Занятие по экологии грибная сказка старшая группа. Грибы.docx - Конспект занятия в старшей группе «На лесной полянке выросли грибы» (аппликация)
Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)
Дети входят в группу и садятся за стол.
Воспитатель: Дети, сядьте прямо, прислонитесь к спинке стула.
Восп.: Кто мне скажет какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Восп.: Правильно. Время года – осень. А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп.: Правильно. Это - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп.: А какой сейчас осенний месяц?
Дети: Октябрь.
Восп.: Молодцы. Октябрь – очень красивый месяц.
Восп.: А как вы думаете, почему он красивый? (ответы детей)
Восп.: Правильно. Потому, что начинается листопад. Солнышко еще светит, и листья кажутся золотыми.
Восп.: Многие поэты тоже писали об осени. Восхваляли ее красоту. Давайте почитаем стихотворения об осени. (Дети читают стихотворения).
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Восп.: Молодцы! Очень красивые стихи.
Восп.: А давайте вспомним, куда вы осенью часто ходили с родителями? (ответы детей)
Восп.: А сейчас послушайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – провезло!
Дети: Гриб.
Восп.: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)
Восп.: Названия каких грибов вы знаете? (ответы детей)
Восп.: Молодцы, вы знаете очень много грибов.
А какие грибы собирали вы? (ответы детей)
Восп.: В лесу много знакомых грибов, но немало и тех, которые мы не знаем. Незнакомые грибы собирать нельзя, среди них могут оказаться и ядовитые.
Назовите грибы, которые нельзя есть. (ответы детей)
Восп.: Правильно. Мухомор, бледная поганка, зеленая поганка, желчный гриб.
Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?
1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».
2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».
Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достает корзину)
Сейчас я буду доставать из корзины грибы, а вы будете их называть. Посмотрите. что это за гриб?
Дети: Масленок.
Восп.: Правильно, а кто может рассказать о маслятах, где они растут?
1-ый реб. Маслята очень любя расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями, их бывает очень много. У масленка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб. (прикрепляет гриб на магнитную доску)
Восп.: Молодец! А как называется следующий гриб?
Дети: Опята.
Восп.: Правильно. Кто нам расскажет об опятах?
2-ой реб.: Опята растут в лесу на пеньках. С одного пенька целую корзину можно насобирать. У опят длинные ножки и круглые шляпки. А еще опята бывают
луговые, они растут в траве. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Какой следующий гриб?
Дети: Это белый гриб.
Восп.: Верно. Расскажите о нем.
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач – старик,
Житель леса боровик.
Это очень красивый гриб, его называют царем всех грибов. У него толстая ножка и красивая темная шляпка. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Молодец. Следующий гриб из корзинки. Что это за гриб?
Дети: Подосиновик.
Восп.: Кто может рассказать о подосиновике?
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я подосиновик.
Он растет в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко оранжевой шляпкой.
Этот гриб – съедобный. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Молодец! Достает мухомор. А это что за красавец?
Дети: Мухомор.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Этот гриб есть нельзя. Хотя он очень красивый.
Восп.: Правильно. Мухомор опасный для здоровья гриб. Молодец! А теперь соберем все съедобные грибы в корзину. (Дети встают около стульев)
Восп.: А вы хотите нарисовать грибы, тогда подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Корзинка» .
Раз, два, три, четыре, пять
Грибы будем собирать
(Сжимают и разжимают пальцы)
На пенечке,
(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)
Возле кочки,
Под осинкой,
Под сосенкой,
Под березкой
Гриб найдем,
(сжимают и разжимают кулачки)
И в корзиночку кладем.
Восп.: Молодцы. Садитесь на места.
Посмотрите, перед вами лежит альбомный лист, смятая бумага, фломастеры и гуашь. Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками,
их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.
Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание. (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)
Восп.: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.
(Демонстрация воспитателя)
Восп.: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой. Дети приступают к работе. Звучит музыка. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.
Восп.: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось. А кто вспомнит стихотворение про грибы – опята?
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы – опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня.
Восп.: Молодец! Мне очень понравились ваши работы, выполнены они аккуратно, у всех получились красивые грибы с интересными ножками и оригинальными шляпками.
Восп.: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Знаете много названий грибов, какие они – съедобные или нет. И в следующий раз, когда вы пойдете в лес то уже будете знать, какие грибы можно класть в корзинку, а какие – нет.
На этом наше с вами занятие закончилось. Вы все молодцы!
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: Грибы. Составление описательного рассказа о грибах
- Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий).
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Магнитная доска, конверт, корзинки, плоскостные изображения грибов, Белочка, волшебная палочка, схема
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня, у двери группы я обнаружила загадочный конверт. Давайте посмотрим, кто прислал нам письмо.
Рыжая мастерица
Белка, белка — озорница!
С ветки — прыг.
На землю — скок!
Ищу на зиму грибок.
Вам пишу письмо, ребята,
Помогите мне скорей
Сделать на зиму запасы,
Вместе будет веселей.
Логопед: Поможем белке сделать запасы на зиму? Тогда нам надо спешить в лес.
Будем чудо в гости звать
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахну своей
В лес отправимся скорей! (Дети закрывают глаза)
II. Основная часть
1. Сюрпризный момент
Логопед: Вот мы и оказались в лесу. Белочка уже встречает нас.
Белка: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Нам пора отправляться в путь на поиски грибов.
2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
3. Игра « Собери съедобные грибы»
Логопед: Мы попали в настоящее грибное царство. А грибов в лесу видимо-невидимо. … Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Какие части есть у гриба? (У грибов есть шляпка и ножка)
Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?
Помните, ребята, собирать можно только съедобные грибы.
Дети, помогайте белочке. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их).
А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)
А под березой? (подберезовик)
4. Упражнение «Назови ласково»
Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Белочка загрустила.
Не переживай, Белочка!
Этот дождь грибной.
Для грибов полезный.
Из маленьких грибочков вырастут большие грибы.
Назови их ласково.
Боровик до дождя был… (боровичком)
-мухомор-…
-опята-…
-сыроежка-…
5. Проговаривание чистоговорок
(Ребенок в костюме «Лисы» входит в группу, держа в руках корзину)
Дети: «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,
Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.
Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.
Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.
6. Многозначность слов
Какие грибы напоминают лису?
7. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:
одна лисичка, две лисички… шесть лисичек
Собрала лиса лисички и убежала в лес.(Ребенок собирает грибы)
8. Физкультминутка. “За грибами”
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
9. Образование относительных прилагательных
Белочке грибов собрали и себе немного взяли.
А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов:
(На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов)
Суп с грибами (какой?) — …
Икра из грибов-…
Салат с грибами-…
Пюре из грибов-…
Пирог с грибами-
10. Составление рассказов по схеме.
Чтобы грибы собирать, надо их хорошо знать. А поможет нам запомнить внешний вид грибов вот эта схема.
III. Итог занятия.
Погуляли мы в лесу
Увидали всю красу,
Белочке грибы собрали,
И зверюшек повстречали,
А теперь пора прощаться
В детский садик возвращаться!
Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям? О чём узнали? Ответы детей.
Кашнова О.В.,
учитель-логопед
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). Учить детей вырезать шляпки грибов из бумаги (полоски). Делить полоски на 4 и 2 части. Выполнять работу аккуратно, развивать творчество.
Разыгрался ветер на лесной поляне
Закружил осину в желтом сарафане
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и кружится над колючей елкой
Облетели листья клена, клен от холода дрожит
На дорожках у балкона золотой ковер лежит.
Вед.: Ребята, как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Вед.: Правильно. А какие приметы осени вы знаете?
Дети: Дни стали короче, ночи длиннее, сохнет трава, желтеют и опадают листья, животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают.
Вед.: Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что собирают урожай овощей и фруктов.
Вед.: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о грибах, какие есть грибы, как растут, что надо для их роста. А чтобы все это узнать нам надо, отправиться в лес. Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте возьмем корзинки и оправимся в лес. Но лес, ребята так далеко, что нам не дойти. Я предлагаю вам поехать туда на автобусе. Занимайте места, автобус отправляется.
Вот и лес. Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай кто я». Все грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга, и частенько трудно бывает определить, какой же ты гриб нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны жителям леса.
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их, чтобы не повредить грибницу.
Не раскапывать палкой грибницу – она может засохнуть.
Не собирать грибы у проезжей части.
Собирать только известные грибы
Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Молодцы, вы все правила усвоили.
А вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. (БОРОВИК)
Верно, ребята это боровик. Его величество боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шляпка. А еще его называют белым грибом. Почему?
Дети: Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы.
Вед.: Когда я была маленькой, мне было интересно знать почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберезовики. Белые грибы не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их называют чернушками. Все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб называют еще гриб – полковник.
А вот и другой гриб.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я (ПОДОСИНОВИК)
Вед.: Ребята, а почему его так называют?
Дети: Потому что он растет под осиной.
Вед.: А что вы еще знаете об этом грибе?
Дети: Этот гриб съедобные. У него прямая ножка и ровная круглая шапочка
Подходят к следующему грибу.
Не скрою, не белый я, братцы, попроще
Расту я обычно в березовой роще. (ПОДБЕРЕЗОВИК))
Вед.: Иногда подберезовик путают с подосиновиком. Потому что они между собой похожи и растут рядом. Как же их всё таки различить?
Дети: На изломе подосиновик темнеет, а подберезовик остается светлым.
Дети подходят к семейству опят.
Вед.: А вот сразу несколько грибов, целая семейка.
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растем в лесу
Как веснушки на носу. (ОПЯТА)
Вед.: Ребята, а какие бывают опята?
Дети: Осенние и летние.
Вед.: Где они обычно растут?
Дети: На пнях, сваленных деревьях.
Вед.: Дети, вы знаете уже, многие грибы дружат с деревьями: с березой – подберезовик, с осиной – подосиновик. Эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.
Посмотрите на этот рисунок. Здесь нарисованы дерево и грибы. Вместе с грибами нередко вырывается из земли грибница – длинные тонкие нити. Эти тонкие нити и есть само растение гриб. Вот под деревом вырос гриб. Ему от роду один день. А дереву и грибнице много лет. Они росли вместе, но возможно грибница даже старше и помогла дереву расти. Грибницы часто оплетают кончики корней деревьев и это обоим очень удобно. Дерево дает грибу готовую пищу – выделенный корнями. А гриб снабжает его продуктами размножения веществ, которые содержатся в почве.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут – покажем
Руки сложили назад.
Ребята, при сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Сейчас мы узнаем знаете ли вы ядовитые и съедобные грибы, и если гриб съедобный хлопнуть в ладоши, а если нет, значит не хлопать. Отгадайте какой самый ядовитый гриб в лесу. (Игра «Найди гриб»)
А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, на шляпке горошки (МУХОМОР)
Вед.: Почему его называют мухомор?
Дети: От него мухи дохнут.
Вед.: Дети, а лоси им лечатся. Они проглатывают его целиком и потом выздоравливают. А еще какие грибы ядовитые вы знаете?
Дети: Бледная поганка, ложные лисички.
Игра «Съедобный гриб, несъедобный».
Вед.: А вы знаете как определить какие грибы вы нарвали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлю очищенную луковицу, и если хоть один ядовитый гриб – луковица посинеет. Ребята, а что можно готовить из грибов и как можно их готовить?
Дети: Варить суп, жарить, сушить, мариновать, солить.
Вед.: Молодцы, все вы знаете теперь о грибах. А теперь давайте соберем в корзинки грибы и отправимся домой.
АППЛИКАЦИЯ.
Ну вот мы и собрали грибов, пора и домой. Ой, ребята, посмотрите, что за дерево растет? Смотрите и грибочки на нем висят, наверное белочка летом заготовила, чтобы зимой было что есть. Давайте и мы подарим белочке по грибочку. Ох, как она обрадуется. Говорите: «До свидания, лес. Спасибо за грибы». Садитесь в автобус. А вот мы и приехали. Понравилось вам путешествовать. Какие грибы мы сегодня видели в лесу?
Дети: Подосиновик, подберезовик, опята, боровик.
Вед.: Как называется домик гриба?
Дети: Грибница.
Вед.: А грибы, которые вы собрали в лесу забирайте домой.
Конспект ННОД в подготовительной группе, тема: «Грибы»
Цели:
Уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов.
Познакомить детей с пословицами о грибах, учить понимать смысл пословиц.
Учить детей понимать происхождение слов-названий грибов.
Упражнять в заучивании, четком и быстром произнесении скороговорки.
Закреплять знания о цифрах, умение отсчитывать заданное количество предметов, решать задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать изобразительные умения.
Развивать творческое воображение, речь, мышление.
Оборудование:
Картинки или фотографии с изображением грибов.
Математические веера с цифрами.
Плоскостные изображения грибов (в большом количестве).
Простые и цветные карандаши, листы бумаги.
Примеры работ детей к занятию «Грибы».
Ход занятия:
Есть такая пословица: «Весна красна цветами, а осень - грибами». Как вы ее понимаете?
Почему же грибов много именно осенью? Какую погоду они любят? Сырую, дождливую, но теплую погоду. Именно такая бывает в начале и середине осени.
Если дождик и тепло, гриб считает - повезло!
А вот еще пословица про грибы: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок». Можете объяснить смысл этой пословицы? Грибы нужно не вырывать с корнем, а срезать, оставляя корень в земле - тогда вырастут новые грибы.
Так почему же говорят: «Не всякий гриб в кузовок кладут»? Есть грибы съедобные, которые можно приготовить и съесть, а есть грибы ядовитые - их не только есть, даже трогать нельзя! Какие вы знаете ядовитые грибы? Мухомор, поганка, ложный опенок. В ядовитых грибах есть яд, который может вызвать отравление. Даже если не трогать гриб, а растоптать его ногой, яд останется на обуви, обувь снимают руками, а руки не всегда моют тщательно. Да, к тому же, если человеку гриб не годиться, это не значит, что его уничтожать нужно.
Вот мухомор. Для человека он ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
О чем рассказывают названия грибов
Нет, грибные имена непонятны для меня:
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки, не кричат опять опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нету шубки.
Как узнать, чьи это шутки?
Некоторые названия грибов говорят о месте, в котором они выросли. Как вы думаете, под каким деревом растут подосиновики? Под осиной. А под каким деревом растут подберезовики? Под березой. А под какими деревьями растут дубовики? Под дубами.
Название опята происходит от слова «пень», ведь с одного пенька можно насобирать целую корзинку опят.
А некоторые грибы получили название за свой цвет и внешний вид.
Лисички назвали так за оранжевый цвет, похожий на цвет лисьей шубки.
Бледные поганки имеют бледно-серый цвет.
Грибы под названием серая рядовка люди называют просто серенькие или мышата.
Грибы рыжики какого цвета? Рыжего, оранжево-коричневые.
А грибы зеленушки? Зеленые. А попробуйте догадаться за что получил свое название гриб сморчок? Он весь в складках, как бы сморщенный.
У грибов маслят масляные шляпки блестящие и липкие, как-будто маслом смазанные.
А сыроежками называют грибы, которые можно есть … сырыми.
Скороговорка про грибы
Давайте разучим и постараемся быстро признести скороговорку: «Гриша шел, шел, шел, белый гриб нашел».
Гимнастика для глаз
Найдите глазами картинку с изображением гриба, которого считают самым важным среди всех грибов.
(Боровик или белый гриб)
Найдите глазами картинку с изображением гриба, который «красен, да для здоровья опасен».
(Мухомор)
Найдите глазами картинку с изображением гриба, про которого можно сказать «масляна головушка».
(Масленок)
Найдите глазами картинку с изображением таких грибов:
Нет грибов дружней, чем эти -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Реши задачки про грибы
Решите загадку и покажите ответ-цифру на математическом веере.
Ёжик по грибы пошел.
Десять рыжиков нашел.
Десять положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, ёж?
(Два)
Однажды Леший с Водяным
Бродили по местам грибным.
И нашли под елью скоро
два огромных мухомора.
Походили у осин
И нашли еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько собрано грибов?
(Три)
Сбор грибов
Выберите на математическом веере цифру, кроме тех, которые были ответами на задачи. Покажите, какие цифры вы выбрали. А теперь сходите на полянку-ковер и наберите столько грибов, сколько показывает ваша цифра.
Рисование «Сказочный гриб»
Мы видели на картинках и фотографиях много разных грибов. Некоторые грибы видели в лесу или на столе, приготовленными для еды. А нарисовать я предлагаю вам гриб сказочный - такой, какого никто не видел, какой может быть только в сказке.
Хорошо подумайте, какой характер у вашего гриба? Добрый, сердитый? А может это будет гриб-воин, гриб-мудрец, гриб-модник или гриб-домик. А может вы придумаете и нарисуете целое семейство сказочных грибов.
Как будет выглядеть ваш гриб? Высокий или низкий? Тонкий или широкий? Какой формы его шляпка?
Продумайте цвета, которыми будете раскрашивать свои грибы. А также не забудьте о фоне: если оставить фон белым, получится так, как-будто гриб растет на снегу.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Собираем грибы и ягоды»
Тема: Собираем грибы и ягоды
Цель: развитие познавательных интересов.
1. Дать понятие о речи, предложении, слове, букве и звуке.
2. Обобщить знания детей о форме и размере предметов
3. Учить детей составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Развивать память, мышление через игры и упражнения.
7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
Картинки с ягодами и грибами, большие нарисованные корзины (2)
Сюжетные картинки для составления рассказов
Картинки грибов и ягод для раскрашивания.
Ход занятия
Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много на занятии. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!
А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком времени года говорится в ней:
«Несу я урожай, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю». (Осень)
На прошлом занятии мы с вами говорили о признаках осени, давайте вспомним их и перечислим.
Осень приходит не только в города, но и в леса.
Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь был в осеннем лесу. Попробуйте рассказать, что вы там видели.
Давайте сегодня представим, что мы едем в лес. Встаньте из-за столов. Повторяйте движения за мной.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. (Дети маршируют)
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. (Ходят «змейкой» между «кочками»)
На носочки встали и к лесу побежали (Бегут на носках)
Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки») .
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем (Маршируют)
ребята, а где это мы с вами оказались? А какое сейчас время года? »
Ребята, давайте расскажем какая бывает погода осенью?
Дети: Осенью дует ветер – значит погода осенью какая – ветреная.
Осенью часто идет дождь – значит погода осенью дождливая.
Солнце прячется за облаками – значит погода облачная (пасмурная) .
Давайте посмотрим на картинку. Осенью холодает, что мы надеваем и обуваем?
Распределим это предметы по группам (одежда, обувь, головные уборы)
Ребята, осенью мы собираем урожай, что изображено на этой картинке?
Назовите одним словом: чернику, малину, вишню.
Назовите одним словом: баклажаны, лук, помидоры, чеснок, перец, .
Назовите одним словом: бананы, яблоки, груша.
Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Будем мы грибы искать.
Первый гриб – боровик
Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)
Подосиновик стоит
На высокой ножке (Указательный палец)
Подберезовик нашли
Под березой прямо (Средний палец)
А масленок прячется,
Вот какой упрямый! (Безымянный палец)
На пеньке нашли опят
Целый маленький отряд (Мизинец)
Полную корзинку
Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)
Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга)
Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки)
Суп готов! (Вытягивают руки вперед)
«Соберем в корзинки грибы и ягоды».
А это что за гриб?
Он в лесу стоял,
Никто ею не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный». (Мухомор.)
Красивый этот гриб?
Это съедобный или несъедобный гриб? Можно его трогать?
Какие вы – молодцы! Давайте еще поиграем?
«Осенний ветерок»
Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек
Листопад, листопад, листья желтые летят…
А теперь давайте подумаем, что такое речь. (ответы детей, если дети затрудняются педагог рассказывает о том, что всё, что говорят люди друг другу или пишут – это речь. Она бывает устная и письменная.
Как вы думаете, что такое устная речь (Когда говорят)
А что такое письменная речь (когда пишут) .
Речь состоит из предложений. Предложения выражают законченные мысли. Бывают коротенькие предложения, например, Наступила осень. Бывают предложения подлиннее, например, И вот наступила долгожданная золотая осень. Чем отличаются друг от друга эти предложения? (Короткое и длинное). Ну в этих предложениях мысль закончена, мы понимаем, что говорится об осени, которая наступила.
Давайте попробуем составить предложения. Например, о школе. Я начну, а вы продолжайте.
Осенью мы … (пойдём в школу) .
Там нас встретит … (учительница) .
Мы с вами составляли предложения, для этого использовали слова. Слова могут обозначать предмет, например, стол, стул, доска, тетрадь, книга. Оглянитесь вокруг и назовите слова, которые обозначают предмет (ответы детей) .
Слова могут обозначать действие, например, я что сейчас делаю? (хлопки в ладоши) – Я хлопаю. Что я сейчас сделала? (пошла). А сейчас я что сделала? (села). Придумайте свои слова, которые обозначают действие. (ответы детей).
Все слова можно сказать и написать, для этого используются буквы и звуки. Когда мы пишем, мы используем буквы, когда говорим, используются звуки.
Давайте посмотрим на доску. Что вы видите?
В корзинках разложены ягоды и грибы. Давайте попробуем составить предложения про грибы и ягоды. Начинать предложения будем все одинаково. Вот так: Я положу в корзину гриб, а вы будете добавлять название гриба. Я положу в корзину ягоду (Составление предложений)
У вас на столах есть рисунки ягод и грибов, выберите рисунок, который больше всего вам понравился и раскрасьте его.
(дети раскрашивают) .
Второй рисунок заберите домой и раскрасьте его дома.
Итог. Что мы видели? Кого мы встретили? Что нового узнали?
В какие игры играли? А какие грибы вы еще знаете?
А какие ягоды? Это лесные или садовые ягоды?
Ребята, а посмотрите что там в корзиночке по ёлочкой лежит?
Шоколадные грибочки! Давайте скорее возьмём их и скажем осеннему лесу «Спасибо! ».