Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в заколдованный лес. Лесная школа, или как провести день в лесу

Открытое занятие ТРИЗ - РТВ

«Чудеса в лесу»

Старшая группа

Обучающие задачи:

Систематизировать знания об объектах круглой квадратной, треугольной формы;

Продолжать обучать разгадывать загадки и изображать отгадку (животного);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением; отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом (принцип эмпатии).

Развивающие задачи:

- развивать ассоциативное мышление; развивать связную речь и ёё выразительность; логическое мышление, воображение и фантазию;

Продолжать развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции и осознанную речевую активность;

Развивать эмоционально - чувственную сферу детей.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать самостоятельность и активность в ходе познавательной деятельности;

Продолжать воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение делать комплименты.

Методы и приёмы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Загадывание загадки.
  4. Дидактические игры.
  5. Нетрадиционное рисованиею.

Словарь : волшебный, путники, «Вкусные слова», «Большие слова», «Красивые слова», «Сказочные слова».

Оборудование : цветочная поляна, «Волшебное дерево», листы бумаги с геометрическими фигурами, мольберты, мяч. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия :

Педагог: Ребята, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в чудесный лес, куда может попасть любой человек, стоит только захотеть. Эта чудесный лес - лес фантазии, выдумок, воображения. И мы с вами сейчас туда отправимся. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Тили - Тили - тили месс,

Открывайся чудный лес!»

(произносим волшебные слова, открываем глаза, звучат «звуки леса» - шум деревьев)

Педагог:

Дети, вот мы и в чудесном лесу. В нём всё необычное и волшебное. Слышите, как шумят деревья?

Ребята, что это за дерево? (обращаю внимание детей на дерево)

«Срочно - срочно помогите ! «Я добрая волшебница. Среди многих чудес, которые меня окружают, есть волшебный сад, где растёт необыкновенное, волшебное дерево.

Весной дерево зацветало волшебными, красивыми цветами. Когда в саду останавливались путники и садились отдохнуть под деревом, случалось невероятное - они становились добрыми».

Педагог: «Дети, кто такие путники?».

Д emu: «Люди, которые путешествуют, которые долго находятся в пути».

«Но этой весной цветы не распустились».

Педагог: «А как вы думаете почему?».

Дети: высказывают разные предположения, одно из предположений: «Его заколдовала злая волшебница».

«У меня есть тоже сад, но деревья цветут тёмными, колючими, некрасивыми цветами. Я тоже хочу такое красивое дерево и я решила: «Раз у меня нет таких красивых цветущих деревьев, то пусть не будет ни у кого!». И теперь это дерево не будет цвести!

Добрая волшебница: Я прошу Вас о помощи. Помогите расколдовать моё дерево!».

Педагог: «Дети, поможем доброй волшебнице?».

Дети: «Да, мы поможем!».

Педагог: «А как мы можем помочь доброй волшебнице?».

Дети: отвечают

Педагог: Мы с вами станем волшебниками, и расколдуем волшебное дерево. Чтобы расколдовать нам волшебное дерево нам нужно стать волшебниками и пройти несколько испытаний. Вы готовы? Значит, отправляемся в путь дорогу искать цветы для волшебного дерева. Но прежде чем отправиться давайте подзарядимся хорошими настроением для этого мы с вами поиграем в игру которая называется «Комплименты».

Нужно придумать друг другу комплимент. Предложения могут начинаться словами «Ах, какой ты!..», «Ах, какое у тебя!..», Ах, как ты!..» и т.п. говоря другу комплимент, мы с вами будем передавать вот этот смайлик, тем самым мы с вами получим хорошее настроение.

Дети говорят комплименты и передают смайлик.

Педагог обращает внимание на указатель: Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдёшь - пропадёшь; направо пойдёшь - в яму упадёшь; прямо пойдёшь на цветную поляну попадёшь.

Куда нам ребята надо идти? (прямо)

Тут какая-то записка «Стоп! Шагать теперь постой! Поляна цветов перед тобой! Чтоб чудное дерево расколдовать каждый цветок тебе нужно узнать! А под каждым цветком задание выполнить! (выбираем цветок дети садятся на стульчики)

1. Цветок - Ромашка

«Нужно загадку отгадать, но ещё и показать!»

(дети отгадывают загадки и изображают животных)

  • Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать

  • Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

  • Маленький, беленький,

По лесочку прыг - прыг!

По снежочку тык - тык!

  • Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

И горлана - петуха

Унесла она в леса.

Педагог: Молодцы ребята загадки мы разгадали, и за это цветная поляна дарит нам цветок для волшебного дерева. Выбираем следующий цветок

2. Цветок - Василёк

«Помоги ёжику собрать урожай»

Чтобы собрать яблоки нужно для этого придумать слова на заданные темы. За каждое яблоко нужно придумать по пять слов на такие темы:

  1. «Вкусные слова»
  2. «Большие слова»
  3. «Красивые слова»
  4. «Сказочные слова»

Дети: придумывают слова на заданные темы.

Педагог: какие вы у меня находчивые и умные дети справились и с этим заданием! И за это нам цветочная поляна дарит ёще один цветок. Выбираем следующий цветок

3. Цветок - одуванчик

Педагог: Задание такое поиграть в игру «Скажи наоборот»

(дети становятся в круг педагог с мячом в середину).

  • Заяц летом серый, а зимой …
  • Медведь сильный, а заяц …
  • У ёжика шубка колючая, а у лисы …
  • У зайца хвост короткий, а у лисы…
  • Медведь большой, а медвежонок…
  • Ёлочка маленькая…
  • Кустик низкий, а дерево …
  • У дуба ствол толстый, а берёзы…
  • У берёзы ствол светлый, а у дуба…
  • У клёна листочки большие, а у берёзки ….
  • Белый гриб съедобный, а мухомор…

Педагог: и с этим заданием справились молодцы, в нашей корзине есть ещё один цветок. Продолжаем дальше?

Выбираем цветок (дети садятся на стульчики)

  1. Цветок - Мак

Педагог: А этот цветок предлагает поиграть в игру «Если бы я был …?»

Педагог начинает : «Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Никита, а если бы ты был деревом?», дальше ребёнок находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребёнку передаёт своё вопрос. Игра проводится, пока все дети не примут в ней участие.

Педагог: Молодцы дети! Вы прекрасно справились с заданием. За это вы получаете очередной цветок. Выбираем следующий цветок.

Цветок - Роза нам предлагает такое задание Игра «Что бывает круглое, квадратное, треугольное?»

Дети называют предметы

Педагог: Молодцы ребята, сколько вокруг разных предметов имеющих геометрическую форму, но цветочная поляна нам не отдаёт нам этот цветок, а предлагает нам превратить геометрические фигуры в различные объекты живые и неживые.

Дети: (подходят к мольбертам и начинают зубной пастой дорисовать геометрические фигуры)

Педагог: Вот и последний цветок мы получили от цветной полянки. Нас ждёт добрая волшебница, теперь, мы наконец - то можем расколдовать волшебное дерево.

Дети вывешивают цветы на дерево и любуются волшебным деревом.

Педагог: как же нам удалось расколдовать дерево? Дети перечисляют, как они поэтапно получали по одному цветку с цветочной поляны.

Педагог: «Какими цветами зацвело волшебное дерево?».

Дети: «Дерево зацвело волшебными, красивыми, яркими, необычными цветами».

Воспитатель: Молодцы дети!

Звучит лёгкая, спокойная мелодия, в конце дети садятся около дерева.

Педагог предлагает сфотографироваться возле волшебного дерева.

Конспект игрового занятия в старшей группе тема: «Путешествие в волшебный лес»

Автор: Кравец Ольга Юрьевна воспитатель, КГУ Областная специальная коррекционная школа-сад для детей с ЗПР г.Актобе
Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных. Расширить представление о диких животных, жарких стран и севера их внешнего вида и образа жизни. Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, с помощью игровых ситуаций доставить радость, удовольствие от занятия; Развивать общую и тонкую моторику, речевое дыхание. Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к природе, любознательность.
Материалы и оборудование: сенсорные дорожки, силуэтное изображение животных севера, жарких стран и диких, панорама среды обитания животных, панно со следами диких животных и пальчиковые куклы лиса, заяц, медведь; шнуровка «паутинка», объемные цветы из бумаги, палочки и цветные трубочки, карточки с изображением грибов.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес.
- А поедем мы на сказочном-музыкальном автобусе, садитесь поудобнее и в путь (звучит музыка)
- Вот и наша остановка, я предлагаю выйти и посмотреть, что же интересного происходит в волшебном лесу.
Здравствуй лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
ты же видишь мы свои.

Чтобы попасть на лесную поляну нужно преодолеть препятствие и пройти по дорожкам а так как наш лес волшебный, то нужно пройти пальчиками (сенсорные дорожки).
Вот мы и на лесной поляне, здесь нас встречают разные животные, давайте рассмотрим их и назовем (на наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных севера, жарких стран и диких, необходимо отгадать животное по силуэту и расселить по месту обитания).
-На севере где мы расселили животных, разыгралась вьюга и метель;
- В лесу поднялся ветер, и зашумела листва;
-В Африке поднялась песчаная буря;
Дыхательная гимнастика - выдувание воздуха через трубочки.
Ну, вот ветер стих и буря успокоилась.
Теперь необходимо наших животных покормить
Дыхательная гимнастика «Покорми животных»
Ребенок с помощью струи выдуваемого воздуха задувает еду животным
(обезьянке –банан, мишке панде-листочек и т.д)
-Пора двигаться дальше
На тропинке видны следы животных, как вы думаете, какие звери здесь пробегали? Давайте по следам определим чьи они. (называют чьи следы)
-А теперь возьмите животных, чьи следы мы обнаружили и давайте попробуем пройти по ним.
Упражнение «Следопыт» ребенок одевает пальчиковую куклу зайца, лисы, медведя и проходит пальчиками по следам
-Предлагаю немного отдохнуть
Динамическая минутка «Зайки»
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки вбок,
И на месте скок да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы мои зайчишки!
Замедляем, дети, шаг,
Шаг на месте, стоп! Вот так!

Вот в деревьях сидят веселые паучки и гусенички, и просят им помочь.
- Давайте поможем гусеницам превратиться в бабочек (нанизывают на цветную палочку- крылышки, чтобы цвета совпали), вот наши бабочки готовы давайте рассадим их на цветы на поляне, чтоб они собрали цветочный нектар (соотношение по цвету бабочки и цветка)
Паучкам поможем доплести их паутинки (шнуровка)
-Идем дальше, посмотрите, сколько на поляне грибов выросло, все они спрятались в траве.
Давайте подуем на травку и увидим гриб.
Дыхательная гимнастика «Грибочек»
Назовем какие грибы мы собрали и определим какие из них съедобные, а какие нет.
- Наше путешествие подходит к концу нам пора отправляться домой, давайте займем свои места в автобусе и в путь.

    Ориентируясь в лесу без компаса, следует помнить и придерживаться природных закономерностей:

    • С южной стороны кора деревьев более светлая и молодая, чем с северной - там она грубая и тмная;
    • С южной стороны на стволах сосен вторичная кора образуется позже, нежели с северной;
    • Любимое место для роста лишайников и мхов - северная сторона ствола дерева;
    • Смола на елях, соснах, пихтах и лках в жаркую погоду выступает с южной стороны;
    • Более густая и насыщенная трава растт с южной стороны от одиночных пней и камней; и сохнет южная трава при длительной жаркой погоде быстрее, нежели на северной стороне;
    • С южной стороны холмы и склоны сухие и менее заросшие;
    • Некоторые домики диких животных и птиц строятся с учтом направления ветра: вход с южной стороны;
    • Грибы на деревьях и пнях произрастают чаще всего с северной стороны;
    • Двигаясь по направлению течения реки обязательно выйдешь к поселению;
  • Лучше всего ориентироваться по GPS. Правда, где много больших деревьев, он может не найти спутники. Там надо выйти на открытую поляну.

    Если нет GPS, то по компасу. Если нет компаса, стороны света можно определить по приметам. Тень в полдень указывает на юг (например, истинный полдень в районе Москвы в 13:15). С помощью часов со стрелками можно очень точно определить направление на юг. Часовая стрелка направляется на солнце, и биссектриса угла с направлением на полдень (13:15 для Москвы) точно укажет на юг. В пасмурную погоду можно приблизительно определить стороны света по следующим признакам: у деревьев с юга ветви больше и пышней, моха больше с северной стороны. Муравейники располагаются как правило с южной стороны дерева. В темное время суток Полярная звезда указывает направление на север.

    Кроме того, полезно запоминать, где вы проходите, откуда слышны звуки деревни, дороги. Также можно оставлять специальные отметки, например, сломать ветку, чтобы она указывала нужное направление. Можно на поваленном бревне вырезать знак. Можно завязывать ленточки или оставлять метки краской (как при разметке лыжной дистанции). В общем, вплоть до того, чтобы поставить указатели, чтобы впредь не заблудиться.

    P.S. Поскольку в наших лесах ходит очень много народу, можно спрашивать, как пройти. Язык до Киева доведет! Только для гарантии нужно спросить не менее 3 человек. А то я как-то послушал грибников и вышел в 10 км от дачи с полными корзинками...

    Если нету компаса, то стороны света можно найти, посмотрев на ствол дерева. С северной стороны на нем растет мох. А уже узнав, где север, просто сориентироваться, где остальные стороны света - если встать спиной к северу, то впереди у нас будет юг, справа - запад, а слева, соответственно, восток. Главное, знать, куда нужно идти, чтобы выйти в нужной точке.

    А ещ можно просто запоминать тропинку, по которой шли, а потом вернутся назад.

    Многие советы о том, как ориентироваться в лесу , совершенно неприменимы на практике. Я не раз бывал в сибирской тайге и уверяю вас, что мох на стволах растет как попало, солнца в лесу нет, а запоминать путь совершенно бесполезно. Как меня учил один опытный охотник, самый надежный в лесу ориентир - направление движения облаков. Как ни странно, это наименее подверженный изменениям ориентир. Во всяком случае, в течение нескольких часов верховой ветер меняется редко. Так что в лесу ориентироваться лучше всего по облакам.

    Самый простой и надежный способ. В Интернете скачать карту большого масштаба, взять компас. Составить маршрут по точкам через характерные местные предметы. Определить направления движения из каждой точки. Возможно, это будет длинный маршрут, но он точно приведет в нужное место.

    Если нет карты и компаса. Мох, цветы, муравейники особо не помогут. Мох на северной стороне бывает на отдельно стоящем дереве, а в лесу этот номер не проходит. Чаще не подскажут ягоды и муравейники. Поэтому нужно постоянно контролировать движение. Для этого необходимо выбирать направление по створу двух деревьев или характерных ориентиров до определенной точки, от нее вновь определять направление с учетом прежнего маршрута, и этот процесс продолжать до выхода в нужное место. Это сложно, но других методов нет. Важно не паниковать.

    При солнце и звездах все проще, но ночью нужно быть очень внимательным, можно запросто получить серьезные травмы.

    В свое время проходил специальные тренировки, могу сказать, что лучше не идти в лес самостоятельно, он не любит шутить.

    В наших лесах мобильный практически нигде не берт и рассчитывать вы можете только на себя. Я вс лето практически живу в лесу, но даже зная местность, несколько раз кружила и не могла найти выход. Если вы идте в большой лес, тайгу, то обязательно возьмите с собой часы, спички, еду, соль, топор, нож и желательно компас. Как ориентироваться по компасу вас учили в школе, если нет, то потренируйтесь заранее, так же и по часам.

    Вам уже рассказали, как найти дорогу домой по солнцу, по деревьям, как делать метки по дороге.Я дополню, как можно определить стороны света по траве, цветам. Например, взять и посмотреть ягоды земляники, шиповника, покрасневший первым бок ягоды укажет вам юг, это происходит потому, что на солнце он краснеет быстрее, чем сторона, обращнная в другую сторону(на север).

    Всем известна своими цепляющими колючками череда. Если на небе тучи и солнца не видно, посмотрите на это растение, е корзинки всегда смотрят на солнце.

    Вечером, когда солнце скрылось, посмотрите на расположение лебеды, она всегда следит за светилом и после заката на всю ночь обращена на запад, по ней можно определить где находится запад, а где восток.

    Можно найти старый пенк, у его основания всегда растт много травы. Там, где она гуще, выше и сочнее, там юг, а напротив- север.

Юлия Мазнина

Младший племянник в этом году пошел в школу. Младший сын остался единственным из их мужской компании, кто еще не охвачен школой, и ему немножечко обидно и никак не хочется оставаться в стороне. Чтобы немного сгладить ситуацию, во время очередной летней поездки в лес, когда муж со старшим сыном отправились сплавляться по одной из красивейший рек Урала – Белой (на башкирском языке ее название звучит еще более поэтично – Агидель), а мы с младшим остались ждать их на берегу, я решила открыть в лесу лесную школу. Что из этого вышло и чем все закончилось, читайте дальше.

Вступление

Мама: Малыш, а ты знаешь, что в лесу тоже есть своя школа? Как ты думаешь, как она называется? Правильно, конечно же, лесная! Попасть в нее может любой, кто находится в лесу. Хочешь туда попасть? Тогда давай найдем вход в лесную школу. Он между двумя сосенками, а рядом должны расти колокольчики. Когда колокольчики один раз (динь-ди-линь), это значит, что начинается урок, а когда два раза (динь-ди-линь, динь-ди-линь) – что урок заканчивается и наступает переменка.

Так местность сын уже изучил заранее, найди две сосенки, рядом с которыми росли колокольчики, ему не составило труда. Пока перетаскивали в школу наш плед для сидения на земле, незаметно выставила старичка-лесовичка, которого сделала дома из шишки, прикрепив к ней глазки и ротик из пластилина, и дальше уже говорила от его имени.

Лесовик: Здравствуй, Малыш! В лесную школу учиться пришел? А я как раз учеников поджидаю! Добро пожаловать в самую зеленую, в самую душистую, в самую загадочную школу на свете! Давай знакомиться! Меня старичок-лесовичок зовут. Я в лесу живу, за лесом ухаживаю и лесной школой заведую. А как тебя зовут?

Сын представился.

Лесовик: Вот и познакомились, Максим. А теперь неплохо было бы поприветствовать тех, кто в нашей лесной школе обитает. Оглянись-ка вокруг, что видишь?

Увидели мы с сыном: траву, деревья, насекомых, птиц, и еще вспомнили про ящерицу, которую видели до начала игры.

Лесовик: Малыш, очень часто люди здороваются не только словами, но и движениями: пожимают друг другу руки, а близкие люди обнимают друг друга. А ты бы как жестами траву поприветствовал? Погладил? Отлично! Давай попробуем! А с деревьями? Да, их тоже можно погладить или обнять. Они теплые! Попробуй и убедишься сам.

Поприветствовали травку: пробежали по высокой траве, стараясь задеть ее руками, обнимать деревья сын не захотел, поэтому ограничились поглаживанием.

Лесовик: А как же поздороваться с насекомыми и птицами? Нам их с тобой не поймать, да и ни к чему это. Тогда давай голосом поздороваемся: пожужжим как пчела («ж-ж-ж»), а теперь громче — как шмель («Ж-Ж-Ж»), а теперь позвеним как комар («з-з-з»), а теперь как пострекочем как кузнечики («стр-стр-стр»). Теперь очередь с птицами здороваться.

Вслед за лесовиком жужжали как пчелы, звенели как комары, стрекотали как кузнечики, попробовали повторить звуки птиц, которые услышали. А ящерицу мы решили поприветствовать притопыванием ножкой: поприветствовали, а заодно и предупредили, чтобы была осторожна, а то ненароком наступим ей на хвост.

Урок 1. Как устроен лес.

Лесовик: А теперь можно и урок начинать. Динь-ди-линь. Первый наш урок будет посвящен тому, как устроен лес. Да-да, в лесу все не так просто. Вот скажи мне, чем отличается лес от поля или луг?

Выяснили, что главное отличие леса от луга в том, что в лесу есть деревья и кустарники, а травы есть и в лесу, и в поле, и на лугу.

Лесовик: Отойди вот сюда на прогалину и посмотри наверх: все ли деревья одинаковой высоты? Какие самые высокие?

Хотя довольно часто бываем в лесу, раньше не обращала внимание сына на то, что деревья в лесу разной высоты. Поэтому сын сделал маленькое открытие: сосны оказались выше берез.

Лесовик: Да, малыш сосны и ели выше берез и осин. Как мы ели и сосны называем? Правильно, хвойные. А березы и осины? Да, лиственные. В смешанном лесу хвойные деревья обычно самые высокие, а лиственные – чуть пониже. А что еще ниже?

Сначала нашли траву, потом обнаружили, что кустарники выше травы.

Лесовик: Да, малыш, ниже лиственных деревьев кустарники, еще ниже – трава. А если на нижнюю часть деревьев посмотреть, особенно в теньке, что там найдешь? Точно, мягкий зеленый мох! А если прямо к самой земле пригнуться, что еще увидишь?

Так как место это многим известное, грибы и ягоды искали долго, но все-таки нашли.

Лесовик: Вот такой он лес – многоярусный. Молодцы мы с тобой, что с этим разобрались!

Переменка. Подвижно-пальчиковая игра «Ярусы леса»

Лесовик: Динь-ди-линь, динь-ди-линь. А теперь переменка! Можем с тобой песенку спеть и пальчики немного размять, перед тем как нарисовать многоярусный лес.

Смели небольшую песенку с движениями, придуманную прямо на ходу:

Мы в лесок гулять пойдем (шагаем на месте),
Мы в лесу с тобой найдем:
Ягоды, грибочки, (загибаем пальчики – на каждую строчку по одному),
Травушку-муравушку,
Кустики-кусточки,
Лиственные деревца,
Сосны, ели без конца.

При желании можете нарисовать ярусы леса. Сыну не терпелось двигаться дальше, поэтому мы этот пункт пропустили и рисунок ярусов леса сделали на другой день.

Урок 2. Деревья и кустарники

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, начинается второй урок. Он будет посвящен деревьям и кустарникам. Давай посмотрим вокруг, сколько разных деревьев и кустарников найти сможем?

Из хвойных деревьев нашли сосны и лиственницы, их лиственных – березы и осины. А кустарников оказалось больше: рябина, боярышник, черемуха, шиповник, крушину (у нас их называют волчьими ягодами), малина, смородина. Сын очень удивился, увидев лесную малину и смородину (был уверен, что они растут только в саду) и сначала не хотел даже пробовать ягоды, так думал, что они, как и у крушины, ядовитые.

Лесовик: Молодец, Малыш! Много разных деревьев и кустарников заметил. А я пока мы с тобой разные деревья и кустарники искали, заметил еще вот что: деревья, они как люди, бывают семейками живут, а бывают дружат, а еще у них детский сад есть. Догадаешься, о чем я говорю? Семейку деревьев найдешь?

Сын не сразу понял, что хотел от него лесовичок, пришлось давать подсказку: семья – это когда деревья растут очень близко друг к другу или даже из одного корня. Из одного корня часто растут березы, но тут мы таких не нашли. Зато нашли семейку сосенок и даже определили, кто есть кто: дерево с самым толстым стволом – папа, дерево со стволом потоньше – мама, дерево с самым тонким стволом – ребенок.

А одну семейку назвали многодетной: снаружи определить сколько сосенок растет вместе мы не смоли. Пришлось ложиться на землю, и снизу считать стволы. Оказалось аж 9 штук: мама, папа и 7 деток.

Лесовик: Хорошо, про семейки догадался. А разные деревья, которые рядом растут и дружат, найдешь?

С этим заданием сын легко справился: нашли вот таких друзей: сосну и березу, сосну и малину, березу и шиповник.

Лесовик: А лесной детский сад отыщешь?

Тут тоже все оказалось достаточно просто: детским садом лесовик назвал поросль молодых сосенок, в вот поросль молодых березок нам найти не удалось.

Лесовик: Малыш, знаешь, как называют людей, которые выглядят почти одинаково? Да, Близнецами. А вот среди деревьев близнецов почти нет. У каждого из них, как и у людей, свои особенности. Поищешь деревья с особенностями?

Обходя деревья вокруг, нашли сломанную березу и березу с большой трещиной, сосну с подрубленным стволом, сосну с высоко отломанными нижними ветками, сосну с раздваивающимся стволом (такие деревья мы называем «дерево-штаны»). Потом попробовали взять первое попавшееся дерево и найти у него особенность: оказалось, что на одной березе оборвали кору, у другой внизу две сухие ветки, одна сосна оказалась такой толстой, что сыну было не обхватить ствол руками, а ствол другой оказался настолько тонким, что я смогла обхватить его своей кистью и т.д.

Лесовик: Малыш, даже две очень похожих друг на друга сосны, будут отличаться рисунком коры. Сравним?

Чтобы «снять» с дерева рисунок коры нам понадобились два листка бумаги и карандаши: приложили листки бумаги к деревьям и заштриховали. Отпечатки, действительно, оказались, разными:

Но самой большой нашей находкой оказались два деревья на берегу реки, корни которых несколько лет назад так сильно помыло водой, что они обнажились почти на метр в глубину.

Мне раньше не приходилось видеть корни деревьев так глубоко. Оказалось, что у сосны они очень похожи на ее стволы: толстые и покрыты той же корой.

В этом месте мы «застряли» надолго, поэтому мне пришлось на ходу переделать сценарий.

Надоели скучные прогулки?

Лесовик: Чтобы удержать в земле дерево с широко раскинутыми ветвями, корни деревьев должны быть не только толстыми и идти глубоко в землю, но и тянутся широко. Сам попробуй: если встанешь на одну ножку – качаться будешь, а если ноги пошире расставишь? Не получится тогда у мамы тебя повалить, да и моряки по палубе корабля во время качки так ходят – крепче на ногах держаться получается.

Попробовали постоять на одной ноге. Но так как у сына плохо получается, заменила задание на другое: постоять, поставив одну ногу на другую. Потом попробовали постоять на упавшем дереве нога к ноге и широко расставив ноги.

Лесовик: В корнях деревьев многие звери любят устраивать норы, удобно, правда? Кстати, тут тоже есть небольшие норки. Как ты думаешь, чьи они могут быть?

Входы в норки мыли очень маленькими — всего несколько миллиметров в диаметре. Чьи они могут быть мы так и не придумали.

Лесовик: Понаблюдай, возможно, увидишь хозяина.

То, что в норки залетают маленькие осы, которых уже мы встречали до этого, я увидела раньше. Поэтому лесовик и предложил сыну понаблюдать за норками. Вскоре и Максим увидел обитателей норок — небольших ос. Мы очень удивились, так как никогда раньше такого не видели. Уже дома я нашла, что это были земляные осы.

Переменка. Подвижная игра «Попади в щель»

Лесовик: Динь-ди-линь, динь-ди-линь. Переменка! Малыш, вот тебе мячик. Потренируемся попадать в мишень? Давай найдем какую-нибудь лесную мишень. Думаю, вот эта щель между стволами дерева-штаны отлично подойдет!

Поперекидывали мячик через щель между стволами дерева-штаны, составляя фразы с рифмами:

  • лес полон… чудес,
  • река бежит… свысока;
  • там где мох, не растет… горох;
  • корни сосны сильны — тянут воду из… глубины;
  • цветут ромашки — белеют рубашки и т.д.

Урок 3. Как лес и река дружат.

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, начинается третий урок. На нем мы с тобой узнаем о дружбе реки и леса. Думаешь, речке все равно где течь? Э, нет… Ей по лесам больше течь нравится, чем по полям да лугам. Когда речка по лесу течет, она сильнее, полноводнее становится. А почему, знаешь? Нет? Тогда сейчас расскажу.

Малыш, ты когда-нибудь лужу в лесу видел? Видел, хорошо. Но была, она, наверное, не под деревьями, а на дороге — на голой земле, которую машину укатали. Угадал я? Угадал. А в лесу луж почти никогда не бывает. И летнюю дождевую воду, и весенние талые воды лес запасает и прячет в землю. А помогает ему в этом лесная подстилка. Посмотри-ка, Малыш: разве под деревьями голая земля?

Куда там! Перегнившие и гниющие листья, сучья, трава, хвоя — вот она лесная подстилка, и только под нею земля. Лесную подстилку пронизывают грибницы, и покрывает мох.

Поковыряли палочкой почву под деревьями: нашли все, о чем Лесовик говорил: и прелые листья, и прошлогоднюю траву, и хвою, и сучья, и мох.

Лесовик: Попадет влага в такую подстилку — не испарится на солнышке и под ветром, а медленно в землю уйдет — превратится в подземные речки. Подземную воду, Малыш, еще грунтовой называют. Грунтовые воды, малыш, родники питают, а родники — речки. Чем больше удалось лесу запасти воды, тем больше родников, тем полноводнее реки, которые через лес текут.

А там, там Малыш, где река течет, тучи чаще собираются, и дождик чаще идет. Так река лесу спасибо говорит. За заботу о реке говорят лесу спасибо и бобры. Они ведь запруды на реках ставят и дом у них на воде, хатка называется. Интересно, Малыш, а в этом месте нет ли бобровой запруды?

Побежали к реке. Запруду бобровую, не нашли. Зато свою из камней построили.

Лесовик: Отличная запруда получилась, Малыш. Бобр из тебя получился что надо! Динь-ди-линь, динь-ди-линь. Переменка! Играем в бобров!

Переменка. Подвижная игра «Бобренок»

Лесовик: Знаешь, Малыш, какой у бобра хвост? Плоский, покрытый чешуйками, по форме — как весло. Зачем ему такой хвост? Чтобы рулить и чтобы предупреждать сородичей об опасности: приметил бобр опасность, шлеп по воде хвостом раз-другой, и был таков. Когда бобрята подрастают, взрослые их учат совим хвостом пользоваться. Давай и мы попробуем.

Сын был бобренком, я — бобрихой. Говорила куда плыть, сын бегал в нужном направлении (например, направо до реки, налево до высокой сосны и т.д.). Если говорила «опасность», ему нужно было хлопнуть в ладоши и спрятаться.

Лесовик: Хорошо поиграли, малыш. Но пора и за учебу браться.

Урок 4. Лесная картина

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, начинается последний урок. Он будет про травы. Смотри, малыш, сколько я разных травок к лесу нашел, а ты такие найти сможешь?

Пока сын-бобренок бегал, я сорвала много разных веточек и листиков от трав. Сыну нужно было найти и сорвать такие же.

Лесовик: Молодец, Малыш! С заданием справился! А теперь давай из сорванных веток, листиков и цветов картину-гербарий сделаем! Положишь ее потом под гнет, засохнет она — красиво получится.

Веточки, листики, цветы на лист картона можно приклеивать или прикреплять с помощью степлера или скотча. Мне больше всего нравится вариант со степлером. Вот что у нас получилось:

Лесовик: Малыш, динь-ди-линь, динь-ди-линь. Переменка! Твоя картина привлечет много насекомых. Кто придет ей полюбоваться?

Переменка. Подвижная игра «Насекомые»

Читала стихотворение, сын изображал, как движутся насекомые. Под конец вместе с ними упал на траву:

Прилетела на картину
Полосатая пчела. (машем руками)
А за нею шмель — шмелек (машем руками и бегаем)
И веселый мотылек, (машем только ладонями — маленькими крылышками)
Два жука и стрекоза (расставляем руки в стороны и летаем)
Как фонарики глаза. (делаем кружочки из пальцев и подносим их к глазам)
А еще комар и муха — толстенькое брюхо. (гладим ладонью живот и бегаем)
Прискакал кузнечик прыткий. (прыгаем)
И червяк приполз ленивый. (ползаем или ходим на корточках)
Прыгали, летали,
От усталости упали. (падаем на пол или со шлепком опускаем руки на коленки).
Источник (текст изменен)

Экзамен в лесной школе – квест

Лесовик: Малыш, уроки закончились. Ты очень хорошо позанимался в лесной школе! Осталось выдержать экзамен. Он покажет, как усвоил все то, что я тебе рассказывал. Но не пугайся, это будет весело, и тебе обязательно понравится! На экзамене всегда есть билеты – небольшие листочки бумаги с заданиями. А все мои экзаменационные билеты растрепал ветер, вот, один только остался. Но по нему ты с легкостью найдешь все остальные, ведь на билетах изображено как раз то, что мы с тобой сегодня видели. А в конце тебя будет ждать приз. Готов? Тогда начинай!

На небольших листочках бумаги нарисовала приметные объекты из ближайшего окружения (всего у меня получилось 10 картинок).

И разложила картинки цепочкой, так чтобы в каждом месте лежала картинка того места, куда идти дальше. Первую картинку, соответственно, сын получил от лесовика, а в последнем месте был спрятан приз, который я привезла с собой.

Обычно в таких квестах сын участвует с более старшими братьями и оказывается на вторых ролях – бегает за ними следом. Поэтому сначала он слегка испугался, но с помощью моих подсказок узнав первое место, поверил в свои силы и дальше уже все разгадал сам. Довольный сам собой и уставший от насыщенного школьного дня, сел распаковывать сюрприз.

Заключение

Вот такая игра у нас получилась в лесу. Я сама осталась ей очень довольна. Игра в ненавязчивой форме поспособствовала тому, чтобы сын внимательнее посмотрел на то место, где мы находились, но и дал ему возможность поверить в то, что он, оказывается, многое может сам, без старших братьев.

Впереди еще, наверняка, будут теплые денечки. Не лишайте себя и малыша возможности провести погожий осенний день на свежем воздухе с пользой для развития малыша. Надеюсь, наши игры вам в этом помогут!

А чтобы не забыть о них, сохраните статью на стену своей социальной сети. Возможно, она пригодится и другим родителям!

Любите ли вы выезжать с детьми в лес? Чем еще они могут оказаться полезными, кроме как свежим воздухом и отдыхом от городских забот? Давайте обсудим! Ждем ваших идей в комментариях!

Если Вы любите выезды на природу с детьми, Вам также может быть интересно.

Путешествие в заколдованный лес”.

Цель : развитие познавательных процессов.

Задачи :

Закрепить знание геометрических фигур и тел и их свойств, формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу;

Развивать абстрактно-логическое мышление, внимание на материале счёта;

Развивать речь, внимание, мыслительные операции, интерес к предмету;

Воспитывать у детей навыки самостоятельности, творческую активность.

Форма работы : групповая.

Тип занятия : комбинированное занятие (формирование знаний и закрепление).

Форма занятия : игра-путешествие.

Предшествующая работа : знакомство со свойствами геометрических тел, работа с планами, чтение сказки В.Катаева “Цветик-самицветик”.

Использованная литература :

Оборудование : набор геометрических фигур (цилиндры 2-х размеров, конус, куб, шар) и их “паспорта”, логические таблицы, 7 лепестков разного цвета, карта и планы к ней, игрушки зверей.

Ход занятия :

I . Орг.момент .

Почтальон приносит письмо.

Ребята, мы получили письмо от зверей из Волшебного леса. Они попали в беду. Послушайте, что они пишут.

Ребята, с нами приключилась большая беда; нас заколдовал Злой Волшебник, а спасти нас сможете только вы, если преодолеете все препятствия и правильно выполните задания. Мы надеемся на вас. Звери из Волшебного леса.

Давайте отправимся в Волшебный лес и поможем лесным зверушкам.

II . Психогимнастика.

Все входят в лес. Идут тихонько, перешагивают через пни, раздвигают ветки.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

III . Игра “Волшебный мешочек”.

- Посмотрите, здесь лежит волшебный мешочек. В нём геометрические фигуры. Чтобы помочь зверятам, вы должны на ощупь определить, что там за фигура, найти её “паспорт” и сказать, на что эта фигура похожа.

В волшебном мешочке шар, конус, цилиндры большой и маленький, куб. На столе их паспорта. Дети нащупывают фигуры по очереди, достают её, находят её “паспорт” и говорят, на что похожа эта фигура.

IV . Игра Будь внимательным .

Дефектолог показывает прямоугольник с нарисованными диагоналями и просит посчитать количество треугольников. (8)

V . Дидактическая игра “Логическая таблица”.

Коварный Волшебник приготовил ещё одно задание.

Дефектолог показывает детям логическую таблицу с одной пустой клеткой.

Ребята, вы должны подобрать недостающую фигуру из пяти фигур, расположенных рядом о обосновать свой выбор.

VI . Игра “Цветик-семицветик” . Работа с планами.

Ребята, а в лесу растёт волшебный цветок – Цветик-семицветик. Он нам поможет расколдовать зверей. Ой, а лепестки у него разлетелись. Мы должны срочно найти их и собрать. Нам помогут планы. Я сейчас каждому из вас дам план. По нему вы узнаете, в домик с каким номером полетел каждый лепесток.

Дети определяют по планам, в домик с каким номером полетел лепесток.

Ну, вот, все лепестки собрали. Давайте посчитаем, сколько всего лепестков. А как мы их посчитаем? (Надо определить, с какого лепестка начинать считать.)

Какого цвета лепестки? Это цвета радуги. Чтобы запомнить цвета радуги, запомните слова: “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

А теперь произнесём волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг…

Возвращайся, сделав круг;

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по моему вели!

Вели, чтобы мы отыскали лесных зверей!

VII . Графический диктант.

Ну, вот, и лесная избушка, но, чтобы в неё попасть, мы должны нарисовать ключ под мою диктовку. Этим ключом и отопрём дверь.

У детей на столах лежат листы в клетку и фломастеры.

Физминутка .

Ой – ой – ой, ой – ой – ой!

К нам пришёл волшебник злой.

Он руками помахал,

Всех зверей заколдовал.

Звери головы склонили,

Замолчали и застыли.

Мы пришли к друзьям-зверушкам,

Что живут в лесной избушке.

Вмиг злодея вон прогнали

И зверей расколдовали.

Будем мы теперь плясать,

Веселиться и скакать.

7. Итог занятия .

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Что понравилось?

Хотите ещё раз оказаться в волшебном лесу?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!