Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Огнемётные танки против рабочего ополчения. Наследники огнедышащих драконов: огнемётные танки ркка

Советский огнеметный танк ОТ-26. Боевая масса - 9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Можно сказать, что огнемет почти ровесник танка: он начал использоваться в боях всего лишь за год до того, как танки получили боевое крещение. Заметим: впервые примененные немцами в массовом количестве 30 июля 1915 года против англичан, они достигли, пожалуй, большего морального эффекта, чем "броненосцы". Дело в том, что огнемет оказался весьма полезным в окопной войне при поражении дзотов, укрытий и т. д. А так как он не был громоздким оружием, то, как и следовало ожидать, его впоследствии установили и на танках. Но произошло это, впрочем, не так скоро - в 1933 году. Тогда в нашей стране на базе танка Т-26 был построен огнеметный танк ОТ-26.

В бою такие машины, или, как их называли, танкетки (CV3/33), первыми применили итальянцы в 1936 году во время захватнической войны против Эфиопии.

Широко использовались огнеметные танки (обозначим их сокращенно ОТ) и во второй мировой войне. Помимо РККА, аналогичные машины состояли на вооружении американской, английской, немецкой и итальянской армий.

Огнемет может быть основным или вспомогательным вооружением танка. В первом случае все оборудование (а это брандспойт, резервуары с огнесмесью, баллоны со сжатым воздухом, система зажигания смеси и т. д.) устанавливается в машине вместо пушки или же ее заменяют на артсистему меньшего калибра. Кроме того, уменьшается и боекомплект. Из огнемета, установленного в башне танка, можно вести круговой обстрел. Таким был наш ОТ-26, у которого ради размещения резервуара с огнесмесью сняли одну башню. Вспомним, что в 1931 году двухбашенными были наш Т-26, немецкий Т-III огнеметный и итальянские CV3/33 и CV3/35. Но они оказались малоэффективными в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия его несколько десятков метров), и поэтому он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Такие машины требовали поддержки линейных (обычных) танков. Во втором случае ОТ, имевшие основное вооружение, применялись в тех же условиях, что и линейные. Но тогда огнемет, вынужденно установленный не в башне, а в лобовом листе или на крыше корпуса, не обладал возможностью вести круговой обстрел. Да и запас огнесмеси был невелик. Англичане и итальянцы попытались исправить положение, поместив резервуар со смесью в специальном бронированном прицепе. Таким появился на свет танк "Черчилль-крокодил" (1942 г.). Безусловно, выигрыш у конструкции был: уменьшилась пожароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость машины, да и огнеметная система усложнилась.

В 30-е годы у нас, помимо ОТ-26, построили огнеметный танк ОТ-130 на базе однобашенного Т-26. Вместо пушки на нем устанавливался огнемет. Обе машины сохранили спаренный пулемет, а также имели аппаратуру для создания дымовых завес. Оснащались ОТ-26 и ОТ-130 огнеметами пневматического действия, так как горючая жидкость выталкивалась через брандспойт сжатым воздухом под давлением 25 (у ОТ-26) или 35 (у ОТ-130) атмосфер. Дальность выброса жидкости достигала 50 м, количество огнесмеси (мазут + керосин) - 360 л, которая быстро расходовалась за 40 односекундных выстрелов (ОТ-130).

Огнеметные танки на базе Т-26 отлично действовали в боях на озере Хасан (1938 г.). и год спустя на реке Халхин-Гол. Во время войны на Карельском перешейке 1939-1940 годов в операциях участвовали несколько батальонов и отдельных рот ОТ. В 1941 году наши конструкторы создали автоматический пороховой огнемет АТО-41. В нем использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы при подрыве заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь. Метание "горючей жидкости" можно было вести одиночными выстрелами или очередями по 4-5 выстрелов благодаря наличию механизма автоматической перезарядки смеси с помощью сжатого воздуха. В 1942 году на вооружение поступила улучшенная модель огнемета АТО-42 с увеличенной вдвое скорострельностью. Дальность выстрелов обоих огнеметов стандартной смесью 60-70, а вязкой - до 100 м. Таких огнеметов не имела ни одна армия в мире. АТО-41 устанавливался вместо лобового пулемета в Т-34 (получившем обозначение Т-034), а АТО-42 -в Т-34-85 (машина Т-034-75).

В 1942 году у нас выпускался и огнеметный тяжелый танк КВ-8 с АТО-41 в башне, но за счет установки вместо 76-мм 45-мм пушки. Запас огнесмеси составлял для Т-034 100 л, Т-034-85 - 200, а для КВ-8 - 570 л. Эти машины в составе огнеметных танковых батальонов применялись в РККА до конца войны. При наступлении они шли за линейными танками, а при подходе к объекту для атаки (укреплениям, домам и т. п.) выдвигались вперед.

В Великобритании, помимо уже упомянутого "Черчилля-крокодила", (на базе "Черчилль VII") появился и огнеметный бронетранспортер "Оса". Обе машины в небольших количествах поставлялись в СССР. На них стояли огнеметы пневматического действия (работавшие на сжатом азоте). Дальность метания вязкой смесью - 135-150 м. Запас огнесмеси "Крокодила" - 1800 л, которое можно было выбросить за 60 выстрелов. В случае необходимости бронеприцеп "Черчилля" отделялся благодаря подрыву заряда в механизме расцепки. "Крокодил" состоял на вооружении английской армии после войны и принимал участие в империалистической войне против корейского народа.

Американские пневматические огнеметы (сохраняя основное вооружение) устанавливали на танках М3А1, М5А1, М4А2 и на плавающих машинах LVT(А)1 и LVT(А)2. Вязкая смесь выбрасывалась на расстояние 90 м. После войны в американскую армию поступил танк М67, созданный на базе среднего танка М48. Огнемет вместо пушки устанавливался в башне машины. Дальность действия оружия составляла 190, а специальной огнесмесью даже 270 м.

Немцы впервые применили огнеметные танки в июне 1941 года на советском фронте. Эти машины, созданные на базе легкого танка Т-II модификаций D и E, имели малые башни с пулеметом. Два огнеметных брандспойта устанавливались на передних углах корпуса. Запас горючей смеси (каменноугольная смола) составлял 320 л, дальность метания - 40 м. Из-за слабого бронирования эти машины несли большие потери и вскоре были сняты с вооружения.

В 1943 году заводы выпустили 100 ОТ на базе среднего танка Т-III модификации М. У этой машины огнемет установлен в башне вместо 50-мм пушки. Запас смеси равнялся 1000 л. Машина сохранила два пулемета и получила шесть мортирок для стрельбы дымовыми патронами.

Итальянцы выпускали два типа огнеметных машин на базе танкеток CV3/33 и CV3/35, применявшиеся в боях в Северной Африке в 1940-1941 годах и на советско-германском фронте в 1942 году. Огнемет пневматического действия ставился на них вместо пулемета. Баки размещались либо на самой машине, либо в колесном прицепе. Дальность метания до 60 м.

Как мы видим, огнемет стал использоваться в качестве оружия танка. После войны эта идея получила дальнейшее развитие.

Рис. 64. Итальянская огнеметная танкетка. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 13 мм, борт - 8 мм. Двигатель - "Фиат", 40 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Рис. 65. Английский тяжелый огнеметный танк "Черчилль-крокодил" ("Черчилль VII"). Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 70-мм пушка, два 7,92-мм пулемета, один 7,7-мм зенитный пулемет, один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 152 мм, борт - 95 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Бедфорд", 350 л. с. Скорость по шоссе - 20 км ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Может быть, прямо из ствола пушки вырывается огнеметная струя, способная в бою поражать различные цели? Нет, это самое настоящее артиллерийское орудие калибра 100 мм, которое предназначено для выполнения своих прямых функций: поражения танков, самоходно-артиллерийских установок и других бронированных целей противника, подавления его артиллерии, различных огневых средств, уничтожения живой силы.
Конструктивно огнемет размещен в башне танка в том месте, где обычно устанавливается пулемет, спаренный с пушкой. А огнеметное оборудование смонтировано в корпусе танка - в боевом отделении и отделения управления. Если придерживаться точной терминологии, то следует говорить о том, что на ТО-55 установлен автоматическим танковый пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Этот огнемет состоит из жидкостной части, газовой части с автоматикой, системы пиротехнического зажигания и системы предохранения.
В свою очередь в жидкостную часть огнемета входят: задвижка с подвижной иглой, цилиндр с передней крышкой и подводящей трубой, обратный и поршень.
Основу газовой части составляет газовая полость цилиндра, то есть пространство, находящееся между задней крышкой и поршнем. Все детали и узлы, которые здесь смонтированы, являются элементами автоматики. Система пиротехнического зажигания предназначена для поджигания струи огнесмеси в момент ее вылета из насадки огнемета горящим факелом зажигательного патрона.
Для приведения огнемета в действие предусмотрены две спусковые кнопки, одна находится на пульте управления, а другая-на маховике поворотного механизма, что значительно облегчает действия экипажа при ведении огня. Автоматическую стрельбу из огнемета обеспечивают несколько систем и механизмов. Главные из них - это каморный барабан, снаряжаемый пороховыми патронами, и барабан системы пиротехнического зажигания, в котором размещаются зажигательные патроны. В каморах и гнездах этих барабанов устанавливаются соответственно по двенадцать патронов, так как огнемета составляет двенадцать огнеметных выстрелов. Вместимость бака для огнесмеси 460 л, а расход се на один выстрел составляет 35 л.
Пороховой состоит из стальной гильзы, в которую ввернута электрокапсюльная втулка. Внутри гильзы уложен заряд нитроглицеринового пороха массой 460 г н комбинированный воспламенитель. Масса окончательно снаряженного патрона достигает 1,34 кг. Зажигательный патрон представляет собой гильзу, в которую помещен пиропатрон с электрозапалом и пиротехнический элемент.
Как же происходит огнеметный выстрел? При нажатии на спусковую кнопку напряжение одновременно подается на времени и на очередной зажигательный пиропатрон. Последний воспламеняется и выбрасывает факел пламени впереди насадки. Таким образом, система пиротехнического зажигания приведена в состояние готовности и теперь лишь "ждет" подачи огнесмеси.
Спустя 0,1...0,2 с реле времени подает напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, который моментально срабатывает. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастает, и, когда оно достигнет 15 кгс/см2, игла задвижки начинает перемещаться назад и открывает отверстие, соединяющее жидкостную полость цилиндра с насадкой задвижки.
Поршень под воздействием пороховых газов резко подается вперед и выталкивает огнесмесь из цилиндра через насадку. Давление, при котором происходит выбрасывание основной массы огнесмеси со скоростью 100 м/с, достигает 50...75 кгс/см2. Пролетая через факел зажигательного патрона, струя воспламеняется и в таком виде летит на цель.
В конце хода поршня срабатывает система клапанов: насадка продувается - из нее удаляются остатки огнесмеси, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращается в исходное положение, оба барабана проворачиваются, подавая очередные патроны. Огнемет готов к новому выстрелу.
Такая удачная конструкция огнемета определяет, естественно, и его тактико-технические характеристики. Начнем с важнейшей-дальности огнеметания. Командиру танка и наводчику зачастую приходится решать задачу: "достанет" ли огнемет или иную цель? Соображать, конечно, надо быстро, и глазомер должен быть отменный. Во всяком случае при столь мощных параметрах струи максимальная дальность огнеметания достаточно велика и достигает 200 м.
Огнемет полностью оправдывает свое определение - "автоматический". Практическая составляет семь выстрелов в минуту. Иначе говоря, весь огнеметный "боезапас", все 460 л, можно "расстрелять" менее чем за две минуты.
Автоматика огнемета работает быстро и точно. более того, если возникает необходимость быстро создать на данном участке зону сплошного огня, то наводчику не обязательно каждый раз нажимать на спусковую кнопку. Автоматика позволяет при постоянно нажатой кнопке вести непрерывную стрельбу в виде очереди огнеметных выстрелов до полного израсходования огнесмеси. Не трудно себе представить, какое мощное воздействие оказывает на противника столь своеобразный огневой налет.
Как видим, огнемет, установленный на борту танка, существенно дополнил его боевые качества. Однако не будем забывать, что танк во всех случаях остается танком, это грозная боевая , имеющая мощное вооружение, надежную броневую защиту и обладающая высокими маневренными качествами. Наибольшая прицельная дальность 100-мм пушки при использовании штатного прицела составляет 6900 м. Но, если нужно, танк можно использовать и для стрельбы с закрытых огневых позиций. Тогда он уподобляется классическому артиллерийскому орудию, стрельба ведется с использованием бокового уровня на дальность до 14 600м. В подавляющем же большинстве случаев стрельба ведется прямой наводкой. Конечно же, она самая эффективная, точная и результативная: ведь наводчик прямо перед собой видит цель. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом составляет 1000 м, а осколочно-фугасной гранатой-1100 м. Примечательно, что стрельбу прямой наводкой можно вести и ночью: с помощью инфракрасного прицела наводчик берет любую цель "на мушку" на дистанции до 800 м.
Скорострельность пушки до семи выстрелов в минуту достигается тем, что заряжание осуществляется унитарными патронами, в которых снаряд и гильза соединены в одно целое. Заряжающий одним движением посылает артиллерийский выстрел в казенную часть пушки. Это просто и удобно, несмотря на то, что масса снаряда 15 кг, а масса унитарного патрона в целом составляет 30 кг.
Высокая точность стрельбы обеспечивается не только совершенными прицельными приспособлениями, но и системой стабилизации вооружения. Наводчик поражает цель с ходу практически с той же точностью, что и с места. Рассмотренное вооружение танка дополняют курсовой пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом патронов в количестве 750 штук, Калашникова, 12 ручных гранат Ф-1.
Танковая пушка и спаренный с нею огнемет поворачиваются вместе с башней вкруговую. Это очень важно в современном бою, так как любую цель, появившуюся впереди танка, сбоку или даже сзади, экипаж может поразить, применив различные образцы вооружения: пушку, огнемет или пулемет. Для быстрого поворота башни используются моторные приводы, которые, кроме того, могут плавно наводить пушку и огнемет в цель.
Малая уязвимость танка в бою обеспечивается многими факторами: скоростью и маневренными характеристиками, его габаритами, формой корпуса и башни, вооружением, наконец, степенью подготовленности экипажа. И все же самое главное-надежность брони, которая, кроме того, защищает экипаж от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих и радиоактивных веществ.
Масса огнеметного танка 36 т и, несмотря на это, он обладает хорошей маневренностью. Он способен двигаться по грунтовой дороге со средней скоростью до 27 км/ч, а по шоссе - 32...35 км/ч. Максимум скорости, который можно "выжать" по шоссе, 50 км/ч. Запас хода - до нескольких сотен километров. Неплохие показатели у танка и по проходимости. Он может, например, с ходу преодолеть ров шириной до 2,7 м, "взять" вертикальную стенку высотой 0,8 м, форсировать водную преграду вброд, если ее глубина не будет превышать 1,4 м.
Для преодоления более серьезной водной преграды огнеметный танк снабжен оборудованием для подводного вождения ОПВТ, которое обеспечивает надежную герметичность боевой машины, нормальную подачу воздуха экипажу и двигателю. Ширина преодолеваемой водной преграды при этом составляет 700 м, а глубина достигает 5 м. Значительно повышают танка автоматическая система противоатомной защиты и противопожарное оборудование, которое также действует автоматически. В качестве средства маскировки танк может применять дымовую завесу, для чего предусмотрена система дымопуска, работающая на том же дизельное топливе, что и . Непросматриваемая длина дымовой завесы может быть в пределах 250...400 м, а стойкость ее от двух до четырех минут.
Таким образом, удачное сочетание многих тактико-технических характеристик делает огнеметный танк ТО-55 поистине грозной боевой машиной, способной наносить огневые удары по различным целям и принимать участие в различных видах боя.
антенна радиостанции; 6 - пушки; 7-дульный ; 8-гусеница; 9- корпус; 10- опорный каток; 11 - насадка: 12- корпус задвижки; 13- цилиндр; 14-каморный барабан; 15 - задняя крышка. 16-выключатель; 17 - ползун; 18 - вилка; 19 - обратный клапан; 20 - подводящая труба; 21 - газовый клапан ">
Огнеметный танк ТО-55: а-общий вид; б-огнемет; 1-башня; 2- огнемет; 3, 5 - прожекторы инфракрасного света; 4- антенна радиостанции; 6 - ствол пушки; 7-дульный тормоз; 8-гусеница; 9- корпус; 10- опорный каток; 11 - насадка: 12- корпус задвижки; 13- цилиндр; 14-каморный барабан; 15 - задняя крышка. 16-выключатель; 17 - ползун; 18 - вилка; 19 - обратный клапан; 20 - подводящая труба; 21 - газовый клапан
Библиография:
Материал предоставил Сергей Зыков

Энциклопедия танков . 2010 .


В тридцатых годах Советский Союз начал работы над огнеметными танками и к моменту начала Великой Отечественной войны в частях находилось некоторое количество таких боевых машин. После начала войны работы в этом направлении продолжились, результатом чего стало появление нескольких новых моделей огнеметных танков, произведенных достаточно большой серией. Танки, вооруженные огнеметами, оказались полезными для выполнения ряда специфических задач, благодаря чему интерес к ним сохранился и после окончания Великой Отечественной войны. Уже во второй половине сороковых годов стартовали первые проекты, в ходе которых предполагалось создать отвечающие современным требованиям огнеметные танки. Как позже оказалось, три проекта подобной техники, созданные в пятидесятых годах, оказались последними в советского танкостроении.

«Объект 481» – ОТ-54


Попытки оборудовать средний танк Т-54 огнеметом начались еще в 1946 году. Первоначально предполагалось использовать автоматический огнемет АТО-42, созданный для имевшихся на вооружении танков. Рассматривались два варианта размещения этого : в башне или в корпусе. Первый вариант обеспечивал большую эффективность применения, но при этом усложнял компоновку боевого отделения, а второй был проще, но при этом не позволял быстро переносить огонь. В результате анализов и сравнений было принято решение установить огнемет в башне танка. Кроме того, заказчик в лице министерства обороны пожелал получить новый огнемет.

В середине 1948 года на харьковском заводе №75 было образовано специальное конструкторское бюро СКБ-1, в задачи которого включили создание перспективных проектов, в том числе огнеметных танков. Дальнейшие работы в этом направлении велись харьковскими конструкторами при активном участии смежных предприятий. Уже в феврале 1951 года на испытания были предъявлены два прототипа огнеметного танка «Объект 481». Испытания показали, что требуется дальнейшая доработка проекта.

В ходе доработки новый огнеметный танк сохранил основные черты первого варианта проекта, которые в итоге дошли до серийного производства. При этом он имел ряд отличий, касавшихся в первую очередь вооружения и сопутствующих систем. При переделке среднего танка Т-54 в огнеметный вариант конструкция боевой машины претерпела минимальные изменения, коснувшиеся лишь компоновки внутренних объемов. Так, на месте передней боеукладки на 20 снарядов и дополнительного топливного бака разместили 460-литровую емкость для огнесмеси, термодатчик и несколько агрегатов противопожарного оборудования. Заливать и сливать горючую жидкость предполагалось через горловины, прикрытые небольшими лючками в крыше и днище корпуса.

Во всех вариантах проекта «Объект 481» автоматический пороховой огнемет размещался в башне, рядом с орудием. Из-за этого танк лишился спаренного с пушкой пулемета СГМТ. На опытных образцах перспективного танка использовались огнеметы моделей АТО-42 и АТО-49. Кроме того, разные прототипы огнеметного танка оснащались системами зажигания различных типов.

Первый опытный образец танка «Объект 481», вышедший на испытания в 1951 году, нес спаренный с орудием огнемет АТО-42. Габариты огнемета потребовали доработать башню, приварив на ее лобовую часть трубчатый кожух, защищавший выступающие части огнемета. Испытания первого прототипа перспективной машины показали его неоднозначные характеристики. Из-за установки емкости для огнесмеси боекомплект орудия сократился до 24 снарядов. Кроме того, огнемет был установлен вместо спаренного с пушкой пулемета, что соответствующим образом сказалось на возможностях боевой машины при действиях против пехоты. Возимого запаса огнесмеси хватало на 28-30 выстрелов, причем максимальная дальность метания горючей жидкости не превышала 100-110 метров. Подобные характеристики в целом устраивали заказчика, однако в начале пятидесятых годов военные пожелали получить огнемет новой модели.

Второй опытный образец оборудовали новым автоматическим огнеметом АТО-49 с электробензиновой системой зажигания. Общая компоновка внутренних агрегатов корпуса и башни второго прототипа соответствовали компоновке первого опытного образца. При этом боекомплект орудия сократился до 19 снарядов, а огнемета – до 20 выстрелов. Во время испытаний претензии вызвала электробензиновая система зажигания, не обеспечившая требуемую надежность работы. В связи с этим огнемет АТО-49 вскоре получил новую систему зажигания.

К 1953 году завершилась доработка первой версии проекта «Объект 481», результатом которой стало строительство сразу пяти опытных образцов, вооруженных огнеметами АТО-49 с пиротехнической системой зажигания. Новый огнемет состоял из нескольких основных частей: резервуара, казенника, задвижки, насадки, воздушной системы и системы зажигания. Перед выстрелом электрическая система управления при помощи двух 10-литровых баллонов со сжатым воздухом подавала в резервуар 20 литров огнесмеси АП-7 (смесь бензина и керосина с добавкой ксиленола и загустителя ОП-2). Одновременно с этим в соответствующие каморы подавались пороховой и пиротехнические патроны. При нажатии на кнопку спуска первым происходило воспламенение пиротехнического патрона. Струя огня выводилась перед насадкой огнемета. Через 0,1-0,2 секунды после этого происходило воспламенение порохового патрона и образующиеся газы, толкая поршень, отжимали задвижку и выбрасывали огнесмесь через насадку. После выстрела резервуар и насадка продувались сжатым воздухом.

Система с пиротехническим зажиганием, не сильно усложнив конструкцию автоматического огнемета, обеспечила достаточную надежность его работы. 460-литрового бака огнесмеси хватало на 20 выстрелов. Такое же количество пиротехнических и пороховых патронов размещалось в магазинах огнемета. На испытаниях третий прототип танка «Объект 481» смог достичь максимальной дальности метания смеси около 160 метров. Практическая скорострельность не превышала 7 выстрелов в минуту, хотя при необходимости экипаж мог стрелять с большим темпом, что, однако, приводило к быстрому расходу и без того небольшого запаса огнесмеси.

Сохранение емкости бака для огнесмеси на уровне 460 литров не позволило оставить большой боекомплект ствольных вооружений. Так, на третьем прототипе и последующих опытных машинах в укладках помещалось лишь 19 снарядов для пушки. В коробах курсового пулемета уместилось 1500 патронов. Конструкция бронированного корпуса и башни подверглась незначительным изменениям, связанным с установкой нового оборудования. Одновременно с этим пришлось доработать электросистему базового танка Т-54 в связи с использованием электрических агрегатов огнемета, а также добавить в состав противопожарного оборудования дополнительные баллоны с углекислотой и еще одну форсунку. Экипаж огнеметного танка соответствовал экипажу базовой машины и состоял из четырех человек. Для стрельбы из огнемета установили дополнительный телескопический прицел ТШ-19, использовавшийся еще в самом первом варианте проекта «Объект 481». Оборудование танка позволяло вести прицельную стрельбу из огнемета только с места.

В последних месяцах 1953 года харьковские конструкторы предъявили на испытания сразу пять новых огнеметных танков. Доработки базового среднего танка Т-54 не оказали значительного влияния на подвижность огнеметной машины. При этом новая разработка продемонстрировала высокие огневые характеристики, заинтересовавшие военных. В 1954 году огнеметный танк «Объект 481» получил официальное наименование ОТ-54 и был принят на вооружение. В некоторых источниках упоминается альтернативное обозначение танка Т-54-АТО. Огнемет АТО-49 тоже получил новый индекс – АТО-1. Серийное строительство новых огнеметных танков велось на харьковском заводе №75, а также на заводе №174 (Челябинск). За несколько лет два предприятия построили всего 110 огнеметных танков. Столь малое их количество было обусловлено специфической тактической ролью бронемашин этого класса.

«Объект 482» – ТО-55

После принятия на вооружение танка ОТ-54 сотрудники харьковского СКБ-1 продолжили развитие танковых огнеметов. Уже в 1955 году появился предварительный проект новой системы, способной метать горючую жидкость на расстояние до 200 метров. Дальность стрельбы была закреплена в названии проекта – АТО-200. В 1956 году начались испытания первого опытного образца нового оружия, а еще через два года был собран прототип нового огнеметного танка, вооруженного АТО-200.

При проектировании нового огнеметного танка «Объект 482» использовался тот же подход, что и в предыдущем проекте. В качестве основы для боевой машины взяли средний танк Т-55 (в некоторых источниках упоминается, что в испытаниях применялась машина на базе Т-54), на котором с минимальными доработками конструкции установили автоматический огнемет. Огнемет разместили в башне, на месте спаренного пулемета. Интересной особенностью новой версии огнеметного танка стал двухплоскостной стабилизатор вооружения, который обеспечивал стрельбу в движении как из пушки, так и из огнемета. Части огнемета АТО-200, выведенные за пределы башни, прикрыли цилиндрическим кожухом. Бак для огнесмеси емкостью 460 литров остался на прежнем месте – рядом с отделением управления.


Новый огнемет АТО-200 представлял собой дальнейшее развитие АТО-1, но при этом имел ряд отличий. В первую очередь необходимо отметить использование резервуара большей емкости – объем одного выстрела увеличился до 35 литров. Принцип действия механизмов огнемета остался прежним. Сохранение емкости бака огнесмеси сказалось на количестве возможных выстрелов. Огнемет АТО-200 на одной заправке горючей жидкостью и с одним комплектом патронов мог сделать лишь 12 выстрелов. Количественные недостатки боекомплекта компенсировались качественными, а именно большим объемом выбрасываемой горючей жидкости и большей дальностью ее метания. Максимальную дальность стрельбы довели до требуемых 200 метров.

Помимо большего резервуара огнемет АТО-200 получил новую электросистему на основе реле, сделавшую его по-настоящему автоматическим. Наводчику или командиру танка теперь требовалось лишь наводить оружие на цель и нажимать кнопку спуска. Все необходимые операции производились автоматически. Характерной особенностью огнемета АТО-200 стала возможность стрельбы очередями. Электрическая система управления огнемета позволяла экипажу танка делать несколько выстрелов подряд, удерживая кнопку спуска. В случае с огнеметом АТО-1 для этого требовалось делать серию нажатий. Автоматика АТО-200 самостоятельно определяла, в каком режиме собирается стрелять экипаж и работала соответствующим образом. Максимальная скорострельность нового огнемета равнялась 8 выстрелам в минуту.

Боевая масса и основные характеристики танка «Объект 482» остались на уровне базового Т-55. Однако боекомплект ствольного вооружения, как и в случае с ОТ-54, был сокращен. В доработанных укладках разместили 25 снарядов для пушки и 750 патронов для курсового пулемета.

Испытания огнеметного танка «Объект 482» начались в 1958 году. Новый огнемет к этому времени был доработан и испытан отдельно, что положительным образом сказалось на ходе проекта. В январе 1960 года «Объект 482» приняли на вооружение под названием ТО-55, однако серийное производство началось позже. Первая партия из 10 серийных машин была собрана только в 1961 году. В это время военные начали сомневаться в целесообразности разработки и строительства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, а также появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможности огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку могло ощутимо снизить эффективность танка при борьбе с пехотой. Из-за этого танки ТО-55 строились небольшими сериями. Всего было собрано 830 таких машин.

«Объект 483»

После окончания конструкторских работ по проекту «Объект 482» инженеры СКБ-1 занялись новым проектом огнеметного танка на базе Т-54/55. На этот раз планировалось увеличить боевые возможности огнемета до уровня, ограниченного лишь характеристиками имеющихся огнесмесей. Расчеты показали, что свойства горючих жидкостей марок ББУ и СКС-15 позволяют делать залпы объемом до 100 литров и стрелять на дальность не менее 200-250 метров. Подобные цифры выглядели многообещающе, что привело к началу проекта «Объект 483».

В качестве основы для перспективного огнеметного танка была взята боевая машина модели Т-54Б. Однако, в отличие от предыдущих проектов, огнемет должен был стать не дополнительным оружием танка, а основным. Его предлагалось установить вместо 100-мм орудия. Новый огнемет ОМ-250 смонтировали на доработанных цапфах пушки. Снаружи башни насадка огнемета закрывалась трубчатым кожухом. Бак для огнесмеси емкостью 1600 литров разместили в боевом отделении, справа от огнемета. Он монтировался на амортизаторах и поворачивался вместе с башней. Заправочная горловина бака находилась под правым люком на крыше башни. Для обеспечения оптимального температурного режима работы огнемета в кормовой части башни сделали отверстие, в котором поместили вентилятор.

Ввиду отсутствия свободного места в башне, заимствованной у танка Т-54Б без крупных изменений конструкции, огнеметная боевая машина лишилась спаренного пулемета. Амбразура пулемета отсутствовала, а амбразуру прицела уменьшили в соответствии с возможностями огнемета. Тем не менее, новый огнеметный танк «Объект 483» нес курсовой пулемет СГМТ, расположенный в лобовом листе корпуса. Отсутствие орудия позволило исключить из экипажа заряжающего. Работой огнемета должны были управлять наводчик и, при необходимости, командир танка.

Конструкция огнемета ОМ-250 представляла собой дальнейшее развитие АТО-200 с поправкой на больший объем метаемой смеси. Одной заправки бака для огнесмеси хватало на 14 выстрелов. Столько же патронов с пиротехническим и метательным зарядом размещалось в барабанных магазинах огнемета. Автоматика огнемета, используя уже опробованный и освоенный способ работы, позволяла делать до пяти выстрелов в минуту как одиночными, так и очередями. В проекте огнемета ОМ-250 использовались технические решения, созданные при разработке АТО-1 и АТО-200. Из-за этого конструкция огнемета не позволяла применять сравнительно мощные пороховые патроны. Максимальная скорость метания огнесмеси, из-за ограничений по прочности, ограничивалась 100 метрами в секунду. В связи с этим максимальная дальность стрельбы не превышала 250-270 метров.

Разработка проекта «Объект 483» заняла несколько месяцев. Уже в конце 1959 года завод №75 приступил к строительству первого опытного образца. Только в 1961 году прототип перевезли на полигон НИИБТ, после чего начались его испытания. По своим огневым характеристикам новый огнемет ОМ-250 превосходил все существовавшие на тот момент виды оружия своего класса, однако не обошлось без претензий. Как и в случае с «Объектом 482»/ТО-55 некоторые сомнения вызвала эффективность использования огнемета против живой силы и незащищенной техники противника в свете широкого распространения пехотных противотанковых средств. Кроме того, снова негативно проявилось отсутствие спаренного с основным оружием пулемета, из-за которого новый танк мог поражать цели на дальности не более 250-270 метров. Наконец, огнемет ОМ-250 занял место орудия, из-за чего «Объект 483», имея большую дальность метания огнесмеси, проигрывал предшественникам в суммарной огневой мощи всего вооружения. Министерство обороны посчитало, что принятие на вооружение нового танка нецелесообразно. В 1962 году проект «Объект 483» был прекращен. Единственный построенный прототип сейчас хранится в музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.



Последние в своем классе

«Объект 483» стал последним отечественным огнеметным танком. Совокупность характеристик машин этого класса не позволяла эффективно поражать цели на поле боя предполагаемой полномасштабной войны. Кроме того, использование большого бака с огнесмесью соответствующим образом сказывалось на живучести танка. Наконец, появление новых вооружений для пехоты значительно увеличило риски при атаке живой силы противника. В результате огнеметные танки ОТ-54 и ТО-55 были построены в сравнительно небольшом количестве: менее одной тысячи машин двух моделей.

Специфическая тактическая роль огнеметных танков плохо укладывалась в предполагаемый характер будущих вооруженных конфликтов. В связи с этим подобная техника не получила большого распространения. Больше того, уже в начале шестидесятых годов были прекращены все работы в этом направлении. Бесперспективный огнеметный танк «Объект 483», которому предшествовали строившиеся серийно ОТ-54 и ТО-55, стал последней отечественной бронемашиной своего класса.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://pro-tank.ru/
http://tankinfo.ru/
Ардашев А.Н. Огнеметно-зажигательное оружие. – М.: Астрель/АСТ, 2001

Мертвая выжженная полоса длиной 200 и шириной 30 м. Не осталось ничего — ни травинки, ни деревца, только обугленные холмики, которые еще недавно были людьми… Перед нами — страшные последствия выстрела огнеметного танка. Это бесчеловечное оружие было частично запрещено конвенцией ООН, вступившей в силу зимой 1983 года, но до тех пор успело обрасти целой гроздью легенд и заблуждений.

Самое распространенное заблуждение, связанное с огнеметными танками, связано с тем, что максимальный урон наносится врагу непосредственно во время выстрела. Это не так. Более всего опасно в этом плане последействие — горючая смесь, накрыв весьма значительную площадь, продолжает гореть в течение длительного времени после выстрела и как раз тогда выжигает все, до чего «дотягивается». Таким образом, огнеметный танк весьма эффективен и против бронетехники. Жидкие, легко текучие смеси проникают в самые малые щели и способны «выжечь» танк противника изнутри. Видимо, нет для экипажа более страшной смерти.

Другое популярное заблуждение заключается в том, что огнеметный танк чаще всего не имеет другого вооружения (если не считать пулемета). Безусловно, существует целый ряд танков, в которых установка для огнеметания является основным орудием. Но в серийное производство чаще поступали модели, где огнемет был лишь дополнительным вооружением наряду с традиционной пушкой.


При нажатии на спуск срабатывает пиропатрон, подающий небольшой огненный факел перед самым жерлом насадки. Примерно через 0,2 с напряжение подаётся на электрозажигание порохового патрона. Давление пороховых газов возрастает. По достижении 15 кгс/см 2 начинает перемещаться игольчатый клапан, разделяющий жидкостную полость и насадку, а при давлении от 50 д 75 кгс/см 2 струя выбрасывается, воспламеняясь от заведомо зажжённого факела пиропатрона. После выстрела барабан проворачивается, а поршень встаёт на своё место — по сути, это револьверный принцип. 1 — огнемет; 2, 4 — прожекторы инфракрасного света; 3 — антенна радиостанции; 5 — ствол пушки; 6 — дульный тормоз.

С пушкой или без нее?

Характерный пример — советский «Объект 483», созданный под руководством Александра Морозова на базе Т-54Б. Разработанный в 1959 году, этот танк был оснащен пороховым огнеметом ОМ-250 и имел сумасшедшую дальность выстрела (до 270 м) при ширине разлета струи 30 м. Но такая дальность влекла за собой огромный расход горючей смеси — около 100 л на выстрел. Пришлось поступиться пушкой, частью топливных баков, внутренним пространством для экипажа, чтобы «вместить» в нутро танка набор емкостей суммарным объемом 1600 л. Таким образом, при самом идеальном раскладе боезапаса хватало на 15−16 выстрелов, после чего «Объект 483» превращался в почти невооруженную боевую машину и вынужден был «бежать» с поля боя.


Огнемет: 7 — насадка; 8 — корпус задвижки; 9 — цилиндр; 10 — каморный барабан; 11 — задняя крышка; 12 — обратный клапан; 13 — подводящая труба; 14 — газовый клапан.

Поэтому из машин, разработанных в 1950-х годах, в серию пошли те, которые были оборудованы огнеметом в дополнение к основному, пушечному вооружению: сперва ОТ-54, чуть позже — ТО-55. Последний вообще оказался удивительно совершенным танком — настолько удобным и незаменимым, что, поступив на вооружение в 1961 году (к этому моменту уже была изготовлена пробная партия), исчез из армейских рядов только лишь в 1993-м!

Если сравнивать ТО-55 с «Объектом 483», то преимущества первого налицо. Во‑первых, вооружение: несмотря на установку огнемета АТО-200, танк не лишился классического орудия, 100-мм пушки Д-10Т2С. Во‑вторых, объем баков под горючую смесь составил всего 460 л, но при этом расход на один выстрел снизился до 35 л, то есть выплеснуть свой «горючий характер» танк мог 12−14 раз, ненамного меньше, чем «Объект 483». Наконец, ТО-55 имел возможность автоматического ведения огня, то есть, по сути, мог подавать горючую смесь непрерывно, а не порциями. Да и дальность выстрела была весьма приличной — 200 м.


Визуально ТО-55 отличается от Т-55 только выступающей справа от пушки насадкой огнемёта и небольшим лючком для заправки огнесмесью прямо под ней.

Таким образом, создав «Объект 483» уже после вполне успешной «пятьдесятпятки», конструкторы на практике убедились, что троекратное наращивание расхода смеси на выстрел попросту не стоит свеч: дальность увеличивается не слишком значительно, а в убойной силе танк теряет серьезно — за счет отказа от пушки как основного оружия. Так или иначе, именно ТО-55 оказался идеальным огнеметным танком Советской армии и одной из лучших подобных машин в мире. А таких существовало довольно много.

Пневматика или порох?

Несмотря на то что разговоры об установке огнемета на бронемашину шли еще во время Первой мировой войны, до практики дело дошло лишь в начале 1930-х. Именно советские конструкторы первыми создали и запустили в серийное производство подобную машину (ХТ-26, 1932 год), а к началу Великой Отечественной было разработано полтора десятка различных моделей, в большинстве своем — на одной и той же базе. К 1941 году в СССР было изготовлено порядка 1500 химических танков — правда, не все «добрались» до войны. Например, из 75 танков ХТ-37 до начала боевых действий сохранились лишь 10 — остальные были переделаны обратно в базовый танк.


ОТ-130 (1935) — один из поздних огнемётных танков на базе Т-26 образца 1933 года. Фото из музея в Кубинке. Первый серийный огнемётный танк появился в 1932 году — ХТ-26 на базе двухбашенного лёгкого танка. Основным вооружением служил пневматический огнемёт КС-24, бьющий смесью из мазута и керосина на 35 м, вспомогательным — пулемёт ДТ. Двухбашенный Т-26 за базу был принят не просто так: левая башня оставалась на своём месте, а место правой занимали резервуары с огнесмесью. Впоследствии было разработано множество модификаций 26-го, последний образец на его базе появился в 1940-м. Интересно, что знаменитые телетанки ТТ-26 тоже были модификацией ХТ-26.

Первые советские танковые огнеметы серии КС (например, КС-24 или КС-25), устанавливаемые на ХТ-26 и его модификации, имели весьма низкую дальность стрельбы — от силы 30−40 м. В первую очередь этот параметр определялся типом огнемета. КС-ы были пневматическими, то есть зажигательная смесь из них выстреливалась под давлением, создаваемым газом из пневмобаллона. Поэтому весь огнеметный состав СССР, пусть и огромный, к началу войны откровенно устарел.

Новое поколение огнеметов АТО-41 (и последующее АТО-42), устанавливаемое на танк ОТ-34 (да-да, на базе знаменитой «тридцать-четверки»), относилось к классу пороховых поршневых. Подобный огнемет напоминает обычную пушку, только вместо снаряда в нем — порция горючей смеси. Выстрел производится за счет давления пороховых газов, образующихся в результате взрыва метательного заряда — дальность при этом относительно пневматических огнеметов значительно возрастает.


Этот огнеметный танк получил прозвище «Крокодил» за неспособность передвигаться задним ходом из-за прицепа с огнемесью.

ОТ-34, поступивший на вооружение в 1942 году, стал самым массовым огнеметным танком Второй мировой — их было изготовлено 1170 штук. Удивительно, но до наших дней дошло всего два образца: один хранится в Симферополе, другой — в Нижнем Тагиле. Судьба последнего занимательна: его подняли со дна Черного озера в 1999 году, после чего начались политические дрязги по поводу того, кому принадлежит машина: поднимавшей организации или Министерству обороны. Итоговое решение оказалось соломоновым: танк передали в нижнетагильский музей при заводе, блестяще отреставрировали, и теперь он одна из гордостей экспозиции. При этом ОТ-34 стал первым танком подобного типа, сохранившим основное вооружение — 76-миллиметровое орудие Л-11. Впоследствии именно такая компоновка стала основной для огнеметных машин.


Прицеп-цистерна Churchill Crocodile вмещала около 1800 литров огнесмеси, чего гарантированно хватало более чем на 80 односекундных выстрелов-«плевков».

Не только в СССР

Советский Союз разработал в два раза больше огнеметных танков (если, конечно, учитывать модификации), чем все остальные страны вместе взятые. Пожалуй, самой интересной из западных конструкций был британский «кит-кар» Churchill Crocodile 1943 года. В отличие от советских танков, которые изначально разрабатывались как огнеметные на базе серийных, «Крокодил» представлял собой набор оборудования, которое можно было установить на любой Churchill Mk VII, «сконвертировав» его в огнеметную машину. Сам огнемет устанавливался на место пулемета, расположенного в передней части корпуса; трубопровод прокладывался под днищем на кронштейнах и вел… к прицепу! Действительно, принцип «конвертации» не позволял разместить массивный бак для зажигательной смеси внутри корпуса, и поэтому 1800-литровая емкость ехала за танком на жесткой сцепке. Бил «Крокодил» примерно на 110 м непрерывной струей и расходовал порядка 15 л/с. С одной стороны, Churchill Crocodile бы дешев и не требовал значительных трудозатрат (потому был изготовлен в количестве 800 экземпляров), но, с другой, он оказался крайне неповоротливым, прицеп не позволял идти задним ходом и серьезно замедлял танк. Помимо «Черчилля», британцы разработали огнеметные танки на базе Matilda II и малого бронетранспортера Universal Carrier.


Огнёмет Churchill Crocodile располагался на месте пулемёта, 7,62-мм BESA. Бил огнемёт чуть больше чем на 100 метров (в разных источниках от 110 до 130 м), на один выстрел расходовал примерно 15−20 л огнесмеси.

Самый известный американский химический танк М67, нашедший применение во Вьетнаме, был создан в середине 1950-х на базе третьего «Паттона». Пушку он не сохранил, на ее месте располагался пневматический огнемет M7−6. При всей архаичности этой системы высокое давление воздуха позволяло М67 бить на 200 м, а значительный запас горючей смеси (более 1500 л) — вести непрерывный огонь в течение 55 с. В принципе, во Вьетнамской войне танк пригодился, поскольку огнемет — идеальное оружие в условиях джунглей. М67 применялись в целом ряде операций и показали себя хорошо. Но уже в 1970-х оказалось, что подобное оружие просто не нужно — нового Вьетнама явно не предвиделось. Помимо «Паттона», американцы переделывали в огнеметы танки «Шерман» и «Стюарт».


Цистерна крепилась к танку на жесткой сцепке, что было единственно возможным вариантом, но при этом серьезно ограничивало маневренность «Крокодила».

Конечно, огнеметные танки были и у Германии — на базе PzKpfw II, PzKpfw III, StuG III и даже трофейных французских Char B1. Все немецкие Flammpanzer были результатами конвертации танков, изначально не рассчитанных на использование в качестве огнеметных. Конверсия порой выглядела странно — например, Flammpanzer III внешне почти не отличался от своего прообраза. Огнемет был установлен внутри пушки, и соперник мог до последнего момента не догадываться, что перед ним вовсе не обычный PzKpfw III. Огнеметные танки в разное время строили в Канаде, Австралии, Италии и Японии (во время Второй мировой) и в Чехословакии — уже после войны.


Огнемётные танки американские военные остроумно прозвали Zippo в честь производителя зажигалок. На снимках — огнемётные модификации танка Sherman — M4A3R3 Zippo (использовался при Иводзиме в 45-м) и более ранний M4 Crocodile (1942 год).

Эффективно? Отчасти!

В первую очередь огнеметный танк эффективен против пехоты. Особенно — в условиях леса, потому что выжигает значительную площадь и абсолютно все, что на этой площади оказывается в момент выстрела. Казалось бы, основная проблема, по которой огнеметные танки не покорили мировые поля сражений, — это небольшой боезапас и невысокая дальность. Но более веская причина — экономическая. Зажигательные бомбы и напалм значительно эффективнее, проще, дешевле и удобнее для зачистки территории, особенно при использовании авиационных средств их распространения.

Немного химии

Один из важнейших компонентов огнемета — его боеприпас, огнесмесь. В первых советских танковых огнеметах использовалась смесь мазута с керосином. Впоследствии создавались разнообразные огнесмеси, в состав которых входили практически все возможные горючие вещества. Например, в Корее американцы смешивали картерное масло с бензином.
Одной из самых распространенных советских танковых огнесмесей была ББЦ — аналог напалма, смесь бензина (70%) с загустителем. Именно она использовалась в огнемете АТО-200 наряду с другой смесью — СКС-0 (где СКС — это загуститель, синтетический бутадиен-стирольный каучук). Интересно, что огнемет в принципе можно заполнить не только горючей смесью. Те же ХТ-26 применялись для распыления дегазирующей жидкости, а также создавали маскировочные завесы с помощью дымообразующей смеси.

Именно поэтому современный «огнеметный танк» — это в первую очередь система залпового огня, способная стрелять объемно-детонирующими (или, как говорят американцы, «топливными») боеприпасами. Такая ракета или бомба после взрыва распыляет вокруг горючую жидкость, которую сама же и поджигает, — система в целом называется реактивным огнеметом. Советский реактивный танковый огнемет — это знаменитый ТОС-1 «Буратино» (или его модификация ТОС-1А «Солнцепек»), созданный в середине 1980-х и применявшийся в Афганистане, — о нем мы писали в «ПМ» № 4"2006. Хотя это уже совсем другая история.


Но еще 2 декабря 1983 года вступила в действие «Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Ее протокол № 3 запретил использование зажигательного оружия против, в частности, мирного населения, а также в лесной местности (то есть с выжиганием лесного массива).

Запрет окончательно поставил крест на «карьере» огнеметных танков. На вооружении России и Казахстана есть суммарно около двух десятков ТОС-1 и ТОС-1А, но применение их ограничено локальными конфликтами. А классические огнеметные танки ушли в прошлое — как устрашающее, но явно уступающее менее экстравагантным вариантам оружие. И к тому же признанное мировой общественностью чрезмерно жестоким. Хотя есть ли такое оружие, которое можно назвать гуманным?..

(ныне - Тверь) и в его пригороде разделительной линией между советскими и немецкими частями на южном берегу Волги стала полоса от Старицкого до Волоколамского шоссе. Начались ожесточённые уличные бои.

Вперёд, по обоим берегам Волги

Чтобы прорваться к центру города и захватить шоссейный Волжский мост, наступающим немецким частям требовалось сломить сопротивление 5-й стрелковой дивизии с приданными подразделениями курсантов, истребительного батальона и ополчения. В Заволжье 900-я моторизованная учебная бригада вермахта стояла у северо-западных границ города, имея в планах захват важного перекрёстка шоссейной и железной дорог (Горбатого моста). Её противником были бойцы 256-й стрелковой дивизии.

Пулемётчик 1-й танковой дивизии вермахта на улице Красноармейской (ныне Новоторжская). Впереди Советская площадь. На зданиях различим противовоздушный камуфляж в виде крупных неровных пятен. К моменту съёмки Волжский мост уже был захвачен немцами.
Хаупт В. Сражения группы армий «Центр»

Бои за город, разгоревшиеся с новой силой ранним утром 14 октября, достаточно подробно описаны немецким историком, бывшим офицером вермахта Вернером Хауптом:

«Приказ командира 41-го танкового корпуса командиру 1-й танковой дивизии с командного пункта в Даниловском гласит: “Овладеть городом Калинин и шоссейным мостом через Волгу в двух километрах за ним!” В то время как её боевая группа “В” (усиленный 1-й моторизованный полк), прикрывая левый фланг дивизии и пути подвоза с севера, ещё отражала ожесточённые атаки противника на плацдарме у Старицы, главные силы дивизии приготовились к штурму Калинина».

Командир 113-го моторизованного пехотного полка подполковник Венд фон Витерсхайм на бронетранспортёре со штабом полка, за которым следовали передовые подразделения, разместил свои части по обе стороны Старицкого шоссе, преимущественно севернее дороги.

1-я рота 1-го моторизованного пехотного полка, поддержанная 1-м артиллерийским дивизионом 73-го артиллерийского полка (командир - майор Борн), в 2:00 подошла к Калинину и изготовилась на захваченном днём ранее аэродроме Мигалово к атаке вдоль Старицкого шоссе. Её поддерживали танки «отряда Хершеля» (шесть Pz.Kpfw.III под командованием обер-лейтенанта Пёля, четыре Pz.Kpfw.IV и несколько Pz.Kpfw.II под командованием обер-лейтенанта Дюнча).

1-й батальон 113-го моторизованного полка с приданной 3-й ротой 1-го танкового полка (шесть Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.IV под командованием капитана графа фон дер Шуленбурга) наступали по северным улицам, вытянутым параллельно шоссе.


Брошенный трамвайный вагон - один из распространённых сюжетов немецких фото, сделанных на улицах Калинина

1-й мотоциклетный батальон (командир - майор Ф. фон Вольф) начал атаку в 5:00. Впереди шла 1-я рота батальона, за ней ударный сапёрный отряд, две противотанковые пушки и одно лёгкое пехотное орудие, следом 5-я рота мотоциклетного батальона, затем - управление батальона (командир - адъютант обер-лейтенант Ф. фон Фридаг) с остальными силами батальона.

Поначалу атака мотоциклетного батальона развивалась неудачно. Быстро проехать по Старицкому шоссе мешал сильный огонь оборонявшихся советских частей. 1-я рота мотоциклистов развернулась в мёртвой зоне южнее дороги на Старицу, после чего продолжила медленно наступать. Под мёртвой зоной железнодорожной насыпи майор фон Вольф развернул батальон на юг, постепенно продвигаясь в сторону дороги Лотошино - Калинин (Волоколамское шоссе) под прикрытием огня танковых пушек 2-го батальона 1-го танкового полка, а также орудий 2-го и 3-го дивизионов 73-го артиллерийского полка. Здесь немцам противостоял советский 336-й стрелковый полк 5-й стрелковой дивизии, занимавший оборону по линии Никулино - Лебедево.

«Чрезвычайно ожесточённое сопротивление противника»

В это же время 3-я рота 113-го моторизованного пехотного полка под командованием лейтенанта Кацмана атаковала позиции советских войск на Старицком шоссе. В ходе боя за путепровод у железной дороги три танка Pz.Kpfw.III подошли вплотную к шоссе, но в 80 метрах от путепровода все они были подбиты советскими противотанковыми пушками. Командир взвода 3-й роты 1-го танкового полка лейтенант Отто был ранен, его наводчик убит, все остальные члены экипажа тоже получили ранения. Понесли потери и десантники на броне; многие, включая лейтенанта Кацмана, были ранены. Рота, командование которой взял на себя обер-лейтенант Г. Файг, была вынуждена поумерить пыл и приостановить наступление.


Район Калинина, ограниченный двумя мостами через Волгу (слева - железнодорожный, справа - шоссейный): 1 - Старицкое шоссе, 2 - путепровод, 3 - проспект Калинина, 4 - фабрика «Пролетарка» («фабричный квартал»; южнее него, на противоположном берегу реки Тьмаки - комплекс кирпичных промышленных и жилых зданий «Двор Пролетарки»), 5 - улица Софьи Перовской.
http://warfly.ru

В целом советские бойцы и командиры 5-й стрелковой дивизии оказали заведомо более сильному противнику мощное и грамотно организованное сопротивление. Сказывался опыт предыдущих боёв, в которых участвовала значительная часть личного состава соединения.

Более того, в 6:30 силами 142-го и 190-го полков (последний после выгрузки на станции днём ранее сосредоточился на проспекте Калинина в районе 12-й школы и уже оттуда был направлен на западную окраину города) была предпринята контратака с целью вернуть утраченные ранее позиции, прежде всего - железнодорожный мост. В журнале боевых действий 1-й танковой дивизии отмечено, что «контратаки русских в направлении железнодорожного моста были отбиты» .

Затем в атаку снова перешли немцы. После того как передовые подразделения 1-го батальона 1-го моторизованного пехотного полка вышли к северо-востоку от железнодорожной насыпи, а 1-й батальон 113-го полка смог продвинуться дальше в северо-западную часть города, началось наступление главных сил дивизии вглубь Калинина.

Существенную поддержку немецкой мотопехоте в ходе уличных боёв оказали огнемётные танки 101-го огнемётного танкового батальона. Несколько танков Flammpanzer II вместе с полувзводом лейтенанта Ремлера (три Pz.Kpfw.IV 4-й роты 1-го танкового полка) действовали на участке 1-го батальона 113-го полка майора Экингера. Остальные «Фламинго» поддерживали полувзвод танков Pz.Kpfw.IV лейтенанта Коха и обер-фельдфебеля Фёльтера из 8-й роты 1-го танкового полка на участке 1-го батальона 1-го моторизованного полка.


Типичное для «Двора Пролетарки» промышленное здание конца XIX века. Некоторые из них были превращены защитниками города в узлы обороны

К 9:00 1-я рота 1-го батальона 1-го моторизованного полка под командованием обер-лейтенанта Беккера сломила, по словам Хаупта, «чрезвычайно ожесточённое сопротивление противника» . После того как к ней присоединились другие роты, начались тяжёлые уличные бои с «храбро сражавшимися защитниками Калинина, которые прочно удерживали многочисленные узлы обороны в городе. Их удавалось заставлять отходить только после поджога их опорных пунктов огнемётными танками или из огнемётов, которые были в подразделениях 37-го сапёрного батальона. Это требовало много времени» .

Записи в журнале боевых действий советской 30-й армии несколько сдвигают события по времени, но в целом вполне соответствуют суровым реалиям сражения:

«В 10:30 противник перешёл в атаку силами 1-й танковой и 36-й моторизованной дивизий, нанося главный удар вдоль реки Волга. Части армии, оказывая сопротивление на занимаемых рубежах, отбивали атаки противника. Противник, переправив до батальона пехоты на северный берег реки Волга, наступал вдоль Волги и, прорвав оборону на участке 5-й стрелковой дивизии, к 12:30 ворвался в город, заняв Калининский проспект» .

Подключение к наступлению частей 36-й моторизованной дивизии (правда, несколько позже времени, указанного советскими источниками) подтверждается и немецкими документами. Журнал боевых действий 3-й танковой группы свидетельствует, что к 12:10 по берлинскому времени дивизия достигла железной дороги южнее Калинина, имея в качестве одной из главных задач поддержку 1-й танковой дивизии.


Огнемётный танк PzKpfw.II (F) «Фламинго» - вполне возможно, принадлежащий 101-му огнемётному танковому батальону

Тем временем танки 2-го батальона 1-го танкового полка под командованием обер-лейтенантов Пёля и Дюнча и мотопехота 1-го батальона 1-го моторизованного полка медленно продвигались вдоль проспекта Калинина в сторону центра города. Вернер Хаупт так описывает этот эпизод:

«Из-за сидевших повсюду на крышах стрелков 1-й батальон был вынужден на всех улицах очищать каждый дом в обширном фабричном квартале, и продвигался очень медленно. С большим трудом приходилось брать остальные улицы и ожесточённо бороться за каждую пядь земли. Советские власти тем временем собрали заводских рабочих Калинина, вооружили их и в гражданской одежде бросили в уличный бой. Атака грозила захлебнуться» .

В данном случае интересно вспомнить донесение члена военсовета 30-й армии бригадного комиссара В. Н. Абрамова о рабочих отрядах, которые якобы «после первого выстрела противника в панике бежали» . Немцы, судя по всему, так не считали. Ветераны многочисленных кампаний начального периода Второй мировой войны, солдаты и офицеры 1-й танковой дивизии не просто заметили сопротивление со стороны вчерашних обывателей, а посчитали его реальной угрозой.


Бойцы отряда народного ополчения калининской прядильно-ткацкой фабрики имени Вагжанова, осень 1941 года

Можно только представить, какой психологический эффект, помимо сугубо военного, имело воздействие огнемётных танков на слабо обученных военному делу рабочих, однако даже в этих условиях они продолжали сражаться. Журнал боевых действий 1-й танковой дивизии содержит следующую запись от 14 октября:

«Жестокие уличные бои с наскоро сформированными частями противника, в которых участвовали даже рабочие и женщины, вынуждают атакующих медленно отвоёвывать территорию».

Тем временем в Заволжье наступавшие немецкие части теснили подразделения 934-го стрелкового полка 256-й стрелковой дивизии. Согласно журналу боевых действий 3-й танковой группы, уже к 11:00 «учебной бригадой была захвачена станция Дорошиха в 5 км западнее Калинина» . Затем под контролем немцев оказался и Горбатый мост.


Калининское Заволжье, северная часть города: 1 - станция Дорошиха, 2 - Горбатый мост, 3 - вагоностроительный завод, 4 - Первомайская набережная, 5 - мост через Тверцу.
http://warfly.ru

Интересно, что командный состав противостоящих немцам на северном берегу Волги полков 256-й дивизии скептически оценивал собственные навыки организации и ведения уличных боев. Так, Н. Б. Ивушкин, парторг 937-го стрелкового полка, переброшенного в северную часть Калинина из городского сада, впоследствии вспоминал:

«Опыта уличных боёв никто из наших командиров не имел. Пришлось на ходу учиться действиям в городе, овладевать тактикой, требующей быстрых решений. С улиц, простреливаемых противником, людей переместили в переулки. Использовали окна и чердаки домов для огневых точек. Продвигались вперёд, прижимаясь к стенам. Минут через 30 вырвались на Первомайскую набережную. Завязался встречный бой, в результате которого гитлеровцы были отброшены. Наши бойцы откуда-то со дворов катили на улицу бочки, тащили брёвна, снимали ворота, ломали заборы. Вскоре улица была перекрыта баррикадами».

На южном берегу Волги в середине дня 1-й батальон 113-го полка на бронетранспортёрах постепенно продавливал оборону советских частей в фабричных кварталах. Ведя тяжёлый бой, мотопехотинцы 3-й роты слева от себя увидели Волгу и ажурные пролёты Волжского моста.



Вверху: Горбатый мост (фотография начала ХХ века), внизу: Волжский мост (немецкая фотография)

Интересно, что сама 3-я рота на время оказалась в изоляции, так как основные силы 1-й танковой дивизии наступали несколько южнее, через улицу Софьи Перовской. По словам Хаупта, дальнейший ход боя выглядел следующим образом:

«Когда майор доктор Экингер со своим бронетранспортёром и двумя танками пробился к роте Файга, он увидел вокруг себя только красноармейцев и вооружённых рабочих. Теперь мост, словно магнит, притягивал его атакующих стрелков. К ним присоединился огнемётный танк, который сопровождали два танка Pz.Kpfw.III. Они подавляли пулемётные точки. Но когда обер-лейтенант Файг уже думал, что наконец-то пришло время прорваться к мосту, перед ним и его людьми внезапно оказался канал. Напротив, на восточном берегу, находились русские позиции! За ними был виден 250-метровый мост. Но перед ним был канал, за которым находился занятый противником стадион Калинина. Справа от маленькой церкви разведали переправу через канал. И повсюду - русские, русские и снова русские! Со стадиона у Волги вела огонь полевая и противотанковая артиллерия… Наконец подвезённые миномёты открыли огонь дымовыми минами по позициям противника на том берегу канала и перед ними. Обер-лейтенант Файг под прикрытием дымовой завесы пошёл в атаку по мосту через канал. Повернув направо, ему и 36 солдатам его роты удалось опередить охрану противника, преодолеть систему опорного пункта и прорвать позицию по берегу канала».


Улица Софьи Перовской, по которой немецкие части наступали в центр города (немецкое фото)

За канал немцы приняли текущую в черте города и впадающую в его историческом центре в Волгу с юга реку Тьмаку. Уничтожить два небольших моста через неё, трамвайный и автогужевой, как это часто бывает, красноармейцы просто не успели.

По советским данным, захват мостов выглядел несколько иначе. Дело в том, что части 1-й танковой дивизии прорвались, по сути, почти к штабу 30-й армии, который располагался на первом этаже здания областного УНКВД (в наши дни - корпус Тверского медицинского университета). Именно к нему отошли бойцы истребительного батальона. Участник сражения сотрудник НКВД Н. А. Шушаков так описал бой за овладение мостами:

«В связи с угрозой прорыва немцев к центру города со стороны “Пролетарки” штабная рота охраны утром 14 октября заняла оборону по реке Тьмаке, у городского сада и у здания облисполкома… В 15:00 к ним присоединилась группа бойцов истребительного батальона УНКВД под командованием майора Г. А. Митькова. Это были в основном офицеры управления, накануне участвовавшие в бою у Мигалова. Около 17:00 со стороны улицы Софьи Перовской появились немецкие танки. За танками шла пехота. Когда танки подошли к мосту через Тьмаку, со стороны Советской улицы ударила пушка. Передний танк остановился перед мостом и дал ответный выстрел. Отважную “сорокапятку” разнесло вместе с расчётом».


Район Волжского шоссейного моста: 1 - четырёхэтажный жилой дом на улице Софьи Перовской с предыдущего фото, 2 - здание школы № 6, 3 - храм Николы в Капустниках, 4 - стадион «Динамо», 5 - здание УНКВД, 6 - здание облисполкома (Путевой дворец) и городской сад вокруг него, 7 - Волжский мост, 8 - один из «фабричных кварталов», через которые прорывалась к мосту рота обер-лейтенанта Файга.
http://warfly.ru

По воспоминаниям сражавшегося в составе истребительного батальона сержанта госбезопасности Г. К. Рассадова, даже после прорыва немцами позиций на берегу Тьмаки бой не угасал:

«Кроме винтовок и карабинов, встретить танки нам было нечем. В это время из-за подбитого танка появились автоматчики. Под прикрытием пулемётного огня они заскочили в здание школы № 6 и стали бить по нам из окон второго этажа. Ведя прицельный огонь из-за решётки городского сада и здания УНКВД, мы блокировали эту группу. Потом немцы поставили пулемёт на колокольне, возвышавшейся за стадионом, и наши позиции оказались в зоне огня».

Храм Николы в Капустниках, архитектурный памятник середины XVIII века, действительно был тогдашней доминантой на местности рядом с мостом. Заняв его, немцы прекрасно видели все передвижения оборонявшихся советских частей. Возможно, позднее они наблюдали и отход по Советской улице штаба 30-й армии, прикрытый ротой охраны.


Вид на мост со стороны южного берега Волги. Слева - дощатые стены стадиона «Динамо», справа - городской сад

О продолжении боя за Волжский мост Хаупт рассказал, цитируя дневник обер-лейтенанта Файга:

«Когда дым снова рассеялся, мы достигли уже дощатых стен стадиона, и русские совершенно исчезли из поля зрения. А теперь - быстрее вперёд, к большому мосту, до него уже почти рукой подать! Окопавшиеся до этого на стадионе русские уже отошли… Выдохшись полностью, все залегли на мосту. Кабель перебили. “Быстро, на другую сторону! Встать, давай вперёд!” Для нас это были гонки со смертью. 250 метров моста были долгой дорогой! На северном берегу нам было видно орудие, пулемётный дот и позиции. По нам ударил оживлённый огонь, но останавливаться больше было нельзя».

Составители журнала боевых действий 3-й танковой группы внесли в документ гораздо более лаконичную запись:«Шоссейный мост в Калинине после тяжёлого боя был захвачен в 16:30, заложенное взрывное устройство удалено».

Заветный мост

Немцам в очередной раз в кампании 1941 года достался неповреждённым очень важный шоссейный мост. Конечно, советских сапёров, минировавших его и не успевших уничтожить, можно понять. По мосту активно передвигались части Красной армии, он обеспечивал транспортную связность обороны города (так, днём 14 октября по нему переходили Волгу подошедшие из городского сада бойцы 937-го стрелкового полка, отправляясь защищать северную часть города), и преждевременный подрыв мог существенно ослабить позиции обороняющихся войск. С другой стороны, захват моста немцами стал настоящей катастрофой для всей системы советской обороны.


Танки Pz.Kpfw.III и мотопехота 1-й танковой дивизии вермахта неторопливо продвигаются по Советской улице

По словам Н. Б. Ивушкина, «немцы бросили несколько танков с десантом автоматчиков через Волжский мост на Первомайскую набережную. Они шли навстречу своим частям, двигавшимся со стороны вагоностроительного завода» . Таким образом, 937-й полк попросту мог попасть в окружение с туманными перспективами манёвренного боя против заведомо более мобильных частей противника. В этих сложных условиях советские части были вынуждены отойти к впадавшей в Волгу с севера реке Тверце, пытаясь удержать позиции на её берегах.

Журнал боевых действий 30-й армии почти дословно подтверждает слова политработника:

«На северном берегу наступление немцев сдерживалось упорным сопротивлением частей 256-й стрелковой дивизии, но с выходом противника к шоссейному мосту через Волгу дал ему возможность бросить несколько танков и автоматчиков в тыл нашим войскам, действующим на северном берегу. В результате наши части начали отход к Тверецкому мосту, где к 18:00 заняли оборону».

Ивушкин обозначил местоположение частей и подразделений даже несколько конкретнее: 3-й батальон закрепился на правом берегу Тверцы, 2-й батальон - на левом, по Затверецкой набережной. 934-й стрелковый полк дивизии отошёл на рубеж Николо-Малица и севернее, имея задачу совместно с подошедшим 16-м пограничным полком НКВД не допустить прорыва противника по Ленинградскому шоссе на Торжок.

В свою очередь, части 5-й стрелковой дивизии отходили из охваченных огнём городских кварталов на тогдашние юго-восточные окраины Калинина. Измотанные тяжёлыми боями части, истощив и без того далеко не безграничный боезапас, двигались по направлению к Московскому шоссе. Вместе с ними отступали бойцы истребительного батальона и ополчения.

В описании боевого пути 5-й стрелковой дивизии, созданном намного позже происходивших событий, отступление из города упомянуто достаточно лаконично: «В ночь на 15 октября 1941 года под натиском превосходящих сил пехоты и танков противника, сильным воздействием авиации, дивизия отошла на восточную окраину г. Калинина» . Комиссар дивизии П. В. Севастьянов отмечал:

«На окраине Калинина, у знаменитого элеватора с его железобетонными стенами и удобными бойницами, мы и зацепились. Оставить его - значило отдать немцам Московское шоссе. Полки закрепились здесь с намерением держаться до последнего и принялись строить оборону, в особенности - противотанковую» .

Только к этому времени на помощь стрелковым полкам пришёл наконец 27-й артиллерийский полк. Поддержка его орудий очень пригодилась в последующих боях за город.


Взятие Калинина не стало для немцев лёгкой прогулкой. Сбросив с постамента памятник Ленину на одноимённой площади, захватчики водрузили на его место наспех сделанную свастику. На самой же площади разбили кладбище для погибших солдат и офицеров вермахта. Считается, что здесь хоронили наиболее отличившихся из них. Удивительна тяга немцев к украшению своих погребений: пальмы, выставленные в кадках прямо в снег, наверняка сразу погибли. Впрочем, кладбище оккупантов просуществует ненамного дольше

Активность авиации с обеих сторон в течение дня была достаточно высокой. Записи в журнале боевых действий советского 6-го истребительного авиакорпуса ПВО о действиях немецких ВВС сообщают, что «противник активно ведёт разведку в прифронтовой полосе, производя попутно бомбометание по подходящим резервам, скоплениям наших наземных войск, местам погрузки и выгрузки» . Советские авиачасти также не оставались в долгу. Документы 3-й танковой группы красноречиво свидетельствуют: «сильные воздушные налёты противника приводят к существенным потерям» .

Итогом тяжёлых для обеих сторон боев 14 октября стало установление немцами контроля над большей частью Калинина. Вермахт захватил важный плацдарм и транспортный узел, что на протяжении многих последующих дней обеспечило предсказуемость намерений советского командования на калининском направлении. Город требовалось отбивать, а пока его ждали два месяца оккупации…

Источники и литература:

  1. NARA. Т 313. R 231.
  2. NARA. Т 315. R 26.
  3. Ивушкин Н. Б. Место твоё впереди. - М.: Воениздат, 1986.
  4. На правом фланге Московской битвы – Тверь: Московский рабочий, 1991.
  5. Скрытая правда войны: 1941 год. Неизвестные документы. - М.: Русская книга, 1992.
  6. Хаупт В. Сражения группы армий «Центр». - М.: Яуза-Эксмо, 2006.
  7. https://pamyat-naroda.ru.
  8. http://warfly.ru.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!