Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Относится ли дерево к живой природе. Как понять разницу между живой и неживой природой

1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.

В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким - живые существа.

2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.

3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника.

1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения - это неживая природа.
2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды - это живая природа.

4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.

5. Наш удивительный Попугай - любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле

Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни растений, животных и человека.

6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Вид проекта

Открытый урок.

«Живая и неживая природа»

Пепиновой Ирины Владимировны ,

Группа № 3

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Тема урока: «Живая и неживая природа»
  2. Возраст обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
  3. Название предмета: окружающий мир
  4. Авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
  5. Вид урока : изучение нового материала
  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  7. Цель урока: формировать умение дифференцировать живую и неживую природу

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся дифференцировать живую и неживую природу.

формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать

развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия

формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы

Регулятивные УУД.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
  • самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии;
  • осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Коммуникативные УУД.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • строить монологическое высказывание.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты : формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; индивидуальные задания на отдельных листах; ручки; цветные карандаши, рисунки детей.

Ход урока (см. ниже)

Ход урока:

1) Организационный момент

Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями

2) Постановка целей и задач урока

Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.

Слайд №1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа)

О природе.

Слайд№2

Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.

3) Беседа

Д авайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?

Парты, компьютер, стулья и т. д.

Правильно. Ребята, это природа?

Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.

Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?

Деревья, траву, небо и т. д.

А их мы можем назвать природой?

Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.

Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.

Слайд №3

Что вы видите?

Дерево, кошка, бабочка и т. д.

Это природа?

Да.

Какая это природа?

Живая.

Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?

Слайд №4

Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.

Слайд №5

Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.

Камень.

Верно. Почему он лишний?

Потому что он неживой.

Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?

Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.

Слайд №6

Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.

Как дышит человек? А кошка? А рыбка?

Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?

Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?

Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?

Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?

Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.

Слайд №7

Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.

Слайд№8

Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и

Слайд№9

природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.

Слайд№10

Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.

4) Закрепление изученного материала

физкультминутка

Игра «Угадай, где природа»

Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.

Горы.

Кошка.

Кукла.

Машина.

Человек.

Гусеница.

Дом.

5) индивидуальное задание на отдельных листах

6) Решение теста «Живая и неживая природа»

Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.

Слайд №11

1) Что такое природа?

  • Все, что нас окружает
  • Все, что нас окружает и не создано руками человека
  • Все, что создано руками человека

Слайд №12

2) Какая бывает природа?

  • Природа бывает живая и неживая
  • Природа бывает только живая
  • Природа бывает только неживой

Слайд №13

3) Что относится к неживой природе?

  • Снегирь
  • Стол
  • Камень

Слайд №14

4) Что относится к живой природе?

  • Дерево
  • Кукла
  • Облако

Слайд №15

5) К какой группе можно отнести человека?

  • Человек – это живая природа
  • Человек – это неживая природа
  • Человек – это не природа

Слайд №16

6) Что не является природой?

  • Синица
  • Ящерица
  • Метро

8) Работа с карточками

Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.

10) Подведение итогов урока

Что мы сегодня изучали?

Что вам больше всего запомнилось?

Заключение

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Главная моя задача при подготовке уроков - уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
Ключевой позицией моей методической работы является формирование у детей способности учиться, то есть развивать способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия учащихся на уроке;
- высокая степень речевой активности учащихся на уроке.

Окружающий мир делится на две части: естественный и рукотворный. Второй – это все, созданное руками человека: дома, постройки, электропровода, предметы быта, машины и прочее. А остальное – это мир, который существует без влияния человека и не был создан его руками.

Растения, люди, – это части природы, которая, в свою очередь, делится на две части: живую и неживую. Что относится к ним, а также как взаимосвязаны эти два мира, можно узнать из данной статьи.

Вконтакте

Объекты живого мира

Природа – это все то, что не было создано руками людей . Более того, сам человек является ее частью. Живая природа – это то, что способно развиваться, расти, питаться и размножаться самостоятельно. Чтобы выявить ее объекты живой природы, следует знать их признаки, точнее возможность совершать определенный цикл:

  • рождение;
  • рост;
  • производство себе подобных;
  • питание;
  • дыхание;
  • движение;
  • умирание.

Только растения, животные, люди могут рождаться, питаться, расти и размножаться с тем, чтобы однажды умереть.

А вот объекты неживой природы такими способностями не обладают.

Стоит упомянуть, что некоторые отдельные процессы могут не наблюдаться у отдельных особей, например, существуют растения, которые не двигаются, но они также относятся к организмам, поскольку остальные способности у них есть.

Биология выделяет несколько видов :

  • микроорганизмы - самая древняя форма жизни: бактерии, вирусы, грибы;
  • растения – они обладают способностями рождаться, развиваться, питаться, дышать, размножаться и умирать;
  • животные - к этому виду относятся млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные и насекомые;
  • люди - высшая ступень развития, которая способна рождаться, питаться, развиваться, размножаться и умирать.

Все вместе это живая часть окружающей нас действительности. Живая природа включает в себя особей, которые обладают одними способностями, хотя кардинально отличаются по внешним признакам. Мир живой природы огромен и прекрасен в своем разнообразии.

Важно! Сразу же после смерти растения переходят в разряд мертвых тел.

Объекты неживого мира

Безжизненные тела практически не меняются и остаются статичными. Их можно увидеть вокруг – это солнце и луна, камни, вода, облака прочее. Стоит также упомянуть, что неживой мир первичен , более того, существование организмов невозможно без него. Чтобы определить объекты неживой природы, следует знать их признаки:

  • устойчивость;
  • малые изменения;
  • отсутствие потребности в питании;
  • отсутствие способности репродуцировать;
  • статика – не способны двигаться;
  • не растут.

Объекты неживой природы такие многочисленные, что не существует отдельной науки, их изучающей , вместо этого их по отдельности изучают разные науки: , геология, физика и прочие. Существует классификация по форме:

  • твердые – это все части почвы и ледники. Сюда также можно отнести все минеральные природные ресурсы и ископаемые;
  • жидкие - эти объекты отличаются текучестью, их нельзя определить по форме (дождь, туман, облако, лава);
  • газообразные - части , пары и звезды.

Все части естественного мира вокруг важны для жизни на земле. Без них невозможно было бы существование организмов и людей. Особо важны некоторые из них: земля – она является основой существования для растений и животных;

– один из важнейших параметров для жизни на Земле; вода – благодаря ей на Земле стало возможно существование организмов, она является источником питания; солнце – источник тепла, необходимый для роста и размножения.

Таким образом, живая и неживая части мира тесно связаны, и именно их взаимодействие дает возможность существования людей и их комфортного пребывания на . Мир живой, и не мог бы существовать без какой-то своей части.

Живая и неживая природа

Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:

Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов :

  • воздух – чтобы дышать;
  • вода – это основа жизни человека;
  • солнце – чтобы получать необходимый витамин D;
  • почва – чтобы взращивать продукты питания.

Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны , и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д. Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:

  1. Воздух нужен каждой особи.
  2. Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
  3. Животные удобряют почву.
  4. Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.

Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:

Классификация

Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.

Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).

Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.

Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.

Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты.

На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию , по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:

  • класс;
  • отряд;

Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификаци я природного мира включает в себя.

Мне кажется, я даже помню, когда впервые задалась вопросом, что можно считать живым существом . Мне лет пять, я сижу на скамейке возле магазина и от скуки обдираю листья с растущего рядом самшитового куста. И моя мама, шлепающая меня по рукам: «Не трогай, куст живой, ему больно!». Правда, осмысленно разобраться, , я попыталась намного позже, лет так в двенадцать.

Живая и неживая природа: чем различаются

Главная разница между живым и неживым заключается в том, что неживая природа статична , неизменна. Вода, камень, воздух, магматические породы – они изменяются исключительно под влиянием внешней среды, но внутренняя их структура остаётся неизменной .

Жизнь же предполагает постоянное развитие - причём проявляющееся не только внешне, но и предполагающее изменение самой структуры организма. Любая жизнь на Земле развивается в виде разнообразных цепочек молекул, состоящих из нуклеиновых кислот . Эти цепочки - ДНК - являются своего рода программой, в соответствии с которой атомы складываются не в мёртвый статичный элемент природы, а в живой организм, способный существовать, развиваться, передавать по наследству накопленный опыт.


Как можно определить живое существо

Таким образом, учёные нашли несколько признаков, помогающих понять, что относится к неживой природе, а что - к живой . Существует пять признаков, которые есть только у представителей «жизни»:

  1. В любом живом организме происходит обмен веществ, или, по-научному, метаболизм (который проявляется в дыхании, пищеварении, сне, росте).
  2. Они имеют более сложную внутреннюю структуру , чем предметы неживого мира.
  3. В отличие от неживого, живая природа живо реагирует на любые изменения внешней среды, она способна эволюционировать .
  4. Любой живое существо проходит несколько обязательных этапов: эмбриональное (или иное, происходящее до отделения от «родителя») развитие ; рождение ; рост ; размножение ; и смерть . Кстати, делиться на себе подобных могут даже простейшие одноклеточные организмы – например, вирусы , амёбы .
  5. И, наконец, в живом организме всегда присутствует некоторая неравномерность в строении тела - полоски на шерсти, родинки, неравное количество присосок на щупальцах… В то время как элементы неживой среды всегда идеально симметричны (взгляните на снежинку, каплю воды или песчинку под микроскопом).

Примеры неживой природы

Всё, не обладающее «жизнью», можно условно разделить на три категории:

  • компоненты неживой природы (атмосфера, вода, литосферные плиты, снег и т.д.);
  • объекты, в которых прекратились процессы метаболизма (мёртвое животное, засохшее растение);
  • и синтетические вещества , созданные людьми (пластик, полиэтилен, асфальт).

Самое любопытное, что многие полезные ископаемые (например, нефть ) можно отнести сразу к двум видам! Ведь это, как считают геологи, - разложившиеся останки древних животных, превратившиеся в горючее вещество под воздействием давления и огромных температур.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!