Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Разработка жизнеспособной модели сельских поселений XXI века. Сельские поселения и сельское население

Существуют десятки вариантов классификации сельских поселений средневековой Западной Европы. Из всего их многообразия можно выделить два основных типа поселений - это крупные компактные (села, деревни, полуаграрные городки) и мелкие разбросанные (хутора, выселки, отдельно расположенные дома-фермы). Компактные поселения, деревни по своей планировке сильно отличаются друг от друга; так, например, различают «ядерные», кучевые, линейные и другие типы деревень. В первом типе «ядром» поселения является площадь с расположенной на ней церковью, рынком и т.п., от которой отходят в радиальном направлении улицы и переулки. В уличной деревне основу планировки чаще всего составляют несколько улиц, под разными углами перекрещивающиеся друг с другом. Дома в такой деревне расположены по обеим сторонам улицы и обращены фасадами друг к другу. В линейной деревне дома располагаются на одной линии - вдоль дороги, реки или какой-либо складки местности - и часто только по одной стороне дороги; иногда таких улиц в деревне могло быть несколько: например, в горных местностях дворы нередко составляли два ряда, из которых один идет у подножья склона, другой параллельно ему, но несколько выше. В кучевой деревне дома беспорядочно разбросаны и связываются между собой проулками и проездами.

Не менее разнообразны варианты мелких поселений. Обычно хуторами считают населенные пункты, в которых 10-15 дворов (в Скандинавии - до 4-6 дворов). Однако эти дворы могут или концентрироваться вокруг какого-либо центра (площадь, улица), или лежать довольно далеко друг от друга, будучи связаны лишь общим пастбищем, пахотой, управлением и т.п. Даже отдельные постройки и те требуют своей классификации: ведь крупные, в несколько этажей фермы равнинных мест несравнимы с небольшими хижинами горных жителей.

Многоликая картина поселений средневековой эпохи сохранилась до наших дней: подавляющее большинство населенных пунктов континента, как полагают, возникло еще до XV в. При этом в их возникновении можно подметить определенные закономерности. Так, система открытых полей чаще всего сочеталась с компактными поселениями. Средиземноморская система хозяйствования допускала существование разных типов населенных пунктов, но начиная с XV в. в местах наибольшего развития аграрных отношений (Средняя Италия, Ломбардия) доминирующими стали отдельные дома-фермы. На распространение того или иного типа поселений влияли и географические факторы: в равнинных местностях, как правило, преобладали крупные деревни, в горных - мелкие хутора. Наконец, решающую роль во многих случаях играли исторические особенности развития каждой местности и, в первую очередь, характер ее заселения. Например, военной колонизацией объясняется преобладание крупных поселений в Восточной Германии и в центральных областях Пиренейского полуострова. Освоение бывшего леса, болот, низменных приморских территорий вело к распространению мелких форм поселений - хуторов, выселок, заимок с отдельными строениями. На характер поселений влияли и порядки, свойственные прежнему населению этой местности (кельтам, славянам и т.д.). Впрочем, все эти закономерности проявлялись далеко не всегда; например, во Фриуле, рельеф которого представляет всю гамму ландшафтов от Альпийских гор до лагунной низины, распределение типов поселений было обратным указанному выше: в горах - компактные многодворные села, на равнине - изолированные дома. Следует учесть также, что характер доминирующего типа поселения на протяжении средневековья мог неоднократно меняться. Так, в Англии в кельтскую эпоху преобладали мелкие поселения, но уже первая волна англосакского нашествия привела к увеличению удельного веса крупных деревень, так как завоеватели предпочитали селиться большими родовыми группами. В целом в раннее средневековье компактные виллы-общины в Центральной, Южной и Восточной Англии были преобладающими. Дальнейшее расселение населения шло путем отпочкования от крупных поселений мелких выселок; их количество еще более выросло в период внутренней колонизации. В итоге во многих сельских районах страны уже к XV в. господствующим типом поселений стали мелкие разрозненные поселения. Позже в результате огораживаний многие деревни были заброшены и количество мелких хуторов и отдельных ферм еще более возросло.

В Германии границей между различными типами поселений была Эльба. К западу от нее доминировали кучевые деревни, мелкие поселки беспорядочной формы, хутора и отдельные строения, иногда имеющие какой-либо

Сельские поселения Центральной Европы:
1 - кучевые и ядерные деревни; 2 - хутора и мелкие селения; 3 - отдельные хозяйства; 4 - мелкие кучевые и ядерные деревни более упорядоченного типа (районы колонизации); 5 - крупные уличные и ядерные деревни; 6 - хутора-заимки; 7 - более поздние формы поселений

общий центр или, наоборот, располагающиеся вокруг пахотного массива. Мелкие деревни и хутора были также распространены в восточных землях (Лаузиц, Бранденбург, Силезия, чешские территории); здесь их наличие нередко объясняется формой предыдущих славянских поселений. В основном же Восточная Германия - область господства крупных деревень уличного или линейного типа, а также более мелких поселений, выросших на местах лесных расчисток или в гористой местности, но носящих такой же упорядоченный характер.


Типы сельских поселений Италии:
1 - крупные села и аграрные городки; 2 - хутора и горные поселки; 3 - отдельные дома и хозяйства; 4- смешанные формы селений

На севере и северо-востоке Франции подавляющим типом были крупные села; здесь грань между мелким городом и такой деревней была невелика. В остальных же районах страны (Центральный массив, Мэн, Пуату, Бретань, восточная часть Иль-де-Франса) господствовали мелкие поселения, хутора. В Аквитании, Тулузском районе, Лангедоке со времен развитого феодализма картина стала несколько иной: многовековые войны вызвали к жизни иной тип поселений - бастиды, укрепленные центры, построенные по определенному плану; в них стали стекаться жители прежних поселков.

Картина испанских поселений также менялась по мере хода Реконкисты. Издавна север и северо-запад полуострова представляли собой территорию, занятую мелкими хуторами и разбросанными поодиночке строениями, однако к началу Реконкисты в пограничных с арабами землях Леона и Старой Кастилии шел процесс укрупнения населенных пунктов. На отвоеванных землях Новой Кастилии господствующим типом поселений стали редкие, но крупные по размерам села или - на севере области - мелкие хуторки, группирующиеся вокруг укрепленного замка. Такие же крупные деревни доминировали и в Португалии к югу от Тахо; однако к северу от нее наиболее распространенным типом поселений оставались хутора.

Картина итальянских поселений не менее разнообразна. Большую часть юга полуострова занимали крупные деревни, местами смешанные с мелкими выселками и хуторами; лишь в Апулии и Калабрии господствовали разбросанные мелкие хутора. Крупные села и полуаграрные городки доминировали также на юге Центральной Италии. В северной же части Лацио, Марке, Тоскане, Эмилии, значительной части Ломбардии, Венето и Пьемонте наиболее распространенным типом поселений были мелкие деревушки, хутора и отдельные фермы - подере.

Наличие господствующего типа поселений в каждой из областей континента совсем не отрицало существования в ней селений другого типа. Как правило, почти в каждой местности были и крупные деревенские пункты, и мелкие поселки, а то и отдельные дома-фермы. Речь идет лишь о преобладающем типе поселения, определяющем лицо данной территории.

Технологическая карта урока географии

Где живут люди: города и сельская местность

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные виды поселений: города и сельские поселения

Задачи урока

1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Города, сельские поселения. Их отличия друг от друга

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить? (ответы обучающихся)

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Посмотрите, я принесла с собой черный ящик. Как вы думаете, что в нем может находиться? (ответы детей ) Подсказываю, эти предметы связаны с темой нашего урока (ответы детей )

(достаю из ящика трамвайчик, лошадку и корову ). Почему я их принесла к нам на урок. Как они могут быть связаны с темой урока? Какие ассоциации они вызывают у вас? (ответы детей )

И так как будет называться тема нашего урока?

А прочитайте, что у меня написано.

ЕЫННЕЛЕСАН ЫТКНУП (НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ) Запишите в свой рабочий лист

А какую цель поставим? (ответы детей ) Запишите в свой рабочий лист

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Что такое поселение?


Какие бывают города и сельские поселения?

Чем различаются поселения разных типов


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей )

Используя текст учебника, дайте определение «поселению» или «населенному пункту»

(Места, где проживают люди, получили название поселений или населенных пунктов)

Как они распространены по поверхности Земли? (они встречаются между 78 0 с.ш и 54 0 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря)

Какие виды населенных пунктов существуют? (города и сельские поселения)

Сделайте записи в своем рабочем листе.

И так, мы выяснили, что такое поселения. Что нам нужно дальше узнать? (чем различаются поселения разных типов?).

Проблемный вопрос: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Сейчас работаем группами. Первая группа работает с сельскими поселениями, вторая группа с городом. Ваша задача: найти характерные черты каждого типа поселений. Результат вашей работы – заполненная таблица. Вам в помощь вопросы - подсказки.

Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе

Сфера жизни

Сельские поселения

Города

Жилищные условия

Какие дома преобладают?

Преобладают одноэтажные дома с печным отоплением

Преобладают многоэтажные дома со всеми удобствами

Занятия

Чем занята большая часть населения?

Сельским хозяйством

Работаю на промышленных предприятиях, в торговле, на транспорте

Ритм жизни

Какой ритм жизни: спокойный или быстрый? Связан ли с природными ритмами?

Спокойный, связан с природными ритмами

Напряженный, искусственный (по жесткому расписанию)

Передвижение

На чем передвигается большая часть населения?

Большая часть населения ходит пешком

Большая часть населения передвигается на автобуах, трамваях и т.д

Общение

Все знают все друг о друге; внешний контроль за поведением каждого

Незнание жизни окружающих

Питание

Какие продукты преобладают в рационе?

Продукты, выращенные на собственном участке

Продукты, купленные в магазине

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, противоположная группа делает записи в рабочий лист (отчет групп о выполненной работе)

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

А сейчас давайте сделаем вывод? Так какой же населенный пункт называется городом? (ответы детей) . Сделаем запись в рабочем листе.

Где и когда появились первые города? А в нашей области есть города? Назовите их.

По численности населения города бывают: малые до 50.тыс., средние 50-100 тыс., крупные более 100 тыс., миллионеры более 1 млн. человек. Как вы думаете, к какой группе относятся наши города? (ответы детей )

А что называется городской агломерацией? Где расположена самая крупная? А в России есть городские агломерации? Как они называются? (ответы детей )

А какие функции могут выполнять города? Сделайте записи в рабочий лист.

Хорошо работаем теперь с сельскими поселениями. Давайте сначала дадим определение, что такое сельская местность? (территория вне города). А какие поселения мы будем называть сельскими? Запишите свое определение в рабочий лист.

А сейчас давайте посмотрим, какие типы сельских населений есть в разных уголках планеты. Для этого выполним следующее задание: в рабочем листе есть рисунки сельских поселений. Я буду вам читать определение пункта, а вы должны догадаться, о чем идет речь.

    Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок)

    Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор)

    Крупное казачье поселение (станица)

    Крупное поместье в Бразилии. Так же называется программа на 1 канале (фазенда)

    Населенный пункт в горах. С тюркского языка – «селение» (аул)

    Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня)

    Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо)

    Поселок в Средней Азии. С тюркского языка – «зимовье» (кишлак)

    Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

А мы с вами живем, в каком населенном пункте? Какие черты города можно отметить? Какие черты сельской местности у нас проявляются? А вы знаете, что в 2011 г. у нас состоялся референдум, где большая часть населения высказало свое желание, о том, что пгт Серышево должно стать селом. А вы как считаете? (ответы детей).

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами зашифрована известная пословица. Прочитайте ее?

АБВГВСЯКИЙЕДИ

КУЛИКНОПРОМС

ВАРТЫФСВОЕБД

ТОБОЛОТОРВСК

ДЛХАЧВАЛИТСИ

Всякий кулик хвалит свое болото. Как вы понимаете данную пословицу? Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, расхвалить населенные пункты. Сейчас меняемся: первая группа хвалит – город, вторая – село.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Что вы можете сказать сейчас по этому поводу (Пожалуй, нет. Все люди разные: одному нравится бешеный темп жизни среди небоскребов, другому спокойная жизнь в маленьком городке, третий не может жить нигде, кроме как в родном ауле в горах. Для одних самое важное – интересная работа, для других чистый воздух, для третьих – доброжелательные соседи, для четвертых – теплый климат и т.д. поэтому для общества в целом и для каждого конкретного человека важны и нужны самые разные города и села)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 15

Задание на выбор:

Создайте презентацию или буклет по теме «Необычные города»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на стены, на них высказывание великих людей. Подумайте 5 сек., и скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Познание начинается с удивления

Аристотель

Я знаю, что ничего не знаю .

Сократ

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму

Позволь мне сделать самому,

И я научусь

Конфуций

Для каждой природной зоны характерны свои типы сельских поселений и их размещение по территории. Кроме того, различаются жилища в разных природных условиях. Рядом с городами формируются высокоурбанизированные сельские поселения.

Рис. 2. Изба в зоне смешанных лесов ()

Наилучшими условиями для ведения сельского хозяйства обладают природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов и субтропиков. Именно в пределах этих природных зон проживает большая часть сельских жителей России.

В России насчитывается 150 тыс. сельских поселений. Но со временем количество сельских населенных пунктов и сельских жителей в России уменьшается. Это связано с развитием промышленности, перестройкой экономики, отсутствием в сельской местности школ, больниц, других социально важных учреждений, зачастую плохими и тяжелыми условиями жизни.

Основные виды сельских поселений России:

  1. Деревня (рис. 3)
  2. Станица
  3. Поселок
  4. Хутор
  5. Кочевые поселения и др.

Рис. 3. Деревня в Калужской области ()

Типы сельских населенных пунктов по численности населения:

  1. Малые (до 100 чел.)
  2. Средние (от 100 до 1000 чел.)
  3. Крупные (более 1000 чел.)

Жители сельских населенных пунктов заняты в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, промышленности. Сельские населенные пункты используются для отдыха как сельских жителей, так и уставших горожан (рис. 4).

Рис. 4. Отдых в деревне ()

Бураново

Бураново - село в Удмуртии. Именно из этого села коллектив «Бурановские бабушки» занял почетное 2 место на «Евровидении» в 2012 году (рис. 5).

Рис. 5. «Бурановские бабушки» на «Евровидении» ()

Джон Кописки

Джон Кописки- успешный предприниматель, который приехал в Россию и стал фермером.

Лосиная ферма

Лосиные фермы - фермы по разведению лосей в домашних условиях (в сельской местности).

Лыковы

Лыковы - семья, которая жила без городских и современных благ в тайге.

Список литературы

Основная

  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.
  2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.
  3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.
  4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.
  2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
  3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.
  4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
  1. Федеральный институт педагогических измерений ().
  2. Русское географическое общество ().
  3. Geografia.ru ().
  4. Федеральная служба государственной статистики ().

Домашнее задание

Параграф 57.

  1. Назовите основные виды сельских поселений.

Какие типы сельских поселений на разных материках

Ответы:

Городские поселения - населенные пункты, выполняющие следующие народнохозяйственные функции (одну или несколько в различных сочетаниях): 1) промышленную; 2) транспортную; 3) организационно-хозяйственную, культурно-политическую и административную; 4) функции организации отдыха и лечения (курорты). Для определения городских поселений необходимо исходить из совокупности признаков: численности населения, его занятости, экономического и культурного значения населенного пункта - с учетом местных особенностей различных стран и районов.К сельским поселениям можно отнести в основном небольшие населенные пункты, жители которых занимаются территориально рассредоточенными видами деятельности. Для сельских поселений существует великое множество названий. Если взять только Россию, то здесь - это села, деревни, выселки, хутора, станицы и т.д. В других странах применяются свои специфические названия (аулы, кишлаки и др.). И хотя названия отражают в некоторой степени функциональную специфику сельского поселения, говорить о научной типологии сельских поселений на этой основе вряд ли возможно. По преобладающим функциям в общественном разделении труда можно выделить два крупных типа сельских поселении: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Выделяется также тип - агроиндустриальные поселки.

Похожие вопросы

  • Читательский дневник весёлая семейка
  • Как решить 4(х-0,5)-2(х+0,3)=-2,6
  • Замените несколько действий одним действием
  • Из этого предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты. Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжелыми хлопьями. a)изредка снег б)снег срывался в)срывался с ветвей г)на землю д)падал на землю е)изредка срывался ж)падал хлопьями з)тяжелыми хлопьями
  • Кратко и понятно 1. Когда германский союз был создан? 2. Какие два государства бо??олись за объединение немецких земель? 3. Какие проблемы решаются созданием Таможенного союза в 1834 году? 4. Кто юнкер? Кто звонил гроссбауэров? (В немецких землях) 5. Что такое landag? 6. Что послужило причиной революции в Берлине в 1848 году? 7. Каковы основные достижения революции в Берлине? 8. Что делает Франкфуртский парламент? 9. Кто был лидером немецкого, когда началось объединение? 10. Кто является канцлером? 11. Кто придумал идею объединения Германии "железом и кровью"? 12. Какие утверждает Пруссию воевал в 1864 году и 1866 году? 13. Кто карбонариев? 14. Почему не могли выгнать австрийцев в 1848 году? 15. Каковы национальные герои Италии, борцы за объединение Италии? 16. Как называется процесс объединения Италии? 17. Кто такой Камилло Кавур? 18. Страны, которые заключили союз с Пьемонта в борьбе против Австрии? 19. Когда был созван первый итальянский парламент? 20. Что такое плебисцит? 21. Кто и когда был первым королем объединенной Италии? 22. Когда было окончательное объединение Италии?

Типы поселений на территории Русского Севера

Наиболее ранней формой сельских поселений является погост, представляющей собой объединение на основе общинного землевладения значительного количества крестьянских хозяйств-семей. В писцовых книгах термин «погост» упоминается уже в XII в. и имеет два значения: центрального поселения и административного округа.

Административный центр - «погост-волость» составлял сельскую общину, со временем границы общины сузились, и внутри одного погоста могло находиться несколько общин. Община являлась податной единицей в системе древнерусского государства.

В центральном поселении - «погост-место» строилась церковь или храмовый комплекс, здесь происходили мирские сходы и съезды, сюда приезжали купцы - «торговые гости» (отсюда и термин «погост»).

Термин «свобода» (слобода) характеризует поселение ремесленников, выходцев из общины. Развитие слобод отражает процесс разложения сельской общины, отделения ремесла от земледелия.

Термин «село» в русских летописях появился в X в. и обозначал княжеское загородное имение, позднее поселение крестьян на господской земле и центральное селение, к которому тяготеют деревни. В XIX-XX веке под селом понимают крупное поселение с церковью. Село становится административным, торговым и общественным центром близлежащих деревень.

Деревня является основным типом поселений русских крестьян, первое упоминание относится к XI в. Первоначально деревни состояли из 1-3 дворов, позднее из 10-15.

Однодворное поселение называли - починок, выставку или окол. Часто починок был начальным звеном будущей деревни или села. В XVIII-XIX вв. на Севере починком или выставкой называют небольшие поселения, отпочковавшиеся от деревни или села в поисках лучших земель. Постепенно этот процесс привел к формированию на Севере гнезд (групп) селений.

Можно выделить три основных принципа застройки северных деревень:

1. Свободный - селения состоят из редко стоящих крестьянских дворов с произвольной ориентацией (сел Таратино).

2. Замкнутый - селения различной формы с расположением дворов вокруг площади, озера и т.п. (село Кузьминское)

3. Рядовой - это селения с однорядной, двухрядной, трехрядной или многорядной постройки, имеющие прямолинейную или криволинейную форму, с одно или двухрядной застройкой улиц (село Булкино). Избы в таких селениях тянутся вдоль берега или дороги.

Дома в селениях ставили на солнечную сторону, юг или восток, чтоб солнце как можно дольше согревало и освещало дом. В старых селениях дома второй линии старались ставить в промежутках между домами первого порядка, чтоб солнце попадало и в эти избы.

Схема застройки села Таратино. Ленский район. Архангельская область

Схема застройки села Кузьминское. Тарногский район. Вологодская область

Схема застройки села Булкино. Чарозерский район. Вологодская область

Схема застройки села Палуга. Лешуконского района. Архангельская область

Обследование и обмеры, проведенные Ю.С. Ушаковым на территории русского Севера, и выполненные на этой основе реконструкции селений и их гнезд, сформировавшихся к XVIII-XIX вв., позволяют говорить о высоком композиционном мастерстве народных зодчих в организации среды обитания, мастерстве, рождавшем селения индивидуальные и разнообразные, как сама природа.

Данные исследования дали возможность провести классификацию приемов архитектурно-пространственной организации северорусских селений и их гнезд относительно внешнего зрительного восприятия и по природно-географическим признакам.

В основу классификации относительно зрительного восприятия, положена степень раскрытия поселения к основным путям (водным и сухопутным):

1- Центрическая композиция , когда село воспринимается с многих направлений. В зависимости от широты раскрытия могут быть - с круговым восприятием (примерно 50%) и полукруговым (примерно 30%).

2- Линейная композиция это селения воспринимаемые с двух сторон (примерно 10%).

3- Фронтальная композиция , когда селения с фронтальным восприятием (примерно 5%).

4- Многоцентровая композиция , это селения имеющие равноценные композиционные акценты, воспринимаемые взаимно (примерно 5%).Бывают парные и с тремя и более центрами.

По природно-географическим признакам архитектурно-природные комплексы подразделяются на группы и подгруппы:

1. Приречные селения:

а. при малой реке;

б. при большой реке.

2. Приозерные селения:

а. приозерно-прибрежные;

б. полуостровные открытые;

в. полуостровные замкнутые;

г. островные открытые.

3. Приморские:

а. приморско-прибрежные;

б. приморско-приречные.

Селения с центрической композицией с круговым восприятием

Приречные

1. Приречные при малой реке

Село Верховье (Верхний Мудьюг) Онежского р-на Архангельской области, село Ратонаволок Емецкого р-на Архангельской области, село Кулига Дракованая Красноборского р-на Архангельской области, село Бестужево Октябрьского р-на Архангельской области, село Усть-Кожа (Макарьино) Онежского р-на Архангельской области.

Село Верховье. (Верхний Мудьюг). Онежский р-н. Архангельская обл.

План и панорамы

Село Турчасово Плесецкого р-на Архангельской области, село Ракулы Холмогорского р-на Архангельской области, село Заостровье Березнековского р-на Архангельской области, село Конецдворье Приморского р-на Архангельской области.

Село Заостровье. Березнековский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Приозерные

1. Приозерные прибрежные

Село Лядины Каргапольского р-на Архангельской области, село Вёгоруксы Медвежьегорского р-на Карелия, селол Типиницы Медвежьегорского р-на Карелия, село Щелейки Подпорожског р-на Ленинградской области.

Село Лядины. Каргапольский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приозерные полуостровные

Село Колодозеро Пудожского р-на Карелия, село Яндомозеро Медвежьегорского р-на Карелия, село Почозеро (Филиповское) Плесецкого р-на Архангельской области.

Село Колдозеро. Пудожский р-н. Карелия. План и панорамы

3. Приозерные полуостровные замкнутые

Деревня Семеново Плесецкого р-на Архангельской области, деревня Глазово Плесецкого р-на Архангельской области.

Деревня Глазово. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорама

4. Приозерные островные открытые

Кижский погост Медвежьегорского р-на Карелия, Водлозерско-Ильинский погост Пудожского р-на Карелия, село Лычный Остров Кондопожского р-на Карелия.

Село Лычный Остров. Кондопожскийо р-н. Карелия.

План и панорама

Приморские

1. Приморско прибрежные

Село Ковда Кандалакшинского р-на Мурманской области, село Пурнема Онежского р-на Архангельской области, село Кандалакша Кандалакшского р-на Мурманской области.

Село Ковда. Кандалакшинский р-н. Мурманская обл.

План и панорамы

2. Приморско приречные

Село Малошуйка Онежского р-на Архангельской области, село Шуерецкое Беломорского р-на Архангельской области, село Ненокса Северодвинского р-на Архангельской области.

Село Малошуйка. Онежский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Селения с центрической композицией с полукруговым восприятием

Приречные

1. Приречные при малой реке

Село Нижмозеро Северодвинского р-на Архангельской области, село Суланда Шенкурского р-на Архангельской области, село Поча Тарногского р-на Вологодской области, деревня Пелюгино Плесецкого р-на Архангельской области.

Село Нижмозеро. Северодвинский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приречные при большой реке

Село Подпорожье Онежского р-на Архангельской области, село Юрома Мезенского р-на Архангельской области, село Большой Посад (Кеврола) Пинежского р-на Архангельской области, село Пиринемь Пинежского р-на Архангельской области, село Чекуево Онежского р-на Архангельской области.

Село Подпорожье. Онежский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Приозерные

1. Приозерные прибрежные

Село Порженское Плесецкого р-на Архангельской области, село Гимрека Подпорожского р-на Ленингпадской области, деревни Маселга и Гужово Каргапольского р-на Архангельской области.

Село Порженское. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приозерные полуостровные

Село Кондопога Кондопожского р-на Карелия, деревня Малое Лижмозеро Кандопожского р-на Карелия, деревня Усть-Яндома Медвежьегорского р-на Карелия.

Село Кондопога. Кондопожский р-н. Карелия. План и панорамы

Селения с линейной композицией

1. Приречные при малой реке

Село Согинцы Подпорожского р-на Ленинградской области, село Шуя Прионежского р-на Карелия, село Астафьево Каргапольского р-на Архангельской области.

Село Согинцы. Подпорожский р-н. Ленинградская обл. План и панорамы

2. Приречные при большой реке

Село Бережная Дубрава Плесецкого р-на Архангельской области, село Пияла Онежского р-на Архангельской области, село Чухчерьма Холмогорского р-на Архангельской области.

Село Пияла. Онежскийо р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Селения с фронтальной композицией

Приозерно прибрежные

Село Вершинино Плесецкого р-на Архангельской области, деревня Большое Лижмозеро Кондопожского р-на Карелия.

Село Вершинино. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорамы

Селения с многоцентровой композицией, с двумя центрами

1. Приозерные

Деревни Горбачиха и Тырышкино Плесецкого р-на Архангельской области, деревни Новинка и Пертисельга Олонецкого р-на Карелия, Зехново-Спицино Плесецкого р-на Архангельской области, Минино-Ершово Плесецкого р-на Архангельской области.

Деревни Тырышкино и Горбачиха. Плесецкий р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приречные

Село Варзуга Кировского р-на Мурманской области.

Село Варзуга. Кировский р-н. Мурманская обл. План и панорама

Селения с многоцентровой композицией с тремя и более центрами

1. Приречные

Село Ошевенское Каргопольского р-на Архангельской области.

Село Ошевенское. Каргопольский р-н. Архангельская обл. План и панорамы

2. Приозерные

Кижский погост Медвежьегорского р-на Карелия.

Погост Кижи. Медвежьегорский р-н. Карелия. План и панорамы

«Природная среда - великий учитель народных зодчих - подсказывала планировочный и композиционный прием расположения селения. Здесь вступает в силу оно из важнейших качеств народного зодчества - гармония архитектурной среды и среды природной как наиболее близкой и понятной человеку, в ней выросшему» 2 .

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие).- Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1982. - 168 с., ил.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!