Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Причинно-следствеенные связи, аргументация. учёные опросили группу старших школьников, проживающих в крупных городах россии

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ч а с т ь А
А1. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на
деятельность, поведение людей:
1) политика;
2) политическая власть;
А2. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм,
ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая
власть и осуществляется политическое влияние – это:
3) власть;
4) диктатура.
1) политический режим;
2) политическая система; 3) государство.
А3. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии принимают законы страны.
Б. Политические партии предлагают решения социально­экономических
вопросов.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А4. Политическая партия – это:
1) добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
либо участие во власти на государственном уровне;
2) непрерывно действующая организация,
существующая как на
национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и
отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке;
3) общественное движение.
А5. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести:
1) углубление международного разделения труда;
2) распространение технических достижений;
3) ослабление национальных культур;
4) расширение международного сотрудничества.
А6. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире
выступает проявлением:
1) глобализации;
3) информатизации;

4) демократизации.
2) модернизации;
А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. В правовом государстве право выше власти.
Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А8. В структуру политической системы входят:
1) политические отношения и политические организации;
2) политические отношения, политические организации и политические
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
нормы;
3) политические отношения, политические организации, политические нормы,
политические идеи, взгляды и политическая культура.
А9. Гражданин К. решил подарить автомобиль своему сыну. Чтобы оформить
соответствующие документы, он доложен обратиться…
3) …в суд;
4) …в адвокатуру.
1) …в прокуратуру;
2) …в нотариат;
А10. Высшей юридической силой в нашей стране обладает…
1) …указ президента;
2) …федеральный закон;
3) …Конституция;
4) …постановление правительства.
А11. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения граждан?
1) Гражданское;
2) административное;
А12. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример
ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни
человека и общества говорят эти стихотворные строки?
3) трудовое;
4) конституционное.
1) Организация совместного досуга;
2) укрепление родственных связей;
3) совместное ведение домашнего хозяйства;
4) воспитание детей.

А13. В стране М. правительство формируется на основе результатов
парламентских выборов. При этом существует должность президента, который
избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?
1) Конституционная республика;
2) президентская республика;
А14. Верны ли суждения об уровне жизни?
А. Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового
3) парламентская республика;
4) ограниченная монархия.
национального продукта будет выше, чем прирост населения.
Б. Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение
осуществляется централизованно.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А15. К формальным позитивным санкциям относят...
1) …доброжелательное расположение;
2) …государственные награды;
3) …лестные отзывы коллег;
4) …дружеское признание лучших качеств.
А16. Что из перечисленного характеризует религию?
1) Достоверно прогнозирует последствия социальных действий;
2) направлена на установление законов развития природы и общества;
3) связана с верой в наличие сверхъестественного;
4) способствует созданию новых отраслей производства.
А17. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется...
1) …милитаризацией общественной жизни;
2) …политическим плюрализмом;
3) …всесторонним контролем над жизнью общества;
4) …верховенством исполнительной власти.
А18. Какое действие является примером нарушения демократической
процедуры голосования?
1) Доставка инвалидам урны голосования на дом;
2) проведение предвыборной агитации в день голосования;
3) привлечение к участию в выборах находящихся под следствием;
4) установка кабин для тайного голосования.

А19. Какой институт политической системы обладает суверенитетом?
1) Средства массовой информации;
2) политические партии;
3) государство;
4) лоббистские группы.
Ч а с т ь В
В1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
«(1) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый
Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель
которой – изучение проблем современного мира. (2) Обострение глобальных
проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной
цивилизации. (3) Другие же считают, что попытки разрешить глобальные
проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В работе Римского клуба
принимают участие специалисты из разных стран».
Определите, какие положения текста носят:
А. Фактический характер.
Б. Характер оценочных суждений.
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«_____________(1) современные ученые называют процесс формирования
единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и
мировой системы ___________(2), внедряются единые представления об
оптимальном социально­политическом устройстве,
распространяется
______________(3). Глобализация – ______________(4) процесс, оказывающий
как позитивное, так и негативное
влияние на развитие современного
человечества. С одной стороны, происходит становление _______________(5)
общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со
странами «третьего мира», обостряется проблема ______________(6)».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить
в пропуски. Слова даны в именительном падеже единственного числа. Слов в
списке больше, чем вам необходимо.
А. Диалог культур.
Б. Разделение труда.
В. Общество.
Г. Глобализация.
Д. Противоречивый.

Е. Массовая культура.
Ж. Сельское хозяйство.
З. Информационное.
И. Компьютер.
В3. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными
ситуациями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из
второго столбца.
С о ц и а л ь н ы е с и т у а ц и и
А. Организация предпраздничной торговли.

Б. Проведение референдума о доверии президенту.
В. Принятие закона об общественных организациях.
Г. Написание приключенческого романа.
Д. Производство товаров массового спроса.
Е. Проведение научного исследования.
П о д с и с т е м ы о б щ е с т в а
1) Экономическая.
2) Политическая.
3) Духовная.
В4. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами
социальной мобильности: к каждой позиции первого столбца подберите позицию
из второго столбца.
События
Виды мобильности
А. Ученый­историк начал преподавать в университете.
Б. Научный работник получил ученую степень кандидата наук. 2) Горизонтальная.
В. Офицер получил внеочередное звание.
Г. Девушка­католичка накануне бракосочетания перешла в
протестантскую веру.
1) Вертикальная.
А – Б – В – Г –
В5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «искусство».
Образность,
субъективность.

эмоциональность,
фантазия,

обоснованность,

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
О т в е т: _____________________________________
Ч а с т ь С
Прочитайте текст и выполните задания к нему С1–С3.
Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на
очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти
«подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда –
отвергаются. Эти гипотезы полезны, необходимы и драгоценны; без них
исследование мира не могло бы совершаться, и наука стала бы невозможною. Но
они совсем не суть «доказанные истины», даже и те из них, которые доселе
подтверждались при наблюдениях. Чем дальше человек стоит от научной
лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность
научных предположений и объяснений. Только настоящие ученые знают границы
своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а
совсем не легкая, ежедневная добыча. Настоящий ученый прекрасно понимает,
что «научная» картина мироздания все время меняется, все осложняясь,
углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства.
Достаточно вспомнить, как изменилась вся картина мира после того, как
астрономическая система Птолемея была вытеснена системой Коперника; или –
что дало науке и народам открытие электричества или радио, или
беспроволочной передачи, или раскопки
доисторических городищ, или
спектральный анализ.
<…> все его
«определения», «объяснения» и «теории» – попытки приблизиться к живой тайне
материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за
нее свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но что касается ее
теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям
проблематичного и таинственного.
Настоящий ученый знает,
что
C1. Как философ оценивает значение гипотез в научном познании мира?
(Приведите две авторские оценки.)
С2. Почему автор берет в кавычки слово «доказанные», говоря об истинах?
Какой известный вам термин использует для обозначения данного вида истин
современная теория познания?
C3.
Какие особенности, по мнению автора, характеризуют взгляды
настоящего ученого на научное познание? Укажите три такие особенности.

С4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои
мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса
обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт.
Философия
Социальная
психология
Социология
Политология
Правоведение
Экономика
«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы»
(Д. Адамс)
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
«Одна и та же социальная роль по­разному переживается,
оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон)
«При демократии человек не только наслаждается предельно
возможной властью, но и несет предельно огромную
ответственность» (Н. Казинс)
«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто
ему повинуется» (Демокрит)
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей:
плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость
передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон)

К л ю ч к т е с т у:
А1. 3). А2. 2). А3. 2). А4. 1). А5. 3). А6. 1). А7. 1). А8. 3).
А9. 2). А10. 3). А11. 1). А12. 4). А13. 3). А14. 1). А15. 2).
А16. 3). А17. 2). А18. 2). А19. 3).
В1. 1) – А; 2) – Б; 3) – Б; 4) –А.
В2. ГБЕДЗА.
В3. 1) – А, Д; 2) – Б, В; 3) – Г, Е.
В4. А – 1); Б – 2); В – 2); Г – 1).
В5 – обоснованность.

Читайте также:
  1. Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
  2. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
  3. Б- положение той же самой точки Р характеризуется двумя другими числами, если я стою на прежнем месте, но повернулся в сторону.
  4. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И БЮДЖЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ. ВЛИЯНИЕ ДОХОДА И ЦЕН НА ПОЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ.
  5. В классической логике каждое суждение понимается либо как истинное, либо как ложное. Это положение получило название принципа двузначности.
  6. В память о Харитоне и Дмитрии Лаптевых море, простирающееся от Таймыра до Новосибирских островов, берега которого первыми исследовали братья, назвали морем Лаптевых.

(1)Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (2) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких-то связях глобализации с культурой как таковой. (3) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным ее стимулятором – индустриально производимой массовой культурой. (4) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

33. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен
ряд слов.

«________ (1) современные ученые называют процесс форми­рования единого человечества. Происходит активное развитие

мировой экономики и мировой системы (2), внедряются

единые представления об оптимальном социально-политическом

устройстве, распространяется______________ (3). Глобализация - (4)

процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, проис ходит становление (5) общества, с другой - обостряются

экономические разногласия стран Запада со странами «третьего
мира», обостряется проблема (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именитель­ном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в спис­ке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

A) диалог культур
Б) разделение труда

B) общество

Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер

34. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так на­зываемый Римский клуб - международную неправительствен­ную организацию, цель которой - изучение проблем современ­ного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилиза­ции. (З)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Рим­ского клуба принимают участие специалисты из разных стран.



Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

ЧАСТЬ С

Ключи от будущего

XXI век глобализации и информатизации не только открывает но­вые возможности экономического роста, социального прогресса, уре­гулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под си­лу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, соци­альной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключе­вой элемент государственной стратегии.

Осознание необходимости ответственности государства за экономиче­скую и социальную защищенность каждого его жителя стало доми­нирующей тенденцией развития в прошлом столетии... Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально-экономических гаран­тий населению является не только условием социальной стабильно­сти, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расшире­ния налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, ин­теллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но и фактором ее экономического роста. Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «чело­веческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к дос­тижениям научно-технического прогресса.



Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стан­дарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.

В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких про­блем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация насе­ления по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т.е. доходов, связанных с ны­нешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечи­вают для значительной части населения даже доход на уровне про­житочного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социаль­ные функции.

Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положе­нии населения...

Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитив­ные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% рас­ходной части федерального бюджета на 2002 г.). в то время как рас­ходы на социальную лолитику составляют всего 27,5% (в США иа социальные статьи приходится около 2/3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и кон­троль за ее исполнением.

1) с одной стороны, процессы глобализации и информатизации от­крывают новые возможности экономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов; 2) с другой стороны, эти процессы повышают уязвимость и соци­альную незащищенность человека перед новыми угрозами в ус-ловияхг нестабильного общества.

2. В тексте отмечено значение обеспечения социально-экономических гарантий населения как фактора экономического роста в стране. Подтвердите четырьмя примерами это влияние.

В ответе должно быть отмечено, что обеспечение социально-экономических гарантий населению выступает: 1) условием социальной стабильности; 2) фактором трудовой мотивации; 3) причиной расширения налоговой базы; 4) условием увеличения потребительского спроса; 5) фактором повышения конкурентоспособности населения.

З. Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

В ответе могут быть названы: 1) законодательное установление минимального размера оплаты труда; 2) меры по обеспечению занятости населения; 3) меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения; 4) гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

4. Автор подчеркивает необходимость усиления социальной направ­ленности бюджетной политики Российского государства. Назовите три направления расходов государственного бюджета России, на­правленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации

В ответе могут быть названы следующие направления государственных расходов: 1) образование 2) здравоохранение и физическая культура; 3) социальная политика; 4) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и по­следствий стихийных бедствий.

Текст

«Рассматривая «качество жизни» с позиций глобали­зации развития общества, многие авторы считают, что человек как биологический вид подошел к пределам свое­го развития в биосфере, что и породило смутное желание нового качества жизни. Однако, по мнению многих исследователей, повседневное ощущение пределов практической человеческой деятельности уже проявляется в решениях, оказывающих влияние на планетарном уровне. Глобализация последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды, которые, в принципе, нельзя однозначно оценить актуализировали проблему изменений приоритетов духовного и интеллектуального начал в развитии человека. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества на планете.

Понятие «качество жизни» включает биологическую (генотип, здоровье), социальную (комфортность, безопасность, защищенность, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом); материальную (жилье, другие материальные блага, экономические возможности и др.), экологическую (состояние биосферы) и личностно-ориентированную (саморазвитие, самореализация, креативность и др.) составляющие».

Федорах Л. М.

1. На основании текста определите, чем обусловлено порождение смутного желания нового качества жизни.

Порождение смутного желания нового качества жизни обусловлено тем, что человек как биологический вид подошел к пределам своего развития в биосфере

Глобальный уровень решений, принимаемых совре­менным человеком, по мнению автора, предполагает его личную, нравственную ответственность, возмож­ную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения
качества жизни общества. Представления человека о качестве жизни могут существенно воздействовать на состояние окружающей среды. Естественна и обратная связь между состояни­ем окружающей среды и процессами, происходящими в обществе

З. Автор неоднозначно оценивает глобализацию последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды. Используя звания обществоведческого и социальный опыт, приведите не менее трех примеров такой практической деятельности человека.

В качестве примеров практической деятельности чело­века могут быть приведены: развитие энергетики, ме­тоды биотехнологии, развитие Интернета, искусствен­ное изменение ландшафтов и др

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, определите, как соотносятся поня­тия «качество жизни» и «уровень жизни»? Какое из них более широкое по своему содержанию? Раскройте сущ­ность понятия «уровень жизни».

Понятие «качество жизни» принципиально отличает­ся от понятия «уровень жизни». Понятие качества жизни включает в себя уровень жизни. Таким обра­зом, по своему содержанию понятие «качество жизни» является более широким, чем понятие «уровень жизни». Уровень жизни - это степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных социальных Групп и членов общества

Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космопо­литизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом – тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определен­ного социально-философского подхода, никогда не реали­зуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так же необходима и неизбежна, как их дифференциация.

Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления.

И все же слишком оптимистическое восприятие совре­менной глобализации столь же несостоятельно, как пес­симистическая ее оценка»

Воронович Б. А., Торукало В. П.

1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

Основными тенденциями жизни человека и общества являются: тенденция к единению всего человечества, к глобализации; тенденция к обособлению, разделе­нию человечества. Авторы утверждают, что эти тенденции невозможно реализовать, потому что в реальной жизни людей, стран и народов универсализация так же необходима и неизбежна, как дифференциация

По мнению авторов, антропологическим корнем глоба­лизации является способность или потребность чело­века в общении. Людей заставляет совершенствовать механизм глобализации необходимость передавать и получать опыт и ценности друг друга

З. Авторы заявляют, что глобализация является не­обходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведи­те обоснование данного утверждения.

В качестве обоснования утверждения может быть при­ведено следующее: глобализация обеспечивает интег­рацию Народов и государств в единую целостность, что позволяет им решать свои жизненные проблемы наи­более эффективным образом, используя опыт разви­тия друг друга

Авторы рекомендуют при оценке современной глоба­лизации уйти от абсолютизации либо оптимистичес­кого, либо пессимистического ее восприятия, посколь­ку глобализация является противоречивым процессом. В одном отношении она позитивна, так как сближает людей, страны, народы, открывает им новые возмож­ности развития, модернизирует их образ жизни. В другом отношении глобализация негативна, ибо приводит к универсализации таких явлений, как тер­роризм, экстремизм, агрессивный сепаратизм, техно­генный катастрофизм, национализм, и вообще всех проблем, с которыми сталкивается современная циви­лизация (экологических, энергетических, демографи­ческих и др.)- В этом плане глобализация дискомфорт­на, осложняет бытие человека, приносит ему страда­ния и неудовлетворенность. Именно эта сторона глобализации и является объектом современного ан­тиглобализма.

Охватывает все стороны нашей жизни.

Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими рычагами. Информационная революция , в основе которой лежит соединение компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. И если раньше связь с людьми из других стран была возможна только с помощью телефонов, писем, телеграмм и т.д., то теперь благодаря интернету общение стало возможным и в режиме “реального времени”. Все это стало возможным благодаря процессу глобализации, т.е. в современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всём своём многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Появление термина “” связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию ““.

Что же такое ?

причины глобализации

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказывается по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Точки зрения о становлении единого человечества:

глобализация, точки зрения.

Глобализация . Основные факторы единства современного человечества.

Часть В
Ответом на задания этой части теста (В1 – В5) может быть набор букв, слово (словосочетание), число или последовательность цифр согласно соответствующим указаниям, имеющимся в тексте задания.

Все буквы, слова, цифры и числа записываются в бланке ответов без пробелов и разделительных знаков (запятых, скобок, тире и пр.), за исключением запятой в записи десятичных дробей. В своих ответах используйте только ПРОПИСНЫЕ (ЗАГЛАВНЫЕ) буквы, написанные по образцу, приведенному в бланке для ответов.
В1. Прочитайте текст, используя для заполнения имеющихся в нем пропусков слова (словосочетания), приведенные ниже. При необходимости грамматическую форму слов, используемых для заполнения пропусков (падеж, число, род и др.), можно изменить.

Ответ запишите в виде последовательности из цифр, обозначающих использованные Вами слова (словосочетания).

« _________ современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы __________ , внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ____________ . Глобализация – ______________ процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______________ ».
Слова (словосочетания) для вставки:


Ответ:

В2. В стране Z проводился опрос учащихся пятых и девятых классов об их отношении к чтению книг. Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Укажите в бланке для ответов номера верных утверждений.


  1. Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», ниже среди пятиклассников, чем среди девятиклассников.

  2. Наименьшая доля опрошенных пятиклассников считает чтение скучным занятием.

  3. Учащимся пятых классов нравится читать в большей степени, чем учащимся девятых классов.

  4. Равные доли опрошенных обеих групп считают, что чтение сейчас никому не нужно.

  5. Среди опрошенных девятиклассников тех, кому нравится читать, меньше, чем тех, кто считает чтение скучным занятием.

В4. Укажите, какая форма государственного правления существует в государстве NN.

В государстве NN президент избирается всеобщим тайным голосованием граждан. Он определяет главу правительства и утверждает его состав. Президент утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку, но не может распустить парламент, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента через процедуру импичмента.


Ответ:

В5. Определите вид ответственности, которая наступает в случае совершения правонарушений, приведенных в левом столбце.

В бланке ответов запишите последовательность из шести букв, обозначающих соответствующие виды ответственности, в порядке перечисления правонарушений.


Ответ:

Начальный раздел контрольно-измерительных материалов включает в себя 40 заданий, которые разделяются по видам: на выбор одного правильного ответа из четырех (базовый уровень), с выбором нескольких правильных ответов из списка, на соотнесение двух суждений (повышенный уровень)

В часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части текста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:


  • найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;

  • определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;

  • выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;

  • обобщить приведенный ряд социальных объектов;

  • конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

  • дать оценку конкретной социальной ситуации;

  • выполнить различные операции с обществоведческими понятиями;

  • установить правильный контекст тех или иных социальных явлений.
В часть В входит 5 заданий двух типов. Первый тип – задания с выбором нескольких правильных ответов из списка. Они могут быть ориентированы на проверку фактических данных, теоретических признаков, характерных черт изучаемых обществоведческих понятий и явлений. Из перечисленных позиций в списке необходимо отыскать и указать все правильные ответы. Ответы следует записать в виде последовательности цифр, разместив их по возрастанию. К примеру, правильный ответ может быть оформлен: 145.

Второй тип заданий – задания на соотнесение позиций, представленных в двух столбцах.

Прокомментируем более подробно некоторые задания.

В части В в заданиях первого типа представлены задания, в которых необходимо установить соответствие между позициями, расположенными в двух упорядоченных столбцах. К каждой из позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельный пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществознания, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам.

В части В в заданиях второго типа даны задания, связанные с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнением в нем пропущенных слов из приведенного перечня. При выполнении задания необходимо внимательно читать предложения и мысленно, не заглядывая в приведенный перечень, стараться понять, какое понятие может быть вставлено вместо пропуска. Может возникнуть проблема понимания смысла текста из-за насыщенности его сложной специальной терминологией. Подготовка к решению данных заданий связана прежде всего с отработкой понятийного аппарата курса.

Глоссарий (словарь терминов)

Общество

Важнейшие социальные институты :

Социальной сферы:


  • семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.,
Духовной сферы:

  • религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.,
Экономической сферы:

  • деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.,
Политической сферы:

  • власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.
Глобальные проблемы современности - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Интерсоциальные проблемы:


  • предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран и распространение оружия массового поражения; техногенные катастрофы и др.;
Экологические проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы:

  • обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды; глобальное изменение климата; озоновая дыра; исчезновение видов флоры и фауны и др.;
Социальные проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества: Критерии общественного прогресса :

  • развитие человеческого разума;

  • совершенствование нравственности людей;

  • развитие производительных сил, включая самого человека;

  • прогресс науки и техники;

  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Научно-техническая революция(НТР)-

совокупность качественных изменений в технике , технологии и организации

производства , происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий

и оказывающихопределенное влияние на социально - экономические условия общественной жизни .

Общество в узком смысле слова - это


  • круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;

  • отдельное конкретное общество, страна, государство, регион;

  • исторический этап в развитии человечества;

  • человечество в целом.
Общество в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Основные сферы общественной жизни- структурные компоненты общественной системы, принимающие непосредственное участие в ее создании. Выделяют: экономическую, социальную, политическую и духовную сферы жизни общества.

Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформа - какое-либо усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.)

Социальные последствия НТР :


  • обострение экологической ситуации, возникновение проблемы выживания человечества вследствие загрязнения и отравления окружающей среды;

  • изменение взаимоотношений в системе "человек - техника";

  • изменение содержания и характера производственных отношений;

  • рост доли высококвалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и технологий, что освобождает трудовые ресурсы;

  • повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовки кадров;

  • ускорение структурных изменений в сфере человеческой деятельности (перекачки трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания);

  • интернационализация общественных отношений (как пример - невозможность производить что-либо в одной стране, не принимая во внимание международные стандарты, цены на мировом рынке, международное разделение труда);

  • потеря человеком эмоциональности, интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, одностороннее техническое сознание;

  • возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды.

4981. Этап деятельности по рекриминализации группы, во время которого группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива, называется

4982. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. « ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация - ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

A Б В Г Д Е

4983. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. ______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалициюпобедить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не всегда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите вниманиена то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г Д Е

4984. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «XX-XXI века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и _________ (А) в жизни общества. Появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на ___________ (Б) цивилизации. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал: «Поскольку люди позволили этой ____________(В) затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья_____________ (Г), утеряли бдительность и сноровку. Жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи развития разные философы предлагают теории ___________(Д) круговорота, глобальных экологических и ядерных ____________(Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е

4985. методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения)

4986. Фидий продал Агерию домостроение, скрыв, что нижние бревна дома сгнили и требуют немедленной замены. Обнаружив это, Агерий обратился за судебной защитой. Данный спор должен быть решен следующим образом договор

4987. Какой метод оценки персонала характеризует следующее определение «Ожидаемая эффективность работы кандидата должна быть определена через измеряемые и наблюдаемые структуры поведения, которые оказывают существенное влияние на успех в работе»?

4988. Из перечисленных предметов: 1) орудие совершения административ-ного проступка; 2) непосредственный объект административного правона-рушения; 3) предметы первой необходимости; 4) имущество правонаруши-теля - объектом конфискации и возмездного изъятия как административныхвзысканий могут быть:

4989. Из перечисленных прав человека и гражданина: 1) на судебную защи-ту; 2) на образование; 3) на охрану здоровья; 4) на равный доступ к госу-дарственной службе; 5) избирать и быть избранным в органы государствен-ной власти - иностранные граждане и лица без гражданства ограничены в:

4990. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е Ж
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!