Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

«Бронетараканы» Второй Речи Посполитой.

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня мы поговорим об очень необычной машине, которой пока нет в игре, польском легком танке(такетке) второго уровня, перед вами TKS Z N.K.M. 20 MM гайд .

Первая информация о данном аппарате появилась еще в далеком 2015 году, он был добавлен в клиент игры, но официального релиза так и не произошло. В начале августа 2018 этот польский ЛТ снова вышел на супертест и станет подарком на день рождения World of Tanks, игре исполнится 8 лет, с момента официального релиза. Ранее машина называлась TKS z n.k.m. 20 A.

Кстати, в реальной жизни это детище польских инженеров являлось танкеткой, именно поэтому агрегат имеет такой комичный и очень компактный вид.

Подробные ТТХ TKS Z N.K.M. 20 MM

В первую очередь стоит сказать, что в распоряжении нашего маленького поляка есть вполне стандартный для ЛТ-2 запас прочности, а также не рекордный, но очень даже приличный базовый обзор в 290 метров.

Ввиду того что на самом деле перед нами танкетка, несложно догадаться, что у TKS Z N.K.M. 20 MM характеристики бронирования будут очень скудные. И действительно, если посмотреть на колижн модель, как в лобовой проекции, так с бортов и кормы не найти бронелистов толще 10 миллиметров, такая фольга пробивается все пулеметными орудиями одноклассников. Исключением будет только маска орудия TKSz nkm 20A WoT , тут толщина брони суммарно составляет 20 миллиметров, но этот элемент очень маленький и вряд ли вас спасет.

К сожалению, несмотря на скромный вес машины (всего около 3 тонн), ее подвижность далека от совершенства и сильно уступает многим легким танка на уровне. Как видите, у есть хорошая, но не очень высокая максималка, очень скромные параметры динамики, но поворачиваем на месте мы неплохо.

Орудие TKS Z N.K.M. 20 MM

В плане вооружения наша танкетка не очень сильна, но несколько положительных моментов тут все же есть.

Начнем с того, что у TKS z n.k.m. 20 A орудие пулеметного типа, с магазином заряжания на 10 снарядов, каждый из которых имеет скромный альфастрак. К слову, перезаряжается барабан тоже очень быстро, но вот урон в минуту получается скромным, всего около 790 единиц.

Приятно удивляют параметры пробития нашего пулемета, легкий танк TKS z n.k.m. 20 A WoT без труда сможет наносить урон даже противникам третьего уровня, что практически исключает надобность использования голды.

Параметры точности орудия на втором уровне никогда не были хорошими и наш случай не исключение. TKSz nkm 20A танк получил слабую стабилизацию, большой разброс, да и скорость сведения тут не предел мечтаний.

Что же касается углов вертикальной наводки, они неплохие, ствол опускается вниз на 7 градусов, что достаточно комфортно. Кроме того, по всей видимости, TKS Z N.K.M. 20 MM World of Tanks имеет части вращающуюся рубку, из-за чего УГН у орудия суммарно составляют 26 градусов, что накладывает определенные ограничения на геймплей.

Преимущества и недостатки TKSz nkm 20A

Ввиду того что машина эта нам пока незнакома и вполне возможно, что если она когда-нибудь появится в игре, ее характеристики еще могут не раз измениться, все же стоит подвести первые итоги на основе имеющихся ТТХ. Давайте выделим основные преимущества и недостатки TKS Z N.K.M. 20 MM WoT , разбив их по пунктам.
Плюсы:
Неплохой обзор;
Компактные габариты;
Хорошие показатели пробития;
Высока скорострельность и скорость перезарядки магазина.
Минусы:
Картонная броня;
Посредственная подвижность;
Слабый альфастрайк и ДПМ;
Посредственная точность;
Ограниченные УГН частично подвижной рубкой.

Оборудование для TKS Z N.K.M. 20 MM

Все мы прекрасно знаем, что на низкоуровневой технике нет большого разнообразия в выборе дополнительных модулей. По этой причине придется довольствоваться тем, что есть, так что на танк TKSz nkm 20A оборудование поставим следующее:
1. – один из лучших возможных вариантов, ведь мы получим хороший 5-процентный буст к наиболее важным характеристикам.
2. – точность у танкетки слабенькая, да и время сведения не лучшее, так что этот выбор вполне очевиден.
3. – до топового обзора на втором уровне не доберешься, но улучшить данный параметр важно, чтобы получить преимущество над некоторыми противниками.

Обучение экипажа TKSz nkm 20A

Конечно, нельзя оставлять без внимания вопрос с прокачкой экипажа на этом танке, но в силу того, что внутри сидит всего два танкиста, выбор также будет очень скромным. Предпочтение отдать стоит повышению живучести машины и комфорту нанесения урона, то есть для TKS Z N.K.M. 20 MM перки прокачаем в таком порядке:
Командир (радист, наводчик, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для TKS z n.k.m. 20 A

Что касается выбора расходников, в этом вопросе будем действовать стандартно и в целях экономии лучше остановиться на джентльменском комплекте из , , . В противном случае, если запасы серебра позволяют и хочется максимального комфорта в бою, возите на TKSz nkm 20A снаряжение в виде , , , а последний вариант при желании можно заменить на польский .

Тактика игры на TKS Z N.K.M. 20 MM

Ввиду того что танк не обкатан, его параметры еще могут меняться и прочее, говорить о стратегических изысканиях сложно, однако, из имеющихся сейчас ТТХ уже можно сложить некоторое представление об этом поляке.

Ввиду слабого бронирования и наличия пулеметного орудия можно сказать, что для TKS z n.k.m. 20 A тактика ведения боя должна быть максимально осторожной. Позиционироваться на второй линии не получится, но с ролью поддержки танк должен справляться хорошо.

В бою мы должны стоять за спинами союзников и таким образом настреливать урон. В то же время благодаря неплохой подвижности польский легкий танк TKSz nkm 20A сможет достаточно быстро менять направления и заходить к противнику с неожиданных сторон, расстреливая его корму или борта.

Однако тут следует помнить о том, что наша рубка вращается не полностью, так что вступая в бой нельзя давать себя каруселить, иначе можно попасть в затруднительное положение. По этой же причине TKS Z N.K.M. 20 MM танк WoT лучше себя чувствует в тандеме с союзниками.

Кроме того, не стоит забывать, что у нас есть магазин заряжания и хотя полная перезарядка не занимает много времени, за 6 секунд в бою может случиться очень многое. Таким образом, играя на TKS z n.k.m. 20 A World of Tanks будьте предельно внимательны, следите за ситуацией вокруг и старайтесь не вырываться вперед, запас прочности у данного аппарата маленький и броня крайне слабая.

TKS

Боевая масса – 2,65 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – 1 пулемет. Толщина брони – 8– 10 мм лоб и борт корпуса. Двигатель – "польский Фиат" 42 л. с. Скорость по шоссе – 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 180 км.

В 1928 году британская компания Vickers-Armstrong выпустила двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI, конструкция которой привлекла внимание военных специалистов разных стран. Не обошли её вниманием и польские военные, и весной 1929 года Польша приобрела одну такую танкетку. 20 июня её доставили на полигон Рембертов недалеко от Варшавы. По результатам испытаний было заказано ещё 10 таких машин. Они прибыли в сентябре, и сразу же начались их широкомасштабные испытания. В конце концов, поляки сделали вывод, что танкетки обладают достаточным боевым потенциалом и могут использоваться в составе моторизованных кавалерийских частей и как разведывательные машины. Затем была приобретена лицензия на производство. При этом поляки снабдили танкетку значительно более мощным мотором, а также оснастили подвеску дополнительной рессорой, в результате чего танкетка получила более плавный ход.
В конце 1929 г. был изготовлен прототип TK-1 (известный также как Тек 1001 и ТК wz.30), за которым последовал очень похожий прототип TK-2. Танкетки были похожи друг на друга. Обе они имели открытый сверху броневой корпус и вооружались одним 7,92-мм пулемётом wz.25 или wz.30, который мог использоваться против наземных и воздушных целей. Бронирование прототипов составляло от 3 до 7 мм. Отличия заключались в расположении двигателя, воздухозаборников и в конструкции подвески. На TK-1 стоял двигатель Ford-A, а на TK-2 - Ford-T.
Машины были испытаны летом 1930 года в Модлине близ Варшавы, но в серию не пошли, и работы над танкетками продолжились.
В том же году, основываясь на опыте разработки TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от Варшавы был выпущен более тяжёлый улучшенный вариант танкетки - TK-3. После всесторонних тестов, длившихся с марта по июль, её приняли на вооружение польской армии.
Серийное производство началось в конце 1931 г. С этого года по 1934 г. компанией Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») было выпущено около 300 TK-3. Она стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, изготавливались в Польше. Её экипаж из двух человек размещался в легкобронированной надстройке с толщиной стенок 3-8 мм. Вооружалась 7,92-мм пулемётом wz.25, из которого стрелял командир. Оснащалась двигателем Ford-A.
Для танкетки TK-3 в 1931 г. разработали первый специальный прицеп. Следом за ним была создана целая серия других одно– и двухосных, бронированных и небронированных прицепов для перевозки различной амуниции, боеприпасов, топлива, радиооборудования и даже солдат.
В 1933 году танкетку модернизировали, установив на неё двигатель Polski Fiat 122А, развивавший мощность 40 л.с. при 2600 об/мин. Он расходовал 70 литров топлива на 100 км по пересечённой местности и 36 литров по шоссе. Всего было построено два десятка таких машин.
Последней и самой распространённой модификацией польской танкетки стала TKS. Её оснастили более просторной и удобной боевой рубкой, а толщину брони довели до 10-миллиметровой величины.
С момента начала серийного выпуска TKS в феврале 1934 г. и до сентября 1939 г. было собрано не менее 390 машин. В основном их распределили между танковыми ротами, но перед войной 40 танкеток TKS переоборудовали в бронедрезины, часть из которых включили в состав бронепоездов. Такая дрезина представляла собой платформу с подъёмным механизмом, с помощью которого на неё поднималась, а затем и закреплялась танкетка. Вооружение оставалось прежним, но несколько ТК получили зенитные пулемёты Browning LMG. Полная масса дрезины составляла 4150 кг. Иногда две или три дрезины соединяли вместе - такие комбинации обозначались как TK-ТК или TK-R-TK и включали две одинаковые танкетки или две дрезины типа ТК и одну типа «R» (с лёгким танком FT-17, вооружённым пушкой).
Перед самой войной, понимая, что пулемётного вооружения в современной войне недостаточно, поляки решили ещё раз модернизировать TKS, оснастив её автоматической пушкой Bofors FK-A wz.38. Планами перевооружения предполагалось, что до 30 января 1940 г. 20-мм пушками будут оснащены 110 танкеток, но до сентября 1939 годв в войска поступило всего 18 единиц. Эти танкетки поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, где служили в качестве командирских.
В бой с немецкими войсками танкетки TKS и TK-3 вступили с первого дня войны. Так, 1 сентября 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей внезапно атаковал противника под Мокрой, обратив его в бегство. Потери составили всего три машины. С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки ещё несколько раз контратаковали немцев с различной степенью успеха. Однако оказалось, что против пехоты, вооружённой только лёгким стрелковым вооружением, TKS действовали вполне успешно, но как только дело доходило до встреч с бронетехникой, начинались большие проблемы. Особенно резко проявлялась при этом слабость пулемётного вооружения и недостаточное бронирование.
Часто пишут, что TK-3 и TKS могли бороться с лёгкими танками типа Pz.l, так как «обстрел бронебойными пулями их бензобака давал неплохие результаты». Но такое утверждение было справедливо только в том случае, когда танкетка находилась в засаде и внезапно открывала огонь на поражение. В другой обстановке бронедивизионы несли серьёзные потери. Особенно чувствительными они оказались при попытках прорывов 13 -17 сентября из немецкого окружения у реки Свидер и под Томашувом Любельским, после чего некоторые польские подразделения просто перестали существовать. Такая судьба, например, постигла танкетки и бронеавтомобили 21, 31, 32, 33 и 51-го бронедивизионов, оставшихся к 20 сентября без материальной части.

TKS в Кубинке

Никак не проявил себя и взвод танкеток TKS, сражавшийся в Брестской крепости. Последнее упоминание об использовании TK-3/TKS относится к 27 - 30 сентября, когда уцелевшие боевые машины пытались прорваться к венгерской границе.
Такая же судьба постигла и бронедрезины типа ТК, почти все они были потеряны, участвуя вместе с бронепоездами в поддержке пехотных соединений. Часть дрезин разукомплектовали - танкетки и танки с них устанавливались на земле в качестве ДОТов и впоследствии были уничтожены или брошены своими экипажами.
Однако были и успехи. Национальным героем Польши стал танкист Роман Эдмунд Орлик, экипаж которого за сентябрь 1939 г. на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 германских танков, среди которых был один Pz.Kpfw.IV Ausf В. В частности, только за один день 18 сентября этот экипаж сумел подбить три немецких
.

Смотрите также:


Стоит ли жалеть японцев?

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

Доброго времени суток дорогие танкисты! Нашей любимой игре World of Tanks исполняется 8 лет, а это значит, что пришло время подарков и сюрпризов. Примечательно, но подарки будет раздаривать Wargaming, и об одном презенте мы сейчас и поговорим.В честь знаменательной даты, всем игрокам полагается подарочный танк ЛТ 2-го уровня, Польша.Это TKS z n.k.m. 20 m – танкетка, на которой польский танкист Роман Орлик умудрился уничтожить 7 немецких танков. Машина премиумная, и чтобы заполучить её в ангар достаточно отыграть 1 бой на любой технике.

Раздача танка начинается с10-го августа и закончится утром 13 августа. Итак, познакомимся с этой машиной более детально, чтобы разобраться, на сколько полезным будет данный презент.

Начнём наш TKS 20 гайд с того, что как подарок на 8 лет WoT, танк Польши выглядит не очень, впрочем, как и многие другие презенты, которые WG раздаёт бесплатно. Поэтому опытных игроков, предпочитающих поднимать КПД в песочнице, эта машинка вряд ли заинтересует.

Новичкам польская танкетка поможет подзаработать немного серебра и опыта. Заметьте, что слово «немного» является ключевым: фармер из этого малыша весьма посредственный. В любом случае, танчик достаётся абсолютно бесплатно, поэтому при необходимости его можно продать, выручив чуть-чуть игровой валюты и освободив слот в ангаре. Можно оставить машину и для коллекции: еды и обслуживания она не просит.

Однако, прекратим размышления и начнём наш обзор TKS 20. Итак, танкетка, в отличие от полноценного танка, является лёгкой и манёвренной машиной разведки, на которой полностью отсутствует броня и тяжёлое вооружение. Техника не подходит для продавливания направлений и прямых перестрелок с противником. Наш подарочный «поляк» полностью укладывается в эту концепцию.

Итак, нам предлагают запас прочности в 160 единиц. Показатель не эталонный, но вполне приличный по меркам лёгких танков 2-го уровня. Аналогичное мнение можно высказать по поводу радиуса обзора, который составляет 290 метров: смотрится неплохо, но многие одноклассники видят дальше. Разгоняется танк до 45 км/час.

Вооружение у нас довольно неоднозначное. С одной стороны, высокой огневой мощи от 20-миллиметрового пулемёта TKS z n.k.m. 20 m ждать не приходится, с другой – это премиумная техника, доходность которой в том числе зависит от альфы и ДПМ.

Для своего уровня, «поляк» имеет сравнительно неплохое пробитие: 43 мм позволяют комфортно расправляться с одноклассниками и некоторыми единицами высокоуровневой техники. При этом каждым удачным попаданием мы сможет сокращать запас прочности врага на 11 единиц.

В кассете помещается 10 снарядов, перезаряжается танк 6.7 секунды. Основываясь на этих характеристиках, средний ДПМ составляет 780 единиц урона. Сводится орудие за 2 секунды, что с учётом скорострельности далеко не идеальный показатель.

Разброс составляет 0.4 на 100, однако, этот параметр можно особо не рассматривать: пулемёты – это оружие ближнего боя, малопригодное для дистанционных перестрелок. Стабилизация установленного вооружения неожиданно хорошая, что заметно повышает эффективность ведения огня в движении.

Броню танка TKS можно не рассматривать от слова совсем. Максимальная толщина бронелистов наблюдается в лобовой проекции башни – целых 10 мм, ситуацию немного спасает маска орудия, увеличивая это скромное значение в 2 раза.

Борта и корма защищаются 8-ми миллиметровыми бронепластинами. В целом, пробивается танчик довольно комфортно, впрочем, как и большинство лёгких танков 2-го уровня. Пока неизвестно, насколько хорошо будет поджигаться новичок, но учитывая уровень его защищённости, можно предположить, что вероятность возгорания двигателя и крита боеукладки будет довольно высокой.

Сразу уточним, что модули лучше выбирать на своё усмотрение, руководствуясь собственной тактикой игры. Однако учитывая некоторые технические особенности данной машины, мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на такие модули:

Орудийный досылатель на такие машины не устанавливается, но вы можете попробовать заменить последний модуль маскировочной сетью или противоосколочным подбоем. Первый вариант подойдёт лишь тем игрокам, которые предпочитают придерживаться засадной тактики либо работать в команде пассивным светом.

Перки для экипажа на TKS 20

Под картонной бронёй танкетки размещаются только командир и механик-водитель, что одновременно упрощает и усложняет изучение навыков экипажа. Мы рекомендуем начать с базиса и исследовать для танкистов перки ремонта, пожаротушения и маскировки. Потом открываем «Боевое братство», далее профильные умения.

Не забываем загружать перед каждым боем ремку, аптечку и огнетушитель. Учитывая, что польский прем не имеет надёжной защиты, каждый удачный выстрел врага будет ломать внутренние модули либо негативно отражаться на здоровье немногочисленного экипажа.

В целом, можно придерживаться типичной тактики ЛТ, особенно, если рандом забрасывает поляка в высокоуровневые бои. Здесь мы катаемся по центру карты (если позволяет ландшафт), подсвечиваем врага и получаем бонусы за нанесённый сокомандниками урон.

Второй вариант: занимаем густые кустики на перспективном для атаки противника направлении и стоим пассивным светом. В обоих случаях, у машины имеется существенный недостаток: башня вращается не полностью. С учётом этой особенности, нельзя позволять врагу себя каруселить в ближних боях.

Возможен ещё один вариант ведения боя на этой танкетке: стать машиной огневой поддержки. В этом случае, можно занять позицию на 2-й линии атаки, и помогать союзным тяжам, расправляться с врагом.

При этом не стоит забывать, что TKS 20 остаётся лёгким и довольно манёвренным танком, способным быстро сместиться на другой фланг, атаковать противника с неожиданного ракурса, разряжая пулемётную ленту в уязвимые борта и корму.

Краткие итоги по TKS 20

Суммируем вышесказанное, сделав небольшой анализ сильных и слабых сторон машины. Начнём с положительных характеристик.

Плюсы:

  • Комфортное бронепробитие;
  • Сравнительно неплохой обзор;
  • Компактный силуэт;
  • Высокая скорострельность.

Минусы:

  • Слабая динамика разгона;
  • Ограниченные углы горизонтального наведения;
  • Не самый лучший на уровне ДПМ;
  • Полное отсутствие бронирования.

В общих чертах, танчик получается чуть ниже среднего, поэтому ничем принципиально новым и интересным порадовать игроков не сможет. Однако не будем забывать, что речь идёт о премиумной машине, которая может помочь новичкам, только осваивающим игру приподняться в финансовом плане, в крайнем случае, получить халявный слот в ангаре.

Напомним, что машина достаётся бесплатно всем игрокам без исключения, отыгравшим 1 бой на любой технике после 10-го августа. Дарёному «поляку» в ствол не заглядывают, тем более, что отказаться от подарка не получится при всём желании.

Подарок на 8 лет — Польский премиум танк TKS 20

1.3.1. Польская кампания - танковая война (польские танки)

Польша - состояние и тактика бронетанковых войск

К моменту вторжения немцев в Польшу в 1939 году польская армия располагала 169 танками 7ТР, 38 танками «Виккерс 6-тонный», 67 легкими танками «Рено» FT-17, оставшимися еще с первой мировой войны, 53 легкими танками «Рено» R-35 (которые были переброшены в Румынию, не приняв участия в боях), приблизительно 650 танкетками TK/TKS и около 100 различных бронированных машин. Понятно, что эти скромные силы не имели шансов на победу над немцами, вооруженными более чем 3000 танков; в результате большая часть польской бронетанковой техники очень быстро была уничтожена, а то, что уцелело, попало в руки немцев.
Немалую роль в быстром разгроме польских бронетанковых войск имело и то, что в боях поляки использовали свои танки по французскому образцу. Все наличные бронесилы они распределили по пехотным и кавалерийским частям, сведя их значение к исключительно тактическому – то есть поддержке пехоты и кавалерии на поле боя. Ни о каких танковых подразделениях крупнее батальона речи в польской армии не шло (так же, как и во французской). Таким образом, в деле применения танков на поле боя поляки не могли сравняться с немцами, использовавшими мощные «бронированные кулаки», однако та техника, что находилась на вооружении польской армии, и могла применяться лишь по подобному предназначению. Так что Войско Польское постаралось использовать наличные бронесилы с максимально возможной для их тогдашнего состояния эффективностью.

Польская бронетанковая техника

Как и большинство войск других стран, польская армия долгое время пользовалась иностранными танками. Первые танки появились у поляков еще в 1919 году – это были французские Рено FT-17, отлично зарекомендовавшие себя в годы 1-й мировой войны. Именно они составляли основу польских танковых сил вплоть до 1931 г. пока не назрела необходимость заменить эти устаревшие машины.
В 1930 г. польская делегация подписала с Великобританией контракт на поставку 50 танков Виккерс Mk.E ("Виккерс 6-тонный"). Танк произвел на поляков положительное впечатление, но он имел целый ряд недостатков - тонкое бронирование, слабое вооружение, состоявшее только из пулеметов, ненадежный двигатель. Кроме того, танки были очень дороги: стоимость одного Mk.E составляла 180.000 злотых. В связи с этим в 1931 году польское правительство приняло решение разработать на его основе собственный танк. Так появилась самая удачная боевая машина польской армии - легкий танк 7ТР.

Легкий танк Рено FT-17


Французский танк Рено FT-17 был самым массовым танком 1-й мировой войны и вдобавок самым воюющим. Он отлично зарекомендовал себя в боях и пользовался огромной популярностью. Именно поэтому этот танк широко распространился в армиях мира – его охотно закупали военные и европейских, и азиатских стран. Польские танки Рено-FT-17 появились на вооружении еще у легионеров Пилсудского в 1919 году и использовались в советско-польской войне 1920 года. Но к 1939 году прославленные «французы» безнадежно устарели: достаточно сказать, что максимально возможная скорость передвижения не достигала и 10 км/ч! Говорить о боеспособности таких танков в новых условиях не приходилось, и поляки даже не пытались их производить.
Танк имел корпус простой формы, собираемый на каркасе из металлических уголков. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и двух с двумя катками малого диаметра на борт. Подвеска - на листовых рессорах. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее спереди. На танке был установлен автомобильный карбюраторный двигатель «Рено» (35 л. с). Скорость - до 7,7 км/ч. Вооружение, размещенное во вращавшейся башне, состояло из 37-мм пушки или пулемета. Экипаж насчитывал всего 2 человека. Толщина вертикально расположенных броневых деталей - 18 миллиметров, а крыши и днища - 8 миллиметров. Боевая масса 6,5 т.

Виккерс Mk.E


Виккерс Mk.E, также широко известный под названием «Виккерс-шеститонный» - британский лёгкий танк 1930-х годов. Создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. Предлагался британской армии, но был отвергнут военными, поэтому почти все выпущенные танки предназначались для экспортных поставок. В 1931-1939 годах было выпущено 153 танка Виккерс Mk.E. Во многих странах, закупавших этот танк, он послужил основой для собственных разработок, выпуск которых порой многократно превышал выпуск базовой машины. В частности, 38 танков Виккерс Mk.E использовались в Войске Польском против германской армии (по контракту поляки должны были получить 50 таких машин, но 12 из них так и не прибыли в Польшу).

Боевая масса, т 7
Компоновочная схема: двухбашенная
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 4560
Ширина корпуса, мм 2284
Высота, мм 2057
Клиренс, мм 380
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 5-13
Борт корпуса, мм/град. 5-13
Корма корпуса, мм/град. 8
Вооружение
Пулемёты 2 × 7,92-мм «Браунинг»
Мощность двигателя, л. с. 91,5
Скорость по шоссе, км/ч 37
Запас хода по шоссе, км 120

Легкий танк 7ТР


7ТР строился с 1935 по 1939 год. Первая модель имела две башни, в которых устанавливалось по пулемету. Толщину корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «браунинг» калибра 7,62 мм. В качестве силовой установки вместо английского карбюраторного двигателя «Армстронг-Сиддли» использовался дизель «Заурер» мощностью 111 л. с. В связи с этим пришлось изменить конструкцию корпуса над силовым отделением. Следующая модель имела одну башню шведского производства с 37-мм пушкой «Бофорс» и курсовым пулеметом калибра 7,92 мм. Именно эти однобашенные 7ТР и стали самыми удачными танками польских вооруженных сил.
Экипаж танка 7ТР состоял из 3-х человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа, командир - в башне справа, наводчик - в башне слева. Приборы наблюдения были просты и немногочисленны. В бортах башен были выполнены по две смотровые щели защищенные бронестеклами, а рядом с пулеметами устанавливались телескопические прицелы. У механика-водителя имелся только передний двухстворчатый люк, в котором также была вырезана смотровая щель. Перископические приборы на двухбашенных танках не устанавливались.
Стоявшая на однобашенных 7ТР шведская 37-мм пушка Бофорс для своего времени обладала высокими боевыми качествами и была способна поражать практически любой танк. На дистанции до 300 метров бронебойный снаряд пробивал броню толщиной до 60 мм, до 500 метров - 48 мм, до 1000 метров - 30 мм, до 2000 метров - 20 мм. Бронебойный снаряд весил 700 грамм и развивал начальную скорость 810 м/с. Практическая дальность составляла 7100 метров, скорострельность - 10 выстрелов в минуту.

Боевая масса, т 11
Экипаж, чел. 3
Длина 4990
Ширина 2410
Высота 2160
Броня, мм: до 40
Скорость (по шоссе), км/ч 32
Запас хода (по шоссе), км/ч 160
Высота стенки, м 0,61
Ширина рва, м 1,82

Танкетка TKS


TK (TK-3) и TKS - польская танкетка (малый разведывательный безбашенный танк) времён Второй мировой войны. Разработан на базе шасси британской танкетки Carden Loyd. TK производилась начиная с 1931 года. В 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм пушкой, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин.

Масса, кг: 2.4/2.6 т
Бронирование: 4 – 10 мм
Скорость, км/ч: 46/40 км/ч
Мощность двигателя, л.с.: 40/46 л/с
Запас хода, км: 180 км
Основное вооружение: 7.92 мм пулемёт wz.25
Длина, мм: 2.6 м
Ширина, мм: 1.8 м
Высота, мм: 1.3 м
Экипаж: 2 (командир, механик-водитель)

Модификации
TK (TK-3) - произведено около 280 штук с 1931 года.
TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (34 кватт); произведено около 18 штук.
TKS - улучшенная модель 1933 года; произведено около 260 штук.
TKS с 20-мм орудием - около 24 TKS были оборудованы 20-м пушкой в 1939 году.
C2P - невооружённый лёгкий артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.

Боевое применение
К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».
Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

Бронеавтомобиль Wz.29


Samochód pancerny wz. 29 - «бронеавтомобиль образца 1929 года» - польский бронеавтомобиль 1930-х годов. Первый бронеавтомобиль полностью польской разработки, wz.29 был создан конструктором Р. Гундлахом на шасси грузового автомобиля Ursus A в 1929 году. В 1931 году завод «Урсус», поставлявший шасси, и Центральные автомобильные мастерские Варшавы, поставлявшие бронекорпуса, собрали 13 бронеавтомобилей этого типа. Wz.29 оставались на вооружении Польши вплоть до начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в войсках ещё оставалось 8 единиц, которые активно использовались в сентябрьских боях, в ходе которых все были потеряны или уничтожены экипажами, чтобы исключить захват противником.

Боевая масса, т 4,8
Экипаж, чел. 4
Количество выпущенных, шт 13
Размеры
Длина корпуса, мм 5490
Ширина корпуса, мм 1850
Высота, мм 2475
База, мм 3500
Колея, мм 1510
Клиренс, мм 350
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6-9
Борт корпуса, мм/град. 6-9
Корма корпуса, мм/град. 6-9
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм SA 18
Боекомплект пушки 96
Пулемёты 3 × 7,92-мм «Гочкисс»
Боекомплект пулемётов 4032
Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Ursus 2A
Мощность двигателя, л.с. 35
Колёсная формула 4 × 2
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 380
Преодолеваемый подъём, град. 10
Преодолеваемый брод, м 0,35

Польские танкетки TK и TKS (малые разведывательные безбашенные танки) были созданы на базе шасси знаменитой английской танкетки Carden Loyd. Танкетки производились в Польше с начала 1931 года и активно использовались в боях Второй мировой войны. Обычно они были вооружены пулеметами, но перед самой войной в 1939 году их начали перевооружать 20-мм пушкой, однако до начала боевых действий успели модернизировать таким образом всего 24 машины. К началу Второй мировой войны Польша располагала более чем шестью сотнями боевых машин данного типа: они составляли основу бронетанковых сил страны.

Британская танкетка Carden-Loyd Mk VI стала одной из самых распространенных машин данного класса в мире. Созданная в конце 1920-х годов она привлекла внимание военных многих стран мира, в частности СССР, Польши, Франции. Танкетка была предназначена для вооружения подразделений моторизованной пехоты британской армии. Она должна была повысить тактическую подвижность пехотных соединений - обеспечить непрерывность поддержки пехоты пулеметным огнем, путем быстрого перемещения станковых пулеметов на поле боя с одной позиции на другую.

Carden-Loyd Mk VI

Британская компания Vickers-Armstrong выпустила небольшую двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI в 1928 году. Ее конструкция привлекла внимание военных многих европейских стран. Не обошли ее стороной и представители польской армии. Весной 1929 года Польша купила одну такую танкетку. 20 июня того же года боевая машина была доставлена на полигон Рембертов, расположенный недалеко от Варшавы. По результатам проведенных здесь испытаний Польша приобрела еще 10 танкеток. Они прибыли в страну в сентябре, после чего сразу же начались их тщательные и всесторонние испытания. В результате польская армия сделала вывод о том, что британские танкетки обладают достаточным боевым потенциалом и их можно использовать в составе моторизованных кавалерийских частей, а также как разведывательные машины. После этого Варшава приобрела лицензию на выпуск данных танкеток. При этом поляки оснастили танкетку существенно более мощным двигателем, а также добавили в подвеску дополнительную рессору, в результате чего танкетка получила более плавный ход.

В конце 1929 года был изготовлен прототип польской танкетки TK-1, вслед за которым последовал очень похожий на него прототип TK-2. Обе танкетки отличались открытым сверху бронекорпусом и вооружались одним 7,92-мм пулеметом wz.25 или wz.30, который можно было использовать как против наземных, так и против воздушных целей. Бронирование обеих танкеток было одинаковым, толщина брони составляла от 3 до 7 мм. Отличия заключались лишь в расположении мотора, воздухозаборников и конструкции подвески. Так на танкетку TK-1 ставился двигатель Ford-A, а на танкетку TK-2 - Ford-T. Обе машины прошли испытания летом 1930 года в Модлине недалеко от Варшавы, однако в серию данные боевые машины не пошли, работы над созданием польской танкетки были продолжены.

В том же году, основываясь на опыте работ над танкетками TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от польской столицы был выпущен более тяжелый улучшенный вариант танкетки, получившей обозначение TK-3. После всесторонних тестов, которые продлились с марта по июль 1930 года, эту версию приняли на вооружение польской армии. Серийный выпуск новой танкетки начался в конце 1931 года. В результате до 1934 года компания Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») выпустила порядка 300 танкеток TK-3. Данная техника стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, были произведены непосредственно в Польше. Экипаж танкетки, состоявший из двух человек, располагался в легкобронированной надстройке с толщиной брони от 3 до 8 мм. Вооружалась данная модель 7,92-мм пулеметом wz.25, огонь из которого вел командир. В качестве силовой установки использовался двигатель Ford-A.

Танкетка TKS в Музее Войска Польского

В 1933 году танкетка прошла модернизацию, на ней появился новый двигатель Polski Fiat 122А, который развивал мощность 40 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель расходовал порядка 36 литров при движении по шоссе или 70 литров топлива на 100 километров при движении по пересеченной местности. Всего было выпущено два десятка подобных боевых машин.

Последней и наиболее распространенной модификацией польской танкетки с британскими корнями стала модель TKS. Она оснащалась более удобной и просторной боевой рубкой, а максимальная толщина брони была доведена до 10 мм. С момента начала серийного производства в феврале 1934 года было выпущено порядка 390 боевых машин данного типа. При этом перед началом Второй мировой войны 40 танкеток TKS были переоборудованы в бронедрезины, часть из которых была включена в состав бронепоездов. Подобные дрезины представляли собой платформу с подъемным механизмом, при помощи которого на нее поднималась, а затем и закреплялась танкетка. Вооружение данных машин оставалось прежним, лишь несколько танкеток получили зенитные пулеметы Browning LMG. Полная масса такой дрезины составляла 4150 кг. Иногда 2-3 дрезины соединяли между собой, подобные комбинации носили обозначение TK-ТК или TK-R-TK. Они включали в себя либо две танкетки, либо две танкетки-дрезины типа TK и одну типа R, которая вооружалась легким танком Renault FT-17.

Уже перед самой войной, осознавая, что пулеметного вооружения будет явно недостаточно, польские военные еще раз инициировали модернизацию танкетки TKS, которая получила 20-мм автоматическую пушку Bofors FK-A wz.38. По планам до 30 января 1949 года такими скорострельными пушками планировалось перевооружить 110 танкеток, но до сентября 1939 года в войска попало всего около 20 подобных машин. Они поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, в которой использовались в качестве командирских.

Танкетка TKS с 20-мм пушкой

Также на базе танкетки TKS польскими конструкторами был создан тягач-транспортер C2P. Машина была создана в 1933 году. В первую очередь изменения затронули ходовую часть танкетки: направляющее колесо было увеличено и соприкасалось с землей, уменьшив тем самым давление на грунт. Бронерубка была срезана и приспособлена для транспортировки 4 пехотинцев или амуниции. Машина серийно производилась с 1937 года и вплоть до оккупации Польши гитлеровскими войсками. До этого момента польские предприятия собрали 196 транспортеров-тягачей, в планах было выпустить еще как минимум 117 подобных вспомогательных машин. Главным образом они использовались для транспортировки 40-мм зенитных пушек и 75-мм полевых орудий.

Перед Второй мировой войной в Польше имелось более 600 танкеток ТК-3 и TKS, ими было полностью укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в их состав входили 13 танкеток и 8 бронеавтомобилей), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной разведывательной танковой роте и одному танковому батальону, входивших в состав механизированных бригад. Уже после начала войны к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы, а также несколько импровизированных соединений различной численности, которые укомплектовывались из состава трех Резервных центров бронетанковых вооружений.

В бой польские танкетки вступили в первый же день войны. Так уже 1 сентября 1939 года 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапной атакой обратил противника в бегство под Мокрой. Потери поляков в этом бою составили всего 3 машины. С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки еще несколько раз контратаковали немецкие части с разной степенью успеха. В боях быстро выяснилось, что против немецкой пехоты, вооруженной лишь легким стрелковым , танкетки TKS действовали достаточно успешно, однако как только они встречались с бронетехникой противника, у них начинались серьезные проблемы. Особенно резко проявлялось недостаточное бронирование и слабость пулеметного вооружения.

Во время польского похода Красной Армии советские войска захватили в Львове, где размещался польский 6-й танковый батальон из состава 10-й моторизованной кавалерийской бригады полковника Мачека, до 10 исправных танкеток TKS и тягачей-транспортеров C2P, созданных на их базе. Часть танкеток была захвачена прямо на территории казарм подразделения. Данные танкетки в 1940 году были доставлены на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон), где прошли серию испытаний.

Весьма любопытным представляется тот факт, что при изучении польских танкеток TKS и танка 7TP советские специалисты практически не обратили внимания на перископический прибор наблюдения, созданный Рудольфом Гундлахом. При изучении танкетки они просто отметили факт наличия прибора, а в отчете о танке 7TP дали о нем небольшую справку. При этом в танкетке TKS именно перископический прибор был, скорее всего, самой интересной деталью. Созданный Гундлахом перископический прибор, который сегодня более известен как Vickers Tank Periscope MK.IV (или просто MK.IV), является, пожалуй, лучшим образцом танковой оптики того временного периода. Он обладал хорошей обзорностью и отличался возможностью быстрой замены поврежденной призмы. Данный перископ сначала скопировали англичане, а затем и танкостроители многих других стран. В Советском Союзе данный перископический прибор как будто бы не заметили, о нем вспомнили лишь в 1943 году. При этом в нашей стране обозначение MK-IV он получил не в соответствии с британской спецификацией, а в честь тяжелого танка MK-IV «Черчилль».

Бронекорпус польской танкетки не особо впечатлил советских специалистов. С одной стороны данный корпус был разработан практически с нуля и явно по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от них польский экипаж не чувствовал себя в тесноте, корпус получился достаточно просторным. И мехвод, и командир танкетки имели неплохой обзор, широкие люки позволяли им нормально попадать внутрь и покидать боевую машину, а также обеспечивали удобство технического обслуживания узлов и агрегатов техники. С другой стороны очень небольшие габариты танкетки все равно не позволяли разместить силовую установку отдельно от экипажа, мотор был установлен в боевом отделении. Тут же были размещены и топливные баки, перенести которые в другое место было невозможно.

Бронирование танкетки поляки усилили, доведя его до 10 мм в лобовой проекции и до 8 мм по бортам корпуса. Это обеспечивало защиту экипажа от огня противника из стрелкового оружия на дистанции в несколько сотен метров. При стрельбе в упор танкетку можно было поразить бронебойными боеприпасами винтовочного калибра, уязвима она была и для крупнокалиберных пулеметов. Впрочем сами поляки не испытывали особых иллюзий относительно бронирования и боевых возможностей своей танкетки, ее выпуск был прекращен еще весной 1937 года. Сталь, из которой был выполнен ее бронекорпус, также не заинтересовала работников НИИБТ Полигон.

В отличие от советской танкетки Т-27, в которой количество опорных катков в ходовой части довели до 6 на борт, удлинять опорную поверхность поляки не стали, хотя это могло улучшить продольную устойчивость боевой машины. Однако и полной копией британской ходовой части польская разработка не была. В то время как у Carden-Loyd Mk.VI верхнюю ветвь гусеницы поддерживал деревянный брус, у польской танкетки TKS появилось по 4 поддерживающих катка на борт. Претерпела изменения и подвеска, на TKS появилась центральная рессора, к которой крепились тележки, что позволило улучшить условия работы экипажа, особенно при движении по пересеченной местности. У ведущих колес появились съемные венцы, что позволило облегчить обслуживание ходовой части. В случае поломки зубьев зацепления на британской танкетке необходимо было менять все колесо, у польской версии было достаточно заменить венец, что было не только быстрее, но и проще. Подробнее об испытаниях польской танкетки TKS и транспортера C2P вы можете прочесть в Юрия Пашолока на сайте warspot.ru.

По итогам проведенных в СССР испытаний и изучения конструкции польской танкетки были сделаны следующие выводы: «В польской армии танкетка TKS была основным типом танка-разведчика. На испытанной танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой можно было сделать вывод, что танкетки находились на вооружении польских кавалерийских частей. Выполненная по типу британской танкетки Carden-Loyd, она обладала рядом изменений, которые были связаны с использованием польских автомобильных агрегатов, улучшающих ее конструкцию. Для советской танковой промышленности танкетка TKS представляет лишь учебный интерес».

Тактико-технические характеристики TKS:
Габаритные размеры: длина - 2560 мм, ширина - 1760 мм, высота - 1330 мм, клиренс - 330 мм.
Боевая масса - 2650 кг.
Бронирование - 3-10 мм.
Вооружение - один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz. 25, на 24 машинах - 20-мм пушка wz. 38 FK-A.
Боекомплект - 1920 патронов или 80 снарядов.
Силовая установка - 4-цилиндровый бензиновый двигатель Polski Fiat 122ВС мощностью 46 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе).
Запас топлива - 60 литров.
Запас хода - 160 км (по шоссе), 90 км (по пересеченной местности).
Экипаж - 2 человека (командир и механик-водитель).

Источники информации:
http://opoccuu.com/tks.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/poland/tks.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/carden_loyd_mk6.htm
http://warspot.ru/6460-trofei-iz-galitsii
Материалы из открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!