Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Самоанализ на тему почему снегурочка тает. Конспект НОД «Почему растаяла снегурочка?» Свойства воды

КОНСПЕКТ НОД

Подготовила и провела воспитатель

средней группы «Б» Боушева Н.А

«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

Цель: Развивать познавательный интерес.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .

  1. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
  2. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
  3. Воспитывать усидчивость, умение слушать не перебивая друзей.

МАТЕРИАЛ . Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.

Звучит тихая музыка.

Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Воспитатель вносит куклу и вносит в группу емкость со снегом.

Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега.

Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?

Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».

Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.

Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.

Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.

Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!

Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.

Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!

Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.

Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»

Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.

Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».

Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»

Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)

Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает.

Рефлексия:

Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».

Калистратова Елена
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?»

Программное содержание.

Образовательные задачи :

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда . Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Развивающие задачи :

Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Воспитательные задачи :

Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой.

Материал. Костюм персонажа. Снег в емкости . Лед в формочках. Снежинки. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги (на каждого ребенка) . Белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. Стаканы с водой. Ноутбук. Музыка из оперы П. И. Чайковского «Времена года» . Слайды с изображением снежных построек , зимних пейзажей.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Чтение русской народной сказки «Снегурочка » . Игры со снегом , льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки» . Замораживание льда в формах.

Игровая ситуация «В зимнем лесу»

Воспитатель : Ой, ребята, как здесь красиво! Кругом бело, сколько снега намело . Куда это мы попали? В зимний лес? Ребята, я знаю замечательное стихотворение, которое называется «Снег идет » . Послушайте его

внимательно.

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идет » :

Тихо, тихо снег идет ,

Белый снег , мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом К дому стежку проведем, Выйдет мама на порог,

Скажет : «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Воспитатель : О каком времени года говорится в этом стихотворении? Дети : Зима.

Воспитатель : Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Дети : Зима. Погода зимой бывает холодная, морозная.

Воспитатель : «Зимой погода бывает разной : морозной, снежной, ветреной, солнечной».

Воспитатель : Посмотрите, ребята, кто - то оставил здесь корзинку. А что находится в корзинке, давайте поглядим! Что это?

Дети : Снег .

Воспитатель : Как вы думаете, что произойдет со снегом , если мы его возьмем в руки?

Дети : Снег растает .

Воспитатель : Давайте проверим.

Воспитатель : Что случилось со снегом ?

Дети : Снег начал таять .

Воспитатель : «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

Ребята, давайте поиграем в игру «Выпал беленький снежок» .

Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения :

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.) Собираемся в кружок. (Образуют круг .) Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.) Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать! (Потирают ладони.) Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.) Будем прыгать веселей, (Прыгают.) Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

Смотрите, ребята, в корзинке еще что - то есть. Что это?

Дети : Лед.

Ребята, давайте рассмотрим кубики льда. Что случилось с водой на

Дети : Вода замерзла.

Воспитатель : Вода на морозе замерзла и превратилась в лед.

Потрогайте лед. Положите на ладошку. Что с ним происходит?

Дети : Лед тает.

Воспитатель : Какой лед?

Дети : Прозрачный, холодный, в ладошке тает.

Воспитатель : Попробуем уронить лед на стол. Что произошло?

Дети : Лед ударился об стол.

Воспитатель : Что это значит?

Дети : Это значит, что лед твердый.

Воспитатель : Как вы думаете, что случится со льдом, если мы его опустим в воду?

Дети : Лед будет плавать.

Воспитатель : Давайте проверим. Опустим кубики льда в стаканы с водой.

Что происходит со льдом в воде?

Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.

Сюрприз - момент. Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Ой, кто - то к нам пришел.

Входит Зима.

Зима : Здравствуйте, ребята! Потеряла я корзинку волшебную. Вы ее не видели?

Дети : Видели.

Зима : Я ходила по лесу и набрала много красивых снежинок и хочу их

подарить вам за то, что нашли мою корзинку.

Воспитатель : Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Зимушка - Зима!

(Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму) .

Воспитатель : Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти.

Зима : Ребята, я хочу вам показать, как снежинки кружатся в воздухе! А вы за мной повторяйте.

(Зима под музыку демонстрирует движения, дети повторяют.)

Воспитатель : Ребята, придумайте свою снежинку и нарисуйте ее.

(Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе,затем рисунки вывешиваются на доску).

Воспитатель : Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад ! Вот и у нас получился снегопад ! Когда ветер кружит много снежинок, начинается метель, вьюга.

Иногда снег бывает сырым . Как вы думаете, что можно делать с сырым снегом ?

Дети : Слепить снеговика .

Воспитатель : Дети, садитесь на стульчики. Мы с вами покажем Зимушке -Зиме как дедушка с бабушкой из сказки «Снегурушка » слепили себе дочку. В этой сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега . Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла (показ кадров из мультфильма «Снегурушка » ). Зимушка - Зима : Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега ?

Дети : Снеговика , снежную бабу

Воспитатель : Правильно. Из снега можно слепить снеговика с морковкой

вместо носа или сделать снежные постройки (показ слайдов снежных построек) .

Воспитатель : Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения , насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода (показ слайдов) .

Беседа с детьми.

Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Что происходит со снегом в комнате ?

А со льдом что происходит?

Что случается с водой на морозе?

Зимушка - Зима : Ребята, с вами мне было очень интересно. Но мне пора

отправляться по своим делам : надо снегу намести , мосты на речках навести.

Воспитатель : Зимушка - Зима, мы хотим тебя пригласить на наш

новогодний праздник.

Зима : Спасибо за приглашение. До встречи.

Воспитатель : Пора и нам отправляться в детский сад. Ребята, попрощайтесь с гостями.

Дети : До свиданья.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физкультуре в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура» в средней группе Интеграция областей: «Физическая.

«Цветы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации в средней группе Задачи. Учить детей составлять цветок из засушенных листьев, красиво сочетая их по форме, цвету и величине. Развивать интерес к аппликации,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 "Снегирек" муниципального образования г. Саяногорск Конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию тема: «Почему исчезают животные?» Педагогическая цель: пополнить знания детей о причинах вымирания некоторых животных. Задачи: обучающая: организовать деятельность детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Обувь» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия «Почему растаяла Снегурочка?»

Провела: Сибаева Ольга Александровна

Конспект

организованной образовательной деятельности по теме :

Тема : « Почему растаяла Снегурочка »

Программное содержание :

1. Учить устанавливать элементарно причинно- следственные связи : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда .

3. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

4. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Предшествующая работа :

Чтение русской народной сказки « Снегурочка » ; игры со снегом , льдом, окрашенными льдинками. ; рассматривание снежинок через лупу; чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинка» ; замораживание льда в формах, загадывание загадок о снеге , льде, снежинках; дидактические игры.

Словарная работа :

Активизация словаря : снежная, снежинка, лёд, холодная.

Обогощение словаря : снегопад , морозная погода.

Материал :

Снегурочка - кукла или взрослый в костюме Снегурочки ; снег в ёмкости ; лёд в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок; белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; большая ёмкость с водой.

Методы и приёмы :

Объяснение, показ, поощрение, вопросы, художественное слово, музыкальное сопровождение.

Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской « Снег идёт »

Тихо, тихо снег идёт

Белый снег , лохматый

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стёжку проведём,

Выйдет мама на порог,

Скажет : «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Входит Снегурочка и вносит в группу ёмкость со снегом .

Снегурочка :- Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки « Снегурочка » (дети здороваются)

Ребята, а какое сейчас время года?

Какая погода бывает зимой?

Воспитатель : - Правильно, дети, зимой погода бывает разной : морозная, снежная, ветреная, солнечная.

Снегурочка : - Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега . Дети, как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате ?

Воспитатель : - Снегурочка , мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим , что с ним произойдёт в помещении.

Ребята, почему Снегурочка любит холодную погоду?

Молодцы, ребята. Снегурочка любит зиму , потому что дедушка и бабушка слепили её из снега . Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять . В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не таит, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждём встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой .

Снегурочка : - Ребята, а в какую погоду, щёки на морозе покалывают?

Верно, в морозную. А хотите поиграть в морозную погоду?

Физминутка «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок, (дети приседают)

Собираемся в кружок. (образуют круг)

Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)

Будем весело плясать (кружатся вокруг себя)

Будем руки согревать. (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей, (прыгают)

Чтобы было потеплей. (прыгают)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают)

Воспитатель : -Ой, Снегурочка , скоро новогодний праздник! Тебе нужно торопиться домой!

Снегурочка : - Скоро Новый год, и я обязательно к вам приду вместе с Дедушкой Морозом. На память о нашей встрече мне хочется подарить вам.

Отгадайте,что это?

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Молодцы, отгадали, а давайте поиграем с ними.

Дидактическая игра «Назови, какая снежинка»

Разложите снежинки на тёмном фоне, словно на вечернем небе. На что они похожи? (на звёздочки, иголочки, пластинки, на ёжика) .

А какие они? (лёгкие, пушистые, белые, холодные) .

Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками?

«Снежинка»

Белая узорная звёздочка- малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке .

Покажите, как они кружатся в воздухе? (предлагаю детям подуть на снежинку и покружиться вместе с ними) .

Снегурочка- Ребята , а вы знаете почему снег скрипит в морозную погоду? (ответы детей)

Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.

Вот и у меня есть снежинки с поломанными лучиками. Что же мне с ними делать?

Дидактическая игра «Дорисуй лучики»

(Воспитатель вызывает детей к доске и дети белой гуашью дорисовывают лучики)

Снегурочка-Спасибо , вам ребята, что оживили снежинки- пушинки.

А мне пора идти к дедушке.

(Снегурочка прощается и уходит )

Воспитатель- Ребята, когда летят много снежинок, это явление называется снегопад . Вот и у нас получился снегопад .

Как называется это явление? (спрашиваю 2-3 детей)

А что произойдёт, если снежинку поймать рукой?

Давайте посмотрим, что же произошло со снегом , который принесла Снегурочка .

Верно, ребята, снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

Отгадайте загадку, про что это

Угадай, когда и где

Ходят люди по воде?

Неподвижна та вода

Не стремиться никуда,

И не плещет, и не льёт,

Потому что это. (лёд) .

(Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда).

Воспитатель- Ребята, скажите, а что произошло с водой на морозе?

Верно, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.

А сможет ли вода снова превратиться в лёд? (нет, вода превращается в лёд)

Ребята, потрогайте кубики льда, какой он? (твёрдый, прозрачный, холодный, в ладошке тает)

Воспитатель опускает лёд в воду

Что происходит со льдом? (лёд плавает)

Верно, ребята, лёд не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега . Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла . А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает , а обязательно к нам ещё придёт.

Воспитатель- Дети, как вы думаете, что ещё можно слепить из снега ? (ответы детей)

Верно, ребята. Из снега можно слепить снеговика с морковкой или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения , насекомые. Снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.

Ребята, а давайте выложим своих снеговиков из волшебных снежков.

Дидактическая игра «Выложи снеговика »

(дети из разных размеров кружков выкладывают снеговиков ).

Воспитатель-Вот ребята, о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали . Что снег в тепле тает и превращается в воду, а на морозе он замерзает и превращается в лёд.

А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и вылепим весёлых снеговиков .

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(средняя группа)

«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.

ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.

Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.

Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?

Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».

Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.

Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.

Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.

Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!

Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.

Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!

Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.

Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»

Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.

Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».

Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»

Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)

Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает. Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».

В свободное время педагог предлагает детям слепить снеговиков из пластилина.

На прогулке дети лепят снеговика из снега.


Как мы хорошо знаем из детской сказки, Снегурочка, прекрасно чувствовавшая себя во время зимы, с появлением летнего солнца растаяла и бесследно исчезла. В этом есть какая-то несправедливость, ведь она никому не делала зла.

Многие дети, даже став взрослыми, не находят ответа на вопрос, почему растаяла Снегурочка, и можно ли было этого избежать.

Откуда взялась Снегурочка?

Ни один новогодний праздник не обходится у нас без встречи с приветливой и нежной Снегурочкой, внучкой грозного зимнего воеводы деда Мороза. Она всегда сопровождает дедушку на детских ёлках, утренниках и других праздничных мероприятиях.

Между тем, о её родителях ничего не говорится – девушка будто появилась сама собой из снежной круговерти. В сказках и легендах других народов мира аналогов Снегурочки практически нет – дальней родственницей можно считать разве что Снежную королеву из сказки Г.Х. Андерсена.

Народную сказку о Снегурочке в 1869 году опубликовал русский филолог А.Н. Афанасьев, записавший эту историю в одной из поморских деревень старинного Русского Севера. В ней рассказывалось о девочке Снегурке (Снежевиночке), которую вылепили из снега бездетные дед и бабка. Снежная фигурка ожила, и дед с бабкой приняли её к себе в дом, как родную дочку.

Но скромная и послушная девочка недолго радовала стариков: однажды она с подружками пошла в лес по ягоды, и там, позавидовав полному лукошку, набранному трудолюбивой Снегуркой, злые подружки убили девочку и зарыли в лесу. На месте её могилки выросло деревце, из которого впоследствии сделали дудочку. Стоило подуть в неё, как дудочка тут же спела жалобную песенку, в которой обвинила подружек в своей смерти.


Злодейка выронила дудочку из рук, та упала на землю и разбилась, и на её месте поднялась живая Снегурка. Односельчане тут же выгнали злых соседок в лес, а Снегурка вернулась в родной дом.

Через несколько лет на основе этой сказки были созданы театральная пьеса и опера, в которых Снегурочка предстала перед публикой дочерью зимнего божества Мороза и весенней богини Лады. Девушка жила в обычной деревне среди племени берендеев, но после того, как её сердца коснулось жаркое пламя любви, растаяла, прыгнув во время летнего обряда Купальской ночи через костёр. Именно эту, повзрослевшую Снегурочку мы и встречаем ежегодно во время празднования Нового года.

Кто такая Снегурочка?

Согласно народной сказке, Снегурочка была слеплена из первого снега, по осени изобильно выпавшего на землю. В пьесе А.Н. Островского предстаёт тихой, скромной девушкой, избегающей шумных игр и предпочитающей находиться под тенистыми кронами лесных исполинов. Нет ничего удивительного, что она старалась скрываться от лучей Солнца: как известно, тепло оказывает на снег разрушительное действие.

Будучи созданной из снега, Снегурочка обладает всеми его свойствами: холодностью, спокойствием, свежей чистотой и белоснежной, изысканной красотой. Но в то же время она добра, приветлива и искренне расположена ко всем окружающим – эти качества унаследованы Снегурочкой от матери, Лады-Весны.

Почему растаяла Снегурочка?

До тех пор, пока жизнь Снегурочки была тихой и безмятежной, она была вне опасности. Избегая солнечных лучей, она могла бы прожить очень долго. Но холодная Снегурочка однажды захотела испытать любовь – чувство, поселяющее внутри человека горячее пламя. Оно и послужило причиной гибели: прыгнув через пламя священного костра Купальской ночи, снежная дева не выдержала сильного жара и растаяла.


Пламя любви послужило своеобразным катализатором внутреннего процесса, который растопил снег, составлявший её сущность. Но гибель Снегурочки избавила берендеев от гнева Ярилы-Солнца, вернула их полям плодородие, а семьям – счастье и процветание. Ну а мы твёрдо знаем, что с наступлением зимних холодов Снегурочка вернётся к людям такой же красивой, чистой и доброжелательной, какой мы привыкли её видеть каждый Новый год.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!