Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как нарисовать экскурсию безопасности зимой. Экскурсия «Жизнь деревьев и кустарников зимой

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых, с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и направляют их на самостоятельное выполнение задания.

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

Подготовка к экскурсии

Выбрать место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений.

План проведения экскурсии

    Выбор маршрута экскурсии

    Организация обучающихся перед экскурсией

    Выход на место проведения экскурсии

    Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

    Работа обучающихся по сбору материала

    Заключительное слово учителя

    Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

Одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

    Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

    Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

    Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

    Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

    Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Итог экскурсии

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

Проверьте народные приметы

    Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, если мало – сухая.

    Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Экскурсия в природу на тему «Жизнь растений весной»

Цель: Изучить жизнь растений весной

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с характерными явлениями в жизни растений весной, их приспособленностью к совместной жизни, к условиям окружающей среды.

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников, раннецветущих растений, развитие умений наблюдать

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, обогащение мира чувств ребенка, формирование эстетического восприятия природы.

Оборудование: блокноты, карандаши для записей.

Экскурсию необходимо проводить в то же природное окружение, которое обучающиеся наблюдали зимой. Это дает возможность показать периодичность в жизни растений связанную с изменяющимися условиями в природе.

План проведения экскурсии

    Подготовка обучающихся к экскурсии в классе к выходу на экскурсию

а) сообщение темы, цели и места экскурсии

б) проверка наличия блокнотов, карандашей

2. Организационный выход на место экскурсии

3. Вводная беседа на месте экскурсии

4. Задания группам для самостоятельной работы. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

Оптимальная численность 8-10 человек. Желательно участие воспитателя. Вступительная беседа 5-7 мин.

Кончились холода, ярче светит солнце, стали изумрудными кроны сосен, набухают почки на деревьях, кустарниках. Появляются цветущие растения в лесу, на лугах.

Вопросы беседы

Какие деревья растут в данном лесу? Как можно назвать этот лес? Какие кустарники и травы произрастают в лесу? Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов. Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом леса).

Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

Каждой группе показать место, направление, где обучающиеся могут выполнить задание, распределив работу между собой.

    Найдите деревья, которые вы видели на экскурсии осенью, зимой. Какие изменения наступают в жизни и во внешнем строении этих растений?

В чем причина этих изменений. Укажите, у каких деревьев набухли

почки или же распустились.

Запишите наблюдения.

    В каких условиях растут кустарники: среди каких деревьев, как освещены солнцем?

У каких набухли почки или распустились. Посещают ли их насекомые?

    Найдите и рассмотрите травянистые растения. Определите, в каких условиях они произрастают. Прилетают ли к ним насекомые. Запишите наблюдения среди раннецветущих встретить такие – прострел раскрытый (сон-трава), медуница неясная, гусиный луг желтый, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, ветреница дубравная и т.д.

Совместно с учителем узнают названия растений, какие из них редкие в данной местности и обсуждается вопрос, почему возможно раннее цветение и какие приспособления у них имеются?

Итог экскурсии

Обратить внимание на красоту весеннего леса, пробуждение природы

Домашнее задание

Подготовить рассказ об экскурсии.

Экскурсия в природу на тему

«Зимние явления в жизни растений»

Цель: Ознакомить обучающихся с растениями в зимнее время

Задачи:

Образовательная: знакомства обучающихся с приспособленностью к перезимовки. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников с использованием цвета коры, почек, силуэтов деревьев, и навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, показ красоты зимнего леса.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.

Вводная беседа. В зимнее время года, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения могут погибнуть, но это не так. Зима самый продолжительный сезон в нашей области. Зима по календарю начинается с 1 декабря, а у нас гораздо раньше, в ноябре и даже в октябре снег покрывает землю. Зима удивительно прекрасное время года.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

В зимнем лесу на первый взгляд, кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами, сосны, ели.

Стынут голые ветви, листопадных деревьев и не верится, что они снова зашумят зеленой листвой. Надежно спрятаны живые части стебля под корой, а новые побеги под чешуйками почек. Деревья и кустарники радуют нас не только весной, летом и осенью, но и зимой, каждое неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраски коры.

Цель нашей экскурсии научиться узнавать эти деревья и кустарники по этим признакам.

Переходя от одного дерева к другому и подводя к ним обучающихся, учитель показывает кору деревьев, кустарников, срезая ветку обращает внимание на почки растений покрытые чешуйками, указывает на особенности внешнего строения, объясняет, что такое силуэт и показывает деревья стоящие в отдалении, характеризует их силуэты.

Жизнь растений не прекращается. Это состояние называют зимним покоем.

Какие приспособления имеют деревья к неблагоприятным условиям?

(опадают листья). Но все ли деревья сбрасывают листья? Какие не сбрасывают на зиму листья (сосна, ель, кедр, брусника, багульник, клюква и т.д). Это вечно зеленые растения. А как они могут перезимовать? (они защищены снежным покровом, у хвойных сокращены листовая пластинка, что уменьшает испарение).

Задание группам

1 группа

Найти в зимнем лесу березу бородавчатую.

Описать особенности внешнего строения коры. Зарисовать силуэт дерева (расположение ветвей, форма кроны).

    Каков цвет коры?

    Имеет ли запах?

    Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

2 группа

Найти кустарник, чем он отличается от дерева. Зарисовать силуэт. Описать особенности внешнего строения коры.

    Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

    Каков цвет коры?

    Имеет ли запах?

    Зарисуйте небольшой участок коры

    Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

Срезать 2-3 ветки, принести в школу, поставить в воду и наблюдать за развитием побегов из почек.

Обратить внимание на красоту зимнего леса.

Сделать вывод о приспособлении к неблагоприятным условиям.

Правила проведения зимних экскурсий

    Лучшим временем для экскурсии является время до обеда.

    Число участников не должно превышать 8-10 человек.

    Одежда и обувь должны быть теплыми.

    Движение группы должно быть медленным, необходимо соблюдать тишину.

    Продолжительность экскурсии 1 или 1,5.

Остановка № 1

Хвойный лес.

Данная остановка знакомит обучающихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом. Используются гербарии. На остановке обучающиеся определяют возраст деревьев по спилам (пень) и по мутовкам. Проводится игра «Под крышей дома твоего»: всем участникам раздаются карточки с названием вида. Например: ель, дятел, гриб, жук-короед и т.д. Раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники соединяют нити. Эта игра показывает взаимосвязь участников в биоценозе.

Порядок выполнения работ:

    Беседа экскурсовода: а) о культуре поведения на экологической тропе; б) особенности изучаемого биоценоза.

    Самостоятельная работа обучающихся по определению возраста леса.

    Демонстрация гербария травянистой растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).

    Игра «Под крышей дома твоего»

    Игра «Почувствуй».

Остановка № 2

Муравейник.

Данная остановка является зоологическим объектом, а так же экологическим так как охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения обучающихся экскурсоводов, участники тропы узнают о жизни муравьев, о их роли и значении в лесу и для человека.

Делается вывод о состоянии леса по количеству муравейников.

Порядок выполнения работ:

    Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы

Летом ботаник смотрит вниз, а зоолог – вверх: под ногами растут самые разные травы, а над головой поют всевозможные птицы. Зимой все наоборот: на снегу, закрывшем зеленый покров, зоолог находит множество следов. Ботаник же в это время всецело поглощен общением с гигантами растительного мира – деревьями.

Большинство деревьев на зиму сбрасывает листья и открывает нам тайны своей судьбы. Причудливый узор стволов и ветвей способен рассказать опытному наблюдателю о важнейших этапах жизни дерева, поведать об условиях, в которых оно растет.

Зимой легко видеть всю структуру леса: самые высокие деревья – первый ярус, их догоняет второй, еще ниже подрост, подлесок – все прозрачно и четко видно далеко вокруг. Зайдя в зимний лес, первым делом попробуйте рассмотреть эти лесные этажи.

Давайте разберемся с нижними этажами. Обычный человек, не ботаник, назвал бы все это кустами. Ботаник же без труда укажет вам будущих великанов – вот они, молодые деревца, которые через несколько десятков лет будут оправдывать название «лес». Но прежде чем они раскинут над нашими головами свой зеленый шатер, им предстоит жестокая борьба за выживание. Большая часть лесного подроста обречена на гибель – такова цена естественного отбора.

Под пологом леса прорастают, живут, плодоносят и отмирают многие «кусты». Поэтому они и называются подлеском. Но и они не все одинаковы.

Вполне доволен жизнью в тени более мощных собратьев бересклет. Зимой его нетрудно узнать по тонким зеленым веточкам, сплошь усеянным пупырышками. Недаром его называют бересклет бородавчатый . Согласна с ним и крушина ломкая – вот ее веточки, черные с беловатыми чечевичками. Эти кустарники только в очень редких случаях можно встретить где-нибудь далеко от леса.

Орешник, или лещина, тоже чувствует себя в лесу хорошо. Разрастается он здесь густо, его тонкие стволики вырастают выше человеческого роста. Зимой и в лесу, и на вырубке вы всегда его узнаете: молодые веточки коричневого цвета опушены коричневыми волосками, а на концах некоторых веточек встречаются 2–3 сережки – это соцветия мужских цветков орешника. Как только весной побегут первые ручьи, сережки сначала заметно потолстеют, потом вытянутся, станут рыхлыми, пожелтеют, и из них полетит пыльца. А в это же время из боковых почек высунутся малюсенькие красные рыльца женских цветков. На них осядет пыльца, а осенью на их месте появятся орехи. Особенно хорош орешник на вырубках. Стволики силой наливаются, образуя высоченные сильные кусты. На вершине – самые крупные орехи, а попробуй-ка до них доберись! Не так-то легко нагнуть нужную ветку.

Есть в подлеске и такие растения, которые всю жизнь мечтают о вырубке или опушке. Такова, к примеру, рябина. На открытом месте она – невысокое раскидистое дерево, каждый год дающее огромный урожай. На опушке она тонка, изящна, но тоже приносит большой урожай; ее отягощенные плодами ветви клонятся в сторону от леса. Зато в лесу это самый что ни на есть разне-счастный подлесок: на длинном тонком прутике летом вырастает всего 2–3 листа. Зимой вы без труда узнаете этот бледно-серый прутик. Как и у орешника, молодые веточки и почки рябины опушены, но только волоски у нее не коричневые, а белые.

А теперь давайте поговорим о признаках, по которым можно отличить друг от друга разные растения зимой, поподробнее.

Зимой отличить друг от друга древесные растения не сложнее, чем летом. Однако здесь нужна некоторая сноровка. Летом мы ориентируемся в основном по листьям деревьев. Видов деревьев не так уж много, и мы позволяем себе ориентироваться по этому весьма сомнительному признаку. Нам незачем обращать внимание на места произрастания деревьев, их величину, форму кроны, цвет и внешний вид ветвей. И так понятно, что клен – это клен, а дуб – это дуб. Иное дело – зимой. Теперь нам приходится призвать на помощь весь наш жизненный опыт, интуицию, наблюдательность.

Определить растение зимой проще всего, имея перед глазами его ветку. Она может быть тонкая, как у березы, или толстая, как у ясеня, голая, как у липы, или опушенная, как у рябины. Кроме того, у каждого растения свой цвет коры. Иногда именно благодаря коре растения и получают названия.

Возле нашей школы растет кустарник – спиш кроваво-красный . Осенью ребята, ходившие ко мне на кружок, никак не могли запомнить это название. Им трудно было понять, почему это растение с крупными широколанцетными листьями и белыми ягодками-бусинками так странно называется. Но вот пришла зима, и я снова спросила ребят, что это за растение. «Ну, этот... красный... кровавый... Кроваво-красный, вот!» – заголосили наперебой ребята. «Наконец-то вы его запомнили. Совершенно верно, это спиш кроваво-красный», – обрадовалась я. И тут один мальчик повернулся к кусту и сказал ему: «А-а, теперь-то я понял: когда ты спишь, ты кроваво-красный!»

Есть и другие растения, которые получили свои названия скорее всего зимой. Я уже рассказывала вам о бересклете бородавчатом. Все знают березу плакучую, или бородавчатую. «Бородавки» на ветвях этих растений – это чечевички, еще один важный зимний определительный признак.

Чечевички нужны растению для того, чтобы обмениваться газами с окружающей средой, или «дышать». В этих местах кора более рыхлая, и через нее без труда проходит воздух. Чечевички могут быть круглыми и овальными, крупными и еле заметными, иметь продольное или поперечное направление, их может быть много или мало. Кроме того, различаются они и по цвету. Принесите с улицы несколько ветвей различных растений, найдите на них чечевички и убедитесь в этом сами.

Побеги серой ольхи с боковой (а) и верхушечной (б) почками

Теперь обратите внимание на почки. Они бывают крупными или мелкими, смолистыми или опушенными, могут прижиматься к стеблю или отставать от него, а могут даже сидеть на ножках, как у ольхи.

Почки покрыты почечными чешуями – видоизмененными листьями, защищающими нежные ткани внутри почки. Почечные чешуи могут отличаться по форме и количеству. Так, у ивы и липы почечных чешуй всего две, а у дуба их около двадцати.

Не забывайте, что почки располагаются в пазухах листьев. Если у растения листорасположение очередное, то так же будут располагаться и почки. Если супротивное, то и почки будут располагаться друг напротив друга.

Но и сами листья не пропали бесследно. Там, где они прикреплялись к стеблю, остались следы – листовые рубцы. У разных видов растений они различаются формой и размерами. Небольшие черешки березы оставят маленькие листовые рубцы, а от крупных листьев ясеня и рубцы останутся большие. Если вы внимательно посмотрите на довольно крупный листовой рубец, то заметите на нем точечки. Как вы думаете, что это такое? Конечно же, это следы жилок. Бывает, что веточки близких видов растений можно отличить только по количеству жилок на листовых рубцах.

На стеблях древесных растений есть и следы почечных чешуй. Поскольку почечные чешуи защищают почку со всех сторон, их следы тоже будут располагаться по кругу, близко друг от друга. Поэтому ботаники и называют их почечным кольцом. А важны для нас эти рубцы потому, что они ограничивают участки побега, выросшие за один год. Посудите сами: весной почки раскроются, почечные чешуи отпадут, и почечное кольцо покажет нам начало нового побега. Если вы проследите взглядом от вершины вниз по побегу, то без труда заметите прошлогоднее почечное кольцо. Веточки первого и второго года обычно отличаются друг от друга и по цвету, так что найти прирост этого года не составляет труда.

Мы уже говорили, что побеги деревьев и кустарников бывают очень разными. Одни побеги – стройные, прямые, длинные. Называются такие побеги удлиненными, листья на них располагались на некотором расстоянии друг от друга. Другие побеги короткие, кора на них как будто сморщенная. Если приглядеться получше, можно заметить, что «сморщенной» кора оказалась оттого, что листовые рубцы и почечные кольца расположены очень близко друг от друга. Получается, что здесь не было просвета между черешками. Листья образовали розетку. Такие побеги носят название укороченных.

Летом удлиненные побеги обеспечивают растению быстрый рост, а укороченные помогают сделать крону более густой – ведь листья сидят на них почти без промежутков. У некоторых деревьев, например рябины и яблони, на укороченных побегах растут цветы, а потом развиваются плоды. Поэтому у плодовых деревьев такие побеги называют плодушками.

Иногда дачники пытаются обрезать деревья в своем саду, не зная, как это правильно сделать. При этом они часто обрезают именно эти побеги – они кажутся им уродливыми, больными, растущими не на своем месте (еще бы, их удлиненные собратья давно их обогнали!). После такой обрезки еще долго придется ждать урожая.

В некоторых странах, например в Венгрии, поступают иначе. Яблоням не дают вырасти выше человеческого роста, и вся крона таких деревьев состоит из одних плодушек. Растут яблони рядами, на таком расстоянии, чтобы только-только друг другу не мешать, а тянутся эти ряды до самого горизонта. Вот и получается, что хоть Венгрия и маленькая страна, но на московских прилавках не переводятся венгерские яблочки.

А теперь, когда мы знаем, по каким признакам отличаются друг от друга ветки разных растений, давайте вернемся в лес. Дома или в классе, имея перед собой книжку-определитель и несколько веточек, распознать растения очень просто. Но как быть в лесу? Как определить, например, деревья самого верхнего, первого, яруса? Ведь до их ветвей нелегко добраться.

Вот тут-то и пришло время поучиться быть натуралистами. Натуралист – это человек, который изучает природу, но микроскопам и лаборатории предпочитает прогулки на свежем воздухе и непосредственное общение с животными и растениями. Каждый уважающий себя натуралист умеет обращаться с микроскопами и определителями, но делает это только в случае необходимости. Он узнает зверей по следам, птиц – по голосу, растения – по внешнему облику. Поэтому и в зимнем лесу опытный натуралист сможет назвать все или почти все деревья и кустарники, не сломав ни одной ветки.

Вот мы и в лесу. Вокруг нас пушистые коричневые веточки с сережками – это лещина. А над головами тянут к небу черные ветви пока еще не известные нам деревья. Стволы этих деревьев тоже черные, а кроны корявые. Сила, непоколебимость, выносливость – такими эпитетами хочется наделить эти растения. Похоже, это дубы . Попробуем подтвердить нашу догадку. Ветка дуба несколько лет растет верхушкой, а потом перевершинивается – верхушечная почка отмирает, и ее дело продолжает одна из боковых. Поэтому и кроны у дубов корявые. Если нам удастся раздобыть веточку этого дерева, то мы сразу обратим внимание на почки с множеством почечных чешуй. Но охотиться за веткой тоже не всегда нужно – сухой листик, за–стрявший в развилке ветвей, может быть достаточным признаком. Как бы в знак согласия кивают от дуновения ветерка и коричневые веточки с сережками на ближайшем кустарнике: орешник и дуб – большие друзья.

Между черными стволами дубов проглядывают белые стволы берез. Их здесь немного, и все они очень старые. Значит, раньше на этом месте был березняк.

Березняк – светлый лес, в нем всегда густая трава, и часто бывает трудно пройти из-за зарослей кустарников и молодых деревьев. Под сенью березняка и начали расти дубы. Со временем крошки становились все выше, их кожистые листья начали образовывать более плотный полог леса. В лесу стало темнее, и многие березки отмерли, не выдержав недостатка света. А другие к тому времени просто состарились. Березняк сменился дубравой.

А вот здесь, на окраине леса, растут липы . Они ниже дубов, и кроны у них более правильной формы. К тому же кора липы не такая толстая, как у дуба. Молодые побеги липы красноватые, а почки прикрыты всего двумя почечными чешуями. Одна чешуя больше другой, поэтому внешне эти почки напоминают боксерские перчатки. Сам побег неровный. Он растет как бы зигзагами от одной почки к другой. И заканчивается побег не верхушечной почкой, а пазушной. Верхушечная почка должна расти на самом верху побега, а около этой виден листовой след.

Липа первой сообщает нам о приближении весны. Как только начинают двигаться по дереву соки, молодые веточки липы становятся зелеными, и только когда появятся на них листья, они снова приобретут характерный красноватый оттенок.

На опушках и просеках то здесь, то там можно встретить коренастые деревца с зеленой корой. Это осины . Осины иногда можно спутать с их родственниками – ивами . И правда, кора на ветках зеленая, а под почечными чешуями – белые «хомячки» зачаточных соцветий. Только у осины почечных чешуй не две, как у ивы, а много. Осина – дерево, а ивы обычно имеют форму кустарника. Осина встречается в более сухих местах, а ива – во влажных. У осины крона корявая, потому что у нее есть не только удлиненные побеги, как у ивы, а еще и укороченные, как у тополя.

По берегам рек часто можно встретить непролазные заросли деревьев с серой корой. Это – серая ольха . Мы уже знаем, что у нее почки сидят на ножках. Отличить ее можно еще по... шишкам. И правда, соплодия ольхи похожи на самые настоящие шишки, как у ели или сосны. В детстве мне это казалось каким-то чудом: я думала, что ольха – это гибрид лиственного и хвойного дерева. Но потом я узнала, что такого не бывает, что шишечки ольхи – это просто видоизмененные сережки, как у березы, только покороче, потолще и одеревеневшие. Оказывается, ольха – родственница березы и лещины. Все эти растения относятся к семейству березовых.

Это лишь некоторые растения, с которыми вы можете встретиться в зимнем лесу. Распознать другие деревья и кустарники зимой вам помогут специальные определители и собственный опыт.

Вы наверняка знаете, какие растения растут возле вашего дома и школы, во дворе и по дороге к магазину. Запомните их зимний облик и попробуйте узнать эти растения, оказавшись в незнакомом месте. Летом отмечайте для себя те черты растения, которые помогут вам узнать его и зимой. Обращайте внимание не только на вид побегов и почек, но и на форму кроны, а также на места, где эти растения встречаются.

Природа России немыслима без зимы. Те, кто по-настоящему интересуется природой родного края, обязательно должны научиться видеть ее богатство и красоту в любое время года.

  • Образовательная:
знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
  • Развивающая:
  • развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

    Оборудование:

    • Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
    • Пакеты с подсказками
    • Папки с определительными карточками на каждую группу

    Ход урока-экскурсии

    Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.

    Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

    А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

    Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.

    Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

    Питательные вещества

    Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.

    Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

    В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

    Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.

    Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.
    Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?

    Ученик. Питание только почвенное

    – Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта).

    Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.

    Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников )

    Солнце землю греет слабо,

    (Руки вверх и вниз.)
    По ночам трещит мороз,
    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Во дворе у снежной Бабы
    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
    Побелел морковный нос.
    (Дети показывают нос.)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,
    (Прыжки на месте.)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,

    (Дети кружатся.)
    Заметает все кругом
    Белоснежным серебром.

    (Имитируют движения руками.)

    Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию

    Учитель. Какие жизненные формы растений вы знаете?

    Ученик. Деревья, травы, кустарники и кустарнички.

    Учитель. А какие из них мы можем увидеть зимой?

    Ученик. Деревья, кустарники.

    Учитель. Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.

    Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от –180° до –235°.

    В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.

    Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.

    Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

    1) Силуэт (определение жизненной формы).
    2) Окраска коры и расположение чечевичек
    , их форма, окраска.
    3) Почки
    : окраска, расположение, форма, запах.
    4) Плоды
    (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
    5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)

    Учитель. Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):

    Название растения, жизненная форма Рисунок силуэта растения Особенности растения Загадки, пословицы, поговорки
    кора побеги почки
    Берёза, дерево Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.

    «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

    Сирень венгерская, кустарник, реже дерево

    Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. «На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»

    Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.

    (Например: группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – дуб, группа 5 – боярышник.

    • Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
    • Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.

    Домашнее задание

    Дописать в таблицу определённые растения.

    Приложение 1 (рисунки к определительным карточкам),

    Приложение 2 (Определительные карточки),

    Приложение 3 (картинки к подсказке)

    Приложение 4 (Подсказка)

    Список использованной литературы:

    1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.– М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
    2. Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.– М.: Лесн пром-ть, 1991.– 208 с.: ил.
    3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.– М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.– (Логопед в ДОУ).
    4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».– М.; Просвещение, 1980.– 143 с., ил.
    5. Полянский И. И . Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
    6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С . Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.– 2-е изд., перераб.– М.: Вентана-Граф, 2007.– 240 с.: ил.
    7. Травникова В. В . Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: «Паритет», 2002.– 256с.
    8. www.ecosystema.ru/
    9. http://dendrology.ru/
    10. http://219.exe.by/

    Здравствуйте, друзья!
    Сегодня я познакомлю вас немного с процессом своей профессиональной деятельности. Я расскажу вам о потенциале зимней экскурсии на реальном примере мероприятия «Особенности древесных жизненных форм растений в зимний период. Выносливость травянистых растений, зимующих над снегом», которое я проводила в рамках своего авторского спецкурса 7 класса.

    Было время в нашем лицее, когда выделялись часы на развитие интересов школьников по биологии и в среднем звене. Эти детки уже закончили школу и 50%, посещавших курс, поступили на медицинские специальности. Надеюсь в мире станет чуть больше хороших врачей.

    Презентация электронного дневника наблюдений составлена слушателями спецкурса «Основы систематики органического мира» с информационной поддержкой (7 класс). Я лишь немного подкорректировала дизайн и исправила неточности, а также я снабдила некоторые слайды дополняющими комментариями.




    ВЫВОДЫ: Температурный режим не позволил нам походить подольше, но даже тот материал, который был собран нами в краткие сроки, позволил понять, что жизнь в природе продолжается и зимой. Нас удивило то, что ветви деревьев так не похожи друг на друга: у одних почки липкие и пахучие, у других – спрятаны в глубине коры, а у третьих – похожи на круглый коричневый бисер. Раньше мы этого не замечали. Оказывается, деревья тоже загорают! Кора их голых ветвей под действием яркого солнца становится с красноватым оттенком (у ивы) или с сизым налетом (у клена), это их защищает от ультрафиолетовых лучей. Мы снимали экскурсию на фотоаппарат, а также вели карандашные записи в походном блокноте. Нам понравилось наблюдать и мы хотим проверить на собственном опыте наши предположения!
    Теперь я хочу прокомментировать самые главные моменты, которые должны сопровождать любую экскурсию, основанную на маршрутном методе. Многие учителя боятся проводить экскурсии, их пугает, что дети обнаружат что-то такое, на что учитель не сможет дать ответа.

    Потеря авторитета, обнаружение своего невежества, отсутствие дисциплины - это те учительские страхи, которые лишают ребенка опыта познания. И биология остается кабинетной и наукой, которую изучают по картинкам. Но нельзя научиться наблюдать по книжкам, нужна практика в природе.

    Конечно, прежде чем вывести детей на экскурсию, нужно самому пройти по маршруту, обратить внимание на узловые моменты.

    Важно, чтобы после экскурсии у детей оставались положительные эмоции. Эмоциональная приподнятость и удивление, получаемое в процессе направленного наблюдения развивает внимание и познавательный интерес. А наблюдаемые факты побуждают задавать новые и новые вопросы.

    В данном случае ребята посадили семена, и они взошли! А почему мороз не убил их? Это новый вопрос, который ребята, как вагончик прицепили к своему паровозику познания. И они начинают получать от процесса познания УДОВОЛЬСТВИЕ! А это и является одним из ведущих факторов настоящего обучения, на мой взгляд, поскольку позволяет поднять мотивацию к познанию до небес.

    У родителей есть неоспоримое преимущество перед учителем, родитель вместе с ребенком может активно познавать мир в индивидуальном порядке. Что-то обнаружить, а потом найти описание в Интернете, энциклопедии, спросить у знающих людей. Не вместо, а вместе с ребенком. И радоваться открытиям, поощрять любознательность, осуществлять постановку мышления, играя. А еще творить, таким образом, прочную связь, поднимая общение на более высокий уровень, становится для ребенка не наставником, а равноправным партнером.

    В ближайших постах я расскажу о том, как выглядят ветки знакомых деревьев зимой. А пока приглядывайтесь к ветвям деревьев в своем дворе.

    Детей

    «Станция юных натуралистов»

    Растения зимой

    Губкин – 2013

    Пояснительная записка.

    Данная методическая разработка является разработкой экскурсии «Растения зимой», которая проводится после изучения темы «Побег», чтобы подвести итог по узловым поня­тиям всей темы, увязав их со знаниями, полученными на экскур­сии.

    С целью повышения эффективности экскурсии, она проводится по маршруту осенней экскурсии. Личные наблюдения детей, сравнения и исследования помогут обучающимся более чётко уяснить, что происходит с природой в зимнее время, какие изменения произошли с момента осенней экскурсии. На данной экскурсии дети учатся видеть красоту зимней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования.

    Второй вид работы связан с изучением состояния окружающей среды и способствует формированию экологического мышления и экологически оправданного поведения.

    Третий вид работы направлен на развитие чувства любви к природе

    посредством её художественного описания.

    Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями биологии общеобразовательных учреждений.

    Цель экскурсии: знакомство обучающихся с изменениями, произошедшими в жизни растений с наступлением зимы

    Задачи:

    Обучающие: сформировать представле­ния обучающихся о жизни деревьев, кустарников и трав зимой, о приспособленности растений к условиям окружающей среды в зимнее время года.

    Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; определять видовой состав деревьев в безлистном состоянии; фиксировать результаты наблюдений.

    Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться красотой окружающего мира, бережное отношение к природе, сочувствие и сопереживание, внимательное и доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

    Используемые методы:

    Наблюдение;

    Практический: выполнение практических заданий, распространение экологических листовок.

    Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

    Оборудование и оформление:

    Карточки - задания для работы в группах;

    Блокноты;

    Карандаши;

    Линейки;
    лопатки

    через проезжую часть.

    Педагог заранее проходит маршрут к месту проведения экскурсии, определяет объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

    следует назначить одного консультанта. Консультантам выдаются карточки –задания и необходимое оборудование.

    На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают учебный материал, необходимый для выполнения за­даний, решают ситуационные задачи для составления правил поведения на экскурсии, оформляют экологические листовки.

    Перед выходом на экскурсию дети вспоминают правила перехода через проезжую часть.

    Во время передвижения к месту проведения экскурсии (сквер) проводится операция «Сохраним родную природу», в ходе которой обучающиеся распространяют листовки «Покормите птиц зимой!»:

    «Покормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма,

    Горсть одна нужна.

    Горсть одна -

    И не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их -

    Не счесть,

    Видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми...

    Существует множество видов птичьих кормушек: в виде столика с краями, чтобы корм не высыпался; в виде столика, над которым подвешена бутылка вверх дном; совсем простые кормушки из пустых пакетов из-под молока; шпагатики с кусочками несоленого сала для синиц, пучки с соплодиями семян, плодов и ягод. Некоторые люди делают кормушки в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями для птиц. Конечно, крыша над кормушкой - защита от выдувания, заносов снега, но сделать ее сложнее. Кроме того, домик с крышей защищает птиц от переохлаждения. Кормушки для птиц должны быть очень скромными по окраске, а лучше их не раскрашивать совсем, чтобы не отпугивать птиц и не привлекать врагов.

    Некоторые правила подкормки птиц

    Во время подкормки птиц не сорите. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени в зимний период: именно в такое время им нужна наша надежная поддержка. Именно в морозы, метели, снегопады гибнет большая часть птиц. Корма в кормушках должно быть немного и нужного птицам (не нужно приносить фрукты, черный хлеб, конфеты и т. п.). Ведь задача подкормки - не кормить досыта, а только поддерживать птиц в трудное время!

    Помните, чем можно кормить птиц.

    Синицы - кусочки несоленого сала, маргарина, жира, мяса, творога и даже крошки белого хлеба;

    Вороны- едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи;

    Воробьи - крупу, семена, крошки хлеба;

    Снегири - семена подсолнечника, тыквы, арбуза;

    Свиристели - мякоть ягод (связать пучки рябины, калины и др.)»

    Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с целью и задачами экскурсии и с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу.

    План экскурсии

    1. Вступительная беседа.

    2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

    1. Вступительная беседа.

    Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.

    Педагог:

    - (Ответы детей)

    - Назовите основные признаки зимы. (Ответы детей)

    Как изменились растения зимой? (Ответы детей)

    Попробуйте объяснить причины зимних изменений в природе. (Ответы детей)

    Педагог: Мир растений на нашей пла­нете очень разнообразен. Все растения, являясь частью живой природы, имеют свои закономерности существования. Например, про­цессы жизнедеятельности протекают в течение года с определен­ной периодичностью (это касается не только суточной смены дня и ночи), когда активное развитие растения сменяется покоем, при котором замедляются или почти полностью приостанавливаются процессы жизнедеятельности.

    Когда наступает состояние покоя у растений и с чем оно связано? (ответы обучающихся)

    Педагог: состояние покоя у растений и явление листопа­да связаны не только с наступлением неблагоприятных условий.

    Тогда в чём же причина периодического покоя у растений? (ответы обучающихся)

    Педагог: Секрет кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста. В этот период жизни в нём на­капливаются вещества (прежде всего рибонуклеиновая кислота), без которых в активную фазу развития невозможно будет образо­вание органических веществ (белков). Эта стадия называется органическим покоем. Он может продолжаться несколько недель, и в этот период растение нельзя вывести из этого состояния.

    У растений же нашего климата за органическим покоем насту­пает глубокий покой, который связан с морозоустойчивостью. Во время этой фазы растения хотя и трудно, но всё же можно вывести из покоя, например, поместив их в теплые ванны (в то время, ког­да контрольные экземпляры в рост не трогаются). Вторая фаза покоя, связанная с морозоустойчивостью растений, защищает их от оттепелей, которые случаются в конце зимы, и тем самым предох­раняют растения от пробуждения: оно может привести их к гибели от последующих морозов.

    2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

    Педагог: Ещё писал: «...всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем».

    Помните, ребята, когда мы были с вами на экскурсии осенью, на деревьях и под ними было множество листьев разного цвета. Тогда мы по листьям могли определить дерево. Теперь листьев нет. Как можно определить дерево по-другому? (Ответы: по коре, почкам и веткам, их расположению, по плодам).

    Предлагаю вам попробовать определить дерево по тем признакам, которые вы назвали.

    (Дети определяют деревья на, выделенных для каждой группы, участках: у березы ствол белого цвета, тонкие веточки свисают вниз, у липы множество тончайших веточек, они растут густ, у ивы ветки как нити свисают до земли, на рябине сохранились красные ягоды.)

    3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

    Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм зимой, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки кустарниковыхрастений, предупреждает о бережном отношении к растениям. )

    Инструкция 1

    1. Используя определительные карточки, назовите кустарники исследуемого участка. Укажите их внешние признаки. Выясните, как они приспособились к условиям зимы.

    2. Найдите на территории участка повреждённые кустарники. Подумайте, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждения?

    3. Составьте рассказ «Красивое рядом».

    (Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания.)

    Педагог. А теперь давайте определим, как подготовлены к зимним условиям деревья. (комментирует инструкцию 2)

    Инструкция 2 .

    1. Определите, хорошо ли подготовлены к зимним условиям липа, клён, берёза, тополь по следующим признакам:

    а) по очищенности веток от листьев;

    б) по состоянию верхушечной почки;

    в) по окраске коры.

    2. Какие нарушения правил поведения в сквере вы заметили? Что вы

    предлагаете сделать, чтобы правила поведения в сквере никто не

    нарушал? Запишите в блокноты свои предложения.

    3. Выберите самое красивое дерево изучаемого участка. Составьте

    художественное описание этого дерева.

    (Обучающиеся всех групп одновременно выполняют задания инструкции №2,после чего проводится обсуждение результатов исследований)

    Педагог. С целью изучения условий зимовки травянистых растений вам предстоит выполнить задания инструкции №3 .

    (Комментирует инструкцию 3.)

    Инструкция 3.

    1. Узнайте, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерьте толщину снегового покрова, а затем раскопайте снег, найдите травянистые растение, потрогайте почву. Запишите свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закройте растения снегом.

    3. Опишите словами мир зимних красок, который вас окружает в сквере.

    (Обучающиеся всех групп на разных участках одновременно выполняют задания инструкции №3. Обсуждение результатов исследований)

    4. Подведение итогов экскурсии.

    Педагог. (Проводит обобщающую беседу)

    Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

    - Какие выработались приспособления у многолетних и одно­летних растений к перенесению неблагоприятных ус­ловий зимы?

    По каким признакам можно отличить различные породы деревьев и кустарников?

    Почему к наступлению зимы в жизни растений наступает период «скрытой жизни», или период покоя, когда все жизненные процессы замедляются?

    Какое значение для растений имеет снежный покров?

    Педагог. (комментирует план, по которому необходимо составит отчёт об экскурсии)

    · Красота зимнего пей­зажа и причуды зимы (подобрать открытки, отрывки из стихотворений, фотографии с кра­сочным описанием того, что на них изображено)

    · При­родные условия зимой

    · Приспособленность деревьев и кустарников к жизни зимой, списки деревьев и кустар­ников с указанием характерных особенностей силуэта и побегов, рисунки.

    · Приспособленность травянистых рас­тений к жизни зимой, список травянистых растений, жи­вущих под снегом.

    · Интересные биологические факты из жизни рас­тений зимой.

    На обратном пути проводится конкурс наблюдательных и смышлёных: обучающиеся называют встречающиеся деревья и кустар­ники. ,

    Методические советы организаторам:

    Место организации экскурсии - сквер, в котором проводилась осенняя экскурсия. Это позволит детям сравнить уже знакомые объекты изучения в разное время года. Перед проведением экскурсии можно предложить детям подобрать литературное описание зимней природы, что поможет им при выполнении творческих заданий в группах.

    Методические советы на период ближайшего последействия:

    На последующих занятиях дети называют растения по силуэтам крон деревьев, нарисованных на карточках; можно провести конкурс рисунков «Растения зимой»

    Список литературы

    1., Михлин экскурсии. Книга для учителя/ , - М.: Просвещение, 1983

    2. Селберг И., Стефенс М. Деревья и листья/ И. Селберг, М. Стефенс –М.: АСТ-Пресс, 1997

    3.Симонова от природы/ , - М.: Агар, 1998.

    Подготовила: , педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮН» г. Губкина

    Управление образования и науки

    администрации Губкинского городского округа

    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Станция юных натуралистов»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

    Осенние явления в жизни растений

    Губкин – 2012

    Пояснительная записка.

    Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» проводятся после изучения раздела «Общее знакомство с цветковыми растениями». Обучающиеся, обладающие основными знаниями о жизненных формах растений и местах их обитания, лучше всего смогут понять и представить, как изменяется жизнь растений осенью лишь в процессе личных наблюдений. Именно на экскурсии дети учатся видеть красоту осенней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования. Экскурсию следует провести в ближайшем парке, сквере. Дети там часто бывают. Многие из них знают, какие растения там растут. В процессе работы они могут быть активными помощниками для педагога. Важно, чтобы после экскурсии дети поняли, что все в природе закономерно.

    Цель экскурсии: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений.

    Задачи

    Обучающие: продолжить формирование знаний обучающихся о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды в осеннее время года

    Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, раскрывать при­чины наступления осенних явлений в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи; отработать приемы фиксации наблюдений.

    Воспитательные: формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, бережное отношение к природе.

    Используемые методы:

    Словесный: рассказ педагога, высказывания обучающихся, беседа;

    Наблюдение;

    Практический: сбор листьев деревьев и кустарников, плодов растений для составления гербария и коллекций .

    Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

    Оборудование и оформление:

    Гербарные папки;

    Пустые картонные коробки для сухих листьев и плодов;

    Карточки –задания для работы в группах;

    Дидактические карточки;

    Листки отрывного календаря;

    Блокноты;

    Карандаши;

    Два красных флажка для сопровождения колонны детей при переходе

    через проезжую часть.

    Методические советы на подготовительный период:

    Подготовка педагога к экскурсии.

    Педагог заранее определяет место проведения экскурсии, объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для поисково-исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

    Нужно предварительно разделить детей на три группы. В каждой группе

    следует назначить одного консультанта. Консультантам выдается пакет, в

    котором находится папка для гербариев, короба, пакеты. карточки - задания

    Подготовка обучающихся к экскурсии.

    На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают всё необходимое для выполнения за­даний, разрабатывают правила поведения в природе, изучают требования, предъявляемые к сбору и гербари­зации растений, знакомятся с редкими и исчезающими растениями.

    Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу, вспоминают правила перехода через проезжую часть.

    План экскурсии

    1. Вступительная беседа.

    1. Соревнование «Продолжи фразу»

    3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

    4. Подведение итогов экскурсии.

    1. Вступительная беседа.

    (Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.)

    Педагог.

    - Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

    Назовите основные признаки осени? (Ответы детей)

    Изменился ли внешний вид растений по сравнению с летом? (Ответы детей)

    Попробуйте объяснить причины осенних изменений в природе. (Ответы детей)

    Педагог.

    Запомните характерные приметы осени: летний зеленый наряд природы меняется на жёлтый, багряный, пурпурный; уменьшается световой день (демонстрирует листки отрывного календаря с изображением одного числа раз­ных месяцев: май, нюнь, июль, август, сентябрь и на­зывается долгота дня) ; понижается температура воздуха; увеличивается влажность и коли­чество осадков.

    2. Соревнование «Продолжи фразу»

    Педагог. Сейчас мы вспомним приметы осени. Я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

    · Если лист с дерева не чисто падает, но частично остается на ветках, будет …

    · Поздний листопад - на …

    · Если осенью листья берез начнут желтеть с вер­хушки - весна будет ранняя, начнут желтеть сни­зу - поздняя.

    · Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме, изнанкой кверху - зима будет теплая, если наполовину изнанкой, наполови­ну «лицом» - зима...

    · Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его…

    · В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод - ...

    · Неурожай на шишки ели, сосны и кедра - к...

    3 . Работа в звеньях по инструктивным карточкам

    Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм осенью, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки древесных, кус­тарниковых и травянистых растений, предупреждает о бережном отношении к растениям и напоминает о том, что нельзя ломать ветки деревьев и можно собирать только опавшие листья и плоды )

    Инструкция 1

    1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности.

    2. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

    3. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев - в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней?

    4. Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

    Название древесного растения

    Части кроны

    наружная

    внутренняя

    (Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания. Обучающиеся демонстрируют собран­ный материал, а остальные звенья находят подобные экземпляры. При этом педагог помогает найти название деревьев по изображению плодов и листьев на спе­циально подготовленных дидактических карточках)

    Педагог. Давайте понаблюдаем за листопадом, выполнив задания инструкции №2. (

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!