Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Типы и конструкции мечей. Мечи различных эпох и стран

Когда мы, современные люди, рисуем себе в воображении красочные картины средневековой романтики, то, в первую очередь, представляем себе рыцаря, с ног до головы закованного в тяжелые доспехи, этакого железного человека, у которого даже лицо скрыто металлическим забралом. Но на самом деле доспехи рыцаря вовсе не обязательно были тяжеловесными. Доспехи должны были хорошо защищать и быть при этом достаточно легкими, чтобы обеспечивать подвижность и гибкость во время боя. А что проку от тяжелых лат, если упав на землю, в них не мог даже подняться без посторонней помощи? А вот оружие рыцарей, действительно, было довольно-таки тяжеловесным.

Копье

Самым главным оружием средневекового рыцаря был вовсе не меч, как полагают многие, а копье. До одиннадцатого века копья, в основном, использовались, как пики и применялись в бою при помощи резкого выпада, то есть рыцарь при атаке выпрямлял руку, сжимающую копье, в связи с этим длина такого оружия редко превышала два с половиной метра. К тому же, копья такого размера использовались и в качестве метательного оружия. Но уже буквально спустя два века рыцарское копье изрядно удлинилось. Это было связано с изменением тактики копейного боя: исчез выпад, остался только удар.

Копья стали изготавливать от трех с половиной метров в длину, и весило такое оружие до 18 килограммов. Древко обычно мастерили из ясеня или яблони. Иногда использовали бук. Наконечник был обоюдоострым, под которым красовались либо трехцветные флажки, либо знамя, а уж под ними размещался специальный диск, который не давал копью проникать в тело поверженного противника слишком уж глубоко. Хотя, вряд ли, средневековые оружейники руководствовались гуманными соображениями при изготовлении этого диска. Он, скорее всего, был необходим для того, чтобы копье было легче извлекать из тела противника.

Меч

Рыцарский меч с течением времени менее всего был подвергнут изменениям. Единственное, что претерпевало изменения в этом виде оружия – это его размер. Приблизительно в XV веке, когда рыцарские латы стали намного прочнее, понадобился и усовершенствованный меч, способный пробить крепкую кирасу. Так мечи стали изготавливать намного длиннее, чем раньше, утяжеляя силу удара. Меч стали затачивать не с двух сторон, как раньше, а только с одной. Рукоять меча стала много тоньше, поэтому рыцари стали обматывать ее проволокой. А вот ножны, по-прежнему, изготавливались из выдубленной кожи, которую обшивали сверху материей, на которую уже крепили различные металлические украшения.

Позже появился двуручник. Двуручный меч попросту невозможно было удержать одной рукой. Он был намного длиннее, а, стало быть, и намного тяжелее обычного меча или полуторного, его разящая сила была огромной. Двуручным мечом можно было с одного удара разрубить человека напополам.

Боевые топоры, кувалды, секиры все-таки больше применялись в армии, так как рыцари отдавали предпочтение старым добрым мечам, но все-таки в ближнем бою иногда в ход шли и они. Боевые топоры использовали и как метательное оружие и как ударную силу. К ним часто крепили длинный ремень, при помощи которого топоры после метания возвращались к рыцарю. Но, с течением времени, их применяли все реже и реже. В итоге, боевой топор превратился в исключительно турнирный вид оружия. Как, собственно и лук, стрельба из которого тоже превратилась в спортивную забаву.

На смену луку в качестве наступательного оружия пришел арбалет, пробивная сила которого наводила настоящий ужас. Стрела, пущенная из арбалета, пробивала и кольчугу, и пластинчатые латы с расстояния в 150 метров!

В эпоху Средневековья человек почти всю жизнь была связана с оружием. Свободу и честь, дом и богатство не просто было защитить юридическими параграфами, судьбы людей решали поединки, битвы, восстания, мятежи, заговоры, родовые и личные распри. Все это способствовало интенсивному развитию оружейного дела.

Самой распространенной наступательным оружием были копье и длинный меч. При необходимости привлекали большой лук со стрелами, пики и арбалеты. В VII в. появилась сабля. Одним из важных нововведений в раннем Средневековье стало стремя. Без него конный воин не мог крепко держаться в седле, а кавалерия основном состояла из отрядов конных лучников, которые не дрались с врагом на мечах или копьях. Применение стремена повлияло на развитие тяжелой кавалерии - будущего рыцарства. При рукопашного боя использовали также ножи, топоры или булавы. Всадника взимали с коня с помощью алебарды - нового оружия, образованной от сочетания длинного копья с топором.

В VIII в. в бой или на поединок воин отправлялся в панцире. У бедных людей панцире были преимущественно деревянными, а в богатых - кожаные, с нашитыми на них металлическими пластинами. Позже использовали также кольчугу - защитное военное снаряжение сзади делали ее удобной при езде. Кольчуга свисала до колен. Впоследствии входят в употребление кольчужные чулки и перчатки, и все тело, кроме лица, было закрытым. С XIV в. доспехи стали сплошными. их основу составляла не кольчуга, а латы из металлических чешуек или пластинок. Это было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием оружейного ремесла, а с другой - распространением арбалетов, против которых кольчуга надежно не защищали.

ПИКА - разновидность длинного облегченного копья с острым металлическим наконечником.

Воина закрывал капюшон, подбитый мягкой тканью. Сверху одевался шлем с защитными пластинами, прикрывали нос и щеки, или на лицо опускалось унесло со специальными прорезями для глаз. Еще одним надежным прикрытием воина был щит. На броню иногда одевалась вышитая ткань (на сайте) с гербами и другими атрибутами.

Изобретение огнестрельного оружия открыло новый этап в военном ремесле. Известно, что порох в Европу пришел с Востока через посредничество арабов. Предполагают, что активное распространение пыли связано с удачными алхимическими опытами немца Бертольда Шварца с Фрайбурга. Он был монахом-францисканцем, годы его жизни неизвестны. По одним сведениям, Б. Шварц жил в конце XIII в., По другим - во второй половине XIV в., Потому что якобы 1380 учил изготавливать порох венецианцев. В то же время начинают использовать орудия и ружья. Искусство изготовления орудий стало развитым в Западной Европе благодаря одному из самых мирных ремесел - литью колоколов.

Эти бомбарды, которых до сих пор не видели и о которых и речи никогда не было в Италии, удивительным образом изготовлены венецианцами. Верно, бомбарда - это очень мощный железный устройство: спереди у него широкий канал, в который вставляют круглый камень, а сзади - труба, вдвое длиннее, чем упомянутый канал, с которым она связана, однако узкая; со стороны дула в эту трубу закладывают черный порох, изготавливаемый из селитры, серы и древесного угля. И отверстие этого дула заслоняется деревянным затвором...

После того, как с другой стороны вложат круглый камень, к малому (воспалительного) отверстия в трубе преподносят огонь; порох воспламеняется и извержения камня происходит с огромной силой.

Средневековые люди - рыцари, купцы, ремесленники, монахи, паломники - находились в постоянном движении. Однако передвигались они довольно медленно, так как тогдашние транспортные средства не имели большой скорости. Было три вида транспорта: сухопутный, речной и морской.

Так, развитие сухопутного транспорта был тесно связан с состоянием дорог. Еще древние римляне проложили хорошо вымощенную сеть путей, которая создавалась прежде всего в военных интересах. Однако в раннем Средневековье камней и глыбы из построенных римлянами дорог иногда бездумно использовались как строительный материал. Большинство тогдашних дорог была узкой, иногда настолько, что две повозки не могли на них разъехаться. Образцовой считалась такая дорога, на которой строкой беспрепятственно могло проехать три лошади. В лучшем состоянии находились дороги Франции, благодаря внедрению королевской властью и монастырями специальных повинностей по их строительству и содержанию. Интересно, что часть из них была вымощена уже в конце XI в.

За XII-XIV вв. в связи с развитием торговли появляется множество новых путей. Происходит своеобразная «дорожная революция». Однако эти новые дороги, протоптанные полями, лугами или лесами, были преимущественно грунтовыми часто мало чем отличались от обычных троп. Передвигаться ними можно было только в хорошую погоду. Зимой и во время дождей они становились непроходимыми.

Основным способом транспортировки груза оставался вьючный. Он предусматривал доправляння упакованных груза на спинах животных, как правило, ослов или мулов. Пользовались также и телегами, запряженными сначала волами, а со временем - и лошадьми. Решающую роль в использовании лошадей в качестве тягловой силы сыграли появление хомута, железной подковы и дышла. Виз стал легче, потому что изобрели колесо со спицами и железным ободом. Параллельно с совершенствованием транспортных средств улучшались и пути сообщения. Все это вместе позволило перевозить тяжелые грузы.

Поскольку римские мосты были практически разрушены, а новых появилось не так много, потоки и реки порой приходилось переходить вброд. Более мостов начали строить в середине XII в. Так, в течение 1135-1146 pp. вблизи Регенсбурга построили каменный мост через Дунай. Чаще всего возводили мосты через небольшие реки. Преимущественно они были деревянными и порой настолько слабыми, что виз не мог ими проехать. Иногда у моста строили часовню и пожертвования верующих использовали также для ремонтных работ. Кроме того, с проезжих почти всегда собиралось мостовое пошлина. Бывало, местные феодалы умышленно портили дороги и мосты в своих владениях, чтобы с расшатанных телег падал груз. По тогдашним обычаям такой груз переходил в их собственность. Этот принцип отражен в народной поговорке: что с воза упало - то пропало. А иногда феодалы сами прибегали к разбойным нападениям.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

X в. Монах Ришер (Рихер) о состоянии средневековых мостов

В сумерках я едва разглядел городов, подъехал к нему, внимательно осмотрел и был подавлен новой неприятностью в пути. В мосту оказалось столько дыр, что в то время даже горожане вряд ли получили бы его, если бы имели насущные потребности. Мой неутомимый попутчик с Шартра, человек бывалый, опытный путешественник, поискав вокруг лодка и не найдя ни одного, вернулся к опасному мосту и, слава небу, все-таки провел по нему лошадей невредимыми. Подкладывая под ноги лошадям в местах пробелов то щит, то найденную где доску, то сгибаясь, то прямо, то медленно, а то бегом, он в конце концов успешно переправил меня с лошадьми.

Преграды на дорогах и медлительность сухопутного транспортировки делали особенно важным водный транспорт. В эпоху Средневековья такие реки, как Дунай и Рейн, составляли первостепенную линию связи и давали возможность перевозить товары и информацию гораздо быстрее, дешевле и надежнее, чем сухопутные средства. С XI в. начали прокладывать каналы, которые позволяли беспрепятственно передвигаться от одной реки к другой. Например, 1257 в Милане начал работу 50-километровый канал, строительство которого продолжалось более 80 лет. Реками, их притоками и искусственными каналами на плоскодонных барках и больших баржах перевозили объемные грузы. Баржи ходили под парусами, имели систему гребли, а при необходимости их тащили волоком. Для мелких речных переправ применяли и обычные лодки. Во время передвижения по рекам также приходилось платить пошлину.

Морской транспорт отличался от речного прежде всего своими масштабами. Морские суда двигались вдоль побережья, длительное плавание зимой считалось рискованным. В IX в. наиболее выносливыми были скандинавские суда с высокими бортами, приспособленные для дальних морских переходов. На их борту могло разместиться от 200 до 300 человек. Такие суда византийцы называли «карабия». Очевидно, отсюда и произошло слово «корабль».

За XIII-XV вв. происходят ощутимые сдвиги в судостроении. Первенство в этом деле вели немецкие и средиземноморские мастера корабельного дела. Они строили галеры, которые передвигались на веслах, иногда с помощью парусов, а также одно-, двух- и даже трехмачтовые корабли: галиота, коки, Карак. Такие суда имели емкость 500-600 тонн, на их борту могли разместиться более 1000 человек. Кроме того, появляются и совершенствуются приборы и приспособления, облегчающие мореплавание: руль, компас, морские карты. Возводятся также новые маяки. Отменяется так называемое береговое и вводится морское право, которое предполагает широкие возможности для мореплавателей. В частности, накладывается запрет на присвоение феодалами грузов с судов, разбившихся в их владениях.

Регулярного почтовой связи в период средневековья не было - письма и новости приносили послы, гонцы вообще случайные люди. Иногда важная информация приходила с большим опозданием. Например, известие о смерти немецкого императора Фридриха I Барбароссы поступила к его сыну Генриха через четыре или пять месяцев. В XIII в. из Византии в Европу было завезено специально подготовленных почтовых голубей. Препятствием для развития почтовой связи был и низкий уровень образованности общества того времени.

Люди раннего Средневековья имели диве однообразное наряд. В одежде знатного человека и крестьяне на не было больших различий. Почти не отличался мужская и женская одежда. Основу одежды составляли короткие штаны и нижнее льняная рубашка, которая достигала колен и перепоясувалася. Поверх нее надевали еще одну верхнюю рубашку, изготовленную из плотной ткани; она достигала чуть ниже пояса. У мужчин рукава верхней рубашки были длиннее и шире, чем у женщин. Все это наряд одевалось через голову, потому что пуговиц тогда еще не было. Состоятельные люди носили как верхнюю одежду еще и плащ простого покроя. Мужчины перебрасывали его через плечо, а женщины покрывали им плечи полностью. В конце раннего Средневековья начали одевать плащ с капюшоном. На ногах как у мужчин, так и у женщин были одинаковые остроносые ботинки, причем без различия на левый и правый.

Пулен - мужская обувь с длинными загнутыми вверх носками, которые иногда украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже маленькими зеркальцами.

Важным элементом одежды в эпоху раннего Средневековья был пояс, который, помимо прямого назначения, еще и заменял кармане. Дело в том, что в то время карманов как таковых не существовало. Все необходимое человек носил в мешочках и кошельках, привязанных к поясу. При необходимости в пояс зашивали монеты или письма.

В XII в. наблюдаются изменения в манере одеваться. Именно с этого времени появляются первые признаки моды, происходят относительно незначительные изменения в воображении человека о том, что стоит носить. В это время женщины начали носить юбки, а мужчины - длинные чулки, которые прикреплялись к поясу коротких штанов. К тому же фасоны одежды изменились благодаря появлению пуговиц.

Наблюдаются также различия между одеждой знати, горожан и крестьян, которые были связаны прежде всего с цветом.

Простонародье должен был носить черное, серое и коричневое платье, в то время как знать - красный, зеленый, синий. Одежда знати и горожан украшали орнаментальной вышивкой, кружевом и даже драгоценными камнями. Наряд стали изготавливать из хлопковых и шелковых тканей профессиональные ремесленники. Домотканые одежды остался только у крестьян.

В XIII в. вместо верхних рубашек стали носить приталенный шерстяную одежду, удачно подчеркивал фигуру, особенно у женщин. Другим новым элементом, в частности в богатых женщин, была безрукавка с пуговицами, украшенная вышивкой и окаймленная мехом. Самостоятельной деталью одежды становится капюшон отделился от плаща. Так появились первые головные уборы - шапки, колпаки, шляпы. Среди горожан особой популярностью береты. Состоятельные люди носили береты из дорогих тканей, украшенные мехом и драгоценными камнями.

Позднее Средневековье можно назвать карнавалом моды, ведь никогда раньше народы Западной Европы не одевались крюк прихотливо и ярко. Среди знати прослеживается стремление сделать талию как можно тоньше и у женщин, и у мужчин. Женщины пытались достичь своего идеала с помощью платья особого покроя и шнуровки. Женами не отставали и мужчины. В XIV в. мужские чулки трансформировались в штаны современного типа. Кроме того, почти каждый знатный человек начинает носить узкий короткий камзол, застегнутый на все пуговицы. Этаж камзолу и длинных за- вужених штанов одевалось еще наряд произвольного кроя с широкими рукавами или прорезями вместо них. Такой верхнюю одежду шили, как правило, из бархата.

Крестьяне носили преимущественно деревянную обувь. Грязными городскими улицами часто передвигались в патина - деревянных колодках с высокими каблуками. Другое обувь была преимущественно кожаная, без каблуков. С XII в. начали шить ботинки с вытянутыми носками. В XIV в. в Бургундии появляется особый вид обуви знатных мужчин - пулены. Моду на пулены ввели рыцари, чтобы подчеркнуть свою непричастность к физическому труду. Затем обувь стали удлинять и богатые бюргеры.

Членам королевской семьи разрешалось носить пулены длиной до 70 см, родовитым дворянам - до 60 см, простым рыцарям - до 45 см, горожанам - до 30 см, а простолюдинам - до 15 см. Длинные носки таких ботинок подвязывали к кругу или даже до пояса.

Знала эпоха Средневековья и рукавицы. их возникновения обусловили необходимость крестьянского быта. Но постепенно перчатки стали элементом роскоши и приобрели символическое значение: войти в рукавицах в церковь считалось непристойностью, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, воспринималось как оскорбление. Вручении рукавицы означало признание вассальной зависимости. Бросить ее первым кому-либо было способом выявления презрения и вызова соперника на поединок. Перчатки были неотъемлемым атрибутом соколиной охоты, когда птицы держали на руке Изготавливали рукавицы из оленьей, телячьей и овечьей кожи.

Не только женщины, но и мужчины носили разнообразные украшения: перстни, браслеты, бусы, цепочки, броши, расшитые шелком кошельки, золотистые и серебристые пуговицы и тому подобное. Представители знати много внимания уделяли своему телу. За бешеные деньги они покупали у торговцев с Востока косметику, бальзамы, ароматические масла, духи.

Тёмные века общение с автором проекта по вопросам рекламы, развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин «krug armour» даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у «басурман» куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: «Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору». Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр — 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

«Мугальские» то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные «шрамы», присутсвующие практически на всех поздних масках.

Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.


Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр — 22 см. Высота — 35 см. Вес — 3285 г.

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль.

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. — втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – «Аллах Мухамед» является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: «Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца».

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.

Шлем «шапка ерихонская» Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому

Карабела (польск. Karabela) - польская военная сабля, с широким кривым клинком с обоюдоострой елманью , лезвие на выгнутой стороне. Рукоять сабли снабжена крестовиной с перекрестьем, поэтому данная сабля мало отличается от турецкого Килиджа. Главной отличительной чертой является кончик черенка в форме орлиной головы, также у многих карабел на рукояти присутствует кольцо (палюх) для большого пальца.

Параметры: длина клинка 83 см; длина рукояти 10 см; ширина крестовины варьируется от 7 до 20 см. Вес 1200-1600 грамм.

в начало

Корделач (нем. Kordalätsch) - большая, часто двуручная сабля. Специфическое оружие «Марковых братьев». Один из первых профессиональных союзов «мастеров меча». Был основан в Нюрнберге: «Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка», или, сокращенно, «Марковы братья». 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, «Марковы братья» получили право именоваться «мастерами меча». Вскоре «Марковы братья» переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. На некоторое время, этот союз занял монопольное положение. Сам Корделач от Крейгмессера отличается гардой с несколько усиленной защитой кисти, часто их путают.

в начало

Кракемарт (фр. Craguemarts) - короткая, тяжелая сабля с обоюдоострым клинком. Была распространена у французских и английских моряков в XV в.

в начало

Кабаний меч (от немецкого Schweinschwert, Jagdschwert, франц. Epee de chasse переводится как меч истребитель) - холодное охотничье оружие с прямым длинным до 90 см клинком, клинок приблизительно на три четверти длины имеет вид стержня, затем резко расширяется, превращаясь в полосу, и заканчивается острием.. Рукоять кабаньего меча сходна с рукоятью кавалерийских мечей. Очень часто поперек клинка вставляли железный рог, загнутый концами к острию, чтобы препятствовать слишком глубокому проникновению клинка в тушу зверя. Такого рода мечи изготовлялись вплоть до середины 16 века в Германии и Испании.

Stradan, "Venationes", Охота на диких кабановОсновное оружие охоты – копьё. Охотник с лева колет кабана мечом взявшись за клинок через тряпочку. Декабрьская охота Максисмилиана. Худ Ван Орли, 1521-1532 г. Лувр. Кроме охотничьего меча вызывает интерес гамбезон у собаки. Охота без копий не обходится.
в начало

Катсбалгер (кацбалгер) он же Ландскнета (нем. Katzbalger и Landsknechtsschwert англ. Mercenary sword и Landesknecht sword) - короткий прочный тяжелый одноручный меч, который ассоциируют с немецкими высококлассными наемниками - ландскнехтами. Отличительной особенностью является S-образная крестовина и навершие состоящее из двух (иногда трех) долей похожее на цифру 8, которые делают одноручную рукоять очены удобной. Длина клинка 50-70 см, ширина у пятки ок. 5 см к острию незначительно сужается, само это острие явно не выражено и почти закруглено. Вес 1-1,5 кг. Такая вариация объяснима - толстый массивный клинок должен был компенсировать низкое качество металла и плохую закалку. Известны и очень дорогие изящные и острые образцы этого меча. Но не каждый меч с S образной крестовиной является Катсбалгером,

Название меча переводится как "кошкодер", это объясняют с одной стороны жестоким и кровожадным характером их владельцев, с другой стороны яростным характером рубки в ближнем бою, которая напоминает драки котов...

Применялся с конца 15 века до конца 16 века. Носился в деревянных покрытых кожей ножнах, в которых были часто были карманчики для ложки, вилки и других принадлежностей. Некоторые носили этот меч без ножен, по бедности одетыми на кольцо (у бедных воинов меч туповат). С исчезновением ландскнехтов и сам меч вышел из употребления, пехотинцы стали носить шпаги и рапиры.

Три меча ландскнехтов, но средний не может считаться катсбалгером. German Historic Museum (DHM) Berlin Катсбалгер с дополнительными дужками закрывающими руку, не совсем типичный, но все-же хороший экземпляр середина 16 века. Дрезденский исторический музей. Гравюра Ганса Буккхеймера (Hans Burgkmair), изображающая доппельсодера, то ест солдата получающего двойное жалование, среди ландскнехтов Максимилиана I. Doppelsöldner Maximilians ~1516г.
в начало

Курцшверт (нем. Kurzschwert) – так называют короткий широкий меч, общая длина которого 40-60 см. Но к ним причисляют и мечи и в 80 см. длиной, от того что у них широкий клинок. Определенного периода использования нет. Время от времени использовался на протяжении всего средневковья, большинство артефактов относится к концу 15 и на 16 век. По типологии Э. Окешота к ним можно множество экземпляров мечей типов: XIV , XVIII , XXI , XXII . А также Катсбалгеры и крупные экземпляры Чикведеа.


Правый меч кажется коротким из-за диспропорции, но на самом деле их длина 80 см. Датированы ок. 1250 г. Musee de L"Armee. Париж инв. j.5 и j.P.2239 Широкий меч итальянского производства 16 век. Крестовина представляет дугу, сваренную из двух половин. Линзовидный в сечении обоюдоострый клинок с двумя короткими долами у пятки, на клинок нанесены причудливые узоры. Рукоять костяная, склеена после растрескивания.
Длина клинка 65,3 см, ширина у пятки 6,9 см. Общая длина: 78,7 см Вес: 985 г
Тренировочные шпаги, а между ними Курцшверт. Шпаги середины 17 века, а курцшверт конца 17 века.
в начало

Лангсакс (langseax, то есть "длинный сакс") - меч с однолезвийным клинком в эпоху викингов. Общая длина: 70-90 см. 900-1000 грамм. У многих образцов сохранились рукояти характерные для обычных мечей викингов. Но тем не менее рукояти характерные для обычных Саксов также присутствуют. Редко но встречаются образцы со слегка загнутыми внутрь клинком, для усиления рубящего эффекта. Примерно четверть ископаемых мечей викингов однолезвийные.

в начало

Меч (нем. Schwert; англ. Sword; франц. Épée; испан. Espada; итал. Spada) - вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком (нем. Klinge; англ. Blade), остроконечным или закругленным у острия, длинной более 60 см, весом не менее 600 грамм, предназначенным в основном для рубящего удара, но не исключает и колющие. Обычный вес одноручного меча с клинком около 80 см и черенком рукояти 12 см составляет 1100 грамм. При этом ширина клинка у пятки 4-7 см, сужается до 2-4 см, толщина клинка у пятки примерно пол сантиметра, у острия четверть сантиметра. Для удобства в применении и некоторой защиты кисти руки рукоять меча снабжена гардой. Клинок меча снабжен углублениями-долами для облегчения. Меч принято носить в ножнах, сделанных из дерева покрытых кожей или дорогой тканью, украшенных и укрепленных металлическими накладками. Ножны крепились в большинстве случаев перевязью к поясу.

В настоящее время согласно европейской классификации:

Короткий меч (chort sword) понимается меч длиной до 60 см (2 фута), small sword - это шпага;

Длинным (long sword) - от 60 до 115 см (2-3,5 фута);

Полутораручный (Greatsword) - 115-145 см (3,5-4,5 фута);

Двуручный (two handed sword) - больше 5 футов, то есть 152 см.

Для сравнения – полутораручный меч 1440 г. найденый в Темзе около Лондона (london Museum) и одноручный меч Генриха V 1420 г. из Вестминстерского аббатства.

в начало

Меч с корзинчатой гардой (англ. Basket-hilted sword нем. Korbschwert) - под этим термином подразумевают мечи возникшие во второй половине 16 века вытеснившие или изменившие прочие образцы клинкового оружия. Их отличительные особенности: полная длина ок. 90 см, длина клинка ок. 75 см, ширина у основания клинка ок. 4 см, незначительно сужаются к острию. Эти мечи имеют различный вес - от 1,3-2,3 кг. И естественно, одноручная рукоять с крестовиной, щитками и дужками закрывающими кисть руки металлической корзинкой. Являются близкими родственниками шпаг и палашей. Носятся в ножнах на перевязи или портупее. К концу 16 века сформировались четыре основных типа таких мечей: Корзинчатый клеймор, Скьявона, Траурный меч, Валлонская шпага, которые доминировали весь 17 век.

Меч с корзинчатой гардой, ок. 1570, из бывшей Visser Collection.
в начало

Мечи Меровингов – семейство мечей, которые применялись с 5 по 9 век различными германскими народами. Полная длина около 80 сантиметров, при этом клинок имеет длину около 65 сантиметров и ширину 5-6 см. Клинок прямой, ранние образцы без долов, но с выраженным острием, в поздних образцах с 7 века появляется широкий и на весь клинок дол и округляется острие. Рукоять с одноручным ухватом и едва выраженной крестовиной и массивным навершием.

По преданию династия Меровингов восходит к великому воину Меровею, рожденному от женщины и морского чудовища. Но внук Меровея, Хлодвиг I в конце 5-го века приняв христианство объявил Меровингов потомками Ноя.

меч Меровингов, современная реконструкция
в начало

Малкус или малхус (итал. malchus) - так иногда называют Фальчион с сильным скосом обуха, скос необходим был для придания этому мечу колющего свойства. Интересно происхождение этого названия. А происходит оно от имени Малкуса - персонажа Нового Завета, раба первосвященника, участвовавшего в аресте Иисуса Христа в Гефсиманском саду. О рабе первосвященника и отсечении ему уха апостолом Петром, сообщают все евангелисты, но только Иоанн Богослов называет его по имени Малх (по латыни Malchus). Об исцелении раба сообщает только Лука. Этот эпизод изображали средневековые художники и часто (но не всегда) вкладывали в руку Петра фальчион со скошенным обухом.

Деталь картины "Арест Христа", 1520 год, Бургундия. Хранится в Musée des Beaux-Arts в Дижоне, Франция. Один из витражей в Королевском колледже в Кембридже. Верхняя деталь алтаря церкви Девы Марии в Кракове. 1477-89 годы. Здесь у св. Петра фальчион без скоса, обух просто на четверть заточен. Интерес взывает сабля у Малкуса.
в начало

Мизерикорд (франц. misericorde – нож милосердия) - так называют кинжал с узким ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов. Известен в Западной Европе с 13 века, и на самом деле не является каким бы то ни было особым видом кинжалов. Для пробивания готических доспехов подходят лучше всего кинжалы типа Рондель и чуть меньше Баллок.

в начало

Полутораручный меч (англ. Greatsword, Longsword или Bastard, нем. Langschwert или Anderthalbhänder, франц. L"épée batarde) – главной отличительной особенностью данного типа мечей является длинный черенок рукоятки 15-25 см, для двух рук. И клинок – длиной 80-110 см. Ширина клинка 4,1-3,1 – сужается к острию. Вес 1,2 - 2,4 кг (большинство 1,5 кг.). Появился в связи с необходимость увеличить боевые качества меча, которая привела к удлинению и утяжелению клинка. Период наибольшего распространения – примерно 1350 до 1550 (но самый ранний и поздний период использования в 13-м и 17-м веках). Ножны на перевязи обязательны. В англоязычной литературе часто встречается название Бастард (незаконнорожденный), которое говорит о том что многие мечи трудно определить полутораручные они или двуручные.

Длинным клинком легко нанести более серьезную рану, особенно если рубить с коня. Длинные мечи используются для рубящего, режущего и колющего удара. Для более конкретных целей применения полуторных мечей приходится менять их форму. Все части меча используются для наступательных целей, в том числе навершие и крестовина. Навершие, находящиеся на значительном расстоянии от пятки клинка, лучше уравновешивает меч – поэтому фехтование даже одной рукой не представляет ни каких трудностей.

Приблизительные параметры: общая длина 105-120 см. Вес дуэльных около 700 грамм. Боевых 1000-1300 грамм. А Меч Паппенхеймер и 1,5 кг.

Прекрасная южногерманская Рапира (в оригинале Korbdegen) 1550 год., продавалась на Schloss Braunfels, Northern Germany.
Рапира и кинжал 1620 г. принадлежали Гаспаро Мола. Ценен еще тем что сохранился поясной набор. Musee de L`Armee. Париж. Инв. j.129.
в начало

Нож (англ. Knife, нем. Messer, итал. Coltello или Cordello, франц. Сouteau, испан. Сuchillo) - режущий инструмент с коротким, чаще однолезвийным клинком. Как правило, рукоять ножа вообще не имеет гарды или она же представляет собой простой короткий ограничитель.

Боевой нож (совр. англ. combat knife, нем. hiebmesser) собирательное название для многочисленных разновидностей клинкового оружия. Под этим оружием часто подразумевается крестьянский боевой нож (по нем. Hauswehre), который переводится как "защитник жилища", от обычного его отличают приличный размер (под 40 см) и наличие хотя бы небольшого ограничителя.




Крестьянский боевой нож. Общая длина: 37,3 см, вес: 260 г. Длина клинка 26,3 см, ширина у пятки - 3,6 см. Был замечен на аукционе Galerie Fischer, Люцерн, 25.11.1959, № 161. Боевой нож Викингов, так назваемый Скрамасакс. Это реплика одной из находок в Бирке на о. Готланд. Накладки на ножнах и кольца позволяют сделать предположение о том что это военное оружие. Большой нож из Южной Германии, по Амвросий Klingenätzung Gemlich, Мюнхен, 1532. German Historic Museum (DHM). Берлин.
в начало

Тесак (нем. Weidmesser; англ. Backsword ну и в конечно tesak, tuseckn, thuseckn) - нож особо крупных размеров, часто инструмент чем рубяще-колющее холодное оружие. Клинок тесака мог быть как прямым, так и искривлённым, обоюдоострым или однолезвийным. Длина его составляла около 60 см, а ширина 4-6 см. Вес 400-500 грам. С 17 века становится табельным оружием абордажных и артиллерийских команд, но на самом деле такое оружие применялось с древних времен. Название Backsword употребляется чаще для определения однолезвийного меча или Палаша.

Большой немецкий боевой нож. Сохранились остатки деревянной рукоятки с заклепками. Длина 31,5 см. Большой охотничий нож 15 века. Очевидно что хранился в богатой дворянской семье где умели хранить реликвии.
Такие себе "средневековые тактические боевые ножи" у араблетчика в ножнах для его тесака предусмотрены карманы для запасных болтов. 1437 год - Wurzach altar (Hans Multsher), Gemaldegalerie, Берлин, Германия. картина полностью
Один из примеров практичного применения ножен ножа. Ножны с карманами, где можно держать шило, вилку, и кухонный нож.

Фэнтези-авторы нередко обходят стороной возможности «дымного порошка», предпочитая ему старые добрые меч и магию. И это странно, ведь примитивные огнестрельные орудия - не только естественный, но и необходимый элемент средневекового антуража. Воины с «огненной стрельбой» отнюдь не случайно появились именно в рыцарских армиях. Распространение тяжелых лат закономерно повлекло за собой и повышение интереса к оружию, способному пробивать их.

Древние «огни»

Сера. Распространенный компонент заклинаний и составная часть пороха

Секрет пороха (если, конечно, здесь можно говорить о секрете) заключается в особых свойствах селитры. А именно - в способности этого вещества при нагревании выделять кислород. Если селитру смешать с каким-либо горючим и поджечь, начнется «цепная реакция». Выделяемый селитрой кислород увеличит интенсивность горения, и чем сильнее разгорится пламя, тем больше кислорода будет выделяться.

Использовать селитру для повышения эффективности зажигательных смесей люди научились еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Вот только найти ее было совсем непросто. В странах с жарким и очень влажным климатом белые, похожие на снег кристаллики иногда можно было обнаружить на месте старых кострищ. Но в Европе селитра встречалась лишь в смрадных тоннелях канализации или в населенных летучими мышами пещерах.

Прежде чем порох стал применяться для взрывов и метания ядер и пуль, составы на основе селитры долгое время служили для изготовления зажигательных снарядов и огнеметов. Так, например, легендарный «греческий огонь» представлял собой смесь селитры с нефтью, серой и канифолью. Загорающаяся при низкой температуре сера добавлялась для облегчения воспламенения состава. Канифоль же требовалась для загущения «коктейля», чтобы заряд не вытекал из трубы огнемета.

«Греческий огонь» действительно нельзя было погасить. Ведь растворенная в кипящей нефти селитра продолжала выделять кислород и поддерживать горение даже под водой.

Для того, чтобы порох стал взрывчатым веществом, селитра должна составлять 60% его массы. В «греческом огне» ее было вдвое меньше. Но и такого количества было достаточно, чтобы сделать процесс сгорания нефти необычайно бурным.

Византийцы не были изобретателями «греческого огня», а заимствовали его у арабов еще в 7 веке. В Азии приобретали и необходимые для его производства селитру и нефть. Если же принять во внимание, что сами арабы именовали селитру «китайской солью», а ракеты - «китайскими стрелами», догадаться, откуда к ним пришла эта технология, не составит труда.

Распространение пороха

Указать место и время первого применения селитры для зажигательных составов, фейерверков и ракет очень трудно. Но честь изобретения пушек определенно принадлежит китайцам. О способности пороха выбрасывать снаряды из металлических стволов сообщают китайские летописи 7 века. К 7 веку относится и открытие способа «выращивания» селитры в специальных ямах или валах из земли и навоза. Эта технология сделала возможным регулярно применять огнеметы и ракеты, а затем и огнестрельное оружие.

Дуло Дарданелльской пушки - из аналогичной турки расстреляли стены Константинополя

В начале 13 века, после захвата Константинополя, в руки крестоносцев попал рецепт «греческого огня». К середине 13 века относятся и первые описания европейскими учеными «настоящего», взрывающегося пороха. Арабам же применение пороха для метания камней стало известно не позже 11 века.

В «классическом» варианте черный порох включал в себя 60% селитры и по 20% серы и древесного угля. Древесный уголь с успехом мог быть заменен молотым бурым углем (бурый порох), ватой или сушеными опилками (белый порох). Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков.

Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда. Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля. При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку.

Изобретатель пороха

Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел

В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!

Бертольд Шварц (которого, кстати, звали Бертольд Нигер) конечно же, ничего не изобретал. «Классический» состав пороха стал известен европейцам еще до его рождения. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе.

Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России. Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

Огнестрельные трубы

Первое изображение европейской пушки, 1326 год

Простейшее ручное огнестрельное оружие - ручница - появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий. Китайцы называли такое оружие пао, мавры - модфа или караб (отсюда пошло «карабин»), а европейцы - ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина.

Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля. В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями.

Шведская ручная пушка 14 века

Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» - пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах. Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох.

Голландские ручные кулеврины 15 века

Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть.

Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы.

Французский стрелок 15 века

Рыцарский конь не боялся огня. Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно.

А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века.

Аркебуза

В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам. Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха. Этот порох при соприкосновении с огнем вспыхивал мгновенно, и всего через долю секунды раскаленные газы воспламеняли заряд и в стволе. Ружье стало срабатывать быстро и надежно, а главное, появилась возможность механизировать процесс опускания фитиля. Во второй половине 15 века огнестрельные трубы приобрели заимствованные у арбалета замок и приклад.

Японская кремневая аркебуза, 16 век

Одновременно совершенствовались и технологии металлообработки. Стволы теперь уже изготавливались только из самого чистого и мягкого железа. Это позволяло свести к минимуму вероятность разрыва при выстреле. С другой стороны, освоение техники глубокого сверления позволило делать ружейные стволы легче и длиннее.

Так появилась аркебуза - оружие калибром 13–18 миллиметров, весом 3–4 килограмма и длиной ствола 50–70 сантиметров. Обычная 16-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Отрывать людям головы такие пули уже не могли, зато с 30 метров дырявили стальные доспехи.

Точность стрельбы возросла, но все еще оставалась недостаточной. В человека аркебузир попадал лишь с 20–25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров, превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики сохраняли легкие ружья до середины 19 века - менялся только замок. Да и в наше время стрельба пулей из гладкоствольных ружей эффективна не далее чем на 50 метрах.

Даже современные пули для гладкоствольных ружей конструируются в расчете не на точность, а на силу попадания.

Аркебузир, 1585 год

Заряжение аркебузы представляло собой довольно-таки сложную процедуру. Для начала стрелок отсоединял тлеющий фитиль и убирал его в прикрепленный к поясу или шляпе металлический футляр с прорезями для доступа воздуха. Затем откупоривал одну из нескольких имевшихся у него деревянных или жестяных гильз - «зарядцев», или «газырей» - и высыпал из нее в ствол заранее отмеренное количество пороха. Затем прибивал шомполом порох к казне и запихивал в ствол предотвращающий высыпание пороха войлочный пыж. Затем - пулю и еще один пыж, на этот раз для удержания пули. Наконец, из рожка или из еще одного зарядца стрелок насыпал немного пороха на полку, захлопывал крышечку полки и снова крепил фитиль в губки курка. На все про все у опытного воина уходило около 2 минут.

Во второй половине 15 века аркебузиры заняли прочное место в европейских армиях и стали быстро теснить конкурентов - лучников и арбалетчиков. Но как это могло случиться? Ведь боевые качества ружей по-прежнему оставляли желать лучшего. Состязания между аркебузирами и арбалетчиками приводили к ошеломляющему результату - формально ружья оказывались хуже во всех отношениях! Пробивная сила болта и пули была примерно равной, но арбалетчик стрелял в 4–8 раз чаще и при этом не давал промаха по ростовой мишени даже со 150 метров!

Женевские аркебузиры, реконструкция

Проблема арбалета заключалась в том, что его преимущества не имели практической ценности. Болты и стрелы летели «мухе в глаз» на состязаниях, когда мишень была неподвижна, а расстояние до нее известно заранее. В реальной же ситуации аркебузир, которому не приходилось учитывать ветер, движение цели и расстояние до нее, имел лучшие шансы попасть. К тому же пули не имели привычки застревать в щитах и соскальзывать с доспехов, от них нельзя было уклониться. Не имела большого практического значения и скорострельность: по атакующей кавалерии и аркебузир, и арбалетчик успевали выстрелить только раз.

Распространение аркебуз сдерживала только их высокая по тому времени стоимость. Даже в 1537 году гетман Тарновский жаловался, что «в польском войске аркебуз мало, одни только подлые ручницы». Казаки же пользовались луками и самопалами до середины 17 века.

Жемчужный порох

Носившиеся на груди воинами Кавказа газыри постепенно стали элементом национального костюма

В средние века порох приготовлялся в виде пудры, или «мякоти». При заряжении оружия «мякоть» прилипала к внутренней поверхности ствола и ее приходилось долго прибивать шомполом к запалу. В 15 веке для ускорения заряжения пушек из пороховой мякоти стали лепить комки или небольшие «блинчики». А в начале 16 века был изобретен «жемчужный» порох, состоящий из маленьких твердых зерен.

Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, зернение позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха - в 20 раз. Порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года портился необратимо.

Тем не менее, из-за дороговизны «жемчужного» пороха мякоть нередко продолжала применяться для заряжения ружей вплоть до середины 17 века. Казаки же использовали самодельный порох и в 18 веке.

Мушкет

Вопреки бытующему мнению, рыцари вовсе не считали огнестрельное оружие «нерыцарским».

Достаточно распространено заблуждение, согласно которому появление огнестрельного оружия положило конец романтической «рыцарской эпохе». На самом деле, вооружение 5–10% воинов аркебузами не повлекло заметного изменения тактики европейских армий. В начале 16 века луки, арбалеты, дротики и пращи использовались по-прежнему широко. Тяжелые рыцарские латы продолжали совершенствоваться, а главным средством противодействия кавалерии оставалась пика. Средневековье продолжалось как ни в чем не бывало.

Романтическая эпоха средневековья окончилась только в 1525 году, когда в битве при Павии испанцы впервые применили фитильные ружья нового типа - мушкеты.

Битва при Павии: музейная панорама

Чем мушкет отличался от аркебузы? Размером! При весе 7–9 килограммов мушкет имел калибр 22–23 миллиметра и ствол длиной около полутора метров. Только в Испании - самой технически развитой стране Европы того времени - могли изготовить прочный и сравнительно легкий ствол такой длины и калибра.

Естественно, из настолько громоздкого и массивного ружья стрелять можно было только с подпорки, и обслуживать его приходилось вдвоем. Зато пуля весом 50–60 граммов вылетала из мушкета со скоростью свыше 500 метров в секунду. Бронированную лошадь она не только убивала, но и останавливала. Мушкет бил с такой силой, что стрелок должен был носить кирасу или кожаную подушку на плечо, чтобы отдача не расколола ему ключицу.

Мушкет: убийца Средневековья. 16 век

Длинный ствол обеспечивал мушкету относительно хорошую для гладкого ружья точность. В человека мушкетер попадал уже не с 20–25, а с 30–35 метров. Но намного большее значение имело увеличение эффективной дальности залповой стрельбы до 200–240 метров. На всем этом расстоянии пули сохраняли способность поражать рыцарских лошадей и пробивать железные доспехи пикинеров.

Мушкет объединил в себе возможности аркебузы и пики, и стал первым в истории оружием, дающим стрелку возможность отразить натиск кавалерии на открытой местности. Мушкетерам не приходилось убегать от конницы за баталию, потому, в отличие от аркебузиров, они широко использовали доспехи.

Из-за большого веса оружия мушкетеры, как и арбалетчики, предпочитали передвигаться конными

На протяжении всего 16 века мушкетеров в европейских армиях оставалось немного. Мушкетерские роты (отряды по 100–200 человек) считались элитой пехоты и формировались из дворян. Отчасти это было связано с дороговизной вооружения (как правило, в экипировку мушкетера входила и верховая лошадь). Но еще большее значение имели высокие требования к стойкости. Когда кавалерия устремлялась в атаку, мушкетеры должны были отбить ее или погибнуть.

Пищаль

Стрельцы

По своему назначению пищаль русских стрельцов соответствовала испанскому мушкету. Но наметившееся в 15 веке техническое отставание Руси не могло не сказаться и на боевых свойствах ружей. Даже чистое - «белое» - железо для изготовления стволов в начале 16 века все еще приходилось завозить «из немец»!

В результате при том же, что и у мушкета, весе пищаль была значительно короче и имела в 2–3 раза меньшую мощность. Что, впрочем, не имело практического значения, учитывая, что и восточные лошади были значительно мельче европейских. Удовлетворительной была и точность оружия: с 50 метров стрелец не давал промаха по двухметровой высоты забору.

Кроме стрелецких пищалей, в Московии производились и легкие «завесные» (имеющие ремень для переноски за спиной) ружья, бывшие в ходу у конных («стремянных») стрельцов и казаков. По своим характеристикам «завесные пищали» соответствовали европейским аркебузам.

Пистоль

Тлеющие фитили, конечно же, доставляли стрелкам массу неудобств. Тем не менее, простота и надежность фитильного замка заставляла пехоту мириться с его недостатками вплоть до конца 17 века. Другое дело - кавалерия. Всаднику требовалось оружие удобное, постоянно готовое к выстрелу и пригодное для удержания одной рукой.

Колесцовый замок в чертежах Да Винчи

Первые попытки создать замок, в котором огонь извлекался бы с помощью железного огнива и «кремня» (то есть куска серного колчедана или пирита) были предприняты еще в 15 веке. Со второй половины 15 столетия известны «терочные замки», представлявшие собой обычные хозяйственные огнива, установленные над полкой. Одной рукой стрелок наводил оружие, а второй ударял напильником по кремню. Ввиду очевидной непрактичности распространения терочные замки не получили.

Намного большую популярность в Европе приобрел появившийся на рубеже 15–16 веков колесцовый замок, схема которого сохранилась в рукописях Леонардо да Винчи. Рубчатому огниву была придана форма шестеренки. Пружина механизма взводилась прилагаемым к замку ключиком. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться, высекая искры из кремня.

Немецкий колесцовый пистоль, 16 век

Колесцовый замок очень напоминал устройство часов и не уступал часам в сложности. Капризный механизм был очень чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня. Через 20–30 выстрелов он отказывал. Разобрать же его и почистить стрелок собственными силами не мог.

Поскольку достоинства колесцового замка представляли наибольшую ценность для кавалерии, оснащенное им оружие изготавливали удобным для всадника - одноручным. Начиная с 30-х годов 16 века в Европе на смену рыцарским копьям приходят укороченные и лишенные приклада колесцовые аркебузы. Так как изготовлять такое оружие начали в итальянском городе Пистоль, именовать одноручные аркебузы стали пистолями. Впрочем, к концу столетия пистоли производили и на Московском оружейном дворе.

Европейские военные пистолеты 16–17 веков представляли собой весьма громоздкие конструкции. Ствол имел калибр 14–16 миллиметров и длину не меньше 30 сантиметров. Общая же длина пистолета превышала полметра, а вес мог достигать 2 килограммов. Тем не менее, били пистоли очень неточно и слабо. Дальность прицельного выстрела не превышала нескольких метров, и даже выпущенные в упор пули отскакивали от кирас и шлемов.

В 16 веке пистолеты часто объединялись с холодным оружием, - навершием палицы («яблоком») или даже лезвием топора

Кроме больших габаритов, для пистолей раннего периода были характерны богатство отделки и причудливость конструкции. Пистолеты 16 - начала 17 века нередко делались многоствольными. В том числе и с вращающимся, как у револьвера, блоком из 3–4 стволов! Все это было очень интересно, очень прогрессивно… И на практике, конечно же, не работало.

Сам по себе колесцовый замок стоил таких денег, что отделка пистолета золотом и жемчугами существенным образом на его цену уже не влияла. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение.

Азиатские пистолеты отличались особым изяществом и высоко ценились в Европе

* * *

Появление огнестрельного оружия стало переломным моментом в истории военного искусства. Впервые человек стал использовать для нанесения урона противнику не мускульную силу, а энергию сгорания пороха. И эта энергия по меркам средних веков была ошеломляющей. Шумные и неуклюжие хлопушки, не способные ныне вызвать ничего, кроме смеха, несколько веков назад внушали людям большое почтение.

Начиная с 16 века, развитие огнестрельного оружия стало определять тактику морских и сухопутных сражений. Баланс между ближним и дистанционным боем стал смещаться в пользу последнего. Значение защитного снаряжения стало падать, а роль полевых укреплений - возрастать. Эти тенденции сохраняются до нашего времени. Оружие же, использующее химическую энергию для выбрасывания снаряда, продолжает совершенствоваться. По всей видимости, оно будет сохранять свои позиции еще очень долго.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!