Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Революция в фотографиях Тины Модотти (Tina Modotti). Модотти Тина — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии около 1896 года. Точная дата рождения неизвестна. Ее подруги называли разные цифры. Сама она почему-то этот вопрос обходила. Возможно, ее не устраивал день или число.

Тина была второй из шестерых детей.

Некоторое время семья Модотти проживала в Австрии, куда выезжал на заработки отец, Джузеппе Модотти, владевший достаточно редкой на те времена профессией автомеханика. Вернувшись домой и вновь потеряв работу, он, как и десятки тысяч других итальянцев, вынужден был податься на заработки в США, со временем осев в Сан-Франциско.

Тина осталась дома с матерью-прачкой, обреченная на бедное, голодное детство. В десять лет она поступает на ткацкую фабрику с двенадцатичасовым рабочим днем и мизерной зарплатой, на которой в течение нескольких лет держится существование ее семьи. В пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции. Еще через четыре года, в 1920 году, отец, работавший в мастерских Фриско, сумел поднакопить денег, и помочь своей девятнадцатилетней дочери, сменившей череду католических имен на звучное "Тина", перебраться к себе в Америку. Здесь она по-прежнему работает на ткацкой фабрике.

Через некоторое время ей удается устроиться портнихой в модное ателье, в котором Тина знакомится со своим первым мужем, французским художником Робо де Л"Абри. Для своего первого избранника Тина навсегда осталась прекрасным ангелом, красавицей из сна, которая никогда в жизни не держала в руках ничего тяжелее цветов.

По его инициативе Модотти неожиданно попадает на кинопробы в Голливуде. В течение года юная итальянская эмигрантка с успехом снимается в трех приключенческих мелодрамах ("В тигровой шкуре", "Скачки со смертью" и "Я могу понять", о которых теперь знают только благодаря участию в них Тины Модотти). Казалось, эта девушка наконец-то нашла себя, можно было успокоиться, однако актерская профессия, популярность, и сама атмосфера телестудий Голливуда очень скоро начинает вызывать у нее резкое неприятие. Ее жизнь усложняло и то, что Робо явно уступал ей и в таланте, и в успехах. Всем было ясно, что долго этот брак не продержится.

Но именно в голливудских студиях Тина знакомится с выдающимся фотографом-экспериментатором Эдвардом Вестоном.

Он давно разошелся с женой, был одинок и в меру циничен, считал любовь разновидностью пьянства - и вдруг на грани зрелости и старости обрел ту, которая изменила его представления о женском совершенстве.

Тина скрывала от Вестона, что она замужем. А Робо, разумеется, не знал, что у Тины появился друг. На одном из светских раутов в Голливуде Эдвард случайно познакомился с Робо. Мужчины разговорились и как-то незаметно перешли на модную тогда тему "ню". Робо рассказал, что его жена терпеть не может, когда ее просят позировать обнаженной, а Вестон - что его подруга не только обожает такой вид позирования, но еще сама же подбивает его на рискованные эксперименты. Вестон заключил, что его знакомый по уши влюблен в некое слабое, безвольное небесное создание. А Робо понял, что фотограф переживает удивительный роман с немолодой экстравагантной особой.

В общем, эта история могла бы закончиться очередным банальным разводом, если бы однажды муж-художник не предложил своей жене путешествие в Мексику. Та же мысль пришла в голову и подруге фотографа.

Только на вокзале Вестон узнал, что его любовница - жена его милого знакомого. Но Робо де Л"Абри Ричи так и не представился случай разочароваться в своем нежном ангеле. В одном из мексиканских селений он заразился черной оспой и умер. Вместе с ним в небытие канула и молчаливая тоскующая старлетка Тина Модотти, а в Мексике осталась эмансипированная подруга надменного фотографа Вестона.

Фотография Тины Модотти, сделанная Э. Вестоном

В начале двадцатых годов мексиканская республика еще жила отголосками и энергией недавней буржуазно-демократической революции, в ходе которой армии крестьян-пеонов сбросили диктатуру Порфирио Диаса а затем, режим генерала Уэрты. В стране шла непрестанная вооруженная борьба за власть между различными кланами и группировками, на фоне которой стремительно росло, развивалось рабочее коммунистическое движение. И характерной особенностью этого подъема стал небывалый расцвет революционного искусства, самым тесным образом связанного с борьбой мексиканских рабочих.

Тина уговорила Вестона остаться с ней в Мексике. Эта дикая страна с красно-коричневыми горами и сказаниями о летающем боге-мужчине - полуптице, полузмее по имени Кецалькоатль - потрясла Тину. Она поверила индейским легендам о том, что в этой стране женщина тоже может стать богом. Тина менялась, и Эдвард не мог этого не почувствовать.

По воспоминаниям мемуаристов, к Вестону приехал его сын от первого брака Чандлер; по утрам все трое поднимались на плоскую крышу дома и, сбросив одежды, с хохотом и визгом носились по крыше, пока не падали в объятия друг друга. Возможно, отец и сын делили прекрасную Тину. Впрочем, свидетелей не было...

Как змея сбрасывает кожу, Тина теряла старых друзей и заводила новых. Среди ее поклонников появились художники - толстяк Диего Ривера, худой как спичка Давид Альфаро Сикейрос, она подружилась с поэтом Хосе Клементе Ороско.

Она стала ходить без чулок. Появлялась в высшем обществе в крестьянской обуви, вместе с мужчинами, не стесняясь, курила на улицах, посещала принадлежавший брату знаменитого Ороско единственный в те годы мужской ночной клуб "Эль-Лирико", где показывали женский стриптиз.

В это время в Мексике начинается формирование особого направления художественного монументализма, основатели которого, художники Ороско, Сикейрос и Ривера, опираясь на художественные традиции коренного индейского населения, социальную графику Хосе Гваделупе Посады и парижские веяния модернизма, создали замечательную школу революционной живописи. В своем творчестве они отдавали предпочтение настенным росписям, и монументальные фрески художников-муралистов (от испанского mural - стена), благодаря своему злободневному революционному сюжету в сочетании с блестящей техникой, широко использовались для массовой пропаганды социалистических идей. В самый короткий срок монументалисты революционизировали все мексиканское искусство. Их объединение - "Синдикат революционных живописцев, скульпторов и граверов" был одной из основных групп, на основе которых образовалась Коммунистическая партия Мексики, а его уникальная газета "Эль Мачете", основное место в которой занимала революционная графика, становится официальным партийным органом.

Поселившаяся в Мехико Тина уже после самого первого знакомства с мексиканскими коммунистами навсегда связывает себя с революционным движением. В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем уже сама принимает участие в организации Итальянской антифашистской лиги в Мексике.

Формирование левых политических взглядов сразу же оказывает влияние и на художественное творчество Модотти, которая, будучи в течение нескольких лет ученицей и моделью Вестона, вскоре становится самостоятельным фотографом. Занимаясь художественной фотографией, она начинает заменять абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. При этом, используя и развивая новаторскую технику Вестона, Тина добивалась особо реалистичного эффекта, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая для снимка самые неожиданные ракурсы. В результате нескольких лет ее работы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии.

Модотти экспериментирует с самыми разными жанровыми направлениями. Делает снимки мексиканской бедноты, пеонов, рабочих, женщин-крестьянок - на выжженных солнцем проселочных дорогах, в пулькериях и трущобах Мехико и в пакгаузах американских нефтяных компаний.

Т.Модотти. Жительница Теуантепека с расписной миской на голове, 1929

Фотографирует настенную живопись мексиканских художников, и именно по этим ее снимкам мир впервые воочию знакомится с росписями Риверы и Ороско. Тина снимает коммунистические митинги и демонстрации, делает фотопортреты рабочих активистов и создает замечательные по своей стилистической лаконичности и колориту "революционные натюрморты" - причудливые художественные композиции, сочетающие в себе символы движения трудящихся - серп и молот, с наполненными до отказа патронташами, сомбреро, деками и грифами гитары. Эти контрастные выразительные снимки публиковались на полосах "Эль Мачете", распечатывались, и использовались в качестве листовок и плакатов в Мексике, США, Латинской Америке и Европе.

Потом разразился скандал. Изображение голой Тины украсило стену Сельскохозяйственной академии в городке Чапинго. Возбужденные студенты толпой валили к академии, чтобы увидеть голую Богиню. Фреску создал Ривера. Сразу же поползли слухи об их романе.

Тина чувствовала себя королевой. Про нее стали шептаться. Одни благоговейно, другие - с презрением. Люди попроще называли ее "сержантским десертом". Простые женщины, завидев ее с фотокамерой на улице, спешили перейти на другую сторону, лишь бы не попасть в ее объектив. Зато друзья рассказывали про нее легенды.

Когда Вестон это заметил, было уже поздно. Он узнал, что у него есть соперник. Ему не оставалось ничего другого, как уехать обратно на родину, в Сан-Франциско. Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - бунтарь, похожий на древнего ацтекского бога, ведущий художник-график газеты «Эль Мачете», один из основателей "Синдиката революционных живописцев" и мексиканской компартии. Он не увидел в ней ни неженку, какая предстала пред Робо, ни простушку, за которую принимали Тину родители, ни художницу, каковой ее увидел Вестон. Он видел фанатичного, как и он сам, человека, готового пойти за новым триединым богом, имя которого было Карл Маркс, Ленин и Сталин.

Экспериментируя с техникой и композицией художественной фотографией, Модотти в своем творчестве полностью основывалась на отображении социальной действительности, что придавало ее снимкам особенный сюжетный реализм. Пабло Неруда вспоминал, что фотографии Тины оказали существенное влияние на многие работы художников-монументалистов, которые находили в них сюжеты для своих картин и фресок.

Т. Модотти. Диего Ривера и Фрида Кало на майской демонстрации, 1929

В это же время Модотти вступает в Коммунистическую партию Мексики и начинает работать секретарем в "Эль Мачете", куда ее приглашает Хавьер Герреро.

"Все кто работал с Тиной, отзывались о ней только с похвалой. Ее не только хвалили, ее любили. Ее любили за самоотверженность в работе. Для нее не существовало понятий день и ночь. Почти все, что она зарабатывала, она отдавала на нужды партии или антифашистской лиги, оставляя себе только на самые необходимые расходы", - писал Ю. Погосов. Молчаливая, замкнутая в себе Модотти могла сутки напролет заниматься обыденной партийной работой. Зачастую она даже после настоятельных просьб отказывалась покинуть помещение редакции, мотивируя это тем, что никто не управится с печатной машинкой быстрее и лучше ее самой - "потому, что у меня самые сильные и быстрые пальцы". Еще бы, ведь эти пальцы были закалены тысячами часов работы с вибрирующей ткацкой нитью. Тина с готовностью шла на жертвы.

Вне всякого сомнения, именно подлинная революционная идейность Тины, проявлявшая себя не в декларативной форме, на словах и в заявлениях, а в самой разнообразной и серьезной практической деятельности, и позволила ей достичь высокой выразительности своих фоторабот. Художественное творчество Модотти имело чрезвычайно глубокую мотивацию, притом, что в его основе отсутствовали традиционные для художника ее общества стимулы: стремление к популярности, достатку, равно как и желание выразить себя в "чистом" искусстве. Тина снимала жизнь такой, какой она есть, чтобы показать - она не может, не должна быть и оставаться такой - черно-белой. И она вкладывала в свои снимки все свое умение и убежденность, чтобы придать им побудительную силу, добиться, чтобы они никого не оставили равнодушными.

В 1928 году Диего Ривера, ранее уже писавший с Модотти богиню плодородия на стенах Национальной школы земледелия в Чапинго, вновь изобразил ее на своей знаменитой фреске "Раздача оружия рабочим". На ней Тина с пулеметной лентой в руках стоит рядом с художницей Фридой Кало и кубинским революционером-эмигрантом Хулио Антонио Мельей.

Мелья, известный деятель международного комдвижения, лидер революционного студенчества, "первый апостол социализма на Кубе", - как впоследствии назвал его Фидель Кастро, скрывался в Мексике от агентов кубинского диктатора Мачадо, и познакомился с Тиной в редакции "Эль Мачете". Мелья без памяти влюбился в Тину. Его не остановили ни слухи об оргиях на крыше с белокурым американским фотографом, ни рассказ о ее романе с печатником Хавьером, ни изображение голой Тины на стене академии в Чапинго. Их близкие отношения продолжались почти два года. Модотти выполнила несколько прекрасных фотопортретов Мельи, которые были показаны на ее персональной фотовыставке, организованной мексиканской компартией в 1928 году.

Несколько месяцев спустя Хулио Антонио Мелья был застрелен наемным убийцей на одной из улиц вечернего Мехико, на глазах у Тины.

Тина была раздавлена горем. Однако полиция обвинила в соучастии в убийстве именно ее - нашлись косвенные улики. Главной из них было знакомство с неким Витторио Видалли. В СССР его знали как Карлоса Контрераса, в Германии и Франции - как Эннеа Сорменти. О нем ходили разные слухи. Говорили, что он свободно посещает Совдепию, что он желанный гость в одном из самых страшных мест СССР - на Лубянке.

Полицейские считали, что именно он убил Мелью. Тому были свои причины. Поговаривали, что уродливый и грубый Витторио был безнадежно влюблен в Тину, однако разборчивая красавица предпочла Антонио Мелью.

После гибели Антонио Тина оказалась в полной изоляции. Одни от нее отвернулись, с другими она порвала сама. С Риверой - потому что он согласился выполнять правительственные заказы, с Ороско - потому что он содержал частный ночной клуб.

В октябре 1930 года Тина поддалась на уговоры Видалли и приехала в Москву,

укрываясь от преследований мексиканской полиции. Она забирает с собою любимый фотоаппарат, но никогда больше не сделает на нем ни одного художественного снимка.

В Москве Модотти снова встретилась с Хавьером Герреро. В смятении Тина предложила ему начать все сначала, но суровый индейский вождь не простил измены. Тина впала в депрессию.

Витторио познакомил ее с видными огэпэушными чинами. Она прошла проверку пятого отдела ОГПУ, и ее сочли достойной хранения тайн государственной важности. Но по «требованию партии» и для выполнения ряда секретных поручений ей пришлось официально стать женой Видалли.

Тина Модотти становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой и вскоре назначается на должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Параллельно же принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы, выполняя деликатные поручения по передаче данных и денег то одной, то другой коммунистической партии.

Получает советский паспорт и осуществляет свое давнее желание - пожать руку Сталину. Теперь она - Тина Иосифовна.

С начала гражданской войны в Испании Модотти действует там под именем Марии Контрерас (одна из агентурных фамилий Видалли), вместе со своим, там же она знакомится с Александрой Коллонтай и Сергеем Эйзенштейном, высоко ценившим ее фотографию. В критический момент штурма Мадрида Тина переводится из разведки на фронт - медицинской сестрой.

Сталин надеялся, что подрывная работа агентов МОПРа даст результаты. Однако, когда война в Испании закончилась победой Франко, его отношение к МОПРу резко изменилось. Сталину докладывали, что агенты Коминтерна и МОПРа через одного перевербованы, что часть денег бесконтрольно оседает на западных счетах так называемых коммунистических организаций - "кассиры" увозят деньги и передают их своим дядюшкам, тетушкам, братьям. На Тину, как и на ее коллег, пало подозрение. МОПР расформировали, большинство его бывших сотрудников ждал расстрел. Начинались "чистки".

Тина и Витторио были тогда за границей (в Германии). Каким-то образом Елена Стасова умудрилась передать Тине сообщение, чтобы она не возвращалась в Москву. Но оставаться в Европе тоже было опасно, и в 1939 году она поехала в Мексику.

Она вернулась туда, где была счастлива. Вернулась одна - без Контрераса-Видалли. Порвала с ним все связи.

В 1940 году правительство Мексики официально разрешает ей поселиться на территории государства. Чем она занималась два года, увы, неизвестно. А потом она умерла при невыясненных обстоятельствах.

Возвращалась однажды вечером из гостей. Поймала такси. Такси привезло ее к дому мертвой. Не исключено, что это было убийство, организованное мексиканской жандармерией, имевшей тесные связи с франкистами и ликвидационным отделом гестапо, охотившимся за деятелями Коминтерна в Латинской Америке. Говорят, что в ее сумочке нашли фотографию Хулио Антонио Мельи, с которой она не расставалась всю жизнь.

Эта смерть была особенно тяжелым ударом для мексиканских коммунистов, с напряжением следящих за сводками с советско-германского фронта. На торжественных похоронах Тины в 1942 году, устроенных ее товарищами, Пабло Неруда читает строки своих знаменитых стихов, высеченных затем на могильной стелле. "Последняя роза прекрасного дня" - говорил он о Модотти.

: сев в такси, Тина приезжает к своему дому мертвой.

Тина Модотти. Коммунист, фотограф, близкий друг Фриды Кало (Все, кто смотрел фильм "Фрида", помнят ее танго с Фридой ).

Из книги Пабло Неруды «Признаюсь:я жил…» :

«К огда я хочу вспомнить Тину Модотти, приходится делать такое усилие, словно ловишь горстку тумана. Хрупкая, почти незримая. Знал я ее или не знал?


Она была еще очень хороша собой - бледный овал лица в оправе темных волос, большущие черные бархатные глаза, которые все так же смотрят сквозь годы. Диего Ривера изобразил ее на одном из своих настенных панно в ореоле венка из листьев и стрел маиса.

Эта итальянская революционерка, прекрасный фотограф, приехала в Советский Союз, чтобы фотографировать людей и памятники искусства. Но, захваченная бурным ритмом социалистического созидания, она швырнула фотоаппарат в Москву-реку и поклялась посвятить жизнь самым скромным делам партии. Я познакомился с Тиной в Мексике, где она честно выполняла свою клятву, и оплакивал ее той ночью, когда она умерла.

Это случилось в 1941 году. Ее мужем был Витторио Видали - знаменитый команданте Карлос из Пятого полка. Тина Модотти умерла от разрыва сердца в такси, по дороге домой. Она знала, что у нее больное сердце, но молчала, боясь, что ее отстранят от революционной работы. Тина всегда была готова делать то, чего сторонились другие, - убирать помещение, пешком отправиться на другой конец города, ночи напролет писать письма или переводить статьи. В испанскую войну она была медсестрой и ухаживала за ранеными республиканцами.

В ее жизни, когда она была подругой выдающегося кубинского революционера Хулио Антонио Мельи , сосланного в Мексику, произошла страшная трагедия. Тиран Кубы Херардо Мачадо отрядил из Гаваны бандитов, поручив им убить революционного вождя молодежи. И однажды вечером, когда Мелья под руку с Тиной Модотти выходил из кинотеатра, в него выстрелили из автомата. Он упал. Упала и Тина, вся в крови убитого друга. А тем временем наемные убийцы, у которых были высокие покровители, беспрепятственно скрылись. В довершение всего полицейские чиновники, покрывавшие преступников, попытались обвинить в убийстве Типу Модотти.

Силы незаметно покидали Тину, и через двенадцать лет ее не стало. Мексиканская реакция пустилась во все тяжкие, чтобы возродить клевету и создать атмосферу скандала вокруг ее смерти, по примеру былых времен, когда хотели доказать, что она замешана в убийстве Мельи. А мы с Карлосом молча сидели у гроба. Трудно было смотреть, как страдает такой сильный и мужественный человек. Его открытую рану разъедал яд мерзкой лжи, порочащей имя Тины Модотти, теперь мертвой. Команданте Карлос исходил яростью, глаза его воспалились, а я, бессильный перед человеческой скорбью, заполнившей комнату, молча смотрел на восковую Тину в маленьком гробу.

Страницы газет были заполнены грязными измышлениями. Тину называли «таинственной женщиной из Москвы». Некоторые добавляли: «Она умерла, потому что знала слишком много». Карлос страдал так безудержно и неистово, что я решил написать стихотворение - отповедь тем, кто бесчестил нашу Тину. Я тотчас разослал стихотворение во все газеты, мало надеясь, что оно будет опубликовано. Но какое чудо! На другой день вместо обещанных накануне новых «разоблачительных подробностей» на первых полосах газет появилось мое гневное, пронизанное болью стихотворение.

Оно называлось «Умерла Тина Модотти». Я читал его тем же утром на кладбище мексиканской столицы, где мы похоронили Тину, где она покоится под плитой мексиканского гранита. На плите выгравированы эти стихи.

Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии.
В семье было шестеро детей.
В десять лет Тина уже по 12 часов работает на фабрике, в пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции, а в 16 лет перебирается в Америку.


В Америке она сначала работает на фабрике, а затем - портнихой в модном ателье, где знакомится со своим первым мужем - художником Робо де Л"Абри.
По его инициативе Тина попадает в Голливуд и с успехом снимается в приключенческих мелодрамах

Тина Модотти в Голливуде

Тина Модотти. Фотограф Эдвард Вестон

Под влиянием Вестона Тина становится мастером фотографического искусства.

Tina Modotti and Robo de Richey at work in their studio, Hollywood, 1921

Тина на лестнице. Фотограф - Эдвард Вестон. 1923 г.

Тина и Эдвард на пути в Мескику 1923 г

Тина и Вестон переезжают в Мексику, где Тина окунается в новый мир, где на волне растущего крестьянского движения формируется революционное искусство.
Новый мир Тины - это новый круг друзей - Давид Сикейрос, Диего Ривера, Фрида Кало , это и новые формы самовыражения.

Тина самозабвенно погружается в мир революций.

Тина Модотти."Элиза". 1923 г.

В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем уже сама принимает участие в организации Итальянской антифашистской лиги в Мексике. Становится моделью Диего Ривера.

Диего Ривера. Фотограф Эдвард Вестон. 1924 год

Тина, изображенная художником Диего Ривера

Tina Modotti, Diego Rivera, Festival of the Tractor , 1927

Эдвард Вестон иТина Модотти. 1924 год. Мексика

Эдвард Вестон. Фотограф- Тина Модотти. 1924 г.

Тина Модотти и Фрида Кало

Формирование левых политических взглядов сразу же оказывает влияние и на художественное творчество Модотти, она становится самостоятельным фотографом.
Занимаясь художественной фотографией, она начинает заменять абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. При этом, используя и развивая новаторскую технику Вестона, Тина добилась особо реалистичного эффекта, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая для снимка самые неожиданные ракурсы.
В результате нескольких лет ее работы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии.

Тина Модотти. Нищета.1928 г.

Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - ведущий художник-график газеты «Эль Мачете», один из основателей "Синдиката революционных живописцев " и мексиканской компартии.
Модотти вступает в Коммунистическую партию Мексики и начинает работать секретарем в "Эль Мачете", куда ее приглашает Хавьер Герреро.

В газете она работает самоотверженно, не щадя своего времени и сил. В 1925 году Тина пишет Вестону:
«Ты мог бы сказать мне, что поскольку жизненный элемент во мне сильнее, чем творческий, я должна смириться с этим и делать самое лучшее из того, что в моих силах. Но я не могу принять жизнь такой, какая она есть, слишком хаотичной, слишком бессознательной, я противлюсь этому, сражаюсь с ней, все время борюсь за то, чтобы вылепить свою жизнь по моему темпераменту и моим возможностям, другими словами, я вкладываю слишком много творчества и энергии в свою жизнь, в следствии чего меня не остается для искусства ». (Письмо от 7 июля 1925 г.)

Tina Modotti at an exhibition of her work at the National Library in Mexico City, 1929

Jose Chavez Morado, Xavier Guerrero, David Alfaro Siqueiros, Enrique Gonzalez Rojo et Diego Rivera

У Тины много друзей, но самыми близкими в это время становятся трое: Диего Ривера, Витторио Видали (команданте Карлос) и Хулио Антонио Мелья. Видали - итальянский коммунист, который был вынужден покинуть Италию после прихода к власти Муссолини. Мелья - лидер студенческого движения, член Коммунистической партии Кубы, вынужденный покинуть Кубу из-за преследования.

Vittorio Vidali. Foto: Tina Modotti, 1927

Хулио Антонио Мелья. Фото: Тина Модотти.

В 1929 году Тина Модотти возвращалась домой с Хулио Антонио Мелья, с которым она работала в газете EL Machete, когда Мелью расстрелял неизвестный. Тину арестовали и заподозрили в причастности к убийству. Вскоре после убийства Мелья последовало неудачное покушение на Президента. Несмотря на недоказанность улик и освобождение из под стражи, Тина и Видали были выдворена из страны. Их посадили на корабль, отходящий в Роттердам. Италия попыталась добиться выдачи итальянских коммунистов, но им удалось избежать передачи фашистам. Они отправились в Берлин, потом - в Швейцарию, а потом - в Москву.

Тина Модотти во сремя следственного эксперимента, 1929.

Картина Диего Ривера "Арсенал", на основе которой до сих пор существует версия о том, что Мелью убил ревнивый Видали. Модотти и Мелья изображены справа, а Видали - слева с ружьем.

Витторио Видали (Команданте Карлос) 1930 г.

Vittorio Vidali during a trip near Moscow, Soviet Union, 1930

В 1931 году Тина приезжает в Советский Союз. Она становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой и вскоре назначается на должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Параллельно же принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы, выполняя деликатные поручения по передаче данных и денег то одной, то другой коммунистической партии.

Тина Модотти в Советском Союзе.1932 г.

Фотографическая карьера Тины Модотти очень недолгая, но успешная и многообещающая, была оставлена навсегда. Полуконспиративная жизнь, которую она вела в СССР, не предполагала занятий фотографией. С Витторио Видали она в 1936 году едет в воюющую Испанию под именем Мария.
В 1939 году под этим же именем Тина возвращается в Мексику. А в 1942 году неожиданно умирает от инфаркта. Вскрытие показывает естественную смерть, но она так неожиданна, что возникает версия о возможном устранении Тины - ведь она так много знала...

Январь 1942 г.

Биография Тины полна противоречивых фактов и еще неизученных страниц.
Несомненно одно - Тина была яркой личностью, она хотела прожить интересную жизнь и оставить о себе след.
Это ей удалось.

Тина Модотти


Италия. Город Удине. 1906 год. Тине исполнилось десять лет. Она была второй из шестерых детей, слёзы голодных младших братьев пробуждали в ней ненависть к социальной несправедливости. Однажды она вернулась домой без платка, но с корзинкой хлеба, сыра и колбасы. «Эта шаль мне совсем не нравилась, - соврала она, - я её продала».

В 1913 году Тина отправилась в Америку. В Сан-Франциско отец, переехавший туда раньше, нашёл ей работу портнихи. К семнадцати годам итальянская девчонка превратилась в девушку незаурядной красоты: прекрасная фигура, мягкие густые волосы, большие тёмные глаза, чувственный рот… Первой это заметила её хозяйка, и Тина стала моделью салона. Она с успехом выступала в итальянском театре, влюбилась в молодого поэта и художника, который ввёл её в местную богему, где проповедовали свободную любовь и отрицали буржуазную мораль. Тина вышла за него замуж, невзирая на критику итальянской общины, и уехала с ним в Лос-Анджелес. Там она стала образцом свободной женщины, «красивой, но с мозгами». В 1920 году снялась в нескольких фильмах с сильно нагримированным лицом, как было принято в Голливуде. На одном из экстравагантных вечеров, где пили саке и слушали восточную музыку, она познакомилась с фотографом Эдвардом Уэстоном. Оба были в браке, у него было четверо детей, но в этом кругу не сдерживали свободных чувств и Уэстон сделал несколько знаменитых «ню» Тины.

В 1923 году нравы в США изменились. Сухой закон, засилье ку-клукс-клана… Тина и Уэстон уехали в Мексику.

Все семь лет, прожитых там, Тина училась у Эдварда технике фотографии. Вскоре её работы стали оцениваться выше, чем её друга. Однако их отношения стали портиться - он находил, что принципы «свободного союза» приемлемы только для него. У его возлюбленной сначала начался роман с Диего Риверой, прославленным художником, толстяком и завзятым донжуаном. Потом была связь с большевиком Хавьером Герреро, членом Коминтерна, убедившим Тину вступить в коммунистическую партию.

С этого времени она абсолютно переменилась. Строго одетая и гладко причёсанная, Тина полностью посвятила себя делу: снимала демонстрации рабочих, батраков в поле, сотрудничала в коммунистической газете «Эль Мачете», выступала против диктатуры Муссолини. Вот тогда-то она в редакции встретила Хулио Антонио Меллу, Адониса левых - высокого, очень красивого, в свои 25 лет самого известного революционера всей Латинской Америки. Он стал единственной настоящей любовью Модотти. Несмотря на бедность и осуждение окружающих, в их жизнь пришло счастье; плоды которого - прекрасные портреты Хулио, сделанные Тиной.

Но всякое счастье длится недолго. Январской ночью 1929 года в Гаване Меллу убили выстрелом в спину. Убийство было явно политическим, но пресса изобразила его как месть ревнивого соперника, изрядно замарав при этом Тину. Попутно её объявили шпионкой Муссолини и посадили в тюрьму. Её «обнажённая натура», сделанная когда-то Уэстоном, обошла прессу как доказательство безнравственности. Из тюрьмы она вышла с подорванным здоровьем и запятнанной репутацией.

Некий итальянский коммунист увёз её в Москву. Этот период её жизни называют «медленным самоубийством». Тина бросила фотографию и работала только для Коминтерна. Став крупным партийным функционером, выполняла опаснейшие задания в Европе. Похоже, она искала смерти. Безуспешно просила послать её для работы в фашистскую Италию. Вместо этого её послали в Испанию, где она оставалась в течение всей гражданской войны. Зная о том, что иностранные коммунисты гибнут в сталинских застенках, она приняла решение не возвращаться в Москву.

Наступила полоса ужасающей бедности и одиночества. Ночью 5 января 1942 года Тина умерла в такси - вскрытие как будто показало инфаркт, но говорили и об отравлении или самоубийстве. Полицейские нашли в её сумочке маленькое фото Хулио Антонио Мелла…

Немудрено, что столь бурная жизнь подстегнула воображение другой незаурядной личности - Мадонны. Интерес родился в 1996 году в Филадельфии, где прошла выставка фотографий Тины Модотти. Эти снимки уникальны и очень дороги: одна из её работ была продана на аукционе за 130 тысяч долларов. При всём различии судеб у них много общего: итальянские корни, пересаженные за океан, а главное - невозможность убедить мир в том, что ты выросла и изменилась.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!