Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Первые бронеавтомобили уайта. Двигатель и трансмиссия

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Российские военные министры прекрасно понимали, что мощности Русско-Балтийского вагонного завода, единственного в стране производящего автомобили, недостаточно для того, чтобы в нужных количествах выпускать базовые шасси для постройки броневиков. А потребность в бронеавтомобилях возрастала с каждым днем, потому что шла война. В связи с этим военный министр генерал от кавалерии В. Сухомлинов в середине августа 1914 года принял решение срочно направить в Англию военных специалистов для приобретения необходимой техники. Для этой цели была создана комиссия, в которой председателем был командир учебной автомобильной роты полковник Секретев.

До того как выехать в Англию, члены комиссии разработали тактико-технические требования, предъявлявшиеся к бронеавтомобилям со стороны военного ведомства России. Приобретаемые автомобили должны были быть полностью бронированными (с горизонтальной броней), оснащенными отечественным пулеметным вооружением, установленным в двух вращающихся башнях. Горизонтальная броня могла защищать экипаж в ближнем бою от поражения ручными гранатами, а при бое в населенных пунктах – от ружейно-пулеметного огня с чердаков домов.

Два пулемета, установленные в рядом расположенных башнях, имели довольно высокую мощь огня, а в случае выхода из строя одного из них боеспособность броневика не бывала потеряна. Помимо этого, пулеметы имели независимую наводку, поэтому можно было вести огонь одновременно по двум целям.

По прибытии в Англию комиссия обнаружила, что серийные бронеавтомобили английского производства не соответствуют разработанным требованиям. У машин не было горизонтального бронирования, на вооружении стоял только один пулемет. Тем не менее администрация и специалисты автомобилестроительной фирмы «Остин», зная о том, что русские хотят сделать большой заказ, согласились в кратчайшие сроки разработать и построить машины, которые удовлетворили бы взыскательных заказчиков.

Группа полковника Секретева справилась с возложенной на нее миссией. Она приобрела 48 броневиков фирмы «Остин», 30 машин фирмы «Рено» и один бронеавтомобиль фирмы «Изотта-Фраскини». Кроме броневиков, комиссия закупила большое количество автомобильной техники – 1216 единиц.

Фирма «Остин» в качестве базовых шасси для постройки броневиков использовала свои шестиместные легковые автомобили. Хромоникелевая броня для них производилась на заводе Виккерса и имела толщину 3,5–4 мм. Ее не пробивала остроконечная винтовочная пуля на дистанции свыше 400 шагов. В амбразурах башен устанавливались отечественные пулеметы «максим». Угол поворота каждой башни в горизонтальной плоскости был равен 280°. У машины имелась зависимая рессорная подвеска и деревянные колеса со спицами и резиновыми пневматическими шинами. Экипаж машины состоял из командира, водителя и двух пулеметчиков.

Опыт боевого применения данных автомобилей показал, что они нуждаются в усилении бронирования, которое и было дополнительно сделано на Ижорском заводе. Броню английского производства заменили на ижорскую толщиной 6–7 мм. Конечно, это значительно увеличило вес машин, заметно снизилась скорость и возросла нагрузка на ходовую часть.

Инженеры фирмы «Остин» приняли соответствующие меры по улучшению конструкции своих машин, которые впоследствии поставлялись в Россию. У них была усилена броня по типу ижорской, а шасси от легкового автомобиля заменено на шасси 1,5-тонного грузового автомобиля с более мощным двигателем.

На бронеавтомобилях фирмы «Рено» устанавливался один пулемет и броня толщиной 4 мм, при этом горизонтальное бронирование полностью отсутствовало. Эти машины применялись для охраны транспортных автоподразделений на марше.

В течение 1915–1916 годов в Россию было поставлено 25 броневиков фирмы «Шеффилд-Симплекс», 36 – «Армстронг-Уитворт», 22 – «Ланчестер» и более 100 – «Остин».

Поскольку у данных бронеавтомобилей были невысокие боевые качества, военное ведомство России решило отказаться от их импорта, а закупать только шасси. Бронирование выполнялось на российских заводах.

Пушечный бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд»

Осенью 1914 года Путиловский завод в Петербурге выпустил пушечный бронеавтомобиль.

Вес этого автомобиля равнялся 8,6 т. На нем были установлены одна 76-мм короткоствольная пушка во вращающейся рубке и три пулемета «максим». Скорость броневика была до 20 км/ч.

Для постройки автомобиля специалисты Путиловского завода использовали шасси грузового автомобиля фирмы «Гарфорд» с маломощным двигателем, которые доставляли из США. Вариант грузового автомобиля развивал скорость до 35 км/ч. После того как на автомобиль устанавливали броню толщиной 7–13 мм и вооружение, его вес довольно значительно увеличивался. Этим и объяснялось снижение скорости броневика.

Орудие было установлено в задней части корпуса и могло вести огонь лишь в сфере около 260°. Для ведения стрельбы водитель должен был установить машину боком или кормой вперед. Весьма ограниченной была и зона огня двух передних пулеметов. Броневик представлял собой махину высотой более 2,5 м и длиной около 6 м. Боекомплект содержал 60 снарядов к орудию и примерно 9000 патронов к пулеметам.

Поскольку количество вооружения возросло, то пришлось увеличивать экипаж до 8 человек. Так как у броневика была небольшая скорость и большие габариты, то его нельзя было использовать для разведывательных действий. Он применялся в качестве противоштурмового орудия, т. е. как подвижная огневая орудийно-пулеметная точка, быстро перебазирующаяся на нужные участки фронта для отражения штурма.

Бронеавтомобиль Мгеброва

В конструировании боевых броневиков заметный след оставил известный изобретатель штабс-капитан Мгебров. На машине, которую он создал в 1915 году, впервые было применено наклонное расположение броневых листов (рис. 5 ).

Этим самым достигалась более эффективная защита. Для того чтобы защитить экипаж броневика от пуль и свинцовых брызг, Мгебров провел множество опытов по созданию пуленепробиваемых стекол.

Рис. 5. Бронеавтомобиль Мгеброва

Строились машины на Ижорском заводе. Интересной особенностью этих автомобилей является расположение бронирования лобовой части корпуса. В качестве базового использовался автомобиль марки «Рено», у которого радиатор находился позади двигателя, и поэтому машина имела характерный острый нос. Все эти особенности учел конструктор Мгебров: броневики его конструкции в лобовой части имели большие углы наклона листов, что значительно повышало их пулестойкость. Помимо этого, большое внимание уделялось наблюдению за полем боя. В боевой обстановке командир мог вести круговое наблюдение из командирской башенки, установленной на крыше основной башни.

Мгебров разработал и еще один вариант размещения вооружения – в двух башнях, а также модификацию бронеавтомобиля с использованием шасси «Бенц». Боевая масса броневика Мгеброва равнялась 3,5 т, экипаж состоял из 3 человек. Габариты машины были следующими: 5,1 × 2,32 × 2,3 м. На модели был установлен бензиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л. с. Бронеавтомобиль мог развивать максимальную скорость до 40 км/ч. Колесная формула машины – 4 × 2.

Полугусеничный бронеавтомобиль «Остин-Путиловец»

Все испытания, выпавшие на долю броневиков, выявили их недостатки: плохую проходимость по снегу и грязи, беспомощность перед проволочными заграждениями и рвами. В самый разгар войны производство отечественных броневиков по разным причинам было приостановлено; в дальнейшем бронировались серийные автомобили самых разных марок и конструкций, в том числе машины фирмы «Остин».

В 1916 году специалисты Путиловского завода в Петрограде разработали несколько конструкций таких машин с пулеметным и пушечно-пулеметным вооружением. Для броневиков с первым типом вооружения в качестве базовых шасси использовались грузовики «Остин» и «Фиат».

Бронеавтомобиль Мгеброва

В конструировании боевых броневиков заметный след оставил известный изобретатель штабс-капитан Мгебров. На машине, которую он создал в 1915 году, впервые было применено наклонное расположение броневых листов (рис. 5).

Этим самым достигалась более эффективная защита. Для того чтобы защитить экипаж броневика от пуль и свинцовых брызг, Мгебров провел множество опытов по созданию пуленепробиваемых стекол.

Рис. 5. Бронеавтомобиль Мгеброва

Строились машины на Ижорском заводе. Интересной особенностью этих автомобилей является расположение бронирования лобовой части корпуса. В качестве базового использовался автомобиль марки «Рено», у которого радиатор находился позади двигателя, и поэтому машина имела характерный острый нос. Все эти особенности учел конструктор Мгебров: броневики его конструкции в лобовой части имели большие углы наклона листов, что значительно повышало их пулестойкость. Помимо этого, большое внимание уделялось наблюдению за полем боя. В боевой обстановке командир мог вести круговое наблюдение из командирской башенки, установленной на крыше основной башни. Мгебров разработал и еще один вариант размещения вооружения - в двух башнях, а также модификацию бронеавтомобиля с использованием шасси «Бенц». Боевая масса броневика Мгеброва равнялась 3,5 т, экипаж состоял из 3 человек. Габариты машины были следующими: 5,1 × 2,32 × 2,3 м. На модели был установлен бензиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л. с. Бронеавтомобиль мог развивать максимальную скорость до 40 км/ч. Колесная формула машины - 4 × 2.

Бронеавтомобили Мгеброва

Летом 1915 года на Ижорском заводе началось бронирование сразу нескольких автомобилей: 11 «Рено», 1 «Изотта-Фраскини», 1 «Уайт», 1 «Бенц», 1 «Пирс-Арроу» и 1 «Руссо-Балт».

Работы осуществлялись по проектам, разработанным офицером Военной автомобильной школы штабс-капитаном Мгебровым.

Цех Ижорского завода, весна 1915 года. В центре слева - штабс-капитан Мгебров.

Французские бронеавтомобили «Рено», закупленные комиссией полковника Секретева, начали прибывать в Россию в разобранном виде весной 1915 года. Эти машины были вооружены одним пулеметом и забронированы по схеме, принятой во французской армии - без крыши. Они получили статус полубронированных и использовались в некоторых пулеметных автомобильных взводах для подвоза боеприпасов. За простую прямоугольную форму боевого отделения они получили в Русской армии прозвище «Рено-ящики». Одиннадцать же шасси этого типа было решено забронировать по проекту штабс-капитана Мгеброва.

«Рено-Мгебров»

Использовав конструктивную особенность автомобилей «Рено» - расположение радиатора за двигателем, Мгебров придал броневому корпусу остроносую форму с большими углами наклона броневых листов. Два пулемета «Максим» располагались в трехместной башне довольно сложной формы, неподвижно закрепленной на круглом подбашенном листе. Последний с помощью стоек соединялся с полом боевого отделения, который опирался и вращался на четырех чугунных роликах. Для того чтобы всю башню массой более 122 пудов (без малого две тонны!) можно было вращать вручную (а другой способ не предусматривался), Мгебров разработал конструкцию специальной пяты, игравшей роль оси вращения и принимавшей на себя часть нагрузки. На пяте располагалось неподвижное зубчатое колесо большого диаметра, по которому обкатывалась небольшая шестерня. Вал последней проходил через стойку и заканчивался штурвалом. К стойке же крепилось сиденье командира. В его распоряжении имелась командирская башенка с прорезями; наблюдая через них за полем боя, он мог поворачивать башню в нужную сторону. Сиденья пулеметчиков крепились к подвижным стойкам, установленным на полу. За счет больших амбразур, закрытых броневыми заслонками, пулеметы имели сектор обстрела от 0° до 90°, то есть без поворота башни могли вести огонь на обе стороны. Машины оснащались переговорной трубой корабельного типа, шедшей от командира к водителю. Необходимо отметить, что все бронеавтомобили, построенные по проекту штабс-капитана Мгеброва, имели башни идентичной конструкции, что являлось их характерным внешним признаком.

При постройке бронемашин учитывались и вновь разработанные требования к толщине броневых листов. Из доклада, направленного 9 октября 1915 года в Технический отдел ГВТУ начальником Ижорского завода, следует, что все жизненно важные части машин защищались 7-мм броней. К весне 1916 года все работы по бронированию были завершены, и 30 апреля первый «Рено» вышел на испытания, которые показали, что, несмотря на высокую скорость - 55 верст/ч - и маневренность, бронеавтомобиль сильно перегружен. Начальником Броневого отдела Военной автомобильной школы капитаном Баженовым был разработан проект переделки машин, заключавшийся, в основном, в замене громоздкой и массивной башни двумя цилиндрическими, такими же, как на броневиках «Остин». За счет этого перегрузка сократилась с 68 до 26 пудов (с 1088 до 416 килограммов). Работы по перебронировке были завершены к лету 1916 года, после чего броневики стали отправлять на фронт.

К сожалению, пока не удалось установить дальнейшую судьбу этих машин. Достоверно известно, что один бронеавтомобиль «Рено» (шасси № 46384) был отправлен 30 сентября 1916 года в Бельгийский броневой дивизион, входивший в состав 7-й армии Юго-Западного фронта. Применялись они и во время гражданской войны. На 10 декабря 1929 года в Красной Армии еще имелось четыре машины этого типа.

Первый бронеавтомобиль «Рено», забронированный по проекту штабс-капитана Мгеброва. 1916 год.

«Изотта-Фраскини»

Бронеавтомобиль «Изотта-Фраскини» был построен по проекту английского инженера и владельца одноименной фирмы Чарльза Жаррота на 120-сильном итальянском шасси. Однако в России его броня и вооружение (один пулемет в маленькой башне) были признаны неудовлетворительными. На Ижорском заводе английскую броню заменили 7-мм русской, изменив при этом и общую схему бронекорпуса, и установили двухпулеметную «мгебровскую» башню. Весной 1916 года после испытания на полигоне Офицерской стрелковой школы машину отправили на фронт. Правда, пока не удалось выяснить, куда. Известно только то, что броневик получил название «Череп». Дальнейшие следы машины теряются, и только в сводке от 3 февраля 1919 года 5-го автобронеотряда красных, действовавшего в составе 4-й армии Восточного фронта, говорится: «Бывший на фронте бронеавтомобиль «Череп» в ноябре прошлого года был отправлен в ремонт в г. Саратов». После ремонта его включили в состав 41-го автобронеотряда Туркестанского фронта. Летом 1919 года при отступлении на ст. Шипово бронеавтомобиль был «взорван и оставлен».

Бронеавтомобиль «Изотта- Фраскини» после перебронировки на Ижорском заводе. 1916 год.

Броневик «Уайт» во дворе Ижорского завода, весна 1915 года. Хорошо видна кормовая пушечная башня.

«Уайт», «Бенц» и другие

Весьма интересна и история создания бронеавтомобилей «Уайт», «Бенц» и «Пирс-Арроу». Эти машины построили на частные средства некоего господина Меркульева для броневой автомобильной разведывательной команды. Их забронировали по проекту отставного подполковника инженерных войск Чемерзина в ноябре 1914 года. Команда эта предназначалась, прежде всего, для разведки и рекогносцировки, а не для полноценного боя, «поэтому и был принят тип полуброневой, то есть автомобиль, в котором закрыты в определенном положении люди и наиболее важные части машины, преследуя цель не перегружать ее лишним весом». Броня состояла из стальных листов, обшитых с обеих сторон холстом с прослойками из войлока. Вооружение устанавливалось открыто за щитами. При стрельбе экипаж надевал специальные стальные панцири и «бронированные фуражки».

Несмотря на весьма существенные недостатки бронемашин разведывательной команды, это была вторая (после роты Добржанского) реально сформированная в тот период броневая часть. Вполне естественно, что она привлекла внимание военных. Генерал Брусилов в телеграмме, направленной в Главное управление Генерального штаба, просил «отправить разведывательную команду бронеавтомобилей в распоряжение 8-й армии». Однако комиссия, образованная для приемки этих машин, признала их бронировку неудовлетворительной, поскольку она не обеспечивала полноценную защиту экипажа и жизненно важных частей автомобиля, да и установка вооружения оставляла желать лучшего. В итоге весной 1915 года из четырех первоначально имевшихся в команде машин три отправили на Ижорский завод, где и началось их «переодевание» в полноценную броню.

Двухбашенный «Рено- Мгебров», захваченный немцами весной 1918 года.

Все броневики получили «мгебровскую» башню с двумя «максимами», а «Уайт», кроме того, - цилиндрическую башню с 37-мм морской пушкой Гочкиса, расположенную в кормовой части машины. Следует отметить, что «Бенц» и «Пирс-Арроу» были легковыми гоночными машинами, а «Уайт» - полуторатонным грузовиком. Последнее обстоятельство и предопределило его более мощное вооружение. Все работы, связанные с перебронировкой и оснащением машин, велись опять-таки на средства русского патриота Меркульева. 17 сентября 1915 года на основе Автомобильной разведывательной команды был сформирован 29-й пулеметный автомобильный взвод. 21 ноября того же года взвод отправился из Петрограда в Тифлис в распоряжение штаба Кавказской армии. К лету 1916 года все машины вернулись в Петроград для ремонта, после которого «Уайт» и «Пирс-Арроу» отправили обратно на фронт, а «Бенц», шасси которого было наиболее перегруженным, отбыл 14 февраля 1917 года в Савелово в распоряжение командира 2-го коренного парка - часть железнодорожных войск (прим. авт.). Предполагалась перестановка броневика на железнодорожный ход и использование его в качестве бронедрезины.

Наименее известным из 16 забронированных по проекту штабс-капитана Мгеброва автомобилей является бронемашина «Курянин». Она была построена Учебной автомобильной ротой по заказу 125-го пехотного Курского полка в мае 1915 года на шасси «Руссо-Балт» тип Е 535 (шасси № 442). Затем броневик отправили на Ижорский завод, где он получил «мгебровскую» башню и заднее управление. В октябре 1917 года «Курянин» находился в Петрограде в мастерских Запасного броневого автомобильного дивизиона, где проводился его ремонт «по выходе из коего он может быть вполне пригоден для службы на фронте». Дальнейший его след теряется и вновь возникает в списке броневых машин, находившихся на 1-м Броневом танкоавтомобильном ремонтном заводе в Москве (бывший «Руссо-Балт» в Филях) на 3 января 1922 года.

Из книги Техника и вооружение 1999 02 автора

Отечественные бронеавтомобили ПЕРВЫЕ ОПЫТЫИдея вооружения, а потом и бронирования автомобиля возникла вскоре после его создания. В России еще в 1897 году изобретатель Двиницкий доказал возможность установки на автомобиле малокалиберного скорострельного оружия, что

Из книги Техника и вооружение 1999 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Отечественные бронеавтомобили Окончание. Начало см. «ТиВ» №№2-4/99 БА-11ТЯЖЕЛЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛИБА-5В 1934 году на Московском автозаводе было освоено производство трехосного (6 х 4) грузовика ЗИС -6. В том же году началась работа по созданию на базе этого шасси тяжелого

Из книги Техника и вооружение 1999 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛИ Приложение к ранее опубликованным материалам Бронеавтомобиль "Остин – Кегресс" ("Т и В" №8/99) Легкий бронеавтомобиль ФАИ ("Т и В"№3/99) Бронеавтомобиль БА-27 первых выпусков ("Т и В"№4/99) Бронеавтомобиль БА-10 ("Т и В"№4/99) Тяжелый бронеавтомобиль

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

БРОНЕАВТОМОБИЛИ Первый немецкий бронеавтомобиль был построен в 1906 году фирмой Эрхардт. Во время Первой мировой войны их уже сотнями использовали на фронте. По Версальскому мирному договору Германии разрешалось оставить несколько бронеавтомобилей в составе полиции

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Броневики конструкции штабс-капитана Мгеброва Из всех русских конструкторов броневых машин Первой мировой войны наиболее известным (даже в советское время) был штабс-капитан Мгебров. Во всяком случае, в большинстве работ, посвященных броневым машинам этого периода,

Из книги Бронемашины Сталина, 1925-1945 [= Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля, 1925-1945 гг.] автора Коломиец Максим Викторович

Бронеавтомобили Дыренкова 18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Согласно этому документу планировалось в кратчайшие сроки разработать современные образцы бронетанковой техники и

Из книги Танковый прорыв. Советские танки в боях, 1937–1942 гг. автора Исаев Алексей Валерьевич

Бронеавтомобили и бронепоезда Потребность и наличие в Красной Армии составляет: В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.).Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как

Из книги Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг. автора Коломиец Максим Викторович

Бронеавтомобили Дыренкова 18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Согласно этому документу планировалось в кратчайшие сроки разработать современные образцы бронетанковой техники и

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

Бронеавтомобили На 22 июня 1941 года в учебных частях и военно-учебных заведениях РККА и в организациях ОСОАВИАХИМА имелось около 300 устаревших бронеавтомобилей марок БА-27, Д-8, Д-12, Д-13 и БА-И. Часть из них приняла участие в боевых действиях первых месяцев Великой

Из книги Бронетанковая техника Германии 1939 - 1945 (часть II) Бронеавтомобили, бронетранспортеры, тягачи и спецмашины автора Барятинский Михаил

Бронеавтомобили MaschinengewehrkraftwagenПервый немецкий бронеавтомобиль, построенный в 30-е годы. Разработан по заказу верховного командования рейхсвера в 1932 году на шасси легкового автомобиля Adler 3Gd (Kfz. 12). Эта примитивная боевая машина предназначалась для сопровождения кавалерии

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

Бронеавтомобили Auto-mitrailleuse de decouverte Laffly 50AM.Модернизированный бронеавтомобиль White образца 1917 года. Проект перестановки бронекорпуса на новое шасси разработала фирма Laffly. Эта боевая машина получила обозначение White-Laffly 50AM. В 1932 - 1934 годах переделано 98 машин.Серийная

Из книги Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 (часть II) автора Мощанский И.

Полугусеничные бронеавтомобили Работы по созданию полугусеничных бронеавтомобилей во Франции начались в 1921 году. Они велись под руководством изобретателя полугусеничного движителя А. Кегресса, вернувшегося во Францию из России. Первые опыты по переделке броневиков

Из книги автора

Бронеавтомобили Autoblindata Lancia I.Z.Сконструирован фирмой Ansaldo на базе грузового автомобиля Lancia I.Z. в 1915 году. Изготовлено 130 единиц.Серийная модификация:корпус и башня клепаные. Над капотом бронеавтомобиля установлены полозья, облегчающие проезд через проволочные

Из книги автора

Бронеавтомобили Daimler Scout CarЛегкий связной и разведывательный бронеавтомобиль. Создан фирмой BSA (вскоре поглощенной фирмой Daimler) в 1939 году для бронетанковых и мотомеханизированных частей. С 1939 по 1945 год фирмами Daimler, Humber Motor и Canada Ford изготовлено 6626 единиц.Серийные

Из книги автора

Штабные бронеавтомобили Великобритания была единственной страной-участницей Второй мировой войны, выпускавшей и широко применявшей в боевых действиях штабные бронеавтомобили специальной постройки - Armoured Command Vehicles.Эти машины представляли собой бронированный автобус,

Из книги автора

Импровизированные бронеавтомобили В июне 1940 года, после разгрома Британских экспедиционных сил во Франции стала реальной угроза вторжения вермахта на Британские острова. Среди перечня срочных мер, необходимых для обороны метрополии, одним из главных пунктов было

Оснащение русской армии бронеавтомобилями началось сразу после развязывания первой мировой войны.

Теоретические основы применения этого вида оружия были разработаны в довоенный период полковником А. Добржанским и подполковником в отставке А. Чемерзиным, обобщившими опыт испытаний первого русского бронеавтомобиля подъесаула М. Накашидзе. Уже в то время считалось, что в будущей войне эти машины смогут применяться для ведения разведки в тылу и на флангах противника, для огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага и срыве атак его кавалерии, для связи и других видов боевой деятельности.

В довоенный период не остался без внимания и вопрос подготовки кадров. В 1912 году при учебной автомобильной роте был организован офицерский курс, преобразованный в ходе войны в офицерскую автошколу с отделением для рядовых.

Организацию работ по изготовлению бронеавтомобилей отечественного производства поручили в сентябре 1914 года полковнику А. Добржанскому, который был знаком с производством бронемашин на заводах Крезо во Франции и принимал активное участие в их проектировании.

В качестве базовых шасси русских броневиков использовались грузовые автомобили М и Т (грузоподъемностью 2 и 4,1 т соответственно) Русско-Балтийского вагонного завода, расположенного в Риге. Их бронирование и вооружение производилось на Ижорском заводе под Петроградом.

Работа по изготовлению первых машин успешно завершилась в весьма сжатый срок - в течение шести недель. В первых числах сентября специалисты Ижорского завода разработали чертежи общих видов двух типов бронеавтомобилей по проекту полковника Добржанского - с пулеметным и пушечно-пулеметным вооружением. Одновременно подбиралось бронирование и разрабатывались типы соединений броневых листов корпуса. Полковник артиллерии А. Соколов спроектировал три типа станков для установки на них пулеметов. Всего изготовили восемь бронеавтомобилей с пулеметным вооружением и один - со смешанным.

Броневые катаные листы корпуса, изготовленные из хромоникелевой стали, не пробивались остроконечной винтовочной пулей на дистанции в 200 шагов. Они крепились к каркасу корпуса заклепками.

На машинах с пулеметным вооружением имелись три отечественных 7,62-мм станковых пулемета Максима, а на пушечно-пулеметных - 37-мм автоматическая пушка и два пулемета. Пулеметы Максима устанавливались в амбразурах бортов и лобового листа корпуса. Такое их расположение отличалось простотой, но обеспечивало сравнительно небольшие углы обстрела в горизонтальной и вертикальной плоскостях - в пределах 15-20°.

37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда также обладала хорошими по тому времени тактико-техническими показателями. Для стрельбы из нее применялись осколочные стальные или чугунные гранаты и картечь. Дальность прицельного огня осколочными гранатами составляла 2000 м. Картечь имела 75 сферических пуль с дальностью поражения до 200 м. Пушка устанавливалась на тумбе и прикрывалась броневым щитом. Угол наведения ее в горизонтальной плоскости был значительным - около 300°.

Средства внешней и внутренней связи отсутствовали. Машины имели зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса со спицами. Бронеавтомобили получили название завода-изготовителя их базового шасси - Русско-Балтийских.

Из этих машин сформировали 1-ю пулеметную автомобильную роту, состоявшую из четырех взводов. В каждом было по два броневика и легковых автомобиля, по одному грузовику малой грузоподъемности (1 т) и по мотоциклу. На автомобилях перевозили личный состав и имущество, а мотоцикл использовался для связи с командиром роты и штабом.

19 октября 1914 года 1-я пулеметная автомобильная рота под командованием полковника А. Добржанского отправилась на Северо-западный фронт. Она успешно действовала в боях в Восточной Пруссии и в Польше на лодзинском направлении.

Штаб 1-й армии дал следующую оценку боевой деятельности роты: «Эти автомобили своей боевой службой с ноября месяца уже в полной мере оправдали возлагавшиеся на этот новый вид оружия надежды...»

А вот что сообщал в январе 1915 года штаб 2-й армии: «Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную мощную поддержку, особенно в наступлении».

В военном ведомстве России хорошо понимали, что мощности Русско-Балтийского вагонного завода - единственного завода в стране, на котором производились автомобили, - недостаточно для получения базовых шасси для бронемашин, потребность в которых постоянно возрастала. Поэтому военным министром генералом от кавалерии В. Сухомлиновым в середине августа 1914 года принимается решение: срочно отправить военных специалистов в Англию, союзницу России в войне, для приобретения требовавшейся техники. С этой целью была создана комиссия, председателем которой назначен командир учебной автомобильной роты полковник Секретев.

Еще до прибытия в Англию члены комиссии уточнили тактико-технические требования, предъявлявшиеся военным ведомством России к бронеавтомобилям. Так, считалось, что приобретаемые бронеавтомобили должны быть полностью бронированными (с горизонтальной броней), иметь отечественное пулеметное вооружение, установленное в двух вращающихся башнях. Горизонтальное бронирование могло защищать экипаж в ближнем бою от поражения ручными гранатами, а при бое в населенных пунктах - от ружейно-пулеметного огня с чердаков домов. Два пулемета, установленных в рядом расположенных башнях, обеспечивали достаточно высокую мощность огня, а в случае выхода одного из них из строя боеспособность машины не терялась. Кроме того, два пулемета, имевших независимую наводку, позволяли одновременно вести огонь по двум целям.

Комиссия обнаружила, что серийно выпускаемые английские бронеавтомобили не отвечают этим требованиям. Они не имели горизонтального бронирования, и вооружались они одним пулеметом. Однако администрация и специалисты автомобилестроительной фирмы «Остин», принимая во внимание размер заказа, взялись в короткое время разработать и изготовить машины, удовлетворявшие тактико-техническим требованиям русских военных специалистов.

Комиссия полковника Секретов; успешно справилась с заданием. Она приобрела 48 бронеавтомобилей фирмы «Остин», 30 - фирмы «Рено» и один - «Изотта-Фраскини». Кроме бронемашин, комиссия закупила значительное количество автомобильной техники -1216 единиц.

В качестве базовых шасси броневиков фирмы «Остин» использовались ее 6-местные легковые автомобили. Броневые листы корпуса и башен, изготовленные из хромоникелевой стали на заводе Виккерса, имели толщину 3,5-4 мм и не пробивались остроконечной винтовочной пулей на дистанции свыше 400 шагов. В амбразурах башен устанавливались отечественные пулеметы Максима. Угол поворота каждой башни в горизонтальной плоскости составлял 280°. Машина имела зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса со спицами и резиновыми пневматическими шинами. Экипаж ее состоял из командира, водителя и двух пулеметчиков.

Опыт боевого применения этих машин показал, что они нуждаются в усилении бронирования, которое и было проведено на Ижорском заводе. Броневые листы английского производства заменили Ижорскими, имевшими толщину 6-7 мм, это обеспечивало защиту от действия остроконечных винтовочных пуль на дистанции в 75 шагов. Само собой разумеется, что это увеличило массу машин. У них заметно снизились тягово-скоростные качества и возросла нагрузка на ходовую часть.

Специалисты фирмы «Остин» приняли соответствующие меры по улучшению конструкции своих машин в последующих поставках для русской армии. У них усилили бронирование по образцу Ижорского завода и применили шасси полуторатонного грузового автомобиля с более мощным двигателем.

Бронеавтомобили фирмы «Рено» вооружались одним пулеметом и защищались 4-мм броней при полном отсутствии горизонтального бронирования. Эти машины использовались в качестве вспомогательных для охраны транспортных автомобильных подразделений на марше.

В течение 1915 и 1916 годов в Россию были поставлены 25 бронеавтомобилей «Шеффилд-Симплекс», 36 «Армстронг-Уитворт», 22 броневика «Ланчестер» и более 100 «Остин».

Недостаточно высокие боевые качества этих машин заставили русское военное министерство отказаться от их импорта и принять решение о закупке только шасси, а их бронирование осуществлять на русских заводах.

В 1916 году специалисты Путилояского завода в Петрограде разработали несколько конструкций таких машин с пулеметным и пушечно-пулеметным вооружением.

Для бронеавтомобилей с пулеметным вооружением в качестве базовых использовались шасси грузовиков «Остин» и «Фиат».

Броневые катаные листы корпуса и башен этих броневиков имели толщину 7-8 мм (лоб, борт) и 5-6 мм (крыша) и не пробивались остроконечной винтовочной пулей на дистанции 75 шагов. Башни цилиндрической формы располагались диагонально относительно продольной оси машины. Такое их размещение, не уменьшая углов обстрела, давало существенное уменьшение габаритной ширины по сравнению с поперечным расположением. Вооружение составляли два пулемета Максима с боекомплектом из 5000 патронов (20 лент).

Двигатели мощностью 50 и 60 л. с. производства фирм «Остин» и «Фиат» позволяли бронеавтомобилям развивать скорость 50 и 60 км/ч соответственно. Подвеска - зависимая, рессорная, колеса - деревянные со спицами и пулестойкими шинами. Эти шины, заполненные вспененной эластичной массой, состоявшей из глицерина и желатинового клея, не теряли своих качеств при повреждении пулями, осколками снарядов и гранат и при наезде на колючую проволоку. Состав эластичной массы разработали специалисты военной автомобильной школы в Петрограде в 1915 году. Технический ресурс отечественных пулестойких шин был по тому времени достаточно высоким. Их пробег доходил до 5000 км. Запас хода достигал соответственно 200 и 140 км, а полная масса машин - 5,1 и 5,3 т. Экипаж состоял из четырех человек.

Бронеавтомобиль, имевший базовое шасси «Остин», получил название «Остин-Путиловец», а с базовым шасси «Фиат» - «Фиат».

Для машины с пушечно-пулеметным вооружением в качестве базового использовалось шасси грузового автомобиля «Гарфорд».

Броневые катаные листы корпуса и башни этого бронеавтомобиля изготавливались из 6,5-мм (лоб, борт и корма) Ижорской стали и не пробивались винтовочной пулей на дистанции 150 шагов. Башня цилиндрической формы располагалась в кормовой части корпуса амбразурой назад. Вооружение этой машины составляли 76,2 мм короткоствольная пушка (установленная в башне) и три пулемета Максима.

76,2-мм пушка обр. 1909 года обладала хорошими по тому времени тактическими показателями. Для стрельбы из нее применялись осколочно-фугасные снаряды массой 6,2 кг с начальной скоростью 381 м/с и картечь. Пушка устанавливалась на тумбе в башне, обеспечивающей угол наведения в 260 градусов. Два пулемета размещались в бронированных казематах (спонсонах), расположенных по бортам, а третий - в башне, справа от пушки. Угол обстрела пулеметов, установленных в спонсорах, не превышал 110. Боекомплект состоял из 44 артиллерийских выстрелов и 5000 патронов (20 лент) к пулеметам.

Наличие в трансмиссии реверсивной муфты давало возможность машине двигаться вперед и назад на четырех передачах. Подвеска была зависимой, рессорной, колеса - деревянными со спицами и резиновыми бандажами. Часть машин оборудовалась кормовым постом управления. В дальнейшем этот броневик подвергся модернизации, учитывавшей опыт его боевого применения.

Кроме этой машины, среди колесных пушечных бронеавтомобилей русской армии были «Паккард» и «Пирлес», вооруженные 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда «Пирс-Арроу» с 57-мм пушкой, а также броневики «Лойд» с 76,2-мм пушками.

В том же году с целью повышения проходимости на Путиловском заводе разработали конструкцию полугусеничного бронеавтомобиля, в качестве базовой машины для которого использовали «Остин-Путиловец». Бронеавтомобиль получил название «Остин-Кегресс». Этим подчеркивалось название хорошо зарекомендовавшей себя базовой машины и авторство инженера (прапорщика Кегресса, разработавшего для нее гусеничный движитель). «Остин-Кегресс» изготавливался с конца 1916 года и на Ижорском заводе.

«Остин-Кегресс» не являлся единственным типом полугусеничного бронеавтомобиля в России. Под руководством полковника Гулькевича построили несколько тяжелых бронемашин на шасси артиллерийских тягачей - «Аллис-Чалмерс» и «Буллок-Ломбард». Эти машины имели вращающуюся башню с пулеметом, а в задней стенке корпуса устанавливалась 76,2-мм пушка. Был создан и бронеавтомобиль «ФИАТ-Кегресс».

В 1915 году на Ижорском заводе изготовлялись броневики конструкции штабс-капитана Мгеброва. Интересная особенность этих машин - расположение бронирования лобовой части корпуса. В качестве базового использовался автомобиль марки «Рено», у которого радиатор располагался позади двигателя, и поэтому он имел характерный острый нос. Это обстоятельство и учел Мгебров: броневики его конструкции в лобовой части корпуса имели большие углы наклона броневых листов, что существенно повышало их пулестойкость. Кроме того, большое внимание уделялось наблюдению на поле боя. В боевой обстановке командир мог вести круговое наблюдение из командирской башенки, установленной на крыше основной башни.

Мгебров создал и второй вариант размещения вооружения: в двух башнях, а также модификацию бронеавтомобиля с использованием шасси «Бенц».

Необходимо отметить, что штабс-капитан Мгебров, погибший на фронте в 1915 году, помимо конструирования бронемашин, проводил успешные исследования по созданию пуленепробиваемых стекол.

Конструктивными особенностями отличался и бронеавтомобиль штабс-капитана Поплавко, созданный на шасси полноприводного грузовика «Джеффери». Его корпус имел форму, позволявшую легко разрушать проволочные заграждения. Испытания первого образца показали, что, двигаясь со скоростью 5-6 км/ч, он ломал и выдергивал колья заграждений, рвал проволоку и с помощью специального возимого моста преодолевал траншеи и канавы. По результатам испытаний было Принято решение изготовить 30 машин и сформировать из них особый автоброневой дивизион. В октябре 1916 года дивизион отправился на Юго-Западный фронт.

Заслуживают внимания и бронеавтомобили штабс-капитана Некрасова, имевшие пушечно-пулеметное вооружение и приспособленные для движения по железнодорожным рельсам, что значительно расширяло их тактические возможности.

В качестве базовых шасси применялись автомобили Русско-Балтийского вагонного завода. Катаные хромоникелевые листы толщиной 5,5 мм, защищавшие от остроконечных винтовочных пуль на дистанции 250 шагов, изготавливались на Обуховском сталелитейном заводе в Петрограде.

Бронеавтомобиль вооружался 37-мм пушкой и пулеметами Максима. Пушка имела сектор обстрела в направлении движения машины, а пулеметы - в стороны и назад. Такое расположение пушки при встрече с противником обеспечивало возможность быстрейшего открытия огня.

Всего построили шесть таких бронемашин, из них три, приспособленных для движения по рельсам, предназначались для формирования автоброневого железнодорожного взвода.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!