Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Население народы и племена африки. Ботсвана

Бушмены - властители пустыни

Бушмены - властители пустыни


Бушмены – небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. У бушменов сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас бушмены - это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.


Голландско-бурская и английская колонизация XVII-XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства оставшихся к тому времени бушменских племен. Когда-то племена бушменов были разбросаны по всему побережью пустыни Намиб в юго-западной Африке, от берегов реки Кунене до реки Оранжевой, а еще раньше они обитали на большей территории африканского континента.


У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей».


За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.


Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.


Бантуязычные племена Анголы и Намибии – куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другие, являясь скотоводами, боготворят своих домашних животных. И если бушмены начинают охотиться на их коров и коз, возникают серьезные проблемы. Потеряв корову, они похищают молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, другими словами, полурабыней. Молодые бушменки красивы, большие любительницы танцев и песнопений.


У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.


Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири. В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду.


У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценнейшего хранилища.


У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».


Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.


Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».


С такой же молитвой обращаются бушмены к кузнечику-богомолу, который называется цг‘аанг или же цг‘аанген, то есть господин. «Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Господин! Пошли мне самца гну!»


Язык у бушменов очень труден для произношения европейцам. У них нет числительных: один и все, а дальше – много. Говорят они между собой очень тихо, видимо, привычка первобытных охотников, чтобы не вспугнуть дичь.


Кочуя по пустыне в поисках съедобных растений или преследуя антилоп, бушмены не задерживаются на одном месте. Там, где их застает ночь, они роют неглубокую яму, с наветренной стороны строят заслон из травы, хвороста, веток кустарника и укладываются на ночлег. Обычно свой табор они устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди», то есть бушмены. Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.


Устроив новое стойбище, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца бушмены изготовляют фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц (после вылупления страусят), тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляют бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке шкуры диких животных, украшая орнаментом.


У бушменов нет своего скота, поэтому не умеют обращаться с домашними животными. Лишь те из них, кто работал на фазендах и фермах белых, научились, например, доить коров. Если представляется возможность, бушмены сосут молоко коров и коз прямо из вымени. Бывают случаи, когда бушмены находят в пустыне самок антилоп орикса и сосут молоко вместе с телком. Случай невероятный, но такое взаимопонимание имеет место. Они объясняют это «пониманием антилопы желаний бушмена, просящего молоко».


Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.


Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.


Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами».


В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.


Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались.


В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда. Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.


О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей.


Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.


Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает.


Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается.


Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.


В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.


Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время.


Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +50 С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.


Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны, буйволы и жирафы, аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.


Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.


Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь.


Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы.


Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное.


Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель.


Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.


Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык.


Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.


Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы.


У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп, которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.


Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.


Скрадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.


Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.


Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.


Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.


Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».


В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.


По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы.


Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.


Когда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.


Материал: http://saga.ua/43_articles_showarticle_1239.html

13.5.2.Бушмены

Образ жизни. Бушмены – их теперь называют сан, были (и отчасти остаются) охотниками и собирателями. Испокон века они кочевали в пустыне Калахари и окрестных полупустынях. Приспособленность бушменов к жизни в пустыне поражали путешественников. Знаток Южной Африки Лоуренс Грин писал о бушменах: «Ни один африканский народ не может сравниться с бушменами в знании природы. Они непревзойденные охотники, знатоки змей, растений и насекомых, они художники и наследники богатого фольклора». Великолепное знание природы, умение добывать воду и находить пищу среди камней и песков позволило бушменам выжить там, где казалось жить невозможно. Обычно бушмены кочуют вблизи источников воды, но когда источники иссякают, они знают, где искать воду. Найдя казалось пересохший источник, они роют в песке яму пока не дойдут до водоносного слоя. Воду собирают в сосуды, сделанные из цельной скорлупы страусовых яиц с отверстием на одном конце. Бушменка берет стебель тростника, привязывает к концу пучок травы и опускает в яму. Взяв в рот свободный конец стебля, женщина создает в зарытом пучке травы род вакуума, благодаря чему вода быстро поднимается по стеблю в рот. По другой тростинке или соломинке вода поступает изо рта в яйцо. Когда нет воды, бушмены выкапывают сочные клубни и корни водоносных растений.

Бушмены делятся на племена, различающиеся по языку, степени сохранности культуры и масштабам смешения с соседями банту (есть «желтые» и «черные» бушмены). Тысячелетиями они вели кочевой образ жизни, но ныне многие племена перешли на оседлость. Бушмены кочуют группами от 10 до 30 (иногда до 50) человек. Группы состоят из родственников и примкнувших друзей, т. е. людей, с кем легко жить и работать. Для жилища бушмены используют шалаши из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. В шалашах они хранят личные вещи и спят в жаркое время дня. Ночевать предпочитают на открытом воздухе, располагаясь кругами вокруг костра. В прежние времена огонь добывали трением. Традиционная одежда ограничивается набедренной повязкой. Женщины носят сделанный из цельной шкуры антилопы плащ – каросс, служащий также мешком для переноски продуктов и подстилкой для спанья. Главное охотничье оружие у бушменов лук – острие стрел натирают ядом, получаемым из растений и личинок насекомых. Пользуются и копьем, ставят силки, капканы, роют ямы. Женщины заняты сбором съедобных насекомых, растений, плодов и корней.

Добыча еды. Основную массу пищи – 60–80 %, добывают женщины. У бушменов племени кунг, живущих в Калахари ни границе Ботсваны и Набии, главным продуктом питания являются орехи монгонго. Деревья монгонго дают постоянный и обильный урожай орехов, питательностью и калорийностью превосходящих злаковые культуры. Плодоносят монгонго круглый год. Женщины собирают также ягоды, фрукты, зелень, съедобную смолу, коренья, семена, луковицы, дикие арбузы и дыни (в сезон дождей) – более 100 видов съедобной растительной пищи. Они ищут и находят насекомых (кузнечиков, гусениц, жуков, термитов), дающих до 10 % белковой пищи. Мужчины тоже участвуют в собирательстве, но меньше, чем женщины. Изобилие съедобных растений настолько велико, что бушменам достаточно 20 ч. собирательства в неделю, чтобы обеспечить племя едой. Все же около трети калорий бушмены получают от мясной пищи.

Добыча мяса – дело мужчин. Вопреки популярным романам основную часть мяса бушмены получают не от охоты на антилоп или буйволов с помощью отравленных стрел, а путем добычи мелких млекопитающих, многие из которых живут под землей. Здесь главными орудиями охоты становится щуп, длинная полка с крючком на конце и силки. Помощниками в охоте являются отлично обученные собаки. Бушмены непревзойденные следопыты. По следам они определяют вид животного, его возраст, состояние здоровья, как давно оно прошло, в какое время дня оставило следы, и голодное животное или сытое. По следам охотники преследуют ценную дичь (какой-нибудь вид антилопы). Сложнее всего подобраться к добыче, ведь бушменский лук эффективен не дальше, чем на 35 м. Сделав удачный выстрел, охотник поступает на первый взгляд странно: он отправляется на стоянку, где спокойно ложится спать. На другой день, захватив подручных для переноса добычи, охотник отправляется на место выстрела, а затем по следам находит убитое животное. Дело в том, что легкая бушменская стрела не убивает, а переносит яд, и у охотника есть время отдохнуть, пока яд сделает свое дело.

Любопытно, что удачливого охотника отнюдь не хвалят, и сам он всячески принижает свой успех. В книге Ричарда Ли бушмен Гауго объясняет как должен вести себя охотник, убивший крупного зверя: «Скажем, человек охотился. Он не должен придти домой и заявить как хвастун: «Я убил что-то большое в буше!». Он должен сначала сесть и помолчать, пока я или кто-то еще не подойдет к его костру и не спросит: «Что ты видел сегодня?». Он отвечает спокойно: «Я не гожусь для охоты. Я вообще ничего не видел… может быть что-то маленькое». Тогда я в душе улыбаюсь, потому что знаю, он убил что-то большое». Пренебрежение к добыче выражают и мужчины, отправившиеся перенести мясо в лагерь. Они высмеивают добычу, говорят, что не стоит нести домой эту кучу костей, а охотник с ними соглашается и предлагает, бросив все гиенам, начать новую охоту. Этот древний обычай направлен на смирение гордыни охотников и поддерживает равенство членов племени. Принято благодарить не охотника, а дух убитого животного. Печень животного мужчины съедают на месте охоты, так как считается, что она содержит яд, опасный для женщин.

Питание. Вопреки домыслам о «жалких дикарях», загнанных в пустыню (где они всегда жили), бушмены питаются лучше не только жителей Черной Африки, но жирных американцев из «Золотого миллиарда». При малом росте бушмены получают 2355 калорий и 96,3 г. белка в день, что превышает средние стандарты ВОЗ. При этом еда сбалансированная – 2/3 растительной и 1/3 животной пищи, содержит все необходимые витамины и не содержит ненужных организму очищенных углеводов (белого хлеба, полированного риса, сахара), маргарина и напитков типа колы. Добыча еды и прочий труд по хозяйству занимает у бушменов мало времени. Ричард Ли подсчитал, что женщины доба тратят в неделю 12,6 ч. на собирательство, 5,1 ч. на изготовление одежды и утвари, 22,4 ч. на приготовление пищи и домашнее хозяйство; всего 40,1 ч. Мужчины трудятся немного больше: 21,6 ч. уходит на охоту и собирательство, 7,5 ч. на изготовление и ремонт оружия и орудий охоты, 15,4 ч. на домашнюю работу; всего 44,5 ч. в неделю. Для сравнения, средний американец или канадец тратит на домашнее хозяйство около 40 ч. в неделю (при всех стиральных машинах), да еще работает минимум по 8 ч. пять дней в неделю, т. е. еще 40 ч. в неделю. У бушменов явно больше свободного времени, чем у американцев, но досуг они тратят не на телевизор или интернет, а на живое общение.

Социальная жизнь. У бушменов, как и у пигмеев, нет вождей и старейшин. Сообщения о бушменских вождях основаны на недоразумениях. Решения принимают сообща с общего согласия, причем женщины участвуют в обсуждении наравне с мужчинами. Общество бушменов – общество равных. Все добытое на охоте и собранное женщинами делится между членами рода. Главное занятие бушменов в свободное время – это общение. Люди постоянно ходят в гости – перемещаются с одной стоянки на другую. Там они встречаются с друзьями, обмениваются подарками и наравне с членами семьи пользуются добытой общими усилиями пищей. Большую часть времени хозяева и гости проводят в беседах; они много шутят, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют священные танцы.

Брак и семья. Родители договариваются о помолвке детей, когда они еще маленькие. Учитываются ограничения, препятствующие заключению брака: слишком близкое родство и совпадение имени жениха с именами родственников невесты (то же для невесты). Для закрепления помолвки родители обмениваются подарками. Фактический брак происходит, когда жених и невеста уже подросли. Мальчики женятся в 18–25 лет, девочки выходят замуж в 12–16 лет. Родители невесты окончательно соглашаются отдать дочь замуж, лишь присмотревшись к жениху. Он должен удовлетворять двум основным требованиям: быть хорошим охотником и не быть задирой, склонным к дракам. Первый брак начинается с инсценировки похищения. Невесту силой уводят от родителей и приводят в хижину жениха. На другой день молодых умащивают смесью орехового масла и ароматных семян. Женщина Тва делится с Ричардом Ли подробностями предстоящей женитьбы юноши Тома и ее дочери Куши:

«Когда Тома придет с востока, мы устроим женитьбу. Сначала построим дом, где им жить. Затем Тома зайдет в хижину и будет ждать, а мы – «матери» и «бабушки» пойдем и приведем Куши. Она будет плакать и плакать, сопротивляться, драться и кричать на нас. Иных девушек приходится относить на спине. И все время мы говорим ей: «Этого мужчину мы даем тебе. Он не чужой: он наш мужчина и хороший мужчина; он не причинит тебе вреда, и мы, твои тунси («матери»), будем рядом с тобой в этом селении». Когда она немного успокоится, мы войдем в хижину и сядем вокруг костра для беседы. Потом всем захочется спать; мы уйдем, оставив с дочерью старшую девушку: они будут вместе спать, так что Куши ляжет между подругой и мужем. На следующее утро мы помоем и покрасим их. Мы помоем мужа и жену смесью масла монгонго и семян дыни тцама. И покрасим с головы до пят красной мазью».

Далеко не всегда умыкаемая невеста сопротивляется понарошку. Ведь ее не спросили, когда родители договаривались о браке. Теперь настал ее час, и если невеста упорно выражает недовольство, то брак не состоится. Никто не будет принуждать девушку жить с нелюбимым. Факт, что почти половина первых браков сразу распадается, говорит о том, что бушменские девушки умеют за себя постоять. Браки, где девушка только притворялась недовольной, длятся долго, до смерти одного из супругов. Муж и жена взаимно привязаны, хотя проявлять чувства не принято: супруги предпочитают шутить и поддразнивать друг друга. По оценке антрополога Лорны Маршалл число разводов в таких браках не превышает 10 %. При разводе супруги расстаются по-хорошему, обычно между ними сохраняются добрые шутливые отношения. Собственно говоря, брака и развода в «цивилизованном» понимании у бушменов нет: просто люди живут вместе или прекращают совместную жизнь.

У бушменов преобладают моногамные браки. Из 131 обследованных женатых мужчин 122, т. е. 93 %, имели одну жену, 6 мужчин имели двух жен, один жил с тремя женами, и двое делили общую жену. Все многоженцы были знахарями: у бушменов считается, что знахари обладают особой силой, и жены гордятся такими мужьями. Остальные мужья и рады завести вторую жену, но им препятствуют жены. А с женами у бушменов считаются. В пожилом возрасте многие бушмены остаются одни в связи со смертью мужа или жены и вынуждены вступить во второй брак.

Сексуальные традиции. Дети у бушменов до 7-8-и лет бегают голые. Они наблюдают за не слишком скрытым сексом родных и соседей и начинают им подражать, сначала в играх. По мере взросления сексуальные игры сменяются групповым подростковым сексом. Большинство мальчиков и девочек занимаются сексом с 15 лет. Поэтому сопротивление невесты, когда ее отводят в хижину жениха, никак не связано с боязнью потерять невинность. Семейные пары чаще всего приступают к сексу вечером у догорающего костра. Они лежат на боку, обратившись к огню, – мужчина сзади женщины. Молодежь занимается сексом днем в буше. Их позы разнообразны: юноша сверху или девушка сверху, сближение спереди и сзади. Бушменки хорошо знают, что такое женский оргазм и используют для него слово, обозначающее вкус дикого меда. У бушменов нет орального и анального секса, прерывания секса и садомазохистских развлечений, свойственных «цивилизованным» людям. До недавнего времени они не знали, что такое изнасилование. Теперь, с завозом спиртных напитков, случаи появились.

Гомосексуализм не распространен среди бушменов, хотя иногда встречается. Изредка им занимаются дети и подростки, еще реже – взрослые, женщины и мужчины. Но мужской гомосексуализм встречается чаще, чем женский (лесбиянство). По наблюдения Ричарда Ли из шести мужчин и двух женщин, имевших гомосексуальные отношения, все состояли в браке, т. е. все были бисексуальны. Прочие бушмены относятся к подобным людям со смесью изумления и любопытства, но без всякой вражды.

Бушмены сегодня. В наши дни идиллическая жизнь бушменов в Калахари подходит к концу. Все чаще они вступают в контакт с цивилизацией, причем ее проводниками выступают черные африканцы. Вооруженные огнестрельным оружием, они занимаются охотой на еще многочисленных животных Калахари, лишая бушменов источника мяса. Взамен банту – гереро и бечуаны, нанимают бушменов проводниками и отдают им остатки добычи. Они используют бушменов и как пастухов при выпасе стад, но собственного скота у бушменов нет. Черные африканцы охотно берут в жены бушменок, миловидных в молодости. Кроме красоты, бушменки еще и бесплатны, ведь за них не требуется платить выкуп родителям. Сами банту своих девушек за бушменов не отдают.

Наивные люди

Это кочевое племя обитает в Африке с незапамятных времен. Откуда они ведут свой род, достоверно неизвестно. Количество людей в этом загадочном племени немногочисленно, но жизнь бушменов настолько необычна, что ее изучением занимаются ведущие научные центры во всем мире.

Бушмены сохранили уклад давних веков, архаичные формы жизни древней Африки. И наблюдая за этим племенем, можно понять, какими по-детски наивными и доверчивыми людьми был населен Черный материк в древности.

Они кочуют по пустыне в поисках плодов и корешков, охотятся за антилопами и никогда не задерживаются долго на одном месте. По вечерам они выбирают место для стоянки, роют небольшую яму, укрывают ее сверху хворостом и травой и укладываются спать. Обычно это происходит в кустарниках - поэтому европейцы и назвали их бушменами - людьми из кустов. Иногда они устраивают более оборудованные стойбища - когда находят обильное пищей место. Но как только еда скудеет, они отправляются дальше.

Устроившись на новом месте, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца изготовляются фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц, тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляются бусы, серьги, подвески и мониста.

В поисках воды


Бушмены питаются не только корешками и плодами. Едят они практически все - саранчу, термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Но больше всего любят мясо, хотя едят его не так часто, как им того хотелось бы. Очевидцы говорят, что бушмены обладают поистине волчьим аппетитом и могут съесть за один раз огромное количество поджаренного на углях мяса.

В жарком климате Африки основная проблема - вода. Так как бушмены обитают в пустынях Калахари и Намиб, где нормальному человеку выжить практически невозможно, то для них она еще более насущна. Но тем не менее, они всегда обеспечены живительным напитком, потому что умеют добывать его повсюду. Бушмены находят подземные колодцы, пользуясь своим удивительным чутьем. Они собирают влагу, сконденсировавшуюся на листьях или траве.

Кроме того, бушмены знают секретные колодцы, неизвестные никому вокруг. Они так тщательно маскируют свои сокровища, что никто не догадывается, что эта куча камней или песчаный холмик на самом деле скрывают главное сокровище пустыни - воду.

Правда, не совсем ясно, как это желание припрятать «свою» воду уживается с отсутствием уважения к чужой собственности. Или же бушмены научились у своих жестоких завоевателей, или в их жизненных ценностях есть некое лукавство - чужое мы возьмем, но и свое не отдадим.

Жестокая цивилизация


Этому племени, как и всем африканским народам, пришлось столкнуться с жестоким миром завоевателей-европейцев.

В те кровавые времена бушмены были практически истреблены, а ведь до колонизации они обитали повсеместно. Основная причина этого уничтожения заключалась в том, что в сознании племени существует твердое убеждение, что все в мире принадлежит всем людям. То есть, основное понятие «цивилизованного» мира - частная собственность им незнакомо. Земля, трава, корешки, деревья, животные, которые ходят вокруг - все это общее. И вот на исконных территориях бушменов появились люди, которые исповедовали совсем другие принципы. Доверчивые аборигены видели невиданных коров и убивали их. Но расплата за эту доверчивость оказалась жестокой. Во времена колонизации за одну убитую корову уничтожалось 30 бушменов!

Но бушмены не поняли урока. И начались карательные экспедиции против практически безоружного и безобидного племени. На них устраивали облавы, натравливали собак, сжигали их единственное убежище - сухой кустарник. Однажды произошел поистине ужасающий случай - был отравлен колодец бушменов. Вскоре около него было обнаружено 120 трупов… Но племя пережило все ужасы колонизации, и вполне благополучно существует до сих пор.

Дети и старики


Кроме отсутствия понятия частной собственности, есть еще одна «коммунистическая» особенность жизни бушменов - это единственное африканское племя, в котором нет вождей. Они кочуют по пустыне, останавливаются там, где придется, едят, что придется, и отправляются дальше. И им вовсе не требуется руководитель для этих занятий.

Зато у них необычайно развита взаимовыручка. Каждый найденный плод или корешок делится на всех - можно сказать, что бушмены это большая и дружная семья. За двумя довольно жестокими исключениями. Одно из них - нежелание возиться со стариками. Перед большими переходами они просто остаются умирать на месте стоянки…

И еще один обычай, дикий для европейцев. Бушменка убивает своего ребенка, если он родился раньше, чем через три года после предыдущего. Делается это потому, что мать не может прокормить и вырастить сразу двух младенцев. Зато те дети, что выжили в суровых условиях, уже становятся практически неуязвимыми к любого рода испытаниям и боли. У бушменов столь низкий болевой порог, что они могут спокойно разговаривать и улыбаться в то время, когда им, например, накладывают шов без наркоза.

Натуралисты


Бушмены обладают еще множеством самых замечательных способностей. Они не просто живут в ладу с природой, они являются ее частью и знают множество тайн…

Любая сломанная веточка, откатившийся камешек ясно рисуют им картину событий, случившихся на этом месте какое-то время назад. Они не потеряют друг друга в самых отдаленных местах - умение ориентироваться у них поистине уникально.

Говорят, что они знают язык растений, животных и умеют получить все, что хотят… Интересно, что у бушменов существует странная дружба с одним из источников их пищи - антилопами. Иногда они подходят к обычно пугливым антилопам и сосут их молоко вместе с телятами, а те безропотно позволяют это делать. Сами бушмены это объясняют тем, что антилопа понимает, когда ее хотят убить, а когда - просто просят у нее немного молока.

Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмены всегда используют соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов они используют их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, охотник входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Бушмены знают тайные снадобья против укусов змей и скорпионов. Интересно, что у них существует нечто вроде прививки - некоторые бушмены глотают яд в небольших количествах, чтобы выработался иммунитет. Яды помогают им в охоте - они смазывают им наконечники стрел. Причем яд может быть и смертельным и просто усыпляющим жертву.

Это способности бушменов хорошо известны жителям Африки, и к ним часто обращаются за помощью даже вполне образованные и просвещенные врачи, которые в свою очередь помогают бушменам тогда, когда они сами бессильны справиться с болезнью. Хочется верить, что такое сотрудничество будет полезным для всех и вмешательство цивилизации не уничтожит древнее племя бушменов с Земли…

На земле сохранилось около 100 тыс. бушменов. Из них больше половины, порядка 55 тыс., живут в Ботсване, ещё чуть больше 30 тыс. в Намибии, остальные в ЮАР, Анголе, Замбии и Зимбабве.
Бушмены обладают наиболее древним этнотипом, т.е. другими словами, являются древнейшими представителями человечества. По мнению многих исследователей именно из пустыни Калахари человечество начало свой исход по миру, приспосабливаясь к новым условиям, изменяясь и мутируя. Оставшиеся же в Калахари бушмены как бы законсервировали свой генетический код и донесли его до наших дней.


Бушмены - это обобщённое название коренных народов Южной Африки, говорящих на койсанских языках.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек степи» (Bush — кустарник, местность, поросшая кустарником, англ.) и иногда считается оскорбительным (название им дали ещё до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman букв. — лесной человек); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания. Основные племена - сан, са, сонква, масарва, басарва, куа, кой.
Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу и тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Представители этой народности отличаются очень низким ростом, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок и склонность к преждевременному образованию морщин. Черты лица скорее монголоидные.
Бушмены проживают в пустыне Калахари уже как минимум 30 тыс. лет. Всё это время они придерживались традиционного для себя кочевого образа жизни, мужчины занимались охотой, а женщины собирательством.

Как писал Йенс Бьерре в книге «Затерянный мир Калахари», бушмены всегда сопротивлялись внешнему влиянию, никогда не вступали в конфликты с пришельцами, предпочитая уходить все дальше и дальше в суровые пустыни, где неприспособленный человек не смог бы существовать. Они живут, как жили их отдаленные предки, — охотятся с помощью лука и отравленных стрел, землю не обрабатывают и постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи: кореньев, ящериц, змей, гусениц, ягод, насекомых. Бушмены едят все, что не содержит яда, все мало-мальски питательное. Они так же близки природе, как и животные, они — часть самой природы.
Но, к сожалению, даже эта тактика не помогла бушменам. С приходом на Юг Африки европейцев они лишились сначала своих земель, а потом и права на охоту. В настоящее время практически не осталось традиционных поселений бушменов. Их принуждают вести оседлый образ жизни и ассимилироваться с остальным населением.

Большинство лоджей в пустыне Калахари предлагает своим гостям так называемые «прогулки с бушменами». В течение 2 - 3 часов у вас есть возможность прогуляться с ними по бушу и узнать про их традиции и способы выживания в пустыне.

Всё своё ношу с собой. Пожалуй, эта пословица наиболее точно подходит бушменам. Кочевой образ жизни научил бушменов обходится в быту минимальным набором инструментов, которые помогают добыть и приготовить еду и помещаются в небольшой мешок, сшитый из кожи маленькой антилопы стинбок. Лук, стрелы, палка для копания, палка для метания, набор для разведения огня - вот и всё содержимое мешка.

Я уже писал в первоапрельском опросе, что бушмены могут обходиться долгое время без постоянных источников воды. Несмотря на то, что Калахари не является пустыней в классическом понимании, а, скорее, полупустыня, на её территории нет постоянных источников воды. Само название пустыни происходит от слова Kgalagadi, что на языка тсвана означает «место без воды». Но бушмены умеют добывать воду из того, что даёт им пустыня: из местных арбузов, из корней определённого вида кустарника и т.п. Если год будет удачным и сезон дождей будет дождливым, то дождевую воду бушмены консервируют в пустых страусиных яйцах, закапывая их как можно глубже в песок в тени под кустами.

Всё, что нужно бушмену для жизни в пустыне, всегда находится у него под рукой. Гибкие стволы кустарника идут на изготовление лука, а его корни в результате примитивной обработки становятся специальной охотничьей палкой, иголки кустарника, если проделать у основания отверстие, вполне сгодятся для шитья, а в качестве ниток можно использовать волокнистый корень какого-то конкретного дерева. А если несколько ниток сплести, то получится тетива для лука.

Вот, кстати, эта специальная многофункциональная палка. В быту она используется как молоток, размельчитель, а на охоте становится грозным оружием. С её помощью бушмены обычно охотятся на маленьких антилоп.

При умелом броске этой чудо палки такая вот антилопа вполне могла стать ужином для целой деревни бушменов, а её шкура украсить в виде накидки плечи какой-нибудь бушменской красавицы.

Существует мнение, что именно укрощение огня и его использование для собственных нужд поставило окончательную точку в возвышении человека над остальным животным миром. Процедуру добычи огня вам покажут и в масайской деревне в Кении, и намибийские химба и какие-нибудь эфиопские эрборе.

Но именно бушмены за 30 тысяч лет отточили этот процесс до совершенства. Я думаю, если бы в Африке проходил чемпионат по разжиганию огня, бушмены не слезали бы с пьедестала как бразильцы в футболе.
После показательных выступлений наших бушменских гидов повторить трюк попыталась пара бельгийцев. Увы...

Мне показалась интересной жизненная философия бушменов. Как я уже писал выше, они стараются никогда не вступать в конфликт с окружающим миром, они оставляли свои земли более агрессивным африканским племенам пока не оказались в никому не нужной Калахари, где до определённого времени все их оставили в покое. Важнейшие решения принимаются всеми членами общины на основе консенсуса, женщины имеют равное право голоса, даже интересы детей должны быть учтены.
Так же в традициях бушменов никогда долго не задерживаться на определённой территории, чтобы не истощить её. Поохотившись и покопав на одной земле надо идти дальше и дать этой земле отдохнуть.

Как и положено гостеприимным хозяевам, под конец «прогулки» нам устроили небольшую развлекательную программу. Наши гиды показали нам один из культовых танцев бушменов - танец орикса.
Орикс, он же гемсбок, а для любителей русской словесности - сернобык, - одно из самых почитаемых бушменами животных. Так же как и они, ориксы могут долго обходиться без источников воды, получая необходимую влагу из растений. Чёрные полосы на мордах ориксов для бушменов - знак их мистического происхождения.

На следующий день во время сафари мы увидели танец ориксов в оригинальном исполнении.
Дело в том, что эти антилопы иногда собираются в кучу и бегают по кругу друг за другом. Возможно, эта особенность и дала основание бушменам считать, что ориксы достойны отдельного танца в их культуре и мифологии.

Как обычно в Ботсване вечернее мероприятие заканчивается sundownner"ом - стаканчиком виски или джина с тоником, бокалом вина или просто соком на закате.

То, что описано выше - это лёгкий вариант приобщения к культуре бушменов. В Ботсване есть единственная компания, которая организует туры с «полным погружением» в жизнь и быт древнейшего народа земли.


Автор - Ю. Сприжицкий.

Из 55 тыс.проживающих на территории Ботсваны бушменов только порядка трёх тысяч до сих пор сохраняют традиционный образ жизни. В основном они живут в труднодоступных местах западной части Ботсваны на границе с Намибией. Компания по договорённости с бушменами организует мобильный лагерь рядом с их поселением и в течение нескольких дней туристы полностью погружаются в повседневную жизнь общины, либо просто наблюдая за жизнью бушменов, либо, при желании, принимая участие в том, что происходит вокруг.


Автор - Ю. Сприжицкий.

Пару лет назад мне посчастливилось организовать поездку российской группы к таким бушменам. По возвращении участники поездки поделились со мной впечатлениями и фотографиями, некоторые из которых я публикую с их согласия.


Автор - Ю. Сприжицкий.

Стоимость таких туров далеко не бюджетная (мягко говоря). Большая часть прибыли идёт на покупки для бушменов разрешений на охоту, так как от неё зависит поддержание их традиций, уклада жизни и просто выживания. В замен вы получаете возможность на несколько дней стать частью клана одного из древнейших народов мира.

Автор - Ю. Сприжицкий.

Так что, будете в Калахари, заходите на огонёк:)

  • Оглавление раздела: Народы Земли
  • Читать: Пигмеи из Африки

Бушмены - в переводе значит лесные люди (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»). Английское слово «бушмен» (Bushman) в точном переводе означает «человек из кустов» и иногда считается оскорбительным. В то же время у самих бушменов нет общего самоназвания для всех племён этого народа. На территории ЮАР широко распространено альтернативное название бушменов - «сан» (San). По происхождению оно является готтентотским, т.е. из языка нама. В этом языке слово «сан» носит пейоративный оттенок, и его можно трактовать как «аутсайдер» или «чужой». Этот народ, численность которого около 75 тыс. человек, проживает в основном в пустынных областях Намибии, а также прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также встречаются они и в Танзании.

по ряду антропологических признаков отличаются от негроидов, так как имеют более светлую кожу, у них тонкие не мясистые губы. На основании этих и других признаков они относятся к так называемой капоидной расе. Характерная особенность их языков - это наличие особых щелкающих звуков. А среди характерных особенностей национальной кухни следует отметить регулярно употребление в пищу личинок муравьев, так называемого «бушменского риса».

В какие времена бушмены заселили Южную Африки, к настоящему времени точно определить не удалось. По одной из версий, это произошло предположительно порядка 10-20 тысяч лет назад. А начиная XV века бушмены стали постепенно вытесняться вглубь пустыни Калахари пришедшими с севера бантуязычными племенами-скотоводами. Но особенно сильно пострадали бушменские племена от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го. За это время европейцами было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие бушменские племена либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на многочисленных фермах. И только на территории Ботсваны не происходило систематического преследования бушменов.

У бушменов, в отличие от других африканских племен, другой общинный устрой - у них нет вождей. Бушмены, постоянно находясь в условиях полуголодного бродяжничества по пустынным районам, просто не не могли себе разрешить такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, которые обычно живут за счет остальных членов общества. Поэтому у бушменов вместо вождей есть старейшины. Это выборная должность, а выбирают старейшин из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, при этом они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Следует отметить, что бушмены верят в загробную жизнь, при этом они очень боятся умерших. Пэтому у них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, а вот культа предков, характерного для более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время многое изменилось, поэтому очень немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, а большинство из них является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены известны как великолепные рассказчики и сказители, они неподражаемые в музыке, а также танце и пантомиме. Их простейший музыкальный инструмент - обычный охотничий лук, в котором в качестве тетевы натянуты волосы животных, с прикрепленной пустой дыней или даже пустой консервной банкой, выполняющих роль резонатора. Во время танца бушмены надеваются на щиколотки сухие и пустые коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами - ими они отбивают ритм.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!