Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Термы Каракаллы — развлекательный комплекс времен Античности. Септимий Бассиан Каракалла

Думаете, огромные спортивные комплексы с бассейнами, тренажёрными залами и кафе – исключительное достояние современности? Отнюдь. Почти два тысячелетия назад в Риме появились термы Каракаллы, обычные общественные бани, которые по праву могут считаться одним из прообразов сегодняшних спортивно-развлекательных центров.

Вопросам личной гигиены в античном Риме уделялось особое внимание. Это древние греки просто доказывали, что водные процедуры полезны для здоровья, римляне же возвели купание в ранг особого искусства. Мытьё стало источником наслаждения. Строительство общественных бань наряду с военными достижениями было одним из первоочередных занятий консулов и самих императоров. Во времена могущественной империи существовала даже отдельная наука, обучающая обустройству купален. Одним из лучших и весьма неплохо сохранившихся комплексов той эпохи являются термы Каракаллы в Риме, иначе именуемые Антониановыми, расположившиеся между Целием и Авентином.

Термы Каракаллы. Страницы истории

Грандиозный купальный комплекс возвели в ранг одного уз чудес столицы практически сразу после падения Римской империи в V веке. Это сегодня термы императора Каракаллы считаются одним из главных достояний Рима, а в 216 году они почти разорили казну и оставили армию без средств к существованию. Но обо всём по порядку…

Назван банный комплекс в честь императора Каракаллы, завершившего строительство. Появление «общественных бань» было инициировано его отцом и соправителем Септимием Севером, который в 206 году отдал приказ о начале строительных работ. Однако военные действия в Британии, обострение болезней и последовавшая за этим кончина Люция Септимия Севера в феврале 211 года временно приостановила процесс.

Продолжилось строительство уже в 212 году после того, как Каракалла стал единоличным правителем в Риме. Будучи алчным и крайне трусливым от природы, жаждущий власти Бассиан Каракалла уже в декабре 211 года убил соправителя и брата Гета прямо на глазах у матери. Опасаясь гнева народа и войска, Каракалла отдал собранные отцом сокровища на разграбление солдатам. В надежде обрести в лице армии защиту, император всячески угождал военным, назначая высокое жалование и щедро одаривая легионеров. Как оказалось, напрасно. Уже в апреле 217 года военные сыграли далеко не последнюю роль в успешной реализации заговора и убийстве последнего из рода Северов.

По большому счёту политика Каракаллы была направлена на завоевание расположения римского плебса (плебеев). Наделив всех свободных жителей города гражданскими правами, император ликвидировал существовавшие различия между гражданами и не гражданами империи. В те времена главным развлечением плебса был поход на состязания в , купания и посещение общественных мест типа . Так что, открытие огромных терм должно было увеличить популярность Каракаллы среди народа.

Специально для снабжения бань водой было произведено ответвление от одного из крупнейших акведуков в античном Риме. Правда, нашествие готов в 537 году привело к разрушению водопровода и выведению терм «из строя». Но даже тогда бани Каракаллы считались одним из чудес империи. А в XVIвеке здесь начались археологические раскопки, приведшие к обнаружению многих предметов искусства и подземного храма Митры.

Термы Каракаллы в древности

Стремление увековечить своё имя в гигантском сооружении не прошло мимо Императора Каракаллы. В итоге комплекс купален занял 11 га, а за годы строительства был истрачен весь бюджет империи, предназначавшийся на зарплату служащим, содержание армии и раздачу хлеба беднякам. Но это, действительно, было грандиозное сооружение: его внутренний дворик представлял собой квадрат со стороной 400 метров, а центральный комплекс имел размер 200 на 150 метров. Одновременно термы могли вместить около 1500 человек.

Главное здание «банного корпуса» располагалось в парке, окружённом разными дополнительными строениями. Бронзовые переплёты окон главного зала украшали полупрозрачные пластины из камня цвета слоновой кости, создававшие золотистое освещение внутри. Стены из полированного мрамора упирались в высокий свод. Цельные стены из камня и бетона снаружи также были облицованы мрамором. По обе стороны от главного входа были сооружены две глубокие полукруглые ниши эскедры, напротив которых располагались гимнастические залы (палестры).

Два просторных зала, которые, как считают учёные, были библиотекой, находились напротив главного входа в дальней части сада. В этих помещениях вдоль трёх стены были оборудованы низкие ступени, ведущие к нишам со свитками. А между двумя библиотечными залами располагались ряды сидений амфитеатра. Перед немного закруглёнными на концах рядами скамеек располагался стадион, сцена которого была видна даже из дальних комнат комплекса.

Сразу четыре входа вели в римские термы Каракаллы. С двух сторон фригидария без крыши (большого неотапливаемого помещения с бассейном для охлаждения) находилось два центральных входа. Оба они вели в крытые залы. Большой кальдарий (бассейн с тёплой водой) окружали маленькие комнаты, в которых мылись поодиночке. Вокруг были оборудованы комнаты для собраний.

Следует отметить, что во времена Римской империи общественные термы не только всячески украшали, покрывая полы мозаиками и облицовывая стены мрамором. При многих императорах в термах устанавливали произведения искусства. Так, в термах Каракаллы «побывали» Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры. Общественные термы были местом отдыха, что особо важным было для бедняков, находивших баню, гимнастический зал, сад, стадион, библиотеку и театр одновременно.

Термы Каракаллы в наши дни

Сегодня руины терм императора Каракаллы – одна из ежедневно открытая для посещений. И это не просто развалины некогда славной эпохи, громадные руины нынче превратились в сцену оперного театра. Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария (тёплой сухой комнаты) переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей. А сцена театра является самой большой в мире: её длина – 22 метра. Первый оперный сезон стартовал здесь в 1937 году оперой Доницетти, а в июле 1990 года в термах состоялся концерт трёх легендарных теноров Доминго, Паваротти и Каррераса, событие достойное войти в анналы.

Да и Септимий Бассиан Каракалла вошёл в историю Рима не только как трус и братоубийца, а и как император, построивший воистину монументальный «развлекательный комплекс» для жителей империи. Прошло почти два миллениума, а термы Каракаллы всё так же привлекают римлян и гостей города. И пусть решить вопрос личной гигиены здесь сегодня не удастся, отдохнуть душой и телом во время концерта под звёздным итальянским небом ничто не помешает.

Дополнение. Видеозапись знаменитого выступления трёх теноров в стенах терм Каракаллы.
Рекомендуем смотреть обе части подряд.

Термы императора Каракаллы (Terme di Caracalla) - , расположенная в Риме, поражающая своим размахом и древностью. Исполинские каменные глыбы, раскинувшиеся на фоне сосен (Via Appia) и сочной зелени, на заре нашей эпохи были центром общественной жизни города. В современное время банный комплекс служит искусству, превратившись в подмостки для .

К первому столетию до нашей эры в Риме имелись большие проблемы с подведением воды и элементарной чистотой, что не помешало полису превратиться в образец чистоплотности. Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (лат. Marcus Agrippa) затратил колоссальные деньги на строительство акведуков, которые доставляли чистейшую родниковую воду в столицу.

Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани, посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих. В термах происходило не только очищение тела, но и встречи на высоком уровне, с поправкой на неформальную обстановку.


Император Каракалла (лат. Septimius Caracalla), сын , в 3 веке н.э. решил наделить итальянскую столицу колоссальным по своим масштабам банным комплексом. Строительство терм было начато в 206 г. н.э., с тем, чтобы продлиться 11 лет. К 217 году строители освоили 11 Га римской земли между холмами Целий (Celio) и Авентин (лат. Aventinus). Термы Каракаллы получили циклопические размеры, двор: 400х400 м, главный банный комплекс: 150х200 м, и были рассчитаны на 1500 посетителей.
  • Рекомендуем посетить с археологом Еленой Вязниковой

Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток. К услугам августейших особ, политиков и вельмож было несколько элитных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Постройки терм были выполнены настолько добротно и качественно, что к 5 веку н.э. они стали считаться еще одним чудом света наравне с пирамидами Египта.

По прошествии двух с половиной веков бани в Риме приобрели большой успех. Триумф постройки завершился вместе с падением Римской империи. В середине 6 столетия частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.

Раскопки


Преданные забвению термы были вновь обнаружены в 16 веке. Серьезные же археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить в 19 веке. В начале 20 века в руинах бань был обнаружен обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре.

Современная жизнь – Римский оперный театр


Летом 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна распорядился отдать историко-археологический комплекс в распоряжение Римского оперного театра (Teatro dell’Opera di Roma). Обширная сцена на открытом воздухе, амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей и впечатляющие декорации, вдохнули вторую жизнь в Термы Каракаллы. Летний театральный сезон в банях прерывался на время Второй мировой войны, а также в 90-х годах 20 века. С 2001 года, после 10 лет реставрационный работ, комплекс стал вновь служить искусству.

На лето 2015 года в Термах Каракаллы запланировано проведение классических постановок: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Серьезные произведения будут перемежены современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, концертами Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).

Описание

Главное здание Терм Каракаллы имело роскошное убранство: снаружи оно было облицовано мрамором, внутри же, использовались более дорогостоящие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, искусная имитация стекла на окнах. Вход в здание отмечен двумя высокими башнями-экседрами, хорошо сохранившимися до наших дней. Помимо служб, напрямую связанных с водно-банными процедурами в состав терм входила обширная библиотека.

Примечательно, что Термы Каракаллы имели в своем распоряжении стадион для различного рода развлекательных представлений. Насладиться зрелищами можно было, не покидая бани. Также при термах находилась гимнастическая школа для мальчиков, называемая на древнегреческий манер Палестрой (греч. Παλαίστρα).

План

Система водоснабжения терм брала свое начало у источника Аква Марция (лат. Acqua Marcia). Специально созданный акведук доставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она подогревалась и распределялась между банными помещениями. Комнаты были построены по одному из следующих типов:

  • фригидарий (лат. frigidarium) - огражденные стенами помещения без крыши, в которых посетители охлаждались после горячих процедур;
  • тепидарий (лат. tepidarium) - комната с горячим сухим воздухом (около 45 0), аналог сауны;
  • кальдарий (лат. caldarium) - большая комната, по центру которой располагался бассейн с теплой водой. Кальдарий в термах Каракаллы имел диаметр около 35 м, и был украшен рядом колонн, поддерживающих крышу;
  • небольшие помещения для принятия индивидуальных ванн.

Здание бань в 3-4 веках н.э. было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в 19 веке и сейчас находятся в Латеранскм музее. Найдены доказательства того, что бани во времена своего расцвета и сами выступали в роли выставочного зала. Знаменитые экспонаты и Неаполя, такие как: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры , некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.

Как добраться?

  • Адрес : Viale delle Terme di Caracalla
  • На : линия В, остановка Circo Massimo.
  • Автобусы : к улице Via Terme di Caracalla идут маршруты № 118, 160, 628, 671, 714; к улице Via Baccelli идет маршрут № 160.
  • Также можно заказать такси или взять .
  • Стоимость билетов : на оперу и балет цена билета колеблется от 20 до 100 евро; цена билета на концерты знаменитости будет выше, от 70 до 250 евро, в зависимости от статуса исполнителя.
  • Официальный сайт театра : www.operaroma.it
  • Время работы : ежедневно, открытие в 9:00, а закрытие — к окончанию светового дня (зимой в 16:30, весной в 17:00-17:30, летом в 19:30, осенью в 19:00-18:30).
  • Стоимость объединенного билета для посещения Терм Каракаллы, и Мавзолея Цецилии Метеллы: 6 евро полный, 3 евро — льготный.
  • Официальный сайт исторической достопримечательности: www.archeorm.arti.beniculturali.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Термы - это общественные бани. Они включали, кроме горячих, теплых и холодных бань, также парильни, залы для спорта и собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т. д. Именно строительству терм в Древнем Риме уделялось очень большое внимание, так как их посещение было неотъемлемой частью жизни порядочного гражданина. Историки не зря отмечают, что у римлян было 3 главных способа времяпровождения: участие в форумах, лицезрение боев в амфитеатрах и посещение терм. Первые публичные термы были сооружены на Марсовом поле во времена правления Октавиана Августа. Позднее термы строили римские императоры: Нерон, Тит, Каракалла.

Термы Каракалла - это самый грандиозный и сложный комплекс, состоящий из круглых и квадратных залов, маленьких и больших помещений. Драгоценные камни, цветной мрамор, красочные мозаики, яркие ткани - все это украшало некогда знаменитые термы, от которых сейчас остались только руины.

Термы были очень популярными и чтимыми в древнем мире. Именно поэтому их строительство было очень серьезным делом. Существовал даже свод общих правил, по которым эти термы должны были возводиться и оформляться.

Строиться в Древнем Риме первые термы начали еще во II веке до нашей эры, но наибольшей популярностью они пользовались во времена Римской Империи. Именно тогда они обрели свой законченный вид.

Временем основания каракалльских терм традиционно считается 206 год - время правления Септимия Севера. Завершилось строительство в 217 году уже при императоре Каракалле (в честь которого эти общественные бани и были названы).

Каракалл считается одним из самых жестоких правителей. Его отец, умирая, завещал сыновьям жить дружно. Однако сразу после его кончины Каракалл убил своего брата. Опорой его власти была армия, которую он взял под свое покровительство. Он всячески угождал солдатам, назначал им очень высокое жалование, щедро раздавал подарки. Что бы хоть как-то задобрить и горожан, Каракалл приказывал заложить основы терм. Вскоре было построено великолепное здание этих бань.

В Древнем Риме существовало 800 небольших и 5 крупных центров, куда могли сходить граждане, не имеющие своих бассейнов. Весь Рим пересекался гигантскими аркадами из разных ярусов, в зависимости от того, по какой местности они проходят. Новые термы снабжались из аркады, подведенной к Авентинскому холму.

Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в единый комплекс. Стены каракалловых терм были сделаны из толстого бетона, а сверху покрыты тонким слоем мрамора, от чего создавалось впечатление небывалой роскоши и хрупкости. На самом деле, термы представляли собой очень прочную конструкцию.

Посередине засаженного различными растениями участка располагалась , чья площадь составляла более 10 гектаров. Западная ее сторона буквально являлась продолжением Авентинского холма, а восточная располагалась над соседней долиной. Держалась она благодаря арочной конструкции высотой примерно с пятиэтажный дом. Под платформой располагалось нечто, похожее на склад, там оставляли топливо и цистерны с водой.

Центральная арка представляла вход в термы. Сюда вела дорожка, обсаженная со всех сторон кипарисами. Двери центрального входа были отделаны бронзой и окружены мраморной выкладкой.

Вошедший через главную арку сразу попадал в холл. Здесь рабы принимали у посетителей одежду. Холл плавно перетекал в просторный зал, в котором было только 3 стены, а там, где по идее должна была быть четвертая, начинался бассейн, в воде которого отражались лучи солнца, так как он находился под открытым небом. Римляне считали, что купаться в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Этот бассейн получил название «фригидарий», то есть «холодная баня».

В центре здания находился главный зал, куда вела широкая лестница. Это было очень высокое помещение. Отмечалось, что здесь запросто поместилась бы одна из . В зале были большие окна, только вместо стекла в них были вставлены тонкие пластины из слоновой кости. Гранитные колонны которые поддерживали свод. В главном зале были 2 большие ниши, в которых стояли статуи, изображавшие подвиги Геракла.

Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были изогнутой формы. По ним можно было пройти в кальдарии, то есть «горячие бани». Все кальдарии были круглой формы. В центре располагался бассейн, а по его краям - множество ванн с горячей водой. Здесь всегда было жарко из-за постоянно поддерживаемого сухого пара. Посетитель мог прилечь на мраморные лежаки, которые тянулись вдоль стен. По желанию клиента, рабы по первому слову были готовы натереть благовониями или помассировать спину.

Над всеми термами нависал купол, который, пожалуй, был самой необычной частью этого заведения. Вытянутый, он казался яйцевидной формы и был разделен на небольшие участки, в которых находились розетки, отчего напоминал звездное небо. Посередине купола было небольшое отверстие, через которое в центр зала опускался столб света.

Рядом с кальдариями располагались маленькие комнатки в форме подков. Здесь температура была поменьше. В этих небольших помещениях изнеженные римляне могли передохнуть, здесь размещалось множество произведений искусств (скульптуры, барельефы, мозаика). Эти творения были сделаны по заказу лучшими мастерами Рима, а некоторые привозились из других .

Даже пол в термах был необыкновенным - он весь состоял из маленьких камешков, раскрашенных в разные цвета. Эта мозаика складывалась в изображения птиц, рыб, животных, а иногда и совершенно фантастических животных.

После бани можно было выйти во внутренние дворики. Здесь были построены специальные беседки, где обычно собирались, чтобы пофилософствовать. Рядом располагалась библиотека, где хранились книги на латыни и на греческом языке.

Позади терм были построены стадионы, где тренировались гимнасты. На специальных трибунах можно было наблюдать за состязаниями атлетов, а при желании поучаствовать самим.

В V веке термы еще действовали, но в 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, все бани были заброшены. Люди вернулись сюда только в XVI веке, чтобы провести раскопки. Тогда Павел III Фарнезе добывал себе материал для дворца. На поверхность были извлечены две статуи Геракла, две порфирные ванны, одна из которых приспособлена на площади Фарнезе под фонтан, а другая красуется в ватиканском Бельведере, и гранитная колонна, отправленная в подарок герцогам Медичи.

В наши дни без пояснительных табличек и не разберешь, где в термах раньше была раздевалка, а где - бассейн: сейчас по этим руинам бродят дикие кошки и гнездятся птицы. А когда-то в этом комплексе (337 на 328 метров) могли одновременно мыться 1 600 человек.

Однажды древние площадки терм служили площадкой для проводимых здесь летних олимпийских игр. Были термы приспособлены и под концертную площадку. В 1937 г. в бывших термах оборудовали летнюю площадку римского оперного театра. На огромной сцене (1 800 квадратных метров) устраивались грандиозные представления. Наиболее удачной была постановка оперы Дж. Верди «Аида», когда на сцене появлялись кони, верблюды и даже слоны.

С 1995 г. в целях сохранения античного памятника представления в термах не проводятся.

Оригинал взят у spqr_ru в Термы Каракаллы

Довольно большое пространство в городе занимают развалины Терм Каракаллы. В Древности у них было ограждение, внутренний парк и собственно здание терм. Внутри во многих местах сохранились напольные мозаики, с разнообразными узорами, а вот мозаики стен практически не сохранились.




A - Shops
B - Garden of xystus
C - Stairway
D - Cisterns
E - Stadium (?)
F - Library
G - Caldarium
H - Halls
I- Sauna room
L - Gym


M - Dressing room
N - Swimming pool
O - Frigidarium
P - Tepidarium
Q - Entrance
R - Mythraeum
S - Undegraund levels
T - Furnaces
U - Water mill

Термы Каракаллы, или Антониновы термы. Сооруженные на отроге Авентина, между Аппиевой и Ардеатинской дорогами, эти термы стали самыми роскошными из всех терм Города, уступив по величине только построенным позднее Термам Диоклетиана. Сооружение Терм начинается во времена императора Септимия Севера (193 - 211) и получает продолжение в период власти Марка Аврелия Антонина (211 - 217), известного под прозвищем Каракаллы (откуда и оба названия Терм), до их посвящения в 216 г. К уже возведенному зданию при Гелиогабале (218 - 222) и Александре Севере (222-235) пристраиваются портики. Кроме того, Термы реставрируются во времена Аврелиана (270 - 275), Диоклетиана (284 - 305) и Теодориха Великого (475 - 526).
Термы Каракаллы были способны вмещать в себя одновременно до 16 тыс. моющихся и при этом обеспечивать их достаточным для мытья количеством воды, собираемой в 64 вместительных цистернах. Размещение столь большого числа посетителей, а также всякого рода вспомогательных средств для мытья и отдыха требовало обширной территории, поэтому неудивительно, что она достигала 10 га. Ансамбль терм образовывали две постройки, в плане представляющие собой два прямоугольника, из которых один вписан в другой. Главная из них - внутренняя: великолепное здание, предназначенное для собственно ванн. Оно занимает площадь 214 х 110 м и имеет полукруглый выступ на противоположной входу стороне. Между тем постройка, ее обрамляющая и дополненная двумя выступами экседр по бокам, это высокая стена, которая ограждает обширный (337 х 328 м) двор вокруг главного здания, или перибол, основанием которого служит искусственная терраса. Основное (оно же - банное) здание своим главным фасадом обращено к воротам двора и расположено относительно близко от них. Оба входа в Термы, - как во двор, так и в банное здание - обращены к северо-востоку.

Хотя имя архитектора, проектировавшего Термы, неизвестно, его высокое профессиональное мастерство не вызывает никаких сомнений. Ибо весь ансамбль размещен им так, что делает максимально облегченным и удобным последовательное осуществление всех банных процедур, рекомендовавшихся врачами того времени. Не менее очевидна в композиции Терм и верность их создателя римским архитектурным традициям, ибо здесь общая структура Терм Траяна, построенных примерно столетием ранее, между 104 и 109 гг., предстает как хорошо усвоенная и по-своему развитая. Зеркальная симметрия, свойственная обоим компонентам ансамбля - двору и банному зданию - призвана тут сделать рас¬положение мест легко просматриваемым и тем самым облегчить посетителю пространственную ориентацию.
Путь, который обычно проходил посетитель Терм, был примерно таким. Пройдя через ворота в ограде, он оказывался перед большим, но внеш-не скромным, лишенным каких-либо украшений фасадом банного здания с тремя входами.


Пройдя затем через один из них, посетитель входил в ближайший из двух аподитериев (раздевалок), расположенных симметрично, по обе стороны от входов; там он снимал одежду и оставлял ее на храпение рабу-гардеробщику. Оттуда он шел, - если был здоров физически, - в палестру (также в одну из двух, симметрично расположенных), чтобы там согласно советам римских врачей размять тело упражнениями перед принятием ванн. Из палестры посетитель Терм обычно переходил в лаконик, или судаторий, где перед мытьем парился в сухом и горячем пару, после чего стригилем очищал себе кожу от пота и грязи. Затем из лаконика (или, если был не очень склонен к телесным упражнениям и горячему пару, то сразу от входа) он проходил в расположенный в задней
части здания кальдарий, или калидарий, где жар достигал предположительно 50 или 55 градусов и где посетители мылись горячей водой.


Надо заметить, что, пройдя в кальдарий, посетитель покидал боковые помещения и оказывался в первом из анфилады залов центральной оси. По этим залам он перемещался дальше уже в направлении обратном тому, в котором шел ранее, т.е. в сторону входа. От зала к залу жар снижался. Выйдя из кальдария, моющийся человек попадал в промежуточное помещение, из-за более низкой температуры называвшееся тепидарием. Отсюда, в свою очередь, открывался вход во фригидарий - обширный зал, воздух и вода которого охлаждали разгоряченное тело. Завершалось мытье погружением в бассейн, называвшийся натацией и наполненный холодной водой, где можно было плавать. После всего этого посетитель с приятным чувством физического комфорта шел гулять по широкому двору, предаваясь там различным играм и музам. Таков был обычный банный цикл в Термах Каракаллы, равно как и в других больших римских банях.

Теперь коротко скажем о наиболее примечательных местах этого памятника.
Залы, предназначенные для банных процедур, были вместительными и необычно высокими: высота их стен составляла 20 м. Перекрытый огромным куполом кальдарий в плане имел форму широкого (диаметр 34 м) круга, на три четверти выступающего из основного прямоугольника банного здания, и был наделен большими арочными окнами, что давало возможность солнечным лучам максимально долго в течение дня освещать и согревать зал. Опорой купола служили восемь мощных столбов (из них сегодня остается лишь четыре). Середину кальдария занимал широкий круглый бассейн.


Если дойти до центра предыдущей фотографии и затем повернуть направо.



Другим из наиболее примечательных залов здания был фригидарий, или Базилика. Его площадь - 58 х 24 м. Этот весьма вместительный зал расположен в месте пересечения двух главных осей здания, продольной и поперечной, из которых последняя акцептирована особой длиной самого зала. Фригидарий был перекрыт тремя сводами; они опирались на восемь больших столбов, украшенных приставными колоннами из серого гранита, - по одной перед каждым. В двух концах фригидария находилось по одной большой ванне из серого гранита (обе они являются ныне частью ансамбля Пьяцца Фарнезе в Риме). Что же до натации, имевшей 53 м в длину, то этот бассейн лежал под открытым небом, без всякого перекрытия.



В задней части двора стояли шестьдесят четыре цистерны, вмещавшие 80 тыс. л воды, доставляемой акведуком Аква Марция через акведук Аква Антониниана. По обе стороны от цистерн располагались библиотеки - греческая и латинская. Перед цистернами и параллельно им простирался стадион. По краям двора, летом изобилующего зеленью, были проложены прогулочные дорожки. Ограда двора снаружи была обрамлена портиками и лавками, расположенными в два этажа. Внизу же, в грандиозном и сложном комплексе подземных помещений, размещались службы и приспособления, необходимые для того, чтобы обеспечивать бесперебойную работу бань. Центральным моментом всей этой системы, ее, так сказать, сердцем был огромный очаг, подогревавший для нужд принимающих ванны как воду, так и воздух, который распределялся через гипокауст (т.е. систему пустот в стенах и полах) для подогрева каждого банного помещения до требующейся в ней температуры. Также под землей, точнее говоря, под большой левой экседрой, располагался Митреум - одиy из наиболее значительных из Митреумов Города.


Небольшой бассейн во Фригидариуме. Ему в некотором смысле повезло сохраниться, потому что он быстро ушел под землю. Как и напольные мозаики.



В древности Антониниевы гермы были обильно украшены произведениями различных искусств: статуями богов и героев, портретными образами
императоров, мозаика¬ми полов и росписями стен. Их значительная часть вновь увидела свет благодаря раскопкам разного времени. Среди найденных там статуй давно и широко известны Геркулес Фарнезе и Флора Фарнезе, обе колоссальных размеров, мраморные, обе хранящиеся ныне в Археологическом музее Неаполя. Первая из них представляет героя обладающим развитыми сверх всякой меры мускулами, нагим и отдыхающим, опершись на свою дубину, скорее всего после одного из своих подвигов. Это произведение Гликон Афинянина, созданное в начале II в. до н.э., представляет собой, как считается, вольное истолкование образца работы Лисиппа



Равен им своей известностью, подобен материалом (мрамором), а также археологическим происхождением (Термы Каракаллы) и нынешним) местонахождением (музей в Неаполе) так называемый Бык Фарнезе, который существенно реставрирован и является, по всей видимости, копией с произведения, созданного во II или в I в. до н. э. на Родосе. Ее сюжетом является казнь, которой Зет и Амфион предают Дирку, привязывая ее к рогам разъяренного быка и мстя ей таким способом за преследование их матери Антиопы. Авторами оригинала Плиний Старший (XXXVI, 34) называет двух скульпторов, Аполлония и Тавриска из Тралл, и говорит, что это произведение, созданное из единого куска мрамора, в его время находилось среди Памятников Азиния Полиона.

Три эти статуи были найдены в годы правления папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549) и перед их транспортировкой в Неаполь в 1786 г. хранились в собрании рода Фарнезе, откуда и произошло их прозвание. Четвертой из наиболее известных статуй, найденных в Термах Кара¬каллы, следует упомянуть Бельведерский торс, который, будучи открыт в эпоху Возрождения, долго пленял своим совершенством фантазию великих художников. Изначально статуя, вероятно, изображала сидящего Геркулеса, от фигуры которого дошли, однако, лишь торс с бедрами и без головы и сиденье героя с выгравированным на нем именем автора, некоего Аполлония, сына Нестора, Афинянина. Эта статуя, по мнению специалистов, была создана в I в. до и. э.; хранится она в Ватиканских музеях.


Примечательны также открытые в ходе раскопок мозаики, особенно те, которые украшали экседры палестр и изображают атлетов; они были найдены в 1824 г. и находят ся ныие также в Ватиканских музеях. Интересны и другие мозаичные работы, особенно двуцветные (черно-белые), строго и выразительно представляющие морских божеств, водяных животных и людей.
Конец работе Терм Каракаллы положили остготы: осаждая Город в 537 г., они разрушили акведук, обеспечивавший водой это гигантское банное предприятие.



Затем наступает долгий период запустения и постепенного разрушения, когда Термы, подобно многим иным древним памятникам Города, превращают ся в обильные и легко доступные каменоломни. В XVI в. здесь находят много произведений искусства, из которых наиболее известные нами упомянуты выше. Примерно в то же время этот памятник стали усердно измерять и описывать
архитекторы.


Но проводимые согласно научным методам раскопки начинаются в Термах только в 1824 г., и первым их результатом становится открытие мозаик. С начала XX в. исследуются подземные части Терм. В 1938 г. эта работа приводит к открытию под одной из больших экседр вышеупомянутого Митреума. Впоследствии, на протяжении примерно полувека, руины Терм используются как сцена для оперных спектаклей, проходящих с большим успехом. Эти спектакли, однако, вызвали протесты компетентных специалистов, озабоченных сохранностью памятника.


Бельведерский торс (ныне Рим, Ватиканские музеи).

Последние изменения: Март 21, 2019

На южных склонах Авентинского холма, прилегающего к начальному участку Аппиевой дороги, до сих пор можно видеть остатки комплекса зданий, являвшегося одним из самых больших и монументальных строений Древнего Рима. Возведенные в III веке общественные бани, известные как , получили свое название от прозвища императора Марка Аврелия Антонина Августа, правившего с 211 по 217гг. Епископ Лиона Полемиус Силвиус – автор Юлианского календаря, называл этот грандиозный проект римской архитектуры одним из чудес Рима за красоту внешнего вида и богатое убранство многочисленных просторных залов. И сегодня термы сохранили основную часть своей структуры, являясь одним из самых посещаемых мест Вечного города.

История

Римский император Каракалла


Предположительно, строительство комплекса общественных бань началось в 206г. при императоре Септимии Севере. Для реализации проекта необходимо было снести несколько существующих зданий и срыть часть Авентинского холма, чтобы выровнять площадку. Желая получить поддержку и одобрение населения, проживавшего в близлежащих районах города, термы решено было сделать общедоступными для всех желающих. Однако император не успел воочию увидеть свое детище и первым ступить на мраморные полы городской купальни, скончавшись весной 211г. Год спустя, его сын – римский император Каракалла, завершил строительство, а полностью работы были закончены преемниками – Гелиогабалом (218-222гг.) и Алессандро Севером (222-235гг.).

Внутреннее устройство

Термы Каракаллы представляли собой гигантский комплекс с парком зеленых насаждений, занимая территорию в 11 гектар. В центральном здании находилось несколько богато украшенных купильных помещений:

  • calidarium – с бассейнами с горячей водой,
  • tepidarium – с теплой водой
  • frigidarium – с холодной водой

Вода в них подавалась от акведука Aqua Antoniniana – специально для этого построенного ответвления от старейшего 90-километрового акведука Aqua Marcia. Проходы и залы бассейнов были покрыты огромными сводчатыми потолками, украшенными цветной стеклянной плиткой. Проникавший сквозь гигантские окна солнечный свет, прежде отражаясь от воды, сверкал и играл всеми красками радуги, создавая необычайные световые иллюзии на внутренних стенах помещений.

Общий вид комплекса



Термы Каракаллы, являясь самой внушительной постройкой Римской империи вплоть до открытия в 306 году , могли одновременно вместить более полутора тысяч посетителей.

Городская купальня служила не только для личной гигиены – она была своеобразным клубом, в котором собирались для встреч и обсуждения последних новостей.

Городская купальня

Упадок и современные раскопки

До начала VI века термы Каракаллы оставались самым посещаемым местом Рима. Во время войны с вестготами 535 – 553 гг. подававшие воду акведуки были разрушены, термы перестали функционировать, строения постепенно приходили в упадок. Землетрясение 847 года уничтожило большую часть здания наряду со многими другими структурами города. Заброшенные и полуразрушенные постройки, находясь недалеко от Аппиевой дороги, долгое время использовались в качестве бесплатного хосписа для странников и христианских паломников, а окружающие территории – для сельскохозяйственных угодий.

Это интересно!

Вплоть до XVI века термы Каракаллы служили своеобразным карьером по добыче высококачественных строительных материалов. Свое повторное применение нашли целые архитектурные формы, извлеченные из терм, которые сегодня, например, можно увидеть в базилике Санта Мария ин Трастевере в Риме или соборе Санта Мария Ассунта на Piazza dei Miracoli в Пизе.



Во время раскопок, начатых при понтификате папы Павла III (1534 – 1540), были найдены многие античные статуи, украшавшие термы Каракаллы. Самыми знаменитыми из них являются:
  • скульптурная эллинистическая группа «Мучения Дирка», более известная как «Фарнезийский бык»;
  • трехметровая статуя «Геракла Фарнезийского».

Сегодня все они находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе. Кроме того, многие скульптуры, найденные при раскопках терм, можно увидеть в .

Фарнезийский бык.


Геракла Фарнезийский

Одним из последних открытий стал митреум, обнаруженный в подземных коридорах терм Каракаллы в 1912 году. Имитирующее естественную пещеру святилище было местом встреч исповедовавших тайную эллинистическую религию поклонников персидского бога Митры и использовалось для совершения ритуальных обрядов. Несмотря на то, что митреум отреставрирован, он обычно закрыт для общественного посещения и открывается только в особых случаях.

Оперная сцена

С 1937 года термы Каракаллы, благодаря изумительной акустике, используются Римским оперным театром для проведения в летний сезон концертов и спектаклей на открытом воздухе. Выступления были прерваны лишь во времена Второй мировой войны и с 1993 по 2003гг. – при осуществлении масштабной реставрации. Наиболее значимым событием считается начавшееся на этой сцене совместное сотрудничество трех знаменитых теноров – испанцев Плачидо Доминго, Хосе Каррераса и итальянца Лучано Паваротти, давших здесь свой первый концерт 7 июля 1990г., в канун финала Чемпионата мира по футболу.

Сцена Римского оперного театра в термах Каракаллы

В заключение хотелось бы напомнить, что летом 1960 года, во время проведения XVII Олимпийских игр в Риме, термы Каракаллы стали местом соревнований по спортивной гимнастике среди женщин и мужчин.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ПРОЙДЕМСЯ!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!