Процессы интеграции и дезинтеграции в мире. Интеграция в мировой экономике
Уничтожение) – понятия, к-рыми в бурж. социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в целое и распадение целого на . Интеграция – гармонизация и объединение различных социальных групп (классовая ), различных культурных элементов в единой гомогенной культуре (культурная интеграция), примирение и совпадение разных моральных норм (моральная интеграция) и т.д. Дезинтеграция – процессы разложения и распадения общества на враждующие группы и группировки, группы – на индивидов, преследующих личные, а не обществ. цели, и т.д. Состояние интеграции и дезинтеграции и взаимопереходы этих состояний являются, согласно бурж. социологии, гл. моментами процесса обществ. развития. Учения о социальной интеграции и дезинтеграции развивали Конт, Спенсер, Дюркгейм, Зиммель, Гиддингс, Смолл, Росс, Знанецкий, Сорокин, Мак-Айвер, Богардус, Визе, Парсонс и др.
В этом учении ярко проявляется бурж. социологии: движущей силой социального единства людей и социальных конфликтов считаются факторы духовной жизни общества – моральное людей или разложение общей системы ценностей (см. . Sorokin, Society, culture and personality..., 1947; R. Ε. L. Faris, Social disorganization, 1948; H. W. Odum, American social problems..., 1946; E. S. Bogardus, Sociology, 1941). На этой основе бурж. социологи извращают существо и истинные причины таких социальных явлений, как и борьба классов, сводя их к противоречиям и борьбе в идейной сфере (см. К. Mac Iver, Society: its structure and changes, 1931; C. Brinton, The anatomy of revolution, 1938; P. Sorokin, Man and society in calamity, 1943).
Методологич. основой теорий социальной интеграции и дезинтеграции являются механистич., антидиалектич. представления, исходящие из теории равновесия (см. Равновесия теория). Антинауч. носят широко распространенные попытки бурж. социологов применить для объяснения процессов объединения и разъединения социальных групп и факторов законы и модели точных наук – физики, химии и т.д. (см. G. Lundberg, Foundations of sociology, 1939; S. C. Dodd, Dimensions of society, 1942; J. W. Bews, Human ecology, 1935). В качестве состояния социальной интеграции в совр. капиталистич. обществе бурж. социологи пропагандируют установление классового мира, классового сотрудничества (см. Е. Mayo, The social problems of an industrial civilization, 1945; Industry and society, 1946).
Учения о И. и д. с. в совр. бурж. социологии имеют реакц. идеологич. и направлены против марксистского понимания развития общества. Их целью является затушевывание классовых противоречий капиталистич. общества.
Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1876–77; Дюркгейм Э., О разделении общественного труда, пер. с франц., О., 1900; Зиммель Г., Социальная , пер. с нем., М., 1909; Park R. Ε., Burgess Ε. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921; Mumford L., Technics and civilization, N. Y., 1934; его жe, In the name of sanity, N. Y., 1954; Ross Ε. Α., Principles of sociology, 3 ed., Ν. Υ.–L., 1938; Εlliot M. A. and Merrill F. E., Social disorganization, revised ed., N. Y.–L., 1941; Gillette J. M., Reinhardt J. M., Problems of a changing social order, N. Y.–L.–Toronto, 1942; Gillin J. L. , Social problems, 4 ed., N. Y., 1952.
H. Новиков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .
Смотреть что такое "ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ" в других словарях:
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОЛЕВАЯ - теория, согласно к рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) соц. функций и образцов поведения ролей, обусловленных соц. статусом личности в данном сооб … Российская социологическая энциклопедия
МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (1893 1947) нем. англ. философ и социолог, один из основателей социологии знания. Учился в ун тах Будапешта, Фрейбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды М. формировались под влиянием идей Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка,… … Энциклопедия культурологии
Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
личность - Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
- (ХГУ «НУА») Девиз Образование. Интеллигентность. Культура … Википедия
ЛИЧНОСТЬ - человек как участник ист. эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистич. филос. и… … Российская педагогическая энциклопедия
Проблемы экономической интеграции привлекают все большее внимание политиков, экономистов, экспертов. Публикуется огромное количество статей, собираются сотни конференций, действуют десятки международных организаций, работа которых связана с идущими в мире процессами интеграции, но не по совсем ясной причине в стороне остаются весьма важные вопросы о возможных в современном мире пределах интеграционных процессов, о тех противоречиях, с которыми сталкиваются и, самое главное, еще столкнутся государства на этом пути, о том, как будут разрешаться эти противоречия, в каких формах и на какой основе.
Существует широко распространенное мнение, что экономическая взаимозависимость государств ведет к их последовательному сближению. Что именно экономика является той объединяющей силой, которая сближает народы и страны, и что вектор мирового развития неуклонно движется в одном направлении.
Исторический опыт часто свидетельствует и об отрицательных результатах интеграционных процессов. Это происходит в тех случаях, когда объективные требования интеграции переходят в политическую плоскость, затрагивают не только политические, но и культурные основы развития нации, «сталкивают» менталитет, образ жизни, уходящие вглубь истории архетипы сознания.
Такой тесной экономической взаимозависимости и интеграции, которая существовала, например, в Советском Союзе между Украиной и Россией, Россией и Белоруссией, наверное, не было и нет во всем мире (если говорить о крупных государствах). Примерно то же можно было сказать и о республиках бывшей Югославии. Конечный результат известен, и он весьма печален. Экономическая интеграция спасовала перед национальными и политическими противоречиями. И одна из причин этих противоречий состоит в том, что в современном мире происходят два параллельных процесса - глобализационный, несущий интегрирующее начало, и национально-культурной идентификации, вектор которого по существу направлен в противоположную сторону, т.е. в сторону дезинтеграции государств в современном мире.
Исторический опыт свидетельствует о наличии нескольких обязательных этапах развертывания процесса международной экономической интеграции. В XXI в. в мире действует 85 региональных торговых и экономических организаций и союзов. На сегодняшний день зрелой формы экономической интеграции достиг только ЕС, он находится на этапе экономического и валютного союза (ЭВС). Современный экономический кризис, разразившийся в ЕС, показал не только слабости институциональной структуры экономического и валютного союза. Самое главное, что он со всей очевидностью продемонстрировал, это теоретическое осмысление интеграционных процессов в 2000- х гг. было совершенно лишено критических взглядов . Однако системный кризис ЕС обнажил все противоречия европейской интеграции: финансово-экономические, структурные, институциональные. Сначала возник долговой кризис, охвативший в 2009-2010 гг. ряд стран зоны евро, такие как Греция, Испания, Португалия, Ирландия. Следующим этапом можно назвать - системный кризис ЭВС, когда встал вопрос о членстве периферийных стран, прежде всего, Греции.
Кризис вызвал неоднозначную реакцию среди европейцев по поводу перспектив интеграционных процессов. Если одни восприняли кризис как повод активировать интеграцию, то другие, напротив, считают его признаком слабости ЕС и неспособности решать актуальные экономические вопросы. Прошедшие в мае 2014 г. выборы в Европарламент показали, что число евроскептиков, ратующих за решительный отказ от дальнейшего углубления интеграции, а в отдельных случаях - выход из ЕС, резко возросло. Уровень поддержки ЕС со стороны его граждан в последние годы резко упал, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения (табл. 1.1).
Значительные колебания общественного мнения зависят от многих факторов, в том числе от динамики экономического развития ЕС:
В 1973-1985 гг. - период относительной внутренней неустойчивости (смена национальных лидеров в отдельных западных странах, война на Ближнем Востоке в 1973 г., спровоцировавшая рост цен на нефть);
Колебании общественного мнении в поддержку ЕС 1
Таблица 1.1
год вступления |
||||||
Дания, 1973 |
||||||
Ирландия,1973 |
||||||
Нидерланды, |
||||||
Австрия, 1995 |
||||||
Финляндия, |
||||||
Бельгия, 1957 |
||||||
Швеция, 1995 |
||||||
Франция, 1957 |
||||||
Германия,1957 |
||||||
Великобритания, |
||||||
Италия, 1957 |
||||||
Испания, 1986 |
||||||
Греция, 1981 |
||||||
Португалия, |
||||||
Словения, 2004 |
||||||
Мальта, 2004 |
||||||
Чехия, 2004 |
||||||
Словакия, 2004 |
||||||
Эстония, 2004 |
||||||
Венгрия, 2004 |
||||||
Латвия, 2004 Польша, 2004 Литва, 2004 Румыния, 2007 Болгария, 2007 |
- 1 Eurobarometer: № 57, EU 15 Report, 2002. Р. 26-40; № 67, Full Report, 2007. Р. 51; № 79, Report, 2013. Р. 100.
- - в 1985-1991 гг. - период трансформации Сообщества; Единым европейским актом 1986 г. было намечено завершение программы создания единого внутреннего рынка к 1992 г., в результате чего усовершенствовалась процедура выработки и принятия решений, повысилась эффективность работы институтов, происходила либерализация рынка;
- - в 1991-1999 гг. - период завершения создания внутреннего рынка, ЭВС, подписания Маастрихтского договора, характеризовавшийся усложнением политической жизни в странах-участницах, неприятием населения этих стран наднациональной (с установкой на создание политического союза) политики ЕС;
- - в 1999-2002 гг. - период межэтнических конфликтов на юге Европы, распад Югославии;
- - в 2002-2007 гг. - беспрецедентное расширение ЕС (с 15 до 25 членов); еще острее встает вопрос о наднациональном управлении в ЕС, но европейцы не готовы принять общую Конституцию, в результате саммит ЕС 2006 г. понижает ее статус решением включить отдельные статьи в новый Договор о ЕС;
- - в 2007-2013 гг. - в декабре 2007 г. подписан и через год в 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор, вызвавший много споров. Внешние факторы, имевшие воздействие на ЕС: мировой финансовый кризис, трагедия Фукусимы, начало «арабской весны» и др.
До сих пор нет полной ясности в выборе концептуальной модели интеграционного развития, в рамках которой и будет осуществляться деятельность ЕС в нынешнем столетии. Государства-члены не имеют единого подхода относительно будущей формы политического устройства интегрированной Европы. Несовпадение взглядов кроется в разнонаправленное™ интересов основных субъектов объединения, для которых модели развития видятся через призму собственных политических целей .
Модель, отстаиваемая Германией, предусматривает дальнейшее углубление и расширение интеграции вплоть до наделения ЕС всеми признаками федеративного государства. Германия создает свой собственный амбициозный надрегиональный проект - образование европейского супергосударства с федеративной формой политического устройства и другими политико-правовыми атрибутами: конституцией, сильным парламентом, с напрямую избираемым президентом, единым правительством, вооруженными силами, денежной системой и т.д.
Великобритания негативно относится к федеративному устройству Европы и считает, что подобная модель приведет к высокоцентрализованной структуре. ЕС, по ее мнению, не должен быть наднациональным объединением, все решения в рамках альянса могут приниматься только избранными национальными администрациями. Великобритания постоянно предостерегает от чрезмерного вмешательства в экономику и попыток заменить рынок централизованным регулированием, опасается рецидивов внедрения в торговые отношения или навязывания строгих правил в социально-экономической области. Лондон не видит себя также в формате «шенгенского сообщества» и «зоны евро». Сторонником Великобритании в ее взглядах на будущее Европы выступает альянс скандинавских стран.
В 2016 г. Великобритания добилась особого статуса в ЕС - уступок по льготам для мигрантов, права не входить в еврозону и защищать британский бизнес от требований по евроинтеграции. На повестке дня стоит вопрос о выходе Великобритании из ЕС, референдум по этому вопросу состоялся 23 июня 2016 г. С одной стороны, правительству не придется выплачивать 13 млрд фунтов в бюджет страны ежегодно, а также согласовывать торговые договоры с другими странами. Таким образом, Британия получит право на более гибкую внешнеторговую политику. Тем более если посмотреть статистику, то начиная с 2014 г. более чем 50% экспорта идет в страны, не являющиеся членами ЕС. Британский бизнес отстаивает позицию сохранения Великобритании в составе ЕС. Руководители крупных компаний совместно подписали послание премьеру Дэвиду Кэмерону с просьбой сохранения страны в составе ЕС, мотивируя тем, что «бизнесу нужен неограниченный доступ к европейскому рынку в 500 млн человек. Будучи членом ЕС проще наращивать глобальное присутствие» . Если Великобритания решится на выход из состава ЕС, то она сможет подписать соглашение о свободной торговле с ЕС, которое не заменит собой единый рынок. Особенно это отразится на мелком и среднем бизнесе, которому придется выплачивать экспортные пошлины. По предварительным подсчетам, выход из состава интеграционного объединения обойдется в 11 млрд фунтов ежегодно, потери ВВП составят от 1 до 3,4% .
Не принимают «евроскептики» и модели ЕС как союза национальных государств, на чем настаивает Франция. Подобная конструкция также предполагает делегирование определенной доли суверенитета государства - нации на наднациональный уровень, примат международного права над национальным при одновременном умалении контрольных и ограничительных функций правительств.
Средние и малые страны ЕС устроит такая политическая конструкция, в рамках которой они будут иметь возможность представлять собственные интересы, не подчиняясь диктату крупных держав. Неопределенной остается точка зрения Италии.
Цель «брюссельской бюрократии» - занять главенствующие позиции в сложной многоуровневой системе распределения власти ЕС.
Таким образом, в ЕС значительно увеличивается число институциональных проблем, связанных с нарастанием бюрократизации, лоббированием вступающих в противоречия интересов малых и больших, бедных и богатых стран. Кроме того, в общественном сознании европейцев и некоторых политических партий усиливаются антиинтеграционные настроения, что можно расценивать как важный фактор, детерминирующий перспективы проекта евроинтеграции. На партийно-политическом поле ЕС появляются новые игроки (британская Партия независимости Соединенного Королевства, итальянские «Пять звезд», «Шведские демократы», Австрийская партия свободы, Датская народная партия) , которые являются выразителями идей евроскептицизма.
Появление термина «евроскептицизм» относится к 1980-м гг. в связи с особой позицией Великобритании по проблемам европейской интеграции. В настоящее время негативное отношение к проекту европейского строительства имеет несколько вариантов:
- - собственно «евроскептицизм», выражающийся в поддержке идеи евроинтеграции при несогласии с ее реализацией нынешним ЕС;
- - «европрагматизм», проявляющийся в неприятии евроинтеграции, сочетающемся с признанием пользы от существования ЕС;
- - «евроотрицание» - неприятие как идеалов интеграции, так и практики их реализации ЕС;
- - европессимизм» - неудовлетворенность ЕС в его нынешнем виде или пессимистическая оценка направления его развития;
- - «еврофобия» - принципиальное неприятие европроекта;
- - «умеренный скептицизм» - отражает позицию тех, кто считает, что евроинтеграция достигла необходимых пределов и что ее дальнейшее развитие должно быть остановлено;
- - «жесткий евроскептицизм», согласно которому политическая и экономическая интеграция зашла слишком далеко и должна быть повернута вспять к состоянию до Маастрихтского договора;
- - «радикальный евроскептицизм» - прямое неприятие членства в ЕС, предполагающее выход из интеграционного объединения или отказ страны от присоединения .
До недавнего времени все выше перечисленные варианты критического отношения к евростроительству относились к категории маргинальных, но теперь евроскептицизм все в большей степени пронизывает общественное и партийно-политическое сознание. Это показали и выборы в Европарламент в 2014 г., экономический и миграционный кризис 2015-2016 гг. С самого начала реализации европроекта в той или иной форме антиинтеграционные настроения имели место быть на всех этапах реализации данной идеи. Однако сегодня отмечается резкое возрастание масштабов и ужесточения форм евроскептицизма. По всей видимости, евроскептический тренд будет играть большую роль в дальнейшей эволюции ЕС, нежели проблемы экономического характера.
Заключение
В силу своего значения для установления путей формирования цивилизации, интеграционные и дезинтеграционные процессы имеют воздействие на определение тенденций формирования политических систем в отдельных странах, регионах и в мировом сообществе в целом.
В данное время эти процессы завоевывают новое качественное содержание, влияя на модификацию и развитие политических систем.
За последние годы в мире и на постсоветском пространстве случились серьезные базисные видоизменения. Актуальность исследования проблемы воздействия интеграции на формирование парадигмы российского общества определяется радикальностью реорганизаций в стране, которые к потере былых идейных ценностей привели, а также утрате идентификации национального самосознания. Противоречивость целей, формулируемых политич
ескими силами при установлении направления развития страны, привела к маргинализации общества, ограничению степени его участия в формирования политической системы страны.
Важнейшей чертой современности является повышение взаимозави-симости экономик разнообразных стран, формирование интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход ци-вилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру.
Международная экономическая интеграция (МЭИ)- это объективный, осмысленный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, которые обладают потенциалом саморегули-рования и саморазвития. В его основании лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.
Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, и вглубь и вширь развиваясь, постепенное сращивание национальных хозяйств обеспечивают на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и других систем, вплоть до назначенного сращивания управленческих структур
Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы
Введение
Интеграция ближение именно государствподразумевает с, что в международных договорах фиксируется. Это межгосударственный процесс. Отдельные люди, негосударственные факторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
Глобализация, в различие от интеграции, межгосударственных договоров не предполагает. Они возникают только в тех или других сферах (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования появляющихся новых явлений. Кроме того, если глобализация может проходить по-разному для разнообразных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы делаются «воротами в глобальный мир», в то время как иные проявляются вне глобализационного пространства), то в интеграцию государство полнос
тью включается. Хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, которые образуют интеграционное ядро, и государства, которые на его периферию попадают. Еще одно различие интеграционных и глобализационных процессов - роль негосударственных факторов: на первый план они выходят в процессах глобализации, а в процессах интеграции значительную, но все же вторичную роль играют.
Несомненно, глобализация, делая межгосударственные пределы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. Но в, то, же время и противоположный процесс порождает. Отрицательные моменты открытости границ принуждают граждан выступать против интеграции. Примером здесь могут служить сложности, начавшиеся с принятием Конституции ЕС.
Дезинтеграция, как и интеграция, касается к отношениям между государствами. Так, в 1991 г., когда совершился распад СССР, на месте которого сформировались 15 новых государств, и некоторые международные организации распались, где СССР ключевую роль играл, в частности, СЭВ, ОВД. В 1990-х годах распалась Чехословакия. В различие от мирного или, как его именуют, «бархатного развода» Чехословакии бывшая Югославия долго распадалась, с рядом вооруженных конфликтов.
Почему распад государств и межправительственных образований в конце XX - начале XXI в. оказался столь существенным даже для Европы, где уровень интеграционных процессов высок? Почему Чехословакии нужно было на Чехию и Словакию сначала дезинтегрироваться, чтобы затем всякой по отдельности интегрироваться в ЕС? Удивительно, но вопросы дезинтеграции по сопоставлению с интеграционными процессами почти неразработанными остаются. Ими занимаются в главном специалисты в сфере конфликтов. В итоге процессы интеграции и дезинтеграции плохо сравнимыми оказываются
Введение 2
1. Процессы интеграции и дезинтеграции в современном мире 4
Список литературы 14
Список литературы
1. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие.- М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. 296 стр.
2. Арунова М. СНГ: некоторые итоги десятилетия и возможные перспективы/ Арунова М. // Центральная Азия и Кавказ - 2012. №3. Стр. 7-19.
3. Баталов Э. Перестройка и судьба России. // ОНС 2011 - №2. Стр.22
4. Бжезинский 3. Великие преобразования. // Пол1тична думка, 2012, № 3. Стр. 35-47.
5. Гарнетт Ш. У. Искушение интеграцией. Россия и ее соседи. М., 2013. стр. 12-13.
6. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 161-181.
7. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2002. - С.440-467.
8. Европейский Союз на пороге ХХI в. Выбор стратегии развития. Под ред. Ю. А.Борко и О.В.Буториной. М., 2011. - С. 3-54.
9. Европа перемен:
концепции и стратегии интеграционных процессов. М., 2012.
10. Новейшая истории стран Европы и Америки. Второй период (1945-2005). Часть третья (1945-1975) Хрестоматия. Сыктывкар, 2013. (есть электронный вариант)
K. Дойч интеграцию рассматривает прежде всего как истинную возможность обеспечить мирное сосуществование государств, что может быть посредством таких мер достигнуто, как расширение торговли, свободное перемещение людей, формирование культурного обмена, активное проведение политических консультаций и т. п. Э. Хаас устанавливает интеграцию как процесс возникновения нового центра политического воздействия, притягивающего к себе основных функционирующих лиц национального масштаба. Современный подход к изучению и анализу понятия "интеграция" тем характеризуется, что ставит последнюю как "процесс, посредством которого некоторые государства передают долю своих суверенных прав в пользу формируемой и целой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и осуществление их всео бщих интересов". В современном мире проистекает как бы «двойная» интеграция:- всемирная экономическая интеграция, которая порождена процессами транснационализации и глобализации (глобальная);- традиционная региональная интеграция, которая развивается в назначенных институциональных формах еще с 50-х годов (региональная).Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, - интеграционный процесс с одной стороны, характеризуется, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с иной - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, на базе интернационализации производства и капитала вырастающая, проявляет параллельную тенденцию, которая развивается рядом с более глобальной. Она представляет собой в назначенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеровТакже различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств:1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводственных процессов, в итоге чего сближаются социальные, политические структуры соединяющихся государств.В данное время имеются следующие формы региональной экономической интеграции:- Зона свободной торговли (ЗСТ) - форма экономической интеграции нескольких государств, при которой я таможенные пошлины и прочие торговые ограничения упраздняютсмежду отдельными странами-участницами. Зона свободной торговли содействует формированию инфраструктуры, поднимает экспортные возможности, разрешает трудности на рынке преодолевать по сбыту продукции и оказанию услуг.- Таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.- Единый или общий рынок (ОР) - соглашение, когда к дополнению ТС определяется свобода передвижения иных факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. Товарооборот между странами-участницами перестает существовать, сформируется внутренний рынок.- Экономический союз (ЭС) - сообщество стран, определяющих всеобщие внешние таможенные тарифы, которые проводят всеобщую торговую политику, устанавливают торговые ограничения- Экономический и валютный союз (ЭВС) - соглашение, когда единая макроэкономическая политика проводится к дополнению к ЭС, формируются наднациональные органы управления. 2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:- Горизонтальная интеграция. Она предполагает союз предприятий, функционирующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия стараются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.- Вертикальная интеграция. Это союз компаний, действующих в различных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения. Формы частнокорпоративной интеграции:- Основание совместных предприятий (СП)- Проведение международных производственных и научных программВ итоге частнокорпоративной интеграции сформируются рынки, которые опираются на сети прямых связей и торговля на таких рынках носит наименование интеграционной торговли. Как правило, региональная интеграция (на ур-не государств) и интеграция на уровне предприятий параллельно проходят.Дезинтеграция - (от лат. de. . . - приставка, обозначающая отсутствие, отмену, отстранение чего-либо, и integer - целый) распадение, разделение целого на составные части.Согласно взгляду Е.И. Иншаковой процесс экономической и социальной дезинтеграции - это итог внутреннего или внешнего кризиса -распадением интегрированного образования на составные отдельные элементы характеризуется (системы), которые стремятся на начальном периоде к максимуму обособленности и самостоятельности. Так межгосударственная дезинтеграция может истолковываться, как процесс экономической эволюции по отношению к интеграции и обозначает возвращение бывших членов интеграционного блока к исходному, обособленному, состоянию их экономических отношений
Практика межгосударственного сотрудничества существует давно. Однако лишь во второй половине XX столетия межгосударственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано прежде всего с интенсификацией сотрудничества, расширением его сфер и развитием действительно интеграционных процессов, которые потребовали создания межгосударственных образований и институтов. Поэтому еще одним важным моментом, характеризующим интеграцию, является не просто сотрудничество, а создание механизмов межгосударственного взаимодействия, иными словами - институциализация сотрудничества. В этом плане интеграция, во-первых, самым тесным образом связана с развитием МПО, которые предполагают формирование межгосударственных механизмов принятия решений. Через совместные институты осуществляются интеграционные процессы. Во-вторых, интеграция рассматривается с двух точек зрения: как процесс и как результат взаимодействия государств.
Другим важным моментом при анализе интеграции является то, что этот процесс подразумевает сотрудничество между государствами в различных сферах, областях и формах. При этом, как отмечает К. Воронов, сотрудничество и интеграция могут идти «вширь», в результате увеличения числа участников процесса, а также «вглубь», путем интенсификации взаимодействия в различных сферах среди тех же участников.
Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего - наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Развитие мира конца XX - начала XXI в. привело к усилению международных контактов, взаимозависимости мира, особенно в экономической области, что способствует интеграционным процессам и созданию различного рода МПО. С этой взаимозависимостью тесно связан рост глобальных проблем, для решения которых также нужны согласованные действия различных государств.
Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
Что же представляет собой интеграция? Реалистская школа склонна рассматривать интеграционные процессы и деятельность международных организаций как некий суммарный продукт взаимодействия государств, который принципиально не выходит за рамки их внешней политики. Иными словами, появление и развитие МПО, согласно этой точке зрения, принципиально не изменили характер международных отношений.
Иной, отличный от реализма, подход к интеграции и международным организациям сформировался в рамках либеральной традиции, где эти вопросы получили наибольшее развитие. В них МПО выступают качественно новыми образованиями. Теоретическое осмысление интеграционных процессов начинается с середины XX столетия и связано главным образом с либеральной традицией, в рамках которой сложились две теоретические школы (два подхода): функционализм (неофункционализм) и федерализм.
Отцом функционализма считается британский социолог Д. Митрани, который в 1943 г. опубликовал работу, получившую в русском варианте название «Мир и функциональное развитие международной организации». В ней проанализированы причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделан вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Митрани делает акцент на развитии экономической, социальной, научно-технической интеграции, которая должна быть изначально. Он сам, а за ним « его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
Первоначально функционализм не был связан с анализом того, Как развиваются ТНК, сосредоточив внимание на межгосударственном взаимодействии. Однако впоследствии ряд исследователей пришел к выводу, что деятельность ТНК, которая нередко ведет к экономической интеграции различных государств, развивалась фактически согласно логике функционализма. Представители ТНК часто воспринимают мир целостно и видят себя космополитами. Все это способствует, согласно точке зрения функционалистов, размыванию национальных границ и созданию единой экономической культуры, результате чего политика государств все больше становится одновременно и внутренней и внешней.
До недавнего времени процесс интеграции рассматривался как прохождение строго по восходящей пяти ступеней:
1) создание зоны свободной торговли;
2) образование таможенного союза;
3) формирование общего (единого) рынка, который предусматривает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала;
4) организация экономического и валютного союза;
5)переход к политической интеграции и созданию единых политических институтов.
В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении - он может быть «заторможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интеграция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. В-третьих, вызывает сомнение, что европейский опыт, на основе которого выделялись эти стадии, является универсальным.
Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике и тезис функционалистов о том, что политические различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практике нередко оказывается наоборот - не техническое и экономическое сотрудничество влияет на политику, а политическое решение ведет к развитию или сворачиванию сотрудничества в той или иной области. Например, именно по политическим соображениям США в свое время покинули специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Представители федерализма - школы, противоположной предыдущей, - напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. Для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов наоборот - «сверху вниз».
Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли, в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П.А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».
В рамках федерализма активно развивались одно время идеи «мирового правительства», которое должно было бы объединить людей в общее государство. Представления о «мировом правительстве» встретили жесткое сопротивление со стороны различного рода исследователей и политиков, которые подчеркивали необходимость сохранения национальной и государственной принадлежности. В дальнейшем появилось множество работ, в которых показывалась несостоятельность, по крайней мере в ближайшем будущем, реализации этой идеи.
Под воздействием федерализма функционализм получил дальнейшее развитие и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они - по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, - способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процессам и подталкивают участников к дальнейшему объединению в сфере экономики.
Интеграционные процессы проходят не просто. Несмотря на взаимную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере оказывается большим, чем других. Имеет значение и неоднородность интересов различных групп внутри интегрирующихся стран. Кто-то выигрывает от интеграции в большей степени, поэтому заинтересован В ней, в то время как другие слои населения или группы оказываются в проигрыше. Последние выступают против интеграционных процессов и оказывают давление на правительственные структуры.
Существуют и другие издержки интеграции. Как и в ситуации г глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х гг. Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.
Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции - функционализмом, неофункционализмом, федерализмом - обсуждать вопросы и соответственно предлагать теоретические схемы, вязанные с ограничением интеграционных процессов.
Одновременно существуют процессы, ведущие к противоположим по сравнению с интеграцией результатам - распаду государств ли межгосударственных образований, которые описываются в литературе как дезинтеграция. Необходимо подчеркнуть, что оба понятия «интеграция» и «дезинтеграция», относятся прежде всего межгосударственным отношениям. Так, когда произошел распад СССР, на месте которого в 1991 г. образовались 15 новых государств, спались и некоторые международные организации, где Советский союз играл ключевую роль (в частности, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского договора). Произошел распад в 1990-е гг. и таких государств, как Югославия и Чехословакия. Первом случае дезинтеграция прошла болезненно, с целым рядом вооруженных конфликтов; во втором - мягко, получив название бархатного развода.
Отношения между интеграционными и дезинтеграционными процессами следует, скорее, рассматривать аналогично существующим между глобализацией и регионализацией. Однако в целом вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически не разработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате сами тренды развития оказываются плохо сравнимыми.
В последние годы процессы интеграции интенсивно шли в различных регионах мира - в Северной Америке, в частности в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), в Азии - в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако наибольшей степени развития они достигли на Европейском континенте в рамках ЕС. Правда, основные дискуссии в странах ЕС идут как раз по поводу того, как далеко может и должна «зайти» интеграция: что должно оставаться в ведении национального государства, а что - входить в компетенцию наднациональных образований.
Процесс европейской интеграции выстраивался постепенно. Идеи объединения Европы для предотвращения новых войн высказывались еще во время Второй мировой войны. После ее окончания одним из активных сторонников интеграционных процессов в Европе был министр иностранных дел Франции Р. Шуман, который совместно с другим французским автором, политологом Ж. Монне, во многом заложил концептуальные основы будущего развития Европы. Первым практическим шагом было создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), призванного координировать и стимулировать экономическое развитие шести европейских стран Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Франции. Усилия этих стран были направлены на облегчение торговли углем и сталью внутри «шестерки».
Следующий этап в развитии европейской интеграции связан с Римским договором 1957 г., когда те же шесть государств решили перенести принципы сотрудничества, которые были заложены ранее, на иную сферу - атомную энергетику - и образовали Европейское сообщество по атомной энергии. Создано было также Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), получившее название «Общий рынок». Сформировалась зона свободной торговли, где были сняты тарифы и ограничения на передвижение товаров внутри границ ЕЭС. ЕОУС Евратом и ЕЭС образовали Европейское сообщество.
Единый европейский акт, в котором ставилось целью к 1992 г. создать реальной общий рынок, со свободным движением товаров, капитала, людей и услуг, был принят в 1985 г.
Особенно интенсивно процессы интеграции пошли в Европе после окончания холодной войны. Знаменательным событием в этот период стало подписание Маастрихтского договора 1992 г., определившего фактически новый этап развития европейской интеграции. Большое значение имели такие события, как создание Шенгенской группы (зоны), облегчившей визовые и таможенные передвижения внутри Европы, а также преобразование ЕЭС в более интегрированную структуру - ЕС.
Европейский союз образован в 1993 г. на основании Маастрихтского договора, подписанного в 1992 г. 12 европейскими странами: Бельгией, Великобританией, Германией, Грецией, Данией, Ирландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Францией. Соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции были подписаны в 1994 г. Европейский союз в 1998 г. предпринял новые планы по расширению, назвав еще 12 стран, которые должны войти в него в течение последующих десяти лет.
Маастрихтский договор, а затем и Амстердамский договор развевают идеи единой Европы и предусматривают создание единого политического, экономического и валютного союза («Европа без границ»), окончательное формирование единого внутреннего рынка, подразумевающего свободное передвижение товаров, капиталов, услуг, 1одей. Входящие в ЕС страны поставили перед собой ряд целей, в частности: создание экономического и валютного союза и замену национальной валюты единой валютой; ведение общей внешней политики и политики в области безопасности, а впоследствии и общей политики в области обороны; учреждение системы межгосударственного сотрудничества в области внутренних дел и юстиции; принятие общего хна прав и свобод личности на территории ЕС; реформу институтов и др.
Все процессы современной европейской интеграции характеризуются многоаспектностью. Они охватывают одновременно различные сферы - экономическую, политическую, гуманитарную и др. Кроме того, для них характерна и такая особенность, как тенденция к расширению участников интеграции.
Кризис в Косово дал толчок развитию ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Принято было решение о сомни экспедиционных войск численностью 60 тыс. человек. Договор в Ницце 2001 г. предусматривал формирование европейских сил
быстрого реагирования к 2003 г.
Европейский союз значительно расширился в 2004 г.: к нему сразу присоединились десять новых членов, в том числе и три государства, входившие ранее в состав СССР, - Латвия, Литва и Эстония, и ЕС стал объединять 25 государств.
Полувековая история развития европейской интеграции дает много материала для теоретического осмысления данного опыта. Российские ученые-политологи Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют три основополагающих принципа концепции и практики интеграционного строительства ЕС:
1) интеграция является не целью, а средством;
2) интеграция требует постепенности;
3) интеграция нуждается в адекватных механизмах.
В рамках первого принципа выделяются два аспекта. Во-первых, интеграция подразумевает, что в выигрыше оказываются все участники, поскольку их интересы легче реализуются совместными усилиями. При этом они вносят также свой вклад в общее строительство, совместно пользуются полученными плодами, исключают методы принуждения в принятии решений. Во-вторых, интеграция не решает всех существующих проблем. Являясь средством, она может лишь помочь в их решении.
Второй принцип, т.е. принцип постепенности интеграции, предусматривает, что этот процесс длительный и состоит из ряда этапов. В экономической области они те же, что были перечислены ранее, но с учетом сделанных оговорок: создание зоны свободной торговли, таможенного союза; формирование общего рынка; образование экономического и валютного союза. Поспешность в переходе к следующей фазе оборачивается неудачами, о чем также свидетельствует опыт ЕС. Например, в 1970 г. был предложен план образования валютного союза, предусматривающий введение единой валюты еще в 1980 г. Но ему так и не суждено было сбыться именно в силу неготовности ЕС к таким шагам.
Наконец, под третьим принципом, подразумевающим адекватные механизмы интеграции, понимается процесс длительного и сложного! согласования интересов и позиций стран-участниц. Именно по этой причине ЕС столь пристальное внимание уделяет проблеме совершен ствования процесса принятия решений.
ИНТЕГРА́ЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНЫЕ
(от лат. integer – целый и франц. dés... – приставка, означающая отрицание, уничтожение) – понятия, к-рыми в бурж. социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в единое целое и распадение целого на элементы. Интеграция – гармонизация и объединение различных социальных групп (классовая интеграция), ассимиляция различных культурных элементов в единой гомогенной культуре (культурная интеграция), примирение и совпадение разных моральных норм (моральная интеграция) и т.д. Дезинтеграция – процессы разложения и распадения общества на враждующие группы и группировки, группы – на индивидов, преследующих личные, а не обществ. цели, и т.д. Состояние интеграции и дезинтеграции и взаимопереходы этих состояний являются, согласно бурж. социологии, гл. моментами процесса обществ. развития. Учения о социальной интеграции и дезинтеграции развивали Конт, Спенсер, Дюркгейм, Зиммель, Гиддингс, Смолл, Росс, Знанецкий, Сорокин, Мак-Айвер, Богардус, Визе, Парсонс и др.
В этом учении ярко проявляется идеализм бурж. социологии: движущей силой социального единства людей и социальных конфликтов считаются факторы духовной жизни общества – моральное единство людей или разложение общей системы ценностей (см. P. Sorokin, Society, culture and personality..., 1947; R. Ε. L. Faris, Social disorganization, 1948; H. W. Odum, American social problems..., 1946; E. S. Bogardus, Sociology, 1941). На этой основе бурж. социологи извращают существо и истинные причины таких социальных явлений, как революция и борьба классов, сводя их к противоречиям и борьбе в идейной сфере (см. К. Mac Iver, Society: its structure and changes, 1931; C. Brinton, The anatomy of revolution, 1938; P. Sorokin, Man and society in calamity, 1943).
Методологич. основой теорий социальной интеграции и дезинтеграции являются механистич., антидиалектич. представления, исходящие из теории равновесия (см. Равновесия теория). Антинауч. характер носят широко распространенные попытки бурж. социологов применить для объяснения процессов объединения и разъединения социальных групп и факторов законы и модели точных наук – физики, химии и т.д. (см. G. Lundberg, Foundations of sociology, 1939; S. C. Dodd, Dimensions of society, 1942; J. W. Bews, Human ecology, 1935). В качестве состояния социальной интеграции в совр. капиталистич. обществе бурж. социологи пропагандируют установление классового мира, классового сотрудничества (см. Е. Mayo, The social problems of an industrial civilization, 1945; Industry and society, 1946).
Учения о И. и д. с. в совр. бурж. социологии имеют реакц. идеологич. смысл и направлены против марксистского понимания развития общества. Их целью является затушевывание классовых противоречий капиталистич. общества.
Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1876–77; Дюркгейм Э., О разделении общественного труда, пер. с франц., О., 1900; Зиммель Г., Социальная дифференциация, пер. с нем., М., 1909; Park R. Ε., Burgess Ε. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921; Mumford L., Technics and civilization, N. Y., 1934; его жe, In the name of sanity, N. Y., 1954; Ross Ε. Α., Principles of sociology, 3 ed., Ν. Υ.–L., 1938; Εlliot M. A. and Merrill F. E., Social disorganization, revised ed., N. Y.–L., 1941; Gillette J. M., Reinhardt J. M., Problems of a changing social order, N. Y.–L.–Toronto, 1942; Gillin J. L. , Social problems, 4 ed., N. Y., 1952.
H. Новиков. Москва.