Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Страны участники опек. Опек — что это такое? расшифровка, определение, перевод

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) - это постоянная межправительственная организация, созданная в целях управления нефтяной политикой нефтедобывающих стран - членов ОПЕК.

Страны, входящие в состав ОПЕК в 2018-2019 гг.

В настоящее время в состав ОПЕК входят следующие 14 стран:

  1. Алжир (1969).
  2. Ангола (2007).
  3. Венесуэла (1960).
  4. Габон (1975).
  5. Ирак (1960).
  6. Иран (1960).
  7. Конго (2018).
  8. Кувейт (1960).
  9. Ливия (1962).
  10. Нигерия (1971).
  11. Объединенные Арабские Эмираты (1967).
  12. Саудовская Аравия (1960).
  13. Эквадор (1973).
  14. Экваториальная Гвинея (2017).

До 2019 года состав насчитывал 15 стран, в том числе Катар, который в декабре 2018 года объявил о выходе из состава ОПЕК с 1 января 2019 года.

Российская Федерация, являясь мировым лидером по добыче нефти, не входит в состав ОПЕК. Россия может участвовать в обсуждениях ОПЕК, но не может оказывать влияние на принятие каких-либо решений организацией и установление цен на нефть.

В Уставе организации есть различие между членами-учредителями и полноправными членами, чьи заявки были приняты Конференцией, которая проводится дважды в год в штаб-квартире ОПЕК.

Бывшие члены ОПЕК

Состав участников организации менялся. На текущий момент в ней не представлены следующие страны, которые по тем или иным причинам приостановили свое членство: Индонезия (2016), Катар (2019).

Цели ОПЕК:

  • координация и унификация нефтяной политики среди стран-членов, чтобы обеспечить справедливые и стабильные цены для производителей нефти;
  • эффективные, экономичные и регулярные поставки нефти потребляющим странам;
  • справедливая прибыль на капитал для тех, кто инвестирует в отрасль.

Основные цели организации зафиксированы в Уставе ОПЕК:

  1. Основной целью Организации является координация и унификация нефтяной политики стран-членов и определение лучших средств для защиты их интересов, индивидуально и коллективно.
  2. Организация занимается разработкой путей и средств обеспечения стабилизации цен на международных нефтяных рынках, где целью является устранение необоснованных колебаний.
  3. Внимание всегда должно уделяться интересам нации и необходимости обеспечения стабильного дохода в странах-производителях. Эффективные, экономичные и регулярные поставки нефти потребляющим странам и справедливый возврат на вложенный капитал для тех, кто инвестирует в нефтяную промышленность.


История создания ОПЕК

Организация стран экспортеров нефти создана на Багдадской конференции 10-14 сентября 1960 года Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой.

В первые пять лет своего существования штаб-квартира ОПЕК была в Женеве (Швейцария), а 1 сентября 1965 года перенесена в Вену (Австрия).

1960-е
Формирование ОПЕК пятью нефтедобывающими развивающимися странами в Багдаде в сентябре 1960 года произошло во время переходного периода в международном экономическом и политическом ландшафте с обширной деколонизацией и рождением многих новых независимых государств в развивающемся мире. Членство выросло до десяти: Катар (1961); Индонезия (1962); Ливия (1962 год); Объединенные Арабские Эмираты (1967 год); Алжир (1969 год).

1970-е
В течение этого десятилетия ОПЕК приобрела международную известность, поскольку ее страны-члены взяли под свой контроль свою внутреннюю нефтяную промышленность и приобрели основное влияние на цены сырой нефти на мировых рынках. Членство выросло до 13:, Нигерия (1971 год); Эквадор (1973); Габон (1975).

1980-1990-е
Большой избыток нефти и уход потребителей от этого углеводорода. Доля ОПЕК на меньшем рынке нефти сильно упала. Одна страна покинула ОПЕК: Эквадор (1992), а Габон (1995) приостановил свое членство.

2000-е
Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем рухнуть в условиях глобального финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК заняла заметное место в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по преодолению экономического кризиса. Одна страна присоединилась к ОПЕК и одна восстановила в ней членство: Эквадор (2007); Ангола (2007). Индонезия (2009) приостановила свое членство.

C 2010 до сих пор
Глобальная экономика представляла основной риск для нефтяного рынка в начале десятилетия, поскольку глобальная макроэкономическая неопределенность и повышенные риски, связанные с международной финансовой системой, давили на экономики. Эскалация социальных волнений во многих частях мира повлияла как на спрос, так и на спрос в течение первой половины десятилетия, хотя рынок оставался относительно сбалансированным. В этот период времени состав членов пополнился: Экваториальная Гвинея (2017 год); Конго (2018). Восстановили членство: Габон (2016); Индонезия (2016), но в этом же году вновь приостановила членство. Организацию покинул Катар (2019).

Нефтяная корзина ОПЕК

Граф. 1. Изменение стоимости нефтяной корзины ОПЕК с 2007 по 2017 год.

Нефтяная корзина ОПЕК рассчитывается как среднее арифметическое следующих сортов нефти:*

  • Arab Light (Саудовская Аравия);
  • Basra Light (Ирак);
  • Bonny Light (Нигерия);
  • Djeno (Конго);
  • Es Sider (Ливия);
  • Girassol (Ангола);
  • Iran Heavy (Иран);
  • Kuwait Export (Кувейт);
  • Merey (Венесуэла);
  • Murban (ОАЭ);
  • Oriente (Эквадор);
  • Rabi Light (Габон);
  • Saharan Blend (Алжир);
  • Zafiro (Экваториальная Гвинея).

* Данные на февраль 2019 года.

Запасы нефти в странах участницах ОПЕК

Граф. 2. Разведанные запасы нефти в странах-участницах ОПЕК

Согласно текущим оценкам, 80,33% разведанных запасов нефти в мире находятся в странах-членах ОПЕК из которых:*

Страна ОПЕК

Доля в мировых запасах, %
Доля в запасах стран-участниц ОПЕК, %
Венесуэла
20,39
25,38
Саудовская Аравия
17,93
22,32
Иран
10,48
13,05
Ирак
9,91
12,33
Кувейт
6,88
8,56
Объединенные Арабские Эмираты
6,63
8,26
Ливия
3,28
4,08
Нигерия
2,54
3,16
Алжир
0,82
1,02
Ангола
0,57
0,71
Эквадор
0,57
0,71
Габон
0,16
0,20
Конго**
0,08
0,10
Экваториальная Гвинея
0,08
0,10

* Данные 2018 года
** Данные 2016 года

Текущие проблемы организации

Основные проблемы организации, объединяющей страны только по признаку наличия экспорта нефтяного сырья, заключаются в основном во внутренних проблемах стран участниц. Это и себестоимость добычи нефти, численность населения, бедность, которые зачастую не помогают прийти к общему мнению по регулированию квот добычи. Также основные запасы стран сосредоточены на Ближнем Востоке, где страны постоянно сталкиваются с возрастающей агрессией со стороны террористических объединений, оказывающей негативное влияние на всю экономику региона.

Р ешения ОПЕК по цене на нефть являются одним из важнейших факторов фундаментального анализа. От них зависит динамика торгов этим товаром.

Сегодня вы узнаете, что такое ОПЕК и как страны-экспортеры нефти ОПЕК влияют на добычу сырья, что это за организация, каким образом она регулирует квоты на получение черного золота из земных недр, какие у нее отношения с Россией и много других важных для трейдера и инвестора вопросов.

Что такое ОПЕК (OPEC) простыми словами

– это международная организация, которая объединяет правительства 15 стран-экспортеров нефти. Изначально в ее состав входило 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Она была создана в ходе Багдадской конференции в 1960-м году. В дальнейшем к этой стране присоединялись другие государства, такие как Катар, Ливия, ОАЭ, Нигерия и другие. Индонезия и Габон в свое время также были членами этой организации, но уже сейчас они не находятся в ее составе.

ОПЕК – это сокращение от The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) – Организация стран экспортёров нефти.

С 1960 по 1965 год штаб-квартира экспортеров нефти ОПЕК находилась в Женеве, но уже в сентябре 1965 она стала постоянно размещаться в Вене.

Цель организации – объединение государств-экспортеров нефти для регулирования экономической политики в этой отрасли: обеспечивать адекватные цены на черное золото, обеспечить постоянные и справедливые поставки странам-потребителям.

ОПЕК простыми словами – это международная организация, созданная для того, чтобы всем экспортерам нефти и ее потребителям было хорошо.

Википедия говорит, что ОПЕК – это организация, которая контролирует две трети всех запасов нефти, существующих в мире. Около трети добычи черного золота и половины экспорта попадает на 15 стран, входящих в состав этой организации.

Страны ОПЕК и добыча нефти ОПЕК

Сегодня в состав организации входит 15 стран (страны экспортеры нефти ОПЕК):

  1. Кувейт.
  2. Катар.
  3. Алжир.
  4. Ливия.
  5. Ирак.
  6. Экваториальная Гвинея.
  7. Венесуэла.
  8. Иран.
  9. Нигерия.
  10. Конго.
  11. Габон.
  12. Эквадор.
  13. Ангола.

Несмотря на тот факт, что в состав организации входят страны экспортеры нефти ОПЕК с самых разных частей света, наибольшим влиянием обладает Королевство Саудовская Аравия (КСА), а также другие государства, расположенные на Аравийском полуострове.

Всё дело в том, что именно КСА обладает возможностью добывать огромное количество нефти, в то время как другие государства обладают как меньшими запасами нефти, так и менее современными технологиями.

Как раз по этой причине политика организации в значительной степени определяется монархиями Аравийского полуострова, хотя Иран, Венесуэла и другие страны тоже имеют право голоса.

Страны ОПЕК, как и другие государства мира, участвуют в мировой политике, поэтому вынуждены следовать разного рода тенденциям.

К примеру, Иран, долгое время находившийся под западными санкциями, в последние годы участвовал в делах ОПЕК всё меньше и меньше, ведь его нефть не покупали, опасаясь враждебных действий со стороны страны, которые ввели эти санкции (США, Британия и другие государства). Если в прошлом штаб-квартира этой организации находилась в швейцарской Женеве, то сегодня она находится в столице Австрии – Вене.

В состав этой организации входят именно зависимые от нефти государства. Подать заявку на вступление могут любые государства. Рассмотрим государства, входящие в состав этой межправительственной организации, более подробно.

Страны Азии и Аравийского полуострова

В эту категорию входят Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия. До января 2009 года в этом перечне была еще и Индонезия. Для стран этой категории характерен монархический строй. В них постоянно происходят конфликты за черное золото уже с середины двадцатого века. В частности, войны создаются специально для дестабилизации рынка этого сырья.

Южноамериканские страны

В состав этой категории входит Венесуэла и Эквадор. Первая была одной из инициаторов создания этой организации. В последнее время экономическое положение этой страны оставляет желать лучшего. Ее госдолг вырос из-за политического кризиса и снижения цен на нефть. В свое время эта страна была довольно развитой, поскольку нефть была дорогой. Пример с Венесуэлой говорит нам, насколько важна диверсификация.

Что касается Эквадора, то эта страна имеет очень большой размер государственного долга (половина от ВВП ). Кроме того, за невыполнение обязательств сорокалетней давности ей пришлось заплатить 112 миллионов долларов, что очень сильно подкосило экономику.

Африканские страны

Для этой страны характерен низкий уровень жизни в том числе и из-за перенасыщения нефтяного рынка. Кроме этого, в этих государствах-членах ОПЕК очень большое население при высокой безработице.

Как ОПЕК влияет на цену нефти в примерах

Квоты ОПЕК на добычу нефти – это мощные инструменты влияния на цену черного золота, которые предназначены для уменьшения предложения при высоком спросе. Эта практика показала свою высокую эффективность в течение нескольких десятилетий.

Квота – это количество нефти, которую можно поставлять участникам этой межправительственной организации.

Впервые этот инструмент был применен в 1973 году, когда размер выпуска был снижен на 5%. Вследствие этого стоимость черного золота выросла на 70%. Еще одно последствие такого решения – это война, где сторонами конфликта были Израиль, Сирия и Египет.

Когда участники этой организации принимают решение, резко возрастает торговая активность на финансовых рынках, и это хорошая возможность заработать трейдеру.

Основные решения ОПЕК по нефти решение ОПЕК по цене на нефть :

  1. Главная задача этой организации заключает в координации действий стран, которые поставляют нефть на нефтяные рынки. Организация занимается унификацией нефтяной политики, что очень важно как для организации в целом, так и для каждой страны-экспортера в отдельности.
  2. Другая задача ОПЕК – это стабилизации поставок нефти, однако, как показала история, в действительности это не так. Многие страны ОПЕК (за исключением развитых государств Аравийского полуострова) – это страны Третьего мира, которые не обладают ни технологиями, ни военной силой. КСА и другие арабские страны могут прожить и без нефти, однако для других государств нефть является единственным источником дохода (к примеру, Иран и Габон). В результате они использую нефть в качестве оружия, постоянно угрожая другим мировым государства нефтяной блокадой в случае невыполнения каких бы то ни было решений.

Иран постоянно угрожает нападением на американские суда, которые охраняют покой в Арабском заливе, требуя снять санкции.

Влияние ОПЕК осуществляется примерно таким же образом, как и влияние любой другой организации. В некоторых случаях страны ОПЕК могут сократить добычу нефти, что приведёт к повышению её стоимости. Также они могут ввести эмбарго на поставку нефти.

В прошлом веке это привело к энергетического кризису в Западной Европе, когда некоторые страны ЕС отказались поддержать арабские страны во время оборонительной войны с Израилем. После этого весь мир облетели кадры, как глава Нидерландов был вынужден добираться на работу на велосипеде.

Также ОПЕК старается координировать свои действия с Россией для того, чтобы более эффективно влиять на мировые цены.

  • Некоторые западные страны считают, что ОПЕК постепенно монополизирует рынок нефти и пытается исключить из картеля Иран, так эта страна подвергается санкциям со стороны многих государств мира и одним своим присутствием за столом переговоров дискредитирует ОПЕК.

Несмотря на многочисленные обвинения, ОПЕК играет крайне важную роль в мировой экономике и политике, так как даже самые передовые технологии не способны заменить нефть, которая является главным источником энергии на планете.

Добыча нефти ОПЕК – Квоты и регулирование

На величину квот добычи нефти ОПЕК влияет мировая ситуация на рынке черного золота. Дополнительный элемент регулирования – это контроль за соблюдением договоренностей между странами-участницами. Еще одно ключевое понятие регулирования – «ценовой коридор». Если цена выходит за его пределы, то собирается совещание, и участницы договариваются корректировать квоты таким образом, чтобы котировки на сырье сохранялись в установленном пределе.

Сокращение нефти ОПЕК – простой, но эффективный способ регулирования этого рынка.

Квоты на добычу нефти устанавливаются исходя из запасов нефти и технологий, которые есть в стране для её добычи. Именно поэтому самое большое количество нефти на рынок поставляет КСА. Эта самая развития страна картеля, которая обладает новейшими технологиями и способна с помощью одной из сильнейших мировых армий обеспечить безопасность поставок нефти в любую точку Земли.

Также квоты на поставку нефти могут быть снижены, если цены на “чёрное золото” падают. Некоторые страны ЕС считают, что таким образом картель искусственно завышает цены, однако это суверенное право всех участников картеля.

Также политика ОПЕК в прошлом позволила сформировать единую политику борьбы против нефтяных корпораций. В результате изменилось и отношение к участникам картеля, и авторитет этой мировой организации. Так как в состав организации входят почти все крупнейшие поставщики нефти, то и эффективность решений этой организации не подвергает сомнению.

Корзина ОПЕК и стоимость нефти

Впервые о корзине цен на нефть ОПЕК начали говорить в 1987 году. Это сборное понятие, включающее в себя цены всех сортов нефти, произведенных в странах-участницах, из которых было выведено среднее арифметическое.

Ценовой коридор устанавливается, исходя из стоимости корзины. Самая большая ее цена была зафиксирована 3 июля 2008 года, когда средняя цена на нефть входящих в состав ОПЕК государств была на уровне почти 141 доллара за баррель.

Интересная ситуация по поводу Индонезии. Несмотря на то, что она в 2009 году вышла из состава ОПЕК, ее нефть в 2016 году была включена в корзину.

История отношений ОПЕК с Россией

В СССР в 60-е годы прошлого века отношение к ОПЕК было изначально положительное, ведь эта организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям Запада в условиях Холодной войны. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице союзников США среди развитых ближневосточных государств, то страны – члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по пути коммунизма, хотя это было невозможно. Этого, как показало будущее, не случилось.

При этом СССР находился как бы «в стороне» и не спешил вступать в состав только что созданной организации, даже несмотря на наличие в ней союзников. Советскому Союзу не нравился тогдашний устав организации в частности, невозможность стать членом первого сорта. Ведь им мог стать только основатель. Кроме этого, там были пункты, не совместимые с командной экономикой (в частности, про инвестиции со стороны стран Запада).

Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики во время первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Он вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран – союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию поддержала в полной мере. Тогда многие западные страны вернулись в средневековье, так как у них закончились запасы топлива и энергии. После этого случая мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на абсолютно новый этап развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых поставщиков “чёрного золота”, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние друзья СССР Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Тем не менее, до вступления дело так не дошло, и этому, скорее всего, помешал Устав ОПЕК.

Дело в том, что стать членом полноправным членом СССР не мог, ведь он не числился в основателях этой организации. Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой и неэффективной коммунистической экономики. К примеру, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти, а именно для США, Британии, Франции и других западных стран, а также гарантировать доходы и возврат капиталов инвесторов. В СССР понятие “частная собственность” было достаточно расплывчатым, поэтому обеспечить это условии советские власти не могли.

ОПЕК и современная Россия

Что касается современной России, то ее история взаимоотношений с ОПЕК началась с 1998 года, когда она стала наблюдателем. С этого момента она принимает участие в Конференциях организации и других мероприятиях, связанных даже со странами, не входящими в ее состав. Российские министры регулярно встречаются с главными лицами организации и коллегами. В отношениях с ОПЕК Россия также была инициатором некоторых мероприятий, в частности, Энергодиалог .

В отношениях ОПЕК и России есть и сложности. Прежде всего, первая боится, что Россия увеличит свою долю на рынке. В ответ на это ОПЕК собирается уменьшить выработку нефти при условии, что РФ не согласится сделать это. Именно поэтому не получается восстановить мировые цены на нефть. В общем, ОПЕК и нефть России является некоторой болевой точкой в отношениях.

В целом, отношения РФ и ОПЕК благоприятные. В 2015 году даже было ей предложено вступить в ряды этой страны, но Россия решила остаться в роли наблюдателя.

Нефтяной картель поначалу не имел того политического влияния, которое у него есть сейчас. При этом даже страны-участницы полностью не понимали, зачем они его создают, и их цели были различными. Но сейчас это важный игрок на рынке черного золота, и приведем некоторые интересные факты про него.

  1. До того, как была создана ОПЕК, существовало 7 транснациональных корпораций, которые полностью управляли нефтяным рынком. После того, как появился этот картель, ситуация в корне изменилась, и монополия частных компаний исчезла. Сейчас из них осталось только 4 компании, потому что часть была поглощена, а часть объединилась.
  2. Создание ОПЕК изменило баланс сил в такой степени, что теперь именно она решает, какая будет цена на нефть. Если цена снижается, сразу сокращается добыча, и стоимость черного золота увеличивается. Конечно, сила организации в данный момент не такая большая, как раньше, но все еще приличная.
  3. Страны ОПЕК контролируют 70% мировой нефти. Недостаток этой статистки в том, что добыча не подвергается независимому аудиту, поэтому верить ОПЕК приходится на слово. Хотя вполне вероятно, что этот размер запасов нефти ОПЕК соответствует действительности.
  4. ОПЕК смогла создать мощнейший энергетический кризис, увеличив цену на 450%. Причем решение это было обдуманное и было направлено против США и других государств, поддерживающих Израиль во время войны с Египтом и Сирией. С другой стороны, появление кризиса привело к тому, что многие страны стали формировать стратегические запасы ценного горючего.

Ну и наконец, главный интересный факт мы вынесем отдельно. Несмотря на то, что ОПЕК оказывает существенное влияние на стоимость нефти, непосредственно от нее она не зависит. Цены устанавливаются в ходе торгов на биржах. Просто картель хорошо знает психологию трейдера и знает, как можно заставить его заключать сделки в нужном им направлении.

ОПЕК и трейдеры

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 – 1,4 млрд т нефти всего лишь за 1 год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно контролировать цены. Однако жизнь показала, что на самом деле всё сложнее. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемых эффектов или даже приводят к неожиданным негативным результатам.

С введением в начале 1980-х годов финансовый рынок начал оказывать куда более большое влияние на формирование цен на “чёрное золото”. Если в 1983 году на Нью-Йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это во много раз больше, чем вся мировая добыча нефти.

Помимо Нью-Йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, имеются и другие финансовые инструменты (деривативы), которые привязаны к нефти.

Из-за этого каждый раз, когда ОПЕК принимает какое-то решение, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает предполагаемое направление для изменения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цен на топливо, тем самым, серьезно искажая эффекты, на которые и были рассчитаны меры ОПЕК.

Заключение

ОПЕК появилась в 1960 году, когда колониальная система мира была почти уничтожена и на международной арене начали появляться новые независимые государства в основном в Африке или Азии.

В то время их полезные ископаемые, нефть в том числе, добывали западные компании, так называемые Семь Сестер : Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum . ОПЕК разрушила монополию американских и британских компаний (а также некоторых других стран), освободив из-под колониального гнёта многие страны, которые были оккупированы колониальными империями.2 оценок, среднее: 4,50 ). Оцените пожалуйста, мы очень старались!

5 (100%) 2 vote[s]

По новостям можно часто услышать об очередном заседании стран ОПЕК. В этой статье мы поговорим, что это за организация, кто туда входит и в чем состоит ее задача.

Что такое ОПЕК простыми словами

ОПЕК (от англ. "Organization of Petroleum Exporting Countries", OPEC) - "организация стран-экспортёров нефти") - это международная организация нефтедобывающих стран для установки квот на добычу нефти. В ее состав входят страны экономика которых, сильно зависит от экспорта нефти.

Организация стран-экспортёров нефти была создана в 10–14 сентября 1960 году в Багдаде по инициативе Венесуэлы. Штаб-квартира сначала находилась в Женеве, но с 1 сентября 1965 года находится в Вене.

На членов ОПЕК приходится около 70% всех запасов нефти. Однако добыча всех стран входящих в организацию составляет всего 35% от мирового добываемого объема. Можно сказать, что они добывают нефть умеренно, чтобы сильно не истощать свои запасы. Хотя у многих запасы уже сильно истощены до 1960 года.

Главная задача ОПЕК является в регулировании цен на нефть. Это открытый рынок, где цена определяется спросом и предложением. Спрос обычно колеблется не так сильно, как предложение. К примеру, одна страна может начать добывать больше нефти, что приведет к обвалу стоимости на 5-10%.

Организация устанавливает квоту на суточную добычу нефти. Участники обязаны соблюдать эти правила. Хотя как показывает практика иногда члены могут нарушать договоренности.

Утверждение "советом управляющих" каждого мандата от страны происходит каждые два года.

Страны ОПЕК

На момент 2019 года членами ОПЕК являются 14 стран:

  1. Алжир - с 1969 года
  2. Ангола - 2007-настоящее время
  3. Венесуэла - с 1960 года по настоящее время
  4. Габон - 1975-1995 годы; 2016 – настоящее время
  5. Иран - с 1960 года по настоящее время
  6. Ирак - с 1960 года по настоящее время
  7. Кувейт - с 1960 года по настоящее время
  8. Конго
  9. Ливия - 1962-настоящее время
  10. Нигерия - с 1971 года по настоящее время
  11. Саудовская Аравия - с 1960 года по настоящее время
  12. Объединенные Арабские Эмираты - с 1967 года по настоящее время
  13. Эквадор - 1973-1992, 2007 – настоящее время
  14. Экваториальная Гвинея - с 2017

Страны, которые вышли из ОПЕК

  • Катар был членом с 1961 года. Однако 1 января 2019 вышел из организации.
  • Индонезия – 1962-2009, в январе 2016 вошла и в октябре этого же года вышла

Россия не является членом ОПЕК. С 1998 года Россия является наблюдателями и участвует в сессиях конференции ОПЕК.

Корзина ОПЕК

Корзина ОПЕК (от англ. "OPEC Reference Basket") - это средневзвешенная цена всех сортов нефти стран организации. Этот показатель появился в 1987 году.

  • Arab Light (Саудовская Аравия)
  • Basra Light (Ирак)
  • Bonny Light (Нигерия)
  • Es Sider (Ливия)
  • Girassol (Ангола)
  • Minas (Индонезия)
  • Iran Heavy (Иран)
  • Kuwait Export (Кувейт)
  • Merey (Венесуэла)
  • Murban (ОАЭ)
  • Oriente (Эквадор)
  • Qatar Marine (Катар). Уже не входит
  • Saharan Blend (Алжир)

Максимальная цена корзина $140.73 за баррель была зафиксирована в 2007 году. После чего начался мировой кризис и цена нефти находится значительно ниже ($60-$70 на 2019 год).

Подробности Организации

(транслитерация англоязычной аббревиатуры OPEC - The Organization of Petroleum Exporting Countries, в дословном переводе - Организация Стран - Экспортеров Нефти) - международная межправительственная организация нефтедобывающих стран, созданная для стабилизации цен на нефть.

Организация Стран - Экспортеров Нефти

Дата основания

Дата начала деятельности

Расположение штабквартиры

Вена, Австрия

Генеральный секретарь

Mohammad Sanusi Barkindo

Официальный сайт

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильности мировых цен на нефть, обеспечения бесперебойных поставок сырья потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Влияние ОПЕК на рынок нефти

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) на страны ОПЕК приходится более 40% от мировой добычи нефти и порядка 60% от общего объема торгуемой на международной рынке нефти.

Цена на нефть диктуется в первую очередь балансом спроса и предложения. А предложение, как видно из приведенной выше статистики, определяется действиями OPEC. Именно по этой причине Организация стран – экспортеров нефти играет чрезвычайную важную роль в нефтяной индустрии.

Даже несмотря на то, что многие эксперты в последнее время усматривают снижение влияния ОПЕК на нефтяной рынок, тем не менее, цены на нефть все еще в значительной мере зависят от действий организации. История знает множество примеров, когда нестабильность на рынке порождалась простыми слухами, связанными с действиями организации, или заявлением одного из членов делегации OPEC.

Основным инструментом ОПЕК для регулирования цен на нефть является введение так называемых квот на добычу среди участников организации.

Квоты OPEC

Квота ОПЕК – устанавливаемый на общем заседании предельный объем добычи нефти как для всей организации в целом, так и для каждой отдельной страны-члена OPEC.

Сокращение общего уровня добычи картеля путем распределения производства нефти стран ОПЕК вполне логично приводит к росту котировок на черное золото. При отмене квот (такое случалось в истории нефтяной отрасли) цены на нефть значительно снижались.

Система установки квот или «потолка добычи» была прописана в Уставе организации, утвержденном в 1961 году. Однако впервые этот метод был применен только на 63-й внеочередной конференции ОПЕК 19-20 марта 1982 года.

Организация стран - экспортеров нефти в цифрах

1242,2 млрд баррелей

Суммарные доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК

Доля запасов стран-участников организации от всех мировых запасов нефти

39 338 тыс. баррелей в день

Объем добычи нефти странами ОПЕК

Доля OPEC в мировой добыче нефти

Доля мирового экспорта OPEC

Данные BP Energy Review за 2018 год.

*Данные Международного энергетического агентства за 2018 год.

Страны ОПЕК

Организация была образована в ходе отраслевой конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

В дальнейшем к организации стали присоединяться страны, экономики которых находятся в прямой зависимости от добычи и экспорта нефти.

Несмотря на то, что в составе ОПЕК представлены страны из разных частей света, исторически наибольшим влиянием внутри картеля обладает Саудовская Аравия и другие государства Ближнего Востока.

Связан такой перевес влияния не только с тем, что часть этих стран являются основателями организации, но и с огромными запасами нефти, сосредоточенными на территории Аравийского полуострова и Саудовской Аравии в частности, высоким уровнем добычи, а также наличием наиболее современных технологий извлечения этого полезного ископаемого на поверхность. Для сравнения, в 2018 году Саудовская Аравия добывала в среднем 10,5 млн баррелей в день, а ближайшая по уровню добычи среди участников картеля страна – Иран – 4,5 млн баррелей в день.

По состоянию на конец 2019 года в состав организации входит 14 стран. Ниже приведена таблица со списком государств, входящих в состав ОПЕК, в порядке их вступления в организацию.

Годы членства

Производство нефти и конденсата, млн баррелей

Доказанные запасы, млрд тонн

Ближний Восток

Ближний Восток

Ближний Восток

Саудовская Аравия

Ближний Восток

Венесуэла

Южная Америка

Северная Африка

Объединенные Арабские Эмираты

Ближний Восток

Северная Африка

Западная Африка

Южная Америка

1973 - 1992,
2007 -

Центральная Африка

1975 - 1995,
2016 -

Южная Африка

Экваториальная Гвинея

Центральная Африка

Центральная Африка

*Эквадор не являлся членом организации с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г. В 2019 году страна объявила, что покинет OPEC с 1 января 2020 года.

**Габон приостанавливал членство в организации с января 1995 г. по июль 2016 г.

Кроме этого в состав ОПЕК входили:

Индонезия (с 1962 г. по 2009 г., и с января 2016 г. по 30 ноября 2016 г.);
- Катар (с 1961 г. по 31 декабря 2018 г.).

Для утверждения принятия в состав организации нового члена необходимо согласие трех четвертей действующих участников, включая всех пятерых основателей OPEC. Некоторые страны ждут согласование о присвоении членства в организации по несколько лет. Например, Судан подал официальную заявку в октябре 2015 года, но на текущий момент (конец 2019 года) все еще не является членом организации.

Каждый участники картеля обязан вносить ежегодный членский взнос, размер которого устанавливается на заседании ОПЕК. В среднем сумма взноса составляет $2 млн.

Как упоминалось выше, в истории организации было несколько моментов, когда страны прекращали или временно приостанавливали членство. В основном это было связано с несогласием стран с вводимыми организацией квотами на добычу и нежеланием платить членские взносы.

Структура организации

Заседания ОПЕК

Высшим органом управления Организации стран - экспортеров нефти является Конференция стран-участниц, или как чаще ее называют – заседание или встреча ОПЕК.

Заседание ОПЕК проходит 2 раза в год, а при необходимости организуются внеочередные сессии. Местом собрания, в большинстве случаев, является штаб квартира организации, которая с 1965 года находится в Вене. От каждой страны на встрече присутствует делегация, возглавляемая, как правило, министрами нефти или энергетики соответствующей страны.

Президент Конференции

Председательствует на заседаниях Президент Конференции (Президент OPEC), который избирается каждый год. С 1978 года введена также должность заместителя президента.

Каждая страна-член организации назначает специального представителя, из которых формируется Совет управляющих. Состав совета утверждается на заседании ОПЕК, как и его председатель, который избирается сроком на три года. Функции совета заключаются в управлении организацией, созыв Конференций и составление годового бюджета.

Секретариат

Исполнительным органом Организации стран - экспортеров нефти является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Секретариат отвечает за выполнение всех резолюций, принятых Конференцией и Советом управляющих. Кроме этого, данный орган проводит исследования, результаты которых являются ключевыми факторами в процессе принятия решений.

В состав Секретариата OPEC входит Канцелярия Генерального секретаря, Юридическое управление, Отдел исследований и Отдел вспомогательного обслуживания.

Неформальные встречи ОПЕК

Помимо официальных встреч, организуются неформальные встречи ОПЕК. На них члены организации обсуждаются вопросы в консультативном – предварительном режиме, и позже на официальном заседании руководствуются результатами таких переговоров.

Наблюдатели OPEC

С 1980-х годов на заседаниях ОПЕК практикуется присутствие представителей других нефтедобывающих стран, не входящих в состав организации, в качестве наблюдателей. В частности, на многих заседаниях присутствовали представители таких стран как Египет, Мексика, Норвегия, Оман, Россия.

Такая практика служит неформальным механизмом для координации политики не входящих в организацию стран и стран ОПЕК.

Россия является страной-наблюдателем ОПЕК с 1998 года, и с этого момента регулярно участвует во внеочередных сессиях министерских конференций организации в данном статусе. В 2015 году России предлагалось войти в основной состав организации, однако представители РФ приняли решение оставить статус наблюдателя.

С декабря 2005 года был установлен формальный энергетический диалог Россия – ОПЕК, в рамках которого предполагается организация ежегодных встреч Министра энергетики РФ и генерального секретаря организации поочередно в Москве и Вене, а также проведение экспертных заседаний по вопросам развития нефтяного рынка.

Стоит отметить, что Россия оказывает существенное влияние на политику OPEC. В частности, члены организации опасаются возможного увеличения объемов добычи РФ, и поэтому отказываются снижать производство, если Россия не сделает того же.

ОПЕК+ (Венская группа)

В 2017 году ряд нефтедобывающих стран, не входящих в OPEC, договорились участвовать в сокращении добычи нефти, усилив таким образом координацию на глобальном рынке. В состав группы вошли 10 стран: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан.

Таким образом, вместе с участниками организации сокращение добычи поддерживают 24 страны. Эту общую группу и само соглашение между 24-мя странами называют ОПЕК+ или в некоторых, в основном зарубежных источниках, Венской группой.

Отчеты ОПЕК

Секретариат Организации стран - экспортеров нефти выпускает несколько периодических публикаций, в которых содержится информация о ее деятельности, статистические данные по основным показателям мировой нефтяной промышленности в целом и участникам картеля в частности.

The Monthly Oil Market Report (MOMR) – Ежемесячный отчет нефтяного рынка - анализирует наиболее важные проблемы, стоящие перед мировым нефтяным сообществом. Наряду с анализом спроса и предложения, в отчете дается оценка динамики цен на нефть, сырьевых и товарных рынков, операций по переработке, запасам и активности на рынке танкеров.
- The OPEC Bulletin – Ежемесячная бюллетень ОПЕК – ведущее издание организации, в котором содержатся тематические статьи о деятельности и мероприятиях Секретариата, а также новости о странах-членах.
- The World Oil Outlook (WOO) – Ежегодная сводка среднесрочных и долгосрочных прогнозов Организации стран - экспортеров нефти по мировому нефтяному рынку. При разработке отчета используются различные сценарии и аналитические модели, объединяющие множество факторов и проблем, которые могут повлиять на нефтяную промышленность в целом и на саму организацию в ближайшие годы.
- The Annual Statistical Bulletin (ASB) – Ежегодный статистический бюллетень – объединяет статистические данные всех стран-членов организации и содержит около 100 страниц с таблицами, диаграммами и графиками, детализирующими мировые запасы нефти и газа, объемы добычи нефти и производства нефтепродуктов, данные по экспорту и транспортировке, а также другие экономические показатели.

Кроме этого, стоит отметить такие публикации, как Годовой отчет, ежеквартальный Энергетический обзор ОПЕК (OPEC Energy Review) и выходящий раз в пять лет Long-Term Strategy (Долгосрочная стратегия).

Также на сайте организации можно найти «Часто задаваемые вопросы» и брошюру «Кто что получает от нефти?».

Нефтяная корзина OPEC

Для более эффективного расчета стоимости нефти, производимой в странах-участницах организации, была введена так называемая "нефтяная корзина ОПЕК" - определенный набор сортов нефти, добываемой в этих странах. Цена данной корзины рассчитывается, как среднее арифметическое от стоимости входящих в ее состав сортов.

Предпосылки создания и история организации

Период после Второй мировой войны

В 1949 году Венесуэла и Иран предприняли первые попытки создания организации, предложив Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии наладить связь между странами-экспортерами нефти. В то время добыча на некоторых крупнейших мировых месторождениях на Ближнем Востоке только начиналась.

После Второй мировой войны США были крупнейшим производителем и одновременно крупнейшим потребителем нефти. На мировом рынке доминировала группа из семи транснациональных нефтяных компаний, известных как «Семь сестер», пять из которых располагались в США и образовались в результате распада Рокфеллеровской монополии Standard Oil:

Exxon
Royal Dutch Shell
Texaco
Chevron
Mobil
Gulf Oil
British Petroleum

Таким образом, стремление стран-экспортеров нефти к объединению было продиктовано необходимость в создании противовеса экономическому и политическому влиянию транснациональной группы «Семи сестер».

1959 – 1960 гг. Гнев стран – экспортеров

В феврале 1959 г., когда возможности поставок расширились, транснациональные компании из группы «Семи сестер» в одностороннем порядке снизили цены на венесуэльскую и ближневосточную сырую нефть на 10%.

Спустя несколько недель в Каире (Египет) состоялся первый Арабский нефтяной конгресс Лиги арабских государств. На конгрессе присутствовали представители двух крупнейших нефтедобывающих стран после США и СССР – Абдулла Такири от Саудовской Аравии и Хуан Пабло Перес Альфонс от Венесуэлы. Оба министра выразили возмущение снижением цен на сырье, и поручили своим коллегам заключить Пакт Маади или Джентельменское соглашение, призывающее к созданию странами - экспортерами «консультационной комиссии по нефти», которой транснациональные компании должны представить планы об изменениях цен на сырье.

В отношении к Западу чувствовалась враждебность и протест против «Семи сестер», которые в то время контролировали все нефтяные операции в странах-экспортерах и обладали огромным политическим влиянием.

В августе 1960 года, игнорируя предупреждения, транснациональные компании снова объявили о снижении цен на ближневосточную нефть.

1960 – 1975 гг. Основание OPEC. Первые годы.

10 - 14 сентября 1960 года по инициативе Абдуллы Тарики (Саудовская Аравия), Переса Альфонсо (Венесуэла) и премьер-министра Ирака Абд аль-Карима Касима, была организована Багдадская конференция. На встрече представители Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились для обсуждения повышения цен на нефть, добываемую их странами, а также политику реагирования на действия транснациональных компаний.

В результате, несмотря на сильную оппозицию со стороны США, пять вышеуказанные государств сформировали Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), целью которой было обеспечение лучшей цены на нефть, независимо от крупных нефтяных корпораций.

Изначально ближневосточные страны-участники призывали к размещению штабквартиры организации в Багдаде или Бейруте. Однако Венесуэла выступила за нейтральное месторасположение, что послужила размещением штабкваритиры в Женеве (Швейцария).

В 1965 году после того, как Швейцария отказалась продлевать дипломатические привилегии, штабквартиру OPEC перенесли в Вену (Австрия).

В течение 1961 – 1975 годов к пяти странам основателям присоединились: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты (изначально только Эмират Абу-Даби), Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. К началу 1970-х годов на страны-члены ОПЕК приходилось более половины мировой добычи нефти.

2 апреля 1971 году Организация стран - экспортеров нефти подписала с крупными нефтяными компаниями, ведущими бизнес в Средиземноморском регионе, Трипольское соглашение, результатом которого стало повышение цен на нефть и увеличение прибыли стран-производителей.

1973 – 1974 гг. Нефтяное эмбарго.

В октябре 1973 года ОАПЕК (Организация арабских стран-экспортеров нефти, состоящая из арабского большинства OPEC, а также Египта и Сирии) объявила о значительном сокращении добычи и нефтяном эмбарго, направленном против Соединенных Штатов Америки и других развитых промышленных стран, поддерживающих Израиль в Войне Судного дня.

Стоит отметить, что в 1967 году в ответ на Шестидневную войну также предпринималась попытка эмбарго против США, но мера оказалась неэффективной. Эмбарго 1973 года, напротив, привело к резкому повышению цен на нефть с $3 до $12 за баррель, что существенно повлияло на мировую экономику. Мир пережил глобальный экономический спад, рост безработицы и инфляции, снижение цен на акции и облигации, сдвиги в торговом балансе и пр. Даже после прекращения эмбарго в марте 1974 года, цены продолжали расти.

Нефтяное эмбарго 1973 – 1974 гг. послужило катализатором к основанию Международного Энергетического Агентства, а также побудило многие промышленно-развитые страны создать национальные запасы нефти.

Таким образом, OPEC продемонстрировала свое влияние на экономической и политической арене.

1975 – 1980 гг. Специальный фонд, OFID

Деятельность Организации стран - экспортеров нефти в области международной помощи началась задолго до скачка цен на нефть в 1973–1974 гг. Например, Кувейтский фонд арабского экономического развития действует с 1961 года.

После 1973 года некоторые арабские страны стали крупнейшими поставщиками иностранной помощи, и OPEC добавила к своим целям поставки нефти для обеспечения социально-экономического роста более бедных стран. Специальный фонд ОПЕК был создан в Алжире в марте 1975 года и официально учрежден в январе следующего года.

В мае 1980 года Фонд переквалифицировался в официальное международное агентство по развитию и переименован в Фонд международного развития ОПЕК (OPEC Fund for International Development, OFID) со статусом постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций.

1975 г. Захват заложников.

21 декабря 1975 года несколько министров нефти, включая представителя Саудовской Аравии и Ирана, были взяты в заложники на Конференции ОПЕК в Вене. Атака, в которой погибли три министра, была организована командой из шести человек во главе с венесуэльским боевиком «Карлосом Шакалом», объявившей своей целью освобождение Палестины. Карлос планировал захватить конференцию силой и выкупить всех одиннадцать присутствующих министров нефти, за исключением Ахмеда Заки Ямани и Джамшида Амузегара (представители Саудовской Аравии и Ирана), которые должны были быть казнены.

Карлос разметил 42 из 63 заложников в автобусе и направился в Триполи с остановкой в Алжире. Изначально он планировал вылететь из Триполи в Багдад, где должны были быть убиты Ямани и Амузегар. 30 неарабских заложников были освобождены в Алжире, еще несколько – в Триполи. После этого в заложниках оставалось 10 человек. Карлос провел телефонный разговор с президентом Алжира Хуари Бумедьеном, который сообщил Карлосу, что гибель министров нефти приведет к нападению на самолет.

Бумедьен, должно быть, также предложил Карлосу убежище, а, возможно, и финансовую компенсацию за невыполнение его задания. Карлос выразил сожаление, что не смог убить Ямани и Амузегара, после чего он и его сообщники покинули самолет и скрылись.

Через некоторое время после нападения сообщники Карлоса сообщили, что операцией командовал Вади Хаддад, основатель Народного фронта освобождения Палестины. Они также утверждали, что идея и финансирование исходили от арабского президента, которым многие считают Муаммара Каддафи из Ливии (страна входит в состав ОПЕК). Другие боевики, Бассам Абу Шариф и Кляйн утверждали, что Карлос получил и сохранил выкуп в размере от 20 до 50 миллионов долларов США от «арабского президента». Карлос утверждал, что Саудовская Аравия заплатила выкуп от имени Ирана, но эти деньги были «перенаправлены в пути и потеряны в результате революции».

Карлос был пойман только в 1994 году и отбывает пожизненное заключение по меньшей мере за 16 других убийств.

Нефтяной кризис 1979 - 1980 гг., избыток нефти 1980 г.

В ответ на волну национализации нефтяных запасов и высокие цены на нефть 1970-х гг. индустриальные страны предприняли ряд шагов по снижению своей зависимости от OPEC. Особенно после того, как котировки обновили новые рекорды, приближаясь к $40 за баррель в 1979 – 1980 гг., когда иранская революция и ирано-иракская война нарушили региональную стабильность и поставки нефти. В частности начался перевод энергетических компаний на уголь, природный газ и ядерную энергию, а правительства начали выделять многомиллиардные бюджеты на исследовательские программы по поиску альтернатив нефти. Частные компании начали разработку крупных месторождений нефти в странах, не входящих в состав ОПЕК, на таких территориях, как Сибирь, Аляска, Северное море и Мексиканский залив.

К 1986 году мировой спрос на нефть упал на 5 млн баррелей в день, добыча в странах не входящих в организацию существенно выросла, а рыночная доля OPEC упала примерно с 50% в 1979 году до менее, чем 30% в 1985 году. В результате цена на нефть снижалась в течение шести лет, а кульминацией стало падение котировок в двое в 1986 году.

Для борьбы со снижением доходов от продажи нефти, Саудовская Аравия в 1982 году потребовала от OPEC проверить выполнение квоты на добычу нефти у стран-членов картеля. Когда оказалось, что другие страны требование не выполняют, Саудовская Аравия сократила собственное производство с 10 млн баррелей в день в 1979-1981 гг. до 3,3 млн баррелей в день в 1985 году. Однако, когда даже такая мера не смогла остановить падение цен, Саудовская Аравия изменила стратегию и наводнила рынок дешевой нефтью. В результате цены на нефть упали ниже $10 за баррель, а производители с более высокой себестоимостью добычи несут убытки. Страны-члены ОПЕК, не соблюдавшие ранее соглашение, начали ограничивать добычу с целью поддержания цен.

1990 – 2003 гг. Перепроизводство и перебои с поставками.

Перед вторжением в Кувейт в августе 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн подталкивал Организация стран-экспортеров нефти к прекращению перепроизводства и повышению цен на нефть, чтобы оказать финансовую помощь странам ОПЕК и ускорить восстановление после войн 1980–1988 годов в Иране. Эти две иракские войны против других членов ОПЕК серьезно пошатнули сплоченность организации, и вследствие перебоев с поставками цены на нефть начали быстро снижаться. Даже атака Аль-Каиды в сентябре 2001 года в на небоскребы в Нью-Йорке и вторжение США в Ирак в марте 2003 года имели меньшее краткосрочное негативное влияние на нефтяные котировки, так как в этот период сотрудничество стран ОПЕК возобновилось.

В 1990-е годы из состава ОПЕК вышли две страны, которые присоединились в середине 70-х. В 1992 году вышел Эквадор, так как отказался платить ежегодный членский взнос в размере $2 млн, а также считал, что ему необходимо добывать больше нефти, чем предписывали ограничения по квоте (в 2007 году страна снова вошла в состав организации). Габон приостановил членство в январе 1995 года (также вернулся в июля 2016 года).

Стоит отметить, что объемы добычи нефти в Ираке, несмотря на постоянное членство страны в организации с момента ее основания, не подпадали под регулирование квотами в период с 1998 по 2016 год в связи с политическими трудностями.

Снижение спроса, вызванное азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, привело к снижению цен на нефть до уровня 1986 года. После того, как котировки упали до уровня около $10 за баррель, дипломатические переговоры привели к снижению объемов добычи стран ОПЕК, Мексики и Норвегии. После того, как в ноябре 2001 года цены снова упали, участники OPEC, Норвегия, Мексика, Россия, Оман и Ангола договорились сократить добычу с 1 января 2002 года на 6 месяцев. В частности, OPEC сократила добычу на 1,5 млн баррелей в сутки.

В июне 2003 года Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран-экспортеров нефти провели свой первый совместный семинар по энергетическим вопросам. С тех пор встречи двух организаций проходят на регулярной основе.

2003 – 2011 гг. Волатильность нефтяного рынка.

В 2003 – 2008 гг. в Ираке, оккупированном США, проходили массовые мятежи и саботажи. Это совпало с быстро растущим спросом на нефть со стороны Китая и сырьевых инвесторов, периодическими атаками на нигерийскую нефтяной промышленность и сокращением резервных мощностей, обеспечивающих защиту от потенциального дефицита.

Такая комбинация событий вызвала резкий рост цен на нефть до уровней, намного превышающих те, которые ранее были намечены организацией. Волатильность цен достигла предела в 2008 году, когда сырая нефть марки WTI выросла до рекордных $147 за баррель в июле, а затем упала до $32 за баррель в декабре. Это было время наибольшего глобального экономического спада со времен Второй мировой войны.

Годовая выручка организации от экспорта нефти также установила новый рекорд в 2008 году. Она оценивалась примерно в $1 трлн, и достигла аналогичных годовых показателей в 2011–2014 годах, прежде чем снова упасть. К началу Гражданской войны в Ливии в 2011 году и Арабской весны, OPEC начала публиковать четкие заявления для противодействия «чрезмерным спекуляциям» на рынках нефтяных фьючерсов, обвиняя финансовых спекулянтов в повышении волатильности за пределами рыночных основ.

В мае 2008 года о выходе из организации по истечению срока членства объявила Индонезия, объяснив свое решение переходом на импорт нефти и невозможностью выполнять предписанную квоту по добыче (в 2016 году Индонезия снова входила в состав организации на период в несколько месяцев).

2008 г. Спор об объемах добычи.

Различные экономические потребности стран-членов ОПЕК часто приводят к внутренним дебатам по квотам на добычу. Более бедные члены настаивали на сокращении производства со стороны других стран, чтобы повысить цену на нефть и, следовательно, свои собственные доходы. Эти предложения вступают в противоречие с заявленной Саудовской Аравией долгосрочной стратегией партнерства с мировыми экономическими державами для обеспечения стабильных поставок нефти, что должно способствовать экономическому росту. Частью основы этой политики является обеспокоенность Саудовской Аравии тем, что чрезмерно дорогая нефть или ненадежные поставки будут побуждать промышленные страны к энергосбережению и разработке альтернативных видов топлива, сокращая мировой спрос на нефть и в конечном итоге оставляя запасы в земле. Министр нефти Саудовской Аравии Ямани в 1973 году прокомментировал данный вопрос следующими словами: «Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни».

10 сентября 2008 года, когда цены на нефть все еще находились на уровне около $100 за баррель, на заседании ОПЕК возник спор о добыче. Тогда, по сообщениям, представители Саудовской Аравии покинули из переговорной сессии, на которой другие члены проголосовали за сокращение добычи OPEC. Хотя саудовские делегаты официально одобрили новые квоты, анонимно они заявили, что не будут их соблюдать. «Нью-Йорк таймс» приводит слова одного из делегатов: «Саудовская Аравия удовлетворит спрос рынка. Мы увидим, что требуется рынку, и не оставим покупателя без нефти. Политика не изменилась». Через несколько месяцев цены на нефть упали до $30 и не возвращались к $100 вплоть до гражданской войны в Ливии в 2011 году.

2014–2017 гг. Переизбыток нефти.

В течение 2014–2015 гг. страны-члены ОПЕК постоянно превышали свой потолок добычи. В это время в Китае наблюдалось замедление экономического роста, а добыча нефти в США почти удвоилась по сравнению с 2008 года и приблизилась к уровням мировых лидеров по объемам добычи - Саудовской Аравии и России. Произошел такой скачок вследствие существенного улучшения и распространения технологии разработки сланцевой нефти путем "фрекинга". Эти события, в свою очередь, привели к снижению требований к импорту нефти в США (приближению к энергетической независимости), рекордному объему мировых запасов нефти и падению цен на нефть, которое продолжалось в начале 2016 года.

Несмотря на глобальный избыток нефти, 27 ноября 2014 года в Вене министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заблокировал призывы более бедных членов ОПЕК о сокращении добычи в поддержку цен. Наими утверждал, что рынок нефти должен быть оставлен без вмешательства для того, чтобы он самостоятельно сбалансировался при более низких ценах. Согласно его доводам, доля рынка OPEC должна восстановиться в связи с тем, что дорогостоящая добыча сланцевой нефти в США при таких низких ценах будет нерентабельна.

Год спустя, на момент проведения заседание ОПЕК в Вене 4 декабря 2015 года, организация превышала потолок добычи в течение 18 месяцев подряд. Добыча нефти в США при этом снизилась по сравнению с пиком лишь незначительно. Мировые рынки, по-видимому, были переполнены по меньшей мере на 2 млн баррелей в день, даже несмотря на войну в Ливии, в результате которой добыча в стране сократилась на 1 млн баррелей в день. Производители нефти были вынуждены внести серьезные коррективы, чтобы выдержать цены на уровне 40 долларов. Индонезия на некоторый период воссоединилась с экспортной организацией, иракское производство увеличилось после многих лет беспорядков, Иран готов был восстановить добычу было при отмене международных санкций, сотни мировых лидеров в рамках Парижского климатического соглашения обязались ограничить выбросы углерода от ископаемого топлива, а солнечные технологии становились все более конкурентоспособными и распространенными. В свете всего этого рыночного давления организация решила отложить неэффективный потолок производства до следующей министерской конференции в июне 2016 года. К 20 января 2016 года цена Нефтяной корзины OPEC упала до $22,48 за баррель, то есть менее одной четвертой от своего максимума с июня 2014 года ($110,48), и менее одной шестой ее рекорда, достигнутого в июле 2008 года ($140,73).

В 2016 году переизбыток нефти был частично скомпенсирован за счет значительного сокращения объемов производства в США, Канаде, Ливии, Нигерии и Китае, и цена корзины постепенно поднялась до $40 за баррель. Организация вернула себе скромный процент доли рынка, сохранила статус-кво на своей июньской конференции и одобрила «цены на уровнях, подходящих как для производителей, так и для потребителей», хотя многие производители все еще испытывали серьезные экономические трудности.

2017–2019 гг. Сокращение производства.

В ноябре 2016 году страны-члены ОПЕК, устав от уменьшающихся прибылей и сокращений финансовых резервов, наконец подписали соглашение сокращении добычи и введении квот (Ливия и Нигерия, разрушенный в результате беспорядков освобождались от соблюдения соглашения). Наряду с этим, несколько стран, не входящих в организацию, в том числе, Россия, поддержали Организацию стран-экспортеров нефти в решении ограничить добычу. Такая консолидация получила название соглашение OPEC+.

В 2016 году Индонезия, вместо того, чтобы согласиться на запрашиваемое 5%-ное сокращение добычи, вновь объявила о временной приостановке членства в организации.

В течение 2017 года цены на нефть колебались в районе $50 за баррель, и в мае 2017 года страны ОПЕК решили продлить ограничение по добыче до марта 2018 года. Известный нефтяной аналитик Дэниел Ергин описал отношения между OPEC и сланцевыми производителями словами: «взаимное существование, когда обе стороны учатся жить по ценам, которые ниже, чем они хотели бы».

В декабре 2017 года Россия и ОПЕК договорились продлить сокращение производства на 1,8 миллиона баррелей в день до конца 2018 года.

С 1 января 2019 года организацию покинул Катар. Согласно New York Times, это является стратегическим ответом на продолжающийся бойкот Катара Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.

29 июня 2019 года Россия снова согласилась с Саудовской Аравией продлить на шесть-девять месяцев первоначальное сокращение производства в 2018 году.

В октябре 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации с 1 января 2020 года из-за финансовых проблем.

В декабре 2019 года ОПЕК и Россия договорились об одном из самых больших сокращений добычи до настоящего времени. Договоренность продлится в течение первых трех месяцев 2020 года, и направлена на предотвращение переизбытка нефти на рынке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!