Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что значит коко шанель. Коко Шанель (Coco Chanel) - биография, информация, личная жизнь

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

В 1943 году она ищет встречи с Уинстоном Черчиллем. Шанель хочет убедить его поддержать идею англо-германских переговоров. Операция под грифом «секретно» получила название «модная шляпка», но так и не состоялась из-за болезни премьер-министра. Позже Шанель получает от него записку – «занимайтесь модой, политика не для вас».

После освобождения Парижа начинают действовать «комитеты по чистке», которые обвиняют Шанель в коллаборационизме и арестовывают. Благодаря заступничеству влиятельных персон, через пару часов она получает свободу. Шанель решает уехать в Швейцарию.


Возвращение в мир моды

В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”

71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще Coco Chanel

Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет - она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!

Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классику Coco Chanel

Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».

В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.

Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.

Последние дни

Ее утро начиналось в отеле «Ritz», куда на 9-00 являлся визажист, вооруженный тушью и губной помадой. Женщина, не использовавшая косметику, по мнению Шанель, слишком высокого мнения о себе.

С безупречным маникюром и макияжем Коко «выходила в свет»:

Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте .Coco Chanel

До конца своих дней Шанель посвящала себя любимому делу. 10 января 1971 года Шанель умирает от сердечного приступа.

Похоронена она в Лозанне (Швейцария), под знаком льва: на барельефе на ее могиле запечатлены пять львиных голов.

Наследие Коко Шанель

Стилю Шанель суждено было пережить свою создательницу. Великая Мадемуазель стала не просто реформатором моды, она основала бренд, который является знаком качества и респектабельности.

Цитаты и афоризмы Коко Шанель украшают современные «демотиваторы», а ее жизненная история не единожды экранизировалась. Из последних художественных фильмов – «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009), «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту, лента по сценарию Карла Лагерфельда «Возвращение» (2013).

Коко Шанель удалось перекроить по своим лекалам не только моду, но и весь мир.

В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм Коко до Шанель (2009г.)

Коко Шанель удалось изменить мир моды, предложив дамам сменить корсеты и пышные юбки на джемперы и жакеты с брюками. Она одевала знать: герцогинь и баронесс – весь высший свет Франции. Придумывала им не только платья, но и шляпки, бижутерию, сумки и парфюм – все, что назовут стилем Шанель.

Воспитанная монахинями в бедности, она мечтала о роскоши и любви. К 30-ти годам у нее все это было. Благодаря таланту, упорству и конечно, мужчинам. У нее были богатые любовники и покровители, подарившие ей не только счастье, но и вложившие в нее и ее бизнес немалые деньги. Каждому из них она была за это признательна и говорила, что в ее творчестве есть частичка ее сердечных переживаний. Маленькое черное платье она создала после трагической смерти возлюбленного, и украсила его жемчужным ожерельем, когда очередной роман принес ей разочарование. Она никогда не выйдет замуж, но с гордостью будет носить имя мадемуазель Шанель до самой смерти.

Она прожила долгую жизнь, умерла в 87 лет в Швейцарии. Коко Шанель стала единственным модельером, вошедшим в список влиятельных людей прошлого века.

Ее состояние оценивали в 160 млн долларов. А ее имя до сих пор приносит деньги владельцам Дома моды Шанель и не забыто ее поклонниками и приверженцами.

Белошвейка

Габриэль родилась в небольшом городке во Франции 19 августа 1883 года. Ее родители не состояли в браке и жили не богато, воспитывая четырех детей. Мать Евгения Деволь была дочерью плотника, занималась детьми и нигде не работала. Отец Альбер Шанель – мелкий торговец. Девочке исполнилось 12 лет, когда мать заболела и умерла. Отец отдал детей в приют при монастыре. До совершеннолетия Габриэль будут воспитывать монахини, научат ее вышиванию, шитью и терпению. Она будет мечтать о безбедной жизни и удачном замужестве. Может быть именно эти мечты и сподвигли ее на побег. Вместе с подругой они добрались до тетушки Габриэль, но та настояла на возвращении в обитель. Девушки отказались, тогда им предложили другие монастырские стены – в маленьком городке Мулен.

Пансион был хорош тем, что можно было беспрепятственно его покидать, и барышни этим пользовались. Свободолюбивой натуре Габриэль требовалось пространство, она гуляла по городу, изучая окрестности и местных жителей. Через два года девушек устроили работать в маленький магазинчик, где продавали одежду и меха, сшитые здесь же. Так Габриэль начала зарабатывать деньги тем ремеслом, которое умела делать. По вечерам подруги частенько заходили в кафе, где вскоре стали завсегдатаями.

Однажды им предложили попробовать спеть со сцены и с тех пор они выходили выступать все чаще, петь незамысловатые песенки. Одна из них с шутливым названием «Ко Ко Ри Ко» была популярна. Городок был гарнизонный и успех у военных был ошеломляющий. Веселой и общительной Габриэль это нравилось.

Один из офицеров, богатый холостяк Этьен де Бальзан приметил хрупкую певичку и стал ей оказывать знаки внимания. Он был большой любитель скачек, имел собственный дом с конюшней и полями для гольфа, поэтому в Габриэль, которую называл Коко, благодаря ее песенкам, видел не только любовницу, но и наездницу. Он предложил ей переехать к себе и получил согласие.

Коко и Бой

Габриэль училась верховой езде не в амазонке, как было принято в то время, а в рубашках и жокейских брюках, перешитых ей из этьеновских. Ему было приятна ее женственность и непохожесть на дам его круга. К ней действительно относились как к странной особе, но это ее не обижало. Ей нравилось жить в замке, спать, сколько хочешь и иногда заниматься шитьем для себя и созданием шляп для богатых приятельниц Этьена. Конечно, она ждала перемен в своей судьбе, но по-прежнему оставалась лишь любовницей. Двери в высший свет для нее были закрыты, а самым страстным увлечением ее мужчины были лошади, а не она.

Все изменилось, когда Габриэль влюбилась в друга Этьена, которого близкие называли Бой, и он отвечал ей взаимностью. Ей исполнилось 26 лет, ему 28. Британский промышленник, спортивного телосложения Артур Кейпел предложил ей не руку и сердце, а кров и собственный шляпный магазинчик, о котором она уже мечтала много лет. Она соглашается и в 1910 году получает подарок, адрес который вскоре станет известен всем модницам Парижа и его окрестностей.

Артур будет помогать ей во всем: обеспечивать деньгами и заказами. Дело пойдет как по накатанной, для Габриэль это будут счастливые годы ее жизни. Через три года он посоветует ей открыть еще один бутик в Довиле. Морской стиль, который станет применять в одежде странная модистка, и соломенные шляпки станут вскоре популярными в этом курортном городке.

Девушка работает не покладая рук, круг ее клиенток расширяется: дамы становятся все смелее в выборе одежды, оглядываясь на знатных особ, которые одеваются в магазинах Шанель.

Успех приходит постепенно: ее коллекции украшают подиумы, пресса о них пишет как о революции в мире моды, платья Коко Шанель носит сама баронесса Ротшильд, которая предпочла ее знаменитому кутюрье Полю Пуаре.

Коко шла к своим победам на подиумах и сколачивала состояние через войну 1914 года и русских «белых» эмигрантов, вкупе с богемой из мира музыки и балета. Она подружилась с Сергеем Дягилевым, который познакомит ее с Жаном Кокто, Паблом Пикассо, Игорем Стравинским, Львом Бакстом и многими другими. Она будет шить простые женские платья и костюмы из дешевой ткани джерси, мягко спадающие и открывающие лодыжки. Кружевам и рюшам не место в одежде военного времени: роскошь уступит свои позиции удобству и практичности. Для артистов балета она создает сценические костюмы, а впоследствии будет помогать Дягилеву финансировать постановки, и выполнять заказы на пошив для балетной труппы. Сегодня коллекции к спектаклям Русских сезонов от Шанель хранятся во многих музеях, в том числе в Санкт-Петербурге.

В 1915 году Бой берет отпуск и везет на юг Франции, подальше от войны, в престижный городок у моря Биарицц. Сюда съезжаются богачи со всего мира, и именно здесь Шанель откроет свой Модный дом.

Совсем скоро во Францию хлынет волна эмигрантов, бежавших от революции в России. Многие портнихи, которые шили для дворян, будут работать на Шанель, привнеся в ее коллекции знаменитые русские мотивы.

Революционный год в далекой России станет поворотным и в Париже, только совсем другого рода. Коко Шанель жертвует свои длинные волосы в угоде своему новому стилю «двуполой моды». Она считает, что короткие волосы открывают длинную шею и очень идут мужским заимствованиям в женской одежде.

Артур Кейпел во всем поддерживает свою пассию, он верит в Коко, в ее талант и успех так, как ни один мужчина в ее жизни.

Еще немного и они поженятся, - думала Габриэль в объятиях своего Боя. А он хотел одного: с помощью брака получить вожделенный титул и наследников, а Габриэль не может иметь детей, не говоря о высоком положении в обществе.

Спустя девять лет близких и безоблачных отношений, он объявляет, что женится на аристократке и в 1918 году объявляет об этом своей возлюбленной. Она его понимает, но сердце ее бьется на осколки. Бой объясняет, что ничего не хочет менять в их отношениях, они по-прежнему встречаются, несмотря на кольцо на его безымянном пальце.

Но когда он ехал к ней праздновать Рождество, то его автомобиль потерял управление из-за лопнувшей шины и на большой скорости перевернулся. Через год после свадьбы он погиб.

Знаменитое черное платье она создаст в память о нем, но носить его будут всегда, потому что для нее он так и останется непревзойденным, единственным любимым человеком. Немного погодя она возьмет себя в руки и сделает еще один шаг к своей популярности – удивит мир парфюмом, выпустив духи Coco Noir, которые посвятит памяти Боя.

Слава и смерть

Окончательно пасть духом Габриэль не дала работа, она окунулась в нее с головой. Ее успехи во всех направлениях мира моды заставляют о ней говорить как о блестящем стилисте. Появляются ее костюмы, строгого покроя, точно по фигуре, и в качестве завершающего штриха к образу капелька духов Chanel №5.

Они появились благодаря князю Дмитрию, внуку Александра II. Дмитрий Павлович жил бедно и Габриэль взялась ему помочь, а потом влюбилась. Князь познакомил ее с известным парфюмером Эрнестом Бо. Он больше года работал по ее заказу над ароматом духов ее имени. Шанель выбрала пятый номер из представленных им. И не ошиблась, потому что до сих пор они творят чудеса для многих женщин.

Дмитрий Павлович вскоре уедет в Америку, но будет благодарен своей спасительнице, они сохранят дружбу до самой смерти князя в 1942 году.

Шанель часто повторяла, что ценит простоту и элегантность, прекрасная половина человечества видит в ее стиле неподражаемый и утонченный шарм.

А у нее новый роман – эта женщина не умеет жить без мужского внимания. Она приютила на своей вилле семью русского композитора Игоря Стравинского, с которым уже была знакома много лет. Страсть будет тайной и непродолжительной, но окажет на творчество обоих сильное влияние.

Когда Коко Шанель исполнилось 40 лет, она знакомится с герцогом Вестминстерским. От этих продолжительных отношений у нее остались бриллианты, дома, счастливые мгновения и разбитые надежды на брак.

В ее жизни будут коллекции не только одежды, шляпок, духов, бижутерии, аксессуаров, сумок, но и мужчин. Она умело смешивала коммерческие и интимные отношения. Так было с художником Полем Ирибом, который придумал для нее серию ювелирных украшений. Их союз был плодотворным, но быстротечным из-за внезапного сердечного приступа.

Ее не сломило ничто: ни кризис в экономике, ни война с фашистами, из-за которой пришлось закрыть бизнес, ни обвинения в сотрудничестве с фашистами, из-за чего ей пришлось уехать в Швейцарию.

Обвинение в предательстве не подтвердилось, просто Габриэль в очередной раз влюбилась. Ей уже было 56 лет, когда ей повстречался немецкий барон, младшее ее на много лет. Она позволила ему заманить ее в дела политические, ведь не догадывалась, что тот был полковником вермахта. Он просто попросил ее поспособствовать встретиться с Черчиллем, с которым Габриэль приятельствовала. После войны ей это припомнили и даже арестовали по обвинению в пособничестве фашизму. Она отрицала, но власти Франции дали ей небольшой выбор: либо тюрьма, либо она покинет родину. Любовники вместе жили в Швейцарии почти 10 лет. Но она продолжала работать, не с европейскими домами моды, а с американскими. Огромным успехом пользовались ее наряды для голливудских звезд. Ее состояние росло, несмотря ни на что и в послевоенные годы перевалило за 150 млн долларов.

Ее возвращение в Париж произошло в 1956 году, когда ей было семьдесят лет. Одинокая и бескомпромиссная она снова диктовала моду и прививала стиль. Одевала звезд кино и политический бомонд. Триумф шел за ней по пятам и она купалась в лучах обожания.

Про нее сняты фильмы и написаны книги. Ее вклад в мировой контекст моды велик, она смогла сделать большее – изменить ментальность женщин, заставила их любить себя и всегда выглядеть красивыми.

Смерть Коко Шанель наступила от сердечного приступа 10 января 1971 в отеле Ritz. Через 12 лет после этого ее дело продолжил Карл Лагерфельд, возглавив Дом моды Шанель.

Коко Шанель (1883-1971) – французский модельер, основательница знаменитого дома моды Chanel. Эта женщина во многом повлияла на моду ХХ века в Европе; она упростила женские костюмы, позаимствовав элементы из мужских гардеробов; ввела моду на маленькое чёрное платье, приталенные жакеты, сумочки на цепочке, крупную бижутерию из искусственного жемчуга и броши-камелии. Её парфюм «Шанель № 5» является бестселлером ХХ века в мире парфюмерии.

Детские годы

Настоящее имя, которое было дано девочке при рождении, ─ Габриэль Бонёр Шанель. Она родилась 19 августа 1883 года в маленьком французском городе Сомюре в приюте для бедных. Её родители Евгения Жанна Деволь и Альберт Шанель не были официально женаты. Альберт торговал в обычной рыночной палатке, Евгения Жанна была из рода небогатого, отец её трудился сельским плотником. Габриэль была у Деволь и Шанель второй дочерью, её регистрировали приютские работники в местном муниципалитете. Это имя ей дали в честь медсестры, которая принимала девочку во время родов.

Позже в семье родилось ещё трое детей, последние роды были тяжёлыми, и во время них мама Коко умерла. Девочке на тот момент исполнилось одиннадцать лет. Вскоре и отец оставил детей, сначала они были на попечении родственников, потом попали в приют.

Там всё было одинаково серо, безлико и уныло. Но скорее всего именно это и послужило тем значимым толчком, что подрастающая девушка Габриэль хотела стать совсем другой – яркой, свободной и индивидуальной.

Сирота из приюта прекрасно отдавала себе отчёт, какое у неё может быть будущее, но тем не менее всегда мечтала о блестящей жизни. Когда Коко станет взрослой и знаменитой, она никогда не будет вспоминать о своих детских годах, проведённых в сиротском приюте. Более того, она приложит все усилия, чтобы навсегда вычеркнуть эти жуткие воспоминания о бедном детстве из своей памяти.

Молодость и Этьен Бальзан

Когда Габриэль Шанель исполнилось 18 лет, по приютской рекомендации она начала работать помощником продавца в небольшом магазинчике одежды. В свободное от магазина время, чтобы накопить хоть немного денег, девушка подрабатывала в кабаре. Она танцевала и пела свои любимые песни «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco». За эти песенки исполнительницу прозвали Коко.

Однажды в кабаре на молодую особу обратил внимание кавалерийский офицер в отставке Этьен Бальзан. Это был довольно богатый мужчина, наследник огромного состояния, он увлекался разведением породистых скакунов и красивыми женщинами, сам занимался верховой ездой. Ему очень понравилась девушка, Этьен предложил ей переехать к нему в поместье Руалье, Коко согласилась.

Она стала жить в замке, поначалу ей это нравилось, только не очень радовала роль любовницы. Особенно обижало её то, что когда Этьен принимал высокопоставленных гостей, она ела не с ними за столом, а с прислугой.

Как-то раз она сказала ему, что хотела бы стать модисткой. Этьен посчитал идею бредовой, в Париже полным-полно было модисток, а Коко ко всему прочему совершенно не имела опыта в подобном деле. Он просто пожалел денег, ведь немалые суммы были нужны ему на собственный бизнес по разведению лошадей.

Артур Кейпел и начало бизнеса

Тогда Коко завела себе нового любовника, им стал промышленник из Англии Артур Кэйпел, среди близких друзей он имел кличку «Бой». Молодой человек был ближайшим другом Этьена Бальзана, но, несмотря на это, Шанель переехала жить к Кейпелу в 1909 году.

Они были очень близки по своим интересам: и Артур, и Коко обладали спортивным характером и предпринимательскими способностями. У него уже был свой небольшой бизнес и к идее Шанель он отнёсся с пониманием. В 1910 году Артур помог ей открыть шляпный магазин в Париже на бульваре Малерб и тем самым круто изменил жизнь Коко Шанель. Не прошло и года, как этот магазинчик переехал на улицу Камбон, 31, напротив отеля «Риц», где располагается в настоящее время Дом моды Шанель. Спустя три года ещё один её бутик появился в городе Довиль.

Артур стал для Коко самой большой и романтической любовью в жизни. Он был для неё одновременно и отцом, и братом, наставлял и в тоже время баловал. Многочисленные любовницы много раз говорили ему, чтобы он бросил Шанель. А Кейпел отвечал, что это так же невозможно, как если бы он отрезал себе ногу.

Артур был вынужден жениться на другой женщине из знатного и богатого семейства. Но их отношения с Коко сохранялись до самой смерти Кейпела.

Его не стало в декабре 1919 года. Артур ехал из Парижа в Канн, на автомобиле лопнула шина, он погиб в автокатастрофе. Коко увидела кучу искорёженного металла, совсем недавно это была машина её любимого человека. Она легонько провела рукою по стеклу, которое осталось не разбитым. Всюду была его кровь, она горько расплакалась, сев на обочине.

Коко приехала в их дом и покрасила чёрным все стены. Отныне чёрный цвет присутствовал во всей её одежде, она надолго облачилась в траур. К тому времени Шанель уже стала популярной личностью, и тысячи её поклонниц мгновенно сделали то же самое. Так Коко стала законодательницей в моде чёрного цвета и маленького чёрного платья.

В обществе того времени не принимали ношения траура по мужчине, с которым не состоял в официальном браке. Но ей было на всех плевать – на окружающих, на общество, на их моральные устои. А объявленная ею мода на чёрный цвет уже полетела по всему миру. И в 1926 году один американский журнал поставил маленькое чёрное платье от Шанель на одну позицию по популярности и уникальности с автомобилем Ford.

Переворот в мире моды

Её первая шляпная мастерская в Париже быстро превратилась в модный салон. Модистка была необычная, в столице Франции она произвела фурор, самые первые модницы выстраивались в очередь за новыми шляпками.

Коко открыла в себе уникальную способность – придумывать модели. В ней проснулся настоящий художник, Шанель создавала свой, ни на кого не похожий стиль. Она имела невероятную трудоспособность. Иногда новые идеи приходили к ней во сне, и тогда она вставала и начинала работать.

Шляпки были только началом, впоследствии Коко полностью перевернула мир моды:

  • первая сказала «нет» удушающим женским корсетам;
  • ввела общепризнанный символ статуса нового поколения – твидовый костюм «от Шанель»;
  • освободила женские руки от ношения сумок, теперь сумочки на длинных цепочках можно было носить на плече;
  • длинные пышные юбки, оборки и рюши заменила строгими, чёткими, простыми линиями в одежде;
  • ввела моду на женские короткие стрижки;
  • дала возможность женщинам носить блейзеры, тельняшки, блузки с короткими рукавами, брюки и обувь на низком каблуке.

Она сделала маленькое чёрное платье самым удобным и универсальным, сексуальным и в тоже время элегантным женским нарядом; его можно было носить и в обеденное время, и вечером, в зависимости от сочетания с различными аксессуарами.

Коко Шанель – феномен, которого до этого история моды не знала. У неё получилось сделать головокружительный прыжок наверх и утвердить в мире моды свои понятия о красоте. Всё, чтобы она ни делала, становилось модным. Однажды во время морского круиза Коко загорела и в таком виде появилась в Каннах. Общество сразу же восприняло это как новую моду на загар.

Князь Дмитрий Романов и «Шанель № 5»

В небольшом городке Биаррице на юге Франции, где у Коко был модный салон, в 1920 году, она познакомилась с русским эмигрантом Дмитрием Романовым, двоюродным братом царя Николая II. Между ними завязался роман, Коко, будучи к тому времени довольно известной и богатой, сняла для их встреч виллу на берегу Атлантического океана. Дмитрий примерял на неё сапфировые и рубиновые украшения московских царей, которые ему удалось вывезти из России при эмиграции, а она купалась в его внимании.

Их роман был недолгим, в 1921 году Дмитрий женился на дочери американского миллиардера. Но благодаря этому увлечению в коллекциях Коко Шанель начали появляться русские мотивы – например, пальто на соболиной подкладке или рубашки с ручной вышивкой.

Но самое главное, что принесло это знакомство, – знаменитый парфюм «Шанель № 5». Дмитрий познакомил Шанель с Эрнестом Бо. Это был второй сын французского парфюмера, некогда работавшего в крупной российской косметической компании, которая поставляла парфюмы Императорскому двору. Молодой Бо также продолжил дело отца в мире запахов и ароматов.

После знакомства с парфюмером Коко пришла в голову идея, создать духи под своим именем. Эрнест работал несколько месяцев и создал много образцов. При выборе Коко наугад взяла флакончик под номером 5 и аромат ей очень понравился. Так появился парфюм «Шанель № 5».

Вторая Мировая война

Успех у одежды от Шанель был колоссальный. Но началась война, и Коко закрыла все свои магазины и Дом моды. Многие знаменитые дизайнеры покинули Францию, но Шанель осталась в Париже.

На этот период приходится самый скандальный любовный роман в её жизни с немецким агентом Шпатцем (Ганс Гюнтер фон Динклаге). Он был правой рукою Гитлера, а Коко агентом с прозвищем «Модная шляпка». Она активно участвовала в переговорах немцев с союзниками.

Узнав об этом, но учитывая заслуги Шанель перед Францией в области моды, правительство поступило с ней мягко. Ей предложили добровольно сесть в тюрьму либо покинуть страну. Она уехала в Швейцарию, и до 1954 года о ней ничего не было слышно.

Непревзойдённая Коко

Она вернулась в модный мир с новой коллекцией в 1954 году, ей был 71 год. Через три сезона к ней снова пришла былая слава.

Она одевала Элизабет Тейлор, Джеки Кеннеди, Одри Хепберн.

Для работы и создания новых моделей ей не нужны были бумага и карандаш, только лишь булавки, манекен и её бурная фантазия.

Коко Шанель можно отнести к долгожителям. Ей была чужда ночная богемная жизнь. Ночью она предпочитала спать, причём не менее 7-8 часов. Коко утверждала, что после бессонных ночей, ничего путного днём создать не получится. Спала всегда с открытыми окнами, вставала не позднее 7 часов утра и почти сразу же начинала работать. Коко говорила, что в жизни должно быть время только на работу и любовь, больше ни на что его не стоит тратить.

Она не позволяла себе обжорство и алкоголь, чтобы не разрушать своё тело. Её рацион всегда был простой – овощи, рыба, фрукты.

И при всём этом Коко Шанель выкуривала около 50 сигарет за день.

Смерть

Коко Шанель ушла в иной мир тихо и спокойно 10 января 1971 года. Это произошло в номере «люкс» парижского отеля «Риц», где она проживала последние годы. Великая женщина была абсолютно одинока – ни мужа, ни друзей, ни детей. Последние дни Коко провела в обществе своей домработницы. А напротив блистал известный на весь мир, роскошно отделанный Дом моды Шанель.

Девочка из сиротского приюта Габриэль и великая королева моды Коко Шанель закончила свой путь на этой земле, умерла от сердечного приступа. Её похоронили в Швейцарии на Лозаннском кладбище Буа-де-Во, в верхней части надгробья сделан барельеф, на котором изображены пять львиных голов.

И всё-таки она создала образ женщины, который до неё никто не знал.
После смерти Коко её Дому моды пришлось пережить тяжёлые времена. Возрождение его началось в 1983 с приходом нового модельера Карла Лагерфельда.

Сколько на протяжении человеческой истории повидал мир легендарных и выдающихся женщин! И хотя все они были по-своему красивыми и величественными, ни одна из них не может сравниться с великолепной Коко Шанель.

Эта женщина покорила мир моды и стала настоящей иконой стиля, предложив миру легендарное маленькое черное платье. До сих пор её уникальный стиль остается классикой, которой отдает предпочтение большинство женщин, а фирменный парфюм из года в год остается популярным и востребованным.

Как же обычная французская девчонка по имени Габриэль, появившаяся на свет в одном из детских домов провинциального городка Сомюр, превратилась в ту, чье имя стало брендом Coco Chanel? Предлагаем вам узнать из нашей статьи, какой была биография и личная жизнь Коко Шанель.

Тернистый путь девочки из приюта

Знаменитая женщина, которую во всем мире знают как Коко Шанель, на самом деле получила при рождении другое имя. Мало кто знает, но в далеком 1883 году в приюте для бедняков родилась девочка, мать которой умерла в результате тяжелых родов. Новорожденная получила имя Габриэль, точно такое, как у медсестры, помогавшей ей увидеть мир. Полное же настоящее имя Коко Шанель, появившейся на свет августовским днем, — Габриэль Бонёр Шанель.

Официальная дата рождения Коко (Габриэль) Шанель – 19 августа 1883 года. Хотя сама она, когда выросла, настойчиво утверждала, что родилась на десять лет позже, то есть в 1893 году. И не в Сомюле, прославившемся своими виноградниками городке, а в Оверни, в самом центре Франции.

Родители маленькой девочки Габриэль официально женаты не были. Папа малютки, Альбер Шанель, был на тот момент торговцем, скитавшимся по ярмаркам. Мать, Евгения Жанна Шанель (Деволь), страдала от астмы и умерла в 1894 году.

До момента своей гибели женщина родила Альберу Шанелю всего шестерых детей: трех мальчиков и трех девочек, среди которых была и Габриэль. Прокормить шестерых детей скитавшемуся торговцу было очень сложно. Содержание многодетной семьи стало для него непосильной ношей, которую он скинул с плеч, отдав детвору в приют. При этом он клятвенно обещал им вернуться, но так и не сдержал своего обещания.

Габриэль (Коко) Шанель, биография и личная жизнь которой представляют собой наглядный пример тернистого пути к славе, не любила вспоминать годы своей жизни в приюте для сирот при Мулинском монастыре (примерно с 1894 по 1900 год).

Впрочем, когда речь заходила о том периоде, ставшая мировой знаменитостью Коко говорила, что именно безликие приютские костюмы породили в ее сознании идею о том, что женская одежда обязательно должна быть красивой и элегантной. Остальные сведения, которые известны о жизни будущей «иконы моды» тех лет, изложены весьма скудно, и потому биографический очерк этого периода такой краткий.

Позже, когда девушка отметила свое совершеннолетие, монастырь дал ей хорошие рекомендации, позволившие Габриэль Бонёр Шанель устроиться в магазин белья. Работая там днем помощницей продавца, по вечерам она уходила петь в кабаре, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Именно тогда биография девушки продолжилась под другим именем — Коко Шанель. В ее репертуаре была часто исполняемая и всеми любимая песня «Ко Ко Ри Ко», название которой стало ассоциацией для красивой певицы, а позже – ее новым именем. Так началась история французской знаменитости Коко Шанель.

Певица, танцовщица или все же – дизайнер

Несмотря на то что девушка стала более-менее известной в узких кругах, история успеха Коко Шанель пока была не столь красочной, как она того хотела. Пытаясь стать знаменитой и влиятельной, девушка обивала пороги разнообразных кастингов, пытаясь пробовать себя в роли не только певицы, но и танцовщицы, балерины, актрисы. Однако таланта девушки казалось недостаточно для того, чтобы эстрада приняла ее с распростертыми объятиями.

Юная Коко всегда знала, чего хочет. И потому овладевшая азами шитья еще во времена своего пребывания в монастыре Габриэль Бонёр Шанель стала шить шляпки для богатых парижанок. Да, кстати, в те годы Коко Шанель уже жила в Париже вместе со своим гражданским супругом – Этьеном Бальсаном, наследником огромного состояния.

Хотя Габриэль жила в роскоши и могла ни в чем себе не отказывать, такая жизнь была не для нее. Собственно, поэтому девушка в свои 22 года увлеклась шитьем дамских головных уборов.

В 1909 году Коко Шанель, история жизни которой полна падений и взлетов, наконец открывает собственную шляпочную мастерскую – прямо в квартире, где она жила с Этьеном. Ставшие известными интересные факты о таком рода творчестве милой Коко уже тогда запечатлели многочисленную очередь из богатеньких дамочек, желавших приобрести авторский головной убор.

Но свою маленькую мастерскую Коко Шанель рассматривала лишь в качестве промежуточного пункта на пути к большой славе, для которой ей требовались большие деньги.

Коко Шанель о мужчинах отзывалась как о «модных аксессуарах для красивых женщин». И так как сама она была одной из красивейших француженок, ее постоянно окружали богатые и влиятельные мужчины. Среди всех своих поклонников она выбрала Артура Кепела. Он помог ей с решением денежного вопроса и стал для Коко Шанель не просто спонсором.

Влиятельный и щедрый английский промышленник Артур изрядно поспособствовал тому, чтобы о модельере дамских шляпок узнал весь Париж. Так, в 1910 году Коко Шанель открыла собственный магазинчик на одной из улиц Парижа. Если верить Википедии, то он находится там до сих пор, через дорогу от Hotel Ritz, на улице Камбон, 31.

Взлеты и победы дизайнера-модельера

Первый магазин с весьма громогласным названием «Мода Коко Шанель» стал буквально ее «первенцем». Спустя три года успешных и плодотворных трудов, роковая женщина Коко (Габриэль) Шанель становится владелицей другого магазина, в городке Довиль (1913 год).

Мечтающая с детства о том, чтобы женская одежда была ослепительной и элегантной, Коко Шанель принимается за создание собственной линии платьев. Но свое знаменитое маленькое черное платье Коко предложит миру несколько позже, лишь в 1926 году.

Интересные факты витают вокруг этого «изобретения» французского модельера и дизайнера Коко. Так, знаменитое американское издание «Vogue» одну из своих публикаций посвятило популярному уже на тот момент изделию, приравнивая милое черное платье от Коко к автомобилю «Ford T» по комфортности, практичности и популярности.

Пошив таких предметов женского гардероба, как платья, Коко Шанель сделала основным, но не единственным своим занятием. На протяжении 5-6 лет своей жизни она также шила:

  • Брюки для женщин, которые по фасону напоминали мужские.
  • Женские деловые костюмы из грубой материи.
  • Приталенные жилеты, заменившие корсеты.
  • Модные пляжные вещи.

К тому времени Габриэль Шанель была уже весьма знаменитой персоной, которая вращалась в высоких кругах аристократического парижского общества. Скорее всего, именно общение с высокопоставленными лицами навеяло ей идею о том, что любая одежда может быть простой, но при этом должна быть элегантной. Таким образом, на сегодняшний день мы можем наблюдать фирменный стиль Коко Шанель в одежде, головных уборах, духах и аксессуарах, созданных ее собственной рукой.

Несколько лет спустя, когда число клиенток сети магазинов Шанель было уже куда более 1000, Коко представила модницам свое новое украшение – легендарную жемчужную нить. Стоит заметить, что по сей день мода на этот элегантный аксессуар не умирает и вряд ли когда-нибудь умрет.

Еще через несколько лет Габриэль, приняв во внимание советы знаменитого парфюмера Эрнеста Бо, выпускает авторские духи «Chanel № 5», которые стали легендой. На тот момент уникальный аромат удовлетворил не только саму Шанель с ее завышенными требованиями, но и большинство женщин во всем мире. С тех пор пятый номер Chanel остается лидером продаж среди прочих женских парфюмов.

Очередной победой стала презентация миру удивительных небольших сумочек, которые пришли на смену громоздким ридикюлям. Заявив, что ручные сумки непрактичны и неженственны, она представила свою линию крошечных клатчей, у которых вместо ручки была элегантная цепочка. Данный аксессуар завоевал огромную популярность среди француженок и жительниц других стран.

К другим «изобретениям» француженки Коко Шанель можно отнести прическу «а-ля гарсон». Она стала первой женщиной, которая позволила себе сделать короткую стрижку. С тех пор такая прическа стала считаться не только мужской…

Как сложилась жизнь Коко в дальнейшем

Не имеющая диплома портнихи и не умеющая толком рисовать, она удивляла мир снова и снова. Ни личные проблемы, ни даже начало Второй мировой войны не остановили уверенную в себе и решительную женщину.

Однако случилось событие, которое изменило ход ее жизни. Оставшаяся без поддержки любимого (Артур Кепел погиб в 1919 году), но пребывающая на пике своей славы, она встречает Хью Ричарда Артура, герцога из Вестминстерского аббатства. Ослепленный красотой дизайнера, он задаривал Коко Шанель цветами, драгоценностями, дорогими роскошными подарками (например, подарил дом в Лондоне).

Этот роман француженки Коко и англичанина Хью длился почти 15 лет. Но Шанель не смогла подарить детей своему партнеру. Влюбленным пришлось разойтись. Впоследствии герцог встретит другую, которую сделает своей законной женой.

После разрыва с Хью Габриэль найдет утешение в объятиях Поля Ирибарнегаре. Французскому художнику, решившемуся на развод ради Коко, не суждено было сыграть с ней свадьбу, так как в один трагический день у него остановилось сердце. Воплощение своих чувств она нашла в чёрном цвете, продолжив работать в усиленном ритме.

Ее всемирно известным творением стало милое маленькое черное платье. Создав целую линию таких предметов гардероба, она предоставила возможность женщинам ежедневно выглядеть элегантно, имея в гардеробе одно лишь черное платье и аксессуары, позволяющие создавать самые разные образы.

Умерла она, не дожив до своего 88-летия, в воскресный день 10 января 1971 года, оставив огромное наследие человечеству. И это не только фирменный стиль одежды от Сосо Chanel, соединивший простоту и роскошь, элегантные аксессуары и удивительные «Chanel № 5», но и популярные высказывания Коко Шанель о женщинах и мужчинах, которые ежедневно цитируют многие люди по всему миру.

На страницах истории она осталась женщиной, которую по праву зовут легендой, иконой стиля и выдающейся личностью, которая показала «Art de Vivre!!!» («искусство жить»). Сам Сальвадор Дали, который был близким другом Коко, после ее смерти восхищался тем, насколько удивительной и решительной была женщина, сама выдумавшая себе дату рождения, имя и даже целую жизнь. Автор: Елена Суворова

Модельер и дизайнер XX века Габриэль Бонер Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel), получившая впоследствии прозвище Коко Шанель (Сосо Chanel), родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр (Франция).

Мать Шанель умерла, когда девочка была совсем юной. Отец не взял на себя заботу о детях, и Габриэль оказалась в монастырском приюте, о котором впоследствии предпочитала не вспоминать, как и о своем детстве.

Покинув приют, она устроилась в трикотажную лавку, а в свободное время пела для офицеров в концертном зале La Rotonde. За исполнение шуточных песен, называвшихся Qui qu a vu Coco? и Ko Ko Ri Ko, к ней прикрепилось имя Коко.

В 1910 году Габриэль Шанель открыла свою первую мастерскую женских шляпок Chanel Modes в Париже. Изделия Шанель пользовались популярностью у французских актрис того времени, что способствовало становлению ее репутации.

В 1913 году Шанель открыла новый бутик в курортном французском городе Довиль. Вскоре появилась ее первая коллекция спортивной одежды из непривычного для французской аристократии материала - джерси.

В 1915 году Шанель открыла свой первый Дом Моды в Биаррице (Франция), после чего к ней пришел ошеломляющий успех.

В 1918 году она открыла Дом Моды в Париже.

Путешествие в том же году по Шотландии в компании с герцогом Вестминстерским вдохновило Шанель на создание твидовых костюмов.

В 1926 году Габриэль Шанель создала знаменитое маленькое черное платье. Американский журнал Vogue причислял его к вневременной классике и сравнивал по универсальности с автомобилями Ford.

В 1931 году она поехала в Голливуд по личному приглашению Сэмуэла Голдуина (Samuel Goldwyn), чтобы работать над стилем крупнейших звезд кино.

В 1930-х годах Коко создала первую коллекцию драгоценных ювелирных украшений, которую демонстрировала в своем особняке.

Период Второй мировой войны стал периодом затишья для Шанель, долгое время работал только один бутик аксессуаров и парфюмерии. По окончании войны Шанель эмигрировала в Швейцарию.

В 1954 году в возрасте 71 года Шанель повторно открыла Дом Моды, а в феврале следующего года в свет вышла легендарная стеганая сумочка 2.55.

В 1957 году Габриэль Шанель создала знаменитые двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой.

К 1960 году слава Шанель приобрела новые масштабы. Самые яркие знаменитости того времени - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Жаклин Кеннеди, Грэйс Келли и Жанна Моро, Одри Хепберн - появлялись на публике в последних новинках от Шанель.

В 1969 году знаменитая актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Коко в известном бродвейском мюзикле "Коко".

10 января 1971 года Великая мадмуазель умерла в номере отеля Ритц, расположенного, напротив здания Дома Шанель.

В 1909-1919 годах Коко пережила свою настоящую любовь рядом с Артуром Кэйпелом (Arthur Capel), наследником английской династии промышленников и заядлым игроком в поло. Однако, по велению родителей, он женился на состоятельной даме. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель. Погиб в автомобильной аварии в 1919 году.

В 1957 году Коко Шанель получила Оскар мира моды в Далласе, которым отмечен ее талант "наиболее влиятельного творца ХХ века".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!