуртом, сказано: "Они приветствовали каждого, кого приветствовали все, и прошли мимо часовых, которые их ни о чем не спросили". Когда стража ушла на обед, братья смогли хорошо осмотреть гондолу аэростата, а потом остались в запретной зоне до вечера, чтобы наблюдать за испытаниями прожекторов. И прожектора, и аэростат показались им не такими интересными, как они ожидали.
В последний день маневров братья хотели посмотреть на “атаку” форта (Баден-Пауэлл называет его “Николин”). Один из братьев наблюдал за атакующими форт, а другой - за его защитниками.
На обратном пути, когда уже стемнело, братья были задержаны на дороге офицерами, сопровождающими царский экипаж. Они старались объяснить, что они англичане, которые шли на железнодорожную станцию и в темноте заблудились. Они просили задержавших их офицеров помочь им туда попасть, но вместо этого были доставлены в Петербург. Там они были посажены в одном из отелей под домашний арест, откуда потом бежали без особого труда.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающие. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского - разведчик). Эта книга была пособием по подготовке английских военных разведчиков, она вскоре получила всеобщее признание специалистов, была переведена на русский язык и выпущена в 1902 году петербургским издательством В. А. Березовского, комиссионера военных учебных заведений. За границей эта книга выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки. В предисловии к английскому изданию 1915 года Баден-Пауэлл писал: “Русские, которые раньше верили в “машинную теорию”, теперь тоже перешли к индивидуальному обучению, оно заключается в том, что в каждом солдате воспитывается разведчик”.


В 1887 году Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где негры оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принял участие в подавлении восстания зулусов, ашанти и матабелов. В своих воспоминаниях Баден-Пауэлл потом писал, что за его внезапные нападения негры прозвали его "Волком, который никогда не спит".
В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного стратегического и административного пункта и железнодорожного узла. Мафкинг находился на территории Капской колонии, недалеко от границы Бечуаналенда, протектората Британии.
Англо-бурская война началась 12 октября 1899 года; буры из Трансвааля окружили Мафкинг. Осада продолжалась семь месяцев (217 дней), до 17 мая 1900 года, пока фельдмаршал лорд Робертс, наступая на столицу Трансвааля Преторию, не выслал специальный отряд для освобождения Мафкинга.
Гарнизон состоял из 1250 человек, но Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных был сформирован отряд разведчиков, которым было поручено не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо осаждавших крепость буров.
В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.


После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Летом 1906 г. БП получил по почте от канадского естествоиспытателя и писателя Эрнеста Сетон-Томсона книгу “Березовый свисток”. В обращении автора утверждалось, что болезни общества могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени. Книга вызвала живой интерес БП.
В 1906 - 1908 гг. БП тщательно изучил произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). Она была написана в форме бесед у костра.


Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый - рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890-1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день - день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.

Необходимость внешкольного воспитания подростков ощущалась давно, и в разных странах было сделано немало попыток создания детских организаций, но то, что предложил Баден-Пауэлл, оказалось наиболее подходящим.
БП постарался уместить в одной книге весь детский мир и дать ребенку совет, который вдруг да окажется когда-нибудь кстати. Вот почему весь теоретический и практический материал в книге располагался по темам - беседам: от “Законов скаутов”, “Выслеживания”, “Комфорта в лагере”, “Как стать сильным”, “Благородство рыцарей”, “Как поступать во время несчастных случаев” до “Трезвости”, “Как строить мосты” и т.д. Упор делается на воспитание личности гражданина посредством малых групп под руководством старших детей и управлением взрослых. БП возбуждал в детях энтузиазм. Никто прежде не советовал им насвистывать в трудные минуты и не быть снобом (9ый закон).


В первые годы в законах скаутов преобладал стиль долженствования, услужения, ответственности. К примеру, первый закон: “Чести скаута должно верить” имел разъяснение: “Если бы скаут опозорил свою честь, сказавши ложь или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен возвратить свой значок и никогда его не носить более. Он может быть также совершенно исключен из числа скаутов”. Закон два требовал от ребенка быть верным всем, в том числе родителям. В законе три - долг помогать другим и быть полезным, закон 7 требовал подчинения, закон 8 - предписывал насвистывать, получив приказание. В эту общую атмосферу не вписывались законы 4, 5, 6, в которых речь идет о вежливости, любви к животным, бережливости. Поэтому в 1911 году к девяти был добавлен десятый закон: “Скаут чист в мыслях, словах и на деле”. Он несколько корректировал стиль законов.

По всей стране стихийно стали возникать детские группы, взявшие за основу работы его книгу. БП стал получать массу писем, в которых дети и дети требовали разъяснений, комментариев и советов. И БП сдался. После консультаций со своими друзьями он учредил Бюро по переписке. С участием А. Пирсона начали выходить газеты “Скаут” (для детей) и “Хедкуотер Газетт” (для инструкторов). Первые отряды появились в Северном Лондоне, а за весну 1908 года вся Англия оказалась покрытой сетью стихийно возникших отрядов. Затем движение перекинулось на колонии. Уже через год король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. В 1909 году появились первые группы девочек-скаутов. Юридический статус Ассоциация скаутов Великобритании получила хартией короля 4 января 1912 года и с тех пор очередной монарх подтверждает его особым Актом.


В конце декабря 1910 года в Петербург прибыл генерал Баден-Пауэлл. О. И. Пантюхов и В. Г. Янчевецкий, основатель легиона “юных разведчиков” в Петербурге, узнали об этом из газет и поспешили познакомиться с автором книги “Юный разведчик”. Баден-Пауэлл пригласил своих новых знакомых посетить Англию и ознакомиться на месте с постановкой скаутской работы, а сам вскоре отбыл на аудиенцию к императору Николаю II, а затем в Москву, где в его честь местными “юными разведчиками” был устроен банкет. Познакомиться с разведческой работой в Петербурге и в Царском Селе у Баден-Пауэлла не нашлось времени.
В 1910 году Роберт Баден-Пауэлл вместе со своей сестрой Агнессой основали отдельную организацию для девочек - “герл-гайд”, и в том же году король Эдуард VII уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя целиком работе с бойскаутами. В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более 123 000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился почти по всем странам Европы.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время эитх разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте (ей было 23, а ему - 55), жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Вспыхнувшая вскоре Первая мировая война разделила скаутов на два враждующих лагеря. С одной стороны была Германия и Австро-Венгрия, с другой - Англия, Франция, Россия и их союзники. Скауты по обе линии фронта честно исполняли свой долг.
После войны Баден-Пауэлл с еще большей энергией взялся за дело сближения молодежи всех стран и примирения воевавших народов. Для этого был устроен в 1920 году в Лондоне первый международный скаутский слет, названный индейским словом “джембори”, в котором приняли участие представители 32 стран. В последний день джембори, 6 августа 1920 года, Баден-Пауэлл был избран Главой скаутского движения всего мира - “Chief Scout of the World”. После международного скаутского джембори было создано в Лондоне Интернациональное бойскаутское бюро.

30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей, которую возглавил Старший русский скаут О.И. Пантюхов, была принята в члены этого бюро.
По правилам бюро каждое государство могло быть представлено только одной организацией. Если было несколько скаутских организаций, они должны были объединиться в федерацию.
Вторым условием членства было отделение мальчиков от девочек. Смешанные отряды из мальчиков и девочек были запрещены международными скаутскими правилами.


Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).
Баден-Пауэлл написал много книг о работе со скаутами. После своей самой известной книги “Scouting for Boys”, предназначенной для руководителей мальчиков 12-16 лет, он издал в 1916 году “Wolf Cubs Handbook” (руководство для работы с волчатами - мальчиками 7-11 лет), а в 1922 году - “Rovering to Success” (странствование к успеху) о работе с юношами старше 17 лет, которые в скаутской организации получили название “Rovers”. Это только три основных пособия Баден-Пауэлла по скаутизму, а всего их было значительно больше.
Последнее Джамбори, в котором принял участие БП, было в 1937 году в Голандии.
В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.
Баден-Пауэлл похоронен на местном кладбище, а дорога на кладбище названа его именем. Скауты Кении установили на домике, где жил и скончался Баден-Пауэлл, мемориальную доску.
В 1938 году БП был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но решению этого вопроса помешала война.

Говорят, что на сегодняшний день БП самый читаемый в мире британский автор после Шекспира, а его “Скаутинг для мальчиков” в нынешнем столетии был продан по всему миру в количестве экземпляров, уступающем лишь Библии.
Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.

http://www.scouts.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1


История возникновения скаутского движения.

На грани двух последних столетий повысилось внимание общества к детям; обрела популярность идея создания гармонически развитой личности (человек высокой нравственности, трудолюбивый, физически совершенный, гражданин и патриот). Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности. В 1899г. американцы создали особый «Детский суд». Широко применялось отсроченное и условное наказание для несовершеннолетних правонарушителей. Английский «Закон о детях» (1908) прямо предписывал замену тюрьмы работными (до 12-летнего возраста) или исправительными (для 12 - 16-етних) школами. Созданное еще в середине XIX столетия «Общество доктора Бонода для защиты осиротелых и покинутых детей к концу века объединяло 25 тысяч колоний (почти 70,5 тысячи человек). В Германии повысился интерес к «Детским очагам» - убежищам беглецов из дома.

В начале XX в. особо популярны были идеи педагогического реформаторства. Получили второе рождение идеи Ф.Рабле, В. да Фельтре, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локка, Л.Толстого, Г.Спенсера. Все большей известностью стали пользоваться предложения Марии Монтессори о «свободном воспитании», П.Наторпао «социальном воспитании», Г.Кершенштейнера о практической направленности воспитания. Обсуждались концепции о школах «нового» и «свободного» воспитания, об обучении «посредством делания», о социалистических преобразованиях в обучении и воспитании.

До начала XX в. в мире было сравнительно мало детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы с детскими секциями, религиозные и спортивные кружки, в редких случаях (как, например, ИМКА, ИВКА или «Армия спасения) имевшие разветвленную сеть. Однако это не всегда отвечало интересам детей и подростков, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать потребность к объединению по интересам.

Если в среде работающих подростков предпочтения отдавались демонстрации неподчинения формальному руководству, то в среде учащихся прослеживалась стихийная тяга к природе, странствиям, проповедовался отказ от курения, алкоголя, сквернословия. Пример всему миру здесь подавали немцы с их известными детскими движениями «Перелетные птицы» и «Юные странники». Накануне выходных дней маленькие группки по 10 - 12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами отправлялись с городских вокзалов в ближайшие окрестности. Ребята изучали свой родной край не по карте, а воочию, собирали фольклор и распространяли его в городе. В каникулы устраивались длительные походы на сотни километров. Конечно, в этом выражался и своеобразный протест против однообразной школьной и семейной жизни. В 1913 - 1914 гг. в движение немецких «перелетных птиц» и «юных странников» входили уже десятки тысяч детей и подростков.

Движение «перелетных птиц», впрочем, так и не было оформлено в национальном масштабе, а вот религиозные объединения в Германии просто-таки поражали своей организационной пестротой. Основной водораздел среди них проходил по конфессиональному признаку. Католиков было больше численно, но протестанты имели большее разнообразие организаций. Появились также группы рабочей молодежи, строившиеся по подобию взрослых. Они сочетали в своей деятельности защиту экономических прав, спорт, просветительство.

Политические организации пытались распространить свое влияние на молодежь посредством создания «припартийных» спортивных групп. Подчинить молодежное и детское движение своим интересам стремилось и государство, для чего в 1911г. многочисленные группы были объединены в «Союз молодой Германии». Он насчитывал почти миллион человек. «Союз», основу которого составляли простые ребята, обычные спортсмены, был порядком «разбавлен» крайними националистами. В1901г. возник «Союз потешных», объединивший молодежь для проведения экскурсионной, походной деятельности, занятий стрельбой и пением.

В Америке получили распространение группы «лесных индейцев» Сетон-Томпсона, «сыновья Дэниэла Буна» и «мальчики-пионеры» Дэна Берда.

Движение Сетон-Томпсона опиралось на два краеугольных камня - деятельность на природе и индейские традиции. Сетон-Томпсон видел в «краснокожих» воплощение всех человеческих ценностей, идеальное, мистическое отношение к природе. Детям 8-15 лет предлагался оригинальный идеал - краснокожий смельчак. В организации избирался Вождь и его заместители, совет, казначей, летописец, костровой. Все дети имели индейские имена. Сам же Сетон-Томпсон был Колдуном и «Черным Волком». «Племя» делилось на стаи» по 15-50 человек. Новички при вступлении давали клятву и обещали соблюдать десять законов. Кисточка из черных лошадиных волос, называемая «скальпом», была как бы членским значком организации. Взрослые помогали детям лишь в случае крайней необходимости. «Лесное дело» включало в себя изучение природы, охоту, лагерные стоянки, нахождение дорог, направления, примет. Дети играли в «медвежью охоту», вязали узлы, учились разжигать костры, оказывать медицинскую помощь. В почете был спорт - сильное тело означает сильную душу. Примечательно, что Сетон-Томпсон не допускал командных состязаний. Дети стремились только к личным достижениям. За первый год после ознакомления общественности с этой идеей в США возникло уже почти 50 детских «племен», а через восемь лет движение насчитывало около 100 000 человек. Руководитель сделал попытку создать национальную конфедерацию (почти 200 тысяч членов).

С конца XIX в. вошел в историю феномен милитаризма. По всей Европе роль армии, обязательность и значимость воинской повинности и военной подготовки, место военных ценностей в гражданском обществе стали предметом публичных споров. Хотя проблема армейской реформы не была самой важной для общества, она все-таки обсуждалась уже с 1880-х гг. К концу столетия военные ценности и качества широко распространились. Общество приветствовало добровольцев, их «маневры» становились для публики настоящим развлечением. При университетах и школах многих стран Европы была развернута система военного обучения, кадетских корпусов. Религиозные организации создали системы молодежных бригад с уклоном на военную дисциплину и воинские умения. Все большее внимание приковывали идеи социал-дарвинизма, но вместе с тем в обществе витали опасения (а также искренние восторги) по поводу жестко дисциплинированного национального «духа нации» Германии, как, впрочем, и Японии, воспитывающей «новых самураев». В разных странах в разном виде пропагандировался лозунг: «Народ, к оружию!» Во Франции были образованы «Школьные батальоны», в Германии - «Центральный комитет устройства детских и народных игр», «Союз юных защитников Отечества», «Союз немецкого юношества», в Англии действовали «Легион фронтовиков», «Лига национальной службы», «Ассоциация мальчишеских умений», «Общество преданных британских стражей», движение «Долга и дисциплины», «Лига мальчишеской империи» под руководством книгоиздателя Х. Спайсера.

Естественно мнение, что демократическое общество, гражданские, национальные и личные ценности должны быть защищаемы. Но для этого необходимо, прежде всего, воспитать активных граждан. Хотя тезис о защите гражданами своей нации был знаком Европе еще со времен Великой французской революции, для многих стран даже в конце XIX в. эта идея была новой. Считалось, что воспитание гражданских и патриотических ценностей было обязанностью государственной образовательной системы, а моральных - уделом семьи и церкви. Рост различных детско-подростковых «бригад» в Великобритании стал наиболее значимым воздействием церкви на молодежь. Хотя армейские названия, муштра, строгая дисциплина и стрельба из пневматических винтовок были широко распространены и в других организациях, но все-таки они не одобрялись церковью. Бели руководство многих церквей смотрело сквозь пальцы на некоторый милитаризм в рядах «бригад», то оно не было столь снисходительно по отношению к «лигам строевой подготовки», «лигам нравственного воспитания», чьи религиозные и духовные цели были менее выражены. Руководителям этих групп нелегко было достигнуть соответствия между военными методами и духовными целями.

Своим появлением «бригады» обязаны Уильяму Александру Смиту, который родился в 1854г. в семье офицера и был воспитан в традициях шотландского протестантизма. «Бригада» быстро завоевала популярность среди детей, так как, несмотря на очевидные процерковные цели и задачи, она предлагала привлекательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат - еженедельные парады, форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещмешки). Программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было пострелять из винтовки. Разве могли они получить что-либо подобное в их обыденной жизни? Главным средством пропаганды движения стали духовые оркестры «бригад». Военной была и структура: три компании объединялись в батальоны под командованием капитана и его помощника - лейтенанта. Дисциплина в «бригадах» была жесткой - не допускались даже минутные опоздания, пропуски без уважительных причин. Впрочем, военизированные элементы использовались Смитом лишь как приманка для жаждущих героизма мальчиков и юношей, как подсобное средство их воспитания.

В 1908г. членство в целом по Великобритании, распространившись также на Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достигло 64000 человек. Отчасти благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны.

К началу XX в. в Англии в мощную общенациональную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро финансировались государством и должны были решать задачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12-18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят.

Заручившись поддержкой работников и родителей членов организации, Смит избежал вовлечения своей «Бригады» в систему военного обучения («кадетский проект»), что положительно сказалось на ее авторитете после окончания войны в атмосфере всеобщего разочарования и антивоенных настроений. А вот «Церковные бригады мальчиков» в 1911г. превратились во вспомогательные армейские подразделения и окончательно потеряли симпатии общества.

Символично, но «Бригады мальчиков» и «Церковные бригады мальчиков», внесшие наибольший вклад в возникновение нового массового движения - скаутинга, стали вскоре его жертвами. Еще до появления скаутов опыт и предложения основателя скаутского движения Баден-Пауэлла использовались в работе «бригад». В газетах печатались его схемы по обучению наблюдению на открытом воздухе, лагерному делу. За освоенные специальности вручался трилистник лилии, который позднее стал символом скаутского движения. «Церковная бригада мальчиков» даже создала свой скаутский патруль, члены которого работали по схеме книги Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», но подчинялись церковному руководству, имели другой девиз - «Будь начеку и молись!» В июне 1909г. руководство «Бригады мальчиков решило, что для нее скаутинг станет только дополнением к имевшимся программам, а не философской основой: скаутинг не заменит основанную на строевой подготовке систему работы «Бригады». К тому же скауты в отличие от нее не имели церковной ограниченности, что тоже сыграло им на пользу.

О скаутинге можно сказать, что он возник не на пустом месте. Почва для него была подготовлена.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в России. Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

В 90-х гг. в России (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Орел, Рязань, Харьков, Ялта) появились разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных - «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Общество охранения народного здравия») и Москве («Общество школьных вакационных колоний»).

Идею «майских союзов», организованных для защиты птиц, предложил финский сказочник Ц. Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901г. был учрежден значок общества - ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915г.

По инициативе С.Т. Шацкого в 1905г. были созданы первые клубы для детей рабочих в некоторых предместьях Москвы. В 1906г. С.Т. Шацкий, А.У. Зелейко, Л.К. Шлегер учредили просветительское общество «Сеттлемент». Однако в конце 1907г. оно было запрещено полицией, усмотревшей в деятельности общества попытку пропаганды идей социализма. В 1909г. возникло новое московское общество - «Детский труд и отдых», но его постигла та же печальная участь. В 1911г. С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая организовали в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в которой детям прививались навыки коллективного труда и творчества.

По всей стране возникали, созданные на средства благотворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетические клубы.

Принципиальный поворот совершался и в области физического воспитания и спорта. Причины тому были самые серьезные. Ведь в 1908г. из каждых 100 призывников лишь 40 - 45 человек оказывались пригодными для армейской службы. В 1910 - 1911 гг. в русской армии стали проводиться обязательные занятия гимнастикой и спортом, в школьные программы также включили преподавание гимнастики; в 1916г. правительственным распоряжением во всех выпускных классах гимназий была введена допризывная подготовка.

Возникло множество общественных организаций, таких, как общество телесного воспитания «Богатырь», общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи. Общество «Сокол» стало организационной формой движения энтузиастов «Сокольской гимнастики», разработанной во второй половине XIX в. чехом М. Тыршем на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902г., а к 1914г. в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Примечательно, что в отличие от немногочисленных гимнастических групп конца XIX в., но в «новых» объединениях физическое воспитание все более и более соприкасалось и шло рядом с воспитанием духовным и

Всего к 1910г. в России было около 80 обществ по физическому и нравственному воспитанию.

Скаутское движение, возникнув в начале ХХ века, использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, таких, как «Соколы», YMCA, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов. А основателем скаутинга был генерал Баден-Пауэлл -- легендарная личность, национальный герой Британии.

Роберт Баден-Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье профессора-богослова. Родители мальчика, видя, что он растет живым, любознательным, активным, не стали настаивать на непременном соблюдении семейной традиции и не стремились, во что бы то ни стало засадить его с раннего детства за книги, как часто поступают в таких семьях. По воспоминаниям самого Б-П, его «ранние годы были полны уроками жизни на открытом воздухе: поисками редких цветов, растений, бабочек, знакомства с деревьями, с жизнью птиц, с повадками животных». Вместе со своими друзьями, он плавал на лодке, путешествовал на лошади, учился готовить пищу на костре, охотится, наблюдать. Став взрослым, Баден-Пауэлл развивал и совершенствовал эти умения всю свою жизнь. Закончив в 1876 году престижную школу и выдержав в этом же году экзамен на офицерский чин. Роберт стал суб-лейтенантом и отправляется в Индию, где служил до 1884 года. Именно в эти годы, занимаясь обучением и воспитанием солдат-разведчиков, он создал основы скаутинга как системы. Она вместила в себя специальные упражнения, беседы на определенные темы, тренировки. Все, что Баден-Пауэлл понял, придумал, проверил как педагог на собственном опыте работы с солдатами, он изложил в книгах «Выслеживание и разведка» (Reconnaissance and Scouting) 1881 года и «Памятка разведчика» (Aids to scouting) 1899 года. Уже в этих, первых своих трудах будущий генерал не только дал советы, как обучать практическим навыкам, но и разработал основы теории, пользуясь которой, наставники могли развивать в ребенке качества характера, необходимые разведчику.

«Aids to scouting» в первом издании была узкоспециализированным пособием-инструкцией для обучения боевых разведчиков. Но впоследствии она была, переработана применительно к английскому юношеству и легла в основу программной книги скаутинга: «Scouting for boys».

В 1884 году после службы в Индии, капитан-адъютант Баден-Пауэлл направился в Южную Африку в составе экспедиционного корпуса, затем три года служил на Мальте, где изучил историю острова и ордена иоаннитов, что также нашло свое отражение в системе скаутинга.

1894 год Баден-Пауэлл провел в Англии, ожидая отставки или нового назначения, а в ноябре 1895 года отбыл в Южную Африку, где принял активное участие в разведывательных действиях, а затем в англо-бурской войне 1899-1902 годов, ставшей одним из предвестников глобальных войн XX века.

В ходе войны гарнизон города Мефкинга, которым командовали лорд Эдуард Сесиль и полковник Баден-Пауэлл. в течение девяти месяцев, окруженный со всех сторон бурами, удерживал оборону и выстоял. История военного дела знает не так уж много примеров подобного мужества и воинского мастерства: 1000 англичан противостояли 12000 буров и воюющим на их стороне зулусским племенам. «Как раз в это тревожное время, -- вспоминал позже Баден-Пауэлл, -- лорд Сесиль собрал городских мальчиков и образовал из них отряд, дал им форму и обучил строю, и, могу вас уверить, получилась молодецкая и очень полезная бригада».

Мальчики несли службу связи, наблюдения и охраны отдельных объектов, что позволило оттянуть десятки солдат непосредственно на линии боевых действий. При этом мальчики проявили максимум организованности и дисциплинированности, четко и правильно выполняя команды своего командира, -- такого же мальчика.

Баден-Пауэлл много раз в своих книгах и публичных выступлениях приводил примеры необычайной смелости этих мальчиков, выполнявших сложные, а зачастую и смертельно опасные задания. После снятия осады Мефкинга многие из них были награждены боевыми наградами.

В 1900 году, вскоре после снятия осады Мефкинга, Баден-Пауэлл получил звание генерал-майора и несколько позже - титул лорда.

1903-1907 годы можно считать поворотными в жизни и карьере Баден-Пауэлла. Именно в эти годы он начал активную общественную деятельность, и его мысли о необходимости создания новой системы воспитания подрастающего молодого поколения или, по крайней мере, внесения изменений в существующую перешли в твердое убеждение в то, что сделать это совершенно необходимо и откладывать больше нельзя. Дело в том, что, проанализировав итоги англо-бурской войны, Баден-Пауэлл пришел к выводу: хотя в военном и политическом отношении они и выиграли и создали на юге Африки свои колонии, но главным образом за счет значительного перевеса в вооружении и технической оснащенности. Моральный дух противника был выше, а, кроме того, буры проявили себя более закаленными физически, ловкими, умелыми солдатами, что в ряде сражений давало им солидное преимущество, несмотря на нехватку оружия. Продолжая свои выводы, Баден-Пауэлл называет и причины низкого морального духа английских солдат: во-первых, общество в целом не придает большого значения воспитанию у молодежи качеств, необходимых защитнику Отечества, а во-вторых, сама молодежь была чрезмерно увлечена спортом как зрелищем, забывая о том, что она -- мощное средство саморазвития и самосовершенствования.

Генерал не ограничился констатацией этих проблем, а перешел от слов к делу: в 1907 году организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси, где на практике применил окончательно сформировавшуюся к тому времени свою систему-концепцию скаутинга. Успех превзошел все ожидания. Детей захватила такая жизнь. Интересная деталь: все расходы на лагеря составили 55 фунтов 2 шиллинга и 8 пенсов -- сумма достаточно скромная по тем временам, что впоследствии стало характерным для всех скаутских лагерей.

В этом же году выходит «Scouting for boys» Баден-Пауэлла. Эта книга, вышедшая в виде шести брошюр массовым тиражом, стала настольной для каждого скаута. Доходчиво, просто, на увлекательных примерах она учила ребят, как жить в лесу, жизни, как вести себя по-рыцарски, в ней юные читатели нашли и описание захватывающих приключений. Вскоре последовали дополнительные тиражи. Сейчас эта книга переведена на более чем 35 языков мира, а одно из первых иностранных изданий вышло в России.

После неудачной войны с Японией в 1905 году, проигранной, главным образом, из-за революционных беспорядков в России, многие русские пришли к выводу о том, что для поднятия патриотического духа в стране необходимо обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения. Так в 1908г. появилось в России движение «потешных». Оно было названо в честь мальчиков «потешных», из которых Петр I впоследствии создал свои лучшие, гвардейские полки. «Потешные» носили военную форму и маршировали с деревянными ружьями. Какое-то время ребята занимались этим с удовольствием, однако скоро интерес пропал.

Императору Николаю II прислали из Англии книгу Баден-Пауэлла «Scouting for boys». Он прочитал ее и распорядился издать. Русский вариант «Scouting for boys» -- это напечатанная в 1908 году Академией Генштаба книга «Юный разведчик». Текст Баден-Пауэлла при переводе был адаптирован, исходя из условий России, так что в каком-то смысле это весьма вольный перевод, но дело тут вовсе не в соблюдении или несоблюдении авторских прав, а в том, что книга сработала, дала толчок новому движению в среде юношества.

Уже в 1909 году штабс-капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового батальона Олег Иванович Пантюхов организовал в Павловске (а затем и в Царском Селе) первый отряд юных разведчиков в России, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. 30 апреля 1909г был зажжен первый скаутский костер в Царском селе и этот день считается днем рождения скаутинга в России.

В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию, где его принял сам Николай II. Между ними состоялась беседа о перспективах скаутинга в нашем Отечестве.

Вскоре после начала войны было основано общество помощи юным разведчикам - «Русский скаут». Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916г. На съезде присутствовали руководители из Петрограда, Царского Села, Москвы и Киева. Через год уже в 143 городах России было около 50 000 разведчиков и разведчиц. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.

Во время гражданской войны скауты (к этому времени слово «скаут» стало употребляться чаще, чем разведчик), в основном, сочувствовали Белому движению, многие из них уходили добровольцами на фронт и помогали в тылу.

1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.

Новая власть сразу настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «ЮК-скими» и «пионерскими» но к тому времени из этих групп было по существу выброшено скаутское содержание и заменено тезисами пролетарского воспитания.

Большинство скаутских руководителей, оставшихся в живых, были вынуждены покинуть Родину. Лишь в эмиграции была создана организация российских скаутов, во главе которой стал О.И. Пантюхов.

Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Тайно выпускались рукописные альманахи и журналы. Но постепенно оставшиеся в России скаутские руководители, сохранившие верность настоящему скаутингу, распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.

Старший Русский Скаут -- Олег Иванович Пантюхов получал с оказией письма из России, они доходили с большим трудом, а затем и вообще перестали поступать,

В 1926 году последние отряды, сохранявшие верность скаутингу, перестали существовать. Тогда казалось, что на этом в истории скаутинга в России была навсегда поставлена точка. Но прошли годы, и в 1990 году в Павловском парке был снова зажжен скаутский костер, проведен первый лагерь в России. Во многих городах вновь начали создаваться скаутские отряды и дружины. В 2002г. Всероссийская Национальная Скаутская Организация вновь была принята во Всемирную Организацию Скаутского Движения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!