Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Тяжелая самоходная штурмовая гаубица «Brummbar. Штурмовое орудие "Brummbär"

Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
150-мм САУ "Бруммбэр".
Другие обозначения:
Sturmpanzer IV, StuG mit 15cm, "Sturmpanzer" 43.

Установка разработана в 1943 году на базе танка Т-IV и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты и танков. Установка была вооружена 150-мм гаубицей с длинной ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения с начальной скоростью снаряда 210 м/с устанавливалась в просторной бронированной боевой рубке с помощью сферической маски.

Самоходная установка имела сильное бронирование: толщина лобовой брони корпуса составляла 80-мм, рубки - 100-мм, борта корпуса имели толщину 30-мм и дополнительно защищались броневыми экранами. В качестве приборов управления огнем использовались танковый телескопический и панорамный прицелы, что позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Недостатком самоходной установки являлась чрезмерно большая нагрузка на шасси, что часто приводило к выходу из строя ходовой части. Установка выпускалась серийно в течение 1943 и 1944 годов, всего было изготовлено около 700 машин, использовавшихся в ротах тяжелых пехотных орудий гренадерских полков и в подразделениях самоходной артиллерии.

В начале 1942 г. фирма "Алкетт" получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой "Крупп".Фирма "Алкетт" предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой "Крупп" шасси танка PzKpfw IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки "Sturmhaubitze" 42 (Sd.Kfz.142/2) и StuG 33 рассматривались в качестве "временных мер". Альберт Шпеер приказал вести проектирование "Sturmpanzer"IV, фактически прямой предшественницей машины "Бруммбар" стала самоходка StuG 33.

На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку "Sturmpanzer" IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка PzKpfw IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210-мм или 220-мм. Предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).

В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых PzKpfw IV. Новые шасси поставляла фирма "Нибелунгенверке" из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков PzKpfw IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков PzKpfw IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами "Заурерверке" и "Зиммеринг-Грац-Паукер".На полигоне в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники.

Альберт Шпеер писал:
- Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных "Бруммбару".
Полномасштабное производство штурмовых танков "Бруммбар" планировалось развернуть в конце мая 1943 г., однако первая серийная машина была изготовлена только в ноябре 1943 г. Задержка была вызвана нехваткой танковых шасси. Сборка "Бруммбаров" велась на венском арсенале до мая 1944 г. Первые установки "Sturmpanzer" IV оказались перетяжеленными, так как масса (1850 кг) 150-мм гаубицы была великовата для шасси среднего танка PzKpfw IV, кроме того чрезмерной являлась и сила отдачи при выстреле.

Среди других недостатков штурмового танка "Бруммбар" следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для сведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки.

Экипаж штурмового танка "Бруммбар" состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках "Бруммбар" рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80", аналогичные устройства ставились на тяжелых танках "Тигр I". Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем.

В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть "перетяжеленность" шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони.




Sturmpanzer IV «Brummbar».

В начале 1942 года компании Alkett было приказано разработать проект нового Sturmpanzer (штурмовой танк), в сотрудничестве с Krupp. Прототип был изготовлен с использованием улучшенного шасси от Panzer IV. В то время как другие модели штурмовых орудий, такие как Sturmhaubitze 42 (Sd. Kfz. 142/2) и Stug 33, разрабатывались как временные варианты, Albert Speer приказал разработать полноценный штурмовой танк — Sturmpanzer IV. Фактически считается, что Stug 33 был прямым предшественником Sturmpanzer IV. В ходе совещания 2 октября 1942 года Speer представил чертежи нового штурмового танка, и 14 октября того же года планы по разработке нового Sturmpanzer IV были представлены Адольфу Гитлеру. После осмотра Фюрер приказал изготовить первую серию из 40-60, с тем, чтобы она была готова к весне 1943 года.

Новый Strumpanzer должен был собираться на шасси Panzer IV и вооружаться 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией Skoda). В феврале 1943 года Skoda построила первый прототип Sturmpanzer IV (Sturmpanzer 43).

Вскоре после этого была заказана первая серия из 60-ти машин. К марту 1943 года было закончено 6 машин, а к концу апреля — еще 40. Заказ был выполнен в мае 1943 года, когда было собрано еще 14 машин. Все машины первой серии были изготовлены на базе восстановленных шасси от Panzer IV, и в дальнейшем было решено также собирать «Brummbar» на восстановленных (отремонтированных) шасси. В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые. После всесторонних испытаний и постоянных запросов на такое оружие с передовых линий, Гитлер приказал начать серийное производство Sturmpanzer IV. 15 мая 1943 года Sturmpanzer IV был официально представлен лидерам Третьего Рейха.

Широкое производство должно было начаться в конце мая 1943 года. Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла громадное количество топлива.

150 мм орудие было закреплено на шарообразном шарнире в 100 мм передней броневой плите. На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbar» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.

Большинство ранних «Brummbar» было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и боях у Запорожья. Оставшиеся нашли свой конец в жестоких боях у маленькой деревушки под названием Himmelreich. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. Полномасштабное производство «Brummbar» началось. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbar».

В середине 1944 года надстройка была переделана, и далее производство Sturmpanzer IV продолжалось до марта 1945 года. На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и, в основном, обрабатывались антимагнитной пастой Zimmerit. На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет. Поздний вариант «Brummbar» являлся грозным и важным для Panzerwaffe оружием.

Поздние модели Sturmpanzer IV «Brummbar» собирались на шасси Panzer IV Ausf H/J. Всего, в период с марта 1943 по март 1945 года, было выпущено 298(306) Sturmpanzer IV и Sturmpanzer IV «Brummbar». Все машины были собраны на новых или отремонтированных шасси Panzer IV. Производством запчастей занимались различные фирмы, а собиралось все на заводах компании Deutsche Eisenwerke.

Единственным серьезным недостатком «Brummbar» было слишком стесненное внутренне пространство корпуса, и как следствие, малый боезапас. Менее 40 снарядов, размещенных внутри корпуса, делали работу экипажа из 5-ти человек весьма затрудненной. Sturmpanzer IV, в первую очередь, предназначался для уличных боев, и был очень эффективен в борьбе против пехоты на укрепленных позициях, в городских зданиях или любых других укрытиях. Небольшое количество средних и поздних вариантов «Brummbar» использовалось в качестве командирских машин, оборудованных дополнительным радиооборудованием и антеннами — Bef. Stu. Pz. IV.

Боевое крещение Sturmpanzer IV «Brummbar» получил на Курской Дуге (лето 1943 года). Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона — 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. «Brummbar» также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения — Sturmpanzer-Kompanie z. b. V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году. Sturmpanzer также был известен в войсках под прозвищем «Stupa».

Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
150-мм САУ "Бруммбар" ("Медведь гризли")
Другие обозначения: "Brummbär", StuG mit 15cm, "Sturmpanzer" 43

Установка разработана в 1943 году на базе танка Т-IV и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты и танков. Установка была вооружена 150-мм гаубицей с длинной ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения с начальной скоростью снаряда 210 м/с устанавливалась в просторной бронированной боевой рубке с помощью сферической маски.

Самоходная установка имела сильное бронирование: толщина лобовой брони корпуса составляла 80-мм, рубки - 100-мм, борта корпуса имели толщину 30-мм и дополнительно защищались броневыми экранами. В качестве приборов управления огнем использовались танковый телескопический и панорамный прицелы, что позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Недостатком самоходной установки являлась чрезмерно большая нагрузка на шасси, что часто приводило к выходу из строя ходовой части. Установка выпускалась серийно в течение 1943 и 1944 годов, всего было изготовлено около 700 машин, использовавшихся в ротах тяжелых пехотных орудий гренадерских полков и в подразделениях самоходной артиллерии.

В начале 1942 г. фирма "Алкетт" получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой "Крупп".Фирма "Алкетт" предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой "Крупп" шасси танка PzKpfw IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки "Sturmhaubitze" 42 (Sd.Kfz.142/2) и StuG 33 рассматривались в качестве "временных мер". Альберт Шпеер приказал вести проектирование "Sturmpanzer"IV, фактически прямой предшественницей машины "Бруммбар" стала самоходка StuG 33.

На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку "Sturmpanzer" IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка PzKpfw IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210-мм или 220-мм. Предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).

В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых PzKpfw IV. Новые шасси поставляла фирма "Нибелунгенверке" из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков PzKpfw IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков PzKpfw IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами "Заурерверке" и "Зиммеринг-Грац-Паукер".На полигоне в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники.

Альберт Шпеер писал:
- Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных "Бруммбару".
Полномасштабное производство штурмовых танков "Бруммбар" планировалось развернуть в конце мая 1943 г., однако первая серийная машина была изготовлена только в ноябре 1943 г. Задержка была вызвана нехваткой танковых шасси. Сборка "Бруммбаров" велась на венском арсенале до мая 1944 г. Первые установки "Sturmpanzer" IV оказались перетяжеленными, так как масса (1850 кг) 150-мм гаубицы была великовата для шасси среднего танка PzKpfw IV, кроме того чрезмерной являлась и сила отдачи при выстреле.

Среди других недостатков штурмового танка "Бруммбар" следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для сведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки.

Экипаж штурмового танка "Бруммбар" состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках "Бруммбар" рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80", аналогичные устройства ставились на тяжелых танках "Тигр I". Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем.

В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть "перетяжеленность" шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони.

Немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ)/штурмовое орудие Sturmpanzer IV Brummbar (Бруммбэр от нем. «медведь-ворчун»), также Sturmpanzer сокращенно StuPa (Штупа), или просто «Медведь». В немецких рубрикаторах САУ получила шифр Sd.Kfz 166. Полное название Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166)

САУ Sturmpanzer IV Brummbar, в камуфляжной окраске, Франция

Данная самоходка была разработана на базе среднего немецкого танка Pz IV. Серийное производство САУ Sturmpanzer IV Brummbar было начато в апреле 1943 года. До мая 1945 года документально подтверждено, что было выпущено 298 единиц этих машин (хотя, некоторые источники утверждают о произведенных 341 единицах). В СССР эту САУ обозначали как «Медведь». По классификации Sturmpanzer IV Brummbar определяется как средняя штурмовая САУ.

История создания.

Как и большинство самоходных артиллерийских установок, эту машину предполагалось применять как средство огневой поддержки пехоты и для уничтожения вражеской бронетехники. Впрочем, опыт Сталинградской битвы показал немцам, что существующие на вооружении Вермахта штурмовые орудия не могут разрушать и пробивать толстые стены городских строений и других фортификационных сооружений. Именно поэтому было принято решение о создании новой самоходно-артиллерийской установки на базе танка Pz IV с более мощным вооружением в виде короткоствольной 150-мм гаубицы StuH (Sturmhaubitze). Непосредственно от Альберта Шпеера (министра вооружений Германии) задание на проектировку и создание новой штурмовой САУ в январе 1942 года получила немецкая компания Алькетт, но вскоре к проекту подключилась фирма Крупп.


САУ Sturmpanzer IV Brummbar в одном из танковых музеев

Конструкторы из Крупп занимались модернизацией шасси от танка, а фирма Алькетт разрабатывала бронерубку. Как и многие немецкие проекты САУ, Sturmpanzer IV Brummbar являлась временной мерой, поэтому конструкторы не сильно заботились о дизайне. 2 октября 1942 года, на проходившем совещании по вопросам связанных с вооружением, Альберту Шпееру было доложено о готовности проекта САУ Sturmpanzer IV Brummbar. Через две недели конструкторы самоходки презентовали ее Адольфу Гитлеру. Машину он одобрил, однако дал указание создать на базе этой САУ другую машину, вооруженную 210 или 220-мм мортирой. Однако, указ фюрера выполнен не был. К февралю 1943 года чехословацкой фирме Шкода было получено создать деревянный макет САУ Sturmpanzer IV Brummbar, который был выполнен в феврале.


Восточный фронт, район Харькова, 1943 год. Немецкие механики пытаются завести брошенную по причине нехватки топлива САУ "Бруммбар"

После некоторых доработок, самоходку отправили в массовое производство, в марте 1942 года было создано 60 единиц Sturmpanzer IV Brummbar, в апреле еще 40 машин. В мае изготовили еще 14 САУ. Часть самоходок было изготовлено из поврежденных шасси, эвакуированных с фронта, но в основном их изготавливали из вновь построенных шасси. Есть информация, что несколько «Бруммбаров» сделали из готовых танков Pz IV. В дальнейшем основное производство было перенесено в Австрию в Вену (Herreszeugamt Wien), где они производились совместно с компаниями Циммеринг-Гранц-Пукер и Заурерверке. 14 мая 1943 года САУ «Бруммбар» участвовала в выставке новейших образцов военной техники. Есть упоминание об этой САУ А.Шпеером: «Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных «Бруммбару»».


Самоходная артиллерийская установка Бруммбар, район Будапешта, 1944 год


Крупное серийное производство САУ Sturmpanzer IV Brummbar планировали организовать в конце мая 1943 года, но производственные мощности были перегружены другими военными заказами. Отчасти проблема заключалась в нехватке шасси для самоходок. Поэтому, полноценное производство было развернуто только в ноябре 1943 года. Производство САУ Sturmpanzer IV Brummbar до мая 1944 года производилось в венском арсенале.


Северная Франция, 1944 год. Войска союзников проходят мимо брошенной САУ "Бруммбар"

Компоновка и конструкция.

В целом, САУ Sturmpanzer IV Brummbar первых выпусков оказались недоработанными, по всему сказывалась спешка, в которой эта машина производилась. Например, 150-мм гаубица весила почти две тонны, этот вес являлся чрезмерным для шасси среднего танка. Сила отдачи при выстреле гаубицы была достаточно сильно, что сказывалось на точности и качестве работы орудия. Помимо все прочего, танковый двигатель был слишком слаб для такой массивной машины, трансмиссия часто выходила из строя, к тому же, отмечался повышенный расход топлива. Безусловно, по своим баллистическим характеристикам 150-мм гаубица имела хорошие характеристики, однако, для ведения ближнего боя у экипажа практически не было средств для уничтожения противника. Конструкторы предусмотрели лишь специальные амбразуры, из которых можно было вести огонь из пистолетов-пулеметов MP-40.

На поздних «Бруммбэрах» в лобовом листе установили пулемет MG34 в шаровой установке. Штурмовые орудия комплектовались экипажами из 4-5 человек (если заряжающий выполнял функции радиста, то экипаж состоял из 4 человек). Первая серия машин комплектовалась наблюдательным устройством механика-водителя Fahrersehklappe-80, которые ставили на танки Tiger I. Но так как эти наблюдательные устройства производились в Чехословакии, нередки были случаи саботажа рабочих, которые умышленно делали низкокачественные комплектующие, от чего приборы ломались. Большая часть самоходок Sturmpanzer IV Brummbar первой серии было отправлено в Запорожье, под Харьков и на Курскую дугу, где в 1943 году практически все были частично уничтожены Красной Армией.


САУ "Бруммбэр" участвующая в операции Цитадель в 1943 году

Негативный опыт применения первой серии САУ Sturmpanzer IV Brummbar заставил разработчиков создать более облегченный по весу вариант машины, который получил наименование StuH 43/1 L/12. Конструкторы в целях снижения веса уменьшили толщину брони, после чего перетяжеленность машины была преодолена. В начале 1944 года, модернизированные Бруммбары получил обозначение Sturmpanzer IV Brummbar (иногда встречается обозначение Sturmpanzer 43).


На боевой позиции

Летом 1944 года конструкторы провели модернизацию рубки Sturmpanzer IV Brummbar. Она заключалась в установке адаптированной командирской башенки от StuG III (на которую можно было ставить на вертлюге зенитный пулемет), и установке в лобовой части оборонительного пулемета MG-34. Также была изменена конфигурация верхней части рубки и маски пушки, для снижения массы САУ. С появлением у противника магнитных мин и кумулятивных снарядов, для противодействия этому САУ Sturmpanzer IV Brummbar стали оборудовать противокумулятивными экранами schurzen и циммеритную обмазку. Благодаря глубокой модернизации самоходки, на поздних сериях Sturmpanzer IV Brummbar, большую часть проблем, связанных с высоким весом, плохой защищенностью и прочее, удалось решить. В последствии, САУ Бруммбар зарекомендовали себя в войсках как надежная и необходимая в войсках система вооружения.

Что касается ходовой части поздних выпусков САУ Sturmpanzer IV Brummbar, для ее создания применялись шасси от танков Pz IV Ausf H (1-2 пары стальных опорных катков без резиновых бандажей) и Pz IV Ausf J (все опорные катки были без резиновых бандажей).

Как отмечали немецкие танкисты, самой главной проблемой САУ Бруммбар стала нехватка внутренних объемов бронерубки. Мало того, что танкистам там было слишком тесно, к тому же, объем бронерубки размещал недостаточно количество снарядов. Полный боекомплект САУ Sturmpanzer IV Brummbar составлял 35 единиц снарядов калибра 150 мм. Вес снарядов составлял 38 кг (фугасные) или 25 кг (противотанковые).


САУ Sturmpanzer IV Brummbar в Северной Италии

В качестве вооружения выступала 150-мм гаубица находилась в шаровой маске в лобовом листе и была смещена вправо от оси корпуса. Гаубица имела УВН от – 8 до +30 град., УГН +/- 15 град. Для наведения на цель применялся прицел Sfl.Z.F.1a. Корпус имел толщину брони в 100 мм. На поздних сериях САУ имелся толстый бронекожух ствола, а на машинах ранних выпусков, броня ствола была небольшой. Для связи с другими машинами САУ «Бруммбар» оборудовался радиоприемником FuG-2 USW и приемо-передаточной радиостанцией FuG-5. Для переговоров с экипажем применялось специальное танковое переговорное устройство.

Эксплуатация и боевое применение САУ «Бруммбар »

Немецкие танкисты уважали «Бруммбар» за разрушительное действие гаубицы. Она эффективно применялась для разрушения полевых укреплений, окопов, траншей, пулеметных гнезд, блиндажей. Помимо этого, машина применялась при ведении уличных боев, а также для непосредственной огневой поддержки атакующей пехоты и танков. Нередки случаи применения САУ «Бруммбар» в качестве командирской машины, для этого на нее устанавливали дополнительные антенны увеличенной мощности и радиостанции. Кстати говоря, немецкой компанией Крупп, на базе САУ «Бруммбар» была создана экспериментальная САУ вооруженная 88-мм пушкой PaK 43 L/71, которая получила обозначение Bet.Stu.Pz.IV, однако о дальнейшей судьбе машины не известно.


САУ "Бруммбар" уничтоженная в ходе боев возле озера Балатон, зима 1944-1945 годов

САУ Brummbar шли на вооружение штурмовых танковых батальонов, который включал в себя 45 САУ Brummbar и 85 единиц других бронированных машин, а также 611 пехотинцев и офицеров. В апреле 1943 года было сформировано первое подразделение (216-й штурмовой танковый батальон), который получил на вооружение 50 из 60 самоходок Brummbar раннего выпуска. Остальные 10 машин остались в резерве на заводе-изготовителе. После формирования этого подразделения, для освоения матчасти новой техники и обкатки, его отправили в Амьен (Франция), где он пробыл до лета 1943 года. 10 июня 1943 года 216-й батальон перебазировали на Восточный фронт. Вскоре 216-й батальон в составе 656-го полка истребителей танков (им командовал подполковник Юнгенфельд, группа армий «Центр») получил первое боевое крещение, это произошло 5 июля 1943-го года на Курской Битве.

Классификация самоходно-артил-лерийских установок Вермахта была довольно сложной и запутанной. Тут присутствовали несколько основных классов САУ: Sturmgeschutze - штурмовые орудия, Selbstfahrlafetten - самоходные лафеты, Panzerjager und Jagdpanzer - самоходные противотанковые орудия, истребители танков, Flakpanzer - зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относившиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого. Так, например, штурмовое орудие StuG III после перевооружения 75-мм длинноствольной пушкой превратилось в классическую противотанковую САУ - Jagdpanzer, в зтом качестве и использовалось, хотя до самого конца войны по-прежнему именовалось штурмовым орудием.

Среди этого многообразия имелся и класс так называемых «штурмовых танков» (Sturmpanzer). К танкам, правда, входившие в него боевые машины никакого отношения не имели. Большинство самоходок, причисляемых к штурмовым танкам, вооружались 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG 33. При зтом, однако, некоторые из машин, созданные по техзаданию на штурмовые танки, так никогда и не были к ним причислены, и, наоборот, указанным орудием вооружались не только штурмовые танки.

Так, например, первой САУ, на которой было установлено 150-мм пехотное орудие, стала самоходка на шасси танка Pz.l. Эту машину вообще можно рассматривать как первую немецкую серийную самоходную установку.

Демонстрация прототипа САУ и перевозчика боеприпасов (на самой самоходке боекомплект не перевозился) командованию Вермахта состоялась 29 января 1940 года, после чего последовал заказ на 38 машин.

Тяжелое 150-мм пехотное орудие sIG 33 (sIG - schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой Krupp в 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса достигла 8,5 т, поскольку само орудие в боеготовом состоянии весило 1750 кг. И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости. Кроме того, высокая и узкая САУ имела склонность к опрокидыванию. Тем не менее, зту машину неплохо встретили в войсках. Дело в том, что sIG 33 состояло на вооружении рот пехотных орудий в пехотных полках Вермахта с 1933 года и было хорошо знакомо немецким артиллеристам. Но в буксируемом варианте орудие было тяжеловато, и поэтому солдаты не могли не приветствовать появление его самоходной версии.

В составе 701 -й - 706-й рот тяжелых пехотных орудий эти машины принимали участие в боевых действиях во Франции и на Балканах, а затем и на Восточном фронте. Осенью 1943 года одна САУ этого типа еще находилась на вооружении 704-й роты тяжелых пехотных орудий.

Первой же самоходной установкой, созданной как штурмовой танк, хотя и не вполне отвечавшей тактико-техническим требованиям к последнему (в соответствии с ними боевая машина должна была быть полностью бронированной), стала САУ на базе легкого танка Pz.ll.

В феврале 1941 года завод FAMO изготовил на базе танка Pz.ll Ausf.B прототип самоходно-артиллерийской установки, вооруженной тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом шасси танка было заимствовано без каких-либо изменений, поэтому боевое отделение САУ оказалось слишком тесным.

У серийных машин корпус был расширен на 330 и удлинен на 600 мм. В ходовую часть добавили один опорный каток на борт. В таком виде машину приняли на вооружение Вермахта под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.ll или Sturmpanzer II.

Тяжелая 150-мм пехотная гаубица (качающаяся часть с верхним станком) устанавливалась в передней части открытой низкопрофильной рубки. Боевая масса машины составляла 12 т. Максимальная скорость достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе - 140 км. Боевая рубка сваривалась из броневых листов толщиной 15 мм. В качестве дополнительного вооружения в машине размещался пулемет MG 34.

Серийное производство САУ началось в конце 1941 года на фирме Alkett. Впрочем, изготовлено было только 12 единиц (7 - в 1941-м и 5 - в 1942-м), из которых сформировали 707-ю и 708-ю роты тяжелых пехотных орудий. Обе роты отправили в Северную Африку, где они участвовали в боевых действиях, включая сражение у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II были захвачены западными союзниками во время капитуляции немецких войск весной 1943 года в Тунисе.

Инициатором создания следующего штурмового танка стал известный немецкий конструктор доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя танковой комиссии Министерства вооружений. Он предложил использовать в качестве базы для САУ со 150-мм пехотным орудием шасси среднего танка Pz.HI, значительно больше подходившего для этой цели, чем Pz.ll и, тем более, Pz.l.

Зимой 1941/42 года берлинская фирма Alkett изготовила прототип такой САУ. При боевой массе 21 т машина имела полностью бронированную рубку простой формы с лобовой броней 50 мм, усиленной впоследствии до 80 мм накладными бронелистами. В амбразуре лобового листа рубки устанавливалась качающаяся часть 150-мм орудия sIG 33. Справа от него в штатной танковой шаровой установке Kugelblende 50 размещался курсовой пулемет MG 34. В крыше рубки имелись люк для посадки экипажа и амбразура для выхода перископического прицела.

Контрактом, заключенным с фирмой Alkett, предусматривалось изготовление в 1942 году 12 таких самоходных орудий, получивших название Sturminfanteriegeschiitz 33 (StulG 33) или Sturmpanzer 33). StulG 33 применялись в Сталинграде в составе 177-го штурмового дивизиона. Их 150-мм снаряды больше других подходили для стрельбы по стенам зданий, неуязвимых для орудий меньших калибров. Полностью бронированный корпус САУ надежно защищал экипаж от пуль и осколков.

В сентябре 1942 года в спешном порядке началось изготовление еще 12 боевых машин этого типа. Однако, в Сталинград они не попали и весной 1943 года все были включены в штурмовую батарею тяжелых пехотных орудий 17-го учебного батальона. Боевые машины, участвовавшие в боях в Сталинграде, частью были уничтожены Красной Армией, частью захвачены. Что касается штурмовой батареи, то после потери пяти САУ ее расформировали. Оставшиеся семь StulG 33 летом 1943 г. передали в 23-ю танковую дивизию. До наших дней сохранилась только одна боевая машина этого типа. Она находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке

В ноябре 1942 года министр вооружений Третьего рейха А.Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины, к разработке которой приступила фирма Alkett. На этот раз в основу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40-60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом - бои в Сталинграде были в самом разгаре.

Поскольку мощности танковых заводов были загружены до предела и поступления вновь изготовленных шасси в больших количествах ожидать не приходилось, для изготовления САУ решили использовать шасси боевых машин, прибывавших для капремонта. Что касается нового орудия, то заказ на его разработку и изготовление получила фирма Skoda.

Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33. Заново были разработаны противооткатные устройства и маск-установка, что позволило уменьшить его габариты, массу и откат при сохранении всех прочих ТТХ.

Орудие получило обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. Длина ствола составляла 1810 мм, масса орудия - 1850 кг. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с ос-колочно-фугасными снарядами JGr 33 и JGr 38 массой 38 кг и начальной скоростью 240 м/с, а также с кумулятивными снарядами Gr 39 Н1/А массой 25 кг и начальной скоростью 280 м/с, пробивавшие 160 мм броню. Максимальная дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального - от -8° до +30°.

Первые шесть орудий Skoda изготовила в марте, следующие 40 - в апреле и последние 14-в мае. Соответственно, было выпущено и 60 САУ: 20 в апреле и 40 - в мае 1943 года. Для 52 из них использовались вновь изготовленные на заводе Nibelungenwerk шасси танка Pz.IV Ausf.G, для остальных - шасси поступивших в ремонт танков Pz.IV Ausf.E и Ausf.F. Сборка самоходных установок, получивших официальное название Sturmpanzer IV, осуществлялась на ремонтном заводе сухопутных войск в Вене при участии фирм Saurer и Simmering-Graz-Pauker. Впервые новая боевая машина была продемонстрирована Гитлеру 15 мая 1943 года на полигоне Arys.

Все Sturmpanzer IV имели полностью бронированную боевую рубку с расположенным под большим углом наклона 100-мм лобовым листом. Боевая масса машины достигла 28,2 т (против 23,5 т у базового танка). Несмотря на некоторую перегрузку ходовой части и силовой установки, максимальная скорость машины составляла 40 км/ч, а запас хода - 180 км.

Все 60 «штурмпанцеров» первой серии направили во вновь сформированный 216-й батальон штурмовых танков (Sturmpanzer-Abteilung 216). Боевое крещение батальон получил на Восточном фронте в ходе операции «Цитадель» летом 1943 года. «Штурмпанцеры» достаточно эффективно применялись для уничтожения фортификационных сооружений при прорыве линии обороны советских войск. Поэтому было принято решение о возобновлении их производства с темпом сборки 20 машин в месяц.

Выпуск САУ вновь начался в декабре 1943 года. В качестве базы использовалось шасси среднего танка Pz.IV модификации Н. В конструкцию и форму рубки были внесены незначительные изменения. В частности, в увеличенной рубочке механика-водителя был ликвидирован заимствованный у танка «Тигр» прибор наблюдения Fahrersehklappe 80, а вместо него смонтирован перископ. Кроме того, с февраля 1944 года на боевых машинах начали устанавливать орудие 15 cm Sturmhaubitze 43/1 с удлиненным броневым кожухом ствола. Увеличились число и расположение вентиляторов и люков на крыше рубки. Всего было выпущено 73 Sturmpanzer IV так называемой второй или средней серии. Кстати, в 1944 году боевая машина получила неофициально название Brummbar («Бруммбер» - «Гризли»), под которым известна значительно больше, чем под своим официальным обозначением.

С июля 1944 года начался выпуск третьей, или поздней серии самоходок, продолжавшийся до марта 1945 года. Теперь в качестве базы использовалось шасси Pz.IV Ausf.J. Кроме того, заметно была переделана боевая рубка. Применявшуюся ранее шестиугольную форму с лобовыми скошенными «скулами» заменили на более простую четырехугольную. В лобовом листе над рубкой механика-водителя в шаровой установке Kugelblende 80 был смонтирован пулемет MG 34. На оснащении «Бруммбера» оборонительным пулеметом давно настаивали в войсках. На крыше рубки вновь изменились количество и форма вентиляторов и люков. Появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG III Ausf.G. Кормовая двухстворчатая дверь рубки теперь располагалась в сдвинутом к левому борту броневом выступе.

Заметно изменилась и ходовая часть. Машины двух первых серий имели обрезиненные опорные катки. В результате перегрузки резиновые бандажи быстро разрушались, что приводило к выходу САУ из строя. Поэтому на «бруммберы» третьей серии стали устанавливать опорные кдт-ки со стальными бандажами. Сначала ими заменили обрезиненные только в первой тележке подвески, затем в двух передних. На большинстве же «бруммберов» позднего выпуска все опорные катки ходовой части имели стальные бандажи. Правда, применение таких катков ускоряло износ гусениц, но все же он не был таким быстрым, как разрушение резины.

По разным данным, до марта 1945 года было изготовлено 298-306 штурмовых танков Brummbar.

В конце 1943 года в дополнение к 216-му сформировали 217-й, 218-й и 219-й батальоны штурмовых танков, в каждом из которых имелось 45 боевых машин.

«Бруммберы» воевали на Восточном фронте, в Италии - под Анцио и Неттуно, а также на Западном фронте. Последними крупными операциями, в которых этим машинам довелось выступать в роли штурмовых танков, стали наступление в Арденнах в декабре 1944-го и контрудар в районе озера Балатон в январе - марте 1945 года. По состоянию на начало марта 1945 года в Вермахте еще имелось 188 штурмовых танков Brummbar.

Штурмовой танк Brummbar 1-й серии. На чертеже:

1 - 150-мм гаубица; 2 - заглушка амбразуры для стрельбы из личног о оружия; 3 - кронштейн крепления бортового экрана; 4 - люк заряжающего; 5 - лючок для установки перископического прицела; 6 - люк наводчика; 7 - люк командира; 8 - ящик для снаряжения; 9 - броневой кожух вентилятора; 10 - запасной опорный каток. На видах сбоку, сверху и спереди протнвокумулятнвные бортовые экраны условно не показаны

М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 11"2002

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!