Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Является ли природа героем произведения кладовая солнца. Взаимоотношения природы и человека в сказке-были м


ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения»
Учитель русского языка и литературы Кучма Полина Юрьевна
г. Курган, 2017 г.
Человек и природа в произведении М. М. Пришвина "Кладовая солнца" Человек и природа тесно связаны между собой в сказке-были "Кладовая солнца". Эту связь можно обнаружить на протяжении всего произведения, от его начала до самого конца. Действие происходит в селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля - Залеского. Главные герои – Настя и Митраша. мы видим, что у них есть корова, тёлка, коза, овцы, куры, петух и поросёнок, а также огород. Всё это часть природы. Дети ухаживают за хозяйством, а животные дают им молоко, мясо, огород - овощи. Они не могут обойтись друг без друга. Здесь и проявляется взаимосвязь природы и человека. Однажды дети отправились на болото за клюквой. Оно было очень большим и походило на море. В нём поднимались холмы с лесом. Их называли Борины. Одну из них именовали Звонкой. Там на деревьях было много птиц, и каждая издавала свой звук, приветствуя восход солнца. Казалось, что они пытаются проговорить «здравствуй». Птицы поют, так как сказать ничего не могут, поэтому им приходится «выпевать, выкрикивать, выстукивать». Кто способен их понять, отвечает: «Здравствуйте».При описании леса автор наделяет всех его обитателей повадками людей. Здесь Настя и Митраша встречают глухаря и ворона. На крик косача слетелись все тетерева, которые сначала токовали, а затем подрались между собой. Во время драки к косачу подкрался ворон и долбанул его клювом. Точно так же ведут себя люди. Пока ты доказываешь товарищам, что ты лучший, к тебе незаметно подкрадётся враг и нанесёт удар. Автор демонстрирует нам чему можно поучиться у природы. Кроме того, Пришвин описывает деревья, как живые существа. Он вводит в повествовании рассказ о ели и сосне, растущих вместе. Когда-то их семена принёс ветер и бросил в одну ямку. Они выросли и сплелись корнями. Этот эпизод носит символический характер. Он показывает, что только вместе люди сила. Как раз в этот момент дети поссорились из - за того, по какой тропинки идти. В результате они пошли каждый по своей. Тут вдруг подул ветер, деревья застонали, и «серая хмарь» закрыла небо. Так природа пытается предупредить детей об опасности, но они не обращают на это внимание. В итоге Митраша попал в Слепую елань и чуть не утонул там. Спасла его собака Травка. Она гналась за зайцем и вдруг заметила маленького человека в елани. Мальчик узнал собаку и позвал её. Ей же привиделся в нём прежний хозяин Антипыч. Человек звал её, но что-то странное неискреннее чудилось ей. Митраша хитрил, чтобы она не кинулась к нему на шею и не утопила в болоте. Трюк мальчика удался, и он благополучно выбрался из Слепой елани. Затем он решил убить зайца, но увидел рядом волка и выстрелил в него почти в упор. Так был убит Серый помещик - гроза и ужас тех мест. На звук выстрела прибежала Настя, и ребята вернулись домой с клюквой и собакой. Травка спасла Митрашу, так как увидела в нём молодого Антипыча. Прежний хозяин её умер, и она очень по нему тосковала. Собака - верный друг человека, и ей предназначено, его защищать. Антипыч любил её и оберегал от волков. Даже сейчас, когда он уже умер, он спас её от Серого помещика. Автор показывает нам: будь добрым с природой, и она ответит тебе добром, а за зло расплатишься злом. Мать – природа – кладовая солнца. Она хранит несметные богатства и передаёт их человеку. В ней всё взаимосвязано, и человек всего лишь её часть.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Сюжет повести М. М. Пришвина довольно прост. Двенадцатилетняя девочка Настя и ее десятилетний брат отправляются далеко в лес за клюквой. Поссорившись по дороге, они пошли разными путями к за­ветной палестинке, где по рассказам их отца клюквы должно быть видимо-невидимо. Настя пошла по про­топтанной большой тропе, посчитав, что раз все идут в ту сторону, значит, там и клюква растет. Митраша, наоборот, отправился по едва приметной тропинке, ре­шив, что там, куда ходят все люди, не может быть много ягод. У него был компас, и мальчик шел вперед, вспоминая рассказ отца и строго следуя показаниям прибора. Оба они испытали много трудностей из-за своего упрямства, потому что добирались к цели по­одиночке, хотя, как оказалось, и проторенная тропа, и еле заметная тропинка ведут в одно место. Детям очень помогла Травка, собака умершего лес­ника. Она утешила отчаявшуюся найти брата Настю, испугавшуюся змеи. А Митю она просто спасла, выта­щив из болота. В конце-концов все закончилось благо­получно. Дети проявили твердость характера, вы­держку, волю, нашли общий язык с силами природы и с ее помощью преодолели все трудности. Но этот реалистичный сюжет - только внешняя канва произведения, были по авторскому замыслу. Свое представление о природе, мысли о взаимоотноше­ниях с ней человека М. М. Пришвин воплотил в ска­зочной части повести. Помимо героев - людей в про­изведении живут и герои - представители мира при­роды. У писателя она одухотворенная, живая. Автор убежден, что птицы и звери воспринимают мир пусть и своеобразно, но достаточно тонко и сложно. Они зна­ют «слово прекрасное», только воспроизводят его каж­дый по-своему. Они очень нуждаются в доброжела­тельном отношении человека и, услышав приветливое «здравствуйте», отвечают торжествующим хором раз­ноязыкого приветствия. Мудрый Антипыч не напрасно обещал рассказать именно Травке, что такое правда, потому что «она с од­ного слова все понимает», а вы, глупенькие, спрашива­ете, где правда живет». Пусть собака воспринимает людей не так, как мы, ведь для нее все люди делятся на Антипыча с разными лицами и на врага Антипыча. Но «своей чистой душой» животное понимает глав­ное - есть люди добрые, любящие природу, а есть злые, чуждые природе. И открытая Антипычем правда вековой суровой борьбы за любовь свойственна также всей природе.

Еще с первого дня существования человечества на Земле, человек тесно взаимодействовал с природой. Именно природа давала ему пищу, предоставляла способы помыться и обогреться, позднее - открывала все свои всевозможные ресурсы, создавая благоприятные условия для жизни каждого человека. Безусловно, природа - это неотъемлемая часть жизни любого живого существа, в том числе и разумного.

В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. В начале сказки читатель узнает о том, что на судьбу двоих детей (мальчика Митраша и девочки Насти) выпала нелегкая ноша - расти сиротами и во всем помогать друг другу. Благо, родители оставили им небольшой домик и неплохое хозяйство, за которым нужно ухаживать, с чем дети отлично справлялись. Брат с сестрой не только занимались домашними делами, но и помогали другим людям и казались взрослыми не по годам.

Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. С рассказа мы узнаем подробности сбора детей в лес: как Настя заботливо берет с собой продукты, а мальчишка - отцовское ружье. Вместе с детьми читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей.

В данном эпизоде раскрывается взаимоотношения человека и лесной природы. Дальше из-за принципиального спора сестры с братом, их тропинки расходятся, и девочка идет известным протоптанным путем, а мальчик, следуя указаниям компаса, попадает в болото, откуда теряет надежды выбраться. Именно в этот момент раскрывается еще одна связь человека и природы - в сказку вводится еще один важный персонаж - собака Травка. Собачка помогает Митрашу выбраться с тянущего болота и даже ловит для него зайца в качестве поживы, за что мальчик спасает собаку (да и себя тоже) от хитрого волка «Серого помещика», который после недавней облавы обозлился на всех жителей села и их животных. В этом случае раскрывается противостояние человека природе, когда представители диких животных угрожают жизни и благополучию людей.

Тем временем Настя или Золотая Курочка, как нежно ее прозвали в сказке, собирает много вкусных, сладких, красных ягод, но вспомнив о брате, спешит ему на помощь. Ту ночь дети провели в лесу, где им больше не грозила опасность - еще один пример взаимодействия человека и природы. После герои вернулись домой, и пожертвовали все собранные целебные ягоды больным деткам-сиротам.

Стоит упомянуть, что всю эту историю поведал рассказчик, что разведывал болотные богатства, а конкретнее - добывал торф, которого там было в излишке. Этим автор еще раз подчеркивает, как природа заботится о человеке, предоставляя ему все необходимое. И осталось только одно очень важное пожизненное дело - взаимно заботится о природе.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку...
К. Г. Паустовский

Наиболее известным произведением Михаила Михайловича Пришвина является сказка-быль «Кладовая солнца», написанная после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Она отличается как занимательным сюжетом, так и поэтическим описанием картин русской природы.
«Кладовая солнца»... Так Пришвин образно назвал залежи торфа на болотах. Это естественным образом сформировавшийся источник топлива, предназначенного человеку в наследство. Само название сказки- были говорит о том, что человек - часть природы и всем ей обязан.
Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные.
Главные герои произведения - Настя и Митраша - необычайно близки к природе. Даже описывая внешность девочки, Пришвин не избегает сравнения с представителем животного мира: «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках». Дети живут в гармонии с окружающим миром, вместе с домашними животными, которые воспринимаются ими как члены семьи и без которых они не смогли бы выжить. Брату и сестре помогают корова Зорька, телушка Дочка, петух Петя, поросёнок Хрен.
Животные изображаются автором так, что мы начинаем им сочувствовать, как людям. Собака Травка, оставшаяся одна после смерти своего хозяина лесника Антипыча, вызывает у нас не меньшую жалость, чем осиротевшие Настя и Митраша. Она одинока и вынуждена жить для себя. Жалобный вой Травки напоминает плач человека. Именно она утешает Настю, потерявшую брата, она помогает Митраше вылезти из болота.
Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали». В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа - такое же живое существо, как и человек.
Сказка-быль «Кладовая солнца» - необычайно органичное произведение. Природа у Пришвина не агрессивна и не враждебна к людям. Наоборот, она становится защитницей одиноких детей, попавших в беду, их помощницей. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!