Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Правила работы с пластилином. Ночные хищные птицы (филины и совы)

Птицы этого отряда, а представлен он почти 150 видами, живут едва ли не во всех природных зонах. Узнать сову легко по некоторым общим признакам, свойственным большинству из них.

Считается, что первая похожая на сову птица жила уже в позднем мезозое (248-65 млн. лет тому назад). Во времена наступившего за ним эоцена, а он закончился 40 млн. лет тому назад, в Европе, как полагают, жило несколько видов сов. Но птицы со знакомыми нам чертами появились в период от 10 до 25 млн. лет тому назад.

Первейшими из признаков, которые сразу отмечаешь в сове, являются ее крупная голова и морда с большими круглыми, смотрящими вперед глазами, которую окружает лицевой диск. У сипух лицевой диск имеет форму сердца, но у обыкновенных сов он обычно круглый. Клюв короткий, изогнутый, с расположенными у основания ноздрями.

Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть оно сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. Перья лесных сов обычно коричневатые, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. Совы — жители пустынь и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой окраской: совы в пустыне уж точно рыжие. За исключением рыбных сов, перья покрывают и лапы. Благодаря тому, что наружные пальцы у нее оборотные, сова одинаково прочно захватывает и насест, и свою жертву, а когти-то у них у всех длинные и острые.

Самки, как правило, чуть крупнее самцов, но окраска перьев у них практически одинаковая. Правда, у полярной совы самцы отличаются снежно-белым оперением, а у их подруг оно имеет заметные коричневатые пестрины.

Совы обладают острым зрением и слухом. Их большие глаза приспособлены для охоты в условиях слабого освещения. Часто говорят, будто совы хорошо видят в темноте, зато при свете дня — слабо, но ни то, ни другое мнение не верно. Сове, поскольку глаза у нее смотрят вперед, как и человеку, присуще бинокулярное зрение, но более широкое его поле достигается благодаря способности птицы поворачивать голову почти на 180 градусов. Уши у нее расположены по обе стороны лицевого диска, причем у некоторых видов внешние уши несимметричны, то есть одно может быть на 50% больше другого, к тому же и выше располагается. Особенно велико у всех сов внутреннее ухо. Да и нейронов в той части мозга, которая отвечает за слух, у них гораздо больше, чем у большинства других птиц. Как следствие — такой тонкий слух, что некоторые совы место нахождения своей добычи умеют определить в кромешной тьме, а то и под слоем снега. Между прочим, кисточки на ушах у некоторых видов ничего общего со слухом сов не имеют, но, вероятно, помогают опознавать представителей своего вида.

Почти все виды сов ведут ночной образ жизни, за исключением домового сыча, широко распространенного на юге Британии и в Европе, и болотной совы, встречающейся по всей Британии и Евразии. Два вида сов — ястребиная сова и полярная — обитают в Арктике. Летом они обычно охотятся ясными ночами, а зимой отдают предпочтение нескольким часам дневного времени суток.

Днем большинство сов отдыхают в облюбованном месте — на ветке, в расщелине, на уступе скалы, а то и под навесом крыши заброшенного дома. Есть виды, которые устраивают гнезда в углублениях грунта, а есть и такие, что живут в норах.

Почти все совы — птицы оседлые, то есть всю жизнь живут в одном месте, однако бывают среди них и перелетные виды. Некоторые сипухи, встречающиеся в Центральной и Южной Европе летом, на зиму отлетают на север тропической Африки или в другие районы Средиземноморья. Болотная сова тоже к зиме мигрирует на юг. Кочевать с нажитого места многих сов — например, ястребиную и большую серую — может заставить нехватка пищи.

Оседлых сов отличает характерное поведение, связанное с защитой собственной территории: они агрессивно относятся к попыткам ее нарушить кем-либо, а особенно другими хищными птицами.

Совы — птицы весьма речистые. Репертуар их криков включает гораздо больше звуков, чем знакомое всем уханье. Самец неясыти обыкновенной криком предупреждает нарушителей территории, сопровождает ухаживание за самкой и предвещает свое возвращение в гнездо с едой для избранницы и птенцов. Кроме того, у него достаточно широкий репертуар. Особая говорливость присуща совам в период размножения. Известно, что ястребиная сова в такое время за одну ночь может подавать голос 600 раз. Крики у нее самые разнообразные: одни, по описанию, похожи на плач ребенка, другие напоминают хохот — резкий и насмешливый. Из европейских сов воробьиный сыч, пожалуй, самый маленький, однако не самый молчаливый: у него впечатляющий набор территориальных сигналов и различных оживленных посвистов. Птенцы у большинства видов, когда голодны, сообщают об этом быстрым чириканием, щелканьем и щебетанием.

Совы питаются, за малым исключением, живой добычей. Иногда видели, что они употребляют и падаль, но все же утолять свой аппетит совы предпочитают охотой. Их рацион, небольшие отличия в котором зависят от среды обитания, включает и мелких млекопитающих — мышей, полевок, землероек, крыс, леммингов, кроликов, горных зайцев, и дождевых червей, разных насекомых, небольших змей и других пресмыкающихся, и рыбу, и ракообразных. Бывает, что сова на охоте может убить молодого олененка, многие из них нападают на других птиц и даже на мелких сов. Филины, как известно, могут съесть ежа, научившись, прежде чем браться за мясо, снимать с него шкуру и иголки.

Ее способы зависят от самой добычи. Насекомых сова ловит на лету, а вот если в рационе есть рыбное — как у южноафриканской рыбной совы, — тогда она, усевшись на толстой ветке вблизи воды, будет пристально следить, не выдаст ли рябь, находящуюся в глубине рыбу, чтобы затем бесшумно спикировать и схватить улов когтями. Может она охотиться на крабов и на прочих мелких ракообразных, водящихся у береговой линии.

Подавляющее большинство ночных охотниц высматривает свою добычу, неслышно кружа над определенным сектором, на которые они делят свои угодья, где совершают систематическую ловлю. Или же, недвижно сидя в удобном месте — на ветке или столбе, — высматривают жертву на земле: ни малейшее движение землеройки или полевки не ускользнет от их острого зрения и тончайшего слуха. Европейским видам требуется в день еды 16-48% от веса собственного тела.

Исключением, по-видимому, являются сипухи, у которых потребность в пище выше. Между прочим, если сопоставлять количество съедаемого с размером птицы, немало мелких сов дадут форы более крупным видам.

Видимо, самое заметное влияние на то, когда совы приступают к размножению, оказывают наличие еды и преобладающие погодные условия: если пищи много, размножаться птицы начинают раньше и откладывают больше яиц, если нехватка, то в кладке будет в лучшем случае одно-два яйца.

Некоторые виды сов образуют пару один раз и на всю жизнь, самцы же других каждый год подыскивают себе новую самку. Мало сов вьют себе гнезда сами, гораздо чаще они занимают пустующие жилища других птиц, используют дупла в деревьях или иные естественные углубления. Некоторые виды устраивают гнезда из пучков травы и соломы. Африканская болотная сова гнездится на земле, в ходах, проделанных в растительности. Пустынные виды откладывают яйца обычно в норы, брошенные грызунами.

Выбрав место для гнезда, сова может отложить в него с интервалом в несколько дней от одного до 14 яиц. По сравнению с куриными овальными яйцами, у сов они имеют более круглую форму. В отличие от многих других птиц, самка начинает высиживание, как только отложит первое яйцо, поэтому птенцы проклевываются с промежутком в несколько суток и, если приходит тяжелая пора, вылупившиеся позднее птенцы голодают в то время, как старшим достается вся пища. Длительность высиживания у разных видов составляет от 24 до 36 суток. На яйцах сидит только самка, а еду ей в этот период приносит самец.

Детеныши рождаются беспомощными, с закрытыми мягким пушком глазами и ушами. Его, прежде чем у них начнут появляться настоящие перья, сменит вторичный пуховый покров — мезоптиль. Глаза, как правило, открываются на вторую неделю. Еду в гнездо — мышей и полевок — поначалу приносит только самец, а самка не покидает малышей, оберегая их от переохлаждения. Но по мере их роста увеличивается и их аппетит — и тогда самка тоже начинает улетать охотиться.

Птенцы решаются выбраться из гнезда в зависимости от вида на 3-Ю неделю жизни. В это время многие из них не очень умеют или хотят летать, поэтому могут еще несколько недель оставаться невдалеке от гнезда. К размножению они готовы примерно в годовалом возрасте.

Сипухи водятся почти во всех уголках планеты, отличаясь самым широким среди наземных птиц ареалом распространения. Пожалуй, как ни одна другая сова, сипуха селится вблизи человека, весьма часто выбирая в качестве дневного насеста или гнезда крыши амбаров, сараев, опустевших домов или церковные башни.

У европейской — белогрудой — сипухи красивейшее пушистое оперение на спине имеет окраску желтовато-коричневую, с золотистым отливом и серо-белыми пятнами. Нижняя часть птицы — белая, иногда с желтоватым оттенком на груди, испещренная черными крапинками, а сердцевидный лицевой овал и внутренняя часть крыльев окрашены в чистый белый цвет.

Рацион питания сипухи состоит из мелких грызунов, но она может хватать прямо из гнезда и небольших птиц, таких как воробьи, или летучих мышей — если удается их поймать. Эта ночная охотница может, когда приходит зима или нужно кормить птенцов, отправляться на охоту и днем. Добычу она относит к гнезду и там съедает.

Сезон размножения в Европе обычно начинается в феврале-марте, причем не редкость и два выводка. Продолговатые по форме яйца, а в кладке их может быть 4-7, располагаются в удобном месте где-нибудь на крыше или в дуплистом дереве. Гнезда сипуха сама не вьет, но зато выстилает облюбованное место пищевыми катышками или занимает свитое другими птицами гнездо. Высиживание длится несколько дней и в это время о питании самки заботится самец. Когда же птенцы начинают проклевываться, он, удваивая свою прыть, укладывает у края гнезда сразу несколько тушек грызунов. После того, как птенцы вывелись, самка дробит скорлупу и часто ее поедает. Пока малышам не исполнилось 7-8 недель они гнезда не покидают.

10.10.2014

Трудовое обучение

Тема. Последовательность действий во время изготовления изделий из природных материалов и пластилина. Практическая работа. Изготовление изделий из природных материалов и пластилина.

Правила работы с пластилином

1. Выберите для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом.

Шишки, желуди, крылатки клена, орехи, семена и т.д.

Как можно назвать все, что мы перечислили? (ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

И так, сегодня мы будем работать с природными материалами.

Какие еще природные материалы вы знаете?

Из даров природы, которые собирает человек в лесу, можно мастерить замечательные поделки.

Посмотрите на эти фотографии, на них мы видим лесные скульптуры.

Как вы понимаете выражение «ЛЕСНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ» (вид искусства, при котором создаются объемные фигуры ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ)

Из каких природных материалов можно сделать скульптуру?

Сегодня мы будем делать скульптуру из шишек . Мы с вами сможем использовать разные шишки: сосновые, еловые или кедровые. Шишки могут быть раскрывшимися и нераскрывшимися. В поделках используются и те и другие, в зависимости от замысла. Поделки из шишек могут храниться долгие годы.

Сегодня мы будем овладевать новым мастерством, новой технологией, - технологией создания скульптуры из природных материалов, а именно, из шишек. А так же будем учиться выбирать природный материал для создания определенного образа.

  1. Вводная беседа.

А чей образ мы будем создавать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пожалуй, никакую другую птицу человек не окружил таким ореолом таинственности, как сову. Вспомните русские сказки. Это она бесшумно вылетает из избушки Бабы-Яги , чтобы выполнить приказ колдуньи, это ее совиные оранжевые глаза горят в темноте дремучего леса и ее зловещий голос заставляет замирать сердце спутника.



Люди издавна наделяют сов чарами, ждут от них всяких бед. Почему? Может быть потому, что совы – ночные птицы , днем бывают очень скрытны, и человек мало знаком с ними. А может быть чем-то «провинился» бесшумный полет совы? Но таким он стал не благодаря колдовству, а благодаря тому, что вес крыльев совы больше веса ее тела, поэтому она летает, не прилагая особых усилий и совершенно бесшумно.

А что вы, ребята, знаете про сову?

Совы распространены очень широко и встречаются практически по всему земному шару . Многие селятся в парках и даже жилых кварталах городов.

Узнать сову легко по некоторым общим признакам . Первыми признаками являются ее крупная голова с большими круглыми, смотрящими вперед глазами . Клюв короткий, изогнутый.Оперение у этих птиц густое и мягкое , хвост прямоугольный, а крылья крупные, округлые .

Окраска оперения у сов, как правило, "защитная" , то есть она сливается с окружающей средой и птица становится незаметной. Перья покрывают даже лапы, на которых располагаются длинные острые когти .

Учитель: Как вы думаете, где обитает эта сова? (белая, там где всегда снег)

Совы обладают не только хорошим зрением, но и острым слухом . Так как у всех сов есть внутреннее ухо . Совы могут определить место своей добычи даже в кромешной тьме, а то и под снегом, потому что у них тонкий слух.

Совы питаются живой добычей. Они утоляют свой аппетит охотой. Их рацион включает и мышей, полевок, землероек, крыс, кроликов, горных зайцев, разных насекомых, небольших змей, рыбу и раков.

Совы– очень полезные для человека птицы. Они питаются в основном мелкими мышевидными грызунами, в числе которых многие вредители сельского хозяйства, а также переносчики различных заболеваний.

Анализ образца и планирование предстоящей работы.

Ребята, а сейчас посмотрим на нашу сову. Похожа она на настоящую птицу?

Некоторые шишки своей формой, расположением чешуек очень напоминают головастую сову: сверху толстая голова, которая плавно переходит в туловище. Книзу туловище сужается и заканчивается коротким хвостом. Чешуйки на шишке напоминают перья совы.

Что добавили к шишке, чтобы она совсем стала напоминать сову? (можно из перышек сделать по бокам крылья; из желудевых шляпок получатся большие совиные глаза; когти можно изобразить с помощью семечек) А если нет перышек? Из какого материала можно сделать крылья? (крылатки клена или ясеня)

Как присоединены к шишке детали? (с помощью пластилина. Кусочки пластилина спрятаны под чешуйками).

Как вы думаете, что нужно сделать сначала для того, чтобы создать скульптуры совы? (нужно отобрать необходимый природный материал, т.е. подготовить детали для изготовления совы)

Что надо сделать потом? (соединить все детали с помощью пластилина и посадить сову на «пенек», который мы изготовили на прошлом уроке).

Проверьте, все ли необходимое для работы есть у вас на столах. Если чего-то нет, поднимите руку.

Птицы этого отряда, а представлен он почти 150 видами, живут едва ли не во всех природных зонах. Узнать сову легко по некоторым общим признакам, свойственным большинству из них.

Считается, что первая похожая на сову птица жила уже в позднем мезозое (248-65 млн. лет тому назад). Во времена наступившего за ним эоцена, а он закончился 40 млн. лет тому назад, в Европе, как полагают, жило несколько видов сов. Но птицы со знакомыми нам чертами появились в период от 10 до 25 млн. лет тому назад.

Признаки сов

Первейшими из признаков, которые сразу отмечаешь в сове, являются ее крупная голова и морда с большими круглыми, смотрящими вперед глазами, которую окружает лицевой диск. У сипух лицевой диск имеет форму сердца, но у обыкновенных сов он обычно круглый. Клюв короткий, изогнутый, с расположенными у основания ноздрями.

Оперение у этих птиц, как правило, густое и мягкое, хвост прямоугольный, а крылья относительно крупные, округлые, причем у тех видов, которые охотятся под пологом леса, они короткие, а у отдающих предпочтение открытой местности или часто совершающих перелеты - длинные. В сравнении с весом тела крылья у совы большие, так что она летает и планирует, не прилагая особых усилий и совершенно бесшумно.

Оперение

Окраска оперения у сов, как правило, "защитная", то есть оно сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. Перья лесных сов обычно коричневатые, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. Совы - жители пустынь и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой окраской: совы в пустыне уж точно рыжие. За исключением рыбных сов, перья покрывают и лапы. Благодаря тому, что наружные пальцы у нее оборотные, сова одинаково прочно захватывает и насест, и свою жертву, а когти-то у них у всех длинные и острые.

Самки, как правило, чуть крупнее самцов, но окраска перьев у них практически одинаковая. Правда, у полярной совы самцы отличаются снежно-белым оперением, а у их подруг оно имеет заметные коричневатые пестрины.

Совы обладают острым зрением и слухом. Их большие глаза приспособлены для охоты в условиях слабого освещения. Часто говорят, будто совы хорошо видят в темноте, зато при свете дня - слабо, но ни то, ни другое мнение не верно. Сове, поскольку глаза у нее смотрят вперед, как и человеку, присуще бинокулярное зрение, но более широкое его поле достигается благодаря способности птицы поворачивать голову почти на 180 градусов. Уши у нее расположены по обе стороны лицевого диска, причем у некоторых видов внешние уши несимметричны, то есть одно может быть на 50% больше другого, к тому же и выше располагается. Особенно велико у всех сов внутреннее ухо. Да и нейронов в той части мозга, которая отвечает за слух, у них гораздо больше, чем у большинства других птиц. Как следствие - такой тонкий слух, что некоторые совы место нахождения своей добычи умеют определить в кромешной тьме, а то и под слоем снега. Между прочим, кисточки на ушах у некоторых видов ничего общего со слухом сов не имеют, но, вероятно, помогают опознавать представителей своего вида.

Привычки сов

Почти все виды сов ведут ночной образ жизни, за исключением домового сыча, широко распространенного на юге Британии и в Европе, и болотной совы, встречающейся по всей Британии и Евразии. Два вида сов - ястребиная сова и полярная - обитают в Арктике. Летом они обычно охотятся ясными ночами, а зимой отдают предпочтение нескольким часам дневного времени суток.

Днем большинство сов отдыхают в облюбованном месте - на ветке, в расщелине, на уступе скалы, а то и под навесом крыши заброшенного дома. Есть виды, которые устраивают гнезда в углублениях грунта, а есть и такие, что живут в норах.

Почти все совы - птицы оседлые, то есть всю жизнь живут в одном месте, однако бывают среди них и перелетные виды. Некоторые сипухи, встречающиеся в Центральной и Южной Европе летом, на зиму отлетают на север тропической Африки или в другие районы Средиземноморья. Болотная сова тоже к зиме мигрирует на юг. Кочевать с нажитого места многих сов - например, ястребиную и большую серую - может заставить нехватка пищи.

Оседлых сов отличает характерное поведение, связанное с защитой собственной территории: они агрессивно относятся к попыткам ее нарушить кем-либо, а особенно другими хищными птицами.

Звуки

Совы - птицы весьма речистые. Репертуар их криков включает гораздо больше звуков, чем знакомое всем уханье. Самец неясыти обыкновенной криком предупреждает нарушителей территории, сопровождает ухаживание за самкой и предвещает свое возвращение в гнездо с едой для избранницы и птенцов. Кроме того, у него достаточно широкий репертуар. Особая говорливость присуща совам в период размножения. Известно, что ястребиная сова в такое время за одну ночь может подавать голос 600 раз. Крики у нее самые разнообразные: одни, по описанию, похожи на плач ребенка, другие напоминают хохот - резкий и насмешливый. Из европейских сов воробьиный сыч, пожалуй, самый маленький, однако не самый молчаливый: у него впечатляющий набор территориальных сигналов и различных оживленных посвистов. Птенцы у большинства видов, когда голодны, сообщают об этом быстрым чириканием, щелканьем и щебетанием.

Рацион сов

Совы питаются, за малым исключением, живой добычей. Иногда видели, что они употребляют и падаль, но все же утолять свой аппетит совы предпочитают охотой. Их рацион, небольшие отличия в котором зависят от среды обитания, включает и мелких млекопитающих - мышей, полевок, землероек, крыс, леммингов, кроликов, горных зайцев, и дождевых червей, разных насекомых, небольших змей и других пресмыкающихся, и рыбу, и ракообразных. Бывает, что сова на охоте может убить молодого олененка, многие из них нападают на других птиц и даже на мелких сов. Филины, как известно, могут съесть ежа, научившись, прежде чем браться за мясо, снимать с него шкуру и иголки.

Охота

Ее способы зависят от самой добычи. Насекомых сова ловит на лету, а вот если в рационе есть рыбное - как у южноафриканской рыбной совы, - тогда она, усевшись на толстой ветке вблизи воды, будет пристально следить, не выдаст ли рябь, находящуюся в глубине рыбу, чтобы затем бесшумно спикировать и схватить улов когтями. Может она охотиться на крабов и на прочих мелких ракообразных, водящихся у береговой линии.

Подавляющее большинство ночных охотниц высматривает свою добычу, неслышно кружа над определенным сектором, на которые они делят свои угодья, где совершают систематическую ловлю. Или же, недвижно сидя в удобном месте - на ветке или столбе, - высматривают жертву на земле: ни малейшее движение землеройки или полевки не ускользнет от их острого зрения и тончайшего слуха. Европейским видам требуется в день еды 16-48% от веса собственного тела.

Исключением, по-видимому, являются сипухи, у которых потребность в пище выше. Между прочим, если сопоставлять количество съедаемого с размером птицы, немало мелких сов дадут форы более крупным видам.

Размножение сов

Видимо, самое заметное влияние на то, когда совы приступают к размножению, оказывают наличие еды и преобладающие погодные условия: если пищи много, размножаться птицы начинают раньше и откладывают больше яиц, если нехватка, то в кладке будет в лучшем случае одно-два яйца.

Некоторые виды сов образуют пару один раз и на всю жизнь, самцы же других каждый год подыскивают себе новую самку. Мало сов вьют себе гнезда сами, гораздо чаще они занимают пустующие жилища других птиц, используют дупла в деревьях или иные естественные углубления. Некоторые виды устраивают гнезда из пучков травы и соломы. Африканская болотная сова гнездится на земле, в ходах, проделанных в растительности. Пустынные виды откладывают яйца обычно в норы, брошенные грызунами.

Откладывание яиц

Выбрав место для гнезда, сова может отложить в него с интервалом в несколько дней от одного до 14 яиц. По сравнению с куриными овальными яйцами, у сов они имеют более круглую форму. В отличие от многих других птиц, самка начинает высиживание, как только отложит первое яйцо, поэтому птенцы проклевываются с промежутком в несколько суток и, если приходит тяжелая пора, вылупившиеся позднее птенцы голодают в то время, как старшим достается вся пища. Длительность высиживания у разных видов составляет от 24 до 36 суток. На яйцах сидит только самка, а еду ей в этот период приносит самец.

Детеныши рождаются беспомощными, с закрытыми мягким пушком глазами и ушами. Его, прежде чем у них начнут появляться настоящие перья, сменит вторичный пуховый покров - мезоптиль. Глаза, как правило, открываются на вторую неделю. Еду в гнездо - мышей и полевок - поначалу приносит только самец, а самка не покидает малышей, оберегая их от переохлаждения. Но по мере их роста увеличивается и их аппетит - и тогда самка тоже начинает улетать охотиться.

Птенцы решаются выбраться из гнезда в зависимости от вида на 3-Ю неделю жизни. В это время многие из них не очень умеют или хотят летать, поэтому могут еще несколько недель оставаться невдалеке от гнезда. К размножению они готовы примерно в годовалом возрасте.

Сипухи

Сипухи водятся почти во всех уголках планеты, отличаясь самым широким среди наземных птиц ареалом распространения. Пожалуй, как ни одна другая сова, сипуха селится вблизи человека, весьма часто выбирая в качестве дневного насеста или гнезда крыши амбаров, сараев, опустевших домов или церковные башни.

У европейской - белогрудой - сипухи красивейшее пушистое оперение на спине имеет окраску желтовато-коричневую, с золотистым отливом и серо-белыми пятнами. Нижняя часть птицы - белая, иногда с желтоватым оттенком на груди, испещренная черными крапинками, а сердцевидный лицевой овал и внутренняя часть крыльев окрашены в чистый белый цвет.

Рацион питания сипухи состоит из мелких грызунов, но она может хватать прямо из гнезда и небольших птиц, таких как воробьи, или летучих мышей - если удается их поймать. Эта ночная охотница может, когда приходит зима или нужно кормить птенцов, отправляться на охоту и днем. Добычу она относит к гнезду и там съедает.

Сезон размножения в Европе обычно начинается в феврале-марте, причем не редкость и два выводка. Продолговатые по форме яйца, а в кладке их может быть 4-7, располагаются в удобном месте где-нибудь на крыше или в дуплистом дереве. Гнезда сипуха сама не вьет, но зато выстилает облюбованное место пищевыми катышками или занимает свитое другими птицами гнездо. Высиживание длится несколько дней и в это время о питании самки заботится самец. Когда же птенцы начинают проклевываться, он, удваивая свою прыть, укладывает у края гнезда сразу несколько тушек грызунов. После того, как птенцы вывелись, самка дробит скорлупу и часто ее поедает. Пока малышам не исполнилось 7-8 недель они гнезда не покидают.

Вариант 12

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. (2)Перья лесных сов имеют обычно коричневатый цвет, (…….) у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок.(3) Совы, которые живут в пустыне, и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой, почти рыжей окраской; у полярных сов цвет оперения снежно-белый.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Окраска оперения у сов сливается с окружающей средой, помогая птице неслышно кружить над покрытой лесом возвышенностью.

2) Совы, живущие в пустыне и водящиеся на равнинной местности, отличаются от лесных сов более светлой окраской; у полярных же сов цвет оперения снежно-белый.

3)Оперение у сов имеет «защитную» окраску, чтобы они были незаметны во время дневного отдыха, причём перья лесных сов имеют коричневатый окрас, «жительниц» пустыни – рыжий, полярных сов – белый.

4) Окраска оперения у сов, как правило, «защитная»; хвост прямоугольный; крылья относительно крупные, округлые, причём у тех видов, которые обитают в лесу, короткие, а у степных сов длинные.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

при этом поэтому

так как даже оттого

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Среда´, -ы, вин. Среду´, мн. Сре´ды, сред, сре´дам, ж.

1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная среда. Питательная среда. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).

2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в к-ых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.

3 .ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. Среда заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

бАнты довЕзенный

сверлИт сирОты рвалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

ДОЖДЕВЫЕ капли забарабанили по стеклу.

Объём работы большой, а сроки ЖЁСТКИЕ, хорошо подумайте, прежде чем дать согласие на съёмку.

В моей жизни это было самое ПАМЯТЛИВОЕ событие.

На СБОРНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

вкусные ТОРТА в АЭРОПОРТУ летние МЕСЯЦЫ

В ТРЁХСТАХ метрах килограмм ВАФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

2) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибается.

3) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

4) О Великой Отечественной войне созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

6) Брат сказал, что я не буду больше приставать к маленькой сестрёнке.

7) Все были поражены тем, что насколько точно портрет передавал оригинал.

8)Приехавшие делегаты на конференцию должны были зарегистрироваться.

9) Под небом Аустерлица князь Андрей осознал никчёмность своего стремления к славе и решает жить для своих близких.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

вы..вление уд..вольствие, к..ммуникабельный

бл..стеть комп..тентность

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

раз..скивать, пост..ндустриальный бе..челюстной, чре..мерно

пр..творить (дверь), пр..секать без..нициативный, сверх..нтересно

по..строить, по..бросить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

уживч..вый перекле..вать государ..вый

спрыг..вать перестра..ваться

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

скаж..шь изобража..мый

неотъемл..мый предрасполож..нный знаком..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Такая речь, отнюдь (не) лишённая смысла, озадачила Ивана.

Откладывать поход (не) было никакой возможности.

Дуня (не) торопясь возвращалась домой.

В следующем году И.С. Тургенев пишет рассказ о (не) состоявшейся любви.

По колеям ещё стояла (не) впитанная почвой дождевая вода.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА) ЕДИНЕ и (С) НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В) ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ) ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В) СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Вдруг Германну показалось, что в спальне (КАК) БУДТО ТО(ЖЕ) засмеялись и шепчутся.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.

5) Туман рассеялся () и очертания предметов стали четче.

16. Расставьте знаки препинания:

Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах .

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка

(и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2) Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3) Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4)Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5) Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–2 представлено описание.

2) В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3) В предложениях 12–13 представлено повествование.

4) Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5) Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.

22. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3,«огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1) цитирование

2) восклицательные предложения

3) лексический повтор

4) противопоставление

5) анафора

6) развёрнутая метафора

7) парцелляция

8) разговорные слова

9) контекстные синонимы

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

12 вариант

Довезённый

Памятное

Вкусные торты

Выявление

Подстроить

подбросить

Государевый

Знакомишься

Несостоявшейся

Наединесначала

Дискуссии-споры

Вариант № 5327264

Ответом к заданиям 1—25 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. При записи ответов пробелы не используйте.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Окраска оперения у сов сливается с окружающей средой, помогая птице неслышно кружить над покрытой лесом возвышенностью.

2)Природа позаботилась о том, чтобы совы были незаметными во время дневного отдыха: их оперение имеет различную защитную окраску, от коричневатого цвета перьев у лесных сов, рыжего- у обитательниц пустынь до белого цвета у полярных сов.

3) Окраска оперения у сов, как правило, «защитная»; хвост прямоугольный; крылья относительно крупные, округлые, причём у тех видов, которые обитают в лесу, короткие, а у степных сов длинные.

4) Оперение у сов имеет «защитную» окраску, чтобы они были незаметны во время дневного отдыха, причём перья лесных сов имеют коричневатый окрас, «жительниц» пустыни - рыжий, полярных сов - белый.

5) Совы, живущие в пустыне и водящиеся на равнинной местности, отличаются от лесных сов более светлой окраской; у полярных же сов цвет оперения снежно-белый.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов), которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Из этого следует,

Наоборот

Несмотря на это,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕ́МЯ , -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

7. в знач. сказ., с неопред. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.

8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

10. времён кого (чего), в знач. предлога с род. В период, во время существования кого-чего-н. (о ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма. Оружие времён гражданской войны.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.>

исчЕрпав

включЁнный

баловАться

кУхонный

пОдчас (мы забываем о чём-то, наречие)

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Этот ЗРИТЕЛЬНЫЙ вид спорта вызывает особый интерес.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.

На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.

Блог писателя - это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВЫСОХЛА на ветру

свыше СЕМИСОТ пятидесяти тысяч

дальние ДЕРЕВНИ

все ВОЗРАСТЫ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен.

3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона.

7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.»

8) Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём

9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

скр..пя (половицами)

эксп..римент

верм..шель

прил..гается

прик..сновение

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..корыстный, ра..гореться;

пред..дущий, дез..нформация;

с..провождение, пр..дедушка;

пр..открывать, пр..брежный;

на..кусить, о..делка.

Ответ:

усидч..вый

отстёг..вавший

щегол..ватый

прислуш..ваться

заносч..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

разбуд…шь

высп…шься

обид…вший

выгор..шь

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё это произошло (не)задолго до нашего отъезда.

Журналисты оказались (не)готовы к такому резкому повороту событий.

На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не)лучший результат.

Участки за рекой были (не)застроены.

Никому (не)известная история.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

К реалистическим признакам комедии Грибоедова «Горе от ума», помимо всего прочего, относится ТАК(ЖЕ) построение пьесы на основе двух сюжетных линий. (ПРИ)ЧЁМ обе составляющие - любовная и общественно- политическая - проявляются в характере Чацкого.

Присутствующие в комнате разговаривали В(ПОЛ)ГОЛОСА, и я, как ни старался понять ХОТЯ(БЫ) что-то, не разобрал ни слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ дня мне ВСЁ(ТАКИ) удалось поймать несколько золотистых карасей.

(КАК)ТОЛЬКО Маша развернула бумажный пакет с засушенными цветами лаванды, комната (С)РАЗУ наполнилась поистине чудесным ароматом.

ЧТО(БЫ) ни говорили о молчаливом Дениске окружающие, я считал этого мальчишку талантливым учеником, преданным другом и, (НА)КОНЕЦ, просто хорошим человеком.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Так оно было или не так, хорошо или плохо выдума(1)о, но первая Колюнина любовь оказалась несчастной; он не пытался ничего добиться, а если бы и добился, то не знал бы, что с этой бесце(2)ой добычей делать, и летними вечерами он слушал с трудом купле(3)ый в универмаге кассетный магнитофон «Весна», зажигал свечи, разговаривал с далёкими, будто золочё(4)ыми огоньками у черты горизонта.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с лёгкостью читал с листа незнакомые произведения.

2)Чай с душистым мёдом был особенно вкусен и мы долго просидели за чисто выструганным белым столиком в саду. 3)Картины и вазы и другие детали интерьера отражали утончённость вкуса её хозяина.

4) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.

5) Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

Ответ:

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старый сад (1) казалось (2) один освежал эту (3) когда-то (4) оживлённую деревню и был живописен в своём запустении.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Главный герой - Егор Дрёмов - был танкистом, участвовал в битве под Курском, на его счету много боевых побед.

2) Егор Дрёмов сумел самостоятельно покинуть подбитый врагом танк.

3) В госпитале Егору Дрёмову не смогли полностью восстановить прежнее лицо, хотя было проведено несколько пластических операций.

4) Егор Дрёмов смог внутренне преодолеть свою беду - внешнее уродство - и считал необходимым продолжить военную службу, защищать Родину.

5) Егор Дрёмов был серьёзно ранен в самом начале войны.


(По А. Н. Толстому*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 представлено рассуждение.

2) В предложениях 11-15 содержится повествование.

3) В предложении 18 представлено описание.

4) В предложениях 22-24 представлено рассуждение

5) В предложениях 29-30 содержится рассуждение.


(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.

(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

(7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием - гордись...»

(8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

- (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню - он и хобот задрал, как даст в третий - у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...

(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк - на бугре, на пшеничном поле - был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.

- (21)Бывает хуже,- сказал он,- а с этим жить можно.

(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал, своё лицо, будто привыкал к нему.

(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.

- (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. 

- (26)Но вы же инвалид,- сказал генерал.

- (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!

(28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.

(29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота.

(По А. Н. Толстому*)

* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) - русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Ответ:

Из предложений 27-30 выпишите антонимы.


(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.

(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

(7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием - гордись...»

(8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

- (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню - он и хобот задрал, как даст в третий - у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...

(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк - на бугре, на пшеничном поле - был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.

- (21)Бывает хуже,- сказал он,- а с этим жить можно.

(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал, своё лицо, будто привыкал к нему.

(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.

- (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. 

- (26)Но вы же инвалид,- сказал генерал.

- (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!

(28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.

(29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота.

(По А. Н. Толстому*)

* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) - русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Ответ:

Среди предложений 11-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.

(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

(7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием - гордись...»

(8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

- (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню - он и хобот задрал, как даст в третий - у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...

(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк - на бугре, на пшеничном поле - был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.

- (21)Бывает хуже,- сказал он,- а с этим жить можно.

(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал, своё лицо, будто привыкал к нему.

(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.

- (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. 

- (26)Но вы же инвалид,- сказал генерал.

- (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!

(28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.

(29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота.

(По А. Н. Толстому*)

* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) - русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о Егоре Дрёмове, писатель говорит с нами о русском характере. Подчёркивая нравственные основы характера своего героя, автор использует приём: (А)_____ (предложение 7). В полной мере проявилось нравственное ядро Егора Дрёмова во время боёв за родную землю. Говоря о таких, как Егор, писатель использует троп - (Б)_____ ("и поднимается в нём великая сила - человеческая красота" в предложении 30) и синтаксическое средство выразительности - (В)_____ (предложение 29). Стойкость, внутренняя сила, любовь к Отечеству особенно поражают, когда писатель, используя такую форму речи, как (Г)_____ (предложения 25-27), показывает встречу Егора Дрёмова и генерала».

Список терминов:

1) эпитеты

2) развёрнутая метафора

3) цитирование

4) разговорная лексика

5) парцелляция

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов предложения

9) сравнение


(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.

(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

(7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием - гордись...»

(8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

- (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню - он и хобот задрал, как даст в третий - у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...

(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк - на бугре, на пшеничном поле - был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.

- (21)Бывает хуже,- сказал он,- а с этим жить можно.

(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал, своё лицо, будто привыкал к нему.

(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.

- (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. 

- (26)Но вы же инвалид,- сказал генерал.

- (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!

(28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.

(29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота.

(По А. Н. Толстому*)

* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) - русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.

(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

(7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием - гордись...»

(8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

- (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню - он и хобот задрал, как даст в третий - у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...

(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк - на бугре, на пшеничном поле - был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...

(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.

- (21)Бывает хуже,- сказал он,- а с этим жить можно.

(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал, своё лицо, будто привыкал к нему.

(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.

- (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. 

- (26)Но вы же инвалид,- сказал генерал.

- (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!

(28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.

(29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота.

(По А. Н. Толстому*)

* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) - русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!