Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Павел познер. Павел Познер: Как вырастить двух успешных сыновей? Отрывок, характеризующий Познер, Павел Владимирович

Павел Владимирович Познер - российский востоковед.

Ведущий научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения Российской Академии наук (ИВ РАН), Государственный доктор по общественным и гуманитарным наукам (Франция), доктор исторических наук (СССР). Специалист по истории Вьетнама.

Биография

Родился в семье российского еврея-эмигранта Владимира Александровича Познера (1908-1975) и француженки-католички Жеральдин Люттен (1910-1985), бежавших в США из оккупированной фашистами Франции.

Младший брат известного журналиста Владимира Владимировича Познера. Его дед, Александр Вульфович (Владимирович) Познер (1875, Минск - после 1941), был основателем товарищества «Григорий Вейнберг и Александр Познер, инженеры» в Санкт-Петербурге и стекольной фабрики в Каунасе.

В 1949 году семья Познеров была вынуждена переехать из США в Берлин (ГДР), во въезде во Францию главе семьи было отказано.

Он получил должность в компании «Совэкспортфильм», а в 1950 году - советское гражданство. В 1952 году семья переехала в Советский Союз, в Москву.

Защитил кандидатскую диссертацию (1976). Является автором перевода одного из трёх национальных летописных сводов, на которых основана вьетнамская историография («Одобренное высочайшим повелением всеобщее зерцало вьетской истории, основа и частности»).

Много лет работал в Институте востоковедения АН СССР, в отделе сравнительного культуроведения. После 1991 года оказался вынужден искать дополнительные источники дохода. Вместе с братом открыл в Москве ресторан, названный в честь мамы - «Жеральдин».

Умер в Москве, утром 26 апреля 2016 г. в результате онкологического заболевания. Будет похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с родителями.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Павел Владимирович Познер

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:
Мать:

Жеральдин Люттен

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Па́вел Влади́мирович По́знер (19 апреля , Нью-Йорк , штат Нью-Йорк , США - 26 апреля , Москва , Россия) - российский востоковед.

В 1949 году семья Познеров была вынуждена переехать из США в Берлин (ГДР), во въезде во Францию главе семьи было отказано. Он получил должность в компании «Совэкспортфильм », а в 1950 году - советское гражданство. В 1952 году семья переехала в Советский Союз, в Москву.

Защитил кандидатскую диссертацию (1976) . Является автором перевода одного из трёх национальных летописных сводов, на которых основана вьетнамская историография («Одобренное высочайшим повелением всеобщее зерцало вьетской истории, основа и частности») .

Умер в Москве, утром 26 апреля 2016 г. в результате онкологического заболевания. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с родителями.

Основные работы

  • Древний Вьетнам: Пробл. летописания / П. В. Познер. М.: Наука , 1980. - 184 с.
  • История Вьетнама эпохи древности и раннего средневековья до X в. н. э. / П. В. Познер; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1994. - 552 с.
  • Познер П. В. Отражение истории Вьета, основа [и] частности, составленное по велению императора: кн. нач. [и] записи [о] предшествовавших [событиях]: (кн. 1-5). - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2004. - 1161 с. - ISBN 5-89282-222-2

Напишите отзыв о статье "Познер, Павел Владимирович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Познер, Павел Владимирович

Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...
Я видела, что эти бедные дети совершенно не представляют, что же им теперь делать и куда идти. Честно говоря, такого понятия не имела и я. Но кому-то надо было что-то делать и я решила опять вмешаться в может быть совершенно не моё дело, но я просто не могла за всем этим спокойно наблюдать.

Как вырастить двух успешных сыновей? О детстве и своем отце, одном из самых прогрессивных деятелей советского кино, рассказывает Павел Познер, доктор исторических наук, специалист по средневековому Вьетнаму и с недавних пор ресторатор.

Детство, юношество, эмиграция

Фамилия Познер известна в России и за ее пределами. Среди мужчин в нашей семье имя «Владимир» очень популярно. И чтобы никто не путался, скажу сразу - Владимиров Познеров трое. Первый Владимир - французский писатель, сценарист и журналист. Недавно отмечали его 100-летний юбилей. Его двоюродный брат и мой отец - пионер кинопроизводства в СССР, Франции, США и Германии. И, наконец, мой брат Владимир - всем известный журналист и телеведущий, который не нуждается в рекомендациях.

Наш с Владимиром отец, Владимир Александрович, родился 24 октября 1908 года в Петербурге в семье разночинцев. Бабушка наша, Елизавета Викторовна, владела знаменитой 2-й Петербургской студией фотографии, которая располагалась у Аничкова моста. В 1922 году вся семья перебралась из России в Германию, а тремя годами позже во Францию, и в Париже наш отец окончил первую русскую гимназию.

Отец начал свою карьеру в кино очень рано. Сначала он работал в европейском отделении американской киностудии MGMпомощником звукооператора. В то время, т.е. на рубеже 20-30-х годов, американцы только начинали снимать звуковое кино, а отец оказался очень способным и стал быстро продвигаться по служебной лестнице. В то время он и женился на нашей матери, француженке, которая работала на другой американской киностудии, Paramount.

Когда началась Вторая мировая война, отец пошел добровольцем в армию. Однако воевать ему не пришлось - немцы быстро захватили Францию, и отца демобилизовали. После этого он, мама и мой брат Владимир, который родился в 1934 году, по поддельным документам выехали в Виши - неоккупированную зону Франции, а после этого и в США. В Америке отец быстро нашел работу в кинокорпорации MGM. Он вскоре стал руководителем киностудии MGM-International и был принят в американскую киноэлиту. Семья жила в огромной квартире в Нью-Йорке. Но в конце 1945-го - начале 1946-го в Америке начались маккартистские преследования «инакомыслящих», и, учитывая биографию отца, его уволили из MGM. Он хотел выехать во Францию, но ему отказали в визе из-за доноса: отца обвиняли в шпионаже и сочувствии коммунистам.

Мама и папа на отдыхе в Армении. 1969 год.

Back in the USSR

После увольнения из MGM советское посольство предложило отцу вернуться в СССР. Надо сказать, что несмотря на все благополучие, он всегда стремился вернуться на Родину. Поэтому принял это предложение. В конце 1948 года отец, мать и мы с братом покинули Нью-Йорк на пароходе, который через недели две прибыл в Гданьск. Целью путешествия была Москва, однако волею судеб вся семья оказалась в советской зоне оккупации в Германии, где отец восстанавливал кинопромышленность ГДР.

В декабре 1952 года за четыре месяца до смерти Сталина мы, наконец, попали в Москву. Неизвестно, как бы сложилась наша дальнейшая судьба, если бы Сталин не умер, но, к счастью, репрессии нас не коснулись. Вся дальнейшая жизнь моего отца в Советском Союзе была связана с кино. В 1955-1957 годах его снова отправили в Восточный Берлин по линии «Совэкспортфильма». В 1956 году туда приехал его бывший американский босс - Артур Лоу. Он открывал в Западном Берлине суперсовременный кинотеатр и попросил отца проверить звуковую установку. Лоу предложил отцу вернуться работать в Америку и спросил, сколько он хочет, чтобы ему за это платили. Отец ответил: «У тебя денег не хватит, чтобы меня купить. Столько денег еще не напечатано».

Отец стал одним из создателей Московского кинофестиваля. Он занимал пост ответственного секретаря второго и третьего кинофестивалей (ММКФ) 1961 и 1963 годов. Именно тогда в нашу столицу приехал весь цвет мирового кинематографа, в том числе лидеры американского кинобизнеса.

Владимир и Павел с папой в Берлине. 1952 год

Киноэксперимент

После Третьего ММКФ отец решил создать киностудию, которая бы работала на экономических принципах столь хорошо знакомого ему американского кинематографа.

В этом деле отца поддержали Константин Симонов и Григорий Чухрай. В 1964 году Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин подписал Указ о создании «Экспериментальной творческой киностудии» (ЭТК) и мой отец стал директором и главным идеологом, Симонов возглавил сценарный отдел, а Чухрая назначили художественным руководителем ЭТК. В 1965 году вышел первый фильм, снятый режиссером Василием Ордынским под названием «Если дорог тебе твой дом». Это был художественно-документальный фильм, посвященный 20-летию Победы. В нем впервые был поставлен вопрос о том, почему же немцы дошли почти до Москвы. На большом экране мы увидели уникальные материалы, связанные с культом личности, но главным в картине были беседы - интервью Константина Симонова с маршалами Жуковым, Коневым и Рокоссовским. Споры о «правильности» картины были большими, но фильм все-таки вышел на экран.

Четвертым фильмом ЭТК стало «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля. Киноэксперимент моего отца удался, но его результаты оказались неприемлемы для Госкино и «Мосфильма». В августе 1968 года Госкино преобразовало ЭТК в «Экспериментальное творческое объединение» при «Мосфильме». Эксперимент закончился, но об огромном потенциале ЭТК говорит то, что из ее сценарного портфеля появились такие фильмы, как «Белорусский вокзал» и многие другие, снятые, как сейчас говорят, «студией Чухрая».

Для нашего отца закрытие студии стало ударом, от которого он так и не смог оправиться. В 1968 году отцу исполнилось 60 лет, и он вышел на пенсию. Симонов самоустранился и через пару лет ушел из объединения, а бывшую киностудию возглавил Чухрай. Через год у отца случился тяжелейший инфаркт, а спустя семь лет после этих событий в 1975 году он умер в самолете за час до посадки на пути из Парижа в Москву.

С Сергеем Герасимовым в Каннах. 1962 год.

Интересы и привычки

Отец очень любил машины. В первое пребывание в Германии водил BMW, во второй приезд - «Мерседес 220» с переключением скоростей на руле. Он курил только самые простые сигареты: в Америке - Lucky Strike без фильтра, а в советской зоне оккупации в Германии - папиросы «Север». Мой отец мог выпить, но никогда не напивался. Должен сказать, что он всегда очень нравился женщинам. Отец был элегантным, подтянутым и любезным. Всегда очень много читал и активно занимался спортом - сначала легкой атлетикой, а потом баскетболом (несмотря на рост в 178 см). Во Франции с группой русских эмигрантов создал баскетбольный клуб - Basketballclubrusse- и стал капитаном команды, которая несколько раз была призером и даже чемпионом Франции.

Отец интересовался политикой, но не был членом партии, хотя по своему духу был советским человеком. Был ли он связан с советскими спецслужбами? Не знаю, но можно предполагать, что, как любому руководителю, ему вменялись в обязанности контакты с «кураторами». А ими были люди в погонах. Например, куратором кинофестиваля являлся генерал Козьмин. Какие у них были отношения, я и не знаю.

У папы был стальной характер, но при всей своей нежности наша мама была еще сильнее. Она поддерживала его во всех тяжелых ситуациях. В нашей семье говорили на двух языках: если в разговоре участвовала мать, то с ней мы говорили по-французски (правильному русскому она так и не научилась), а между собой общались по-русски.

Воспитание

С нами отец был требовательным и даже иногда жестким. Когда он злился, его губы превращались в тонкие полоски, а глаза становились не серыми, а зелеными. Обычно он сдерживался и редко выплескивал эмоции. Отца любили все, кто с ним работал. Он мог «спустить три шкуры», но никогда не кричал на подчиненных, был справедливым, выдержанным и предельно корректным.

Мы, дети, всегда могли с ним говорить о чем угодно и получить настоящий отцовский дельный совет. Вдвоем с братом мы всегда сидели за общим столом вместе с гостями. Но существовали очень жесткие правила. До 12 лет в полдесятого - в постель. До 14 лет - в одиннадцать, и никаких разговоров! В году было только два исключения: день рождения и Новый год. Существовали и четкие правила поведения за столом: правильно пользуйся ножом и вилкой, не чавкай и т.д. При гостях ты можешь открывать рот, только когда тебя о чем-то спросят; если ты ешь со взрослыми, то тебе подают в последнюю очередь.

Дом был «на хозрасчете», и обязанности всех членов семьи были четко распределены. Например, я никогда не получал карманных денег. Мне платили зарплату - пять рублей в неделю. И за эти деньги я должен был чистить обувь, ходить в магазин и мыть посуду.

Братья Познеры в своем ресторане «Жеральдин», названном в честь их матери. 2004 год

На грани фола

Несмотря на то, что главное дело его жизни («Экспериментальная творческая киностудия») было загублено советской бюрократией, отцу везло в критических ситуациях. В этом смысле он был «везунчиком». Приведу только три примера.

В 1940 году наша семья (правда, я сам тогда еще не родился) хотела выехать из оккупированной Франции. Представьте себе ситуацию - у отца на руках просроченный литовский паспорт, русское происхождение плюс еврейская фамилия и 0 денег. Однако нашлись знакомые со связями в гестапо и богатая еврейская семья из Чехии, которая была готова оплатить дорогу всей семье при условии, что оформят их дочь как гувернантку Владимира. Отец пришел в гестапо и положил на стол перед офицером конверт с долларами, за что получил бланк разрешения на выезд.

Другая интересная история случилась в поезде на границе Франции и франкистской Испании по дороге в Португалию, где семья должна была сесть на корабль в Америку. Для досмотра багажа в купе вошел франкистский жандарм. Он открыл чемодан отца, достал из него какую-то книгу, вскинул руку в приветствии «ArrivaEspana!» и вышел. Отец посмотрел на книгу, которая так впечатлила жандарма. Это были «Воспоминания кардинала Де Реца» на французском языке. Представьте, что бы произошло, если бы жандарм знал, что Де Рец был на самом деле революционером, а кроме этой книги в чемодане были томики Ленина? Малейшего подозрения было бы достаточно для того, чтобы началась детальная проверка документов. Тогда бы обнаружилось, что документы отца - липовые. Скорее всего, следующей остановкой нашей семьи стал бы концлагерь.

Третий эпизод произошел в 1949 году в советской зоне оккупации в Германии. Отец жил в Берлине, куда в один прекрасный день с инспекцией Советской военной администрации в Германии (СВАГ) нагрянул комиссар 1-го ранга НКВД Кабулов, «правая рука» Берии. Начальство «Совэкспортфильма» испугалось «ревизора» и послало к нему отца, который и понятия не имел, кто такой Кабулов. Отец приехал в штаб и вошел в кабинет. За столом сидел, читал и курил человек, который даже не оторвал глаз от бумаги. Отец подождал несколько секунд, а потом молча подошел к столу, сел и тоже закурил. Человек за столом поднял голову, посмотрел отцу в глаза и спросил: «Ну, как у тебя дела?» - «У меня хорошо. А как у тебя?» - ответил отец. Человек презрительно скривил губы: «Плевал я на твои дела! Я спрашиваю, как дела в твоей организации?!» На что получил ответ: «Дела плохие, хуже некуда». Лицо человека за столом посерело: «Ты что, не знаешь, кто я?! Откуда ты такой смелый взялся?» Отец сохранял полное спокойствие: «Ты - товарищ Кабулов. Но вообще-то сначала принято здороваться и представляться, а потом задавать вопросы. Твою фамилию я знаю, а моя фамилия Познер и зовут меня Владимир Александрович». - «Богдан Захарович», - ответил Кабулов. «Давай, Владимир Александрович, рассказывай, почему это у тебя в организации дела хуже некуда?».

Все оказалось очень просто. Главная задача «Совэкспортфильма» была в том, чтобы пропагандировать советское кино. Однако немцы в кино не ходили, но не потому, что не любили кино, а потому, что в кинотеатрах не было отопления. В домах его тоже не было, но там можно было хоть как-то согреться. Отец придумал, как решить эту задачу: выдавать зрителю при входе в кинозал одеяло, а старикам, детям и беременным женщинам - два. Он уже несколько месяцев добивался получения с армейских складов байковых одеял, но дело тонуло в бюрократической волоките. Одеяла отец получил, а немцы пошли в кино.

Видимо, Кабулову порядком надоели рапортующие об успехах и трясущиеся от страха проверяемые. Ему понравилось, что отец его не испугался и говорил с ним «на равных». А если бы не понравилось? Думаю, последствия были бы самые печальные.

Фото из архива Владимира и Павла Познеров

Записал: Юлий Камший

Как вырастить двух успешных сыновей? О детстве и своем отце, одном из самых прогрессивных деятелей советского кино, рассказывает Павел Познер, доктор исторических наук, специалист по средневековому Вьетнаму и с недавних пор ресторатор.

Детство, юношество, эмиграция

Фамилия Познер известна в России и за ее пределами. Среди мужчин в нашей семье имя «Владимир» очень популярно. И чтобы никто не путался, скажу сразу - Владимиров Познеров трое. Первый Владимир - французский писатель, сценарист и журналист. Недавно отмечали его 100-летний юбилей. Его двоюродный брат и мой отец - пионер кинопроизводства в СССР, Франции, США и Германии. И, наконец, мой брат Владимир - всем известный журналист и телеведущий, который не нуждается в рекомендациях.

Наш с Владимиром отец, Владимир Александрович, родился 24 октября 1908 года в Петербурге в семье разночинцев. Бабушка наша, Елизавета Викторовна, владела знаменитой 2-й Петербургской студией фотографии, которая располагалась у Аничкова моста. В 1922 году вся семья перебралась из России в Германию, а тремя годами позже во Францию, и в Париже наш отец окончил первую русскую гимназию.

Отец начал свою карьеру в кино очень рано. Сначала он работал в европейском отделении американской киностудии MGMпомощником звукооператора. В то время, т.е. на рубеже 20-30-х годов, американцы только начинали снимать звуковое кино, а отец оказался очень способным и стал быстро продвигаться по служебной лестнице. В то время он и женился на нашей матери, француженке, которая работала на другой американской киностудии, Paramount.

Когда началась Вторая мировая война, отец пошел добровольцем в армию. Однако воевать ему не пришлось - немцы быстро захватили Францию, и отца демобилизовали. После этого он, мама и мой брат Владимир, который родился в 1934 году, по поддельным документам выехали в Виши - неоккупированную зону Франции, а после этого и в США. В Америке отец быстро нашел работу в кинокорпорации MGM. Он вскоре стал руководителем киностудии MGM-International и был принят в американскую киноэлиту. Семья жила в огромной квартире в Нью-Йорке. Но в конце 1945-го - начале 1946-го в Америке начались маккартистские преследования «инакомыслящих», и, учитывая биографию отца, его уволили из MGM. Он хотел выехать во Францию, но ему отказали в визе из-за доноса: отца обвиняли в шпионаже и сочувствии коммунистам.

Мама и папа на отдыхе в Армении. 1969 год.

Back in the USSR

После увольнения из MGM советское посольство предложило отцу вернуться в СССР. Надо сказать, что несмотря на все благополучие, он всегда стремился вернуться на Родину. Поэтому принял это предложение. В конце 1948 года отец, мать и мы с братом покинули Нью-Йорк на пароходе, который через недели две прибыл в Гданьск. Целью путешествия была Москва, однако волею судеб вся семья оказалась в советской зоне оккупации в Германии, где отец восстанавливал кинопромышленность ГДР.

В декабре 1952 года за четыре месяца до смерти Сталина мы, наконец, попали в Москву. Неизвестно, как бы сложилась наша дальнейшая судьба, если бы Сталин не умер, но, к счастью, репрессии нас не коснулись. Вся дальнейшая жизнь моего отца в Советском Союзе была связана с кино. В 1955-1957 годах его снова отправили в Восточный Берлин по линии «Совэкспортфильма». В 1956 году туда приехал его бывший американский босс - Артур Лоу. Он открывал в Западном Берлине суперсовременный кинотеатр и попросил отца проверить звуковую установку. Лоу предложил отцу вернуться работать в Америку и спросил, сколько он хочет, чтобы ему за это платили. Отец ответил: «У тебя денег не хватит, чтобы меня купить. Столько денег еще не напечатано».

Отец стал одним из создателей Московского кинофестиваля. Он занимал пост ответственного секретаря второго и третьего кинофестивалей (ММКФ) 1961 и 1963 годов. Именно тогда в нашу столицу приехал весь цвет мирового кинематографа, в том числе лидеры американского кинобизнеса.

Владимир и Павел с папой в Берлине. 1952 год

Киноэксперимент

После Третьего ММКФ отец решил создать киностудию, которая бы работала на экономических принципах столь хорошо знакомого ему американского кинематографа.

В этом деле отца поддержали Константин Симонов и Григорий Чухрай. В 1964 году Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин подписал Указ о создании «Экспериментальной творческой киностудии» (ЭТК) и мой отец стал директором и главным идеологом, Симонов возглавил сценарный отдел, а Чухрая назначили художественным руководителем ЭТК. В 1965 году вышел первый фильм, снятый режиссером Василием Ордынским под названием «Если дорог тебе твой дом». Это был художественно-документальный фильм, посвященный 20-летию Победы. В нем впервые был поставлен вопрос о том, почему же немцы дошли почти до Москвы. На большом экране мы увидели уникальные материалы, связанные с культом личности, но главным в картине были беседы - интервью Константина Симонова с маршалами Жуковым, Коневым и Рокоссовским. Споры о «правильности» картины были большими, но фильм все-таки вышел на экран.

Четвертым фильмом ЭТК стало «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля. Киноэксперимент моего отца удался, но его результаты оказались неприемлемы для Госкино и «Мосфильма». В августе 1968 года Госкино преобразовало ЭТК в «Экспериментальное творческое объединение» при «Мосфильме». Эксперимент закончился, но об огромном потенциале ЭТК говорит то, что из ее сценарного портфеля появились такие фильмы, как «Белорусский вокзал» и многие другие, снятые, как сейчас говорят, «студией Чухрая».

Для нашего отца закрытие студии стало ударом, от которого он так и не смог оправиться. В 1968 году отцу исполнилось 60 лет, и он вышел на пенсию. Симонов самоустранился и через пару лет ушел из объединения, а бывшую киностудию возглавил Чухрай. Через год у отца случился тяжелейший инфаркт, а спустя семь лет после этих событий в 1975 году он умер в самолете за час до посадки на пути из Парижа в Москву.

С Сергеем Герасимовым в Каннах. 1962 год.

Интересы и привычки

Отец очень любил машины. В первое пребывание в Германии водил BMW, во второй приезд - «Мерседес 220» с переключением скоростей на руле. Он курил только самые простые сигареты: в Америке - Lucky Strike без фильтра, а в советской зоне оккупации в Германии - папиросы «Север». Мой отец мог выпить, но никогда не напивался. Должен сказать, что он всегда очень нравился женщинам. Отец был элегантным, подтянутым и любезным. Всегда очень много читал и активно занимался спортом - сначала легкой атлетикой, а потом баскетболом (несмотря на рост в 178 см). Во Франции с группой русских эмигрантов создал баскетбольный клуб - Basketballclubrusse- и стал капитаном команды, которая несколько раз была призером и даже чемпионом Франции.

Отец интересовался политикой, но не был членом партии, хотя по своему духу был советским человеком. Был ли он связан с советскими спецслужбами? Не знаю, но можно предполагать, что, как любому руководителю, ему вменялись в обязанности контакты с «кураторами». А ими были люди в погонах. Например, куратором кинофестиваля являлся генерал Козьмин. Какие у них были отношения, я и не знаю.

У папы был стальной характер, но при всей своей нежности наша мама была еще сильнее. Она поддерживала его во всех тяжелых ситуациях. В нашей семье говорили на двух языках: если в разговоре участвовала мать, то с ней мы говорили по-французски (правильному русскому она так и не научилась), а между собой общались по-русски.

Воспитание

С нами отец был требовательным и даже иногда жестким. Когда он злился, его губы превращались в тонкие полоски, а глаза становились не серыми, а зелеными. Обычно он сдерживался и редко выплескивал эмоции. Отца любили все, кто с ним работал. Он мог «спустить три шкуры», но никогда не кричал на подчиненных, был справедливым, выдержанным и предельно корректным.

Мы, дети, всегда могли с ним говорить о чем угодно и получить настоящий отцовский дельный совет. Вдвоем с братом мы всегда сидели за общим столом вместе с гостями. Но существовали очень жесткие правила. До 12 лет в полдесятого - в постель. До 14 лет - в одиннадцать, и никаких разговоров! В году было только два исключения: день рождения и Новый год. Существовали и четкие правила поведения за столом: правильно пользуйся ножом и вилкой, не чавкай и т.д. При гостях ты можешь открывать рот, только когда тебя о чем-то спросят; если ты ешь со взрослыми, то тебе подают в последнюю очередь.

Дом был «на хозрасчете», и обязанности всех членов семьи были четко распределены. Например, я никогда не получал карманных денег. Мне платили зарплату - пять рублей в неделю. И за эти деньги я должен был чистить обувь, ходить в магазин и мыть посуду.

Братья Познеры в своем ресторане «Жеральдин», названном в честь их матери. 2004 год

На грани фола

Несмотря на то, что главное дело его жизни («Экспериментальная творческая киностудия») было загублено советской бюрократией, отцу везло в критических ситуациях. В этом смысле он был «везунчиком». Приведу только три примера.

В 1940 году наша семья (правда, я сам тогда еще не родился) хотела выехать из оккупированной Франции. Представьте себе ситуацию - у отца на руках просроченный литовский паспорт, русское происхождение плюс еврейская фамилия и 0 денег. Однако нашлись знакомые со связями в гестапо и богатая еврейская семья из Чехии, которая была готова оплатить дорогу всей семье при условии, что оформят их дочь как гувернантку Владимира. Отец пришел в гестапо и положил на стол перед офицером конверт с долларами, за что получил бланк разрешения на выезд.

Другая интересная история случилась в поезде на границе Франции и франкистской Испании по дороге в Португалию, где семья должна была сесть на корабль в Америку. Для досмотра багажа в купе вошел франкистский жандарм. Он открыл чемодан отца, достал из него какую-то книгу, вскинул руку в приветствии «ArrivaEspana!» и вышел. Отец посмотрел на книгу, которая так впечатлила жандарма. Это были «Воспоминания кардинала Де Реца» на французском языке. Представьте, что бы произошло, если бы жандарм знал, что Де Рец был на самом деле революционером, а кроме этой книги в чемодане были томики Ленина? Малейшего подозрения было бы достаточно для того, чтобы началась детальная проверка документов. Тогда бы обнаружилось, что документы отца - липовые. Скорее всего, следующей остановкой нашей семьи стал бы концлагерь.

Третий эпизод произошел в 1949 году в советской зоне оккупации в Германии. Отец жил в Берлине, куда в один прекрасный день с инспекцией Советской военной администрации в Германии (СВАГ) нагрянул комиссар 1-го ранга НКВД Кабулов, «правая рука» Берии. Начальство «Совэкспортфильма» испугалось «ревизора» и послало к нему отца, который и понятия не имел, кто такой Кабулов. Отец приехал в штаб и вошел в кабинет. За столом сидел, читал и курил человек, который даже не оторвал глаз от бумаги. Отец подождал несколько секунд, а потом молча подошел к столу, сел и тоже закурил. Человек за столом поднял голову, посмотрел отцу в глаза и спросил: «Ну, как у тебя дела?» - «У меня хорошо. А как у тебя?» - ответил отец. Человек презрительно скривил губы: «Плевал я на твои дела! Я спрашиваю, как дела в твоей организации?!» На что получил ответ: «Дела плохие, хуже некуда». Лицо человека за столом посерело: «Ты что, не знаешь, кто я?! Откуда ты такой смелый взялся?» Отец сохранял полное спокойствие: «Ты - товарищ Кабулов. Но вообще-то сначала принято здороваться и представляться, а потом задавать вопросы. Твою фамилию я знаю, а моя фамилия Познер и зовут меня Владимир Александрович». - «Богдан Захарович», - ответил Кабулов. «Давай, Владимир Александрович, рассказывай, почему это у тебя в организации дела хуже некуда?».

Все оказалось очень просто. Главная задача «Совэкспортфильма» была в том, чтобы пропагандировать советское кино. Однако немцы в кино не ходили, но не потому, что не любили кино, а потому, что в кинотеатрах не было отопления. В домах его тоже не было, но там можно было хоть как-то согреться. Отец придумал, как решить эту задачу: выдавать зрителю при входе в кинозал одеяло, а старикам, детям и беременным женщинам - два. Он уже несколько месяцев добивался получения с армейских складов байковых одеял, но дело тонуло в бюрократической волоките. Одеяла отец получил, а немцы пошли в кино.

Видимо, Кабулову порядком надоели рапортующие об успехах и трясущиеся от страха проверяемые. Ему понравилось, что отец его не испугался и говорил с ним «на равных». А если бы не понравилось? Думаю, последствия были бы самые печальные.

Фото из архива Владимира и Павла Познеров

В мой мир
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!