Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Европейский союз (The European Union) - это. Европейский Союз (ЕС): общая характеристика

Европейский Союз является результатом интеграционных процессов в Европе. Потребность построения европейского сообщества появилась после окончания Второй мировой войны. Создание такой структуры должно было способствовать восстановлению Европы и обеспечить мирное сосуществование народов. Идею создания "Соединенных Штатов Объединенной Европы" впервые выдвинул Уинстон Черчилль, выступая в 1946 г. с речью в Цюрихе. На протяжении почти пятидесяти лет на реализацию этой идеи работало много известных политиков, которых часто называют "отцами-основателями" ЕС.

Объединение начало набирать институциональных форм с образованием Европейского Сообщества: Европейское экономическое Сообщество (ЕЭС), Европейского Сообщества Угля и Стали и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).

Создание Европейского Союза было утверждено Трактатом от 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды). Бытует мнение, что Европейский Союз и Европейское Сообщество является тем самым объединением. На самом деле, между ними есть разница.

Договор с 1992 года не отменил статус юридического лица Европейских сообществ и не предоставил статус субъекта права Европейского союза. Как следствие, все договоры, которые подписываются с третьими сторонами (государствами) - подписываются от имени Сообщества или странами-членами Сообщества. ЕС, для реализации собственных задач, тоже пользуется институтами Сообщества.

Европейское Сообщество.

В мае 1950 года Роберт Шуман - тогдашний министр иностранных дел Франции - представил план интеграции экономических отношений между европейскими странами (идея была выдвинута Жаном Моне). 9 мая 1950 - подписана Декларация Роберта Шумана, которая предлагала создание организации, которая будет контролировать добычу угля и производство стали в ФРГ и Франции. 9 мая сегодня считается праздником - Днем Европы.

План был реализован18 апреля 1951 года, когда Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия и Италия в Париже подписали договор о создании Европейского Сообщества Угля и Стали (ECSC - European Coal and Steel Community). Согласно парижскому договору горнодобывающие сектора, производство стали были подвергнуты международному контролю. Были также созданы следующие институты: Высокая Власть (первым председателем стал Жан Моне), Совет Министров, Парламентская Ассамблея (совещательный орган, состоящий из представителей парламентов стран-членов), Суд и Комитет экономической, социальной политики. В последующие годы были осуществлены безуспешные попытки углубить интеграцию в военной и политической сфере.

  • 25 марта 1957 подписано Римское соглашение, которое положило начало Европейскому Экономическому Сообществу (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). Соглашение вступило в действие с 1 января 1958.
  • 8 апреля 1965 года - подписано Соглашение о слиянии исполнительных органов трех Сообществ. ЕОУС, ЕЭС и Евроатом "получили" общие Совет и Комиссию.

Отцы-основатели Европы:

После II Мировой войны ряд выдающихся европейских политиков мечтали об объединении народов Европы для постоянного мира и дружбы. Во время следующих 50 лет, в течение которых строился ЕС, их мечты осуществились. Поэтому их называют "отцами-основателями" ЕС.

Уинстон Черчилль, Роберт Шуман, Пол Генри Спаак, Жан Моне, Алкид Гаспер, Конрад Аденауэр, Этьен Давиньон, Жак Люсьен Делоп

Европейский Союз - это объединение демократических европейских стран, объединившихся ради мира и развития.

Европейский Союз - это межгосударственное образование, страны, входящие в его состав, основали общие институты, которым были делегированы часть их суверенных полномочий, благодаря чему стало возможно демократически принимать решения по конкретным вопросам, представляющим взаимный интерес, на европейском уровне. Европейский Союз создал общую валюту, общий рынок, в котором люди, услуги, товары и капитал перемещаются свободно. Он пытается сделать так, чтобы в результате социального прогресса и справедливой конкуренции как можно больше людей могли воспользоваться преимуществом общего рынка.

Принципы деятельности Европейского Союза:

В июне 1985 года Европейской Комиссией была представлена "Белая книга" по делу внутреннего рынка. Этот документ стал основой для Единого Европейского Акта (ЕЕА), подписанного в феврале 1986 г., который модифицировал Римские договора и предоставил программу перехода к 1993 году до единого внутреннего рынка, который будет базироваться на 4 свободах: свободное движение товаров, свободное передвижение лиц, свободное движение капитала, свободное движение услуг.

7 февраля 1992 года подписано Маастрихтский договор (Договор о Европейском Союзе). Это соглашение ввело: Институт омбудсмана, который рассматривает жалобы граждан государств-членов ЕС на институты Союза и Комитет регионов, который должен представлять регионы государств-членов ЕС. Соглашение также расширило функции Парламента.

Согласно Маастрихтскому договору, ЕС базируется на трех столпах:

1. Полномочия первого столба очень широкие, а именно:

общий внутренний рынок, то есть свободное передвижение лиц, капитала, товаров и услуг, таможенный союз, общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика и политика рыболовства, общая транспортная и энергетическая политика, Европейский Социальный Фонд, общая политика по вопросам охраны окружающей среды, защите конкуренции, поддержка научного и технологического развития, здравоохранение и потребителей, гражданская оборона, туризм и спорт.

2. Второй столп - это Совместная Внешняя Политика и Политика Безопасности (ОВППБ).

Их задачей является укрепление единства и независимости Европы, что должно способствовать сохранению мира, безопасности, прогресса на целом континенте и в мире. Цели ОВППБ: охрана общих ценностей, жизненных интересов, независимости и целостности ЕС, согласно принципам Устава Организации Объединенных Народов, укрепление безопасности ЕС и его членов, сохранение мира и укрепление международной безопасности, поддержка международного сотрудничества, развитие и укрепление демократии, а также легитимных правительств и уважения прав человека и основных свобод.

3. Третий столп - сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.

Определяя обязанности стран-членов в рамках третьего столба, создатели Договора о ЕС не включили в деятельность ЕС вопросы, связанные с содержанием общественного спокойствия и охрану внутренней безопасности. В рамках третьего столба, ЕС обязуется:

обеспечить гражданам ЕС высокий уровень охраны по вопросам свобод, безопасности и юстиции, предотвращать расизм и ксенофобию, а также бороться с этими явлениями, предотвращать организованною преступность и бороться с ними, бороться с терроризмом, торговлей людьми, наркотрафиком, торговлей оружием, коррупцией и злоупотреблениями.

Маастрихтский договор создал новую структуру с тремя "опорами", которые имеют как политический, так и экономический характер. Это - Европейский Союз (ЕС).

Следовательно, деятельность ЕС базируется на 4 соглашениях:

Соглашение о создании Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС). Подписано 18 апреля 1952г. в Париже, вступило в силу 23 июля 1952, утратило силу 23 июля 2002 года; 26 февраля 2000 года- Договор в Ницце, вступивший в силу 1 февраля 2003г., Направлялся на решение институциональных проблем ЕС, связанных с расширением (изменение количества голосов, которыми обладают государства в Совете ЕС и т.д.).

Институты Европейского Союза

Европейский Союз является межгосударственным объединением, которое существует благодаря наличию трех принципов: Европейское Сообщество, Общая политика в области международных отношений и безопасности, а также совместная деятельность во внутренней политике и системе правосудия. Согласно договорам, институтами Европейского Союза являются: Совет Европы, Совет Европейского Союза, Европейская Комиссия, Европейский Парламент, Европейский Суд, Суд Первой Инстанции, Счетная Палата, Комитет экономической социальной политики, Комитет регионов, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейский Инвестиционный Банк, Европейский Центральный Банк.

Атрибутика Европейского Союза

Официальный язык каждой страны-члена является официальным языком ЕС. Поскольку несколько государств-членов имеют тот же официальный язык, то это означает, что существует 21 официальный язык.

Это такие языки: чешский, датский, голландский, английский, эстонский, финский, французский, немецкий, греческий, венгерский, итальянский, португальский, испанский, шведский, ирландский (с 1 января 2007, но с ограничениями), латвийский, литовский, мальтийский, польский, словацкий, словенский.

Единая валюта.

В 1992 году было принято решение создать в рамках ЕС Экономико-валютный союз (ЭВС) и ввести единую европейскую валютную единицу, управление которой должен был осуществлять Европейский центральный банк. Единая европейская валюта - евро была введена 1 января 2002. Именно тогда банкноты и монеты евро пришли на замену национальным валютам в 12 из 15 стран ЕС (Бельгии, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Австрии, Португалии и Финляндии). С 1 января 2007 к еврозоне присоединилась и Словения.

Флаг Европейского Союза

История создания флага начинается в 1955 году. Тогда Европейский Союз существовал лишь в виде Европейского объединения угля и стали, в который входило шесть стран. Однако существовала отдельная организация с широким представительством - Совет Европы, основанная на несколько лет раньше для защиты прав человека и пропаганды европейской культуры. В то время Совет Европы подбирал себе эмблему. После активных обсуждений было принято нынешний вариант флага - круг из 12 золотых звезд на голубом фоне. Число звезд не имеет ничего общего с количеством стран-членов организации. В разных традициях "12" является символическим числом, означает абсолютное совершенство. Это также и количество месяцев в году, и количество цифр на циферблате часов, тогда как круг является еще и символом единства.

Так родился европейский флаг, который представляет идеал объединения народов Европы. На нем сияет двенадцать звезд, как символ совершенства, полноты и единства. Флаг остается неизменным с годами, несмотря на расширение ЕС.

Позже Совет Европы призывал другие европейские учреждения принять тот самый флаг, и в 1983 году его утвердил Европейский Парламент. Все европейские институты используют его с начала 1986 года.

Европейский флаг - это единственная эмблема Европейской Комиссии, исполнительного органа ЕС. Другие европейские учреждения и органы добавляют к флагу свою собственную эмблему.

Страны-члены Европейского Союза:

Бельгия, Франция, Нидерланды, Люксембург, Германия, Италия.

Позже к Европейскому Союзу присоединились:

Великобритания, Ирландия и Дания в 1973 году,

Греция в 1981 году,

Испания и Португалия в 1986 году.

А также Австрия,

Финляндия и Швеция в 1995 году.

  • 1 мая 2004 полноправными членами Европейского Союза стали Кипр, Чехия, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Венгрия.
  • 1 января 2007 в Европейский Союз вошли Болгария и Румыния.

В Европейский Союз также входят заморские территории стран-членов.

Странами, кандидатами на принятие в Европейский Союз, являются Хорватия и Турция.

Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций:

· Европейское объединение угля и стали;

· Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;

· Европейское сообщество по атомной энергии.

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихстского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях - вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В начале ХХI в. участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы: с 1957 г. - Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. - Великобритания, Дания, Ирландия; с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Испания, Португалия; с 1995 г. - Финляндия, Австрия, Швеция. Кроме того, в период с 1991 по 1995 гг. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС (Римский) определил последовательность мероприятий:

отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

проведение общей аграрной и транспортной политики;

создание валютного союза;

координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

унификация налоговых законодательств;

выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Первый этап (1958-1966 гг.) в эволюции ЕЭС - это этап создания зоны свободной торговли. На нем были достигнуты цели 1 и 2, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) - создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения, ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Второй этап (1968-1986 гг.) - формирование таможенного союза. Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984-1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы - «Эврика». Данная программа имеет важное значение для научно-технической интеграции стран ЕС.

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли). В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66.

К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап (1987-1992 гг.) - создание общего рынка. На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внутреннего рынка, страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

· устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

· устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

· введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

· открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. было подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

Четвертый этап(с 1993 г. по настоящее время) - создание экономического союза. Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о ЕС (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Сложность данного этапа связана с необходимостью сочетать рост интеграции «вглубь» и «вширь». Обсуждение этого началось в 70-е годы после первого расширения ЕС, когда к нему присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Идея «Европы двух скоростей» стала предметом активных дебатов накануне приема в ЕС Испании и Португалии. Еще до последнего расширения (когда в 1995 г. в ЕС вступили Австрия, Швеция и Финляндия) бывший тогда председателем Комиссии Европейского Союза Ж.Делор выступил с идеей так называемых «концентрических кругов». Он впервые предлагал модель неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп участников ЕС.

Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции на принципах разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.

Проблема фрагментации ЕС в связи с переходом к единой валюте не ограничивается отношениями между участниками «зоны евро» и остальными государствами Союза. Внутри самого валютного союза могут возникнуть более или менее постоянные коалиции. Одна из них - традиционный тандем Германии и Франции, который активно заявляет о себе и в валютной сфере.

Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором (Договором о Европейском союзе) в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим.

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Органы ЕС .

Европейский совет . Европейский совет - высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии.

Функции и полномочия . Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейская комиссия . Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В её состав входят 28 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. По общему правилу, выработанному на основе практики, членами Еврокомиссии назначаются бывшие главы национальных правительств и министры. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС.

Функции и полномочия .

Функции Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и так далее), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 28 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии. Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Европейский парламент . Европейский парламент - законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств - членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира. Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

Европейский парламент является собранием из 754 депутата (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Функции и полномочия .

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений, согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3- го чтения.

Европейский парламент не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия.

Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС.

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент вправе принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. В соответствии с Лиссабонским договором Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию.

Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) - наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран - членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Суд Европейского союза . Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств - членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Функции и полномочия . Суд регулирует разногласия между государствами - членами; между государствами - членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно - правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства - члены, не выполняющие его постановления.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.

Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:
  • устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
  • создание валютного союза;
  • унификация ;
  • сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

Европейский союз — этапы интеграции

Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор , когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран . В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г. , когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — и более высокий , опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз , который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:
  • Европейский совет (директивный орган)
  • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)
  • Совет министров ЕС (законодательный орган)
  • Европейскую комиссию (исполнительный орган)
  • Европейский суд (судебный орган), Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган)
  • Европейский центральный банк
  • целый ряд фондов и другие институциональные структуры.

До сих пор наряду с углублением европейской интеграции с успехом идет процесс ее расширения. Отраслевой союз и зона свободной торговли существовали в рамках шести европейских государств. Таможенный союз включал в себя девять стран (ЕС-6) плюс Дания, Великобритания, Ирландия. В формировании Общего рынка приняли участие уже двенадцать стран (ЕС-9) плюс Греция, Испания, Португалия. С 1995 г. участниками Евросоюза являются пятнадцать стран (ЕС-12) плюс Австрия, Финляндия и Швеция. Дальнейшее расширение Союза проходит, главным образом, за счет стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), ориентированных на СССР, и стран Балтии.

К 2007 г. в состав Европейского Союза входит 27 стран:

  1. Бельгия
  2. Германия
  3. Италия
  4. Люксембург
  5. Нидерланды
  6. Франция
  7. Великобритания
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Греция
  11. Португалия
  12. Испания
  13. Австрия
  14. Финляндия
  15. Швеция
  16. Венгрия
  17. Латвия
  18. Литва
  19. Мальта
  20. Польша
  21. Словакия
  22. Словения
  23. Чехия
  24. Эстония
  25. Болгария
  26. Румыния
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
  • масштабность расширения;
  • низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  • усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  • приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы.

Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы.

С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

Расширение и углубление европейской интеграции

Даты Этапы
углубления
Даты Этапы расширения

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

Страны ЕЭС-6

Таможенный союз ЕЭС

“Валютная змея”

Европейская валютная система (учреждение экю)

Единый Европейский акт

ЕЭС-6 плюс Великобритания*, Ирландия, Дания*

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

Экономический и Валютный союз

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г. Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)
2004 г. Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)
2007 г. Болгария, Румыния

Были высказаны еще на Парижской конференции 1867 г. Однако практической реализации эти интеграционные идеи не получили: противоречия между странами были столь глубокими, что до осознания необходимости сотрудничества страны Европы прошли через две мировые и несколько локальных войн.

Интеграционные тенденции в Европе вновь проявились сразу после окончания Второй мировой войны, когда ведущие европейские страны осознали, что восстановление и развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий и ресурсов. Представление о полувековом пути европейских стран к интеграции лучше всего дает хронология событий.

Хронология развития Европейского союза

9 мая 1950 г. — министр иностранных дел Франции Р. Шуман внес предложение о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы Франции и Германии;

18 апреля 1951 г. — в Париже подписан договор о создании Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали Франция, ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург;

25 марта 1957 г. — в Риме странами — членами ЕОУС подписаны договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества но атомной энергии (ЕврАтом);

4 января 1960 г. — образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания. Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания;

9 июля 1961 г. — подписано соглашение об ассоциированном членстве Греции в ЕЭС — первый подобный документ в истории Сообщества;

20 июля 1963 г. — подписана Яундская конвенция — соглашение, заложившее основы ассоциированных связей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществом в течение пяти лет;

1 июля 1964 г. — ЕЭС создается общий аграрный рынок ЕЭС, начало деятельности Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА);

1 июля 1968 г. — досрочно завершено создание Таможенного союза. Отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС;

Октябрь 1970 г. — комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам во главе с премьер-министром Люксембурга П. Верне- ром представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза — так называемый план Вернера. В соответствии с планом к 1980 г. планировалось создание полного экономического и валютного союза с единой валютой;

24 апреля 1972 г. — введение «валютной змеи» как реакции на нестабильность мирового валютного рынка. Предусматривалось изменение валютных курсов стран — участниц «коллективного плавания» в рамках установленных пределов отклонений от среднего центрального курса;

21 января 1974 г. — Совет министров ПС приступает к осуществлению программы социальных действий, направленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда;

9-10 декабря 1974 г. — на встрече глав государств и/или правительств в Париже определен порядок избрания депутатов Европейского парламента (всеобщим, прямым и тайным голосованием);

28 февраля 1975 г. — Европейское Сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ло- мейскую конвенцию (Ломе, Того), призванную заменить Яундекую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли;

9-10 марта 1979 г. — на сессии Европейского совета в Париже принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает:

  • (ЭКЮ),
  • механизм валютного обмена и информации,
  • кредитные условия,
  • трансфертный механизм;

8 декабря 1984 г. — 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломсйскую конвенцию. Впервые была прямо выражена идея уважения прав человека;

9 сентября 1985 г. — межправительственная конференция в Люксембурге, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов;

2-4 декабря 1985 г. — сессия Европейского Совета в Люксембурге. Принят единый европейский акт, призванный усовершенствовать

1 января 1986 г. — членами Европейского Сообщества становятся Испания и Португалия. Число стран-членов возрастает до двенадцати;

1-13 февраля 1988 г. — чрезвычайная сессия Европейского Сове- га в Брюсселе. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая гак называемый Пакет Делopa-I, а также ограничения расходов на общую аграрную политику;

8-12 декабря 1989 г. — сессия Европейского Совета в Страсбурге. Принято решение о созыве в конце 1990 г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза;

15 декабря 1989 г. — 12 государств — членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию;

18 декабря 1989 г. — подписано Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским Сообществом и СССР;

29 мая 1990 г. — в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах Центральной и Восточной Европы;

19 июня 1990 г. — Франция, ФРГ. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества;

14 декабря 1990 г. — в Риме открывается межправительственная конференция по вопросам создания политического союза, а также экономического и валютного союза;

16 декабря 1991 г. — подписаны соглашения об ассоциации между Сообществом и Венгрией, Польшей и Чехословакией;

7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества;

2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономическою пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию;

1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов;

1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз;

24 июня 1994 г. — на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ПС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждения компаний и движения капитала;

1 июля 1995 г. — вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Авсгрия, Греция и Финляндия;

26 марта 1996 г. — в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран — участниц Евросоюза. Цель конференции — принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС, и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС;

13-14 декабря 1996 г. — сессия Европейскою совета в Дублине (Ирландия). Обсуждение текста нового договора о Европейском союзе, завершившееся подписанием Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.;

июнь 1997 г. — встреча членов Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды). Появление нового проекта договора о ЕС, призванного реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения;

1 декабря 1997 г. — вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

12-13 декабря 1997 г. — на встрече в Люксембурге принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция признается официальным 13-м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «первой волны» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 г.;

2 мая 1998 г. — сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999 г. войдут в экономический и валютный союз и введут единую валюту — евро;

1 января 1999 г. — страны ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту — евро. Евро начинает использоваться в безналичном обороте для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и расчетов;

1 января 2002 г. — введение наличного евро. Замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

Первые шаги валютной интеграции в Европе были сделаны еше в 1950-х годах XX в. Создание Европейского общего рынка ускорило этот процесс.

В 1958-1968 гг. сформировался Таможенный союз:

  • отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле;
  • введены единые таможенные тарифы на ввоз товаров из третьих стран.

К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд Европейского союза. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были отменены многие ограничения на движение капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере торговли потребовала конвергенции в сфере государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных координирующих механизмов. В конце 1970 г. страны Евросоюза приняли прог рамму поэтапного создания к 1980 г. экономического и валютного союза.

План Вернера (премьер-министр Люксембурга) предусматривал три этапа.

1- этап : 1971-1973 гг. — координация и последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют;

2- этап: 1974-1979 гг. — создание наднациональных органов с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

3- этап: введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельность банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

В апреле 1973 г. странам ЕС удалось создать Европейский фонд валютного сотрудничества и европейскую расчетную единицу (ЕРЕ). Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов валют ЕЭС (Европейская «валютная змея»);
  • проведение валютных интервенций не только в долларах, но и в европейских валютах (с 1972 г.) для уменьшения зависимости от доллара;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кредитов для покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного Общего рынка;
  • введение системы компенсационных валютных выплат и сборов — налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальные валюты по специальному курсу;
  • учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов: Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

Однако значительные структурные различия экономик стран- участниц, психологическая и экономическая неготовность к передаче суверенных прав наднациональным органам регулирования валютно-финансовых отношений, экономические (прежде всего энергетический) и валютные кризисы 70-80-х годов XX в. не позволили полностью осуществить план Вернера. Его идеи в значительной мере реализовались позднее.

Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Режим «европейской валютной змеи» оказался недостаточно эффективным, поскольку не в полной мере подкреплялся координацией валютно-экономической политики стран ЕС. Чтобы не расходовать валютные резервы, некоторые страны периодически выходили из «валютной змеи». С середины 70-х годов только ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и периодически Франция участвовали в совместном плавании валютных курсов; остальные предпочитали индивидуальное плавание своих валют (Великобритания, Ирландия, Италия и периодически Франция).

К концу 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. Комиссия Евросоюза в октябре 1977 г. предложила создать европейский орган для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран — членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В Париже 9-10 марта 1979 г. состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), главные задачи которой:

  • установление относительной валютной стабильности внутри ЕС;
  • необходимость стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • усиление взаимосвязи процессов экономическою развития и придание нового импульса европейскому интеграционному процессу;
  • оказание стабилизирующего воздействия на международные экономические и валютные отношения.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!