Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экологическая викторина «береги природу!» (неделя начальных классов). Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Викторины можно использовать на занятиях по экологии и в качестве дополнительного и развлекательного материала. Основная цель использования их на игровых занятиях по экологии — развитие познавательного интереса к природе, формирование эрудиции в области природы у младших школьников.

Вопросы к викторинам

Викторина с ответами для начальной школы «Природа»

1. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

2. Какие птицы весной прилетают раньше — стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как они могут ловить насекомых.)

4. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)

5. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (Птицы, гнездящиеся на земле.)

6. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах, садах, в дуплах.)

7. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке? (Чайки, кулики.)

8. Когда от нас улетают последние чайки и утки? (Когда замерзают водоемы.)

9. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)

10. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину.)

11. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

12. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)

13. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.)

14. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна— светолюбивое дерево.)

15. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими корнями ива укрепляет берег.)

16. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, цветет летом.)

17. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб.)

18. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

19. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

20. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины.)

21. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зиме, защита дерева от поломок.)

22. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

23. Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, бурундуки.)

24. Какое дерево «переодевается», становится то серо-се- ребристым, то зеленым? (Осина)

25. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день съедает больше собственного веса.)

26. Как слышит сверчок? (Слуховой орган у сверчка находится на коленках.)

27. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

1. Умеют ли кошки плавать? (Да, и неплохо, хотя и боятся воды.)

2. Сколько раз за лето выводит птенцов синица? (Два раза.)

3. Где проводит свою молодость комар? (В воде)

4. Кто из комаров кусается: самец или самка? (Самка)

5. Питается ли куколка насекомыми? (Нет)

6. Назовите самого ядовитого на Земле паука. (Каракурт)

7. Самый лучший прыгун — это... (кузнечик; он способен прыгать на расстояние, почти в двести раз превышающее его собственную длину.)

8. Почему крылатки клена и ясеня кружатся при падении? (Семена клена и ясеня снабжены крылышком, при падении оно работает, как винт вертолета, потому семечко и кружится.)

9. На что по форме похожи цветки черники и брусники? (На колокольчики или бокальчики.)

Викторина с ответами для начальной школы «Деревья»

1 Какое самое высокое дерево в мире? (Гигантский австралийский эвкалипт. Растет он в Австралии. Высота его 100— 110 м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося от старости дерева дом для себя и своей семьи. Дупло было таким просторным, что хватило места еще и для конюшни.)

2. Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40 дней, а иначе бы дотянулся до облаков. Растет бамбук в жарких странах, но есть и у нас — на Дальнем Востоке и Кавказе.)

3. Что такое конфетное дерево? (Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли к нам на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

4. Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.)

Викторина с ответами для начальной школы «Насекомые»

1. Чем класс насекомых отличается от паукообразных? (У всех паукообразных 8 ног, у насекомых — 6. У паукообразных не бывает ни усиков, ни крыльев. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди насекомых, слитная и называется головогрудью.)

2. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

3. Не птица, а поет громко. Кто это? (Самец цикады — самое голосистое насекомое в мире. Его слышно за полкилометра.)

4. Кто над нами вверх ногами? (Муха. У нее на лапах есть подушечка с присосками и зацепками.)

5. Как слышит сверчок? (Коленками; здесь у него рас положены специальные слуховые отверстия.)

6. Какие насекомые имеют самую большую скорость? (Скорость 39 км/час развивают оленьи оводы, бражники слепни и некоторые тропические бабочки.)

7. Какие насекомые ползают быстрее всех? (Тропические тараканы. Их рекорд — 5,4 км/час.)

Викторина с ответами для начальной школы «Земноводные»

1. О ком эта загадка:

Скачет зверушка —

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

2. Какая лягушка самая маленькая в мире? (Лягушка- чесночница с Сейшельских островов, ее длина 2 см.)

3. А какая самая большая? (Лягушка-голиаф, длина тела достигает 90 см и больше.)

4. Каков вес лягушки-голиафа? (Около 3,5 кг.)

5. Этот предмет необходим для подводного плавания, его в 1929 году создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь? (О ластах)

6. Летом в деревнях сажают лягушку в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло).

7. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает — (к дождю).

б) Лягушка квакает вечером с приятной трелью — (к ясной погоде).

в) Зашумит река и закричит лягушка — (к дождю).

8. Какой русский писатель написал известную сказку «Лягушка - путешественница»? (В. М. Гаришн)

9. Кто написал басню «Лягушка и вол»? (И. А. Крылов)

10. В каких странах поставлены памятники лягушке? (Во Франции и Японии.)

11. Почему лягушка удостоилась такой чести? (С лягушкой ставили опыты и сделали много научных открытий.)

12. В XIX столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали кого? (Жаб) Зачем? (Жабы истребляют огромное количество насекомых и личинок, помогают людям сберечь урожай.)

13. Сколько видов жаб существует в мире? (450 видов.)

14. А сколько их (видов) наиболее распространены в России? (Два вида.) Какие именно? (Серая, или обыкновенная, и зеленая жаба.)

15. Серую жабу даже находил и в подземных шахтах. А на какой глубине? (340 метров.)

16. В Южной и Центральной Америке живет жаба ага. Солидные размеры (около 25 см) позволяют ей охотиться не только на насекомых. На кого еще? (На лягушек, ящериц, даже мышей.)

Викторина с ответами для начальной школы «Пресмыкающиеся»

1. Кому посвящена следующая загадка:

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать опасно —

Укусит. Ясно? (Змея)

2. Каков символ современной медицины? (Змея, обвившая чашу.)

3. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе правителей древнего Египта — фараонов? (Кобры)

4. Название какой змеи может быть наречием? (Уж)

5. Боятся ли свиньи гремучих змей? (Нет) Почему? (Потому что на свиней не действует яд гремучих змей.)

6. У какой змеи самые длинные ядовитые зубы? (У габонской гадюки. Их длина — 5 см.)

7. На острове Пенанг у западного побережья Малакки находится всемирно известный Змеиный храм, в котором живут сотни змей. Каких? (Храмовые куфии — змеи семейства гадюковых.)

8. У ящериц, живущих в песчаных пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему? (Для того, чтобы ящерицы не проваливались в песок.)

9. Бенгальские вараны могут прыгать с большой высоты. Ас какой именно? (20 метров.)

10. С какой скоростью может бегать серый варан? (120 м/мин.)

11. Как переводится с греческого языка слово «крокодил»? (Каменный червь.)

12. В какой стране крокодилов считают священными животными? (В Индии)

13. Какой длины может достигать крокодил? (6—7 метров.)

14. Какие звуки издают крокодилы? (Напоминающие лай или рев.)

15. В каком австралийском городе крокодилов можно встретить на улице? Почему это происходит? (Дарвин. Там разводят крокодилов.)

Викторина с ответами для начальной школы «Птицы»

1. Зачем птицы поют? (Для птиц весенние песни — это серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы. Своей песней они как бы устанавливают невидимую границу участка.)

2. Зачем цапле такой клюв? (У цапли клюв-пика. Долго стоит цапля на берегу, застыла, не шелохнется. Лягушки не обращают на нее внимания. И тут цаплин клюв мгновенно пронзает воду. Удар — добыча оглушена.)

3. Почему у пеликана такой клюв? (У пеликанов клювы-сачки. Снизу под клювами у них кожаные мешки. Нашел пеликан рыбью стайку, разинул клюв, да снизу сачком и подхватил добычу. Ловить удобно и в гнездо рыбу носить — в сумке столько рыбы поместится, что на весь выводок хватит. Сумка-то растягивается.)

4. А птицы умеют разговаривать? (Да. Вот, скажем, над полем летят вороны и каркают Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Есть тревожные крики-сигналы: «Опасность близко», «Опасность далеко».)

Викторина с ответами для начальной школы «Наша Земля»

1 Когда образовалась Земля? (Около 4,6 миллиарда лет назад.)

2. Какова масса нашей планеты? (Около 6 секстиллионов тонн — 6 с двадцатью одним нулем.)

3. Какое расстояние от Земли до Солнца? (Около 150 000 000 км.)

А. С какой скоростью наша планета вращается вокруг Солнца? (30 000 км/час.)

5. Что такое экватор? (Воображаемая линия, расположенная на равном расстоянии от полюсов и разделяющая земной шар на два полушария.)

6. Какова длина экватора? (40 075 км)

7. Какую часть общей поверхности Земли занимает суша? (29,2% земной поверхности.)

8. Кто создал первую модель земного шара — глобус? (Древнегреческий географ Кратес.)

9. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Португальские мореплаватели Фернандо Магеллан и Хуан Себастьян Эль Кано.)

10. Когда это произошло? (В 1519—1522 гг.)

11. Какая гора самая высокая на нашей планете? (Эверест, или Джомолунгма.)

12. Где находится Эверест? (На границе Непала и Китая.)

13. Какова высота Эвереста? (8 848 м)

14. Самой большой пустыней планеты является Сахара. Если ее «примерить» к карте нашей страны, то она расположилась бы на пространстве от Москвы до какого города? (До Новосибирска)

15. Какова площадь пустыни Сахара? (Более 7 000 000 кв. км)

Викторина для интеллектуалов

1. Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг. За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.)

2. Что такое насекомое? (Беспозвоночное животное, у которого шесть ног, тело состоит из трех частей — головы, груди, брюшка.)

3. Как стрекозы ловят добычу? (Мелких насекомых они ловят на лету.)

4. Что такое пауки? (Родственники насекомых, у которых восемь ног. У них нет крыльев. И они плетут паутину.)

5. Как дышат рыбы? (Рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят кислород по всем органам.)

6. Как быстро может плавать рыба? (Изгибая хвост из стороны в сторону, рыба-парусник может плыть со скоростью 100 км/час.)

7. Могут ли рыбы летать? (Летучая рыба может скользить по воздуху над водой на небольшие расстояния. При полете она складывает плавники вдоль тела.)

8. Какой вид лягушки самый большой? (В глубоких водоемах Африки живет лягушка-голиаф, достигающая в длину до 91 см.)

9. Почему хамелеон меняет свой цвет? (Смена окраски зависит от изменения освещенности и от его настроения.)

10. Какие птицы живут дольше всех? (Долгожителями считаются попугаи, особенно какаду.)

11. Какие птицы спят в воздухе? (Спят и кормятся в воздухе стрижи.)

12. С какой скоростью бегает страус? (Африканский страус бегает со скоростью до 70 км/час, в высоту он может достигать трех метров.)

13. Какой кит самый большой? (Самый большой — синий кит, он достигает 30 метров в длину и вес его достигает 150 000 кг.)

14. Что согревает тюленя? (Толстый слой жира под кожей.)

15. Какое животное прыгает выше всех на суше? (Пума, она прыгает до 6 метров в высоту.)

16. Кого называют всеядным существом? (Животных, которые питаются и растениями, и животными.)

18. Какие реки текут через всю Россию? (Енисей течет от Монголии до Северного Ледовитого океана; Лена от озера Байкал до Северного Ледовитого океана; Обь с притоком Иртыш от Китая и Монголии до Карского моря.)

19. Почему уменьшается площадь Аральского моря? (Уровень воды в нем падает потому, что вода из рек, впадающих в него, отведена в каналы для полива полей.)

20. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал, в него впадают 336 рек, а вытекает только одна Ангара.)

21. Что такое айсберги? (Айсберги — большие осколки антарктических льдов, дрейфующие в океане. Их высота может достигать 100 м, длина — до нескольких десятков километров. Большая часть объема айсберга находится под водой.)

22. Какое наземное животное самое большое? (Африканский слон.)

23. Какое животное считается самым высоким? (Жираф, достигает в высоту 6 метров.)

24. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, ее длина 58 миллиметров, а вес 1,6 г)

25. Какая птица считается самой быстрой? (Сокол-сапсан развивает скорость до 360 км/час.)

26. Назовите сухопутного долгожителя. (Черепаха живет до 120 лет.)

27. Какая птица считается самой большой? (Африканский страус, вес достигает 130 кг.)

28. Назовите типичных обитателей тайги. (Изюбр, бурундук, соболь, летяга, рысь.)

29. Назовите типичных обитателей смешанных лесов. (Волк, медведь, лось, лиса, заяц-русак, заяц-беляк.)

30. Какие растения ядовиты? (Олеандр, наперстянка, красавка.)

31. Кто питается ядовитыми растениями? (Гусеницы бабочки-монарх. Употребляя яд, гусеница становится ядовитой сама, а затем и ядовитой бабочкой с яркой окраской.)

32. Какие растения являются хищниками? (Венерина мухоловка, росянка, непентес.)

33. Как распространяется пыльца? (Ее переносят насекомые, ветер.)

34. Назовите наиболее распространенные злаковые растения. (Пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь и овес.)

35. Какую часть растения мы едим? (Корень или стебель, или листья, или клубень, или луковицу, или цветок — у цветной капусты, или ягоду, или плод.)

36. Какой наземный хищник самый крупный? (Бурый медведь, его вес 750 кг.)

37. Какое наземное животное самое быстрое? (Гепард, он развивает скорость до 96 км/час.)

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия « Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа ).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова « Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки ).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (
    Бобры ).
  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка ).
  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза ).
  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (
    Черепаха ).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (
    Змея ).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми!
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут...
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас...
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете.
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме.
    (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).


1. Может ли паук под водой жить? (Под водой живет паук-серебрянка. Этот паук натягивает между водорослями паутину, под нее натаскивает пузырьки воздуха и в этом подводном домике-пузыре живет.)

2. Почему облака на землю не падают? (Облака — это скопление водяной выли. Вода тяжелее воздуха. Heдаром дождевые тучи ниже других облаков плывут. Их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно идущий от земли.)

3. Как паук предсказывает погоду? (Пауки не переносят сырости. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит завтра будет хорошая погода.)

4. У каких деревьев ягоды черные? (Черемуха и черноплодная рябина.)

5. Назови, чьи плоды здесь изображены? (Рисунки плодов: дуба, клена, ясеня, шишечки ольхи, орешки липы и другие.)

6. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки? (Ветки ели растут наклонно вниз и легко пружинят. Поэтому при маленьком ветре от чрезмерной тяжести мокрого снега, случайного толчка снег соскальзывает с ветвей.)

7. На каком хвойном дереве ягоды растут? (Можжевельник)

8. Как по веткам ели погоду предсказать? (К ясной и сухой погоде ветка ели смотрит вверх, к дождю — вниз.)

9. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный, так как темные цвета на солнце быстрее нагреваются.)

10. Где лягушки зимуют? (Забираются в камни и ямы, закапываются в ил под водой.)

11. Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? (Ясную погоду, хорошую.)

12. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха, листья появляются после цветения.)

13. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца, и потомство погибнет)

14. Как лягушка носит летающих насекомых? (Язык лягушки прикреплен ко рту передним краем, а задним концом выбрасывается вперед. Язык липкий и широкий, поэтому летящие насекомые прилипают к нему.)

15. Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага снег тает быстрее.)

16. Какие растения называют часами? (Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеху.)

17. Где раньше тает снег: в лесу или в городе? (В городе, так как он грязный.)

18. Назови, кто летит? (Рисунки птиц: утка, ворона, сорока, гусь.)

19. В какую сторону тающий снег своими шипами указывает? (Острие направлено к югу.)

20. Хвоя каких деревьев изображена? (Рисунки веточек: ели, сосны, лиственницы.)

21. Какие растения и как предсказывают погоду? (Иван-чай, одуванчик, чертополох, вьюнок, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают)

22. Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? (Дерево может засохнуть, так как питательные соки от корней поднимаются по веткам только по коре.)

23. Как муравьи через канавы и ручьи перебираются? (Муравьи делают живой мост, сцепившись ножками и челюстями друг с другом, по которому переходят остальные муравьи.)

24. Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? (Зарница предсказывает грозу.)

25. В котором часу воробей летом просыпается? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время, в 5—6 часов утра.)

26. Если в конце дня после дождя появилась радуга, о чем это говорит? (Радуга — к хорошей погоде.)

27. Назови, кто здесь изображен? (Рисунки бабочки павлиний глаз, божьей коровки, шмеля, кузнечика, гусеницы, осы, паука, жужелицы.)

28. Чьи это шишки? (Рисунки шишек: ели, сосны, лиственницы.)

29. Чья это резьба по дереву (рисунок коры)? (Жука-короеда.)

Занимательные вопросы по экологии (для олимпиад)

1. Какая вода называется минеральной? (Грунтовые, подземные воды растворяют соли. Воды, содержащие растворы минеральных солей и газов, называются минеральными.)

2. Объясните, почему в морозные зимние дни у нас на оконных стеклах появляются узоры изо льда? (Пар, который мы выдыхаем, соприкасаясь с холодной поверхностью стекол, превращается в лед. Из мельчайших ледяных кристаллов и образуются узоры на стеклах.)

3. Почему ключевая вода всегда очень чистая? (Проходя через слои песка, вода фильтруется, то есть очищается от мути.)

4. Почему летом после дождя «легче дышится», воздух становится приятнее? (Летом дождь охлаждает воздух, очищает его от пыли.)

5. Почему во время ледохода лед плывет на поверхности воды, а не тонет? (Лед легче воды.)

6. В дождевой воде очень хорошо мылится мыло, стирается белье. Дождевую воду называют «мягкой». Почему? (Дождевая вода не содержит никаких солей.)

7. Почему вода у берегов течет медленнее, чем в середине (стремнина реки)? (Течение воды у берегов всегда медленнее, чем на середине, так как трение воды у берега уменьшает скорость ее движения.)

8. Воздух настолько легок, что многие думают, будто он не имеет веса. Так ли это? (Воздух можно взвесить на весах. Ученые определили, что 1 кубометр воздуха весит 1 кг 293 г.)

9. В безветренную погоду дым из труб поднимается всегда вверх. Почему так происходит? (Дым состоит из маленьких твердых частиц копоти, сажи. Эти частицы, увлекаемые струей теплого воздуха, поднимаются прямо вверх, так как теплый воздух легче холодного).

10. Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода все же не уходит через него в глубь земли? (Под слоем, песка обязательно находится водонепроницаемый слой глины.)

11.0 чем говорят непроходимые топи, болота, заболоченные низины? (Это признак наличия водонепроницаемого слоя глины.)

12. Как изготавливают цветной пластилин? (Для изготовления пластилина используют цветные глины.)

13. Какой вид известняка можно встретить во всех музеях мира, парках культуры, метро? (Мрамор)

14. Почему соль была дорогой? (Потребность в соли у людей была большая, а добывать ее не умели.)

15. Из чего образуется торф? (Из торфяных мхов и других растений.)

16. Почему глинистые почвы называют «холодными»? (Глина обладает плохой теплопроводностью. Корка, образующаяся на поверхности такой почвы, не пропускает тепла и плохо прогревается солнечными лучами.)

17. Почему песчаные почвы называют «теплыми»? (Они хорошо прогреваются солнечными лучами.)

18. Сколько костей в теле человека? (206)

19. Как быстро размножаются бактерии? (Быстрота размножения бактерий поразительна. Если они попадают в благоприятные условия, то одна только бактерия самоделением превращается через 15—20 минут в две.)

Экологическая викторина "Берегите Землю, берегите!"

Автор : Затульная Зоя Ивановна, учитель начальных классов МБОУ "Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша" с. Анновка Корочанского района
Описание : предлагаю авторскую разработку сценария развлечения для детей начальной школы. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образованиия. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о природе, учатся беречь природу.
Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация, сказка «Репка», глобус, костюмы для сценки «Репка», отходы (консервные банки, бутылки и т.д.)

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Класс разбивается на 2 команды. У каждой команды название, эмблема.
Учитель держит в руках глобус.

2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации
Учитель: – Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Берегите землю, берегите». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3-й конкурс. Игра «Собери шишки».
(На поле разбросаны шишки. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт шишек. (Повторить несколько раз).

Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

4-й конкурс. «Собери слово».
В словах перепутаны буквы, поменяй их местами, так, что бы получились слова.
5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
6-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.
Учитель: Ребята, теперь, прежде чем мы с вами будем проводить следующий конкурс, давайте посмотрим сценку «Репка»
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)
Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.

7-й конкурс. «Рассортируйте мусор»
С помощью стрелочки перенеси картинки предметов в квадраты с надписью.
8-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Экологическая викторина «Природа и мы».

Мир животных, мир растений.

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.

Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.

Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Мир животных.

1.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

2.Самый крупный хищник? (Белый медведь)

3.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

4.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)

5.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка)

6.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? (Медведь)

7.След какого хищника очень похож на след человека? (медведь)

8.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? (Голод)

9.Сколько ног у паука? (Восемь)

10.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур)

11.У кого ухо на ноге?(У кузнечика)

12.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)

13.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)

14.Умеют ли слоны плавать?(Да, и даже полностью погружаются в воду)

15.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)

16.Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)

17.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)

18.У кого самое плохое зрение? (У крота)

19.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)

20.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)

21.Самые влюбленные птицы? (Лебедь)

22.Кто умеет разговаривать? (Попугай)

23.Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы? (с горы)

24.Какие животные спят зимой? (медведи, еноты, ежи, барсуки, хомяки…)

25.У какой кошки кисточки на ушах? (У рыси)

26. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук)

27.Какие звери летают?(Летучие мыши)

28.Какая охота разрешена в любое время года? (фотоохота)

29.Каке животное видит предмет только тогда, когда он движется? (Лягушка)

30.Самое крупное в мире млекопитающее?(Кит)

Мир растений.

    Весной или летом цветет сирень? (Весной)

2.Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА. Вызывается он трением листьев друг о друга.А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)

3.Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света)

4.Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли?(Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении)

5.Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью)

6)Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх)

7.почему на коре деревьев с течением времени образуются толщины? (Древесина нарастает в ширину быстрее чем кора)

8.Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе)

9.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)

10.Древесина какого дерева используется для кораблестроения? (Сосна)

11.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница)

12.В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)

13.Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слоиии, тем крепче дерево).

14.Что можно использовать в лесу для заварки чая?(Листья земляники, малины, черники..)

15.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)

16.Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

17 . Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)

18.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)

19.Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)

20.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина,брусника)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!