Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"пионеры" современной россии. Пионерская организация

С того дня, как вышел Указ президента о создании Российского движения школьников, его сравнивают с пионерской организацией. Насколько необходимо было создание организации, похожей на пионерскую, в наши дни? И почему, собственно, мнения обозревателей СМИ по данному вопросу, как правило, достаточно скептичны?

В о новом движении школьников мы подробно рассматривали те стороны, которые сближают РДШ с пионерией, благодаря чему эти две организации действительно похожи друг на друга.

А чем отличается вновь создаваемое движение школьников от советской пионерии?

Сложно дать полный, исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пока еще мало конкретной информации. Неизвестно, где именно будут формироваться «первичные ячейки», кого в них будут принимать, будут ли какие-то критерии отбора? Каким должен быть новый пионер? Говорят, что, скорее всего, площадкой для первичных организаций станет школа. После этого сразу же напрашивается вопрос, а будет ли вступление в РДШ добровольным или обязательным?

Вот в этом пункте (о доброй воле и принуждении) и заключается отличие новой организации от пионерской. Ведь исторически пионерские отряды организовывались:

  1. не сверху,
  2. не в школах,
  3. исключительно по доброй воле ребенка.

Это в последние годы советской власти членство в пионерской организации стало обязательным. А поначалу пионерия объединяла ребят с горящими глазами, энтузиастов, готовых отдавать свое время и силы на то, чтобы помогать взрослым строить новую красивую и справедливую жизнь. Отряды подростков-добровольцев формировались спонтанно (а не по указу сверху) на заводах, в деревнях и сёлах при комсомольских ячейках.

Перемещение пионерских отрядов в школы закрепило партийный контроль над ними и в дальнейшем поспособствовало формализации их деятельности. Причем контроль осуществлялся и над детьми, и над учителями. Членство в организации стало обязательным, участие в мероприятиях принудительным. Отказаться от участия в делах пионерской организации могли себе позволить только маргиналы, не имеющие планов на будущее. Поэтому многие бывшие пионеры вспоминают о своем участии в этой организации со скукой и отвращением.

Большинство обозревателей и педагогов уверены, что если первичные ячейки РДШ будут формироваться в школах, то сверху непременно начнут требовать от учителей «процент вовлеченности», вернется практика добровольно-принудительных мероприятий, мало кому интересных.

А этого так хотелось бы избежать! Пусть будет Российское движение школьников похожим на пионерию не застойного периода, а начала своей истории. Для этого необходимо, чтобы новая организация объединяла ребят вокруг настоящего живого дела, а не формальных мероприятий.

Может быть, мысль президента о патриотизме как национальной идее воплотить в концепции нового движения? Новый пионер мог бы заниматься охраной памятников, реставрацией героических сражений.

Или участие в экологических проектах. Это ведь тоже любовь к Родине – деятельность по спасению уникальной природы нашей страны, забота о чистой воде и свежем воздухе. Школьники вполне могут заниматься серьезной работой в области экологии, что подтверждается успешно проводимыми . На нашем сайте мы рассказывали о том, какие сложные, по-настоящему значимые и «взрослые» проекты выполняются ребятами в рамках таких конкурсов. Это исследования состава продуктов питания, анализ подземных вод и почвы, а также другие работы, которые имеют существенное значение в деле сохранения экологического баланса.

Если Российское движение школьников сможет увлечь ребят таким живым, важным и интересным делом, если участие в нём не станет добровольно-принудительным, у него вполне может быть большое будущее. И такие новые «пионеры» нашей стране, конечно, нужны!

Ученики Приморской средней школы в Волгоградской области раз в месяц выходят на пионерские сборы - под обязательную барабанную дробь и подзабытые строчки: "Взвейтесь кострами, синие ночи!" А каждую весну здесь посвящают в пионеры младших ребят, берут с них клятву и повязывают красные галстуки.

Самые главные принципы, о которых "трубили" пионеры, актуальны и сегодня: быть лучшими в труде, учебе и спорте. Фото: Иванов Олег, Квашкин Борис / Фотохроника ТАСС

Сначала в школе было только несколько отрядов, а сейчас единая пионерская организация. Для того чтобы стать пионером, ребенок должен написать заявление и обязательно получить согласие родителей, - рассказывает вожатая Приморской школы Ольга Наследникова.

Пока родители единогласно говорят "да". Многие из них когда-то учились у тех же учителей, что преподают сегодня, и так же повязывали красные галстуки.

Поселок у нас небольшой, но многонациональный. Поэтому в пионерах и турки, и корейцы, и казахи. И, конечно же, нам очень повезло с тем, что родители поддерживают пионерское движение: вместе с ребятами на субботники выходят, - добавляет Наследникова.

Главный принцип, по которому живут сегодня волгоградские пионеры, тот же, что и много лет назад, - быть лучшими в труде, учебе и спорте. Больше всего в заботе нуждаются пенсионеры. Для них ребята проводят "Дни тимуровской заботы".

Кому-то помогаем грядки вскопать, картошку перебрать, возле двора почистить. Ребятам это совсем несложно, а нашим пенсионерам - хорошая помощь! - говорит Ольга Наследникова.

Справка "РГ"

Сегодня в России есть официальный продолжатель дела пионерии - Российское движение школьников. Создано оно было в 2015 году по указу президента РФ Владимира Путина. Главная задача РДШ практически та же, что и у советских пионеров, - разностороннее развитие и воспитание школьников. Это движение уже поддержали в десятках российских регионов.

Больше всего в заботе школьников нуждаются пожилые люди. И ребята не оставляют их без внимания ни в будни, ни в праздники. Фото: Из Архива средней школы № 40

Комментарий

Александр Карпиловский, режиссер, сценарист:

Организованный досуг для детей -- это прекрасно. Детей надо обязательно организовывать, а назвать можно как угодно, хоть пионерами, хоть скаутами. Пионеры - это же юные натуралисты, разведчики, будущие лидеры, они защищают младших, помогают старшим, и жизнь у них интересная и насыщенная. Те же бойскауты в Америке существуют уже много десятилетий, и никто не жалуется.

Попасть в пионеры сейчас непросто. Нужно проявить себя, пройти испытание, принести клятву, и только потом тебя примут. Пока существует такая система, а пионерское движение носит хаотичный и любительский характер, все великолепно. Но все сразу изменится, если к этому движению решит присоединиться какая-нибудь политическая сила. Тогда мы получим именно ту пионерию, которую многие вспоминают недобрым словом, с приписками и показухой.

В своей трилогии "Частное пионерское" я намеренно не стал показывать эту сторону пионерской организации, а осветил только лучшее. Собирать макулатуру и металлолом может быть весело, особенно если взрослые все не испортят. В конечном итоге все упирается в учителя, вожатого, организатора, увлеченного и с горящими глазами. А наши дети - искренние, открытые, замечательные. Им только свисни, и они пойдут защищать собак, помогать бабушкам. Меньше всего они хотят без дела шататься по улицам или сидеть часами перед компьютерами. Если появляется какой-то лидер, дети с удовольствием встают под его знамена. Правда, вопрос в том, кто этот лидер и куда он поведет детей? Но это уже зона ответственности взрослых.

Я не верю, что "красный галстук" сможет вытеснить агрессию из школ. Сам по себе галстук не защитит от издевательств сверстников. Но когда дети организованы умными, толковыми взрослыми, они ведут себя по-другому. Я видел, как сегодня устроены пионерские организации в московских школах - там очень трогательное и трепетное отношение старших к младшим. И там точно никому не придет в голову прийти в школу с ножом. Агрессия и травля процветают там, где дети предоставлены сами себе и живут по волчьим законам. Но законы выживания не должны вытеснять законы жизни.


19 мая - день основания Всесоюзной пионерской организации.
В отличие от большинства современных молодежных организаций, нынешние пионеры не участвуют во взрослых играх и не стремятся к имиджу отважных орлят, медвежат и других зверят. Их романтика иная, проверенная временем: сборы, походы, общение.

В советской пионерской традиции алый треугольный галстук символизирует частицу красного знамени и революционное единство трёх поколений - коммунистов, комсомольцев и пионеров. Сегодняшние же пионеры ассоциируют его с восходящим солнцем и гриновскими алыми парусами - эмблемой романтики и молодости.

По одной версии, Павел Морозов был пионером, по другой - в Герасимовке, селе, в котором родился и вырос Павел, не было пионерской дружины. По одной версии, Морозов был драчуном и задирой, противоположная утверждает, что он был тихим, болезненным мальчиком. Одна версия говорит, что на суде Павел показал, будто отец занимался контрреволюционной деятельностью, другая же сообщает, что он вместе с матерью дал показания против отца в том, что тот избивал и мать, и детей.

Мой собеседник - настоящий пионер, и выглядит он словно ожившая иллюстрация к главе «Строим беседку» в толстой «Книге вожатого», только в цвете. Ему четырнадцать, волосы цвета сена, сенные же сросшиеся брови, маленькие руки. И голос - не то чтобы ломается, скорее, мягко перегибается. Пионер аполитичен, а в убеждениях свободен так же, как и в одежде. Лишь по торжественным случаям надевает военную рубашку цвета хаки - цвета защиты.

По выходным он заседает в детско-юношеском центре на территории бывшего детского садика. Впрочем, «заседает» - слово неподходящее. Удобное место для беседы с членом организации нам приходится искать, переступая через полотнища парашютов и абстрактные доски, над которыми парят юноши и девушки, налаживая что-то в непростых устройствах.

- Чей портрет висит на стене штаба?
- Политических ориентиров у нас сейчас нет, но сказать, что мы абсолютно аполитичны, сложно: отсутствие подхода к политике - это тоже уже политика. Мы не являемся ничьей сменой и не принадлежим никакой партии, мы сами по себе.

- Этим вы отличаетесь от предшественников?
- И этим тоже, но в Москве мы отличаемся ещё и количеством, нас несравнимо меньше. Правда, это и удобно: больше возможности каждому выражать себя и что-то делать. А так ориентира на конкретного человека или на конкретную силу у нас нет.

- В чём вы первые?
- Сейчас мы первые, кто готов сорваться и помочь, если об этом попросят. А просят в первую очередь дома ветеранов, просто ветераны, военные госпитали - там в основном, конечно, уборка территории. Если отдыхаем в летних лагерях - ходим по близлежащим городам или деревням, предлагаем помощь.

- Вы не называете себя тимуровцами?
- Есть просто отдельная программа, отдельное направление - тимуровское движение. Вот это именно то, что было раньше. Беседы с ветеранами, запись воспоминаний о войне - вот книгу недавно издали. Концерты иногда устраиваем, если просят.

- В ваших рядах по-прежнему только «отборные» кадры?
- Нет! Те же школьные успехи для нас не являются показателем, мы на них вообще не ориентируемся. И мы жутко ругаемся с учителями школы, которые не пускают детей в наши лагеря из-за того, что они плохо учатся, говорят, что они этого недостойны. Не показатель это, неважно, кто как учится! Я могу не переносить школу, но при этом быть интересным адекватным человеком. Так что принимаем абсолютно разных людей.

Вышедший на экраны анимационный фильм «Первый отряд» - проект громкий и в каком-то смысле беспрецедентный. И не только потому, что это «первое русское аниме», как позиционируют его сценаристы и прокатчики. Но и в силу своего удивительно вольного, доходящего, по мнению некоторых, до цинизма обращения с прошлым. Главные герои «Первого отряда» - пионеры-герои, погибшие при бомбардировке в 1942 году, но возвращённые с того света, чтобы вступить в противоборство с оккультными силами, вызванными, в свою очередь, фашистами.

- И если человек придёт с улицы и скажет: «Примите меня в пионеры»…

То мы дадим ему время в пределах трёх месяцев на то, чтобы осмотреться, ознакомиться с организацией, вникнуть, на чём основан пионерский стиль жизни. После этого у человека повторно спрашивается его желание вступить и, если с этим согласен коллектив, его принимают. При этом каждый из действительных шефов организации может высказать своё мнение об этом человеке, сказать, что конкретно в нём не нравится и что ему, на наш взгляд, следовало бы в себе изменить. Дальше всё решается общим голосованием.

- Как звучит сегодня знаменитая клятва?
- Я, фамилия, имя, вступая в ряды Московской городской пионерской организации, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину; нести радость людям, творить добро, бороться за справедливость; дорожить честью организации, всегда и везде следовать её законам, обычаям и традициям!

- Каков минимум знаний, которыми должен обладать будущий пионер?
- Он должен знать наши законы и знать, чем мы живём. Все другие знания он получит в организации.

- А как вылететь из пионерской организации?
- Просто перестать ходить. Так случается довольно часто. Иногда, правда, приходят и объясняют причину лично, отдают галстук. Мотивируется уход чаще всего какими-то проблемами в школе или в семье. Есть, наверное, люди, которые имеют конкретные претензии к организации, но на моей памяти таких не было. А недостатки, конечно, есть, но они сугубо внутренние.

- Ты ощущаешь себя частью субкультуры?
- Да, в этом что-то есть.

- К чему вы готовы?
- Сейчас мне кажется, что уже ко всему. Наша цель - самосовершенствование, и в этом плане мы, на мой взгляд, можем сделать очень многое.

Беседовала Ксения Жеглая




В эту школу я поехала с десятилетним сыном Ваней . Уж больно он интересуется в последнее время эпохой СССР. Откопал в гараже у дедушки старые вещи: аптечку советского образца, противогаз, значки и монеты. Поэтому посмотреть на настоящих пионеров ему очень сильно хотелось.

Современные пионеры — самая большая организация в Волгоградской области — живут в посёлке Приморск. Население здесь всего 3 200 человек. Асфальта тут практически нет, в основном дороги грунтовые. По степи расползлись коровы да лошади. Многоквартирных домов нет. Только частные подворья, рядом с которыми гуляют куры. В самом центре посёлка — школа.

Надпись на фасаде школы. Фото: / Надежда Кузьмина

Школа — ровесница самого посёлка, который был образован во время строительства Волжской ГЭС. На её фасаде до сих пор сохранились советские лозунги («Граждане СССР имеют право на бесплатное образование» и «Ленин завещал нам: учиться, учиться и учиться»).

А сами ученики — и вовсе настоящий интернационал, словно привет из бывшего СССР. Русские, узбеки, турки, калмыки, корейцы, азербайджанцы — все как один с гордостью носят красные галстуки.

Сначала волгарята

Первый пионерский отряд в приморской школе появился в 2004 году. Старшая вожатая Ольга Наследникова и не скрывает, что отчасти это была и её мечта. Ведь она когда-то тоже была сначала пионеркой, потом — председателем отряда, секретарём комсомольской организации.

«В 1995 году пионерию возродили в Волгоградской области. Потом стали присоединяться школы, появляться отряды. Мы тоже, узнав об этом, в 2004 году возродили свою пионерскую организацию. Сначала у нас был всего один отряд, потом — два. Сейчас уже такая большая организация: 7 отрядов по числу классов с 4 по 8», — говорит педагог.

Независимо от национальности все школьники в красных галстуках. Фото: / Надежда Кузьмина

До того как стать пионерами, младшеклассники ходят в волгарятах. Это вроде октябрят, которые были раньше. Обязанности у волгарят схожие с октябрятами: любить Родину, помогать друг другу, быть честными и хорошо учиться. И только в 4 классе волгарёнок имеет право надеть красный галстук. Чтобы вступить в пионеры, четвероклашки пишут заявления на имя старшей вожатой, а внизу листа родители ставят свои подписи, подтверждая, что с выбором сына или дочки согласны.

Заявление будущего пионера. Фото: / Надежда Кузьмина

О том, как им нравится быть пионерами, школьники спешат рассказать наперебой.

«Пионер во всем первый. Помогает беззащитным, — говорят сёстры Дадашовы, Гюнай и Вусала . — Мы помогаем всем, кто нуждается в помощи: ветеранам, детям, посёлку. Устраиваем какие-то мероприятия». Однако рассказать о своих акциях подробнее не могут: смотрят, как птенцы, на вожатую. Даже про самое масштабное мероприятие — День Победы — вспоминают с подсказкой.

«Нет у нас поклонения Ленину»

На 9 мая в Приморске, как и во всей стране, был и парад, и Бессмертный полк, и знамя Победы, на котором ученики написали имена всех своих родственников, прошедших войну. И, конечно, самые почётные гости: ветераны. Всего на кураторстве у школьников четверо участников войны. Им — особое внимание. Но школьники не забывают и о простых стариках посёлка, о тех, кто одинок или просто нуждается в помощи. Кому картошку из погреба поднимут, кому из магазина продукты принесут или деревья в огороде окопают. Ольга Наследникова говорит, что для детей это большая радость: быть кому-то нужным.

Ольга Наследникова сама была пионеркой и комсомолкой. Фото: / Надежда Кузьмина

«Нет у нас поклонения Ленину. Мы живём по таким законам: нужно быть лучшим. Пионер — это первый. Мы хотим, чтобы наши дети были первыми, лидерами, — уточняет Ольга Наследникова. — Пионеры ухаживают за одинокими людьми, необязательно ветеранами. Они сами ищут „адреса заботы“. Как Тимур и его команда. Но мы не идеализируем никакую партию. У нас общественная организация, имя Ленина мы не носим».

«А я знаю, кто такой Ленин, — неожиданно подаёт голос Ваня. — Это типа президент или государь во время СССР. Он очень помогал своему народу, подписывал всякие соглашения на заводах».

«Им хочется быть вместе»

«Смотрите, как правильно повязывать галстук. Сначала делаешь узел вертикальный, потом — горизонтальный», — девчонки из пионерского актива демонстрируют на себе тонкости завязывания пионерского галстука. Еще они умеют играть на барабанах пионерские марши. Правда, на 6 юных барабанщиц приходится всего один барабанщик: Серёжа Егоров . Его здесь особенно ценят, ведь он умеет ещё и играть на горне.

«Детям интересно это, наверное, потому, что им хочется быть вместе, — отвечает Ольга Наследникова на вопрос о том, почему молодежь сегодня так тянется к уже, казалось бы, отжившей идеологии. — Не хватает общения, очень много времени занимает интернет. А все такие дела пионерские — это совместные дела. Куда-то вместе пошли к ветеранам, вместе пошли собирать макулатуру, соревнуются за что-то. В каждом отряде есть звенья. Они между собой состязаются, как и отряды. У нас проходит конкурс „Пионер года“. Там оценивают и учёбу, и кабинет, и дежурство по школе, состояние пришкольных участков. Они стараются во всем быть лидерами. Это очень доброе соревнование, а не просто пошёл и надавал кому-то кулаками».

Ильич строго наблюдает за всем происходящим с высоты шкафа. Фото: / Надежда Кузьмина

Возродить комсомол

Ольга показывает карточки с вопросами, на которые примерные пионеры должны знать ответы: «Когда отдаётся салют?», «Сыграть барабанный марш», «Что вы знаете о Саше Филиппове ?», «Вставить пропущенные слова в текст пионерской песни». Победители школьного конкурса поедут в район, а уже оттуда лучшие отправятся в область и, если повезёт, в Москву. Приморские пионеры уже представляли Волгоградскую землю на слёте лучших пионеров в столице. Надеются победить и сейчас.

Школьники готовятся к конкурсу «Пионер года». Фото: / Надежда Кузьмина

«Наша организация в области самая большая. Вот так, чтобы целая школа участвовала, я не встречала, — говорит старшая вожатая, педагог-организатор Ольга Наследникова. — Но мероприятий с каждым годом для нас становится всё меньше. Мы варимся в собственном соку. Лет 10 назад движение было более обширное. Пионеры встречались с Маресьевым , ездили в Звёздный, где встречались с космонавтом Малышевым ».

И мечтают возродить комсомол. Фото: / Надежда Кузьмина

Но в Приморской школе не привыкли отчаиваться. К началу нового учебного года здесь планируют возродить и комсомол. А пока ученики начиная с 9 класса здесь зовутся просто старшеклассниками.

Всё время, пока я общалась со школьниками и старшей вожатой, которая проводила мне экскурсию по школе, сын внимательно слушал и делал фото. А после изрёк: «Мама, пожалуйста, давай переедем сюда. Я хочу тоже быть пионером».

Детские и юношеские коммунистические организации

· Октябрёнок - ученики начальных классов

· Пионер - ученики средних классов школы

· Комсомолец - старшеклассники, студенты, молодёжь до 35 лет.

Структура пионерской организации

· Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.

· Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.

· Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.

· Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета комсомола ВЛКСМ.

· Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома комсомола ВЛКСМ.

· Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - объединяла все республиканские пионерские организации союзных республик СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК ВЛКСМ (последний председатель Центрального Совета - секретарь ЦК ВЛКСМ Швецова Л. И.).

Пионеры в современной России

В 1990 г. на последнем Всесоюзном пионерском слёте в Артеке было учреждено общественная организация "СПО-ФДО- Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций выступая его приемником, на деле получился Союз детских организаций (без символики и позже без упоминания Пионерии), Союз обьединяющий детские организации.После распада СССР, Подавляющее большинство Пионерских лагерей были перепрофилированны в частные турбазы и пансионаты, часть в детские оздоровительные лагеря, большая их часть находящихся далеко от населенных пунктов заброшенны в лесах бывших союзных республик.В России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность Пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является КПРФ и его молодёжное крыло ЛКСМ РФ. Подавляющее большинство как сторонников так и противников советского строя, с ностальгией вспоминают свое участие в Пионерском движении и высказываются за возвращения Пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. Дмитрий Медведев высказался, что не против возрождения Пионерского и Комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из такой организацией без участия государства с 2008 - 2010 гг пытался стать проект движения Мишки, просуществовав 3 года.



Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

Пионерка с горном. 1933 г.После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей... В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы... В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.

Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ.Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий... Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

Иллюстрация: А. Житомирский, Б. Цейклин. Обложка журнала «Огонёк», 1943 г.В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты... Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!