Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кама — кавказский кинжал. Холодное оружие

На Кавказе всегда ценилось оружие, в первую очередь холодное. Его тщательно выбирали, содержали в порядке, затачивали до нереальной остроты, ведь когда-то от качества ножа или кинжала могла напрямую зависеть жизнь владельца оружия и его семьи.

Сейчас интерес к истории, к традициям возрождается и, хотя никто не будет надевать кинжал к современному костюму, каждый мужчина желает обладать хотя бы одним современным или старинным кавказским кинжалом. Это важная часть национального костюма кавказского мужчины. Даже знаменитую лезгинку джигиты танцуют с кинжалами, держа их в зубах. Слагаются песни, пишутся стихи, народ сочиняет поговорки: «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца».

Особенности кинжалов разных частей Кавказа

Знаменитые кавказские клинки известны далеко за пределами этого региона. У них есть ряд сходных признаков для всех народностей, населяющих Кавказ, но имеют они и некоторые национальные особенности.

По форме кинжалы разделяются на прямые и изогнутые. Причем прямые пользуются большей популярностью, нежели с изогнутым концом. Ещё на большую или меньшую распространенность кинжалов повлияло и то, что некоторые образцы выпускались поштучно отдельными мастерами, а в некоторых местах технические и технологические возможности были выше, и производство клинков было более производительно. Примером этому служат кинжалы кавказские казачьи: кама, на лезвии которого четыре симметричных дола и бебут, на его лезвии только два дола.

Рукоятки клинков также характерны и имеют расширенное основание и удлиненную головку. Чаще всего рукоятки изготавливаются из ценных материалов, например из поделочной кости, рога и могут быть как монолитными, так и разборными. Металл на рукоятках также широко применяется в виде отдельных накладок или иногда рукоять полностью выполнена из металла, украшенного различными способами. Так же разнообразно украшаются и ножны кинжалов.

Что касается национальных особенностей кинжалов, то кроме общекавказской формы, каждый народ привнес что-то свое. Например, грузинские кинжалы отличаются более коротким по сравнению с другими видами клинком. В средней части клинков они обычно украшены накладными пластинами, а у пятки декорированы сквозными насечками. Орнамент – цветочный. Прием декорирования – чернение с гравировкой.

Кинжалы из Армении мало отличаются от общекавказской модели. Несколько более удлиненная головка и вырезы перехваты – основные отличия. Украшены армянские клинки растительным орнаментом или стилизованными надписями на армянском языке. Рукоятки дорогих изделий могут быть украшены драгоценными камнями.

Кинжалы, сработанные мастерами из Азербайджана почти не отличаются от армянских. Основное отличие – в декорировании. Узор может составлять как растительные мотивы, так и несколько угловатые, графические мотивы. Также распространено нанесение мусульманских мотивов – изгибающиеся стилизованные ветки и арочные перекрытия. Часто рукоять украшена в технике прорезного орнамента.

Очень похожи на грузинские кинжалы клинки хевсурдских мастеров-оружейников. Основа их прибора – латунь или железо, а украшают они простым орнаментом в виде медной насечки.
У адыгов и черкесов, народов Западного Кавказа, кинжалы отличаются коротким и широким клинком.

Карачаево-балкарские кинжалы называют «Кара кама», что означает «черный кинжал». Цвет клинку придает повышенное содержание молибдена в железе. При ковке металл приобретал характерный графитовый оттенок.

Осетинский кинжал «хъама» является непременным атрибутом национального костюма. Обоюдоострый прямой клинок с долами на лезвии носится в ножнах их черной кожи. В длину такое оружие может достигать метра.

В Абхазии клинки называют ножом. На рукояти обязательно металлическое кольцо и кожаный шнурок для мгновенного извлечения клинка из ножен. Традиционно нож использовался как охотничий – для разделки дичи.

Дагестанские кинжалы хорошо известны и пользуются значительным спросом далеко за пределами Кавказа. Мастера из села Кубачи изготавливают клинки в лезгинской манере – с ассиметричными долами на лезвии. Высокий эстетический уровень и изящество оружия сделало кубачинские клинки желанным приобретением многих людей. Лезвие между долами у них, как правило, подвергается воронению. Основные типы орнамента – мархарай, тута, а также сита и москов-накыш. Два первых орнамента – самые распространенные.

Также знамениты оружейники города Кизляр. Их клинки отличает необыкновенная крепость стали и красивая, оригинальная отделка. Несмотря на недавнюю историю – всего несколько десятилетий, кизлярские клинки собрали со всего Кавказа все лучшее в создании холодного оружия и смогли на этой основе создать свое уникальное и узнаваемое производство.

По поводу долов существует легенда, что они предназначены для того, чтобы по ним выливалась кровь жертвы после удара кинжалом. Представляется маловероятным, чтобы такой замысловатый и крайне медлительный способ когда-либо применялся на практике.
Долы – желобки на лезвии кинжала, предназначены для облегчения массы оружия, для увеличения сопротивлению изгибу и прочности в качестве ребер жесткости. Желобки наносят на клинок либо фрезеровкой, либо прокаткой. Также долы можно получить в процессе ковки. могут быть однодольными, двух- и трех- дольными и четырехдольными. Количество долов зависит от принятой в конкретном регионе их изготовления формы, традицией и эстетических соображений мастеров.

Возрождающийся интерес к кавказским кинжалам, к этому поистине народному промыслу объясняется тем, что люди стали больше ценить красоту подлинности, уникальности и мастерства, стали проявлять больший интерес к истории своего народа, своей семьи, больше интересуются традициями.

Самые редкие и дорогие образцы кавказских кинжалов до сих пор изготавливаются полностью вручную – от клинка, который куется особым образом, до изготовления ножен или украшения рукоятки. Их разнообразие и разброс цен велики, поэтому каждый мужчина сейчас, как и века назад, может подобрать вариант по руке, по кошельку, по мировосприятию.

Давно прошли те времена, когда кавказский кинжал был важным атрибутом мужского гардероба на Кавказе. Горцы с большой любовью относились к кинжалам, воспевали его в песнях и стихах. Не зря Расул Гамзатов наставлял: «Кинжал в руках глупца - нетерпелив. В руках у мудреца - нетороплив» .

Много традиций и обычаев на Кавказе связаны с ношением либо применением кинжала. К примеру, на свадьбах джигиты танцевали лезгинку возле своих избранниц, держа при этом в зубах свои клинки. Конечно же, уже не встретить на улице человека с кинжалом на поясе. Тем не менее, в последние годы популярность его растет. Связано это с тем, что широкую известность в России получили кавказские хореографические ансамбли. Практически все танцы народов Северного Кавказа исполняются с кинжалом на поясе.

Но самой главной причиной возрождения интереса к кавказскому холодному оружию стало то, что люди начали ценить настоящее народное творчество, больше интересуются историей и традициями, и хотят дарить своим родным и близким действительно ценный подарок!

Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы?

В последние годы на волне спроса кинжалы стали клепать чуть ли не в каждом ауле. Это не могло не сказаться на качестве изделий, что подрывает авторитет кавказских оружейников. Радует и то, что люди становятся сведущими в вопросах выбора клинка.

Центром оружейного дела на Кавказе всегда был знаменитый город Кизляр. Местные мастера-оружейники известны на весь мир своими невообразимыми по красоте и крепости стали изделиями. Знаменитые на весь мир бренд ножей Кизляр именно оттуда. Ниже Вы узнаете, какие виды кинжалов изготавливают кизлярские мастера, на что нужно обратить внимание в первую очередь при выборе кинжала, и как правильно ухаживать за ним.

Как правильно выбрать кавказский кинжал для подарка?

Кинжал - очень ценный и значимый подарок для уважаемого человека. Важно тщательно подойти к его выбору, но для этого нужно знать основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при выборе кинжала.

В первую очередь , нужно определиться, какое именно изделие вы хотите подарить - сувенирное либо настоящее. Здесь все зависит от того, как будет использовать его человек, которому вы хотите подарить кинжал. Одно дело, если он просто повесит изделие на стену, либо поставит на полку и будет любоваться, другое - начнет рубить им дрова.

В первом случае вполне можно обойтись сувенирным кинжалом, во втором понадобится настоящий клинок. Только нужно учесть одну важную деталь: настоящий клинок подпадает под понятие «холодное оружие». И все, что связано с его ношением, хранением и применением определяется Федеральным законом «Об оружии» №150-ФЗ от 13 декабря 1996 года.

Если хотите подарить настоящий клинок, то обязательно вначале ознакомьтесь с требованиями вышеназванного закона. А мы с вами разберемся, как правильно выбрать кавказский сувенирный кинжал для подарка. Открою небольшой секрет: у хороших мастеров очень сложно найти грань между сувенирным и настоящим кинжалом.

Поэтому, если хотите подарить кинжал либо приобрести себе, то лучше остановиться на сувенирном варианте. Во-первых, проблем с законом никаких не будет; во-вторых, совсем несложно из сувенирного кинжала сделать боевой (при желании и определенной сноровке).

Выбирая кинжал в подарок, нужно обратить пристальное внимание на следующие аспекты:

  • Наличие лицензии и паспорта на изделие.
  • Сталь, которая применена для изготовления клинка и ножен.
  • Дизайн и параметры кинжала.
  • Чистота и аккуратность работы мастера.

Остановимся подробнее на каждом аспекте…

Обязательно требуйте предъявлять лицензию на изделие у продавца. Неважно, где и у кого вы покупаете: в обычном магазине либо в интернет-магазине. Конечно же, продавец не обязан вам давать саму лицензию (он должен только предъявить ее), но мы всем клиентам, купившим у нас кавказский кинжал , к сопроводительным документам в заказе прикладываем копии лицензий.

Кроме лицензии, каждый кинжал в обязательно порядке должен иметь паспорт, в котором указывается ГОСТ, размеры изделия, организация-изготовитель, печать производителя, дата изготовления и прочая информация.

Вывод №1 - всегда и везде требуйте показать Вам лицензию на изделия, а вместе с кинжалом вам ОБЯЗАНЫ выдать паспорт на него.

Следующий важный аспект - сталь клинка и ножен. Для изготовления самого клинка применяется одна сталь, а для ножен - другая. Помните, что этот аспект - самый сложный для проверки. Все выявится со временем в процессе эксплуатации.

В изготовлении ножен и рукояток кинжалов применяют два основных металла - мельхиор и латунь. И первый, и второй имеет свои плюсы и минусы. К примеру, латунь со временем может начать темнеть, поэтому придется раз в год протирать ножны специальным блескообразующим средством. Мельхиор в этом отношении устойчивее, но он больше подвержен коррозии.

Пример латунных ножен и рукоятки:

Пример мельхиоровых ножен и рукоятки:

Клинок - главный элемент кавказского кинжала. От его твердости зависит долговечность всего изделия. К сожалению, некоторые производители, пользуясь неосведомленностью клиентов, не всегда добросовестно относятся к выбору стали для изготовления клинка.

Во всех наших кинжалах использована сталь 65Х13, обзор которой вы можете прочитать в блоге, обладающая отличной коррозийной стойкостью и режущей способностью, очень легко затачивается. Основное применение данной стали - медицинская промышленность (скальпели, ножницы и другие медицинские инструменты). Кроме того, согласно ГОСТу, данная маркировка стали применяется при изготовлении кухонных ножей и пил в деревообрабатывающей промышленности.

Важно : не забывайте обслуживать клинок, дабы не допустить коррозию. Раз-два в год нужно протирать его маслом и тогда будет он служить вам долго и верно.

Кавказский кинжал является частью национальной символики. Это знак того, что мужчина готов защищать свою личную честь, честь семьи и честь своего народа. Он никогда с ним не расставался. Веками кинжал используется как средство нападения, обороны и столовый прибор.

История клинка

Традиционно еще в начале прошлого века, когда в кавказской семье рождался мальчик, ему дарили первый кинжал. По достижении им 14 лет он заменялся более крупным. Но во все времена кавказский кинжал остается произведением и обладает блестящими боевыми характеристиками. Когда-то он изготавливался из булатной и амузгинской стали. Эти рецепты сейчас утеряны. Монголо-татарские захватчики требовали дань с народов Азербайджана в виде кинжалов и стрел. Эти оружейники славились на весь мир.

Еще одним историческим центром по изготовлению оружия и кольчуги является дагестанское село Кубачи. Недалеко от него в другом местечке под названием Амузги ковали клинки для кинжалов и сабель. В Кубачах приобретали ножны и рукоятки, которые инкрустировались серебром и золотом, гравировались. Оружие являлось одним из атрибутов богатства. Амузгинская, дамасская и считались лучшими. Отсюда оружие поставлялось в Российскую империю, на Восток и в Европу.

Как ковали клинки в старину?

В Амузги еще можно найти людей, которые помнят, как изготавливались старинные кавказские кинжалы. Кузнечное дело по-прежнему там живет, но, к сожалению, утратило свою уникальность.

В те далекие времена клинок должен был обработаться 13 раз. На первой стадии ковали сварочное железо. Оно состояло из трех видов стали (антушка - крепкая сталь для лезвия, дугалала - мягкая для основной части клинка, альхана - самая крепкая сталь, из которой делали подложку). Все эти части выкладывались в стопку полосами, которую кузнец щипцами заносил в горн, а после - на наковальню. Так получалось сваренное железо, из которого делали форму будущего кинжала, само жало и стержень. У кузнеца имелся специальный резец, которым вручную создавались двусторонние желобки. Следующая стадия - обточка и чистка до тех пор, пока клинок не становился, как зеркало. Потом клинок прокаливали и закаливали в воде.

Кавказские кинжалы из имели даже свой логотип. Готовый клинок обладал синеватым цветом и особым витиеватым узором, называемым "дамаск". Но куда интереснее были кинжалы из булатной стали. Что удивительно, обладало не только крепостью, но и гибкостью. Такая шашка легко сгибалась в круг. Что бы ни рубили этим клинком, на нем не оставалось ни царапинки.

Булатную сталь использовали и в России, но родиной ее является Индия. Каким-то образом технологию узнал металлург Павел Аносов, и Златоустовская оружейная фабрика начала производить вооружение самостоятельно. Сейчас старинные способы изготовления этой уникальной стали утеряны, скорее всего, безвозвратно. В Сирии в XVIII-XIX веке пытались произвести нечто подобное по характеристикам, но подделка не шла ни в какое сравнение с легендарным булатом.

Техника боя кавказским кинжалом

Она приобрела четкие очертания уже в Средние века. Стиль боя основан на нанесении резких рубящих и колющих ударов с прыжками и выпадами. Существует также особая техника, при которой используются сразу два кинжала. Это считалось высшим пилотажем, так как поражающая сила возрастала в значительной степени.

Никогда европейцы не могли соревноваться с кавказцами в технике боя на кинжалах, предпочитая огнестрельное оружие. Для ближнего боя этот стиль самый опасный для противника. В позапрошлом веке использовался кинжал, называемый квадаром, который был невероятно мощным и тяжелым, а также обладал четырехгранным штыком.

Основные типы кавказских кинжалов

Основное предназначение кинжала - нанесение колющих ударов противнику. Сейчас существуют два основных типа - с прямым или изогнутым клинком. Первый называется кама, второй - бебут.

Прямой кинжал имеет клинок, острый с обеих сторон, резко сужающийся к концу. Рукоять у него короткая, обычно делается из кости или рога, с расширенным основанием и удлиненной головкой. Из металла изготавливаются накладные элементы. Некоторые кама имеют усиленные боевые свойства за счет выступающей средней части.

Бебут - боевой кавказский кинжал, который отличается от кама только тем, что конец его изогнут. Он не так широко распространен, как прямой.

Клинки и бебута, и кама в длину от 40 см. Они имеют долы и ребра, которые увеличивают их прочность.

Ножны для кинжалов изготавливают из дерева, обтянутого кожей. Наконечник и устье обычно металлические. Для того чтобы было удобнее прикреплять ножны к поясу, у верхней обоймицы есть специальное кольцо.

Это общие типы кинжалов, но у любого кавказского народа имеются какие-то свои уникальные характеристики относительно формы клинка, рукояти и др. Конечно, отличия можно заметить по орнаменту и украшениям.

Черкесские кинжалы

Они были частично украшены серебром, а их прибор отличался простотой. Черкесский кинжал относится к шапсугскому горскому типу. Что выделяет его среди других, так это оформление с использованием трех заклепок, тогда как традиционно их две. Дополнительная называется глазком, и ее хорошо видно сзади.

Интересно, что у этого народа особняком стоял так называемый кровник - кинжал воина, объявившего кровную месть. Поскольку он отделывался мельхиором со специальным нанесением красных пятен, намерения владельца были очевидны всем. Только после того как месть свершится, «кровь» можно было смыть.

Грузинские кинжалы

Они имеют свою отличительную специфику. Клинкам свойственна общая для всех полуовальная головка, но по форме они коротковаты и имеют форму клина. Это кинжал кавказский, размеры которого не отличаются от традиционных. Одной из главных особенностей является рукоять. На ней можно встретить загвоздки с шляпками-полусферами, чьи края вырезаны как лепестки. Устье у ножен большое и с обоймицей, у наконечника - треугольные выступы. Как правило, они соединены между собой тройными полосками, между которыми - кожаные наклейки. Рукоять и ножны обладают серебряным окладом, дополнительно украшенным растительным орнаментом, который выполнен позолоченной гравировкой. Имеет специфические особенности и клинок. Он украшен сварочной пластинкой в середине, а у основания - фигурными прорезями с серебряной либо золотой насечкой.

К грузинским очень близки хевсуркие кинжалы. Они сделаны из латуни и железа. Форма клинка у них та же, но орнамент не столь витиеват, более простой и выполнен из меди.

Армянские кинжалы

Здесь также отличия нужно искать в деталях. Головка рукояти вытянута вверх наподобие арки, по бокам у нее вырезы, которые называются перехватами. Шляпки у загвоздок конусообразные, цилиндрические или выпуклые, круглые, но очень низкие. Прокладки под ними также выполнены в форме ромбов. Устье ножен соединено с обоймицей и обладает треугольными выступами, как и наконечник. Края этих выступов тоже обрезаны в виде восточной арки, а на вершинах находятся фестоны в виде тюльпанов.

Этот кавказский кинжал имеет прибор, изготовленный из стали. Как и в Грузии, здесь можно увидеть растительный орнамент, но он будет сочетаться со стилизованными надписями на армянском языке, таушированными золотом и серебром. Можно встретить одновременное использование этих металлов. Нередко детали кинжала полностью покрыты таушировкой.

Азербайджанские кинжалы

Они очень похожи на армянские, но у них украшены не только ножны и рукояти, но и сам клинок. Что их отличает, так это орнамент, который помимо растительных мотивов также содержит геометризированный и мусульманский. Последний, как правило, выполнен в виде арок и извивающихся ветвей с редкими листьями. В Азербайджане существует особое искусство прорезного орнамента, которое применятся и при украшении кинжалов.

Дагестанские кинжалы (кубачинские)

По-прежнему считаются самыми лучшими. Длина клинка очень гармонично сочетается с размером рукояти и имеет свои специфические особенности: правый глубокий дол расположен выше, чем левый.

Этот кавказский кинжал имеет узор, напоминающий рисунок сварочной стали. Тип клинка называется лезгинским. Сталь между лезвиями и долами обязательно подвергается процедуре воронения, в результате чего эти пространства заполняются широкими полосами.

Головка рукояти удлинена еще сильнее и сужается к закругленному верху либо имеет ту же форму, что у бебута. Шляпки загвоздок у этого кинжала конусообразны и напоминают пирамидки. Можно встретить и пирамидки с вогнутыми ребрами. Что примечательно, прокладки между загвоздками здесь не приняты. Сама головка, загвоздки и нижняя часть рукояти обязательно окованы металлом, но иногда можно встретить костяные вставки и орнаментальные украшения в виде растений и цветов. Этот элемент декора в Кубачах бывает нескольких типов: мархарай, тута, наиболее часто используемые, а также москов-накыш, сита, применяемые реже. В интернет-магазинах можно найти такой кавказский кинжал. Фотографии расскажут о его достоинствах лучше любого описания.

История применения кавказских кинжалов в России

В XIX - начале XX в. этот вид оружия был незаменим на Руси. Бебут применялся в войсках в период с 1907 по 1917 год. Изначально его ввели жандармам нижних чинов, исключая вахмистров, строевых частей и крепостной жандармерии. Кинжал заменял им шашки вплоть до 1910 года. Примерно в это же время и чуть раньше его ввели на вооружение нижних чинов разведвойск пехоты, пулеметчиков, артиллерии. С 1904 по 1910 год кавказские кинжалы кама применяли казачьи войска.

Бебуты начали использоваться в армии в связи с походами в Среднюю Азию, когда эта форма оружия стала популярна среди наших военных на территории Ирана. Кинжал также заменил артиллерийскую шашку. Широко его применяли и во время Первой мировой в легионах смерти и батальонах чести. Сейчас российское вооружение имеет свои типы ножей.

Кавказские кинжалы сейчас

Старинное оружие - Кавказский кинжал, сделанный в начале прошлого века, ценится чрезвычайно дорого, и его можно увидеть только в музее или частной коллекции. В наши дни традиционно и на совесть выполненные бебут или кама не встретишь за пределами Кавказа. Традиционно кинжал является частью на Кавказе. В России это оружие стало наградным.

Можно встретить и современные кавказские кинжалы. Изготовление их осуществляется на фабриках. Но разве они сравнятся с теми произведениями искусства, слава о которых шла по всему миру? Правда, сейчас изменились и требования вооруженных сил к холодному оружию.

Существует много обучающих материалов о том, как сделать якобы кавказский кинжал своими руками. Понятно, что оригинал такая подделка будет напоминать в лучшем случае лишь формой.

Кинжал Кама

Кинжал Кама (абх. аҟама, кабард.-черк. къамэ, карач.-балк. къама) - холодное оружие, кинжал, использовавшийся у народов Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока. Название кинжала пришло из тюркских языков.

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол, причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещённого к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки. Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали, а затем украшают фестонами в форме тюльпанов. Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовиднуюформу. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой. Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро. клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе. Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий долс правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • лезгинский кинжал - разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.
Продолжим работу над кинжалом и займемся его отделкой. В данном случае это будет кинжал с простой отделкой, Кара Кама - черный кинжал. Подобные кинжалы имели большое распространение по всему Кавказу владение таким в общем то мог

Себе позволить любой горец, так как стоил он не дорого, но от этого не становился менее значимым в жизни горца. Процесс одевания сам по себе не сложный, но требует определенных знаний и навыков, технология в общем осталась без изменений на наше время и соответствует тому как делали раньше.

Начинаем с рукояти, для этого беру буйволиный рог нужного размера, находить такой в наше время становится крайне сложно, на буйволах уже не пашут как раньше и в хозяйстве все чаще отказываются от их содержания заменяя их коровами и бычками, их рог для данной работы менее желателен. Итак, разрезаю рог на две части, в работе нужно использовать свежесрубленный рог.

Вывариваю рог в воде для того что бы сделать его более мягким и податливым в дальнейшей обработке. Работа не совсем эстетическая, но делать её кто то должен.


Закладываю горячие пластины под импровизированный пресс, можно выравнивать и в струбцинах, но так проще. Далее рог надо поместить под винтовой пресс и оставить сохнуть, время полной сушки не меньше трех месяцев.


Готовый рог обрезается в пластины нужного размера, шлифуется для получения ровных поверхностей, обычно это делается ножами, рашпилем и циклями, в процессе работы рог необходимо периодически пропитывать маслом.



Затем я приклеиваю и сами роговые пластины, можно конечно и не клеить, но нам надо делать качественно. Со временем на старых кинжалах ручки деформируются и иногда значительно отходят от рукояти образуя щели, пытаясь избежать этого проводятся и все эти процедуры. Рог материал очень капризный, но заменить его менее прихотливым искусственным материалов в моей работе нельзя, иначе весь смысл работы будет утрачен.


Начинаем делать ножны, для этого берем липу, она применяется по ряду практических причин и заменять её другим материалом не стоит, об этом говорит опыт многих поколений.


Подгоняю внутреннюю часть ножен под клинок, клинок не должен из них произвольно выскакивать при движении человека, но в то же время не должен и извлекаться с большой нагрузкой. Обе половинки склеиваются.



Готовим элементы оправы, изготавливались они из простого железа слесарным инструментом. Сначала я сделал заклепки, правильно они называются гвозди.


Путем несложных манипуляций пара кусочков железа превращается в готовое изделие, формы гвоздей в общем то разнообразны, но имеют определенные критерии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!