Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Основания для выделения архетипов в Комплексной Сказкотерапии©. Мастер сказок

Е. В. Гусева (Нижний Новгород)

АРХЕТИП ДОРОГИ В МИФОПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В картине мира древних славян дорога занимает важное место, она выступает как одна из наиболее насыщенных в семантическом плане континуальных категорий. При этом внутреннее семантическое поле архетипа дороги в славянской культуре настолько обширно, что осветить его в полной мере не представляется возможным, исходя из этого мы обратимся лишь к одному из его смысловых аспектов - древнейшему пониманию дороги как «промежуточного», амбивалентного топоса, одновременно соединяющего и разделяющего два вида пространств: «свое» и «чужое». Такое осмысление дороги является столь же древним, как и сама идея топического табуирования. Совершенно очевидно, что существование диаметрально противоположных континуумов, никак не соприкасающихся друг с другом, не может быть достаточно продолжительным, должен появиться третий - нейтральный, «межевой», «стерильный» с точки зрения всех пространственно-временных законов и связей, его главной функцией становится перенос, перевод из одной территориальной реальности в другую.

Таким образом, путь как самоценный процесс движения не обладает семантической значимостью, он важен постольку, поскольку существует двойное деление мира на «чужой» и «свой», что находит отражение в волшебной сказке.

«Движение никогда не обрисовано подробно, оно всегда упоминается только двумя - тремя словами: “Ехал долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли”. Эта формула содержит отказ от описания пути. Путь есть только в композиции, но его нет в фактуре. Второй этап пути <... > в иное царство. Оно отделено огромным расстоянием, но это пространство берется мигом… Опять мы имеем по существу отказ от эпической разработки этого мотива».1

У древних славян аспект динамики не является доминантным в смысловом контексте архетипа дороги.

Со временем пространственная оппозиция «свое» - «чужое» перестает носить буквальный характер, под «своим» подразумевается все «обжитое» (от слова «жить») пространство, под «чужим» соответственно - «необжитое» (отсюда - «нежить», то есть существо, не являющееся живым), «иное царство», «тридесятое царство-государство», таким образом, топический диполь становится предельно широким и трансформируется в оппозиционную пару «жизнь» - «смерть», которая ложится в основу многих обрядовых комплексов древних славян, при этом мотив путешествия-перехода в них занимает важнейшее место. В первую очередь это относится к свадебной и погребальной обрядности.

Согласно восточнославянской языческой мифологии после смерти человек продолжает жить, точнее, возрождается к жизни в ином качестве и в другой реальности, умирая, он отправляется в далекий путь, конечным пунктом которого является «иное» царство, «тридесятое государство», «чужая сторонушка». Покойник уподобляется страннику, поэтому ему дают снаряжения-атрибуты долгого путешествия: металлическую палицу (она же посох, костыль; функции оружия нивелируются - об этом можно судить по так называемым «женским» сказкам), обувь и хлеб («просвиру»). Этнографически доказано, что обувь, посох и хлеб были теми предметами, которыми снабжали умерших для странствования по пути в иной мир. Металл (чаще всего встречаются железо, медь и чугун), по всей видимости, символизирует долготу пути. Эти атрибуты переходят в сказочный фольклор. Так, лейтмотивом волшебной сказки являются поиски героем (или героиней) своей избранницы (избранника). Существует две модификации подобного мотива:

а) главный герой просит кузнеца выковать ему палицу, посох и хлеб. Кузнец является знаковой фигурой: в представлении восточных славян он выступает носителем тайного знания, также как мельнику, плотнику и пасечнику ему приписываются особого рода способности - умение управлять природными субстанционными стихиями (огонь, металлы);

б) герой добывает все вышеназванные предметы в процессе путешествия. Получая их, он, тем самым, приобретает своеобразный «пропуск» в «тридесятое царство», кроме того, герой приобщается к тому самому «темному», «нечистому» знанию, которое позволяет ему проникнуть в иную топическую реальность.

Свадебный и погребальный обрядовые комплексы обладают генетической близостью.2 «У всех славянских народов брак и погребение, любовь и смерть имеют между собой тождественную аналогию».3 Несомненно, эта связь становится вполне явной, если в ходе исследования анализируется мотив дороги.

В свадебном действе в роли путника выступает невеста, именно она осуществляет переход из «своего» пространства в «чужое». Она является лиминальным существом, которое пребывает в состоянии перехода (уподобление смерти). Девушка, становясь невестой, вступает в «ничью землю», «нулевой» топос, где она - «никто»; для всех окружающих, в том числе для своих родителей, родственников, подруг она - «незнакомая», «неведомая» (по М. Фасмеру «невеста» этимологируется как «неизвестная»), «чужая» и, как следствие этого, в какой-то степени «опасная», потому что все прежние связи и отношения рвутся, происходит своеобразная «стерилизация», «нивелировка». Для древних славян было очевидным, что этот краткий период в жизни женщины следует воспринимать как смерть, именно на таком представлении построена вся начальная, «до-престольная» часть свадебного обрядового комплекса: невесту оплакивают, одевают ее в траурные одежды (феномен «невеста в черном»), шьют ей саван, устраивают «прощания». (Следует отметить, что женщина скорее всего воспринималась как перманентно лиминальное существо, потому что все важнейшие события в ее жизни сопровождались обрядовыми «прощаниями», в первую очередь это относилось к свадьбе и родам).

Путешествие включает в себя славянскую «инициацию»:4 девушка умирает в своем прежнем качестве, с ней умирает и ее родовое имя, и возрождается в новой ипостаси, обретая при этом новое имя. Показательно, что в славянской традиции жених в подобной роли не выступает,5 мужское начало, в отличие от женского, обладает такой характеристикой, как постоянство, ему чужды какие-либо смены состояний. Женская природа, напротив, стремится к изменению, перерождению самой себя. Роль путника выполняет именно невеста, и главным объяснением здесь следует считать отождествление женщины и земли, а следовательно, приписывание первой способности неоднократно «умирать» и «воскресать» (то есть переходить из «родного» пространства в табуированное и обратно).

Кроме того, аналогичная трактовка дороги становится генетическим источником целого ряда мифологических и сказочных мотивов. Например, мотив охоты, часто встречающийся в сказках, а позже в былинах. Результаты охоты героя в них зависят о его способности путешествовать в «иные миры», «власть над животными и способность путешествовать в “страну духов” взаимосвязаны».6

Архетип дороги в мифопоэтическом творчестве славян претерпевает различного рода мутации. Так, его трансформированными вариантами выступают переправа и порог, при этом их смысловые поля во многом тождественны семантике дороги за исключением некоторых частных аспектов.

Мотив переправы получает свое наиболее полное отражение в сказках и былинах. Многочисленные и разнообразные (на лодке, на коне, на птице, по дереву и т. д.)7 переправы представляют собой, подобно дороге, момент перехода из царства живых в царство мертвых; герой, попадающий в такую ситуацию, как и охотник, колдун, покойник и невеста, становится «путником», лиминальным существом.8 Источником возникновения мотива переправы являются представления славян о существовании двух типов топосов и наличии континуально выраженной связи между ними.

Образ порога также играет немаловажную роль в славянской поэзии, прежде всего это относится к обрядовой поэзии. Порог выступает, с одной стороны, как упрощенный вариант архетипа пути, с другой, он усложняет и обогащает его семантику. Порог - граница, четкая, линеарная, в отличие от дороги; здесь иной, более простой способ организации пространства, он, наряду с другими составляющими, формирует микрокосм дома. «Во всех случаях порог выступает как граница между двумя мирами. В основе лежат специфические представления древних о “добром” и “злом” пространстве. Порог выступает в качестве определенной промежуточной полосы, где могут быть и положительные, и отрицательные силы».9 М. М. Бахтин, исследуя творчество Ф. М. Достоевского, пишет о пороге как о «кризисном», «ненормальном», смертельном топосе, объясняя это тем, что именно на пороге и подобных ему местах происходят страшные и судьбоносные события. Такая интерпретация данной континуальной категории не только не противоречит, но наоборот, вполне согласуется с пространственными представлениями восточных славян (ср.: порог как могила предков; жилище сверхъестественных существ - отсюда ряд поведенческих табу), что свидетельствует об архетипической природе этого явления.

Таким образом, дорога в славянском макрокосме есть ни что иное, как своеобразный пространственный разграничитель, делящий мир на два амбивалентных топоса. Если «свой» мир рассматривается в большей степени как положительный, а «чужой» как отрицательный (здесь имеется в виду не столько этическая оппозиция «добрый» - «злой», сколько присутствие таких характеристик, как «наличие» - «отсутствие», «норма» - «отклонение» и т. д., то есть мир «родной» мыслится полной противоположностью «чужому», где все наоборот). Дорога же представляется «нулевым» пространством, в котором все зыбко, неясно, топические характеристики нечеткие, временные законы трансформированы.

Дорога в космософии восточных славян занимает одно из важных мест, эта реалия мира материального предстает как особое семантизированное пространство, что находит отражение в мифопоэтическом творчестве.

1 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946. - С. 36.

2 В фольклористике и этнографии существует ряд работ, рассматривающих свадебную и погребальную обрядность как родственные явления. (См.: Костомаров Н. И. Об историческом значении русской народной поэзии. - Харьков, 1943; Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. - М., 1985; Данилов В. Красный траур в малорусском погребальном обряде // Живая старина. - СПб., 1909. - Вып. 4; Еремина В. И. К вопросу об исторической общности представлений свадебной и погребальной обрядности (невеста в «черном») // Русский фольклор XXIV. - Л., 1987), однако вопрос, касающийся роли мотива дороги остается за рамками данных исследований.

3 Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 34.

4 В русской этнографии существует мнение о том, что славяне не знали ритуала инициации как такового, тем не менее, в некоторых обрядах можно наблюдать его «суррогатные», усеченные формы.

5 В славянской (тяготеющей в этом смысле к европейской) традиции, в отличии от ряда азиатских и африканских этнических культур, лиминируется и инициируется женщина, а не мужчина.

6 О мотиве охоты см.: Рюхина С. Б. Мотив охоты в русской волшебной сказке // Русский фольклор XXIV. - Л., 1987. - С. 28.

7 Мотив переправы подробно исследуется В. Я. Проппом в кн. «Исторические корни волшебной сказки». - Л., 1946.

8 В. Тернер пишет о том, что лиминальные существа «ни здесь, ни там, ни то, ни се; они в промежутке между положениями», (см.: Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983).

9 Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984.

В бизнесе расставлено немало ловушек. Собственно, как и на пути главного героя старых историй. Настоящий герой решает любые задачи, поставленные перед ним Дорогой, и выходит победителем. Поэтому в сказочных историях накопился огромный запас эффективных моделей поведения и самореализации. Почему бы и нам с вами не воспользоваться этим колоссальным ресурсом, тем более что доступ к нему свободен?

Наш цикл называется «У-каминные размышления», потому что мне хочется, чтобы чтение статей было для вас не только полезным, но и приятным. Добрые и полезные истории хорошо рассказывать у камина. Поэтому давайте позволим ему присутствовать в наших беседах в качестве невидимого, но очень теплого гостя. Итак, в путь…

«У каждого - своя дорога», - всем нам знакома эта поговорка. У одних это дорога, выложенная желтым кирпичом. У других это колея. У третьих это узкая тропинка. У четвертых… Какой бы ни была эта дорога, она связана с идеей судьбы человека, его самореализацией. Какую бы книгу мы ни взяли, какой бы фильм ни смотрели - везде обязательно есть тема Дороги. А как же без нее?! Ведь архетип Дороги - один из самых главных в нашей жизни.

Однако давайте обо всем по порядку. Сначала разберемся с тем, что такое архетипы, и что они делают в нашей жизни.

Архетип - это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенно не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации не существует. Вы также можете стать исследователями архетипов, наблюдая за действием неких общих механизмов в вашей жизни.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Это инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. В каждом архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве и бизнесе нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, что можно сказать и так: «Архетип может проявлять себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее, архетипический сюжет.

Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. В каждом архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве и бизнесе нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

Вот и архетип Дороги проявляется в нашей жизни через некоторую последовательность событий и уроков. Сначала нам предстоит покинуть привычное место обитания или отказаться от привычного образа действий, мыслей, реагирования. Далее следует довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать происходящее критическому анализу. Затем мы пройдем ряд испытаний, причем средства и ресурсы для преодоления трудностей нам будут изначально даны, надо только быть внимательными (!). После этого цель нашего пути будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения, и появятся помощники. Когда же мы достигнем своей цели, то можем потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством ближних, потерять все достигнутое и, благодаря этому, получить время на переосмысление собственного пути.

Вы спрашиваете, можно ли избежать потерь? Конечно, почему бы и нет! Хотя, с другой стороны, в определенной части пути у нас уже накопится много ненужного, с чем стоило бы без сожаления расстаться… И вот, после переосмысления пройденного, откроется новое дыхание (у кого-то второе, а у некоторых и десятое). А уж новое дыхание совершенно точно приведет к успеху.

Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды, как много веков назад, так и сегодня.

Для нас с вами важно то, что именно архетип Дороги определяет динамику развития бизнеса и нашу самореализацию в бизнес-пространстве.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколения в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество, бизнес и исследования мира, наконец.

Итак, архетип - это общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитавший на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы - это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые человек тратит огромное количество жизненной энергии.

А теперь давайте посмотрим, какая же дорога у вас. Почему бы вам прямо сейчас не устроиться поудобнее, тогда можно будет свободно, глубоко вдохнуть и выдохнуть… Итак…

…Вы читаете сейчас это слово: дорога… Что вы чувствуете?.. Радост-ный трепет, предвкушение чего-то необычного?.. Легкую усталость?.. Чувство неопределенности, легкую тревогу?.. Сердце наполняется радостью от предчувствия важного открытия?.. У каждого из нас своя дорога… У каждого из нас она вызывает свои чувства и мысли…

Дорога… Какой она видится вам? Она широкая, прочная, гладкая… На ней немало ухабов, ям, луж… В этом случае вы можете сейчас воспользоваться силой своего воображения и произвести ремонтные работы… Выровняйте ухабы, засыпьте ямы, осушите лужи… Положите на свою дорогу новое, достойное ваших ног покрытие… Не торопитесь… Постарайтесь для себя… Вот так… Она стала намного краше, прочнее, ровнее… Теперь она достойна того, чтобы по ней ступали ваши ноги…

Вы идете по своей дороге… Это ни с чем не сравнимое чувство… Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох… Пусть дорога наполнит вас силой…

Вы идете по своей дороге и видите, что кто-то перекрыл проход и поставил «кирпич», знак запрещения движения… Вы в смущении останавливаетесь… ищете, кто это сделал и зачем… Но никого нет вокруг… Как законопослушный человек, вы останавливаетесь, ведь нужно же выполнять предписания знаков…

Вы поступили именно так? Или вы сняли знак и пошли дальше? Или вы обошли преграду, не вдаваясь в подробности, кто поставил знак и зачем? Вы идете по своей дороге… Никто не вправе расставлять на ней свои знаки, тем более запрещающие. Это проверка. Вы пошли дальше, вы выдержали испытание. Вы знаете, что только вы являетесь хозяином этой дороги. Никому не положено хозяйничать здесь без вашего ведома. Вы знаете это и не обращаете внимания на чужеродные провокации…

Вы идете по своей дороге, и только вам решать, когда сделать привал. Только вы можете грамотно рассчитать свои силы. Это - ваша дорога. Она питает вас и испытывает… Дает знания и ставит вопросы… Но главное, она дарит вам ни с чем не сравнимое счастье следовать по своей дороге…

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и выдох и возьмите с собой это непередаваемое, ваше личное ощущение дороги…

Прошу вас, дорогие друзья, возвращаться к этому тексту хотя бы один раз в две недели. Это поможет вам следовать своему пути и расчищать новообразованные завалы.

Да, даже когда мы встали на свой путь, поняли Свою Дорогу, от ремонтных работ мы не застрахованы. Лучшие европейские дороги потому и хороши, что их постоянно поддерживают, содержат в чистоте. То же самое относится и к нашей жизни, нашей дороге. Заботливое отношение к себе, поддержание своих мыслей и чувств в порядке - вот наш прямой долг перед Дорогой.

Постепенно, дорогие друзья, мы с вами рассмотрим основные архетипы и архетипические сюжеты, активно проявляющие себя в бизнес-пространстве.

И пусть интересным будет путь!

Знание архетипов, о которых рассказывается в книге «Мастер сказок», оказывает нам неоценимую помощь. Мы перестаем быть в жизни «слепыми котятами» - мы уже знаем закономерности развития жизненных событий, предупреж­дены о ловушках, искушениях и возможных испытаниях. Мы вооружены инструментами для преодоления трудностей. Но главное - мы понимаем смысл того, что с нами происходит, и освобождаемся от пустых душевных терзаний.

А работа с красочными картами увлекает, вдохновляет, дает ответы на непростые вопросы и помогает найти верный жизненный путь! Их может использовать и профессиональный психотерапевт, и обычный человек, который хочет разобраться в себе и своей жизни.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТОВ. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ, АРХЕТИПА


Одна из важнейших задач сказкотерапевта - это символическая реставра­ция архетипических матриц во внутреннем пространстве человека. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, разрушены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотера-певт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физиче­скую реальность», - один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии.

Основной инструмент реставрации - созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой. Многократное повторенное символическое действие меняет внутреннее самоощущение человека, готовит его к новым действиям в окру­жающем мире. Тем самым постепенно меняется реальность вокруг человека. В сказку, которую рассказывает сказкотерапевт, зашифровывается определен­ный архетип (универсальный, мужской, женский или сюжет), и сама сказка таким образом реставрирует архетипическую матрицу. Поэтому так важно сказкотерапевту знать основные архетипы.

Архетип - это базовая матрица, «первичный образец», фундаменталь­ный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся челове­ку психологи фактически получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К. Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «боже­ственный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов - как запечатленный в уме природный образ, у Августина - как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются ло­гическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации под­вижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, из­менение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерно­сти. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследо­ватели. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенден­ции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности при­ходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей - мечты о стабильности.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архети­пы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форма­ты являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, дей­ствие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а значит, можно сказать и так: «Архетип проявляет себя через последовательность со­бытий». Иными словами, что действие архетипа разворачивается в нашей жиз­ни как некий сюжет. А точнее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону

Этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обита­ния или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реа­гирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», ста­раясь не подвергать все критическому анализу. Нам будет предложено пройти ряд испытаний, мы обретем ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достиг­нем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних, получить время на переосмысление собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так про­является архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архети­пов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избе­жать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и переда­валось из поколения в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может рас­ходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии© понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Од­нако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы - это активные системы, обеспечивающие поддер­жание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их суще­ствовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмо­циональную энергию на переживание «фатальности бытия». Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам при­обретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии© разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования.

СУТЬ НАЗВАНИЙ АРХЕТИПОВ. АРХЕТИПЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ

Введение или Историческая справка о системе двенадцати архетипов

Кэрол Пирсон – ученый, президент CASA (Центра архетипических исследований и их практического применения). Мы предположили, что она не ограничилась книгой по маркетингу, и зашла в своих исследованиях куда глубже.

К счастью, наше подозрение подтвердилось: работа по брендам – это лишь частный случай применения архетипической системы к маркетингу. Сама книга является специальной, предназначена для бизнес-структур. В ней обучают, как привлечь покупателей, декларируя принадлежность той или иной вещи к какому-нибудь архетипу. Иными словами, книга описывает внешнее проявление, атрибутику архетипа для стороннего наблюдателя и потребителя.

Но концепция архетипов, блестяще начатая в работах Юнга, куда больше, чем бренды и маркетинг. И мы заинтересовались, как эта тема развивалась в книгах Кэрол Пирсон.

Все началось с диссертации по тематике героев и шутов в современной литературе, которую Кэрол Пирсон защитила в 1970 году. Исследование продолжилось, и тридцать лет назад, в 1986 году, вышла книга «Герой изнутри. Шесть архетипов, которыми мы живем» (The Hero Within: Six Archetypes We Live By) , где был описан путь героя через шесть архетипов. Путь начинается с Невинного (Innocent), который, сталкиваясь с первыми трудностями, становится Сиротой (Orphan). Отправляясь на поиски себя, герой превращается в Искателя (Wanderer) и доказывает самому себе и всем вокруг, что он ценен, будучи Воином (Warrior). Когда доказательства собственной ценности собраны, герой превращается в Альтруиста (Altruist), щедро делясь с окружающими. Он возвращается к состоянию Невинного (Innocent) и может дальше менять свою жизнь будучи Магом (Magician). Книга стала бестселлером, было продано около четверти миллиона экземпляров. По словам Кэрол Пирсон, книга оказалась для многих читателей навигатором по тому, какой шаг сделать на следующем этапе своего пути.

Кэрол продолжила свои исследования, и в 1991 году вышла её следующая книга «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов чтобы найти себя и изменить свой мир» (Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World) . И именно здесь появляется та самая дюжина архетипов, что нам знакома, и нанизываются они на концепцию «путешествие героя» (которую впервые описал Джозеф Кемпбелл в книге «Герой с тысячью лиц»).

Здесь все архетипы укладываются в три этапа: подготовка к странствию, само путешествие и возвращение домой. К огромному нашему сожалению, на русском языке эта книга не выходила, и поэтому мы сделали собственный перевод самого важного – структуры архетипов.

А уже после выхода «Пробуждения внутреннего героя» Кэрол Пирсон сосредоточилась на практическом применении архетипической системы в лидерстве и организациях, и в 2001 году – как частный случай практического применения архетипов, в соавторстве с бизнес-леди Маргарет Марк выходит книга «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов» (The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes) . Только эта книга на данный момент была переведена на русский язык в 2005 году. Здесь архетипы структурированы по тому принципу, какое сообщение (или, как говорят рекламщики, какой месседж) они доносят до потребителя, чтобы человек, узнав архетип, совершил акт потребления. Иными словами, книга помогает выстроить внешние проявления архетипа, что, без проработки внутренней, ведет к имитации, а не к архетипической сути.

Сейчас Кэрол вернулась к универсальной работе по архетипам, и в 2013 году вышла ее последняя (на данный момент) книга «Восход Персефоны: Пробуждение внутренней героини» (Persephone Rising: Awakening the Heroine Within) . Исследование посвящено тому, какие уроки может вынести современная женщина (и современный мужчина, исследующий свою женскую часть) из мифов о Деметре, Зевсе, Персефоне и Дионисе.

Множество людей в русскоязычном пространстве при своих исследованиях архетипов опираются на материал по брендингу, который, очевидно, имеет неполный характер и касается лишь внешних проявлений. Чтобы дополнить имеющуюся картину, предлагаем вам неизвестную русскоязычному читателю структуру 12 архетипов, разработанную Кэрол Пирсон в книге «Пробуждение внутреннего героя», поскольку нам кажется важным не только посмотреть на внешнюю, часто имитационную, сторону каждого их архетипов, но и осознать глубинные мотивы каждого из архетипов, побуждающие героя начинать, продолжать и завершать свое путешествие.


____________

Особенно важным нам кажется предельно уточнить название архетипа, которое имел в виду автор. Мы заметили, что местами это сильно влияет на понимание характера. В толковании каждого названия архетипа мы задействовали перевод каждого из английских слов, которыми автор характеризует каждый тип, и кроме того, обратились к этимологии этих слов, чтобы быть уверенными, что не упущено никакое значение.

Архетипы и Этапы путешествия Героя

СПИРАЛЬ АРХЕТИПОВ

А теперь мы немножко расшифруем эту таблицу и перескажем вам простыми словами то, что в ней описано. Разные авторы пробуют уложить порядок прохождения архетипов в какую-нибудь систему, например, в этапы развития человека по возрастной психологии (работы Э. Эриксона). Но это не кажется однозначным. Эта же идея Пирсон про архетипическую спираль как описание Пути Героя видится куда более подходящей, поскольку идея путешествия героя архетипична сам по себе, а значит, созвучна человеческому бессознательному.

Итак, первые четыре архетипа – это период, когда человек осознает сам себя, свое окружение и свои задачи по отношению к другим людям, то есть, базовая социализация. И, начав с нежности Невинного, он сталкивается с первыми утратами и проблемами, становясь Сиротой, которому крайне важно стать в итоге кому-нибудь Своим Парнем. Человек растет, набирается сил и постепенно обнаруживает, что желающих показать себя много. Он учится настаивать на своем и выбивать себе место под солнцем, проходя дорогами архетипа Воина. И, после того, как познал свои силы и получил некоторое количество побед и поражений, Воин начинает замечать, что в мире есть еще Невинные и другие Сироты, после чего находит в себе силы стать им Опекуном, Хранителем своего уютного мира.

По этому симпатичному кругу ходит в жизни большинство достойных людей, и им не требуется иного. Но иногда случается так, что достойный Хранитель начинает испытывать беспокойство. Либо его подопечные встали на крыло, либо опустела сокровищница.

И тут приходит время собираться и выходить тропой Искателя – человек выходит на новый круг развития, большое путешествие начинается.

Что же происходит с нашим Искателем, когда он осваивается в вечно меняющемся мире? Он обнаруживает, что у него в рюкзаке и в голове полно ограничений, правил, традиций, законов, предписаний. И все это уже не имеет к нему никакого отношения, потому что все это годилось только для тех времен, когда он тихо жил у себя в маленьком мирке. Так человек начинает стряхивать чужие убеждения, и это период Бунтаря и Изгоя. «Мне не нужны ваши законы, у меня есть свои», - вот послание этого отрезка пути. Совершив эту необходимую работу, и только после нее, наш странник приближается к самому удивительному, и, на наш взгляд, самому преображающему архетипу.

Только здесь человек обретает достаточную полноту сознания и сил, чтобы стать Любящим. Конечно, это не Любовник и не Эстет, хотя эти ипостаси гармонично входят в набор ролей. Но ключ к дальнейшим преображениям – именно точное название – Любящий. Делающий любовь. Тот, кто смотрит на весь мир, дает любовь и берет за нее ответственность.

Следуя алхимическим путем, появление способности любить приводит нас к новому уровню воплощения человеческой сути – начинается архетип Творец. Здесь человек уподобляется Создателю, и осознает, что на свою реальность он влияет сам, сам ее и выстраивая. Это великое осознание и есть награда нашего путешествующего героя, теперь можно возвращаться домой.

Третий виток архетипов посвящен возвращению, упаковке, оценке результатов, встраиванию новых умений и освоению глубин.

Став создателем собственной реальности, человек получает право и способность в ней править и устанавливать свои законы. Архетип Правителя обеспечивает порядком новый мир, а затем приходит время Мага, который взаимодействует не с миром, но с духом, и таким образом, человек с плоскости человеческого бытия выходит выше, на уровень больших сил и больших игр. Кто же будет созерцать эти игры, давая им объяснения и понимая их на всех уровнях? Для этого нужен Философ и Мудрец. Именно он оглянется на путешествие, поймет, что же случилось в этой дороге, что было важным и что достойно легенд и историй. И вот герой вернулся домой. Заканчивается виток спирали удивительным Шутом, который, по версии Оксфордского толкового словаря, не только джокер, но – бродячий актер и менестрель, что, вернувшись, снимает тогу героя и принимается рассказывать сказку об этом удивительном путешествии всем, собравшимся послушать его. Попутно легенда лишается избыточной важности и серьезности. А когда история будет рассказана, придет время нового витка, и снова Невинный будет смотреть в мир широко раскрытыми глазами…

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АРХЕТИПОВ ПО ПИРСОН

1. Простодушный. Он же – Невинный.
(THE INNOCENT)

Во все времена человечество придумывало мифы о золотом веке или земле обетованной, где жизнь была или будет совершенной. Главное желание Невинного – чтобы жизнь не была тяжелой. Невинный есть в каждом из нас – это спонтанный и доверчивый ребенок, который, хотя и зависим от других, оптимистично пускается в путь.

Невинный боится быть покинутым и ищет безопасности. Его сильные черты, доверие и оптимизм, располагают к себе других, и так он получает помощь и поддержку в своем квесте. Основная опасность для Невинного – быть слепым и не видеть очевидных недостатков или даже отрицать их. Он может стать слишком зависимым от других в выполнении своих архетипических задач.

Теневая сторона Простодушного: Проявляется в отрицании чего-либо, и тогда мы не позволяем себе осознать, что же происходит в действительности. Например, мы можем делать больно себе или другим, но не признавать этого. Нам так же могут причинять боль, но мы будем стараться не замечать и даже запрещать себе думать об этом. Или мы будем верить тому, что говорят другие, даже если их точка зрения прямо противоположна нашему глубинному пониманию.

Итак, Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Поэтому он более склонен до последнего оттягивать принятие решений, констатацию фактов и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само. При этом сытый и здоровый Простодушный – существо веселое, довольное жизнью, заряжающее всех позитивом.

2. Славный Малый. Он же – Свой парень. Он же – Сирота.
(THE ORPHAN)


Сирота понимает, что каждый важен, каждый в мире имеет значение, как и он сам. Этот архетип выглядит домашним и непритязательным. Но в его простоте заключена глубина человека, которого уже задела жизнь. Он похож на раненого или осиротевшего ребенка, который мало чего хорошего ожидает от жизни. В то же время, он полон эмпатии, реализма и прекрасно знает законы улицы.

Свой Парень опасается, что его, беззащитного Сироту, будут использовать в своих целях другие люди. И он ищет, как вернуться в покой утробы и снова пережить безопасность новорожденного в руках любящих родителей. Для того чтобы пройти свой квест, Сирота должен пробраться насквозь через те стадии развития, что он пропустил. Его сильные черты – умение поддержать и быть полезным, а также прагматичный реализм, которому ему пришлось научиться с ранних лет. Главная опасность архетипа – в том, что он глубоко впадет в состояние жертвы и так никогда внутренне не дозреет до героя.

Теневая сторона Славного Малого: Жертва, которая обвиняет других в своей некомпетентности и безответственности. Такой человек ожидает особого обращения и освобождения от жизни как от экзаменов, поскольку он пострадал или он такой хрупкий. Когда теневая сторона Своего Парня получает контроль над нашей жизнью, мы склонны атаковать даже тех, кто пытается нам помочь. Тем самым мы причиняем боль и им, и себе. Другой вариант Тени Сироты – когда мы капризничаем, требуем специальных условий и настаиваем на своей беспомощности или особом положении. Например, «Вы не можете от меня ничего ожидать. Я так ранен; я этого не умею; мне больно».

По-русски Своего парня или Сироту хочется назвать еще одни метким определением «Сын полка». Благодаря навыкам выживания он очень хорошо понимает законы общежития, с ним легко договориться, он многое умеет. С другой стороны, иногда этот тип склонен назойливо демонстрировать свои раны и страдания в надежде, что за это ему положены особые блага.

3. Воин. Он же – Герой.
(THE WARRIOR)


Когда все кажется потерянным, Воин является во всеоружии и спасает положение. Жесткий и храбрый, этот архетип помогает нам устанавливать цели и добиваться их, преодолевать препятствия и упорно продолжать в трудные времена, хотя он также склонен принимать других за врагов и делить весь мир на черное и белое. Воин относительно прост в своих мыслительных паттернах: он ищет возможности просто победить все, с чем сталкивается, включая драконов, живущих в его собственной голове. Он сражается и со своим страхом слабости. Квест для Воина – в том, чтобы увидеть смысл в своих действиях и мудро выбрать сражение, используя всю свою смелость и воинскую дисциплину.

Теневая сторона Героя: Преступник, использующий мастерство Воина для личной выгоды. Его не беспокоят мораль, этика или интересы других людей. Теневой Воин проявляется в нашей жизни и тогда, когда мы чувствуем, что нас заставляют поступиться нашими принципами: воин явится тот же час, чтобы настоять на своем и победить всех. Еще, как пример, теневой Воин буйно цветет в сегодняшнем деловом мире. Он воспринимает практически все, что происходит вокруг, как пренебрежение, угрозу или призыв к противостоянию. Поэтому у теневого Воина есть тенденция быть постоянно в боевой готовности.

Этот архетип - один в поле воин, неподкупный супергерой, готовый сражаться с целым миром или даже с самим собою. В крайних случаях его проявления описываются как «слабоумие и отвага», а в более адекватных своих проявлениях он просто решителен, настойчив и всегда готов соревноваться. Если же вы столкнулись с кем-то крайне упертым или чересчур жестоким, - возможно, вам встретился Воин-тень.

4. Хранитель, он же Опекун, он же Наставник.
(THE CAREGIVER)


Хранитель – это альтруист, движимый состраданием, щедростью и самопожертвованием для того, чтобы помочь другим. Несмотря на склонность к мученичеству, внутренний Опекун помогает нам растить наших детей, помогать нуждающимся и выстраивать структуры для укрепления жизни и здоровья. Хранитель в первую очередь найдет, как помочь другим, и сделает это с состраданием и щедростью. В этой погоне за помощью другим он рискует сделать больно себе самому. Опекун питает отвращение к эгоизму, особенно в себе, и опасается, что эгоизм может им завладеть.

Теневая сторона Хранителя: Страдающий мученик, который контролирует других тем, что заставляет их чувствовать свою вину. «Посмотри, чем я для тебя пожертвовал!». Архетип проявляется во всех манипулятивных и поглощающих паттернах поведения, когда человек заботится о других, чтобы контролировать или подавлять их. Он также проявляется в созависимости, навязчивой потребности жить чужой жизнью или спасать кого-то.

Пожалуй, Наставник – недостаточно точное русское название для этого архетипа. Скорее, его можно назвать Спасатель или Брат Милосердия. По сути же своей он – Хранитель.
Всякий опекун полагает, что должен прежде помочь людям, а потом уже думать о себе самом. Иногда это приводит к тому, что помогать нечем, все роздано. А порой Опекун оказывается в позиции агрессора, подвергая добру и нанося ласку: когда заботится о ком-либо, не учитывая реальные потребности и исходя лишь из своих взглядов на пользу.

5. Искатель, он же Землепроходец, он же Странник.
(THE SEEKER)


Искатель покидает изведанное, чтобы открыть и исследовать неизвестное. Этот внутренне суровый человек смело встречается с одиночеством и изоляцией, чтобы искать новые пути. Часто оппозиционный, этот ниспровергающий авторитеты архетип помогает нам раскрыть нашу уникальность, наше понимание и наш зов. Искатель ищет нечто, что поможет качественно улучшить его жизнь, и часто не осознает, что многое уже есть в нем самом. Он много учится, полон амбиций на своем пути и часто избегает взаимодействия с другими людьми и взаимопомощи. Ему важно «сделать это самому», он продолжает движение, пока не найдет свою цель (и истинного себя тоже).

Теневая сторона Искателя: Перфекционист, всегда стремящийся достигнуть невозможной цели или найти «правильное» решение. Мы видим это в людях, чья основная деятельность по жизни – это саморазвитие (они движутся от одной оздоровительной системы к другой, переходят из одной школы духовного роста в другую, и так далее), и, тем не менее, теневые Искатели никогда не готовы взять на себя обязательство завершить хоть что-либо.

Русский перевод названия архетипа отражает важную грань – стремление к пути, к поиску. Но нам кажется, что важно добавить еще один оттенок смысла – Естествоиспытатель, поскольку любой поиск в этом архетипе производится деятельно. Всякий ученый, одержимый возможностью открыть нечто новое или решить давнюю загадку – тоже Искатель, хотя может проводить дни свои в кабинете, а не в походе. Однако, он постоянно встречается с чем-то новым, и не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства. Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Скорее, Искателю нравится находить и разглядывать.

6. Разрушитель, он же Изгой, он же Бунтарь.
(THE DESTROYER)

Разрушитель воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Несмотря на то, что этот архетип может быть безжалостным, он пропалывает сад от сорняков, чтобы освободить место для новых ростков. Разрушитель - парадоксальный персонаж, чья деструктивность отражает одновременно движение к смерти и внутренний страх быть уничтоженным. Бунтарь – боец, он не заботится о своей безопасности и может подвергнуть опасности других. Его квест – измениться, отпустить гнев или другую силу, что движет им, и вернуться в равновесие, найдя жизненное направление, что укрепит его. Живя на острие жизни и смерти, он часто на удивление скромен.

Теневая сторона Бунтаря: Включает все саморазрушающие паттерны поведения: привязанности, принуждения или действия, подрывающие близость, карьерный успех, самоутверждения. И все паттерны поведения, которые оказывают разрушающий эффект на других: неправильное эмоциональное или физическое обращение, убийства, изнасилования.

Бунтарю перестали подходить все законы, которыми он пользовался раньше. Это не значит, что законы плохие, это значит, что он сам – изменился. Но пока он это не осознал, он будет полон протеста, который поможет избавиться от всего чужого, наносного и неважного.

7. Любящий. Он же Любовник. Он же Романтик. Он же Эстет.
(THE LOVER)


Архетип Любящего определяет все виды любви: родительскую, дружескую, духовную, но легче всего узнать его в романтической любви. Хотя он может принести всю гамму сердечных мук и драм, он помогает нам испытать опыт удовольствия, постичь близость. Этот архетип готов принимать на себя обязательства и следовать за предметом своей страсти. Любящий ищет блаженство истинной любви и дуализм божественной пары. И он уже достаточно созрел, чтобы не просто поглощать любовь, но и любить самому. Вкладываться в любовь действиями и брать на себя обязательства, чтобы испытать взаимную любовь другого. Он страшится одиночества и потери своей любви, и потому стремится постоянно укреплять свои любовные отношения и связи с объектом душевной страсти.

Теневая сторона Любящего: Сирены (выманивают других из их квестов), соблазнители (используют любовь для завоевания), помешанные на сексе или отношениях (чувствуют жажду и необходимость получать любовь). Они же – те страдальцы, которые не могут остановиться и сказать «нет», или те, кто утратил страсть и с ней радость жизни, или те, кто полностью разрушается от разлуки с любимым

В широком понимании, Любящий – это существо, очарованное кем-то или чем-то. Не важно чем: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. В своих младших ипостасях это пылкий созерцатель, тот, кто часами любуется и упивается объектом страсти. Он склонен украшать и проявлять себя как еще одно творение искусства, он подчеркивает гендер и умело расставляет соблазняющие акценты. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам. В своих зрелых проявлениях Любящий не просит, но дает любовь сам. Ему уже не нужно взаимности или страсти, потому что он достаточно вырос для того, чтобы быть в отношениях партнерства со всем миром. События эмоциональные и духовные здорово отвлекают Любовника от насущных дел, но он обычно хорошо адаптируется. И если Бунтарь отказывался от обыденности и повседневности, то Любящий снова согласен приступить к своим делам, с любовью.

8. Творец
(THE CREATOR)


Архетип Творца поощряет любые порывы воображения: от высокого искусства до мельчайших инноваций в жизни или работе. Он плохо относится к бездействию, и может привести нас к тому, что наша жизнь будет перегружена новыми проектами. Но если верно направлять энергию Творца, это поможет нам выразить себя множеством прекрасных способов. Творец страшится, что всякая реальность может оказаться иллюзией, и ему очень важно убедиться, что есть живой существующий мир вне его разума. Критическая часть его квеста – найти и принять себя, открыть свою истинную индивидуальность, связанную с внешним миром.

Теневая сторона Творца: Проявляется в творческой одержимости. У Теневого Творца так много потенциальных воображаемых возможностей, что он, в итоге, не воплощает ни одну. (Вы, возможно, помните фильм «Пожиратель тыкв» (The Pumpkin Eater), в котором женщина беременела каждый раз, когда лицом к лицу сталкивалась с пустотой в своей жизни). Так же и мы можем заполнять нашу пустоту еще одним маловажным проектом, вызовом, новым занятием, как она наполняла себя новым ребенком. Одна из разновидностей этого – трудоголизм, когда мы всегда имеем под рукой еще одно дело, которым можно срочно заняться.

Творец – тот, кто постоянно создает свои реальности, но при этом очень нуждается в базовом реальном мире снаружи, иначе он чувствует себя незащищенным и одиноким.
Мир снаружи нужен, чтобы видеть создания Творца, находить им применение, реагировать на них. Таким образом Творец понимает, что он существует. То есть, жизнь Творца – в его творениях, как бы пафосно это ни звучало. И если Творец утрачивает смысл, он сбегает от собственной жизни тоже в творения и проекты, которые могут отвлечь его от главного.

9. Правитель.
(THE RULER)


Архетип Правителя вдохновляет нас на то, чтобы взять ответственность за жизнь всего нашего царства и за общество в целом. Преодолев искушение доминировать над другими, продвинутый Правитель создает среду, благоприятную для даров и мнений всех причастных. Квест Правителя – создать порядок и структуру и, следовательно, эффективное общество, в котором субъекты правления могут жить продуктивно и относительно счастливо. Это не всегда легкая задача, поскольку порядок недалеко отстоит от хаоса, и Правителю нужно посвятить себя полностью своей работе. Правитель часто имеет дело с протестами и взбрыкиваниями, поэтому ему приходится брать на себя полную ответственность. А для этого ему требуются единоличные властные полномочия.

Теневая сторона Правителя: Тиран-людоед, настаивающий на том, что все должно быть по его правилам, и изгоняющий творческие элементы из королевства (или из души), чтобы обеспечить контроль любой ценой. Это Король или Королева, который потакает себе в якобы праведном гневе и кричит: «Голову с плеч!». Часто так действуют люди, когда они обнаруживают себя в доминирующем положении (например, молодые родители), но еще не знают, что делать с обрушившейся ответственностью. Теневая сторона также проявлена теми, кто мотивирован сильным стремлением контролировать.

Отчасти Правитель напоминает Опекуна, поскольку тоже лучше вас знает, что для вас лучше. Но задачи Правителя куда шире, и ответственности на нем больше. Он дает закон и порядок миру, который был им создан.

10. Маг, он же Волшебник, он же Иной
(THE MAGICIAN)


Архетип Мага исследует фундаментальные законы науки и метафизики чтобы понять, как трансформировать ситуации, влиять на людей и превращать видения в реальность. Если Маг сможет преодолеть искушение использовать силу в корыстных целях, он активизирует энергию во благо. Квест Мага не в том, чтобы «колдануть», но в том, чтобы трансформировать и преобразовывать что-то или кого-то. Маг обладает значительной силой, и поэтому его могут бояться. Он тоже может опасаться себя и своего потенциала нанести вред. Вероятно, наивысшая цель Магов – трансформировать самих себя, достигая все более высоких уровней осознания.

Теневая сторона Мага: Темный маг, сводящий лучшее к худшему по ходу трансформаций. Мы вовлекаем себя в такую теневую магию, когда умаляем других или себя, выбираем варианты и вероятности, приводящие к тому, что мы уважаем себя все меньше. Теневой Маг – это еще и часть нас, способная негативными мыслями и действиями сделать себя или других больными.

Таким образом, Магу предоставляется выбор – либо он имеет дело с наличествующей реальностью, осваивая все новые способы работы с ней, либо он погружается в иллюзорные реальности с помощью наркотиков или просто придумывая их, чтобы не получать угроз и задач от существующего мира. В тени Маг самоуничтожается, в своем прямом воплощении продолжает творить мир, на этот раз сверхъестественными способами (для тех, кто смотрит со стороны). Задача архетипа – познать свою силу и научиться с ней обращаться.

11. Мудрец, он же Философ.
(THE SAGE)


Архетип Мудреца ищет истину, которая освободит всех. И если искушение догмой преодолено, Мудрец в нас поможет увидеть мир и самих себя объективно и изменить свою жизнь, основываясь на максимально объективном анализе результатов наших действий и наших выборов. Мудрец – искатель истины и просветления, который отправляется в далекие путешествия за еще одним золотым слитком знания. Опасность Мудреца и его глубинный страх, что его, добытая ценой больших усилий, мудрость построена на песке фальши или вымысла. Его самая светлая надежда в том, что он действует честно и объективно. Мудрец учится видеть с ясностью, которая различает правду от кривды.

Теневая сторона Мудреца: Бесчувственный судья, холодный, рациональный, бессердечный, догматичный, часто помпезный, оценивающий нас и других и говорящий, что мы (или они) недостаточно хороши или делаем это неправильно.

Мудрец недаром имеет у Пирсон уточнение значения: Sage, прорицатель или провидец. Его компетенция достигла такого уровня, что начала переходить в интуицию. И то, что было когда-то стройной логической концепцией, становится откровением, чудом.

12. Шут.
(THE FOOL OR JESTER)


Архетип Шута побуждает нас наслаждаться простым течением жизни. И хотя Шут может быть склонен к лени и беспутству, он приглашает нас всех к игре, показывая нам всем, как можно превратить нашу работу, наше взаимодействие с другими и даже самые рутинные дела в ВЕСЕЛЬЕ. Цель Шута, вероятно, самая мудрая из всех: наслаждаться жизнью как она есть, со всеми ее парадоксами и дилеммами. Шута больше всего страшит недостаток событий и впечатлений, и быть «не живым». Он нуждается в том, чтобы находить это состояние жизненности, но может этого не осознавать.

Теневая сторона Шута: Обжора, мошенник или развратник, полностью обусловленный сильными желаниями или нуждами тела, без чувства собственного достоинства или самоконтроля.

Шут – архетип, исповедующий наслаждение, а еще он рассказывает истории, переваривая события, миры и персонажей. Это его главная задача. Он готов не только веселиться, и согласен не только развлекаться, но радость должна присутствовать в любом событии жизни. Бывает, что тяга к наслаждению подменяет собой все другие – и тогда мы встречаемся с Тенью Шута.

Дополгнение к характеристике архетипов:

Опекун/Хранитель

Вектор: Выращивать/Переводить на другой уровень
Стратегический ресурс
Девиз: помощь, поддержка в становлении, защита от ущерба
Табу: эгоизм, неблагодарность
Ассоциации: патрон, покровитель, благодетель, крестный, пестун, наседка, нянька, окружать заботой, держать под крылом, протежировать, растить, совершенствовать, переводить на следующий уровень.
Реакция на Попечителя/Опекуна/Хранителя: "это надежно, безопасно, убедительно, благообразный, можно доверять". В человеке усматривают хранителя и взращивателя, учителя, помощника, наставника, приписывают заботу о младших, слабых, нижестоящих.
"Попечитель, Наставница; английская элегантность, простота линий", "Как бы взрослая наставница, но помогающая детям творить хорошие шалости и извлекать из них правильные уроки. Мэри Поппинс", "Учитель, который помогает молодым людям идти своей дорогой", "наставница, такая, на которую все девочки хотят быть похожей... Вот как мисс Темпль в "Джен Эйр", "Женщина-хранительница важного знания"

Искатель

Вектор: Открывать другим новое/Прокладывать новые пути
Ресурс шила в попе "вечного двигателя"
Девиз: поиск новых путей, независимость
Табу: довольствоваться достигнутым, обосноваться в одном месте, приспосабливаться
Ассоциации: самостоятельность, автономность, пересечение границ, одиссея, поиск, экспедиция, поход, странник, пилигрим, разведчик, первооткрыватель, авантюрист, экспериментатор, свобода, вольная птица, новые направления
Реакция на Искателя: "это потрепано, но прочно, долговечно, испытано дорогами, видавшее виды, издалека". Человека связывают с путешествиями, поисками, средствами передвижения, другими странами.
"вспоминается фильм про искательницу-путешественницу", "Путешественница по миру (Индия почему-то видится), возможно миссионер", "Что-то из Индианы Джонс. Исследовательница и открывательница неизвестного, археолог", "легкая на подъем путешественница - первооткрывательница".

Правитель

Вектор: Стабилизировать/Создавать систему
Организационный ресурс
Девиз: управление и статус, создание структур, придание стабильности, власть и контроль
Табу: безответственность, хаос
Ассоциации: чистокровный, благородный, респектабельный, великосветский, парадный, туз, порода, голубая кровь, белая кость, августейшая особа
Реакция на Правителя: "Это авторитетно, солидно, роскошно, блестяще, расточительно, высокая ценность и высокое качество". Человека определяют как лицо, наделенное статусом и властью.
"Королева объединенных государств", "Этакий правитель-наблюдатель", "Женщина-политик, железная леди", "кино о наследной принцессе ну или как минимум графине", "Средневековая королева. История про сильную женщину типа Марии Стюарт".

Шут

Вектор: Снижать уровень важности/Переворачивать с ног на голову

Антистабилизационный ресурс
Девиз: игривость, фан, превращение серьезного в забаву
Табу: быть скучным, отсутствие веселья
Ассоциации: игривый, шутливый, курьезный, комический, потешный, проказник, шалун, навеселе, буффонада, трам-тарарам, дурачество, насмешка, умора, цирк да и только, хиханьки-хаханьки, и смех и грех.
Реакция на Шута: "это несерьезно, забавно, весело, курам на смех". Человеку приписывают иронию, любовь к забавам, деятельность, связанную с развлечением.
"Гламурная мадам-хулиганка. Загадочная и веселая мамаша-мафиози", "певица кабаре", "циркачка!", "Клоунесса!", "Что-нибудь про веселых и добрых мошенников-авантюристов".

Бунтарь

Вектор: Проверять на прочность людей, процессы, системы, отношения/Разрушать нежизнеспособное
Ресурс дерзости до радикальности
Девиз: нарушение правил, революция, вызов, шок
Табу: быть, как все, согласиться с общепринятым
Ассоциации: подполье, андеграунд, повстанец, революционер, мятежник, крамольник, поперечный, непримиримый, непокорный, непокладистый, строптивый, своенравный.
Реакция на Бунтаря/Изгоя: "это сверх всякой меры, неправильно, дерзко". В человеке видят нарушителя закона, установленных норм и правил, вызов.
"хиппи, оторва, безумные приключения", "Глава группы повстанцев на Кубе", "морская разбойница", "Разрушительница, ломающая стереотипы".

Славный Малый

Вектор: Делиться с другими/Делать комфортным, компанейским
Friendly-ресурс
Девиз: мы поладим, все люди братья, все свои.
Табу: элитарность, важничанье, исключительность, быть отдельно от всех, задирать нос.
Ассоциации: земное, настоящее, практичное, располагающее к себе, нейтральное, золотая середина, чувство меры, семейные ценности, старые традиции, добродетели, усердие, чувство локтя, честность, равноправие, товарищество, быть в порядке, все окей, добрый сосед, профсоюз.
Реакция на Славного Малого: "это по-домашнему, по-дружески, душевно, непретенциозно, без реверансов". Человека ассоциируют с теплым дружеским пространством, уютным местом, где все свои; нарекают создателем душевного принимающего пространства.
"хозяйка гостиницы или кабачка", "Хозяйку гостиницы" с этой актрисой снимать - самое то было бы", "Живет в уютном доме, к нему люди приходят и рассказывают всякое", "владелица кондитерской лавки", "Мягкое, домашнее, уютное, спокойное..."

Маг

Вектор: Работать с тем, что скрыто/Тайные знания

Иррациональный ресурс
Девиз: видение, прозрение, понимание тайных законов
Табу: упрощение, примитивное видение, обычное
Ассоциации: иррациональное, неземное, сверхъестественное, фантастическое, нечеловеческое, окутанное тайной, галлюцинация, иномирец, летучий голландец
Реакция на Мага: "это загадочно, таинственно, мистично, не из этого мира". Человеку приписывают прописку на других планетах, в дремучих лесах и пр. - не среди людей, а также сверхъестественные способности.
"Инопланетянка, Пятый элемент, Та, которая спасет мир", "почему-то вспомнилось про сказку Девушка-Олень", "Кто-то сдержанно-потусторонний и благородный", "определенно что-то иноземное, иномирное, инородное", "Медиум, эдвардианская Англия, спиритуальные доски", "оборотень".

Творец

Вектор: Изобретать/Создавать новое

Креативный ресурс
Девиз: воображение, изобретение, воплощение новых идей
Табу: посредственность, рутина
Ассоциации: креативно, дизайнерски, затейливо, фантазия на тему, творческий каприз, художественное произведение, арт-объект, набросок, эскиз, причуда, фишка, ручная работа, "для тех, кто понимает".
Реакция на Творца: "это оригинально, ново, художественно, в единственном экземпляре, авторская работа, необычная форма/фактура/сочетание; "не каждый наденет", "ты что, в этом на улицу пойдешь?". В человеке узнают представителя творческих индустрий, автора собственных художественных произведений
"Преподаватель йоги, живописи... творческая натура", "Роль хозяйки художественной галереи. У нее в друзьях куча актеров, художников, и даже предпринимателей, всяких активных людей, создающих интересные яркие вещи", "Роль утонченно-интеллектуальной художницы или писательницы", "блокнот и карандаш, парапет, деревянная резная скамья в католическом храме...Художница?", "Журналистка, богема, художница, фотограф. независимая, интересная".

Простодушный

Вектор: Работать с первоосновами, истоками/Делать простым
Ресурс - детский взгляд на мир
Девиз: доверие, простота, жизнь-рай, надежда на чудо
Табу: быть недоверчивым, важным, критичный взгляд на вещи
Ассоциации: блаженный, безропотный, умиротворенный, чистый, незатейливый, бесхитростный, неискушенный, инфантильный, мухи не обидит, елей, лопух, простофиля
Реакция на Дитя/Простодушного: "это простенько, по-детски, нежно, мило, кротко". С человеком связывают детские радости-занятия, в описаниях используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
"яркий солнечный лучик", "собирающая ромашки босиком", "Роль мягкого солнышка", "зайка-попрыгайка", "Дитя цветов", "история про вечного ребенка", "веселая старушка-феечка, живет среди эльфов, в лесу в домике с крышей-колпачком"

Любовник

Вектор: Дарить удовольствие/Создавать красоту

Ресурс для наслаждения
Девиз: быть приятным, наслаждать, нести и получать удовольствие, соблазнение, блаженство.
Табу: отказ от желаний, быть нежеланным
Ассоциации: изящный, изысканный, обворожительный, очаровательный, пленительный, искусительный, неровно дышать, смаковать, ловить кайф, вкушать блаженство, дива, услада, "дольче вита"
Реакция на Любовника/Эстета: "это манко, привлекательно, хочется любоваться". Человека ассоциируют с соблазнами, приписывают привлекательность и успех у представителей противоположного пола
"роль Гейши. Соблазн, тайна", "Девушка Джеймса Бонда", "Красотка. Джулия Робертс", "Диор, от кутюр, изящные интриги, зрелищно, много деталей, приталенные силуэты, уложенные локоны", "роль красотки в Кто подставил кролика Рождера", "роковая женщина-кошка", "роковая женщина, из-за которой творятся дворцовые перевороты и плетутся тончайшие нити интриг".

Мудрец

Вектор: Выделять суть/Делать осмысленным

Интеллектуальный ресурс
Девиз: объективность, поиск и открытие истины, осмысление
Табу: наивность, невежество, заблуждение
Ассоциации: глубокомысленный, думающий, мыслящий, концептуальный, рассудительный, интеллект, изучать, постигать, понимать, давать определения, трактовать, диагностировать, анализировать, разбираться, обозревать, докапываться до сути, до первооснов и первопричин.
Реакция на Мудреца: "это интеллектуально, добротно, многослойно, покровы, завесы". С человеком связывают интеллектуальную деятельность, изучение, анализ, преподавание, построение концепций.
"Преподаватель-лектор... по, например, средневековой литературе", "профессор филологии", "Женщина-ученый", "исследователь таинственных и мистических загадок", "Философ-хранитель. Декорации - библиотека", "Вы мне видитесь в школе(физика? математика?), НИИ, газета (выпускающий редактор), умная, нетерпимая к глупости других", "детектив:) Замечающий, анализирующий и складывающий два и два", "Литературный-театральный критик".

Герой

Вектор: Преодолевать препятствия с помощью силы воли/Спасать других
Волевой ресурс
Девиз: преодоление препятствий, мужество, нести спасение
Табу: сдаться, пасовать, бояться препятствий/вызовов, быть слабым
Ассоциации: мужественный, неустрашимый, бравый, удалой, бестрепетный, стоический, атлет, орел, легионер, воин, амазонка, спецагент, ниндзя, боевик, камикадзе
Реакция на Героя: "это сурово, грозно, воинственно, экипировка, обмундирование, ‬"не хватает только меча и щита". Человека видят вооруженным, на полях сражений, выполняющим боевую миссию.
"Амазонка, колчан, стрелы, туника. История про девушку, переодетую юношей, участвующую в сражениях", "Воительница. Фантастика-ужасы-боевик. Бегать с бластером или мечом, поражая врагов", "Девушка-рыцарь", "История про супер-героиню, уничтожающую всяких злодеев, зомби и вампиров", "Я бы про вас сняла боевик - про героические будни женщины-спецагента.

Расставание с привычным

Общее значение карты:

Начало движения. Человек откликается на Зов Дороги и Ветра Перемен. Прилив воодушевленности и активности. Дорога, как нечто новое, манит и многое обещает. Это период надежд. Отправляясь в путь, начиная нечто новое, человек думает, что Дорога не будет долгой и он быстро обретет то, за чем отправился. Это время иллюзии, с одной стороны, и концентрации сил, с другой. Человеку может казаться, что он все предусмотрел и готов к путешествию. Главное, чтобы внутри его плана осталось место для принятия непредвиденных обстоятельств. Планы на дороге необходимы, но они не должны быть жесткими, чтобы Дорога могла внести в них свои подарки и уроки. В этот период нужно защищать себя от нетерпения и избыточных надежд. Дорога научит гибкости тех, кто слишком нетерпелив или привязан к собственному плану и схеме движения.
В Начале пути окрыляет Предвкушение Счастья. Жертвуя привычным ради неизвестного, человек умножает свое богатство. Покинутый дом поддерживает внутри путника ощущение очага и тыла. Тот, кто умеет слышать Зов Дороги в глубине своего сердца, сохраняет молодость.

Архетип «Дорога»

Основные Уроки этого архетипа таковы: «Жизнь - это вечное движение, дорога без конца; что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда; умей принимать вызовы Дороги - она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги - станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога - это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскрашивают» его. © Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!